Научная статья на тему 'Ещё один шанс для российских ОЭЗ'

Ещё один шанс для российских ОЭЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
990
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Свободная экономическая зона / особая экономическая зона / мировая торговля / конкурентоспособность / эффективность функционирования / технико-внедренческий тип зон / портовый тип зон / Концепция развития особых зон

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Павел Владимирович

Статья посвящена изучению особых экономических зон (ОЭЗ), анализу деятельности различных их типов, в том числе оценке эффективности их функционирования. Результатом исследования стало создание Концепции развития «зачаточных.» особых экономических зон в России техниковнедренческого и портового типов с целью формирования внешнеэкономического механизма, способствующего полноценной интеграции нашей страны в систему международной кооперационной, инновационной, логистической и туристской деят ельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ещё один шанс для российских ОЭЗ»

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

П.В. ПАВЛОВ

ЕЩЁ ОДИН ШАНС ДЛЯ РОССИЙСКИХ ОЭЗ

Статья посвящена изучению особых экономических зон (ОЭЗ), анализу деятельности различ-ныхихтипов, в том числе оценке эффективности их функционирования. Результатом исследования стало создание Концепции развития «зачаточных.» особых экономических зон в России технико-

внедренческого и портового типов с целью формирования внешнеэкономического механизма, способствующего полноценной интеграции нашей страны в систему международной кооперационной, инновационной, логистической и туристской деят ельности.

Свободная экономическая зона, особая экономическая зона, мировая торговля, конкурентоспособность, эффективность функционирования, технико-внедренческий тип зон, портовый тип зон, Концепция развития особых зон.

В настоящий момент особую роль при рассмотрении вопросов расширения объёмов внешнеэкономической деятельности играют применение льготных режимов международной торговли и финансов в пределах территориальных образований с особыми экономическими условиями функционирования - свободных экономических зон (далее - СЭЗ).

Цели, которые ставит перед собой государство, создавая экономические зоны, неоднородны. Одни государства пытаются решать с их помощью проблемы конкретных регионов, связанные с ликвидацией безработицы, низкого уровня социально-экономичес-кого развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегрального экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства.

Анализ современной мировой практики применения СЭЗ показывает очевидный интерес зарубежных стран к вопросу создания и функционирования СЭЗ на их территориях. По данным организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) в настоящий момент в 120 странах мира насчитывается около 3000 свободных экономических зон, в которых создаётся экспортная продукция на сумму около 600 млрд долл. США и обеспечивается рабочими местами до 50 млн человек. Таким образом, расчёт экспорта продукции на одного работающего в зоне составляет ежегодно около 12 тыс. долл. США [1]. Наличие в мире нескольких тысяч СЭЗ различного типа со сложившейся традиционной системой общих преференций (беспошлинный импорт товаров и услуг, освобождение от уплаты налогов, косвенные субсидии в виде предоставления в распоряжение участников зоны инфраструктурно обустроенной территории и др.), а также ряда дифференцированных по странам специальных льгот создаёт на рынке инвестиций довольно жёсткую конкуренцию за их привлечение. Ключевым фактором в гонке за расширение преференций или введение дополнительных льгот является эффективность (окупаемость) вложений принимающей страны в инфраструктуру и обустройство рабочих мест. Начальные вложения капитала в СЭЗ составляют 5 тыс. долл. на одно рабочее место, зоны стандартного размера (типа) содержат около 10 тыс.

работников, то есть только на начальном этапе в СЭЗ требуется инвестировать 50 млн долл [2, с. 30].

