Научная статья на тему 'Эсхатология в кумранских рукописях'

Эсхатология в кумранских рукописях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
453
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эсхатология в кумранских рукописях»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Димитрий Юревич

Эсхатология в кумранских рукописях

Опубликовано: Христианское чтение. 2006. № 26. С. 111-122

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

Ol \ КУМРАНОКАЯ литердтурА

эсхатология в кумрлнских рукописях*

Современный взгляд на происхождение кумранских рукописей

Адекватное раскрытие эсхатологических идей в кумранских рукописях в немалой степени зависит от правильного ответа на вопрос о происхождении кумранских свитков.

Находка в 1947 году в Иудейской пустыне на западном берегу Мертвого моря вблизи развалин поселения Кумран манускриптов, датированных I веком до P. X., сразу привлекла внимание ученых и широкой общественности. В ходе экспедиций 1951-1956 годов в 11 пещерах на разном расстоянии от Кумрана было обнаружено 10 хорошо сохранившихся свитков и около 25 тысяч фрагментарных обрывков, многие из которых не превышали по размеру почтовую марку. Первоначально, когда свитки были неповрежденными, в древней библиотеке находилось не менее тысячи манускриптов. В настоящее время из обрывков путем сложного анализа и сопоставления удалось выделить около 900 фрагментов древних текстов.1 В 4-ой пещере было найдено максимальное количество фрагментов — около 15 тысяч.2 Рукописи написаны преимущественно на древнееврейском и арамейском языках, немногие — по-гречески.

Из первых семи найденных и опубликованных рукописей две представляли собой тексты библейских книг (Великий свиток книги Исаии, lQIsa), Малый свиток книги Исаии, lQIsb), один — агадические обработку библейского повествования (Апокриф книги Бытия, lQapGen), а по крайней мере четыре (Устав общины, 1QS, Комментарий на книгу Аввакума, lQpHab, Благодарственные гимны, 1QH, Свиток войны, 1QM) содержали явные признаки того, что они были написаны членами какой-то иудейской сектантской организации, предположительно — ессейско-го толка.

В начале 1950-х годов была сформирована международная группа из 8 молодых ученых, которые имели право монопольного доступа к найденным свиткам и фрагментам. В их задачу входило восстановление рукописей путем сопоставления тысяч обрывочных фрагментов и подготовка их к публикации.3 Работа пошла крайне медленно: с 1955 года, когда был опубликован первый том официального издания кумранских текстов, и до 1977-го было опубликовано всего лишь шесть томов в серии «Открытия в Иудейской пустыне» (Discoveries in the Judean Desert, сокращенно DJD), или лишь 20% от числа всех восстановленных текстов. После 1977 года публикация рукописей фактически приостановилась.

* Доклад на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви». Москва, 14-17 ноября 2005 г.

1 Ahegg M., Flint P., Ulrich E. The Dead Sea Scrolls Bible. The Oldest Known Bible Translated for the First Time into English. San-Francisco, 1999, p. xv.

2 Wise M., Abegg M., Cook E. The Dead Sea Scrolls: A New Translation. [San Francisco, 1999,] p. 5.

3 Wise M., Abegg M., Cook E, p. 6.

ХРИОТИАНОКОб чтение 26 2006

Между тем основные работы по реконструкции рукописей завершились уже к 1960 году. Основных причин в задержке публикации было две: во-первых, исследователи уклонились от первоначально поставленной задачи публикации текста и старались публиковать тексты вместе с обширным анализом их содержания, что являлось следующим уровнем работы и отнимало на порядок больше сил. Другой причиной стало то, что монопольный характер доступа был удобен для узкой группы привилегированных исследователей.4

Именно в этот период, когда большинство ученых могли довольствоваться лишь частью открытых манускриптов, распространяется как общепринятая точка зрения, будто все без исключения свитки написаны членами секты, предположительно жившей в Кумране и условной названной «кумранская община».

