Научная статья на тему 'Еще раз об идеях, организации и функциональном содержании подготовки специалистов в области инноватики'

Еще раз об идеях, организации и функциональном содержании подготовки специалистов в области инноватики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЕКТОР ПОДГОТОВКИ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров В. К., Епанешникова И. К., Бендерский Г. П.

В статье рассмотрены актуальность, специфика и принципы организации подготовки специалистов по направлению «Инноватика», дана развернутая характеристика общеобразовательной и специальной подготовки в области инноватики. Предложена модель образовательной профессиональной подготовки специалистов по инноватике на основе построения системы образовательных векторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Еще раз об идеях, организации и функциональном содержании подготовки специалистов в области инноватики»

Еще раз об идеях, организации и функциональном содержании подготовки специалистов в области инноватики

В. К. Федоров,

д. т. н., профессор, зав. кафедрой управления инновациями «МАТИ» -Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского, заслуженный деятель науки РФ e-mail: innovatika@mati.ru

И. К. Епанешникова,

к. т. н., профессор кафедры управления инновациями «МАТИ» - Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского

Г. П. Бендерский,

д. т. н., профессор, генеральный директор ОАО «НПО «Лианозовский электромеханический завод»

В статье рассмотрены актуальность, специфика и принципы организации подготовки специалистов по направлению «Инноватика», дана развернутая характеристика общеобразовательной и специальной подготовки в области инноватики. Предложена модель образовательной профессиональной подготовки специалистов по инноватике на основе построения системы образовательных векторов.

Ключевые слова: квалификационные специализации, инновационное развитие, профессиональная компетентность, вектор подготовки, модель подготовки.

Специфика инноватики, как нового научного и прикладного направления развития разработок и технологии производства от зарождения принципиально новых научных идей до создания наукоемких продуктов отличающихся новыми потребительскими свойствами настолько необычна, нова и настолько принципиально отличается от традиционных научных, инженерных и технологических подходов, что выдвигает совершенно особые, необычные требования к подготовке специалистов в области инноватики.

Анализ содержания и специфики этой деятельности определяет необходимость особых подходов в подготовке, содержании учебных планов и программ подготовки. Особую актуальность приобретает при этом не просто изучение и применение тех или иных современных подходов в подготовке специалистов, а выявление особенностей развития инновационного потенциала специалистов определяющего не только привлекательность, необычную креатуру этой новой профессии, но ее необычайную востребованность в реальном секторе экономики [1].

Привлекательность этой специальности заключается в том, что работа специалистов в области инноватики проводится по особо ценящимся сейчас новейшим направлениям, содержащим следующие квалификационные специализации:

• организация и управление инновационными процессами в наукоемких производствах;

• разработка высоких наукоемких технологий;

• коммерциализация разработок новой техники и технологии;

• прогнозирование и информационный анализ развития новой техники;

• управление качеством в проектировании и производстве сложной наукоемкой техники и технологии;

• проведение исследований и разработка маркетинговых стратегий предприятий;

• исследование в области менеджмента разработок и производства наукоемкой техники;

• антикризисное управление предприятиями, технико-экономическими и социальноэкономическими структурами;

ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010

ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010

• разработки по научному прогнозированию, разработка научных и научно-технологических программ развития;

• профориентация, профотбор, расстановка, переподготовка, релаксация и реабилитация кадров на инновационных предприятиях;

• разработка проблем «фирменного стиля» инновационных предприятий;

• решение проблем организации деятельности в области повышения конкурентоспособности и т. п. Вся деятельность по этим направлениям связана с

интеллектуальным, организаторским и управленческим трудом на предприятиях, в институтах, КБ, заводах оборонного комплекса, точного приборостроения, радиоэлектроники и т. п., организациях академии наук.

Основными видами профессиональной деятельности в области инноватики являются аналитическая, экспериментально-исследовательская и производственно-управленческая.

Аналитическая деятельность предполагает прогнозирование, аналитические систематизации и т. п. Эта деятельность важна в процессе выявления проблем, в исследовательской работе, анализе и целепо-лагании.

Экспериментально-исследовательская деятельность заключается в построении моделей исследований объектов. Научно-практических методов изучения преобразования действительности (методов практикоориентированной науки).

