Научная статья на тему 'Эпитет в адыгских колыбельных песнях'

Эпитет в адыгских колыбельных песнях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
656
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ / ЭСТЕТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ТИПЫ ЭПИТЕТОВ / РАЗВЕРНУТАЯ КОНСТРУКЦИЯ / МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ЭПИТЕТ / ГИПЕРБОЛИЧЕСКИЙ ЭПИТЕТ / LULLABY / ESTHETICALLY MEANINGFUL ATTRIBUTE / TYPES OF EPITHETS / DETAILED CONSTRUCTION / METAPHORICAL EPITHET / HYPERBOLIC EPITHET

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шхабацева Марина Аскарбиевна

Рассматриваются художественно-стилевые особенности адыгских колыбельных песен с целью выделения и анализа эпитета как эстетически значимого определения. Отмечается, что эпитет достаточно широко изучен в адыговедении, однако в рамках материнского фольклора он исследуется впервые, в этом и заключается актуальность работы. Научная и практическая значимость определяется тем, что в научный оборот вводится множество ранее не изученных текстов колыбельных песен, широко исследуются типология и функции эстетически значимых определений в данных текстах. Акцентируется внимание на постоянных эпитетах, используемых в качестве обращения к ребенку. По формальным признакам выделяются простые, сложные и составные эпитеты, по семантико-эстетическим метафорические, метафорично-гиперболические и гиперболические группы. Выявляются части речи, с помощью которых выражены составные эпитеты, образующие наибольшую группу в исследуемых текстах. Подчеркивается, что тирадные формулы эпитетов используются для художественной характеристики идеального героя адыгских колыбельных песен. Применены структурно-типологический и семантико-стилистический методы исследования. Автор приходит к выводу о том, что эпитет является наиболее употребительным художественным средством колыбельных песен. Наибольший интерес представляют развернутые конструкции эпитетов, усложненные метафорой, гиперболой и сравнением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Epithet in the Adyghe lullabies

Art and style features of the Adyghe lullabies are examined in order to allocate and analyze an epithet as an esthetically meaningful attribute. The epithet has been well studied by the Adyghe scientists. However this study investigates the epithet for the first time within maternal folklore and therefore is relevant. The scientific and practical importance of this work is that the set of earlier unstudied texts of lullabies is introduced in scientific circulation, and wide-ranging studies are carried out on the typology and functions of esthetically meaningful attributes in these texts. Attention is focused on the constant epithets used as the address to the child. Simple, complex and compound epithets are identified on formal grounds, and metaphorical, metaphoric-hyperbolic and hyperbolic groups are allocated on the semantic-esthetic basis. Parts of speech are recognized, by means of which the compound epithets, forming the greatest group in the studied texts, are expressed. It is emphasized that tirade formulas of epithets are used to artistically characterize the ideal hero of the Adyghe lullabies. Structural-typological and semantic-stylistic methods of research are applied. The author comes to a conclusion that the epithet is the most common art means of lullabies. Of great interest are the comprehensive epithet constructions complicated by a metaphor, a hyperbole and comparison.

Текст научной работы на тему «Эпитет в адыгских колыбельных песнях»

УДК 398 (470.621)

ББК 82.3 (2=Ады)

Ш 98

Шхабацева М.А.

Аспирант кафедры истории и культуры адыгов Адыгейского государственного университета, преподаватель фольклорного отделения АРДШИ им. К.Х. Тлецерука, e-mail: marina_shhabaceva@mail. ru

Эпитет в адыгских колыбельных песнях

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматриваются художественно-стилевые особенности адыгских колыбельных песен с целью выделения и анализа эпитета как эстетически значимого определения. Отмечается, что эпитет достаточно широко изучен в адыговедении, однако в рамках материнского фольклора он исследуется впервые, в этом и заключается актуальность работы. Научная и практическая значимость определяется тем, что в научный оборот вводится множество ранее не изученных текстов колыбельных песен, широко исследуются типология и функции эстетически значимых определений в данных текстах. Акцентируется внимание на постоянных эпитетах, используемых в качестве обращения к ребенку. По формальным признакам выделяются простые, сложные и составные эпитеты, по семантико-эстетическим - метафорические, метафорично-гиперболические и гиперболические группы. Выявляются части речи, с помощью которых выражены составные эпитеты, образующие наибольшую группу в исследуемых текстах. Подчеркивается, что тирадные формулы эпитетов используются для художественной характеристики идеального героя адыгских колыбельных песен. Применены структурно-типологический и семантико-стилистический методы исследования. Автор приходит к выводу о том, что эпитет является наиболее употребительным художественным средством колыбельных песен. Наибольший интерес представляют развернутые конструкции эпитетов, усложненные метафорой, гиперболой и сравнением.

