Научная статья на тему 'Еще раз о семье'

Еще раз о семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
901
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ПРАВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СТЕПЕНЬ ЗРЕЛОСТИ / САМООТНОШЕНИЕ / САМОРАСКРЫТИЕ / СОБОРНОСТЬ / FAMILY / LAW / SOCIAL AND ECONOMIC FUNCTION / FUNDAMENTAL INSTITUTION / MATURITY / COLLEGIALITY / SELF-ATTITUDE / SELF-DISCLOSURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ломаковская Ирина Семеновна

В статье дается анализ современному состоянию Российской семьи, ее роли в жизни современного общества, его развитии, саморазвитию и самораскрытию человека в нем, укреплению семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Once more about the family

The article analyzes the current state of the Russian family and its role in modern society, its development, self-development and self-revelation of man in it, strengthening the family.

Текст научной работы на тему «Еще раз о семье»

Section 9. Psychology

Section 9. Psychology

Lomakovskaya Irina Semenovna, PHD Academy of Psychology and Pedagogy South Federal University, senior lecturer E-mail: 2942470@mail.ru

Once more about the family

Abstract: The article analyzes the current state ofthe Russian family and its role in modern society, its development, self-development and self-revelation of man in it, strengthening the family.

Key words: family, law, social and economic function, fundamental institution, maturity, collegiality, self-attitude, self-disclosure.

Ломаковская Ирина Семенова, канд психол. наук, доц. каф. «Психологии развития и возрастной психологии» Академия психологии и педагогики Южный Федеральный Университет,

E-mail: 2942470@mail.ru

Еще раз о семье

Аннотация: В статье дается анализ современному состоянию Российской семьи, ее роли в жизни современного общества, его развитии, саморазвитию и самораскрытию человека в нем, укреплению семьи.

Ключевые слова: семья, право, социально-экономическая функция, фундаментальный институт, степень зрелости, соборность, самоотношение, самораскрытие,

Термин «семья» содержит в себе понятие, связанное с чем-то личным, сокровенным, включающим множество глубинных смыслов, связанных с мужчиной и женщиной, скрепленных браком [2]. Семья и право являются одним из фундаментальных институтов общества с древнейших времен [1]. Во всех древнейших цивилизациях семья была главным институтом общества, основной функцией, которой, было воспроизведение населения на основе определенной ментальности, в настоящее время, изучаемое, прежде всего на примере ментальности современной молодежи. Согласно определению Соловьева Н. Я., «семья — малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». Кроме этой функции она выполняла и продолжает выполнять экономическую, социально-статусную функции, определяемую обществом, выраженную различными типами бра-

ков, описание которых можно рассмотреть, исходя из научных источников. При этом, чтобы понять различия в пределах брачно-семейного института, необходимо изучить особенности брачно-семейных отношений в древнем мире, источники права этих государств, на основе которых и были сформированы брачные институты. Такое изучение открывает возможности выбора определенного жизненного пути, по которому пойдет эта пара. Этот путь предполагает рождение, развитие, воспитание и формирование нового человека общественной формации, того общества, в котором человек родился и живет, в котором происходит его формирование, его включенность в общественную жизнь. Сама же супружеская пара, вступившая на путь совместной жизни, отражает зрелость сложившихся отношений, зрелость людей вступивших в эти брачные отношения, в этот сокровенный, сакральный, союз [3]. Сохранение такого союза, требует значительного труда каждого из пары над самим собой на основе взаимной любви в православном, христианском ее понимании. Среди факторов, определяющих стабильность молодых се-

160

Once more about the family

мей, Малярова Н. В. выделяет готовность молодежи к браку напряженный интерес к различным сторонам человеческой жизни, поиск приемлемых и значимых сфер деятельности, стремление все узнать, испытать на себе, найти смысл жизни.

