Научная статья на тему 'Если ребенок заикается'

Если ребенок заикается Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4318
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ (ТНР) / ЗАИКАНИЕ / ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ / ВИДЫ СУДОРОГ ПРИ ЗАИКАНИИ / ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ / ЛОГОФОБИЯ / ПРАВИЛА РЕЧИ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ / SEVERE SPEECH DISORDERS / STUTTERING / STUTTERING FORMS / TYPES OF SEIZURES IN STUTTERING / STUTTERING CAUSES / LOGOPHOBIA / SPEECH RULES FOR STUTTER ELIMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Архипова Елена Филипповна

В статье рассматривается вопрос психолого-педагогической поддержки и помощи детям с тяжелыми нарушениями речи, а именно с заиканием. В дошкольной образовательной организации (ДОО) может находиться заикающийся ребенок, получающий дошкольное образование на условиях инклюзивного образования на основе адаптированной образовательной программы (АОП ДО) в комбинированной группе (инклюзивной). В статье рассматриваются вопросы, касающиеся времени возникновения заикания, форм проявления заикания, основные причины, вызывающие это тяжелое речевое нарушение. Приводятся основные симптомы, проявляющиеся при разных формах заикания, а также варианты течения заикания. Рассматривается лечебно-педагогический комплекс, рекомендуемый для преодоления заикания. Практическое значение для педагогов ДОО и родителей детей с заиканием имеют приведенные в статье «правила речи» для заикающегося. Выполнение и соблюдение в дальнейшем «правил речи» необходимо для устранения заикания и формирования у детей нового навыка плавной речи. Полезными могут быть и советы для педагогов и родителей, оказывающих детям с заиканием психолого-педагогическую помощь и поддержку в ходе комплексной коррекционной работы. Так как заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающих не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности ребенка соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, личностную и другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его исправить. Раннее выявление заикания и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

If Your Child Stutters

The article discusses psychological and pedagogical support of, and care for children with severe speech disorders, i.e. stuttering. A preschool educational organization may have to take care of a stuttering child who is receiving pre-school education inclusively in a combined (inclusive) group based on an adapted educational program. The article deals with questions concerning the time when stuttering occurred, the forms in which stuttering was expressed and the main causes of this severe speech disorder. It provides basic symptoms that are manifest in various forms of stuttering, as well as different directions in which stuttering develops. It considers a therapeutic and pedagogical complex to be recommended in order to overcome stuttering. Of practical significance to preschool center teachers and parents of children with stuttering are ‘the speech rules’ which the article offers for stuttering children. Implementation and further compliance with “the speech rules” are necessary to eliminate stuttering in children and to form a new fluent speech skill. Useful tips are also offered to teachers and parents who provide psychological and pedagogical help and support to children with stuttering during their complex remedial work. Since stuttering is one of the most persistent severe speech disorders, affecting not only speech, but also other spheres the somatic, neurological, psychological, motor, personal and others in a child’s life, it may be concluded that stuttering is easier to prevent than to correct. Early detection and prevention of stuttering and preventive psychological and pedagogical help by teachers and doctors can stop the further progression of stuttering.

Текст научной работы на тему «Если ребенок заикается»

Е. Ф. Архипова

Если ребенок заикается

Архипова Елена Филипповна - доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии дефектологического факультета МПГУ (Москва, Россия)

В статье рассматривается вопрос психолого-педагогической поддержки и помощи детям с тяжелыми нарушениями речи, а именно с заиканием. В дошкольной образовательной организации (ДОО) может находиться заикающийся ребенок, получающий дошкольное образование на условиях инклюзивного образования на основе адаптированной образовательной программы (АОП ДО) в комбинированной группе (инклюзивной). В статье рассматриваются вопросы, касающиеся времени возникновения заикания, форм проявления заикания, основные причины, вызывающие это тяжелое речевое нарушение. Приводятся основные симптомы, проявляющиеся при разных формах заикания, а также варианты течения заикания. Рассматривается лечебно-педагогический комплекс, рекомендуемый для преодоления заикания. Практическое значение для педагогов ДОО и родителей детей с заиканием имеют приведенные в статье «правила речи» для заикающегося. Выполнение и соблюдение в дальнейшем «правил речи» необходимо для устранения заикания и формирования у детей нового навыка плавной речи. Полезными могут быть и советы для педагогов и родителей, оказывающих детям с заиканием психолого-педагогическую помощь и поддержку в ходе комплексной коррекционной работы. Так как заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающих не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности ребенка - соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, личностную и другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его исправить. Раннее выявление заикания и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания.

