Научная статья на тему 'ЕС как пример развития для Евразийского союза'

ЕС как пример развития для Евразийского союза Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
412
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION (EU) / COMMON FREE MARKET ZONE (CFMZ) / EURASIAN UNION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Морозова Анна Евгеньевна

Проводится историческая параллель между событиями, сопровождавшими формирование Европейского союза, и развитием Евразийского союза России, Казахстана и Белоруссии. Отмечается, что история развития Евросоюза была далеко не гладкой. Она проходила в жёсткой полемике о путях развития европейской интеграции. Конфедерация отдельных государств или «супердержава» главный вопрос, который дискутировался тогда и который до сих пор не снят с повестки дня ЕС. Вариант развития ЕвроАзЭС можно рассматривать и обсуждать, используя исторические параллели с ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The EU as an example for the development of the Eurasian Union

The article develops a historical parallel between the events accompanied formation of the European Union and development of the Euroasian Union of Russia, Kazakhstan and Belarus. As we all know the history of development of the European Community was not easy. It passed in a rigid polemic about ways of development of the European integration. Whether it would have a form of confederation of the separate states or "superpower" was the main question which was discussed at that time and which is not removed from the agenda of EU now. Great Britain played a special role in this polemic. British Prime Minister, M. Thatcher, offered a confederative variant of EU, preserving the national sovereignty of its member states. Even now the position of Great Britain is based on the M. Thatchers point of view. The Euroasian union, as well as EU, started to function as the Customs union. The variant of development Euroasian union can be considered and discussed, using parallels in the EU history.

Текст научной работы на тему «ЕС как пример развития для Евразийского союза»

2012 История №1(17)

94:32.7(4+470)

А.Е. Морозова

ЕС КАК ПРИМЕР РАЗВИТИЯ ДЛЯ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА

Проводится историческая параллель между событиями, сопровождавшими формирование Европейского союза, и развитием Евразийского союза России, Казахстана и Белоруссии. Отмечается, что история развития Евросоюза была далеко не гладкой. Она проходила в жёсткой полемике о путях развития европейской интеграции. Конфедерация отдельных государств или «супердержава» - главный вопрос, который дискутировался тогда и который до сих пор не снят с повестки дня ЕС. Вариант развития ЕвроАзЭС можно рассматривать и обсуждать, используя исторические параллели с ЕС. Ключевые слова: Европейский союз, Евразийский союз.

С 1 июля 2010 г. на территории России, Казахстана и Белоруссии функционирует Таможенный союз, целью которого является устранение барьеров во взаимной торговле, создание совместных предприятий, повышение инвестиционной привлекательности экономики его членов. 10 января 2010 г. президенты трёх государств заявили о согласовании пакета нормативных документов Единого экономического пространства (ЕЭП) этих стран. Согласованы вопросы формирования общей макроэкономической политики, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, правила конкуренции, субсидирование промышленности и сельского хозяйства. На пресс-конференции по итогам заседания, посвященного формированию ЕЭП, президенты заявили о необходимости перехода к новому этапу взаимоотношений - Евразийскому союзу. В декларации говорится о Евразийском экономическом союзе. В то же время на пресс-конференции, которая проходила 24 октября 2011, все президенты говорили о Евразийском союзе, опуская слово экономический, а президент Белоруссии А. Лукашенко, ссылаясь на президентов России и Казахстана, прямо сказал, что под Евразийским союзом понимается не только экономика, но и более глубокая степень интеграции [1].

Дальнейшее развитие Евразийского союза будет зависеть от многих внутренних и внешних факторов, как экономических, так и политических. Тем не менее следует проанализировать возможные варианты, рассмотрев историю создания Европейского союза, который, так же как и Евразийский союз, начинал свой путь со снятия таможенных барьеров, создания таможенного союза и формирования единого экономического пространства.

История движения Евросоюза по этому пути была достаточно сложной. Нередко она развивалась в жёсткой полемике, возникшей в результате

различной трактовки самой концепции Европейской интеграции. Особой остроты эта полемика достигла в конце 80-х гг. Наиболее видными представителями противоборствующих сторон, отстаивающих различные пути развития Европейского союза, были премьер-министр Великобритании М. Тэтчер и председатель Еврокомиссии Ж. Делор.