В стимулировании развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внеш-нее финансирование экспортного производства, предложения определённого «пакета» льгот и привилегий инвесторам, государственного содействия в продвижении отечественной продукции на внешние рынки [3, с. 53], наличие которых сочетается в институте СЭЗ. Поэтому процесс создания СЭЗ не обошёл Россию. В конце 80-х гг. XX века в СССР зародилась идея открытия СЭЗ. По инициативе Правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция СЭЗ, рассматриваемых как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнёрами. В 1990 г. были учреждены Международная ассоциация развития СЭЗ и специальный орган -Консультативный совет по СЭЗ при Антимонопольном комитете, на который была возложена ответственность за создание СЭЗ в стране. Только с июля 1990 по июнь 1991 г. Верховный Совет РСФСР Пос -тановлением от 13 сентября 1990 г. № 165-1 определил открытие на территории РСФСР 13 СЭЗ. Впос-ледствии их количество сократилось до 11. Статус СЭЗ был закреплён за 11 регионами общей площадью 1 млн кв. км (7% всей территории) с 18,5 млн человек (13% населения России) [4, с. 17]. Созданные в то время в России СЭЗ по географическому положению, экономическому потенциалу, профилю деятельности соответствовали существующим мировым аналогам. Они размещались главным образом в центрах крупных экономических районов, в морских портах, железнодорожных узлах, имеющих удобную связь с внутренними районами страны, а также с внешним миром. Намерение организовать СЭЗ рас -сматривалось в то время как одна из новых форм активизации внешнеэкономической деятельности, способствующих более быстрому включению страны в мирохозяйственные связи и решению общегосударственных задач: повышению конкурентоспособности национального производства, увеличению притока валюты как от экспорта товаров и услуг, так и от

11

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

иностранных инвестиций, сокращению затрат на приобретение импортной продукции, ускоренному освоению производства новых изделий и услуг [5, с. 14].

Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. №1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР», в котором одна из глав посвящена СЭЗ, заметно упорядочил процесс их образования: СЭЗ создавались с целью привлечения иностранного капитала, закупок передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала, в них устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с ино-странным участием, упрощённый порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Но и данный Закон не внёс полной ясности в процесс создания СЭЗ.

Введённый в действие в 1993 г. Таможенный кодекс РФ заложил основы для создания свободных таможенных зон (свободных складов), являющихся одной из разновидностей СЭЗ, а Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» определил, что особый территориальный режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности в СЭЗ устанавливается федеральным законом о СЭЗ, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Для СЭЗ устанавливался упрощённый порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями и осу -ществления экспортно-импортных операций.

В 1996 г. в России уже имелось 18 СЭЗ, размещённых в 15 регионах страны, общей площадью до одной трети площади государства. Они были весьма разноплановые. Эго свободные порты (Находка и Калининград), технопарки (Зеленоград, «Шерризон» - аэропорт Шереметьево), экспортно-производственные зоны (г. Выборг, Сахалинская область), концес-сионные участки (Республика Горный Алтай, г. Чита, Кемерово).

Несмотря на отрицательный опыт создания СЭЗ на больших территориях (СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, СЭЗ «Находка» в Приморском крае, офшоры в Республике Калмыкия и других), Правительство РФ вразрез с собственным курсом на организацию исключительно локальных СЭЗ поддалось давлению региональных властей: был восстановлен режим беспошлинной торговли в результате создания особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) в пределах Калининградской области, а в мае 1999 г. была создана особая экономическая зона на территории Магаданской области. Таким образом, попытки осуществления идеи развития СЭЗ в нашей стране привели к созданию на её территории только за период с 1990 по 2005 г. 24 СЭЗ.

СЭЗ, появившиеся в России до середины 2005 г., создавались искусственно, в результате чего они превратились в «дыры» для утечки капитала. В СЭЗ имели место массовые случаи несоответствия инвес -тиционной, производственной и внешнеэкономичес -кой деятельности хозяйствующих субъектов действующему российскому законодательству, получил развитие теневой бизнес, отмечалась тенденция к

осложнению криминогенной обстановки. Нередко СЭЗ использовались в качестве «канала перекачки» стратегического сырья, дефицитных ресурсов и иностранной валюты из России за границу. Все это не позволило в то время СЭЗ занять достойное место в экономике России.

Пересмотр подхода к СЭЗ и учёт ранее совершенных ошибок привёл Правительство РФ к решению о создании с 22 июля 2005 г. на территории Российской Федерации разновидности международного инс -титута СЭЗ, приспособленных к отечественной действительности, - особых экономических зон, специфика которых заключается в предоставлении особого территориального статуса и режимов осуществления предпринимательской деятельности, у станов ленных российским законодательством, специальным

субъектам - резидентам зон.