Производственно-управленческая деятельность заключается в выработке методов и принципов управления сложными инновационными процессами (при этом проявляются умения инновационного мышления, умения разработки и пользования управленческими интерфейсами, организаторские и управленческие способности.

Специалисты по этим направлениям исключительно востребованы и высоко ценятся в условиях объявленной в стране стратегии модернизации и последующего перевода промышленности на инновационный путь развития, что является, с точки зрения технико-экономического и социального преобразования экономики, практически единственным подходом по выводу страны из кризиса.

Работа над новыми, неизведанными направлениями техники, технологии, организации научных исследований и производства, являются интереснейшими проблемами, в которых остро нуждается наука и промышленность страны.

В этом смысле в анализе содержательной сущности подготовки специалистов по инноватике представляет интерес применить идеи разработки дидактических многомерных логико-смысловых моделей предложенных в [2].

Однако, чтобы понять предлагаемую нами образовательную модель необходимо вернуться к рассмотрению сущности сложных процессов происходящих при становлении инноватики как научно-прикладной деятельности.

1. Прежде всего, как ни странно может показаться, но, главное, исключительное значение в подготовке специалистов в области управления инновациями

имеют социология, политология и общая экономическая теория — которые могут быть в реальной практике объединены в комплекс обществоведческих дисциплин, так называемый блок новых гуманитарных технологий и это не второстепенные дисциплины в программах подготовки, а важнейшие, основополагающие дисциплины, определяющие новый общественный облик страны. Действительно, нельзя серьезно говорить о модернизации об инновационной перестройке промышленности, перестройке всей страны, если не решить вопросы формирования соответствующего политического и экономического базиса страны, структуры общества, нового перспективного технологического облика, определения новых смыслов и системы ценностей в обществе, новой этики общества (в том числе этики труда), глобальное определение идеологии развития страны и общества, целеполаганий и перспективного планирования главных направлений развития базовых отраслей и т. п.

Причины неуспеха курса на инновационное развитие действительно лежат прежде всего в социальнополитической и духовно-моральной сфере.

2. Не менее важна естественно-научная и инженернотехнологическая подготовка специалистов.

В связи с тем, что работа специалистов в области инноватики предполагает прежде всего связи с разработкой и применением высоких наукоемких прорывных технологий (во многих случаях «двойного назначения»), они должны, по уровню своей подготовки и прежде всего по широте технологического и технологического кругозора работать в таких направлениях науки и техники шестого технологического уклада (передела), как:

• биотехнологии;

• нанотехнологии;

• вложения в человеческий фактор (в сферу разработки систем «человек-машина»);

• работы в области искусственного интеллекта;

• новое природопользование;

• информационные технологии;

• робототехника и безлюдные технологии;

• новые технологии в медицине;

• технологии проектирования и управления глобальным развитием и т. п.;

• новые высокие гуманитарные технологии. Причем, очевидно, что специалисты в области инноватики — не разработчики этих технологий, систем и производств, а специалисты по управлению инновационными производственными процессами, глубоко понимающие сущность создаваемых инновационных решений, связь событий возникающих в инновационных процессах.

Естественно молодые специалисты не в состоянии, в связи с отсутствием должного опыта и специальной подготовки, сразу действовать на верхних ступенях иерархии управления и выпускники вузов будут сначала работать специалистами в подразделениях службы главного конструктора, главного технолога, в службе управления качеством, в службах стратегического менеджмента, подразделений логистической поддержки инновационных процессов и т. п.

И накапливая практический опыт, приобретая глубокую специализацию, принимая участие в выработке ответственных управленческих решений постепенно (в течение предположительно 5-6 лет) станут управленцами высшей квалификации, способными работать в сложных инновационных производственных процессах.

Одно из главных качеств такого специалиста — стремление к совершенствованию, углублению знаний, раскованность мышления, творческая смелость в развитии и т. п. отсутствие консерватизма в оценке управленческих ситуаций, при высокой ответственности за свои действия.