Ж. Делор рассматривал Европейское сообщество как будущую федерацию («супердержаву», по словам М. Тэтчер). Свою точку зрения на развитие европейской интеграции Ж. Делор выразил 6 июля 1988 г. в своей речи перед членами Европарламента, в которой он заявил, что страны ЕС, присоединившиеся к единому рынку, в значительной мере потеряют свой национальный суверенитет. Он прямо сказал: «Мы не сможем нормально развиваться и принимать все необходимые решения до тех пор, пока европейское правительство не будет создано в той или иной форме» [2. С. 120]. Далее он заявил: «Через 10 лет 80% экономических и, возможно, налоговые и социальные законы будут приниматься на европейском, а не национальном уровне». Основные идеи Ж. Делора нашли своё воплощение в 2007 г. в Лиссабонском договоре о реформе ЕС, придав последнему статус «супердержавы».

Указанное выше выступление Ж. Делора подвигло М. Тэтчер на ответную речь «Британия и Европа», которую она произнесла в Европейском колледже бельгийского города Брюгге в 1988 г. В своём выступлении М. Тэтчер сформулировала принципы, на которых, по её мнению, мог бы функционировать ЕС. Фактически она предложила конфедеративный вариант Европейского содружества с акцентом на межгосударственное сотрудничество, которое должно было сохранить в неприкосновенности государственный суверенитет членов ЕС. Она сказала об этом следующее: «Пытаться подавить национальную государствен-

ЕС как пример развития для Евразийского союза

ность и сконцентрировать власть в руках европейского конгломерата было бы в высшей степени ущербно и представляло бы опасность целям, которые мы стремимся достичь. Европа однозначно будет сильнее потому, что она включает в себя Францию как Францию, Испанию как Испанию, Британию как Британию, каждую со своими обычаями, традициями и идентичностью. Было бы глупо подгонять их под стандарты европейской идентичности» [3. С. 139]. Приведенный выше принцип М. Тэтчер составил основу всей её речи. Точка зрения М. Тэтчер до настоящего времени оказывает большое влияние на позицию Великобритании в ЕС, которая до сих пор не является членом еврозоны. В области безопасности и обороны Великобритания отказывается от подчинения наднациональным органам ЕС. Она не согласна с новой системой голосования в Совете, принятой согласно Лиссабонскому договору, которая должна вступить в силу в 2014 г. Договор упраздняет нынешнюю схему, при которой количество голосов членов Совета только косвенно зависит от населения стран, которых они представляют. Согласно новой схеме, квалифицированным большинством будет считаться: не менее 55% (в некоторых случаях 72%) членов Совета ЕС, представляющих не менее 14 стран и не менее 65% населения ЕС, «за»; или не более 4 членов Совета ЕС «против».

По всем этим вопросам Великобритания занимает жёсткую позицию и не собирается уступать. Особой позиции Великобритании в ЕС посвящено большое количество работ как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В них исследованы факторы, влияющие на формирование этой позиции. Отмечается большая роль аффективных факторов, связанных с областью чувств, эмоций и традиций. Британская нация формировалась в условиях великой империи, обеспечивающей чувство превосходства над европейскими соседями. Победы над Наполеоном и в двух мировых войнах укрепили эти чувства. Высокая эффективность британских институтов власти не подвергается сомнению и составляет основу национальной гордости британцев. Поэтому участие в интеграционных процессах в ЕС воспринимается политической элитой страны как угроза национальной самобытности, традициям.

Возвращаясь к вопросу о Евразийском союзе, рассмотрим сначала возможности формирования союза на основании договора, аналогичного Лиссабонскому. Так, например, ст. 3 договора наделяет союз исключительной компетенцией в вопросах, связанных с Таможенным союзом, в сфере

заключения международных договоров, касающихся деятельности союза. Согласно ст. 9, в любой своей деятельности союз должен соблюдать принцип равенства его граждан. Гражданство в союзе не заменяет национального гражданства [4]. Очевидно, что в таком федеративном союзе, напоминающем СССР, ведущую роль будет играть Россия. Основанием для такого утверждения служат подавляющее превосходство России в численности населения и в экономическом потенциале, а также аффективные факторы, обусловленные её длительным имперским прошлым. С другой стороны, как сказал Нурсултан Назарбаев, «политические элиты ещё не насытились своей независимостью». В памяти народов Белоруссии и Казахстана ещё свежи воспоминания о таких, далеко не демократических событиях в бывшем СССР, как переселение народов и репрессии, поэтому формирование федеративной «супердержавы» на территории Евразийского экономического пространства маловероятно [5].