Ситуация резко изменилась после того, как в 1991 году кумранские манускрипты были опубликованы полностью. Анализ содержания текстов показал, что далеко не все из них имеют формальные признаки сектантского происхождения; более того, даже сектантские свитки носят различный характер. 33% кумранских свитков идентифицируются как сектантские, 29% манускриптов являются библейскими текстами, еще 25% не имеют признаков сектантского влияния и не относятся к библейским (небиблейские несектантские), а содержание остальных 13% текстов установить невозможно из-за сильного повреждения текста.5 Рукописи датируются периодом от середины III века до Р. X. до начала I века после Р. X.

Переосмысление деятельности первых археологов, изучавших Кум-ран и новые исследования этого места в 1998 году Й. Хришфельдом (У1гЬаг Шгвс^^еЫ) поставили под сомнение само существование в Кумране ка-кой-либо сектантской общины монашеского типа.6 Новые артефакты и неучтенные, но известные прежним исследователям данные, говорят в пользу того, что на месте Кумрана было либо фортифицированное фео-

4 Там же, р. 7.

5 Schiffman L. Н. Reclaiming the Dead Sea Scrolls. N. Y., 1994, p. 34.

6 Hirschfeld Y. Early Manor Houses in Judea and the Site of Khirbet Qumran // Journal of Near Eastern Studies, 1998, 57, p. 3. См. также: Hirschfeld Y. Qumran in the Second Temple Period: Reassessing the Archaeological Evidnce // LA, 2002, 52, p. 2477296.

Основные работы других авторов, выражающих альтернативную точку зрения: Golb N. Khirbet Qumran and the Manuscript Finds of the Judaean Wilderness // Methods of Investigation of the Dead Sea Scrolls and the Khirbet Qumran Site: Present Realities and Future Prospects. Ed. Michael O. Wise, Norman Golb, John J. Collins, and Dennis G. Pardee (Annals of the New York Academy of Sciences, 722). N. Y., 1994, p. 51-72. Golb N. Who wrote the Dead Sea Scrolls? [N. Y., 1995.] Donceel R, Donceel-Voute P. The Archaeology of Khirbet Qumran // Methods of Investigation of the Dead Sea Scrolls and the Khirbet Qumran Site: Present Realities and Future Prospects. Ed. Michael O. Wise, Norman Golb, John J. Collins, and Dennis G. Pardee (Annals of the New York Academy of Sciences, 722). N. Y., 1994, p. 1-38. Donceel-Voute P. Les ruines de Qumran reinterpretees // Archaeologia, 1994, #298, p. 24-35. Humbert J.-B. L'espace sacre a Qumran // Revue Biblique, 1994, pp. 101-102, 161-214. Crown A., Cansdale L. Qumran - Was It an Essene Settlement? // Biblical Archaeology Review 1994, 20, pp. 24-36, 73-78.

На русском языке подробный обзор истории исследований и проблематику современного состояния вопроса см. в книге Юревич Д., свящ. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. СПб., 2004, с. 9-56.

КуЛЛРАНСКАЯ литерлтурл

дальное поместье, либо иной защищенный объект, связанный в мирное время с земледелием и торговлей. Это является археологическим подтверждением вышеуказанной новой классификации кумранских рукописей по их происхождению.

Поэтому при анализе эсхатологических идей в кумранских рукописях следует различать, с одной стороны, эсхатологию в сектантских рукописях, с другой — в рукописях, называемых «несектантскими» и имеющих происхождение из широкой среды палестинского иудаизма периода позднего Второго храма. При этом, конечно, нельзя забывать о том, что понятие «секты» имело тогда значение «религиозное движение» и не исключало возможности влияния «секты» на другие религиозные движения и разнообразные круги верующих.

Библейские истоки

Воззрение на мировую историю как линейный процесс, начавшийся сотворением мира и имеющийся завершиться определенной целью, коренится в ветхозаветном учении. Для указания на эсхатологическую реальность в Священном Писании Ветхого Завета используются следующие выражения.

□"ТТЛ пппк ['ахарит Ьайамим] «последние дни» означало в библейском словоупотреблении, прежде всего, отдаленное будущее Израильского народа. Например, во Второзаконии 31:29, когда Моисей предсказывает, что израильтяне уклонятся от чистоты веры, или у Иеремии в 23:20, обещающего от имени Божиего наказание иерусалимским лжепророкам, в 30:24, где дается обетование возвращения из плена и восстановления давидовой династии, в других местах у этого пророка (48:47 и 49:39), а также у пророка Осии (3:5).

