Научная статья на тему '«Escape» - централизованный алгоритм работы с молодежью Республики Хакасия в трудной жизненной ситуации'

«Escape» - централизованный алгоритм работы с молодежью Республики Хакасия в трудной жизненной ситуации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
625
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ESCAPE / PSYCHOLOGY / A DIFFICULT LIFE SITUATION / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мантикова А.В., Гребешкова О.Ю., Чупров Л.Ф.

Объектом исследования является молодежь в трудной жизненной ситуации. Цель работы исследование опыта социально ориентированных учреждений г. Абакана и районов Хакасии по взаимодействию с целью оказания помощи молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации; исследование опыта молодёжи Хакасии, имеющей эффективные копинги по преодолению трудной жизненной ситуации. В процессе работы были определены модели помощи молодежи Республики Хакасия, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Escape" - a centralized algorithm of work with the youth of the Republic of Khakassia in difficult situations

The object of study is young people in difficult situations. Purpose to study the experience of socially oriented institutions in Abakan and Khakassia regions for interaction with the purpose of helping youth in difficult life situation; a study of the experience of youth of Khakassia, having effective coping to overcome difficult situations. In the process they identified patterns of assistance to the youth of the Republic of Khakassia caught in a difficult situation.

Текст научной работы на тему ««Escape» - централизованный алгоритм работы с молодежью Республики Хакасия в трудной жизненной ситуации»

УДК 159.9

«ESCAPE» - ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ АЛГОРИТМ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

А. В. Мантикова. ФГБОУ ВПО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Медико-психолого-социальный институт, Абакан, республика Хакасия, Россия, e-mail: psychologistmantika@gmail.com О. Ю. Гребешкова, ФГБОУ ВПО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Медико-психолого-социальный институт, Абакан, республика Хакасия, Россия Л. Ф. Чупров, ЭНЖ «PEM:Psychology. Educology. Medicine» (Черногорск,

Россия)

Резюме. Объектом исследования является молодежь в трудной жизненной ситуации. Цель работы - исследование опыта социально ориентированных учреждений г. Абакана и районов Хакасии по взаимодействию с целью оказания помощи молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации; исследование опыта молодёжи Хакасии, имеющей эффективные копинги по преодолению трудной жизненной ситуации. В процессе работы были определены модели помощи молодежи Республики Хакасия, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: психология, трудная жизненная ситуация, молодежь, Escape.

Проект направлен на развитие моделей помощи молодежи Республики Хакасия, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Информация для дальнейшей переработки и создания алгоритма собирается из нескольких источников: в ходе обсуждения проблемы со специалистами управлений социальной поддержки населения муниципальных образований Республики Хакасия, специалистов республиканских служб экстренной психологической помощи и других служб, оказывающих информационные и социальные услуги бесплатно

молодежи в различных трудных жизненных ситуациях, а также в ходе видеоинтервью представителей молодёжи Республики Хакасия, имеющих позитивный опыт преодоления трудных жизненных ситуаций. Далее, полученный опыт обобщается, анализируются сильные и слабые стороны сложившейся системы практики, на основе анализа создается алгоритм работы с молодёжью Республики Хакасия в трудной жизненной ситуации, результаты освещаются в местных СМИ.

Итоги внедрения результатов: как было заявлено в информационных письмах-приглашениях, все государственные и общественные организации, принявшие участие в круглом столе по созданию алгоритма работы с молодёжью Республики Хакасия в трудной жизненной ситуации, получили в информационной рассылке материалы, обобщенные после проведения круглого стола, содержащие алгоритм и сопутствующие материалы (презентация, резолюция круглого стола).

Эффективность определяется использованием алгоритма в ходе дифференциации ситуации на субъективно и объективно трудную, социальной работы с представителями молодёжи, находящимися в объективно трудной жизненной ситуации.

