2012 История №1(17)
94:32.7(4+470)
А.Е. Морозова
ЕС КАК ПРИМЕР РАЗВИТИЯ ДЛЯ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА
Проводится историческая параллель между событиями, сопровождавшими формирование Европейского союза, и развитием Евразийского союза России, Казахстана и Белоруссии. Отмечается, что история развития Евросоюза была далеко не гладкой. Она проходила в жёсткой полемике о путях развития европейской интеграции. Конфедерация отдельных государств или «супердержава» - главный вопрос, который дискутировался тогда и который до сих пор не снят с повестки дня ЕС. Вариант развития ЕвроАзЭС можно рассматривать и обсуждать, используя исторические параллели с ЕС. Ключевые слова: Европейский союз, Евразийский союз.
С 1 июля 2010 г. на территории России, Казахстана и Белоруссии функционирует Таможенный союз, целью которого является устранение барьеров во взаимной торговле, создание совместных предприятий, повышение инвестиционной привлекательности экономики его членов. 10 января 2010 г. президенты трёх государств заявили о согласовании пакета нормативных документов Единого экономического пространства (ЕЭП) этих стран. Согласованы вопросы формирования общей макроэкономической политики, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, правила конкуренции, субсидирование промышленности и сельского хозяйства. На пресс-конференции по итогам заседания, посвященного формированию ЕЭП, президенты заявили о необходимости перехода к новому этапу взаимоотношений - Евразийскому союзу. В декларации говорится о Евразийском экономическом союзе. В то же время на пресс-конференции, которая проходила 24 октября 2011, все президенты говорили о Евразийском союзе, опуская слово экономический, а президент Белоруссии А. Лукашенко, ссылаясь на президентов России и Казахстана, прямо сказал, что под Евразийским союзом понимается не только экономика, но и более глубокая степень интеграции [1].
Дальнейшее развитие Евразийского союза будет зависеть от многих внутренних и внешних факторов, как экономических, так и политических. Тем не менее следует проанализировать возможные варианты, рассмотрев историю создания Европейского союза, который, так же как и Евразийский союз, начинал свой путь со снятия таможенных барьеров, создания таможенного союза и формирования единого экономического пространства.
История движения Евросоюза по этому пути была достаточно сложной. Нередко она развивалась в жёсткой полемике, возникшей в результате
различной трактовки самой концепции Европейской интеграции. Особой остроты эта полемика достигла в конце 80-х гг. Наиболее видными представителями противоборствующих сторон, отстаивающих различные пути развития Европейского союза, были премьер-министр Великобритании М. Тэтчер и председатель Еврокомиссии Ж. Делор.
Ж. Делор рассматривал Европейское сообщество как будущую федерацию («супердержаву», по словам М. Тэтчер). Свою точку зрения на развитие европейской интеграции Ж. Делор выразил 6 июля 1988 г. в своей речи перед членами Европарламента, в которой он заявил, что страны ЕС, присоединившиеся к единому рынку, в значительной мере потеряют свой национальный суверенитет. Он прямо сказал: «Мы не сможем нормально развиваться и принимать все необходимые решения до тех пор, пока европейское правительство не будет создано в той или иной форме» [2. С. 120]. Далее он заявил: «Через 10 лет 80% экономических и, возможно, налоговые и социальные законы будут приниматься на европейском, а не национальном уровне». Основные идеи Ж. Делора нашли своё воплощение в 2007 г. в Лиссабонском договоре о реформе ЕС, придав последнему статус «супердержавы».
Указанное выше выступление Ж. Делора подвигло М. Тэтчер на ответную речь «Британия и Европа», которую она произнесла в Европейском колледже бельгийского города Брюгге в 1988 г. В своём выступлении М. Тэтчер сформулировала принципы, на которых, по её мнению, мог бы функционировать ЕС. Фактически она предложила конфедеративный вариант Европейского содружества с акцентом на межгосударственное сотрудничество, которое должно было сохранить в неприкосновенности государственный суверенитет членов ЕС. Она сказала об этом следующее: «Пытаться подавить национальную государствен-
ЕС как пример развития для Евразийского союза
ность и сконцентрировать власть в руках европейского конгломерата было бы в высшей степени ущербно и представляло бы опасность целям, которые мы стремимся достичь. Европа однозначно будет сильнее потому, что она включает в себя Францию как Францию, Испанию как Испанию, Британию как Британию, каждую со своими обычаями, традициями и идентичностью. Было бы глупо подгонять их под стандарты европейской идентичности» [3. С. 139]. Приведенный выше принцип М. Тэтчер составил основу всей её речи. Точка зрения М. Тэтчер до настоящего времени оказывает большое влияние на позицию Великобритании в ЕС, которая до сих пор не является членом еврозоны. В области безопасности и обороны Великобритания отказывается от подчинения наднациональным органам ЕС. Она не согласна с новой системой голосования в Совете, принятой согласно Лиссабонскому договору, которая должна вступить в силу в 2014 г. Договор упраздняет нынешнюю схему, при которой количество голосов членов Совета только косвенно зависит от населения стран, которых они представляют. Согласно новой схеме, квалифицированным большинством будет считаться: не менее 55% (в некоторых случаях 72%) членов Совета ЕС, представляющих не менее 14 стран и не менее 65% населения ЕС, «за»; или не более 4 членов Совета ЕС «против».