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи (ТНР), заикание, формы заикания, виды судорог при заикании, причины заикания, логофобия, правила речи для устранения заикания.

Elena F. Arkhipova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Speech Therapy Department, Faculty of Defectology, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)

The article discusses psychological and pedagogical support of, and care for children with severe speech disorders, i.e. stuttering. A preschool educational organization may have to take care of a stuttering child who is receiving pre-school education inclusively in a combined (inclusive) group based on an adapted educational program. The article deals with questions concerning the time when stuttering occurred, the forms in which stuttering was expressed and the main causes of this severe speech disorder. It provides basic symptoms that are manifest in various forms of stuttering, as well as different directions in which stuttering develops. It considers a therapeutic and pedagogical complex to be recommended in order to overcome stuttering. Of practical significance to preschool center teachers and parents of children with stuttering are 'the speech rules' which the article offers for stuttering children. Implementation and further compliance with "the speech rules" are necessary to eliminate stuttering in children and to form a new fluent speech skill. Useful tips are also offered to teachers and parents who provide psychological and pedagogical help and support to children with stuttering during their complex remedial work. Since stuttering is one of the most persistent severe speech disorders, affecting not only speech, but also other spheres - the somatic, neurological, psychological, motor, personal and others in a child's life, it may be concluded that stuttering is easier to prevent than to correct. Early detection and prevention of stuttering and preventive psychological and pedagogical help by teachers and doctors can stop the further progression of stuttering.

Keywords: severe speech disorders), stuttering, stuttering forms, types of seizures in stuttering, stuttering causes, logophobia, speech rules for stutter elimination.

If Your Child Stutters

Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях (ДОО) все активнее внедряется в практику. В группы дошкольной образовательной организации зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К этой категории относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

После обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) оформляется заключение и рекомендации по организации образовательного маршрута для ребенка. В заключении психолого-медико-педагогической комиссии формулируются выводы: нуждается ли этот ребенок в создании специальных образовательных условий в дошкольной образовательной организации (ДОО) или специальных образовательных условий не требуется.

В зависимости от сложности нарушения и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ в рекомендации ПМПК указывается вид адаптированной программы для такого ребенка, которая должна быть разработана в ДОО и по которой он будет получать образование. Возможны варианты рекомендаций по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ. Коррекционно-развивающая работа для детей с ОВЗ должна быть реализована в группах ДОО компенсирующей или комбинированной направленности.

В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ реализуется адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (АООП ДО). Вся группа детей с ОВЗ будет осваивать разработанную для них одну адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования.

В группах же комбинированной направленности должны реализовываться две программы. Общая основная образовательная программа ДОО предназначается для основного состава детей комбинированной группы.

Для каждого ребенка с ОВЗ, включенного в комбинированную группу на основе инклюзивного образования, на базе общей основной образовательной программы дошкольного образования должна разрабатываться и реализовываться адаптированная образовательная программа (АОП ДО). Это и будет инклюзивное образование детей с ОВЗ в комбинированной группе.

К группе детей с ОВЗ относятся следующие категории: глухие, позднооглохшие и сла-

бослышащие; слепые и слабовидящие; дети с тяжелыми нарушениями речи; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройствами аутистического спектра (ранее это называлось РДА - ранний детский аутизм); со сложными дефектами.

Заикание - тяжелое нарушение речи

В учебниках по логопедии приводится следующее определение этого речевого дефекта. Заикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

К органам речевого аппарата относятся:

• дыхательный отдел и его основная мышца - диафрагма;

• голосовой отдел и его основная мышца -голосовые складки;

• артикуляционный отдел, к которому относятся губы, язык, мягкое небо и другие органы.