Для молодежи также характерна повышенная эмоциональность, которая также влияет на прочность союза. Впоследствии эта прочность союза, его «правильность», выверяются временем. Этот путь предполагает рождение детей, которые при правильно складывающихся взаимоотношениях между родителями и детьми в такой семье формируют «правильного» человека, обладающего всем необходимым, как для своей жизни в обществе, так и при формировании общества в целом. Кроме воспитания детей в семье происходит и взаимное воспитание супругов, находящихся в браке, определяющее формирование их внутренней зрелости, соединенных единым мировоззрением, что особенным образом скрепляет брак. Формирование семьи — это каждодневный, порой довольно тяжелый упорный труд, прежде всего над собой, своими ошибками, недочетами. При такой работе кристаллизуются выдержка, терпение, умение выслушать близкого человека, проявить сострадание, эмпатию, при необходимости оказать моральную поддержку, вселить уверенность человека в себя; в свои силы, свои возможности. Каждый из пары несет ответственность за все происходящее внутри семьи с каждым ее членом и особенно детьми. Взаимное уважение, любовь супругов скрепляют такой брак, позволяют развиваться крепким здоровым отношениям, служат примером детям, для которых родители являются авторитетом, особенно в раннем детстве. При правильно складывающихся отношениях такой авторитет растет и не исчезает с годами, формирует своеобразную «крепость», называемую домом, в которой каждый находит себя, черпает и приумножает свои силы, развивает внутренние ресурсы, создает вокруг себя и в дальнейшем постороннего окружения ореол внутреннего спокойствия, силы, уверенности в себе, создает здоровую общественную атмосферу. Дети, являясь продолжением родов отца и матери формируют единство с родителями, являются своеобразной «охранной грамотой» сформированной на основе взаимной любви и глубокого взаимоуважения. Такое формирование предполагает благотворительное раскрытие положительного потенциала каждого участников семейного союза на фоне борьбы с теми недостатками, которые присутствуют в каждом из нас, люди ожидают в самораскрытии некоего

равенства (Derlega, Metts, Petronio & Margulis, 1993). Когда очевидно, что самораскрытие не взаимно, задумайтесь о пределах вашей откровенности. Эти недостатки в ходе супружеской жизни проявляются, как невидимые чернила и при мудром отношении, с любовью легче проходит их преодоление на основе осознанности их, подвергая их поверке. Первоначально эмоции, неотъемлемо входящие в чувство любви, как бы «закрывают» недостатки каждого из супругов, не дают прочувствовать их в полной мере и даже не допускают мысли об их существовании, а тем более исправлении. Кроме того, на это упрочение союза неотъемлемо влияют общественные отношения. Семья, являясь ячейкой общества, первичной формой государственности, должна служить ему опорой, прочным фундаментом и от этого возникает чувство ответственности за свою семью, за ее формирование, за то общество, в котором мы с вами находимся и живем, принимая это как данность, в основу полагая нормативно-правовую базу и этическую базу проживания. «Каково на дому, таково и самому», — гласит пословица, которая, как нельзя кстати подходит к обобщенному пониманию семьи и государства, с учетом современного состояния данных структур, как собственно данного, конкретного рассматриваемого общества, конкретной страны на фоне складывающихся, меняющихся отношений с учетом их духовного, социально-политического, экономического развития, при которых человеку живется свободно, той свободой, которая ограничена (огранена) любовью и дышится легко. Ведь только ощущение свободного бытия предоставляет возможность человеку воплощать в жизнь свою реальность, быть активным, истинно верующим, иметь возможность развиваться в семье, не превозносясь, понимая себя, как творение Бога, доверяя Ему, доверяя миру, в котором человек живет. Базовое чувство доверия, как указывал

Э. Эриксон, формируют у ребенка родители и, прежде всего мать, которая больше всех членов семьи проводит с ребенком, формируя его как человека, гражданина конкретного государства. Это мощное чувство доверия к миру, к себе, к окружающим близким позволяют человеку адаптироваться к тому обществу, в котором он находится, под влиянием которого развивается, существует, сам раскрывая свои потенциальные возможности и способности. Люди часто избегают самораскрытия, предпочитая не ставить под угрозу себя, близких или свои отношения с другими, т. к. самораскрытие связано с риском. Самораскрытие, как указывают S. M. Jourard, Lasakow P. и др. [11],

