Научная статья на тему 'Эпитет и его функции в поэзии Н. С. Гумилёва'

Эпитет и его функции в поэзии Н. С. Гумилёва Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3261
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпитет / индивидуально-авторский / колоративы / epithet / individual author / colorative

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никитенко Л.И.

В статье рассматриваются особенности функционирования эпитетов в поэтических текстах Н.С. Гумилѐва, а также показана роль колоративов в создании образного строя поэзии автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe article considers the specifics of functioning of epithets in poetry N.S. Gumilev, as well as the role of coloration in creating imagery for the poetry of the author.

Текст научной работы на тему «Эпитет и его функции в поэзии Н. С. Гумилёва»

Бишкек: "Шам", 2000.

4. Эгимбаева Ж.Б., Дунганаева Ч.С. Сопоставительное изучение: согласование времен в английском и киргизском языках // Успехи современной науки и образования. 2015. № 5. С. 111-115.

5. Ысмаилова Р.А. Английский язык в условиях глобализации // Успехи современной науки. 2015. № 3. С. 85-87.

Никитенко Л.И.

ЭПИТЕТ И ЕГО ФУНКЦИИ В ПОЭЗИИ Н.С. ГУМИЛЁВА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: эпитет, индивидуально-авторский, колоративы.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности функционирования эпитетов в поэтических текстах Н.С. Гумилёва, а также показана роль колоративов в создании образного строя поэзии автора.

Key words: epithet, individual author, colorative.

Abstract: the article considers the specifics of functioning of epithets in poetry N.S. Gumilev, as well as the role of coloration in creating imagery for the poetry of the author.

Окружающий человека мир объектов получает в художественном тексте свое признаковое выражение в эпитете, в котором личность автора отражается не только эмоционально, но и эстетически. В эпитете бытийная стихия обретает свои законченные, устоявшиеся формы и краски, получая их в результате когнитивной, эстетически опосредованной деятельности личности. Эпитет появляется вследствие многократного, поискового отражения объекта личностью в процессе ее моделирующей деятельности.

Чаще всего эпитет рассматривается как образное определение предмета или явления, выраженное преимущественно прилагательным. Вместе с тем допускается возможность выражения эпитета наречием, именем существительным, числительным и глаголом в определительной функции.

В настоящее время в лингвистике и литературоведении существует два основных подхода к определению понятия «эпитет»: узкое и широкое его толкование. Однако подобное разделение достаточно условно, так как в основу такой классификации положены различные критерии.

При узком понимании эпитетом считаются переносно

употребленные образные определения, характеризующиеся обычно как красочные, таким образом, узкое понимание эпитета сводится к ограничению его принадлежности к определенной части речи, а именно к имени прилагательному [3].

Сторонники широкого понимания эпитета подходят к данной проблеме с принципиально иных позиций, эпитетом они называют всякое слово, которое, определяя, характеризует какое-либо понятие, какой-либо предмет. Такое понимание эпитета позволяет считать эпитетом любое прилагательное как в прямом, так и в переносном значении. В то же время исследователи выделяет три типа эпитетов: общеязыковые, народно-поэтические и редкие (индивидуально -авторские).

Согласно этой классификации общеязыковые эпитеты представляют собой наиболее многочисленную группу слов. В числе общеязыковых эпитетов есть слова, употребленные и в прямом, и в переносном значении, стилистически нейтральные и с яркой стилистической окрашенностью Характерными признаками общеязыковых эпитетов служат относительная устойчивость связи между определяющим и определяемым, воспроизводимость подобных словосочетаний, неоднократность употребления их в литературном языке. Основной чертой народно-поэтических эпитетов является постоянство и ограниченность сочетаний определяющего с определяемым. В основе редких (индивидуально-авторских) эпитетов лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации, поэтому они обычно невоспроизводимы, их употребление носит окказиональный характер. Однако при определенных условиях (авторитет писателя, яркость, свежесть образа и т.д.) эти эпитеты могут перейти в разряд общеязыковых. Таким образом, граница между общеязыковыми и индивидуально-авторскими эпитетами условна и подвижна.

Проблема эпитета как средства выражения личного, оценочного отношения в высказывании является одной из ведущих проблем стилистики. Особенно это имеет отношение к употреблению стилистически окрашенных индивидуально-авторских эпитетов. Такие эпитеты содержат в себе признак метафоры, в лингвистической литературе их называют метафорическими. Обилие метафорических переносов в художественном тексте, по мнению Н.Д. Арутюновой, связано с тем, что поэт старается оттолкнуться от обыденного взгляда на мир, представить что-то в необычном и непривычном для широкой публики свете [2].