Однако более важным является иной смысл, присущий данному библейскому выражению. Взирая на события ветхозаветной истории с точки зрения Нового Завета, нетрудно видеть, что речь идет еще не об эсха-тоне в нашем современном понимании — как конце человеческой истории, — а о периоде прихода Мессии. В частности, первое библейское употребление данного выражения в книги Бытия при благословении Иаковом своих сыновей (Быт. 49:1), затем — в пророчестве Валаама о приходе Мессии от Израиля (Числ. 24:14), во Второзаконии 4:30 в речи Моисея народу Израилеву, в книгах пророков Исаии и Михея, описы-

Вид на кумранские пещеры и развалины Кумрана

ХРИСТИАНСКОЕ чтение 26 2006 'д^

вающих образ горы Господней, которая возвысится над всеми народами, и под которой христианское толкование понимает предызображение Церкви (Ис. 2:2; Мих. 4:1), указывают на мессианское время. Мессианское значение имеют «последние дни* и в книге пророка Даниила — как при истолковании сна Навуходоносора (Дан. 2:28), так и при символическом описании смены мировых империй (Дан. 8:19; ср. 10:14).

Собственно эсхатологический смысл, предвещающий отдаленное преображение мира и суд Господень посредством ближайших исторических событий, выведенный через образ языческого царя Гога земли Магог, находится в 8-ой главе книги Иезекииля. От кровавых картин воинственных сражений пророк, конечно же, стремится перенести мысль читателя к духовной брани со злом в «последние дни» (Иез. 38:8, 16). Это — время особой войны и особого торжества Божиего промысла.

Подобным двояким образом эсхатологический смысл передается другим библейским выражением — тгр'пг [йом яЬвэ] «день Господень». У пророка Исаии он наступает именно в «последние дни» (Ис. 2:12), однако его сопровождает не радость наступления мессианского царства, а грозный суд Божий над нечестивыми и грешниками: «Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, — и оно будет унижено* (Ис. 2:2, 12), причем под «гордым» и «высокомерным» понимается прежде всего идолопоклонство (Ис. 2:19-21). У Амоса этот день также предстает как всеобщее возмездие Господа за нечестие: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он — тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния* (Ам. 5:18-20). Подобная идея — в пророчестве Авдия о Едоме: « Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» (Авд. 1:15). Пророк Софония говорит о наказании в день Господень нечестивых жителей Иудеи и Иерусалима (Соф. 1:4-18), причем у него наказание Божие является очищением, после которого Господь даст верным «уста чистые» (Соф. 3:8-9) для истинного служения Ему.

Таким образом, пророки отталкиваются от актуальных для их современников исторических событий, но предсказывая умаление языческих народов и истребление идолопоклонства при пришествии Мессии, через это указывают и на события конца времен — на страшный суд Божий при наступлении полноты благодати намного позже прйхода Мессии. Наличие второго, эсхатологического смысла подтверждается пониманием ветхозаветных пророчеств у священных авторов Нового Завета: «придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10; ср. 1 Фес. 5:2; 2 Фес. 2-3).

'q КуМРАНСКАЯ ЛИТбРАТуРА

Дамасский документ (CD), найденный среди кумранасих рукописей; фрагмент

Эсхатология в сектантских кумранских рукописях

В кумранских рукописях выражение игл грлпк [ахарит Ьайамим] «последние дни» встречается тридцать раз.7 Рассмотрим вначале его употребление в свитках, происходящих из недр сектантской ассоциации ессейс-кого толка, условно называемой «кумранская община». К произведениям этой секты относят свитки, которые повествуют о ее лидере, называемом Праведный наставник (pis mm [морэ цэдэк], менее точный перевод — Учитель праведности), изменнике внутри общины — Человеке лжи, а также Злом священнике, преследующем как лидера, так и членов секты.

В «Дамасском документе» (CD) о «конце дней» говорится два раза. В первый раз речь идет, видимо, о том, что последователи секты будут пребывать пред лицом Божиим — таким образом, в данном случае выражение указывает на неопределенное будущее {CD iv 4).