Данное направление можно развивать и во втором, более психологическом, аспекте - развитии моделей помощи молодёжи, определяющей своё положение как трудное субъективно, которое не подходит под определение класса объективных трудных жизненных ситуаций. Это может быть разработка модели психологического консультирования молодёжи, воспринимающей свою социальную ситуацию как трудную жизненную ситуацию.

Определения

Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание

семьи, рождение детей) [1].

Ситуация - совокупность обстоятельств, положение, обстановка [2].

Трудная жизненная ситуация - обстоятельство (совокупность обстоятельств), признанное по основаниям, определенным настоящим Федеральным законом, как объективно нарушающее или способное нарушить нормальные условия жизнедеятельности гражданина, привести в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, последствия которого он не может преодолеть самостоятельно и требующее, на основе определения индивидуальной нуждаемости, предоставления социального обслуживания [3].

Помощь - содействие кому-нибудь в чём-нибудь, участие в чём-нибудь, приносящее облегчение [4].

Алгоритм - набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий, при любом наборе исходных данных [4].

Оценка современного состояния проблемы. Молодежь как особая социальная группа традиционно рассматривается как профессиональный, творческий и социально-демографический потенциал общества. Поэтому помощь и поддержка молодежи является приоритетной задачей государственной молодежной политики, в целом, и органов и служб социальной работы с молодежью, в частности.

Особенно актуальной проблема социальной поддержки молодежи становится применительно к различным кризисным жизненным ситуациям и обстоятельствам, определяемым как трудные жизненные ситуации. Это связано с тем, что, с одной стороны, экономические и социокультурные изменения в обществе провоцируют возникновение и расширение круга трудных жизненных ситуаций, частоту их встречаемости и все более глобальный характер их последствий. С другой стороны, молодежь как группа, имеющая переходный характер от детства к взрослости, часто оказывается наиболее уязвимой по отношению к различного рода кризисным социальным и экономическим явлениям.

В связи с этим все более приоритетный характер приобретает социальная помощь и поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, поиск эффективных технологий психо-социальной работы. Существующие трудности такой помощи и поддержки, прежде

всего, сводятся к двум основным моментам.

Во-первых, происходящее углубление и расширение кризисных ситуаций приводит к множественности групп лиц, в том числе и молодежи, которым такая помощь необходима. Каждая такая выделенная группа (например, правонарушители, лица с наркотической и алкогольной зависимостью и т.д.) характеризуется особым сочетанием методов и техник социальной помощи и поддержки. Это приводит к все более узкой специализации социальных работников, умеющих эффективно помогать определенной группе лиц с тяжелой жизненной ситуацией, и не представляющих себе работу с другой такой группой. Во-вторых, такая дефрагментация техник и технологий является следствием потери (или отсутствия) целостного взгляда на проблему трудной жизненной ситуации как психосоциального феномена.

Актуальность темы исследования: современный темп жизни и

социально-экономические условия, а также, нестабильность системы ценностей, культивируемых обществом, конструируют необходимость выработки у представителей юношеского и молодого возраста такой социально-психологической компетенции, как паттерн конструктивного преодоления сложившейся трудной жизненной ситуации. Можно отметить, что в современных условиях, такой поведенческий паттерн становится настолько значимым, что его наличие либо несформированность могут определять, в общем смысле, прогресс или стагнацию человеческой популяции.

Нельзя недооценить роль контекста не только в формировании, но и в функционировании личности. Чтобы описать механизм вовлечения представителей молодёжи в трудную жизненную ситуацию, или инициации трудной жизненной ситуации самой молодёжью, нужно рассматривать её в контексте не только социальных процессов в обществе, но и конкретных социальных ситуаций. В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится подросткам и молодёжи, с их ещё не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодёжи, обостряет естественный юношеский нигилизм, что порождает у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации. Это позволяет говорить о данной категории населения как об одной из самых уязвимых.