В России предусмотрено создание четырёх различных типов зон, разграничение которых проводится в первую очередь в зависимости от видов деятельности, которыми инвесторы могут заниматься на их территории:

1) промышленно-производственного типа (ППТ) - предназначены для производства высококачественной продукции с целью насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать на общемировом рынке. Создание промышленно-производственных ОЭЗ направлено на привлечение в приоритетные отрасли экономики капитальных вложений (в сумме, эквивалентной не менее 120 млн рублей на каждого резидента ОЭЗ) в целях насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать на общемировом рынке;

2) технико-внедренческого типа (ТВТ) - предназначены для разработки и внедрения продуктов научной деятельности, стимулирования инновационного процесса в них, позволяющего при ограниченном привлечении государственных средств эффективно использовать все финансовые, материальные, научные, природные, информационные и другие ресурсы для укрепления научно-технического потенциала национальной экономики и развития высокотехнологичных производств. Основная цель технико-внедренческих ОЭЗ заключается в разработке новых «прорывных» идей, реализации их в инновационных технологиях и товарах путем доведения до опытного, а затем до массового производства и продвижения на рынки, что активизирует экономику страны в целом. Инновационный прорыв для современной России -это реальное слагаемое быстрой модернизации страны, возможность повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики. В этих зонах предполагается разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров; осуществление экспериментального производства небольших партий товаров. Формирование технико-внедренческих зон в мировой практике происходит в основном вокруг крупных научных центров;

3) туристско-рекреационного типа (ТРТ) - создаются для повышения конкурентоспособности туристской и другой деятельности в сфере туризма, развития лечебно-оздоровительных курортов и дея-

12

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

тельности по организации лечения и профилактике заболеваний, по разработке и использованию природных лечебных ресурсов. Создание туристско-рекреационных ОЭЗ имеет особое значение в силу того, что туризм - это самая мультипликативная сфера услуг с точки зрения количества занятых в ней работников и создания дополнительных рабочих мест. Принципиальное отличие туристско-рекреационных ОЭЗ от промышленно-производственных и технико-внедренческих зон состоит в том, что акцент в этих зонах делается не на производстве каких-либо товаров, а на оказании услуг населению. Развитие и рациональное использование туристских и лечебных ресурсов на территории ОЭЗ должно способствовать экономичес-кому подъёму в целом в данном регионе;

4) портового типа (ПТ) - целью их создания является привлечение инвестиций на осуществление деятельности по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. Суммы привлекаемых инвестиций при строительстве новых объектов инфраструктуры нового морского порта, речного порта или аэропорта должны составлять на каждого участника (резидента) не менее 400 млн рублей, при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта - не менее 120 млн рублей.

Преимущества, предоставляемые в ОЭЗ, можно разделить на четыре блока.

На первом месте для потенциальных инвесторов -создание государствам инженерной инфраструктуры. Реализация проекта по открытию ОЭЗ основана на государственно-частном партнёрстве, заключающемся в совместном вложении средств бюджета и частных инвестиций в развитие той или иной территории. Государство отвечает за строительство инфраструктуры, а частный бизнес - за коммерчес-кие объекты. Кроме того, рядом с территорией ОЭЗ создаётся социальная инфраструктура: жилье, детс-кие сады, школы - все необходимое для жизни и деятельности специалистов-резидентов. Финанси-

рование из федерального бюджета для создания внутренней инфраструктуры осуществляется через уставный капитал ОАО «Особые экономические зоны», которое создано весной 2006 г. и 100% акций которого принадлежит Российской Федерации. ОАО «ОЭЗ» является заказчиком-застройщиком объектов зон. В строительство инженерной инфраструктуры инвестируют и регионы.