Заикание возникает из-за судорог в мышцах речевого аппарата. Судороги могут локализоваться у одних детей с заиканием в артикуляционном отделе, у других - в голосовом или в дыхательном отделе. По типу судорог, периодически возникающих в процессе речевого общения в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническая, тоническая, смешанная форма заикания.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания - клоническая, при которой возникают запинки в речи - повторяются звуки или слоги. На этой стадии своевременная и адекватная психолого-педагогическая помощь ребенку может остановить дальнейшее развитие заикания. Комплексная психолого-педагогическая помощь ребенку должна оказываться не только специалистом, но и родителями и педагогами ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальный педагог, воспитатель). Выполнение всеми участниками определенного «речевого режима», «правил речи» и соблюдение коррекционных рекомендаций в отношении психоэмоциональных нагрузок будет способствовать снижению частоты и активности судорог, провоцирующих запинки в речи.

Если ребенок с клонической формой заикания не получил комплексной психолого-педагогической помощи, то запинки закрепляются и

ОСОБЫЙ РЕБЕНОК

формируется стойкий патологический стереотип речи с запинками. И тогда со временем кло-ническая форма заикания переходит в более тяжелую форму - тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки и паузы в начале или середине слова. Эта стадия говорит о том, что у ребенка заикание возникло давно, и он не получал специальной психолого-педагогической помощи, направленной на профилактику заикания. У ребенка уже сложился стойкий патологический стереотип речи с запинками. Для устранения такого заикания требуется уже комплексный медико-психолого-педагогический подход и лечение на протяжении длительного времени. Поэтому у специалистов в этой области есть положение: заикание легче предупредить, чем устранить.

Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог). Этот вид заикания свидетельствует о наличии двух видов судорог и о том, что заикание переходит в более серьезную стадию и закрепляется, что свидетельствует о прогрессировании этого тяжелого нарушения речи.

Заикание является очень сложным дефектом речи, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов и пауз в середине слова. Заикание может проявляться в виде частых остановок или в нерешительности начать говорить. Заикание препятствует полноценному речевому общению ребенка с окружающими.

Кроме разнообразных речевых судорог, у заикающихся детей встречается и другая патологическая симптоматика: нарушение темпо-ритмической организации в общей моторике. Могут быть сопутствующие или даже насильственные движения в скелетной мускулатуре, уловки, помогающие ребенку скрыть запинки и ритмизировать речь. Например, если ребенок делает запинки на первом звуке «п» в слове папа, то он ищет другое слово без звука «п» и заменяет другим словом - отец. Постепенно появляется психологическая фиксированность на своем дефекте. С этого момента может появиться страх перед говорением - логофобия, которая появится уже к концу дошкольного возраста.

Заикание может возникнуть в любом возрасте у детей и взрослых. Наиболее часто у детей заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Некоторые дети с бурным развитием фразовой речи могут начать заикаться в возрасте

2-3 лет. У детей с поздним общим развитием речи заикание может возникнуть после 4-5 лет. В любом случае заикание появляется у некоторых детей в период формирования фразовой речи, когда речь становится средством общения.

Причины заикания

К ним относится большой ряд неблагоприятных факторов: бурное и ускоренное развитие речи, физическая истощенность ребенка, недостаточность развития общей моторики, неблагоприятный психологический и эмоциональный климат в окружении ребенка и др.

Кроме того, есть непосредственно предрасполагающие причины. К ним можно отнести органические поражения центральной нервной системы различного генеза, наследственная предрасположенность к заиканию, неврозы детей, спровоцированные неправильным воспитанием и отношением к ребенку, невротические проявления у родителей, которым ребенок подражает и многие другие.

Еще есть причины непосредственно вызывающие или провоцирующие возникновение заикания. Эти причины подразделяются на две группы: физиологические и психосоциальные.