161

Section 9. Psychology

возможно при определенных условиях, и, безусловно, при условиях, сформировавших человека в семье, в том микроклимате, в той «настроенности» правильного, адекватного понимания жизни, при последующем подтверждении этого результатами приобретаемого жизненного опыта. «Семья, в ситуации социально-экономических преобразований, остается одним из немногих островков относительной стабильности и благополучия, символов близости и приватности, трансляторов социокультурного «капитала», поступающего к ребенку со стороны родителей» [1; 6]. В семье человек приобретает опыт коммуникативного общения, начинает формировать коммуникативные компетенции, в настоящее время принятые обществом, особенно в сфере профессионального педагогического образования [10]. Семья содержит в себе понятия, связанные с личным, интимным, включающим множество глубинных смыслов, в процессе общения мужчин и женщин, скрепивших браком свой союз, вместе с тем и по настоящее время оставаясь в какой-то степени загадкой даже при складывающихся гармоничных отношениях [2]. Этот путь предполагает новое психологическое рождение, развитие и воспитание, а также формирование нового человека новой общественной формации, отражая то общество, в котором родился и живет, общество, в котором происходит его формирование в данной культуре, в которой существует семья ^.Проводились кросс — культурные исследования О. В. Митиной и В. Ф. Петренко (2000) стереотипов, женского поведения, как в России, так и в США, семью в которых было показано, что в представлениях о гендерных ролях и стереотипах люди едины в рамках одной культуры, в которой идет структурирование семьи [12]. При этом сама супружеская пара отражает в какой-то степени зрелость сложившихся отношений, зрелость людей вступивших в эти брачные отношения, в сокровенный сакральный союз [9]. В. С. Торохтий говорит в таком случае, о психологической зрелости личности, к которой он относит отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности и напротив, — наличие способности признавать собственные ошибки, и стремление к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях, что влияет на согласованность представлений мужа и жены о супружестве и готовности быть родителями, оказывают влияние факторы длительности стажа семейной жизни, критическим периодом возраста семьи является период 4-9 лет стажа семейной жизни, а также уровень образования родителей. Причем «на начальном этапе (до 4 лет

стажа семейной жизни) супруги демонстрируют согласованные на внутрисемейном уровне позиции по отношению к основным значимым сферам семейной жизни; а именно: отношение семьи к внешнему миру, альтернатива между чувством долга и удовольствием, ориентация на раздельную или совместную деятельность, значимость сексуальной сферы, патриархальное или эгалитарное устройство семьи, отношение к деньгам, отношение к любви романтического типа. Оба супруга в парах со стажем семейной жизни до 4 лет ориентированы на традиционные представления об устройстве семьи (главенство мужчины, подчиненность женщины), высоко ценят любовь романтического типа, придают большое значение сексуальной сфере семейной жизни» (Рюмина — Македонова Н. В., автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Москва, 2006). Кроме того среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Малярова Н. В. выделяет готовность молодежи к браку. Сохранение этого союза требует значительного труда каждого из пары, над самим собой на основе взаимной любви во всех смыслах, и, конечно, в православном, христианском понимания. Руководствуясь «Я » — концепцией Р. Бернса» (2003), мы видим, что у каждой личности есть образ «Я», как представителя определенного гендера, аффективное самоотношение и потенциальная поведенческая реакция, которая определяется этим образом «Я» и отношением к этому образу. Следовательно, поло — ролевая идентичность, как совокупность установок на себя имеет три составляющих: когнитивную, аффективную и поведенческую. Прочность союза, его «правильность», выверяются временем [10]. На это упрочение союза неотъемлемо влияют общественные отношения. Промежуточными ступенями, ведущими, к Богопостижению является наличие потребностей у человека, например, таких, как «потребность в рамках ориентации и потребность в объекте преданности», оставаясь при этом Homo sapiens, оставаясь человеком, а не стадным животным. «Пока он является стадным животным, и пока его действительность — не более, чем фикция, созданная его обществом в целях наиболее легкого манипулирования людьми, он, как человек, — слаб. При каждом изменении образца общественного поведения человек ощущает сильную неуверенность в себе самом...» [3], если у него нет другого такого подлинного образца, каким является Бог. Человек имеет свойственную ему лишь склонность расширять свои знания о действи-