Выявляя основные проблемы социализации и адаптации молодёжи в обществе, её экономические, возрастные, психологические и социальные особенности, её социальный статус и основные тенденции развития субкультуры в современных условиях, следует подчеркнуть крайнюю необходимость социальной работы в отношении этой группы населения.

Отечественные исследования, в основном посвященные молодёжным и подростковым субкультурам, ценностным ориентациям молодёжи, процессам социализации и жизненного самоопределения, особенностям подросткового поведения, практически не затрагивают молодёжные организации разного типа, не исследуют их как самостоятельную реальность. Несмотря на это, нельзя не принимать во

внимание тот факт, что не только субкультура оказывает значительное влияние на молодых людей, также существенным фактором в их социализации являются организации, которые их окружают [5].

Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости, а также преодоления молодёжью трудных жизненных ситуаций [2, 4].

Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Понятие «трудная жизненная ситуация» тесно связано со словосочетанием «экстремальная ситуация», так как нельзя не брать во внимание, что зачастую люди поневоле становятся жертвами различных бедствий и катастроф.

На рисунке 1. можно увидеть основные направления мониторинга семей в трудной жизненной ситуации.

По аналогии с данной схемой в настоящее время существует достаточно схем для «теоретической» работы с различными категориями трудных жизненных ситуаций.

Классификация категории «трудная жизненная ситуация» по степени участия:

1) Трудные жизненные ситуации;

2) Трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи;

3) Трудные ситуации, связанные с социальным воздействием [2].

Ф. Е. Василюк выделяет четыре основных типа в соответствии с особенностями ситуаций: стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.

По типам трудностей квалифицируют трудную жизненную ситуацию К. Муздыбаев: по интенсивности, по величине потери или угрозы, по длительности (хронические, краткосрочные), по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые), по уровню влияния [4].

13.11.2015 проведен Республиканский круглый стол, в котором приняли участие специалисты управления социальной поддержки населения г. Абакана и других муниципальных образований республики Хакасия (г. Абаза, с. Аскиз, г. Белый Яр, г. Черногорск, г. Сорск). Итогом

работы круглого стола стало обсуждение, создание комплексной модели «Escape» - централизованного алгоритма работы с молодёжью Республики Хакасия, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

В ходе обсуждения проблемы со специалистами управлений социальной поддержки населения муниципальных образований Республики Хакасия, работающими с молодежью в различных трудных жизненных ситуациях (на круглом столе), в ходе видео-интервью представителей молодёжи Республики Хакасия, имеющих позитивный опыт преодоления трудных жизненных ситуаций была собрана информация о проблемном поле исследования. Проведен конкурс студенческих работ видеоинтервью «Я - молодой, и у меня всё получилось!», самые эффективные интервью просмотрены с комментариями в ходе работы круглого стола. Полученный опыт был обобщен, проанализирован, выделены сильные и слабые стороны сложившейся системы практики. По итогам работы круглого стола, в ходе дальнейшей аналитической работы, создан алгоритм работы с молодёжью Республики Хакасия в трудной жизненной ситуации. На круглом столе присутствовали корреспонденты местных СИМ, корреспондент Кедрин Андрей написал заметку о проведенном мероприятии и его итогах, напечатанную 18.11.15г. в газете «Абакан». Велась видеосъемка местными СМИ.

Всего в очном и заочном формате приняло участие 122 человека. Непосредственно в круглом столе приняли участие 47 человек. География участия: Абакан, Абаза, Белый Яр, Сорск, Аскиз.

Результаты имеют явный социально-значимый характер, область применения - социальная сфера. По материалам проекта готовится научная публикация, освещающая результаты (январь 2016).

Анонс мероприятия был размещён на информационных порталах в Интернет, что повлекло за собой значительное расширение круга заочных и очных участников круглого стола, всего приняло участие 122 человека, расширилось проблемное поле.