К физиологическим причинам можно отнести общее недоразвитие речи, последствия перинатальной патологии нервной системы, длительные и хронические заболевания ребенка, черепно-мозговые травмы разной степени тяжести, интоксикации и др.

К психосоциальным причинам относят: стрессы, психические травмы, полученные ребенком, переучивание ребенка-левши на использование только правой руки, подражание заикающимся из близкого окружения (родители, другие члены семьи, друзья и знакомые), перегрузка речевым материалом, ускоренные темпы речи окружающих ребенка взрослых и др.

Заикание, в зависимости от причин, вызывающих этот тяжелый речевой дефект, бывает невротическим, неврозоподобным или органическим. Внешние проявления заикания очень похожие, но причины у трех видов заикания разные и подходы к устранению разных видов заикания тоже будут разными.

Невротическое заикание у детей возникает бурно, стремительно, на фоне повышенной эмоциональности ребенка и раннего развития речи, опережающего возрастные нормы.

У такого ребенка очень быстро накапливается словарь, формируется грамматический строй речи, проявляется повышенная речевая активность, хорошая слуховая память, быстрое запоминание стихотворений. В трехлетнем возрасте у детей происходит развитие координационной системы речевых движений. В это же время начинает формироваться и вербальное мышление. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью.

Нарушение темпо-ритмической организации речи может быть обусловлено эмоциональным и двигательным перевозбуждением. Риск развития заикания у возбудимого ребенка с хорошим речевым развитием гораздо выше, чем у спокойного и медлительного ребенка. Заикание у детей может возникнуть и в результате очень строгого воспитания, повышенных требований к ребенку, больших речевых нагрузках, не соответствующих возрасту ребенка.

Иногда заикание возникает как подражание запинкам в речи какого-то другого ребенка или при настойчивых попытках переучить левшу в детском возрасте на пользование преимущественно правой рукой. В результате появляются ускоренный темп речи и запинки в речи, которые затем закрепляются и перерастают в заикание.

Неврозоподобное заикание у детей развивается постепенно в соответствии с замедленным речевым развитием. Чаще эта категория детей с общим недоразвитием речи, у которых медленно обогащается словарный запас, поздно появляется фразовая речь, с большим трудом формируется грамматический строй речи родного языка, снижена слуховая память. В этом случае и общее недоразвитие речи, и заикание имеют одну природу - перинатальное поражение нервной системы. У такого ребенка заикание может появиться, когда у него начинает развиваться фразовая речь.

Органическое заикание у детей является следствием органического поражения мозга во внутриутробный или родовой период, а также и в другие возрастные периоды жизни ребенка. Некоторые виды заикания передаются по наследству. Этот вид заикания течет однообразно без рецидивов (без обострений). При таком заикании логофобия (страх речи) не развивается. Ребенка не беспокоит его заикание, оно не мешает ему при речевом общении.

Течение заикания у детей может быть различным, например, может развиться постоянный тип течения заикания. При этом типе за-

икания ребенок проявляет запинки в речи во всех речевых ситуациях.

При волнообразном типе течения заикания у ребенка бывают периоды, когда запинки в речи не проявляются. И появляется ложное предположение, что заикание исчезло. Чаще всего заикание вновь «неожиданно» возвращается и, как правило, в более сильной степени.

При рецидивирующем типе течения возникают обострения заикания, что чаще всего бывает в осенне-весенний период. Каждое обострение сопровождается усилением степени заикания и усилением других сопутствующих патологических симптомов.

Поэтому для определения путей профилактики или способов избавления от заикания необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи. Для этого специалисты проводят комплексное обследование и определяют клонические или тонические судороги провоцируют прерывание речи необоснованными паузами. При обследовании можно выявить наследственную предрасположенность к заиканию, неправильное воспитание ребенка, психотравмирующие ситуации и другие значимые факторы. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу коррекционных логопедических занятий с ребенком.

Кроме занятий специалистов важно, чтобы и в детском саду и дома поддерживался коррек-ционный речевой режим: соблюдались «правила речи» и коррекционные рекомендации в отношении психоэмоциональных нагрузок. К таким рекомендациям, которые определяет специалист, занимающийся с заикающимся ребенком, относятся: «режим молчания», «режим ограничения речи», «щадящий речевой режим», «специальный охранительный режим» и многие другие.