Второе упоминание о «конце дней» находится в vi 10-11, где автор утверждает, что начиная с периода, когда община удалилась в Дамаск, ее члены правильно руководствуются законом Моисея — благодаря объяснению одного из учителей общины, названного Истолкователем закона (лппл юпл [дорэш Ьаттора]. Все, находящиеся вне общины, не смогут адекватно понять закон — до тех пор, пока не «восстанет Учащий праведности в конце дней»:8 от4л ггнпхз рлал ллг лог ли ['ад 'омэд йора Ьацэдэк вэахарит Ьайамим].

7 Collins J. J. The expectation of the End in the Dead Sea Scrolls / pp. 74?90; p. 79. Steudel A. □"ТТЛ mnX in the Texts from Qumran // Revue de Qumran, 1993, 16, p. 2257246.

8 Все цитаты из оригинального текста кумранских рукописей даются по изданию; Martinez F. G., Tigchelaar E. J. C. The Dead Sea Scrolls. Vol. 1-2. Leiden - Boston - Koeln, 1997-1998; перевод на рус. яз. автора статьи.

христианское чтение 2<> 2006

На основании этого выражения целая группа радикальных ученых (А. Дюпон-Соммер, Дж. М. Аллегро, М. Делькор, А. С. Капельруд, Б. Тейхер, И. Д. Амусин) приписывала членам общины представление о «воскресении» и «втором пришествии» лидера общины — Наставника праведности,9 намекая при этом на последующее механическое заимствование такого учения христианством. Но в «Дамасском документе» чуть дальше сказано о смерти10, видимо, другой личности, поскольку она названа иначе — Наставника общины (чгрл лтр [йора Ьайахад] в хх 14, лпчл лпа [морэ Ьайахад] в хх I)11. Вполне возможно, что как «Истолкователь закона», так и «Праведный наставник» были лишь общими названиями тех иерархических должностей в общине, которые в разное время занимали или могли занимать разные лица. Это видно, во-первых на примере личности Истолкователя закона — в «Дамаском документе» его деятельность уже в прошлом, но свиток «Антология мессианско-эсхато-логических текстов» (4(}174 или 4С}Е1ог1^шт) говорит, что Истолкователь закона придет вместе с Мессией (4(}174 1 1 10-13), отличая первого от второго.12 Во-вторых, Праведный наставник также мыслится как отличная от Мессии личность в «Дамасском документе»: все отступники от сектантской общины не будут считаться ее членами со дня смерти Наставника общины до «до восстания Мессии Аарона и Израиля» (СИ хх 1).

Итак, сравнивая первое упоминание о о-конце дней» в «Дамасском документе» с подобным местом в «Антологии мессианско-эсхатологичес-ких текстов», можно утверждать: члены секты ожидали, что накануне или вместе с приходом Мессии появится личность, которая будет учить всех людей правильному пониманию закона. Как известно из Евангелия, такое представление было не чуждо и широким кругам палестинских иудеев — книжники считали, что перед приходом Мессии должен придти Илия (Мф. 17:11). Поэтому в сектантских свитках мы видим лишь отголоски общеиудейских представлений, приспособленных, конечно, к жизни общины. Впрочем, приход Мессии сектанты мыслили как явное наказание и даже уничтожение нечестивцев (СОх1х 10).

Другой сектантский документ был призван описать Устав общины «в последние дни» — так называемый «Устав собрания» (1(}8а=1(^28а), или, в русских переводах — «Дополнение к Уставу общины» (он является самостоятельным документом). В нем вначале описана четкая организация «общества Израиля» «в последние дни», а затем — «[засе]дание людей уважаемых, [призванных] на встречу совета общины, когда р[о]-

9 Старкова К. Б. Дамасский документ / Тексты Кумрана, вып. 2. СПб., 1996, с. 70, прим. 116.

10 Это один из возможных переводов данного места.