Ключевые слова:

Колыбельная песня, эстетически значимое определение, типы эпитетов, развернутая конструкция, метафорический эпитет, гиперболический эпитет.

Shkhabatseva М.А.

Post-graduate student of Department of History and Culture ofAdyghes, Adyghe State University, Teacher of Folklore Department of the Adyghe Republican Children's School of Arts named after K.Kh. Tletseruk, e-mail: marina_shhabaceva@mail.ru

Epithet in the Adyghe lullabies

Abstract:

Art and style features of the Adyghe lullabies are examined in order to allocate and analyze an epithet as an esthetically meaningful attribute. The epithet has been well studied by the Adyghe scientists. However this study investigates the epithet for the first time within maternal folklore and therefore is relevant. The scientific and practical importance of this work is that the set of earlier unstudied texts of lullabies is introduced in scientific circulation,

and wide-ranging studies are carried out on the typology and functions of esthetically meaningful attributes in these texts. Attention is focused on the constant epithets used as the address to the child. Simple, complex and compound epithets are identified on formal grounds, and metaphorical, metaphoric-hyperbolic and hyperbolic groups are allocated on the semantic-esthetic basis. Parts of speech are recognized, by means of which the compound epithets, forming the greatest group in the studied texts, are expressed. It is emphasized that tirade formulas of epithets are used to artistically characterize the ideal hero of the Adyghe lullabies. Structural-typological and semantic-stylistic methods of research are applied. The author comes to a conclusion that the epithet is the most common art means of lullabies. Of great interest are the comprehensive epithet constructions complicated by a metaphor, a hyperbole and comparison.

Keywords:

Lullaby, esthetically meaningful attribute, types of epithets, detailed construction, metaphorical epithet, hyperbolic epithet.

Колыбельные песни адыгов занимают центральное место в материнском фольклоре. Они отмечены особенностями, которые «объективируются как ритуальным контекстом, так и художественно-стилевой спецификой» [1:139]. При изучении способов формирования образа идеального героя выявлено, что «ведущим мотивом колыбельных песен является прогнозирование достойной будущей жизни ребенка» [1: 140]. Данный мотив актуализируется чрезвычайно богатым поэтическим языком, важным элементом которого является эпитет. В фольклористическом адыговедении эпитет достаточно широко изучен. Можно указать на работы A.M. Гу-това, М.Х. Машуковой, М.М. Паштовой [2, 3, 4]. Однако эпитет в контексте материнского фольклора до сих пор не исследовался. Впервые нами рассматривается эпитет в колыбельных песнях. Проанализировано более 60 текстов. Кроме эпитета выявлены такие характерные художественно-стилевые средства, как сравнение, метафора, метонимия, аллитерация.

Вслед за М.М. Паштовой, эпитет в данной работе рассматривается не как образное, а как «эстетически значимое определение» [4: 75]. В адыгских колыбельных песнях используются разные типы эпитетов, в том числе и постоянные.

Известно, что для фольклора любого народа характерно употребление

постоянных эпитетов. Кроме содержательной, они выполняют и мнемоническую функцию [5]. В колыбельных песнях адыгов наиболее употребительными являются такие постоянные эпитеты, как дышъэ (золото/золотой) и мафэ/нэф (свет/светлый). Например, дышъэ (золотой): пкъэу (столб), нахьут (уздечка), уан (седло), г)з/шн(платье/рубашка), шъхьант (подушечка) щэтыр{шатер), осэпс (роса); джэгумаф (счастливое игрище), Даутэ нэф (Даут светлый): сик1элэ (мой мальчик), п1ур (свет-воспитанник).