Круглый стол прошел на эмоциональном подъёме, присутствующая аудитория активно включилась в дискуссию. Опыт видеоинтервью оказался успешным, принято решение о продолжении конкурса до конца текущего учебного года. Иногородние специалисты высказали одобрение и

предложение по продолжению сотрудничества с ХГУ как площадки для обмена профессиональным опытом.

У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость — это переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, свойственных этому возрасту, в том числе, возрастающее в последнее время число представителей молодежи, находящихся хронически или периодически в трудной жизненной ситуацию.

В условиях обилия программ политики в области молодежи в каждом регионе РФ, первостепенной задачей является формирование у представителя молодёжи активной позиции по отношению к трудной жизненной ситуации, в которой он находится. Разработанный алгоритм способен инициировать такую позицию у представителя молодежи по отношению к его ситуации. В активную позицию входит всесторонняя рефлексия ситуации (а не поиск виноватых), формирования чувства причастности к ситуации («это моя проблема»), ревизия жизненных установок, проявившихся через отношение к конкретной трудной жизненной ситуации, поиск ресурсов, информационная поддержка и этап перехода интенции к действию. Алгоритм представляет собой 6-шаговую модель анализа (либо самооанализа) ситуации, помогающую сформировать у представителя молодёжи адаптивный копинг по совладанию с трудной жизненной ситуацией.

Алгоритм работы с молодёжью Республики Хакасия в трудной жизненной ситуации «Escape»

1. Этап Самоопределения или «постановки диагноза»: «Я -в трудной жизненной ситуации».

2. Этап Рефлексии «Моя трудная жизненная ситуация -объективного или субъективного характера».

2.1. Что привело меня к тому, что в данное время я нахожусь в трудной жизненной ситуации?

2.2. Сколько времени я уже пребываю в трудной жизненной ситуации?

2.3. Причастность. Кто (если имеется) вовлёк меня в трудную жизненную ситуацию? Кого (если имеется) я уже вовлёк в трудную жизненную ситуацию?

2.4. Могу я остановить дальнейшее вовлечение людей в эту трудную жизненную ситуацию? (имеется в виду, в саму ситуацию, а не в её разрешение).

2.5. Степень контроля. Каким аспектом трудной жизненной ситуации я могу управлять? Что неподвластно мне в этой трудной жизненной ситуации?

2.6. Ревизия. Изменит ли эту ситуацию пересмотр своих мыслей, чувств о ней, своего поведения? Изменит ли эту ситуацию пересмотр своих мыслей, чувств и поведения вообще?

2.7. Что мне следует пересмотреть, чтобы уменьшить негативное влияние на меня этой ситуации?

2.8. Вывод о типе трудной жизненной ситуации: субъективная, объективная, сочетающая оба фактора (пропорция).

3. Поиск ресурсов. Какие я имею внутренние и внешние ре-

сурсы, чтобы справиться с трудной жизненной ситуацией?

4. Решение. Какой первый шаг я сделаю, чтобы совладать с трудной жизненной ситуацией?

5. Информационная поддержка. Куда я могу обратиться за консультацией, информацией?

6. Действие. Сегодня я звоню в.../отправляюсь в....для того чтобы узнать о.

Главная задача использования алгоритма «Escape» - содействие навыку точно диагностировать собственные затруднения, их сферу, определять возможные пути решения и адресатов, которые могут оказать информационную поддержку и создание зоны персональной ответственности за сложившуюся ситуацию.

При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах в области поддержки молодёжи, и выбрать те из них, которые способны помочь в решении его конкретных проблем. Кроме того, в РХ имеются 2

«горячих линии», в том числе, для молодёжи, где можно получить как информационную поддержку, в случае объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, так и консультацию психолога, в случае субъективной трудной жизненной ситуации.