11 Мной принята поправка чтения, предложенная К. Б. Старковой, которая усматривает в тексте СИ ошибку переписчика и вместо ТГРП ггпа «Единственный наставник» в XIX 35 и ТТИ ГПТ «Единственный учащий» в XX 14 предлагает читать соответственно ПТП ГПИЭ «Наставник общины» и ТГРП ГПТ «Учащий общины». Подробнее см.: Старкова К. Б. Ук. соч., с. 78, прим. 190.

12 Подробнее о личности Истолкователя закона см.: Юревич Д., свящ. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря, с. 131-136.

дит [Бог] Мессию среди них»13 (1С$За и 11-12). Далее говорится, как священник, а за ним Мессия благословляют трапезу, и начинается эсхатологический пир. В данном случае «конец дней» мыслится в мессианском плане, однако собрание верных названо здесь не "тгр [йахад] «община», а другим термином — гпу [адат], имеющим библейское происхождение и подразумевающим некий призыв для участия в благодати Божией. Использованный в сектантской рукописи термин Ьхпёгтпу [адат исраэл] постоянно встречается в Пятикнижии для указания на кочующий народ Израилев, вышедший из Египта но еще не осевший в Палестине. Как Моисей уже тогда дал законы оседлой жизни будущего теократического общества, так и сектантский писатель повествует о будущем порядке жизни преображенной общины после пришествия Мессии.

Выражение «р[о]дит [Бог] Мессию» (К^ва и 11-12) служило предметом многочисленных дискуссий. В этой фразе было бы неверно усматривать догматический смысл, который вкладывает христианство в понятие превечного рождения Сына Божия от Отца. Хотя идея о высшем происхождении Мессии, выражаемая понятием «рождения от Бога» или «сыновства Богу», имелась не только среди сектантов, но и среди палестинских иудеев периода позднего Второго храма, как об этом свидетельствует две кумранские рукописи, не имеющие формальных признаков сектантского происхождения — «Молитва Еноха» (4С}369) и «Сын Божий» (4(}246).

В первой14 автор говорит о некоей личности пэа р [бэн бэхор] — Перворожденного Сына Божия, к которому поэтически отнесены возвышенные эпитеты, явно имеющие параллель с текстом 88-го псалма, где под образом видом Давида псалмопевец говорит о будущем Мессии Изра-илевом именно как о «первенце» (тоз [бэхор]), рождаемом Самим Богом.

13 Обсуждение адекватности прочтения и перевода «родит» тЬт [йолид] и «Бог» Ьк [эл] см.: Evans С. A. A Note on the «First-born Son» // Dead Sea Discoveries, 1995, June, Vol. 2, #2, p. 186-187; Юревич Д., свящ. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря, с. 115-117.

14 Перевод на рус. яз. см.: Юревич Д., свящ. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря, с. 242-243.

T-i icKt

WStt \J»\ Viy IVtV ".J WW 1

дата wtoi -vzhatyvy* -о ъ

VWWl ЛГЧ П*»/™ SF? jp vbv miif «in -m m w V«"1? тта -огкЬэяз wwifm BW*

WtlJDVSO

t> tojd^vjm wns ■m nnilO Wst Bnr-'flVH Wis*

fTll W> in * ^ m t- •

Ul^TU Ю*П№ 1ГЛЧ5 1

пир * Wnt1 к j

thy JiflTOWTVr "уп^ тлю ййто 3f5

tjjw» t'y i .ч j^y jvmwp 'ss^ jwJ^?3 ATtnxi ^ то ^ТТ» трк паиVj

»те VP * ТЩ* ТПП rr (fw wyrh тфт wscvqEnrw,

Адмасский документ (CD), найденный в генизе синагоги Ездры в Каире; фрагмент

хриотшнокое чтение 26 2006

Вторая рукопись15 (4Q246) на арамейском языке описывает личность, названную «Сын Божий» (Ьк н гпа [бэрэЬ ди эль]). После публикации текста возникли дебаты относительно того, кого именно понимать под личностью Сына Божия. Предлагались различные варианты идентификации16: сирийский царь, грядущий восточный царь, ангельская личность, народ Израилев, иудейский правитель из дома Давида. Однако все эти гипотезы имеют серьезные недостатки, и наиболее вероятным является предположение о том, что именем Сына Божия назван здесь Мессия — это хорошо подтверждается при анализе библейского учения. Он описан в рукописи как праведный правитель, царство Которого будет вечным, во времена правления Которого прекратятся войны и раздоры, Который «будет судить землю в праведности», в результате чего «каждый народ поклонится Ему» (4(^246 И 1-7).