Второй блок позитивных факторов связан с режимом дружественного администрирования, то есть реальным снижением административных барьеров и количества контрольных мероприятий. Права резидента в сфере экономической деятельности всег-да ограничены бременем исполнения обязательств, обусловленных его участием в осуществлении режима особой экономической зоны. Резидент обязан обеспечить органам государственного контроля дос -туп на свои объекты недвижимости, предоставлять

им надлежащую информацию, исполнять иные требования, обусловленные проведением контроля. Специфика административного режима, действующего на территориях ОЭЗ, состоит, прежде всего, в закреплении особого порядка осуществления деятельности органами государственного контроля на территории ОЭЗ. Мероприятия по контролю, за исключением налогового и таможенного, осуществляются органами государственного контроля (надзора) в виде плановых комплекс ных проверок, по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. В ОЭЗ обеспечивается чёткое сопровождение проектов в режиме «одного окна», т.е. всего комплекса работ, связанных с оформлением прав собственности, получением различных разрешений на строительство, урегулирование миграционных вопросов и т.д. Особенность правового режима предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ.

Третий блок - режим свободной таможенной зоны (рис. 1), что является хорошим стимулом для импорта высокотехнологичного оборудования. Этот режим предполагает, что все сырье и технологичес -кие компоненты будут импортироваться в зону и вывозиться за территорию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (далее - ТС) без уплаты НДС и таможенной пошлины [6, с. 196]. Для импорго-завиеимых производств с длительным сроком производства это хорошая инвестиционная возможность.

Наконец, четвёртый блок - предоставление налоговых преференций, пусть и не самых больших в мировой практике: освобождение от земельного и имущественного налогов, льготы по налогу на прибыль. Осуществляется региональными и местными законами, принимаемыми региональными и местными законодательными собраниями (рис. 2). Все эти факторы и дают уникальную синергию предпринимательского потенциала в особых зонах.

С момента вступления в силу Закона об ОЭЗ (27 августа 2005 г.) по настоящее время в России были созданы и действуют 27 особых экономических зон в следующих регионах: 6 промышленно-производственных (Липецкая область, Республика Татарстан, Самарская, Свердловская, Псковская и Калужская области), 5 технико-внедренческих (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Томская область, Республика Татарстан), 13 туристско-рекреационных (Республика Алтай, Алтайский край, Республика Бурятия, Ставропольский край, Иркутская область, Приморский край и Туристический кластер в СевероКавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея, состоящий из 7 ОЭЗ) и 3 портовых (Мурманская и Ульяновская области и Хабаровский край). Также в ближайшее время планируется создание новой ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Республике Крым.

13

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

Без уплаты ввозных пошлин и налогов, но с уплатой вывозных

Вывоз товаров

Ввоз товаров

Полное освобождение от уплаты платежей, без применения запретов и ограничений, установленных законодательством о регулировании/

____________ш____________

Таможенная территория Таможенного союза

ОСОБАЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ЗОНА

Использование товаров в ОЭЗ (в течение срока действия ОЭЗ)

Вывоз товаров из ОЭЗ на

территорию ТС

Возврат ввозных пошлин и НДС

Ввоз иностранньш Ввоз российских товаров в ОЭЗ с товаров в ОЭЗ с территории ТС/ территории ТС

Без уплаты вывозных пошлин/ но с уплатой акцизов

Рис. 1. Режим свободной таможенной зоны, применяемый в ОЭЗ

Рис. 2. Налоговые преференции в ОЭЗ

С 2006 по 2014 г. в особые экономические зоны России пришло более 320 инвесторов-резидентов из 25 стран (87% от Планов развития). Среди них есть такие транснациональные гиганты, как Yokohama, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, Plastic Logic, NSN, Arkray и другие. На территориях ОЭЗ создано 8 069 рабочих мест (72% от Планов раз -вития) и осуществлено инвестиций (в том числе капиталь ных вложений) в соответствии с соглашениями об осуществлении деятельности на общую сумму 69 301 млн рублей (91% от Планов развития) [7].