Рекомендации создания коррекционного режима для заикающегося ребенка следует выполнять и в ДОО, и дома. Соблюдение рекомендаций, как родителями, так и педагогам, будет способствовать устранению заикания и выработке навыка правильной плавной речи.

Правила речи

для заикающихся детей

Воспитатели, педагоги и родители должны овладеть этими правилами речи и демонстрировать заикающемуся ребенку правильные

ОСОБЫЙ РЕБЕНОК

образцы речи. Говорить следует в замедленном темпе и спокойно, четко проговаривать все гласные звуки. При произнесении гласных надо четко их артикулировать и открывать рот. Не следует говорить через стиснутые зубы. Все гласные звуки должны произноситься с четкой и активной работой губ. Например, для звука «и» губы растянуты в стороны и в улыбку, для звука «у» губы складываются в трубочку, для звука «о» губы собираются в хоботок.

Во время речи следует опираться на гласные звуки и произносить их не редуцированно (сокращенно), а с акцентом и четко, а вот согласные звуки, наоборот, следует произносить легко, поверхностно и без акцента на них. Согласные звуки произносятся на выдохе. Перед высказыванием следует продумать, что хотелось бы сказать, какой задать вопрос, какую подать реплику.

Рекомендуется смотреть в глаза собеседнику, человеку, к которому обращаешься. При ответе на вопрос также следует сначала увидеть глаза того, кто задал вопрос, не торопиться, подумать и дать ответ.

Надо выбирать оптимальную громкость голоса во время речи. Не следует говорить тихо и очень громко. Во время речи необходимо следить за осанкой, положением головы и конечностей. Если говорить приходится стоя, то необходимо стоять ровно, ноги должны быть расставлены на ширину плеч. Если говорить приходится сидя, то ноги не должны быть перекрещены под столом, а также должны находиться расставленными в положении на ширину плеч. Сидеть также надо с прямой спиной, с опорой на спинку стула, плечи при этом должны быть опущены. Кисти рук не должны быть сжаты в кулаки. Не рекомендуется запрокидывать голову назад к спине и опускать подбородок на грудь, подбородок относительно шеи должен быть под прямым углом.

Начинать говорить надо на выдохе. Не рекомендуется говорить высоким голосом, а по возможности тон голоса понижать. Если первое слово предложения начинается с гласного звука, то начинать надо тихо и несколько пониженным тоном голоса.

Длинную фразу следует делить на смысловые отрезки. Каждый такой отрезок произносить нужно как короткую фразу. Между отрезками фразы рекомендуется соблюдать паузы. Чтобы речь была спокойной и уверенной, нужно растягивать произношение первых гласных в предложении и связывать все слова предложения между собой.

Очень важным средством выразительности речи является использование интонационных средств: пауз, логического ударения, выразительных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, четкой дикции, неторопливого темпа речи и мягкого тембра голоса.

Большая роль в речевой коммуникации отводится кинесике. Это разнообразные выразительные жесты, мимические движения, улыбка и др. Заикающимся, у которых нарушается речевая коммуникация, важно дать дополнительные средства выразительности речи.

Чтобы успешнее проводилась коррекцион-ная работа с заикающимся ребенком по выработке у него новых правильных навыков плавной и выразительной речи, нужно соблюдать следующие условия.

Советы для педагогов и родителей

Если ребенок заикается, то ему нельзя делать замечания со словами говори хорошо, говори медленно, расслабься, вдохни перед началом речи и другие замечания, касающиеся его речи. При ребенке не следует говорить, что он «заикается». Если заикающийся ребенок посещает группу в ДОО, то воспитатели не должны при других детях обращать внимание на сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него слова, которые он не может договорить из-за заикания. Если сам воспитатель не обратит внимания на запинки в речи ребенка, то другие дети не заметят проблемы.