Информация для молодежи о службах, где в РХ можно получить бесплатную консультацию и иную помощь:

1. Республиканская служба психологической помощи "ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН". Республиканская служба психологической помощи «Единый социальный телефон»: экстренная психологическая помощь по телефону бесплатно, анонимно, круглосуточно. Также, если Вы не знаете, к какому специалисту обратиться в решении социальных проблем, кратко сообщите запрос, и Вас соединят с нужным отделом Управления социальной поддержки населения, Министерства труда и социального

развития, Министерства образования или другой службой; по г. Абакану: 215-002; по Республике Хакасия: 8-800-200-3902 [6];

2. АНТИКРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР (г. Абакан, ул. Ленина, 36) - ведёт работу по нескольким направлениям: Круглосуточный телефон психологической помощи для детей, подростков и взрослых 8-800-250-4425. Если Вам одиноко, вы переживаете утрату, не знаете, с чего начать решать ворох накопившихся проблем - позвоните в антикризисный центр в любое время. Также, в этом центре Вы можете бесплатно прийти на приём к психологу или психиатру, для этого запишитесь в регистратуре (8-3902) 215-660, с 8.00 до 17.00, перерыв с 12.00 до 13.00. Отделение имеет психотерапевтический и физиотерапевтический кабинеты [6].

3. C 2011 года Мантикова А.В. регулярно размещает на своём блоге информацию для молодежи и других социально незащищённых категорий граждан, где можно получить бесплатные психологические, социальные услуги: http://pomogYdaromkhakasia.blogspot.ru/

В настоящее время не умаляется значение и роль молодёжи не только в настоящем социально-экономическом контексте, но и в будущем. Признаётся значение поддержки молодёжи как переходной социально-демографической, нестабильной группы.

Несмотря на обилие государственных программ, направленных на адресную поддержку молодёжи в различных трудных жизненных ситуациях: концепций поддержки работающей молодежи, молодёжи, не имеющей профессиональных навыков, безработной молодёжи и т.п., имеется актуальная потребность в единой стратегии анализа трудной жизненной ситуации, в которой находится представитель молодёжи.

При этом, данная аналитическая стратегия, главным образом, должна использоваться самим представителем молодёжи (самостоятельно либо с помощью другого лица) как стратегия, актуализирующая потенциал, формирующая на интенциональном уровне рефлексивный взгляд на ситуацию, готовность проявлять активность, инициативу в формировании копинг-стратегий совладания с трудной жизненной ситуации различного формата. Поэтому создаваемый алгоритм должен отвечать критериям операционализируемости и возможности практического применения для анализа трудной жизненной ситуации и выработки первых шагов по её активному преобразованию, а не существовать как ещё одна умозрительная теоретическая выкладка.

Создание алгоритма «Escape» призвано решать прикладную задачу помощи молодежи РХ, находящейся в трудной жизненной ситуации. Данный шестишаговый алгоритм может использоваться как консультантами республиканских линий антикризисной помощи в качестве ещё одного инструмента помощи молодёжи, так и самостоятельно представителями молодёжи для анализа сложившейся ситуации.

Таким образом, целевая аудитория для данного алгоритма: молодёжь, представители социальных служб и общественных организаций, оказывающие помощь представителям молодёжи.

Литература:

1. Кон, И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988.

2. Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II НПК / Под ред. Е. А. Петровой - М., 2004. - 260 с.

3. Проект федерального закона от 09 января 2013 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/doc_projects/944 (Дата обращения: 22.10.2015)

4. Мацукевич, Ольга Юрьевна. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕСО-ЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ // Вестник ТГУ. 2012. №3. С.177-181.

5. Положение молодежи в РФ и государственная молодежная политика. М.: Психология, 2011. - 200 с.

6. Информация о бесплатной и социальной помощи в РХ. URL: http://pomogydaromkhakasia.blogspot.ru/ (Дата обращения: 29.11.2015)

7. Спасти потерянное поколение. URL: http://abakan-

news.ru/articles/65391/ (Дата обращения: 18.11.2015).

— • —

Приложения

Приложение 1 .