Большинство других случаев упоминания о «последних днях» в сектантских текстах встречается в комментариях на библейские книги, так называемых «пешарим». Небольшой сохранившийся фрагмент «Толкования на Исаию-Ь» описывает «конец дней» без мессианских мотивов — исключительно как наказание для лиц, прежде всего в Иерусалиме, отвергших закон Господа: повсюду лежит безжизненная пустыня, и нечестивцы погибают от жажды (4С}р18аь=4(5162 и 1-8). Во фрагменте явно выраженные черты эсхатона переплетаются с идеей судного дня Господня. В других случаях смысл фразы «последние дни» в пешарим остается не до конца понятным, и, возможно, указывает на неопределенное будущее из жизни общины. В «Толковании на Аввакума» посредством текста библейской книги обличаются современные автору «изменники», но замечается, что кара Божия постигнет и «изменников последних дней» (К^рНаЬ и 5-6). В «Толковании на Исаию-с» в не вполне понятном контексте говорится о лицах, которые в последние дни будут изгнаны (4С}рар р1зас=4<3163 4-6 и 12-13). Еще в ряде случаев комментатор употребляет выражение «истолкование этого касается конца дней» и имеет в виду

15 Текстологический комментарий и перевод на рус. яз. см.: там же, с. 235-239.

16 Разбор различных мнений см.: там же, с. 110-123.

-«11 эп

11 1Н »1

1 р

1

Чц» -игу лмЛ» X

I Ч01П1 -дич пут»

<* рм Ъуу* УЯУГУЪ ДО

I1дЬ»1 Т)1 »£^4 Т}«* ^Л^нАэкм гитдм \fzoi ^рлгш

рои У**

** 113 УНЛАУ щи

•дич «телу ди« уит** лдчп

X* ТНУ ¡згрЧ «г> лиА^

** и^ч ЦЧОД . У*

и*

1

им

Свиток войны (1()М); фрагмент

КуМРАНСКЛЯ ЛИТвРАТуРА

различные будущие события, предполагающие возмездие нечестивым (4Q163 23 и 10; 4Q164 1 1 7; 4<ЗрЫа11=4<3169 3-4 и 2).

Из сектантских выделяется манускрипт, имеющий ярко выраженную эсхатологическую направленность — «Свиток войны» (1(^М). И хотя выражение «последние дни» в нем ни разу не встречается, повествование о войне сынов света против сынов тьмы происходит в контексте последней мировой битвы с силами зла, которые выведены под образом библейского Гога (1(}М х1 16). Вполне возможно, что это произведение написано членом не ессейской секты, а какой-то другой, поскольку для ессеев была характерна пацифистская направленность их учения и деятельности. Вероятно, свиток возник внутри радикально-воинственного течения, наподобие движения зелотов. В тексте рукописи описываются до мельчайших подробностей детали последней войны — включая расположение войск, построение шеренг и т. д., а также приводятся молитвы ко Господу, призванные напомнить о Его помощи в предыдущих битвах и ободрить сражающихся.

На одну необычную черту эсхатона указывает упомянутый выше свиток «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4(}174): ссылаясь на слова из книги Исход 15:17-18 о том, что Господь создал себе храм, в котором будет царствовать вовеки, автор считает, что подобный «дом [Он воздвигнет] для [себя] в последние дни», причем в этот храм не войдут недостойные: «ни аммонитяне, ни моавитяне, ни незаконнорожденные, ни прозелиты — никогда, потому что там — святые Его» (4(^174 1 1 2-4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Галахическое письмо» (4(}ММТ), рассматриваемое некоторыми исследователями как произведение саддукейского характера,17 весьма оригинально подходит к эсхатологической проблеме. Как и рукописях ессейской секты, ни эсхатон, ни дни Мессии еще не наступили; признаком приближения «последних дней» является то, что ряд благословений и проклятий, описанных в Пятикнижии, уже исполнились: «[благ]ослове-н[ия......] во дни Соломона, сына Давидова, а также проклятия, пришедшие во дни [Иер]овоама, сына Наватова, и продолжавшиеся до изг[на]ния из Иерусалима и до Седекии, царя Иуд[ейского, которые] он понес в [...]. И теперь мы знаем,: что часть благословений и проклятий уже исполнилась, которые написаны в кни[ге Мои]сея. И это — последние дни, когда они вернуться у Израиль, к з[акону ...] и не повернут всп[ять]» (4<ЭММТе=4<3398 11-13 1 1-5; = 4<^ММТ С 18-23). Итак, самое время обратиться к деланию закона, раз уже есть признаки последних времен.