В этом смысле необходимо энергично и современно читать курсы по следующим главным проблемам:

• «Теория инноваций»;

• «Промышленные технологии и инновации»;

• «Управление качеством»;

• «Технология нововведений»;

• «Инфраструктура нововведений»;

• «Маркетинг в инновационной сфере»;

• «Трансферт высоких технологий»;

• «Системный анализ и принятие решений»;

• «Управление проектами»;

• «Информационные технологии управления бизнес-процессами» и т. п.

Может быть, через определенное время часть из этих специалистов уйдет в науку, а другая будет заниматься ею без отрыва от производства и это будет исключительно ценным приобретением высшей школы и большой науки! Специалисты, стремящиеся сказать свое новое слово в науке на основе приобретения и осмысления практических знаний это огромный творческий научный резерв для развития инноватики и в прикладном и в теоретическом плане.

С учетом вышеизложенных особенностей происходящих инновационных процессов, можно экстраполировать общие методологические принципы и идеи предложенные в [2] на учебную, а затем и будущую профессиональную деятельность специалиста в области инноватики.

В качестве главного методологического принципа необходимо безусловно определить принцип соответствия образовательной подготовки (ее глубины, обширности, комплексности) будущим профессиональным функциям с которыми может столкнуться специалист в области инноватики.

Достижение поставленной цели очевидно и составляет сущность, качество и основные характеристики образовательной модели позволяющей решить необычайно сложные технические, технологические, обществоведческие задачи подготовки специалистов.

Главная трудность на пути инновационного развития — это избавление от опасной, пагубной для инновационного развития «технологии» работ по схеме «купи-продай». Эта схема, укоренившаяся последние годы в нашей экономике не позволяет осуществить эффективную инновационную перестройку и даже просто энергичную модернизацию страны. В российском бизнесе практически отсутствует мотивировка инновационной деятельности и т. п.

Можно отметить и другие сложнейшие проблемы требующие своего решения и безусловно затраги-

вающие особенности профессиональной подготовки специалистов в области инноватики.

В структуре учебных планов и рабочих учебных программ и в организации самого учебного процесса очевидно должны проявляться запросы, потребности общества — особенно сферы реального сектора экономики. В области инноватики, как ни в какой другой образовательной деятельности проявляется острый взаимный интерес высшей школы и отраслей промышленности к специфике и качеству подготовки специалистов.

Приведенное выше детальное рассмотрение содержания профессиональной деятельности будущего специалиста по инноватике позволяет построить модель его профессиональной подготовки (рис. 1).

Модель позволяет создать облик специалиста по инноватике на основе взаимосвязи различных знаний (гуманитарных, технологических, экономических, социальных и организационно-управленческих) и спрогнозировать возможности их развития.

Модель профессиональной подготовки, как видно на рис. 1 (можно назвать ее «потенциальной моделью подготовки») построена таким образом, что имеет образовательно-методическое ядро, ключевые платформы базовых знаний и качеств и систему групповых и частных векторов показывающих приоритетные направления и содержательные потенциалы интенсивности и качества развития знаний.

Главное в векторном подходе заключается в приоритетах и потенциалах векторов, которые должны меняться по мере укрепления теоретических, методических и организационно-технологических изменений как в теории инноваций так и в прикладном развитии инноватики.

Векторный подход и в этом его главная идея, позволяет (и предполагает) систематически обновлять и перенацеливать потенциалы векторов в зависимости от ситуации складывающийся в развитии инновационных процессов и среды.

Каждый групповой вектор содержит определенные образовательные характеристики (знания) определяющие качество подготовки по данным направлениям.

Вводятся следующие группы векторов (групповые векторы):

• группа векторов подготовки по новым гуманитарным и экономическим технологиям;

• группа векторов по естественно-научной подготовке;

• группа векторов по конструктивно-технологической подготовке;

• группа векторов по организационноуправленческой подготовке;

• группа векторов технологической адаптации и производственных практик.

Естественно предполагается взаимное действие векторов — их разносторонняя взаимосвязь.