162

Once more about the family

тельности, то есть все ближе и ближе подходить к абсолютной истине». Для того, чтобы человек смог достичь высокой ступени развития, необходимо выполнить одно условие: уничтожить, или, по крайней мере, свести к такому минимуму негативное воздействие на формирование гармоничных отношений

[8] . Влияние современного меняющегося общества на человека, его внутрисемейные отношения последовательно формируют такой образ семьи и человека в нем, который бы давал возможность ему духовно расти, не отрицая по А. Маслоу безусловной материальной составляющей, позволяющей развиваться, утверждая человека в духе при православном прочтении, и, таким образом, меняя его, и мир вокруг. Находясь внутри семейных отношений, человек проникается глубинным смыслом своего существования, ощущает полноту жизни, у него формируется чувство непреходящей радости, позволяющей преодолевать возможные препятствия, встречающиеся ему на пути

[9] . Он каждый день рад встрече со своей «половиной», уверен в себе, ... в ней, делится этой радостью безгранично, со всей щедростью души, на какую он способен, которую развивали в нем в своей культуре в поликультурной среде» [4]. Современный мир оказывает жесткое воздействие на человека, заставляет его быть другим, порой блокирует его решения, вызывая в самом человеке бурю разнообразных эмоций, склоняя человека к принятию материальной составляющей, как ведущей в жизни супружеской пары. При всем этом, человеку необходимо научиться, спокойно воспринимать все то, что происходит вокруг, все ситуации, все разнообразные его проявления, порой абсурдные, сохраняя в себе стержень, основу, которая лишь укрепляется в супружеской жизни при условии гармонии. Внутренняя гармония порождает изменения, которые будут происходить вовне. И всегда необходимо помнить о том, что человек не идеален, подвержен позитивным и негативным для него воздействиям внешнего мира, которые также являются своего рода микро-тренингами, помогая человеку выжить в этом мире и постепенно продолжать свое развитие, не взирая, на складывающиеся обстоятельства или будучи внутренне готовым, принять этот «вызов». Мы постоянно укрепляемся, благодаря сложным обстоятельствам, забывая порой о том, что все дается неспроста, все способствует развитию, как человека самого, его семьи, так и общества в целом, не забывая об этнической составляющей культуры или культур людей, скрепляющих свой семейный союз, формируя смешанные семьи. Понятие «сме-

шанная семья» имеет два основных определения: национальное и религиозное, хотя существуют и другие трактовки этого понятия [5]. В первом случае подразумевается брак двух человек разных национальностей, во втором — различных религий, такие семьи подразделяются на определенные типы, которые позволяют проанализировать динамику отношений в дальнейшем. Исходя из данных Д. Мацумото, «кросс — культурные исследования убедительно показали, что люди разных культур, по-разному понимают одни и те же отношения». «Они отражают различия в культурных ценностях: в культуре Зимбабве выше ценятся отношения между людьми, а в американской культуре — индивидуальность и уникальность» [4], в российской культуре преобладает «соборность», которая представлена двумя направлениями- философским и народным в своей уникальности, которая обладает рядом позитивных качеств, на которую указывает Киреев В. К. в своем диссертационном исследовании «Феномен соборности и его роль в социокультурном развитии Российского общества». «Соборная демократия, основывающаяся на традиционных политико-правовых ценностях, глубинных культурно-исторических связях, позволяет народу не только сплотиться, найти уникальную форму сосуществования гражданского общества и государства, но и само выразиться на международной политической арене, обрести собственную национально-патриотическую доктрину, подчеркнуть свою индивидуальность и политико-правовую идентичность». (Котельников, А. П. «Политико-правовые институты соборной демократии», автореферат кандидатской диссертации, 2005 по гуманитарным наукам http://cheloveknauka.com/politiko-pravovye-

