Научная статья на тему 'Ересь петробрюсиан'

Ересь петробрюсиан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
403
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕРЕСЬ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ДИССИДЕНТЫ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ПЕТР ДОСТОПОЧТЕННЫЙ / ПЕТР ИЗ БРЮИ / MEDIEVAL HERESY / RELIGIOUS DISSIDENTS / RELIGIOUSNESS / PETER THE VENERABLE / PETER OF BRUYS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лапшин Александр Геннадьевич

Статья посвящена рассмотрению одного из эпизодов истории христианских ересей Западной Европы эпохи средневековья. Первым в типологическом ряду так называемых «новых еретиков» был Петр из Брюи, осуществлявший свою проповедь в 20-е 30-е гг. XII века. Ересь петробрюсиан апеллировала к традициям апостольской церкви и была проявлением развития критической религиозности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Petrobrusian heresy

Christian heresies in the Western Europe of Middle Ages. Peter of Bruys was the first in the typological rank of the so-called «new heretics». He carried out the sermon in the 20ies-30ies of the 12th century. The Roman church has condemned his activity. At life and after death of Peter of Bruys, he had many followers. The Petrobrusian heresy appealed to traditions of apostolic church and was display of development of critical religiousness.

Текст научной работы на тему «Ересь петробрюсиан»

УДК 94(4)

Лапшин Александр Геннадьевич

Владимирский государственный университет им. А.Г и Н.Г Столетовых

a-lapshin@vlsu. ш

ЕРЕСЬ ПЕТРОБРЮСИАН

Статья посвящена рассмотрению одного из эпизодов истории христианских ересей Западной Европы эпохи средневековья. Первым в типологическом ряду так называемых «новых еретиков» был Петр из Брюи, осуществлявший свою проповедь в 20-е — 30-е гг. XII века. Ересь петробрюсиан апеллировала к традициям апостольской церкви и была проявлением развития критической религиозности.

Ключевые слова: средневековая ересь, религиозные диссиденты, религиозность, Петр Достопочтенный, Петр из Брюи.

В XII веке усиливаются претензии к церковной иерархии. Это отражается в появлении апеллировавших к Евангелию религиозных групп и отдельных людей, которые не хотели или не могли объединиться с дискредитировавшим себя в их глазах папством. Однако папская церковь, видя угрозу в распространении новых еретических идей, не приходит к пониманию специфики новой ереси и пытается бороться с ней, не выходя за рамки концептуальных схем, обеспеченных патристикой, в частности текстами авгус-тиновской традиции. В ХП-ХШ веках при ответах на вопросы религиозно-этического характера все чаще обращались к закону и силе, прибегая к жестким способам принуждения.

Впервые вопрос об обращении к жестокости в борьбе с новыми ересями был рассмотрен в трактате преподобного Петра Достопочтенного, аббата монастыря в Клюни [7, со1. 719-850]. Трактат был написан в тридцатые годы XII века и предназначался прелатам архидиоцезов Амбрена и Арля и диоцезов Ди и Гап. Целью трактата было обеспечить клир доктринальными инструментами для понимания еретической опасности, созданной проповедями некоего Петра из Брюи и его последователей, и, таким образом, победить ересь со знанием дела.

О жизни Петра из Брюи известно очень мало. Миссионерскую деятельность он начал в одной из деревень Верхних Альп в конце первого десятилетия XII века. Церковь осудила его идеи: по инициативе прелатов Амбренского архидиоцеза Петр был изгнан из Прованса. Он отправился в Гасконь. Однако какое-то время спустя его преследования возобновились. После этого Петр вновь появился в Провансе, где его арестовали и предали сожжению на костре в г. Сен-Жиль или недалеко от него. В вопросе о дате сожжения нет определенности: в историографии XIX века называется 1125/1126 г. [1, с. 233], публикации второй половины XX века определяют лишь период: не раньше 1132 г. и не позже 1139 г. [4, с. 311-335; 5, с. 67-100; 6, с. 2326].