По формальным признакам эпитеты можно разделить на простые, сложные и составные. К простым относятся эпитеты, состоящие из одного слова: щ1алэ пагуэ (мальчик курносый), оюььх дыдж (ветер горький (в значении «сильный»), Ъпхьуамбэ п1ащэ (крупнопалый). В данную группу также входят слова, образующие эпитеты присоединением префиксов и суффиксов у-, щы-, зи-, -жъ, -шъу, являющихся показателями лица, места, принадлежности, качества. Например щыма-зэгъуэшхуэщ (там, где большое полнолуние), зинипйыр нагъуэ (чьи глаза светло-карие), биижь (старый враг), нартышъу (нарту подобен).

В качестве художественно-изобразительного средства в колыбельных песнях часто используются постоянные эпитеты в форме обращения. Как отмечает

М.И. Мижаев, большинство колыбельных песен начинаются именно с них, ласково обращаясь к ребенку, просят заснуть:

Лэу пщ1ыркъэ си дотэ щыр, лэу пщ1ыркъэ, си дотэ нэху. -

Леу сделай (засни), дота моя маленькая, леу сделай (засни), дота моя светленькая (здесь и далее перевод наш - М.Ш.)

Дотэ (милый, светлый, лучезарный) - ласковое обращение воспитателя (аталыкъ) к воспитаннику (п1ур). Кроме этого, в колыбельных песнях адыгов присутствуют и другие уменьшительно-ласкательные слова: нынэ, дэнау, сик1алэ (мой мальчик), си Аслъан («мой лев» - метафорический эпитет, характеризующий образ сильного, храброго и бесстрашного воина) [6: 111-115].

Сложные эпитеты состоят из двух и более слов. Они определяют эстетическую значимость того или иного предмета, явления: дышъэ осэпсэу жъуакъ-ом утехи (золотой росой выпадаешь над воспитателем), чылэр зэдыпэ1ошъхъарых (все общество/все люди снимают шляпу; доел, 'оголяют голову в знак уважения'). Составные эпитеты образуются путем соединения нескольких слов или предложений. По утверждению М. X. Машуковой, это «развернутые конструкции» [3: 7]. В адыгских колыбельных песнях подобные тирадные формулы эпитетов используются для художественной характеристики идеального героя:

Уятэм иунэ тыгъэу укъыщепси, орэда, Дышъэ осэпсышъы жъуакъом утехи орэда...

Гощэ нысак1эм урикок1ытыгъэри, орэда, Тыгъэр зытеназэрэм уряпхъурэлъфыри, орэда,

Уянэу укъэзылъфыгъэм дышъашъхьэр ш1обгъак1и, орэда [7] -В доме твоего отца как солнце светишь, орэда,

Золотой росой на воспитательницу спадаешь, орэда...

Ты солнце на коленях молодой невестки-княжны, орэда,

Ты внук тех, на ком солнце светит, орэда, Мать, родившая тебя, обрела золотую голову, орэда.

По семантико-эстетическим признакам сложные эпитеты в адыгских колыбельных песнях подразделяются на три группы: метафорические, гиперболические и метафорично-гиперболические:

• метафорические эпитеты: дахэр къэ-зыщэныри сик1алэ (красивую приведет в дом кто - мой сын), уятэм иунэшком ущы-дышъэ пкъэу (в большом доме твоего отца ты - опора золотая, великая). Пкъэу (доел, 'столб, бревно') - в песне употребляется в переносном значении - идеальный герой, который сравнивается с предметом по выполняемой функции - поддержка;

• метафорично-гиперболические эпитеты: пхъэжъ маш1оу мэустхъуи (разгорается словно пламя от старой древесины), уилъэрыгъыхэр огъу мазэу мэш1эти (стремя твое как луна сверкает);

• гиперболические эпитеты: джан-кущэрэхъхэр зишыблэ 1удзи (чей джанку-шерех (сказочное острое колесо) - это то, что приварено/прикреплено к краю Шы-блэ (бог молнии), шыуминэр уишъхьагъы-рытэу, шыушъитфэруи1офытабгэу (тысяча всадников в чьем сопровождении, пятьсот всадников чьи посыльные).