instituty-soborn demokratii#ixzz3MQknLVLi). На понимание и значение соборности, как и подобных ей форм указывали знаменитые отечественные философы, такие как Хомяков А. С., Соловьев Вл. С., Булгаков С. Н., Бердяев Н. А.и др., рассматривая соборность и как развивающую и формирующую мышление, в том числе и человека семейного. Так, Хомяков А. С. определяет: «Соборность означает

сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям», что определяет прочность, как внутрисемейных отношений, так и общественных социальных отношений, благотворно сказывается на развитии современного Российского общества.

Возникшая вновь потребность к обращению понимания семьи в русле современной психологической

163

Section 9. Psychology

науки, диктует нам необходимость аналитическо- вопросы, требующие своего разрешения и ответа

го подхода к данному вопросу, поднимая все новые на них.

Список литературы:

1. Андреева Т. В. изд. «Речь», С-Петербург 2007.

2. Библия - Деяния Святых Апостолов, изд. Российское Библейское Общество, 2000.

3. Василец Т. - «Мужчина и Женщина - тайна сакрального брака». Изд. «Речь», Санкт-Петербург, 2010.

4. Мацумото Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия М.: Прайм-Еврознак, 2008

5. Почебут Л. Г. Психология межэтнической толерантности ...Ред. Л. А. Цветкова. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2010.

6. Триандис Гарри К. М. Культура и социальное поведение: Форум, 2007 -384 с.

7. Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий./Перевод с англ.; Предисловие П. С. Гуревича. -М.: Айрис-пресс, 2005. - 352 с. - (Человек и мир)

8. Anderson, J. R., Ryzin, M. J. V., & Doherty, W. J. (2010). Developmental trajectories of marital happiness in continuously married individuals: A group-based modeling approach. Journal of Family Psychology, 24 (5), 587-596. doi:10.1037/a0020928.

9. Brown, S. L., & Kawamura, S. (2010). Relationship quality among cohabitors and marrieds in older adulthood. Social Science Research, 39 (5), 777-786.

10. Close Relationships ву Pamela Regan, Routledge - 2011-388 pages. ISBN 5-8112-1345-Х.

11. Jourard S. M., Kempler B. The shadow Side of Self-disclosure//J. of humanistic psychology- 1987.-V. 27 (1).

12. Osborne, C., Berger, & L., Magnuson, K. (2010, September). Family structure transitions and changes in maternal resources and well-being. Fragile Families (Princeton University). Working Paper WP10-09-FF. Family & Marriage Literature December 2010 005 Williams Hall ncfmr@bgsu.edu 419.372.4910 ncfmr. bgsu.edu.

Sheleg Liliya Sergiïvna, Candidate of the department of the legal psychology of National Academy of Internal Affairs Email: alexeydrozd@i.ua

Personali characteristics as the psychosomatic disorders determinant for law enforcement officers

Abstract: The article presents the results of an empirical study on the personali characteristics of police officers prone to psychosomatic disorders.

The keywords: psychosomatic disorders, personal characteristics, personality profile.

Шелег Лилия Сергеевна, соискатель кафедры юридический психологии Национальной академии внутренних дел Email: alexeydrozd@i.ua

Характерологические особенности личности как детерминанта возникновения психосоматических расстройств у сотрудников Органов Внутренних Дел

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению характерологических особенностей сотрудников органов внутренних дел, склонных к психосоматическим расстройствам.

Ключевые слова: психосоматические расстройства, характерологические особенности, профиль личности.

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.