Деятельность Петра, длившаяся более двадцати лет, оценивалась современниками-мирянами неоднозначно. В рассказе Петра Достопочтенного

о сожжении Петра из Брюи имеется интересная деталь: аббат монастыря в Клюни утверждал, что ересиарха сожгли по настоянию верующих. Отсюда можно полагать, что проповедь Петра из Брюи вызвала волнение и негодование паствы, и Петр Достопочтенный не преминул подчеркнуть нетерпимый характер важной экзекуции. Не следует, однако, исключать возможность того, что «настояние верующих» обозначает лишь положительный ответ мирян на церковный призыв применения жестких мер в борьбе с ересью. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на свидетельства в пользу популярности идей, распространяемых Петром из Брюи. Действия прелатов юго-восточной Франции (возможно, вплоть до обращения к светским властям), вынудившие Петра из Брюи перебраться в Гасконь, можно толковать как проявление серьезной озабоченности церковников успехами деятельности миссионера. Еще большим свидетельством в пользу массовости петробрюсианской ереси является тот факт, что даже после сожжения Петра сторонники его идей вызывали серьезное беспокойство прелатов: аббат престижного монастыря в Клюни - глава мощной клюнийской конгрегации - посвятил вопросу борьбы с этой ересью целый трактат. Выше уже отмечалось, что трактат предназначался священникам архидиоцезов Амб-рена и Арля и диоцезов Ди и Гап. Из этого «адреса» следует, что ересь получила распространение на значительной территории: от Коттских Альп до средиземноморского побережья. В таком случае сообщение Петра Достопочтенного о сожжении ересиарха по настоянию верующих касается, скорее всего, лишь части населения юго-восточной Франции XII века. Определить соотношение сторонников и противников петробрюсианской ереси хотя бы на уровне большинство-меньшинство не представляется возможным. Однако совершенно ясно, что верующих, принявших идеи Петра из Брюи, было довольно много.

В трактате Петр Достопочтенный изложил содержание ереси петробрюсиан, суммировав ее в пяти положениях. Каждое из этих положений включает тезис, сформулированный клюнийским аббатом и подкрепленный ссылкой на проповедь ересиарха или описанием одного из его деяний. Пока-

© Лапшин А.Г., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2012

45

зательно, что все пять положений представляют собой перечень того, что отрицали еретики в церкви, которую защищал Петр Достопочтенный. Аргументы ересиарха и его последователей клюнийс-кий аббат не рассматривал.

Итак, ересь петробрюсиан состояла в следующем. Во-первых, отрицание таинства крещения. Во-вторых, отрицание храмов. В-третьих, отрицание креста как предмета культа. В-четвертых, отрицание таинства евхаристии. В-пятых, отрицание благих деяний в пользу усопших. В целом представляется возможным говорить об отрицании Петром из Брюи и его последователями посреднической функции церковной иерархии [2, с. 45].

В историографии высказывалось мнение о возможности того, что положения, представленные в трактате Петра Достопочтенного, не соответствуют или отличаются от идейных установок самого Петра из Брюи [6, с. 24]. При столь остром дефиците источников по истории этой ереси данный вопрос вряд ли можно прояснить. Однако бесспорным остается то, что клюнийский аббат был озабочен распространением конкретных еретических идей, представлявших опасность для католической церкви.

В глазах твердых католиков идеи петробрюси-ан были разрушительны: все, что они отрицали, вело к распаду той целостности, каковой была Римско-католическая церковь конца XI - начала XII веков. В контексте этого становится понятной нетерпимость верующих, по настоянию которых и был сожжен еретик. Но тогда как и чем объясняется терпимость тех же самых верующих в течение более двадцати лет проповеднической деятельности Петра из Брюи и широкое распространение его идей среди жителей альпийских деревень и южно-французских городов, то есть принятие его идей частью римско-католической паствы?

