Научная статья на тему 'Эпос «Урал-батыр» как основа формирования духовно-нравственной личности'

Эпос «Урал-батыр» как основа формирования духовно-нравственной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акчулпанова Р. К.

Статья посвящена вопросу формирования духовно-нравственной личности на основе изучения башкирского народного эпоса «Урал-Батыр».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпос «Урал-батыр» как основа формирования духовно-нравственной личности»

ЭПОС «УРАЛ-БАТЫР» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

© Акчулпанова Р.К.*

Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой, г. Стерлитамак

Статья посвящена вопросу формирования духовно-нравственной личности на основе изучения башкирского народного эпоса «Урал-Батыр».

В духовном содержании человека важнейшую роль играют духовно-нравственные ценности, выражающиеся в природе нравственного сознания и социальной практике людей, в их воззрениях и поступках.

Духовно-нравственные и другие ценности проявляют себя, обнаруживают только в процессе человеческой деятельности по освоению мира, через оценку. В этом смысле духовно-нравственные, как и другие социальные ценности, неразрывны с деятельностью, с оценкой, либо актуальной, либо потенциально присутствующей в возможности деятельности.

В такой ситуации духовно-нравственные ценности активно воздействуют на формирование и развитие личности в процессе её деятельности. Это особенно наглядно выражается на региональном уровне, в частности в Республике Башкортостан, в условиях специфических проявлений ценностных ориентаций личности в период трансформации российского общества на современном этапе социального развития.

Формирование ценностного сознания человека на уровне общества и личности представляет собой некоторую совокупность установок и ориента-ций на общественные ценности - идеалы, нормы, обычаи, традиции, и т.д. Содержание ценностного сознания человека определяется многими факторами, среди которых главную роль играют духовно--нравственные ценности. Поэтому важнейшей задачей сегодня в нашем обществе является выработка социально одобряемых мировоззренческих, политических и нравственных убеждений и действий, чувства патриотизма и интернационализма, толерантности у широких слоёв населения. Среди средств направленных на решение этой задачи, особое место занимают прогрессивные традиции народа. Обилие информации, податливость материалов, близость к духовным стремлениям молодежи позволяют говорить об эффективности использования устного народного творчества, в частности башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

Включение в школьную программу и изучение лучших образцов устного народного творчества являются необходимым этапом нравственного и духовного образования учащихся. Вопрос о роли устного народного

* Аспирант кафедры Педагогики.

творчества в школьном курсе литературы и о различных подходах к его изучению не обойден вниманием многих методистов, в их работах затрагивается и методика изучения отдельных жанров фольклора.

Большие возможности использования башкирского народного эпоса «Урал-батыр» в качестве средства духовно-нравственного воспитания учащихся содержит предмет «Башкирская литература». Это связано с тем, что содержание программы данного предмета включает специальный раздел, где подробно изучается такая тема, как «Башкирский народный эпос «Урал-батыр». Изучению эпоса в программе по башкирской литературе отведено 7 часов. Тема предполагает ознакомление с теорией вопроса: понятия «народный эпос», «кубаир», «сэсэн», история письменного изложения эпоса «Урал-батыр»; непосредственное чтение отрывков текста, а также анализ основных событий эпоса и обсуждение главных идей: идея единства всего живого в самой природе, идея победы жизни над смертью, добра над злом и др.

«Урал-батыр» - самое крупное и древнейшее эпическое произведение башкирского фольклора. Дошедшее до нас из глубин веков, оно воплощает в себе духовно-нравственные и эстетические воззрения наших далеких предков. Мысль о бессмертии подвига героев, борющихся против сил зла, прославление вечно живой и обновляющейся жизни - такова гуманистическая сущность эпоса, которая способствует совершенствованию духовно-нравственных ценностей у учащихся.

В эпосе «Урал-батыр» закреплен национальный общественно-исторический опыт: совокупность религиозно-мифологических представлений, знаний, эстетических, художественных и духовно-нравственных ценностей.

Представления башкир о Добре и Зле, нашедшие отражение в эпосе «Урал-батыр», связаны с основным стержнем повествования - демонстрацией двух возможных путей - пути истинного и пути ложного. По истинному пути идет этический герой - Урал, следующий в своих словах и делах этическим нормам. Зло в его понимании это все, что направлено против жизни: все доброе служит ее сохранению и развитию. Ему противопоставляется его брат Шульган, который нарушает этические нормы.

Урал наделен всеми достоинствами: честен, правдив, храбр, знает и свято чтит моральные законы своей страны, в отличии брата Шульгана им движет не стремление к личной славе, а чувство долга, и главным образом его достоинством является не столько сила, сколько доблесть. Народом оценивается не только физические качества героя, но и душевные, оценивается его личность. Он скромен, отказывается от всякого рода почестей. В сознании народа Урал-батыр является этическим эталоном, воплощением человеческих норм, этики и морали. Повествование о героических деяниях Урал-батыра дает возможность учащимся задуматься об актуальных для современности проблемах добра и зла.

Уралу противостоит его брат Шульган, который преступает моральные законы, ради своих интересов, личной выгоды и славы. В итоге он приходит к

духовной гибели, став повелителем водной стихии - стихии Хаоса. Духовная мораль эпоса основывается на представлении о прямой связи поведения человека с состоянием космоса и космических последствий человеческих действий, поступков и деяний. Как правило, нарушения запретов и предписаний, закрепленных данной традицией, караются стихийными бедствиями.