Вслед за другими лингвистами мы не отождествляем эпитет с

определением, понимая его как образное средство в стройной системе тропов художественного текста, выстраивающийся на основе эстетического употребления, формирующего эмоционально насыщенный текст.

Материалом для исследования послужили эпитеты, выписанные из поэтических текстов Н.С. Гумилёва.

Эпитет представлен в поэзии Гумилева очень широко. В ней можно встретить все его виды от простых и обычных, почти определений, до таких оригинальных, как «траурная птица», «фарфоровые розы».

Перейдем к характеристике функциональных особенностей эпитетов в поэтических произведениях Н.С. Гумилева. Прежде всего, отметим, что эпитет как средство характеристики в художественном тексте может выполнять две основные функции - конкретизировать описание, дополняя создаваемую воображением читателя картину новыми деталями, и усиливать эмоциональный эффект, создаваемый текстом. Эти функции не являются взаимоисключающими: один и тот же эпитет способен решать обе задачи; более того, эпитет, абсолютно лишенный второй функции, в художественном тексте оказывается излишним, мешающим восприятию. Тем не менее, различать эти функции важно, поскольку «изобразительная» функция эпитета является дополнительной и весьма существенной по отношению к общей цели художественного текста.

По нашим наблюдениям, эпитеты в текстах стихотворений Н.С. Гумилева выполняют, в первую очередь, именно изобразительную функцию. В целом это наблюдение подтверждается нашим материалом, значительная часть авторских эпитетов - это качественные и относительные прилагательные, характеризующие тот или иной аспект описываемого явления. Однако сам отбор этих прилагательных несет определенную эмоциональную оценку явления. Например, в стихотворении «Жираф» [1: 54] автору при помощи эпитетов удается не просто образно передать картину африканского пейзажа но и вызвать определенный эмоциональный настрой у читателя. В стихотворении рассказ идет об «изысканном жирафе». Жираф является воплощением прекрасной реальности. Гумилев использует яркие эпитеты, чтобы подчеркнуть необычность африканского пейзажа: изысканный жираф, грациозная стройность, волшебный узор, мраморный грот, таинственные страны, немыслимые травы, благодаря которым более красочно описывается изысканный мир африканской сказки.

На определенном этапе исследования нас заинтересовали гумилевские эпитеты, определяющие цветовую характеристику

предметов и явлений действительности, с точки зрения их функционирования. На наш взгляд, гораздо более значима с точки зрения функций тематическая классификация эпитетов.

Очень много стихотворений Гумилева посвящены образу неба. Небо в русском языке, прежде всего, синее или голубое. Обратимся к языку поэзии Гумилёва. При описании неба поэт чаще всего использует синий и его оттенки: голубой, эмалевый: Я пел и солнцу и лазури, /Я плакал в ужасе глухом, / Когда безрадостные бури / Царили в небе голубом [1: 13]; И ты вплетаешь яркий грех В гирлянды неба голубого...[1: 17]; Небо, бесконечно голубое, Небо, золотое от лучей... [1: 90]; Но восторг мой прожег голубой небосклон... [1: 90]; Небосклон безоблачен и синь [1: 351]; Полетел на белые утёсы, В синем небе описав дугу [1: 352]; В эмалевом небе дразня журавлиные стаи. [1: 110].

В рассветно-закатную пору небо может получать оттенки красного, жёлтого цветов: Так не пугай, поэт, тогда / Моей любви, голубки белой, / На небе розовом стыда [1: 1029]; Как розов за портиком край небосклона [1: 349]; В небе жёлтом, в небе алом [1: 119].

Особенностью поэзии Гумилёва является эпитет золотой, который также используется для характеристики неба: Небо, золотое от лучей. [1: 90]; Ах, мне снилась равнина без края и совсем золотой небосклон [1:117]. В фольклоре солнце обычно красное, реже золотое. У Гумилёва используется сложносоставное цветообозначение: Золотисто-огненное солнце... [1: 46].

Луна в русском языке обычно белая или голубая. Наличие цветовой характеристики багровый в авторском тексте говорит о тревоге, предвестии зла: На небе сходились тяжёлые, грозные тучи, / Меж них багровела луна, как смертельная рана. [1: 10].

Месяц серебряный или золотистый в поэтических текстах Гумилёва приобретает кровавый оттенок: И смотрит месяц кровавый... [1: 130].

Звёзды у Гумилёва — это близкий человеку объект необычного цвета: Горел в лесах звездою алой / Осенней неги поцелуй ... [1: 17].

Автор широко использует колоративы для характеристики кометы. Издавна комета считалась предзнаменованием беды, что и обусловило появление оттенков красного: Быть может, как родился он, на небе / Кровавая растаяла комета...([1: 68]; И медленно рея багровым хвостом, Помчалась к земле голубая комета... [1: 99].