Резолюция Круглого Стола «Escape» - централизованный алгоритм работы с молодёжью Республики Хакасия в трудной жизненной ситуации»

1. В ходе дискуссии по определению круга проблем молодежи, выявлено 2 типа ТЖС - объективные (зафиксированные в законодательстве) и субъективные, связанные с личностными особенностями, незрелостью личности. Считать «молодежью в ТЖС» только ту молодежь, которая находится в ТЖС объективно, т.е., в обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности.

2. Считать профилактическую работу, работу на упреждение, работу с лицами, которые только недавно оказались в ТЖС, наиболее эффективной.

3. Расширить аудиторию и продолжить работу над составлением

единого алгоритма помощи молодежи в ТЖС в присутствии представителей НКО и Политических партий.

4.Представителям НКО и политических партий осуществлять координацию межведомственной коммуникации по проблеме молодежи в трудной жизненной ситуации.

5. В качестве куратора рассмотреть возможность закрепления представителя общественности за каждой организацией, занимающейся молодежи в ТЖС.

6. Инициировать НКО деловую коммуникацию между общественностью и государственными организациями.

7. Оптимизировать функцию «Единого социального телефона» как координатора между молодежью в ТЖС и государственными организациями по аналогии с коротким номером службы спасения «112».

Приложение 2 .

Материалы статьи по итогам работы круглого стола «Escape» «Спасти потерянное поколение»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Найти способ поддержать молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации - такую цель поставили перед собой участники республиканского круглого стола «Escape». Организаторами его выступили представители кафедры психологии МПСИ Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова при поддержке министерства экономики Хакасии.

Многообразие проблем

Для участия в работе круглого стола были приглашены социальные работники, педагоги, представители молодежи - словом, все желающие. При этом работать требовалось над целым клубком противоречивых проблем, которые лишь на первый взгляд могут показаться самостоятельными. Судите сами: с юридической точки зрения под понятием «трудная жизненная ситуация» подразумеваются обстоятельства, которые человек не способен преодолеть самостоятельно. Официальный перечень их хотя и велик, но довольно ограничен. Возможно, потому, что законодатели имели в виду крайние случаи, с которыми приходится сталкиваться взрослым, состоявшимся людям. Например, инвалидность или одиночество пожилых людей, не

имеющих родственников, за которыми нужен уход. Как показывает практика, в случае с детьми и подростками трагедию может вызвать и такое обстоятельство, на которое не обратят внимания взрослые.

Возьмем, к примеру, такую проблему как отсутствие цели в жизни. Казалось бы, здесь нет ничего опасного: жить можно и просто так, ради самого процесса. Более того, немалая доля наших сограждан так и поступает, даже не задумываясь о том, что можно желать чего-то большего. Однако цель в жизни, как правило, выступает своего рода путеводным маяком для человека. Именно ориентируясь на нее, мы выбираем, в какой вуз поступать и поступать ли вообще, с какого места работы начинать свою карьеру и так далее. При отсутствии такого ориентира человек может попросту потеряться в жизни, не зная, где применить свои силы. Как итог мы можем наблюдать равнодушие к жизни уже на самом начальном ее этапе, либо несколько позже - примерно к 25-

30 годам, когда наступает очередной кризис личности. В обоих случаях результат может быть одинаковым: человек выбирает бегство от действительности, уходя в виртуальный мир, алкоголизм или наркоманию. А именно от этого и предполагается удержать наших молодых людей.

Именно потому, что само болезненное пристрастие к чему-либо также может быть названо трудной жизненной ситуацией. Но, как видно из приведенного выше примера, часто это - следствие каких-либо проблем, выхода из которых ребенок также не может найти самостоятельно. Крайний вариант - когда дети просто не знают, что в жизни есть иные радости, кроме бутылки, поскольку их родители именно так отмечают любой праздник. Или не умеют проводить свободное время без компьютера, поскольку их отец большую часть выходных или вечеров проводит «на войне» с World of Tanks или другим продуктом игровой индустрии.