Философская сущность эпоса «Урал-батыр» - раскрытие смысла жизни и смерти, утверждение вечности природы и людского племени. Урал-батыр задается вопросом: «Почему жизнь на земле ограничена, а что, если убить саму Смерть, можно ли добиться вечной жизни?». И герой находит секрет решения этой проблемы: нужно лишь испить из источника живой воды. Разумеется, прежде ему предстоит преодолеть множество препятствий. Батыру придется истребить множество драконов и их повелителей. Без этих подвигов нельзя и представить себе героя эпоса.

Мотив поиска секрета вечной жизни на земле - международный. Он является центральным в памятниках об эпических героях Гильгамеше, Коркот-ата, Александре Двурогом, есть он и в персидской «Авесте». Однако общность мотивов не означает общности их по существу. Другие герои ищут бессмертия для себя, в отличии от них Урал-батыр с самого начала вступает в борьбу за вечную жизнь всего человечества.

Урал-батыр призывает все живое, всех зверей и птиц уничтожить «оставшуюся в одиночестве Смерть». Но батыр не ограничивается желанием сделать бессмертными всех живущих, он мечтает воскресить и всех умерших. Прибыв в страну Катила, он говорит:

Я отправился для того,

Чтоб невидимую Смерть сразить...

И мертвых воскресить, -

Вот для этого я батыром родился! [4, с. 157]

Узнав от Хумай о существовании волшебного источника жизни, Урал-батыр отправляется на его поиски ради всех людей. в эпосе «Урал-батыр» Как повествуется в эпосе «Урал-батыр», Живой Родник - Терехыу - источник живой воды, который дарует бессмертие.

Теперь пойдем и из Живого Родника Воду вычерпаем всю, Всем людям раздадим. От Смерти, невидимой для глаз, От недугов и болезней Мы избавим людей, Всем радость принесем, Бессмертными сделаем всех, Обретем вечную жизнь [4, с.175], -

так обратился Урал-батыр к своим сыновьям. Значит, он нашел средство для достижения своей цели. Только сначала необходимо узнать, как использовать силу источника. Испив из него, можно обрести бессмертие. Но встреча Урал-батыра со стариком, который тысячу лет живет, страдая от своего бессмертия, дает ему возможность понять, как следует поступить. Герой приходит к пониманию того, что вечная жизнь на земле заключается не в личном бессмертии людей, а вечном обновлении природы, в последующих поколениях, потомках. Урал-батыр приходит к осознанию этого философского понятия и приводит его в действие: отказавшись обрести личное бессмертие, он опрыскивает землю волшебной водой. И произносит следующие слова:

Пусть зеленеют горы и леса, Пусть обретут вечный цвет, Пусть птицы воспевают (мир), Пусть люди в песнях восхваляют его, А враги, сбежавшие с нашей земли, Пусть завидуют ее красоте. Быть стране достойной любви! Быть саду достойным земли! На зависть нашим врагам Пусть сияет наша земля! [4, с. 190]

Так, идеал совершенного человека в лице благородного героя эпоса Урал-батыра будет способствовать выбору правильного жизненного пути: в жестокой схватке с драконом-аждахой он добыл живую воду из родника бессмертия. Он мог бы выпить ее сам, чтобы обрести вечную жизнь. Но Урал-батыр разбрызгал воду вокруг, даровав бессмертие природе.

Ведущее место в преподавании занимают такие активные методы обучения, как ролевые игры и игры-драматизации. Они непосредственно знакомят с явлениями культуры, способствуют формированию ценностного отношения и творческого мышления, духовно-нравственному воспитанию и одновременно развивают их познавательную деятельность.

Только включение учащихся в активную познавательную деятельность дает им возможность проникнуть в суть народного эпоса «Урал-батыр», освоить его на уровне общих закономерностей природы, использовать усвоенный материал в качестве способа дальнейшего познания окружающего мира. Процесс обучения с использованием вышеназванных методов порождает внутренние стимулы учения, способствует переходу знаний в убеждения, развитию познавательной самостоятельности в деятельности учащихся. Таким образом, все это вносит существенный вклад в духовно-нравственное воспитание.

Характер ценностных ориентаций во многом зависит, в какой мере человек может распорядиться своими способностями, насколько правильно сможет подчинить свой разум, потребности интересам общества и согласовать свои действия со сложившейся реальной действительностью в стране.

Проблема человека как социального субъекта в ходе радикальных преобразований в Российской Федерации существенно проявляется в его духовном самоопределении, самоутверждении и духовно-нравственном выражении. А это, в свою очередь, уже вопросы мировоззрения, активной жизненной позиции и ценностных ориентаций личности, представляющих собой мировоззренческие, политические и нравственные убеждения, определенные устойчивые привязанности и принципы поведения. Поэтому осмысление духовного смысла жизнедеятельности россиянина, понимание сути и роли его духовно-нравственных ориентаций ныне представляются крайне важными в поисках выхода из определившейся сложной ситуации в стране и, особенно, в Республике Башкортостан.

Таким образом, эпос «Урал-Батыр» отражает духовно-нравственную культуру башкирского народа, утверждает общечеловеческие ценности, идеи гуманизма, торжества добра и справедливости. В условиях многонациональной и поликонфессиональной среды Республики Башкортостан, на наш взгляд, более эффективное формирование духовно-нравственных качеств учащихся происходит на основе изучения башкирского народного эпоса «Урал-батыр», в ходе изучения предмета «Башкирская литература».

Список литературы:

1. Башкирское народное творчество. Т. I. Эпос. - Уфа, 1987.

2. Мирбадалева А.С. Башкирский народный эпос // Башкирский народный эпос. - М., 1973.

3. Педагогика высшей школы / Ю.В. Сорокопуд. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 541 с.

4. Урал-батыр. Башкирский народный эпос. - Уфа: Китап, 2005. - 296 с.

5. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004. -240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.