Проведённый Минэкономразвитием России анализ эффективности деятельности ОЭЗ получил отражение в «Отчёте о результатах функционирования

особых экономических зон за 2012 год и за период с начала функционирования особых экономических зон» [7]. ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов показали хорошие результаты работы (оценки 4 балла и выше по 5-балльной шкале), что говорит о продуманности промышленной и технологической политики во всех 11 таких зонах, а также о достаточно чёткой работе механизма предоставления государственной поддержки резидентам, отлаженной на нормативно-правовом уровне благодаря имеющемуся опыту функционирования предшественников таких зон в период с 1990 по 2005г. Отсутствие резидентов в ОЭЗ ПТ в Хабаров -ском крае и в Мурманской области, непринятие Пла-

14

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

нов развития ОЭЗ туристического кластера в СевероКавказском федеральном округе, нерешённые вопросы объёмов и источников финансирования создания объектов инфраструктуры для функционирования ОЭЗ ТРТ в Приморском крае, низкое средневзвешенное значение оценки эффективности функционирования ОЭЗ ПГ в Ульяновской области (2,3 балла из 5), малая общая площадь используемых резидентами земельных участков во всех ОЭЗ (только 11%) требуют принятия экстренных мер по исправлению сложившейся ситуации [8, с. 521-532].

В целях повышения эффективности функционирования ОЭЗ в последние 2-3 года проведён ряд мероприятий по утверждению критериев создания ОЭЗ; правил оценки эффективности ОЭЗ; перечней товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны; примерной формы соглашения об управлении ОЭЗ; типовых форм соглашений об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ, предусматривающих взаимные обязательства резидента и органов управления ОЭЗ при строительстве объектов инфраструктуры ОЭЗ; типовых форм соглашений по передаче отдельных полномочий по управлению ОЭЗ управляющей компании; критериев оценки бизнес-планов экспертным советом по ОЭЗ и т.д. Также применяется новый механизм создания ОЭЗ исходя из чётких критериев, утверждаемых Правительством Российской Федерации, без проведения конкурс ных процедур. В целях обеспечения комплексного развития проектов ОЭЗ законодательно установлены полномочия Правительства Российской Федерации по объединению ОЭЗ одного или нескольких типов в кластер.

Несмотря на все эти мероприятия, решения о дальнейшем функционировании ОЭЗ, не говоря уже о создании новых зон, требуют критического подхода, большой подготовительной работы и ответственных решений федеральных, региональных и местных властей. Подтверждением этого служит провал деятельности туристско-рекреационных и портовых ОЭЗ, обусловленный рядом институциональных и правовых причин. В частности, не отработан механизм возврата средств, вложенных инвесторами в строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ; не приняты подзаконные правовые акты, регулирующие механизм реализации государственно-частного партнёрства при строительстве портовых терминалов и аэропортов; существующие льготы для резидентов туристско-рекреационных зон недостаточно привлекательны для резидентов, а инструменты их применения сложны и труднореализуемы. При оценке эффективности функционирования зон необходимо проводить комплексный анализ различных составляющих их деятельности, дифференцируя показатели в зависимости от типа зон и регионов их дислокации (вводя соответствующие корректирующие коэффициенты).

Для устранения сложившейся негативной ситуации в деятельности ОЭЗ туристско-рекреационного и портового типов необходимы решительные и оперативные меры как на законодательном, так и на макроэкономическом уровнях. Одной из таких первостепенных мер является принятие и реализация Концепции развития туристско-рекреационных и пор-

товых типов ОЭЗ в РФ - системы взглядов на обеспечение функционирования в Российской Федерации современного механизма государственного управления в указанной сфере. Концепция определяет вектор развития данных типов ОЭЗ и должна включать вопросы определения принципов создания ОЭЗ в России, территориальной дислокации ОЭЗ, развития инфраструктуры ОЭЗ, организации хозяйственно-экономической деятельности в ОЭЗ (рис. 3).

Осуществить реализацию Концепции можно в три этапа.

Реализация первого этапа подразумевает утверждение на уровне Постановления Правительства РФ Концепции развития ОЭЗ ТРТ и ПГ в Российской Федерации. Эго позволит утвердить вектор развития деятельности ОЭЗ и заложить основу создания правовой платформы для их полноценного функционирования.