По всем этим вопросам Великобритания занимает жёсткую позицию и не собирается уступать. Особой позиции Великобритании в ЕС посвящено большое количество работ как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В них исследованы факторы, влияющие на формирование этой позиции. Отмечается большая роль аффективных факторов, связанных с областью чувств, эмоций и традиций. Британская нация формировалась в условиях великой империи, обеспечивающей чувство превосходства над европейскими соседями. Победы над Наполеоном и в двух мировых войнах укрепили эти чувства. Высокая эффективность британских институтов власти не подвергается сомнению и составляет основу национальной гордости британцев. Поэтому участие в интеграционных процессах в ЕС воспринимается политической элитой страны как угроза национальной самобытности, традициям.
Возвращаясь к вопросу о Евразийском союзе, рассмотрим сначала возможности формирования союза на основании договора, аналогичного Лиссабонскому. Так, например, ст. 3 договора наделяет союз исключительной компетенцией в вопросах, связанных с Таможенным союзом, в сфере
заключения международных договоров, касающихся деятельности союза. Согласно ст. 9, в любой своей деятельности союз должен соблюдать принцип равенства его граждан. Гражданство в союзе не заменяет национального гражданства [4]. Очевидно, что в таком федеративном союзе, напоминающем СССР, ведущую роль будет играть Россия. Основанием для такого утверждения служат подавляющее превосходство России в численности населения и в экономическом потенциале, а также аффективные факторы, обусловленные её длительным имперским прошлым. С другой стороны, как сказал Нурсултан Назарбаев, «политические элиты ещё не насытились своей независимостью». В памяти народов Белоруссии и Казахстана ещё свежи воспоминания о таких, далеко не демократических событиях в бывшем СССР, как переселение народов и репрессии, поэтому формирование федеративной «супердержавы» на территории Евразийского экономического пространства маловероятно [5].
По-видимому, для создания Евразийского союза в настоящее время больше подходит стратегия, предложенная в 1988 г. М. Тэтчер в её спорах с Ж. Делором. Она предложила тогда конфедеративный союз независимых государств. Перефразируя её слова применительно к Евразийскому союзу, можно сказать: Евразийский союз однозначно будет сильнее потому, что он будет включать Белоруссию как Белоруссию, Казахстан как Казахстан, Россию как Россию, каждое государство со своими обычаями, традициями и идентичностью. Подтверждением вероятности такого подхода служит интервью с директором Института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан Булатом Султановым, который в беседе с корреспондентом Андреем Ершовым 16 ноября 2010 г. сказал: «По проекту, предложенному президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, Евразийский союз - это союз равноправных государств, направленный на реализацию национально-государственных интересов каждой страны-участницы и имеющегося интеграционного потенциала» [6]. Такой проект по своей сути близок к стратегии объединения стран Евросоюза, предлагавшейся М. Тэтчер. Еврозона находится сейчас в состоянии масштабного финансового кризиса. Комментарии мировой прессы по этому поводу можно кратко передать словами директора французской Высшей школы социальных наук Жака Сапира: Европа напоминает терпящий бедствие корабль, капитаны которого пытаются на ходу латать появляющиеся дыры... Будущее Европы представляется печальным». По мнению
А.Е. Морозова
экспертов, этот кризис обусловлен, с одной стороны, недостатками законодательства ЕС, с другой -поспешностью принятия в Евросоюз стран со слабой экономикой [7. С. 19].
Одновременно с событиями в Европе на постсоветском пространстве продолжают развиваться интеграционные процессы в направлении создания Евразийского экономического союза. 18 ноября 2011 г. на встрече президентов России, Белоруссии и Казахстана подписан ряд документов по ЕвроАзЭС, в том числе «Договор о Евразийской экономической комиссии», которая с 1 января 2012 г. станет первым постоянным наднациональным органом, призванным регулировать экономическое развитие союза. Таким образом, ЕвроАзЭС начинает приобретать черты Европейского союза. История ЕС должна учитываться в развитии Евразийской интеграции. По какому бы пути ни развивался Евразийский союз, его реализация, по оценкам экспертов, позволит увеличить ВВП трех
стран в 1,5-2 раза. По прогнозам того же Н. Назарбаева, это может произойти в 2015-2020 гг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стенограмма пресс-конференции по итогам заседания высшего органа Таможенного союза и Межгосударственного совета ЕВРАЗЭС президента Республики Беларусь А. Лукашенко, президента РФ Д.А. Медведева и президента Республики Казахстан Н. Назарбаева. URL: http:// customsoline. ru/ 1379-deklaraciya-o-formirovanii-edinogo-ekonomiche skogo-prostranstva -respubliki-belarus-respubliki-kazax stan -i-rossijskoi-federacii.html
2. Turer Y. The Tories and Europe. Manchester. 2000.
3. Thatcher M. Speech at the College of Europe, Bruges, 20 September 1988.
4. The Lisbon Treaty. URL: http://www.lisbon-treaty. org/ wcm/the-lisbon-treaty.html
5. Солозовов Ю. Нурсултан Назарбаев - объединитель Евразии // Казахстанская правда 05.11.2011. URL: http:// www. kazpravda. kz/ c/ 1320457543
6. Шенген для ЕВРАЗЭС. Евразийский союз пойдёт по пути Евросоюза. URL: http://www/ ekhoplanet.ru/world-500-8986
7. Сапир Ж. Взгляд с айсберга // Новое время. 2011. № 33.