Необычны в языке поэзии Гумилёва и цветообозначения луча: И на ступени алтаря последний алый луч бросает... [1: 17]; Когда зелёный луч, последний на закате... [1: 129].

Цветовое описание зари, восходов и закатов создаёт сходную в цветовом отношении картину. Если поэт при этом хочет вложить в описание романтические чувства, главным цветом является красный и его оттенки: И краски алого заката... [1: 13]; Краски алого заката / Гасли в сумрачном лесу... [1: 22]; И багряные закаты... [1: 153]; Как живые говорили / С электрическим закатом... [1: 44]; И девственный холод зари розоватой... [1: 99]; В час, когда, как знамя в небе дымно-розовая заря... [1: 109]; Смотрю на тающую глыбу, / На отблеск розовых зарниц... [1: 78].

Итак, небо Гумилева - насыщенная цветовая стихия. Чаще всего она недосягаема для лирического героя. К ней он может устремить только свою мечту. Мечту о свободе, о душевном равновесии. И такие цветовые эпитеты, как золотой, алый, желтый, эмалевый - это цвета, в которые окрашена романтическая мечта поэта.

Цветовая характеристика — непременный атрибут цветка, один из главных его признаков, имеющий огромную функционально-символическую нагрузку. Этот вопрос довольно сложен, он включает также понятие характеристик-модификаторов, однако, этот вопрос мы оставляем за пределами нашего исследования. Здесь же мы просто перечислим случаи цветообозначений цветов, функционирующих в поэзии Гумилёва. Для обозначения цветов вообще поэт чаще всего использует оттенки красного и белый: Певцу подарил я кровавый цветок. [1: 10]; Цветы пурпурные звенят. [1: 17]; Бледная царица уронила / Для него алеющий цветок. [1: 48]; В твоём гербе — невинность лилий, / В моём — багряные цветы... [1: 67]; Но любовь разве цветик алый, / Чтобы ей лишь мгновенье жить... [1: 146]; Когда сплетаешь, как виденье, Святые, белые цветы.[1: 45]; За то, что он безмерно любит/ Безумно-белые цветы... [1: 12]; А завтра одену /Из снежных цветов прихотливый наряд . [1: 159].

Из конкретных наименований цветов следует выделить: розы и лилии. Розы в поэзии Гумилёва чаще всего оттенков красного, а лилии — голубые (хотя имплицитно обычно белые). Это яркое свидетельство преемственности романтизма в раннем творчестве Гумилёва. Здесь розы краснее, чем пурпур царей . [1: 95]; И душные, красные клонятся розы. [1: 99]; На пол, горячий от луча, / Бросая пурпурную розу. [1: 17]; Другая, пурпурная, рдеет, / Огнём любви обожжена. [1: 102]; Словно рыцарь с розой алой / На чешуйчатой броне.[1: 154]; Но зато рисуется в ней резче / Круглый куст кровавых роз... [1: 148]; Странная белая роза... Ты — лепесток иранских белых роз.[1: 90]; У меня же в темнице / Куст фарфоровых роз... [1: 149]; Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую. [1: 7]; И, может

быть, рукою мертвеца, / Я лилию добуду голубую...[1: 107]; Ушла... .Завяли ветки Сирени голубой.[1: 155].

Цветовая картина мира поэта имеет свои яркие индивидуальные особенности, что обусловлено неповторимостью цветовидения и художественного его мировоззрения. «Слишком велика, остра и ненасытно чувственна была страсть Гумилёва к яркому, звучащему и красочному миру. Мало того, что зрение его стиха было цветным и стереоскопичным, многогранным, оно ещё было на редкость жадным, цепким и ненасытно восприимчивым ко всем проявлениям жизни» [5].

Таким образом, эпитет в поэтических текстах Н.С. Гумилева становится одним из средств управления вниманием читателя, а также его цветовые эпитеты очень экзотичны и нетрадиционны. Тяготение к ярким, насыщенным краскам, к описанию природы, экзотических стран, героев, животных — основное свойство творческой ищущей личности поэта-путешественника.

Список литературы

1. Гумилёв Н. С. Полное собрание сочинений в одном томе. - М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2011. - 1148 с.

2. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. -Сб. - М.: Прогресс, 1900. - с.5-33.

3. Винарская Е. Н. Выразительные средства текста. - М.: Высшая школа, 1989. - 136 с.

4. Веселовский А. Н. Из истории эпитета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// smalt.karelia.ru/ -füolog/lit/vesisthtm

5. Грязнова А. Т. Возвращение к истокам // Русский язык в школе. 2002. №4. С. 67-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.