Второй этап включает принятие изменений к Федеральным законам «Об особых экономических зонах в РФ», части второй Налогового кодекса Рос -сии и издание отдельных Постановлений Правительства РФ, касающихся изменения порядка налогообложения в ОЭЗ; рекомендаций по отбору резидентов в ОЭЗ и регионов их нахождения; усиление механизмов реализации государственно-частного партнёрства в России.

Выполнение третьего этапа приведёт к повышению коммерческого интереса иностранных инвесторов к функционированию ОЭЗ, к росту благосостояния территорий их дислокации, к ретрансляции удачного опыта применения данных типов зон на оставшуюся часть страны.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что мировой опыт развития международных экономических отношений нельзя представить без функционирования свободных экономических зон. СЭЗ -это уникальная «мастерская» по формированию и производству тех экономических отношений, которые изначально отсутствуют в стране. Именно в СЭЗ эти отношения подлежат разработке и апробации, и если они показывают свою эффективность, то могут быть перенесены на всю страну.

Проведённый анализ процесса эволюции функционирования СЭЗ показал, что предшествующие попытки их создания и функционирования в России, начавшиеся в 1990-х гг., не принесли положительных результатов, а в какой-то мере даже дискредитировали идею создания СЭЗ в нашей стране. Дальнейший пересмотр подхода к СЭЗ и учет ранее совершенных ошибок привели к решению о создании на территории России отдельной разновидности СЭЗ, учитывающей специфику отечественной реальности, - особых экономических зон. В 2005 г. с принятием Закона «Об особых экономических зонах в РФ» был определён режим функционирования ОЭЗ на территории России, порядок их создания и существования, а также установлены особенности ведения предпринимательской деятельности на их территории. Создание ОЭЗ в России стало «пробным» проектом внедрения новой инновационной, инвестиционной, налоговой и таможенной политики страны.

15

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

Рис. 3. Схема Концепции развития ОЭЗ ТРТ и ПТ в России

Несмотря на заметные положительные сдвиги в развитии процесса регулирования такого сложного механизма экономической деятельности, ОЭЗ в нашей стране все ещё имеют ограниченное применение. Требует законодательной доработки существующий методический инструментарий предоставления льгот, а отдельные вопросы регулирования ОЭЗ туристско-рекреационного и портового типов до нас-тоящего времени вообще не рассмотрены и не реализованы. Для устранения этих проблем предложены организационно-правовые направления совершенствования деятельности зон и Концепции дальнейшего развития отдельных их типов.

Скорейшая реализация всех этих мер и поможет получить ответ на вопрос - останутся ли ОЭЗ в России данью зарубежной модели развития, «модной заморской диковинкой», или станут эффективным инструментом создания инновационной экономики современной России, своеобразными «островками»

технологического, промышленного и финансового процветания, позволяющими нашей стране выйти на новый технологический уровень развития и перейти от сырьевой экономики к экономике высоких переделов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жданов Ю.Н. Интервью руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (Рос ОЭЗ) // Информационный портал РосОЭЗ // www.rosoez.ru. 10.11.2011.

2. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономичес-кие зоны в мировом хозяйстве: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1998.

3. Басен ко A.M. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей: монография. Ростов н/Д: РГУ, 2002.

4. Скудалова Т.В. Проблема защиты отечественных товаропроизводителей в свободной экономичес -

16

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

кой зоне / Проблемы теории и практики таможенного дела: сборник научных трудов. М.: Изд-во РТА, 1997. Ч. 2.

5. Доронина Н.Г. Особые экономические зоны во внешнеэкономической деятельности // Журнал российского права. 2004. № 6.

6. Павлов П.В. Специальные налоговые и таможенные режимы. Таганрог: Изд-во НОУ ВПО

ТИУиЭ, 2010.

7. Информационный портал Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. URL: www.economy.gov.ru (дата обращения: 10.04.2014).

8. Павлов П.В. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон: правовое регулирование и экономическое содержание // Административное и муниципальное право. 2014. № 6.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.