В целом можно утверждать, что в сектантских произведениях ессей-ского и зелотского направления эсхатон мыслится в связи с наказанием нечестивых Богом через экстраординарные события. Однако от этого понятия эсхатона практически неотделимо представление о пришествии

17 См., например: Schiffman L. Н. Reclaiming the Dead Sea Scrolls, p. xxii, 83?87.

119

ХРИОТИАНОКОв ЧТеНИв 2$ 2006 0\

в последние дни Мессии, высокое происхождение Которого описывается как рождение от Бога, и Который будет не только вершить суд, но и благодатно царствовать над своими верными.

Эсхатология в несектантских рукописях

Выше были упомянуты две несектантские рукописи — «Молитва Еноха» (4С}369) и «Сын Божий» (4С}246) — события в которых могут быть условно поняты как эсхатологические, если предположить в них связь эсхатона с наступлением мессианских времен; но напрямую выражение «последние дни» в них не встречается.

На существование такой связи указывает рукопись «Небесный князь Мелхиседек» (11С}Ме1с]1=11С}13, в русском переводе иногда «Мидраш Мелхиседек»).18 Она замечательна не только потому, что в ней прямо говорится о «последних днях», но и тем, что она — первый из известный нам текстов, в котором библейская личность салимского царя Мелхисе-дека (Быт. 14:18) интерпретируется типологически как прообраз будущего Мессии Израилева. Что такая возможность не исключалась для автора свитка — палестинского иудея, жившего накануне пришествия в мир Иисуса Христа и еще не приобщившегося к полноте новозаветного Откровения — подтверждает содержание 109-го псалма, в котором Господь (Ягве), обращаясь к Мессии, говорит: « Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). В данных словах библейский автор подчеркнул необычность ситуации, при которой Авраам, будучи специально призван Богом в чужую землю, дабы быть носителем Божественной Вести человечеству, отдает десятину священнику Бога Всевышнего — Мел-хиседеку, признавая, тем самым, превосходство его служения.

Автор кумранской рукописи отталкивается от понятия юбилейного года и видит в нем прообраз мессианского времени: как в период юбилея прощались все долги и экономика Израиля возвращалась в первоначальное справедливое состояние, так и юбилейный год станет годом прощения грехов. В рукописи символом греха является долг, значит, этот образ был распространен у евреев периода позднего Второго храма и понятен им; поэтому, когда Иисус Христос в молитве «Отче наш» предлагает молиться об оставлении долгов, то эта символика известна и Его ученикам, и слушателям.

Духовный юбилейный год наступает в «последние дни»: «[...] и как о чем Он сказал: «В[этот]год юбилея, [возвратитесь каждый во владение свое» (Лев. 25:13), относительно чего Он сказал: «Э]то есть [прообраз прощения:] всякий заимодавец простит то, что он дал взаймы [ближнему своему. Он не будет взыскивать с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено] прощение ради Бо[га» (Втор. 15:2). Истолкование: это] о последних днях и касается пленников, как [Он сказал: «пропове-

18 Русские переводы см.: Тексты Кумрана, вып. 1. М. 1971, с. 287-303; Юревич Д., свящ. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря, с. 245-246.

КуЖРАНСКАЯ ЛИТбРЛТуРЛ

Прорись свитка «Небесный князь Мелхиседек» (1Щ13); фрагмент

довать пленным освобождение» (Ис. 61:1). Истолкование этого...] [...] и они — наследие Мелхиседека, который вернет их. И освобождение будет провозглашено им, чтобы освободить их [от долгов] всех их беззаконий (11<313 и 2-6).