Так, группа векторов по естественно-научной подготовке тесно взаимосвязана с группой векторов конструктивно-технологической подготовки и выражается это в том, что если в группе естественнонаучной подготовки подразумевается изучение биотехнологий, нанотехнологий, робототехники и т. п. как

ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010

ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010

Рис. 1. Модель образовательной профессиональной подготовки специалиста по инноватике

научных инновационных направлении, то для каждого из этих направлении рассматриваются конструктивнотехнологические методы (а соответственно и знания) для реализации соответствующих наукоемких высоких технологии или создания наукоемких изделий.

Обеспечивается, таким образом, целостность изучения тех или иных решений в области инноватики, в системе подготовки специалистов.

С другой стороны в каждой группе векторов группируются векторы родственные, сходные в системе подготовки специалистов. Так, группа векторов по конструктивно-технологической подготовке раскрываются векторами — проектным, экспериментальным, технологическим и производственным (по опытным образцам), которые отражают такой уровень обучения (подготовки), который позволяет решать конструктивно-технологические инновационные задачи любой сложности.

Рассмотрим структуру и содержание указанных выше групповых векторов.

Группа векторов «Новые гуманитарные и экономические технологии» определяет подходы к построению системы образования и характеристики качества подготовки по таким векторам (направлениям), как политология (вектор 1), социология (вектор 2), социальные технологии (вектор 3), общая экономическая теория

и современные экономические технологии (вектор 4), психология (вектор 5).

Группа векторов «Естественно-научные проблемы инноватики» представлена как совокупность векторов — концепция современного естествознания (вектор 6), перспективы появления и развития новых идей (вектор 7), технология нововведений (вектор 8), инфраструктура нововведений (вектор 9), облик научного развития шестого уровня (вектор 10).

Группа векторов «Конструктивно-технологические проблемы инноватики» определяет систему подготовки по следующим векторам: промышленные технологии и инновации (вектор 11), технические наукоемкие подходы в инноватике (вектор 12) — общезаводские, спецтехнологические, прорывные (в том числе технологии двойного назначения), мобилизационные, чувствительные, стандартизация и сертификация (вектор 13), эргономика и дизайн (вектор 14), управление производством (вектор 15).

Группа векторов «Информационные и управленческие технологии» предусматривает формирование подготовки по таким векторам как управление проектами (вектор 16), управление качеством (вектор 17), информационные технологии управления (вектор 18).

Одной из наиболее острых, дискуссионных проблем в системе подготовки специалистов по иннова-

тике является проблема адаптации выпускников вузов на предприятиях — особенно на инновационных предприятиях машино- и приборостроения, оборонного комплекса и т. п.

Технология формирования компетентного специалиста, воспитание его как творческой личности может во многом решаться на этапе проведения практик и особенно на этапе адаптации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти проблемы составляют группу векторов подготовки: технологическая адаптация (вектор 19) и производственные практики (вектор 20).

Содержание этих проблем и пути их решения мы подробно рассмотрели в [3].

Специфика инновационной деятельности проявляется в различных видах профессиональной компетентности (социологической, психологической, инженерно-технологической, организационноуправленческой, которые отражены нами в группе векторов «Формирование профессиональной компетентности». Это векторы: виды профессиональной компетентности (вектор 21), наличие знаний и умений взаимодействия с сотрудниками (вектор 22), владение приемами профессионального поведения и общения (вектор 23). Успеха, как правило, достигает тот специалист который способен первичные творческие идеи реализовать в успехе с применением технологических, информационных, управленческих знаний, умения взаимодействовать со специалистами смежных профессий, участвующих в разработке проекта.

Профессиональная компетентность предполагает способность к самостоятельному выполнению всех видов профессиональной деятельности (проектной, аналитической, экспериментально-исследовательской, организационно-управленческой и т. п.), умение решать профессиональные задачи, способность к самостоятельному приобретению новых знаний.

Профессиональная персональная компетентность предполагает способность к постоянному профессиональному росту, повышению квалификации, к творческой самоорганизации, стремлению сформировать свой стиль работы. Специалист должен уметь оценивать уровень своего профессионального потенциала, ощущать стремление к решению новых задач.

Таким образом предложенная выше модель профессиональной подготовки, отвечая требованиям ГОС ВПО по инноватике и рекомендациям УМО позволяет, отражаясь в учебных планах и программах обеспечить высокое качество подготовки специалистов по направлению «Инноватика».