Жестокое обращение в семье - еще одна многогранная проблема, с которой приходится сталкиваться и воспитателям и обществу в целом. Дело в то, что в семейном насилии так сложно сплетены особенности отношений в этой семье, что со стороны порой очень сложно разобраться в первопричинах происходящего. Не всегда удается и однозначно определить жертву и агрессора, поскольку они порой меняются местами, а ребенок может выступать в качестве любой из сторон конфликта. Или быть лишь наблюдателем, но переносить увиденное в собственную семью.

Когда хочется добра

Интересно, что, наряду с подобными ужасами трудную жизненную ситуацию для молодого человека могут создать и невинные, на первый взгляд вещи. С тем, что наличие цели в жизни безусловно важно, согласятся все. А вот тот факт, что родительские внушения могут оказать не менее разрушительное влияние на жизнь, признать сложнее. Конечно, не все однозначно, тем более что в этом случае мы речь идет об искреннем желании взрослых людей уберечь свое дитя от разочарований или помочь ему избежать ошибок в жизни. Однако порой получается, что взрослые программируют свое дитя на неуспех. Происходит это следующим образом: родители могут, к примеру, отговаривать ребенка от поступления в престижный вуз, уверяя, что без взятки пройти по конкурсу

невозможно. Или часто повторяя в разговорах то, что больших денег заработать честным трудом не получится. А может, уверяют детей, что работа ни в коем случае не должна приносить радость, ведь в этом случае она будет «ненастоящей»... Вариантов масса, и, пожалуй, у каждого человека есть несколько таких установок, полученных в жизни. Теперь посмотрим, чем они оборачиваются на практике. Если вернуться к нашим примерам, то выйдет, что в первом случае ребенок получает уверенность в силе коррупции, а одновременно - в том, что он всегда будет неудачником, не имея достаточно денег. Более того, он может никогда даже не попытаться открыть новое дело или овладеть интересной профессией, будучи внутренне уверенным в неизбежности провала. Во втором случае ограничивается полет фантазии в поиске заработка: у человека формируется представление о том, что стремиться что-то сделать бессмысленно, потому что все равно самыми богатыми будут лишь те, кто обманывает своих ближних. А бедность будет восприниматься как эталон честности. Что, скажем прямо, не всегда соответствует действительности. В третьем случае мы можем увидеть несчастного, который не решается оставить ненавистную работу и заняться интересным делом, которое принесло бы больше пользы окружающим только потому, что когда-то его уверили в том, что его хобби - лишь забава для свободного времени.

Чего хочет молодежь?

Старшее поколение может сколько угодно искать способы помочь юным, однако без понимания мировоззрения нового поколения все предлагаемые способы вряд ли будут действенны. К сожалению, с устремлениями молодежи дела обстоят отнюдь не радостно. «Потерянное поколение» - эта оценка детей девяностых годов звучала в ходе круглого стола не раз. Наблюдения специалистов подтверждают и проведенные в Абакане научные исследования в сфере ценностно-потребностной сферы личности у подростков. Так, по словам старшего преподавателя кафедры психологии МПСИ ХГУ Анны Мантиковой, на первых местах у большинства молодых людей находится их эго, то есть, все индивидуальные устремления. На втором - стремление к удовольствию, на третьем - к безопасности. А вот тяга к познанию, общению с другими людьми, не говоря уже обо всем, что связано с духовным ростом, значительно от них

отстают. Проще говоря, в настоящее время в обществе имеется значительная доля эгоистичных личностей с большими амбициями, которые при этом не способны реализовать себя в жизни, потому что не умеют, и не хотят учиться и работать. Причем, что интересно, в этой сфере практически нет разницы между подростками из благополучных семей и контингентом спецучилищ.