Попутно автор пытается вычислить наступление «последних дней» и приходит к выводу, что они выпадают на «десятый юбилей» (строка 7). Далее он конкретизирует, что наряду с прощением грехов Богом личность, которую прообразует Мелхиседек, освободит людей из-под рабства диавола (Велиала): «но Мелхиседек осуществит отмщение Бож[иих] судов, [и в этот] день он освободит их от руки Велиала и от руки всех духов его жребия. К нему на помощь придут все боги [праведности; и он] один есть, к[то ...] все сыны Божии» (11(}13 и 13-14). Здесь «богами» и «сынами Божиими» названы ангельские существа (ср. Пс. 81:1, использованный в строке 10).

Наконец, дойдя в своем повествовании до кульминационного момента, автор рукописи раскрывает, что за символической личностью Мелхиседека кроется будущий избавитель Израиля, Мессия: «Это [...] — день [мира, о кото]ром Он сказал [... через Иса]ию пророка, который сказал: «[Как] прекрасны на горах ног[и] благовес[тника], возвещающего мир,

ХРИ0ТИАШЖ06 чтение 26 2006 0\

благовест[вующего радость, проповедующего спасе]ние, [говорящего Сиону: «[воцарился] Бог твой»!» (Ис. 52:7). И благовестник — Помазанник (Мессия) Ду[ха], как Дан[иил] сказал о [Нем: «до Мессии Владыки семь седмин» (Дан. 9:25). И благовестник] доброго, возвеща[ющий спасение], есть тот, о котором написано, что [...]» (11(}13 и 15-20).

Итак, последние дни станут днями пришествия Мессии, прощения грехов и освобождения человека от рабства диавола. В конце сохранившегося фрагмента автор утверждает, что воцарение Мессии будет одновременно и воцарением Бога: «23 [...] в суд[ах] Божиих, как написано о Нем: «/говорящего Си]ону: твой Бог правит» (Ис. 52:7). «[Си]он» — э[то собрание всех сынов справедливости, которые] заключили Завет, которые отвращаются ходить [по пут]и народа. И «твой Бог» — это [... Мел-хиседек, который ос]во[бодит их от ру]ки Велиала» (11(}13 и 23-25).

В указании на заключение Завета в 24-м стихе некоторые исследователи усматривают параллели с идеей установления Нового Завета членами сектантской организации ессейского толка и предлагают данный свиток 11(}13 также отнести к разряду сектантских. Однако для этого нет достаточных оснований, поскольку автор манускрипта прекрасно ориентируется в ветхозаветных пророчествах и, говоря о заключения Завета, имеет в виду пророчество Иеремии о заключении Нового Завета при наступлении мессианских времен (Иер. 31:31-34). Исходя из текста свитка в целом, нет оснований утверждать наличие в нем сектантских идей, также, как и приведенное типологическое толкование образа Мел-хиседека отнюдь не предполагает, что автор новозаветного послания к Евреям был знаком с текстом 11(^13 и заимствовал эти идеи оттуда. В обоих случаях имеет место осмысление йетхозаветного материала.

Таким образом, в несектантских свитках «последние дни» — это прежде всего время прихода Мессии, Который воцарится вовеки, освободит людей от греха и рабства диаволу, и которому будут повиноваться небо и земля (см. рукопись «Мессия неба и земли», 4(}521 1 и 1-13). Здесь идея суда и наказания Господом нечестивых, столь важная для сектантских свитков, уступает место мысли о торжестве Божием и духовном освобождении.

Подобное мессианское понимание «конца дней» мы находим и в новозаветных Писаниях, когда св. ап. Павел говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1?2; ср. 1 Пет. 1:20 и Иуд. 1:18). Оно и выступает как основное эсхатологическое понятие Нового Завета, отодвигая на второй план, но полностью не упраздняя учения о суде Божием в конце времен при втором пришествии Христа, когда «да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).

Священник Димитрий Юревич, преподаватель СПб ДА, кандидат богословия

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.