Эпитеты в исследуемых текстах колыбельных могут быть выражены:

• прилагательным с существительным (иногда и с числительным): дышъэ осэ+пс (снежная вода), пкъэу+шху (столб огромный), фэрэ псыгъу (конь тонконогий);

• существительным с глаголом: дэо-тефыжь (соперников/завистников кто изгоняет), п1ургъаш1у (воспитанника кто лелеет), хъаблэгъэчэф (соседей кто радует);

• двумя существительными: нал-къутэр алъэгу (бриллиант, чья подошва), шъыхьыкъу (оленя кость);

• существительным с числительным: чъэритТу (два скачущих (вороных), шыумин (всадников тысяча), хьищэ-бгъищэ (сто собак-сто орлов);

• существительное с деепричасти-

ем: нартышъу (нарту подобен);

• существительным с причастием: зимафэк1э тхъэжъынэр (пребывающий в блаженстве), зинасыпк1э чъыенэр (счастливо засыпающий).

Как видим, большинство эпитетов, использованных в адыгских колыбельных песнях, являются составными. Они образованы соединением разных частей речи.

Эпитеты подчеркивают отличительные, эстетически значимые особенности и признаки определяемого предмета. Так, в эпитетах, характеризующих внешность героя и его помощника - коня, можно выделить несколько групп:

• портрет героя: щ1алэ пагуэ (мальчик курносый), мазэ вагъуэр зинэ-гу (луноликий), нэплъэгъухэр л1ыгу гуих (взгляд, заставляющий трепетать сердца мужей);

• воинские качества: бгъэшхъо-к1ашхъоу щэфарз (ястребом носится (в войне), дэотефыжь (соперников/

завистников изгоняющий);

• конь и конское снаряжение: ипк1эгъу-али осым фэдэу 1эдэжь (сивый конь, как снег), илъэрыгъыхэр огъу мазэу мэш1эты (его стремя сверкает, словно луна в период засухи);

• одежда, воинское снаряжение: зэпэш1этэу мэшэсы (в позолоченных доспехах отправляется в поход), лэрэ пыупк1афэхэр ищашъхь (обрезки из лер (редкий вид металла) чей наконечник стрелы).

Таким образом, как показало исследование, самым распространенным средством художественной выразительности в адыгских колыбельных песнях является эпитет. В рассмотренных текстах наиболее часто встречаются усложненные метафорой, сравнением, гиперболой эпитеты. Они образуют систему художественных формул, которые выступают в качестве эстетически значимых элементов.

Примечания:

1. Унарокова Р.Б., Шхабацева М.А. Объективация идеального героя в колыбельных песнях адыгов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2014. Вып. 3. С. 138-143.

2. Гутов A.M. Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса. Нальчик: Эль-фа, 2000.220 с.

3. Машукова М.Х. Эпитет в адыгском фольклоре. Нальчик, 2007. 118 с.

4. Паштова М.М. Черкесская (адыгская) народная лирика: традиционные необрядовые жанры. Майкоп, 2009. 261 с.

5. Говорина Анастасия. Роль колыбельных песен и поэзии пестования в системе детского фольклора. URL://http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=454012

6. Мижаев М.И. Детский песенный фольклор адыгов // Труды КЧР. Черкесск, 1973. Вып. VII. С. 111-115.

7. Кушьэ орэдхэр. Адыгэ к1элэц1ык1у 1оры1уатэм щыщ / Зыугъоигъэр Унэрэкьо Рай = Колыбельные песни из адыгского детского фольклора / коллекция собрана Р.Б. Унароковой //ЦА/АГУ-м иархив. П. 23, д. 1-61 // Архив Центра адыговедения АГУ (ЦА АГУ). П. 23, д. 1-61.

References:

1. Unarokova R.B., Shkhabatseva М.А. Objectification of the ideal hero in lullabies of Adyghes // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2014. Iss. 3,P. 138-143.

2. Gutov A.M. Literary and style traditions of Adyghe epic. Nalchik: El-fa, 2000. 220 pp.

3. Mashukova M.Kh. Epithet in Adyghe folklore. Nalchik, 2007. 118 pp.

4. Pashtova M.M. Circassian (Adyghe) folk lyrics: traditional non-ceremonial genres. Maikop, 2009. 261 pp.

5. Govorina Anastasia. The role of lullabies and poetry of nurturing in the system of children's folklore. URL: // http:? //www.bibliofond.ru/view.aspx Id = 454012

6. Mizhaev M.I. Children's song folklore of the Adyghes // Proceedings of the KChR. Cherkessk, 1973. Iss. VII. P. 111-115.

7. Lullabies of Adyghe children's folklore / collected by R.B. Unarokova // Archive of the ASU Center of Adyghe studies (ASU TsA). P. 23, d. 1-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.