Одной из причин такой ситуации исследователи указывают влияние СМИ. А точнее, весь тот вал рекламы, который несется с экранов. Дело в том, что рекламные продукты создается таким образом, чтобы воздействовать на человеческие слабости и амбиции: «Пусть весь мир подождет.», «Ведь вы этого достойны», "Имидж ничто...". Именно такие установки призваны побуждать людей на покупки. Но подобные слоганы одновременно воспитывают тех людей, кто не в состоянии выставить фильтр критического восприятия. К последним относятся, в первую очередь, дети. К сожалению, часто они так и не получают способности мыслить критично. Вот и получается, что побочный эффект рекламы -создание поколения эгоистов, уверенных в том, что они-то достойны всего просто по праву рождения.

Решать проблемы вместе

Понятно, что не существует волшебной палочки, одним взмахом которой можно исправить текущее положение дел. В этом соображении собравшиеся за круглым столом оказались единодушны. Как и в том, что требуется и дальше совершенствовать систему воспитания в стране. При этом мнение на местах во многом совпадает с теми предложениями, которые выдвигаются на федеральном уровне. Например, обязательное воспитание патриотизма. Такие ценности, как любовь к своей стране в России едва не были забыты, а именно на их основе можно растить личность. А вот как именно это сделать - единого рецепта пока нет.

Одним из вариантов решения проблемы названо появление достойных объектов для подражания. Речь идет о том, чтобы молодежь как можно больше узнавала не о звездах эстрады, а о тех, кто совершает подвиги, открытия, добивается успеха в условиях, когда это кажется невозможным. Такие герои могут стать тем самым примером, которому смогут следовать молодые люди.

Параллельно некоторые из участников дискуссии склонились к

тому, чтобы сотрудничать с религиозными объединениями - такая практика порой приносит свои плоды, когда речь идет о реабилитации зависимых от наркотиков или алкоголя. Важно, по мнению педагогов, возвращать в школы систему профориентирования, ведь далеко не везде в нашей республики она действует в полную силу.

Понятно, что даже разработанная участниками резолюция не означает решения проблем молодежи. Однако «Escape» важен уже потому, что позволил понять, что тот, кто старается помочь новому поколению - не одинок в своих устремлениях. Это чувство очень важно для любого человека. А значит, работа продолжится [7].

Андрей КЕДРИН. Газета «Абакан» от 18.11.15 г.

Кедрин А. Спасти потерянное поколение // Газета «Абакан» от 18.11.2015 г. URL: http://abakan.bezformata.ru/listnews/spasti-poteryannoe-pokolenie/40311214/

— • —

Mantikova A. V., Grebeshkova O. Ju., Chuprov L. F. «Escape» -centralizovannyj algoritm raboty s molodjozh'ju Respubliki Hakasija v trudnoj zhiznennoj situacii/ A. V. Mantikova, 0. Ju. Grebeshkova, L. F. Chuprov II

PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - №3-4.

— • —

Abstract. The object of study is young people in difficult situations. Purpose - to study the experience of socially oriented institutions in Abakan and Khakassia regions for interaction with the purpose of helping youth in difficult life situation; a study of the experience of youth of Khakassia, having effective coping to overcome difficult situations. In the process they identified patterns of assistance to the youth of the Republic of Khakassia caught in a difficult situation.

Keywords: psychology, a difficult life situation, youth, Escape.

— • —

Сведения об авторах

Анна Владимировна Мантикова, практикующий психолог, ст. преподаватель кафедры психологии Медико-психолого-социального института. ФГБОУ ВПО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия)

Ольга Юрьевна Гребешкова, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Медико-психолого-социального института. ФГБОУ ВПО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).

Леонид Федорович Чупров, главный редактор ЭНЖ «PEM:Psychology. Educology. Medicine».

© А. В. Мантикова, 2015.

© О. Ю. Гребешкова, 2015.

© Л. Ф. Чупров, 2015.

© «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015.

Подписано в печать 08.12.2015.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.