Необходимо при этом особо отметить, что в основе модели лежат такие основополагающие принципы подготовки специалистов как:

• точное определение области деятельности будущих специалистов;

• формирование целевых задач профессиональной подготовки;

• определение главных содержательных функций подготовки специалистов.

Эти принципы если и не являются основой в строгом смысле образовательной парадигмы, то служат достаточным основанием для правильного построения системы подготовки специалистов в области инноватики.

Уже все признают, что развитие науки и современной технологии в университетах и крупных подразделениях промышленности (НИИ и КБ) поддерживаемое психологически государством и ориентированное на создание и организацию мощных трансфертов наукоемких прорывных технологий, служат основой успехов в инновационных процессах.

Организационно формы этого развития могут быть различны — кластеры, инновационные научновнедренческие зоны, технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, крупные научно-технологические центры. И все они требуют специалистов в области управления инновациями — специалистов нового типа, смелых, свободных от консерватизма в оценках и решениях, обладающих высокой профессиональной компетентностью.

Проведенный нами опрос руководителей ряда крупных инновационных предприятий обороннопромышленного комплекса и радиоэлектронного комплекса (институтов, научно-производственных объединений, научно-исследовательских центров и т. п.) по оценке облика специалиста в области инноватики вовсе не определяется преимущественного его профессиональной подготовкой, профессиональной компетентностью. Это, как ни странно, не является, по их мнению, ведущим признаком, качеством специалиста.

Практически все директора среди ведущих характеристик облика специалиста выделяют:

• ответственность за порученное дело (ощущение важности своей роли в общем деле);

• амбициозность, стремление к постоянному профессиональному росту, стремление утвердить свою научную и организаторскую репутацию в коллективе;

• высокое трудолюбие и внутренняя самодисциплина, самоуважение;

• высокие моральные качества (порядочность, честность, чистоплотность в отношениях и т. п.)

и больше всего ценят их и у молодых специалистов и у ведущих специалистов предприятий.

Это очень значимые качества! К ним можно отнести настойчивость, решительность, самостоятельность, инициативность, индивидуальность, профессиональную активность, коммуникабельность, социальнопрофессиональный интеллект.

И в этом заложен большой психологический и философский смысл. Инноватика — новая область вдохновенной творческой научно-производственной и организаторской деятельности, способной на принципиально новой основе преобразить экономику страны и по своей сути не может быть обеспечена специалистами мыслящими консервативно, без высоких устремлений, дерзаний, хорошей творческой амбиции, не проявляющих высокой самоотдачи и профессиональной подготовки.

Реализация данной модели может способствовать не только выбору приоритетных и предпочтительных направлений содержания специального образования (отражающих социально-экономическую и производственную специфику), но и развитию психологических личностных качеств будущих специалистов, их инновационного творческого потенциала.

ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010

Список использованных источников

1. В. К. Федоров, Г. П. Бендерский, И. К. Епанешникова. Очерки теории инноваций: монография. М.: Изд. центр МАТИ, 2009.

2. В. Э. Штейнберг. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика, М.: Народное образование, 2002.

3. В. К. Федоров, Г. П. Бендерский, И. К. Епанешникова. Интеграция высшей школы и промышленности в подготовке специалистов в области управления инновациями//Интеграция образования, № 4, 2008.

Once again about ideas, organization and functional content of preparation «innovatics» specialists

V. K. Fedorov, Honored Worker of Science, Doctor of Technical Sciences, Professor. Head of the department «Innovation Management» «MATI» - Russian State Technological University named after K. E. Tsiolkovsky.

G. P. Bendersky, Doctor of Technical Sciences, Professor, Director General of NPO Lianozovo Electromechanical Plant.

I. K. Epaneshnikova, Ph. D., Professor of Management Innovation «MATI» — Russian State Technological University named after K. E. Tsiolkovsky.

The article examines relevance, specifics, and principles of organization of «innovatics» specialist preparation; a characteristic of general and specific preparation of «innovatics» speciality is given. Also a new model of training of specialists based on building of educational vectors is presented.

Keywords: qualification speciality, innovative development, professional competence, educational vector, educational model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.