Сам Петр Достопочтенный высказывал интересные мысли, позволяющие нам разобраться в этом вопросе. В частности, клюнийский аббат обратил внимание на то, что ересь Петра из Брюи родилась в горной местности с неплотным и незажиточным населением, здесь она была принята и отсюда усилиями местных епископов была изгнана. Далее ересь переместилась в южную Францию - зону интенсивной урбанизации. Принятие ереси в новой социокультурной среде предполагает соответствие ее (ереси) культурному и религиозному стереотипам, принятым здесь. В таком случае логично предположить близость социокультурных установок населения горных районов и населения городов. Предположение довольно смелое, ибо, на первый взгляд, сопоставление социокультурных условий альпийских деревень и городов приморской зоны Прованса выявляет сильный контраст между ними. Однако автор трактата высказывает мысли, которые могут быть приняты в качестве объяснения столь смелого предположения: люди гор

отличны от всех других - они поставлены в изоляцию условиями жизни среди холодных и вечно заснеженных вершин и, по причине собственной культурной отсталости, более поддаются влиянию проповедников, несущих неверную догму; городское население привыкло к контакту с людьми и идеями различного происхождения, таким образом, его открытость ереси в большей степени определяется любопытством и уступчивостью. Способность идей петробрюсиан к адаптации в различных социально-культурных условиях представляет собой важную особенность этой ереси. Вместе с тем не следует забывать об особенностях культурно-исторического развития Прованса и Лангедока, определивших предрасположенность этих территорий к восприятию ересей.

Петр Достопочтенный пытался разобраться в явлении для него новом. Именно поэтому петроб-рюсиане определены им как новые еретики (novi haeretici) [7, col. 728]. Новизна ереси определялась ее нетрадиционностью: неверная догма петробрю-сиан не была связана с христологической или тринитарной проблематикой, но предполагала радикально критическое отношение к Церкви как иерархической административной структуре, претендующей на роль единственного посредника между Богом и людьми. Таким образом, новизна ереси петробрюсиан выражалась в ее антисацердоталь-ном характере.

Характер ереси в сочетании с ее способностью адаптироваться в различных социально-культурных условиях представляли серьезную угрозу для папства. Резкость действий католических прелатов против Петра из Брюи и озабоченность главы клю-нийской конгрегации масштабами распространения ереси свидетельствуют об осознании опасности, которую заключала в себе новая ересь для римско-католической Европы. Вместе с тем открытость различных социальных групп к восприятию ереси говорит о том, что во второй четверти XII века идея о единстве христианской Европы была лишь иллюзией.

Библиографический список

1. Осокин Н.А. Исторiя альбигойцев и их времени. Т. 1. - Казань, 1869. - 592 с.

2. Ли Г. Ч. История инквизиции в средние века. Кн. I. - М., 1994. - 560 с.

3. Chatillion J. Pierre le Venerable et les Petrobrusiens// Pierre Abelard, Pierre le Venerable. Les courants philosophiques, litteraires et artistiques en Occident au milieu du XII siecle. - Paris, 1975. -P. 165-179.

4. Fearns J. Peter von Bruis und die religiose Bewegung des 12. Jahrhunderts // Archiv fur Kulturgeschichte. - 48 (1966). - S. 311-335.

5. Manselli R. Il secolo XII: religione popolare ed eresia. - Roma, 1983. - 383 p.

46

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2012

6. Merlo G.G. Eretici ed eresie medievali. -Bologna, 1989. - 145 p.

7. Petrus Venerabilis Tractatus adversus Petrobrusianos // Petri Venerabilis ... opera omnia ... accurante J.-P. Migne [Patrol. Lat. Vol.189]. - Paris, 1854. - Col. 719-850. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://books.google.ru/books/about/

Petri_venerabilis_opera_omnia_accurante.html?id= V8UUAAAAQAAJ&redir_esc=y (дата обращения -09.01.2012); см. также: Petri Venerabilis Contra Petrobrusianos hereticos / ed. by J.Fearns. 3-d ed. Series: Corpus Christianorum, Continuatio Mediaevalis, 10. - Turnholti: Brepols, 1973. - 180 p.