Воспитатель должен предупреждать и не допускать, чтобы дети дразнили ребенка, обзывали, исключали из общих игр. Во время разговора надо давать заикающемуся ребенку почувствовать, что внимательно и спокойно слушают то, о чем он говорит. При этом совсем не обращают внимания на то, как ребенок говорит. Надо дать возможность договорить ребенку, не перебивать и не торопить его речь. Надо поддерживать постоянный зрительный контакт с ребенком и терпеливо ждать пока заикающийся закончит свое высказывание.

Не рекомендуется задавать много вопросов ребенку. Речь воспитателя и родителей с ребенком при заикании должна быть неспешной («ленивой»). Заикающегося ребенка нужно поощрять и хвалить как можно чаще и как можно естественней, даже если у него что-то не получается. При этом не рекомендуется гладить ребенка по голове и вообще трогать его

голову. При занятиях с заикающимся ребенком надо учитывать его интересы и поддерживать его инициативу в игре. Не следует требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей. Надо принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания состоит из двух блоков. Первый блок направлен на лечебно-оздоровительные мероприятия. Эти мероприятия организует врач, который проводит лечение специальными медикаментами, назначает лечебные процедуры, лечебную физкультуру и др.

Второй блок посвящен коррекционно-педа-гогическому воздействию. В этом воздействии принимают участие все участники педагогического коррекционного процесса в ДОО, а также родители заикающегося ребенка. Основную коррекционную работу проводят логопеды и психологи. Обязательными и регулярными должны быть логоритмические занятия. Все педагоги ДОО осуществляют психолого-педагогические коррекционные мероприятия по рекомендациям логопеда, психолога и врачей.

Так как заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающим не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности ребенка - соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, личностную и другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его исправить.

Поэтому раннее выявление заикания и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания. ■

Литература

1. Белякова Л.И. Основные логопедические технологии, формирование плавной речи у заикающихся // Дефектология. - 2001. - №4. - С. 49-53.

2. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы: [Электронный ресурс] / А.И. Богомолова // www.pedlib

3. Борисова ЕА. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы.

4. Волкова ГА. Логопедическая ритмика. -М.: Владос. - 2002. - 272 с.

5. Ворошилова Е.Л. Система работы с заикающимися дошкольниками // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2006. - №2. - С. 30.

6. Гегелия НА. Родителям о заикании детей и подростков // Дефектология. - 1998. - №4. - С. 88-93.

7. Гладковская Л.М. Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми 5-6 лет // Логопед. - 2008. - №1. - С. 49-56.

8. Гладковская Л.М. Подгрупповые комплексные занятия для старших дошкольников, страдающих заиканием // Логопед. - 2008. -№8. - С. 60-67.

9. Гончарова Н. Коррекция заикания // Дошкольное воспитание. - 2005. - №3.- С. 59.

10. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритми-ческой организации детской речи как способ профилактики заикания // Логопед. - 2005. -№6. - С. 28-32.

11. Калягин В. Если ребенок заикается. -СПб.: Питер Ком. - 1998. - 186 с.

12. Картушина М.Ю. Конспекты лого-ритмических занятий с детьми 6-7 лет. - М.: Сфера. - 2006. - 192 с.

13. Комплексный метод преодоления заикания у детей в условиях санатория: [Электронный ресурс] / www.kved // Курортные ведомости. -2009. - № 1 (52).

14. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. - М.: Эксмо-пресс, 2002.

15. Набиева Т.Н. Заикание: обзор зарубежной и отечественной литературы // Дефектология. - 1998. - №4. - С. 30.

16. Рождественская В.И. Игры и упражнения для исправления заикания.- М.: Просвещение. - 1978. - 64 с.

17. Руденко И.И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - №1. - С. 14-17.

18. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: Владос, 2000. - 208 с.

19. Сикорский ИА. Заикание. - М.: Аст-рель. - 2005. - 192 с.

20. Скрыпник И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием // Дошкольное воспитание. -1996. - №5. - С. 2-10.

21. Скрыпник И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием // Дошкольное воспитание. -1996. - №6. - С. 40-46.

Статья поступила в редакцию 7.07.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.