По-видимому, для создания Евразийского союза в настоящее время больше подходит стратегия, предложенная в 1988 г. М. Тэтчер в её спорах с Ж. Делором. Она предложила тогда конфедеративный союз независимых государств. Перефразируя её слова применительно к Евразийскому союзу, можно сказать: Евразийский союз однозначно будет сильнее потому, что он будет включать Белоруссию как Белоруссию, Казахстан как Казахстан, Россию как Россию, каждое государство со своими обычаями, традициями и идентичностью. Подтверждением вероятности такого подхода служит интервью с директором Института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан Булатом Султановым, который в беседе с корреспондентом Андреем Ершовым 16 ноября 2010 г. сказал: «По проекту, предложенному президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, Евразийский союз - это союз равноправных государств, направленный на реализацию национально-государственных интересов каждой страны-участницы и имеющегося интеграционного потенциала» [6]. Такой проект по своей сути близок к стратегии объединения стран Евросоюза, предлагавшейся М. Тэтчер. Еврозона находится сейчас в состоянии масштабного финансового кризиса. Комментарии мировой прессы по этому поводу можно кратко передать словами директора французской Высшей школы социальных наук Жака Сапира: Европа напоминает терпящий бедствие корабль, капитаны которого пытаются на ходу латать появляющиеся дыры... Будущее Европы представляется печальным». По мнению

А.Е. Морозова

экспертов, этот кризис обусловлен, с одной стороны, недостатками законодательства ЕС, с другой -поспешностью принятия в Евросоюз стран со слабой экономикой [7. С. 19].

Одновременно с событиями в Европе на постсоветском пространстве продолжают развиваться интеграционные процессы в направлении создания Евразийского экономического союза. 18 ноября 2011 г. на встрече президентов России, Белоруссии и Казахстана подписан ряд документов по ЕвроАзЭС, в том числе «Договор о Евразийской экономической комиссии», которая с 1 января 2012 г. станет первым постоянным наднациональным органом, призванным регулировать экономическое развитие союза. Таким образом, ЕвроАзЭС начинает приобретать черты Европейского союза. История ЕС должна учитываться в развитии Евразийской интеграции. По какому бы пути ни развивался Евразийский союз, его реализация, по оценкам экспертов, позволит увеличить ВВП трех

стран в 1,5-2 раза. По прогнозам того же Н. Назарбаева, это может произойти в 2015-2020 гг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стенограмма пресс-конференции по итогам заседания высшего органа Таможенного союза и Межгосударственного совета ЕВРАЗЭС президента Республики Беларусь А. Лукашенко, президента РФ Д.А. Медведева и президента Республики Казахстан Н. Назарбаева. URL: http:// customsoline. ru/ 1379-deklaraciya-o-formirovanii-edinogo-ekonomiche skogo-prostranstva -respubliki-belarus-respubliki-kazax stan -i-rossijskoi-federacii.html

2. Turer Y. The Tories and Europe. Manchester. 2000.

3. Thatcher M. Speech at the College of Europe, Bruges, 20 September 1988.

4. The Lisbon Treaty. URL: http://www.lisbon-treaty. org/ wcm/the-lisbon-treaty.html

5. Солозовов Ю. Нурсултан Назарбаев - объединитель Евразии // Казахстанская правда 05.11.2011. URL: http:// www. kazpravda. kz/ c/ 1320457543

6. Шенген для ЕВРАЗЭС. Евразийский союз пойдёт по пути Евросоюза. URL: http://www/ ekhoplanet.ru/world-500-8986

7. Сапир Ж. Взгляд с айсберга // Новое время. 2011. № 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.