УДК 94(470)"1918"

Лобанов Владимир Борисович

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова

lobanov19772009@yandex.ru

ТЕРСКОЕ АНТИБОЛЬШЕВИСТСКОЕ ВОССТАНИЕ (июнь-ноябрь 1918 года): СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

В данной статье рассматриваются эпизоды, связанные с борьбой против большевиков в Терской области на первом этапе Гражданской войны (июнь-ноябрь 1918 г.). Показана расстановка военно-политических сил накануне восстания, его начало, участие терского казачества, части осетин и кабардинцев в нем, политическая ориентация его руководителей Г.Ф. Бичерахова, Э. Мистулова, Н. Федюшкина. Предпринята попытка представить причины поражения восстания, выявить последствия для развития Гражданской войны в северокавказском регионе.

Ключевые слова: терское казачество, Бичерахов, Деникин, Киров, Шкуро, Добровольческая армия, Северный Кавказ.

Терское восстание - одно из череды вооруженных эсеро-меньшевистских выступлений конца весны - начала лета 1918 года, когда Гражданская война из локальных окраинных столкновений постепенно превращается в широкомасштабное фронтальное противостояние. Можно упомянуть в этой связи чехословацкий мятеж, ярославское восстание, восстание левых эсеров в Москве, ижевско-воткинский мятеж. Терское восстание было наиболее продолжительным (с июня по ноябрь 1918 г.), что отражало сильные антибольшевистские тенденции того периода на Северном Кавказе. Современные исследователи довольно подробно освещают восстание, справедливо считая его значительным событием в истории Гражданской войны на Северном Кавказе в 1918 г. Среди них нужно выделить московских историков Р.Г. Гагку-ева [1, с. 245-248] и В.Ж. Цветкова [2, с. 174-177], петербургских историков А.С. Пученкова [3, с. 165], А.Х. Даудова и Д.И. Месхидзе [4, с. 54-55], владикавказского исследователя Ф. Киреева [5, с. 107114], кабардино-балкарских исследователей

Э.В. Бурду [6] и О. Жанситова [7, с. 38-53], махачкалинского историка Р. Джамбулатова [8].

Терское казачество, как ярко выраженная контрреволюционная сила, боровшаяся за сохранение своего привилегированного положения, должна была рано или поздно проявить себя по примеру Дона и Кубани. Однако в начале 1918 г. советская власть здесь была установлена достаточно мирным путем. Набиравшие силу большевики во главе с С.М. Кировым, воспользовавшись бессилием Терско-Дагестанского правительства, собрали в конце января 1918 г. 1-й съезд народов Терека в Моздоке, куда съехались казачьи и горские представители. Обе эти стороны хотели его использо-

вать в своих интересах, для своей корыстной пользы. В итоге вопрос о власти повис в воздухе. Большевики организовали Терский народный совет, на некоторое время было установлено двоевластие, так как Терско-Дагестанское правительство еще формально функционировало, фактически же власть постепенно переходила к большевикам. Положение контрреволюционного правительства было настолько непрочным, что после 2-го съезда народов Терека, на котором бурную деятельность развивал Киров, в Терской республике (как стала называться область после этого съезда) была достаточно мирно установлена советская власть, но-вопровозглашенная республика стала составной частью РСФСР.

Все это, с одной стороны, укладывалось в ленинскую концепцию «триумфального шествия» советской власти по стране, с другой стороны, у казачества, превратившегося из привилегированного в угнетаемое сословие, появилась живительная почва для антисоветского восстания. Ведь горские народы, прежде всего чеченцы и ингуши, признавая советскую власть, желали всего лишь вернуть себе отнятые ранее земли на равнине, и новая власть нужна была как средство для достижения этого. Не без основания следует сказать, что новая власть была антиказачьей. Здесь большевики теперь уже в своих корыстных целях использовали национальный и земельный вопросы для захвата и удержания власти. Антиказачью суть советской власти тонко подметил прибывший весной 1918 г. с Персидского фронта полковник А.Г. Шкуро, который впоследствии использовал и не без успеха недовольство казачества для организации партизанского движения. Он писал о том, что даже наименование «казак» считалось контрреволюцион-

© Лобанов В.Б., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2012

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.