Научная статья на тему 'Эпилепсия и нарушения психического развития: обзор результатов научных исследований'

Эпилепсия и нарушения психического развития: обзор результатов научных исследований Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
2423
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИЛЕПСИЯ / ЭТИОПАТОГЕНЕЗ / НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ / СИСТЕМНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Туровская Н.Г.

В статье проводятся систематизация и обобщение научных данных о влиянии эпилепсии на психическое развитие. Осуществляется анализ значимости различных факторов в формировании картины психического онтогенеза детей с эпилептическими пароксизмами в анамнезе. Делается вывод о том, что современные исследования должны быть направлены на выявление как особенностей психического развития детей с различными формами и характером течения эпилепсии, так и общих механизмов и закономерностей влияния эпилептических пароксизмов на развивающийся мозг ребенка на основе системно-динамического подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Туровская Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпилепсия и нарушения психического развития: обзор результатов научных исследований»

ОБЗОРЫ

УДК 159.9

ЭПИЛЕПСИЯ И НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Н.Г. ТУРОВСКАЯ*

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,

Санкт-Петербург;

Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница, Волгоград

В статье проводятся систематизация и обобщение научных данных о влиянии эпилепсии на психическое развитие. Осуществляется анализ значимости различных факторов в формировании картины психического онтогенеза детей с эпилептическими пароксизмами в анамнезе. Делается вывод о том, что современные исследования должны быть направлены на выявление как особенностей психического развития детей с различными формами и характером течения эпилепсии, так и общих механизмов и закономерностей влияния эпилептических пароксизмов на развивающийся мозг ребенка на основе системно-динамического подхода.

Ключевые слова: эпилепсия, этиопатогенез, нарушения психического развития, психические функции, сензитивные периоды, системно-динамический подход к исследованию.

Введение

Актуальность изучения особенностей психического развития детей с эпилептическими пароксизмами определяется, в первую очередь, широкой распространенностью данной нервно-психической патологии в детской популяции. Частота встречаемости эпилепсии в популяции равняется 0,5-0,75%, среди детей - 1% [21, с. 141].

К сожалению, несмотря на достаточно высокую распространенность эпилептических приступов в детском возрасте, научные данные об их влиянии на психическое развитие детей систематизированы и обобщены недостаточно. Мы считаем, что отсутствие необходимого теоретического анализа и синтеза имеющихся в науке сведений

© Туровская Н.Г., 2016.

* Для корреспонденции:

Туровская Наталья Григорьевна, канд. психол. наук,

доцент кафедры общей и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета

E-mail: turovskayanata@mail.ru

о патологии психического развития детей с эпилептическими пароксизмами не позволяет выработать, с одной стороны, общую стратегию, с другой стороны - дифференцированный подход к оказанию больным детям квалифицированной психологической помощи, а также наметить цели и задачи дальнейших клинико-психологических исследований в указанной области.

Между тем, по мнению В.И. Гузевой (2008), игнорирование имеющихся у больных эпилепсией когнитивных расстройств в начальной стадии заболевания в дальнейшем может приводить к их усугублению и затруднять лечение [14]. Недостаточное развитие познавательных функций непременно отрицательно отражается на эффективности школьной адаптации детей. Школьный неуспех, как справедливо отмечают I. ТихЬогп, Е. 'уШе (2010), укрепляет отрицательную самооценку и раннюю негативную идентификацию у больных детей. По их мнению, оказание ребенку соответствующей помощи может привести к более положительному и эффективному у него опыту обучения [52].

В связи с этим целью предлагаемого теоретического исследования является систематизация и обобщение научных данных о влиянии эпилепсии на психическое развитие. Достижение поставленной цели предполагается через решение ряда задач: анализ значимости различных этиопатогенети-ческих факторов в формировании картины психического онтогенеза детей с эпилептическими пароксизмами в анамнезе; выявление качественных особенностей психического развития больных эпилепсией детей в зависимости от локализации очага эпи-лептиформной активности и формы заболевания; определение проблем и синтез вопросов, требующих решения в процессе дальнейших экспериментально-психологических исследований особенностей психического онтогенеза детей с эпилептическими пароксизмами в анамнезе.

К сожалению, объем работы не позволяет нам охватить все имеющиеся в науке данные по указанному вопросу. Остановимся на анализе и обобщении результатов ряда отдельных научных исследований.

На нарушения психического развития у детей с эпилепсией указывают многие отечественные и зарубежные ученые [4, 5, 9, 10, 11, 14, 16, 18, 20, 21, 28, 30, 37, 43, 45, 48, 52 и др.].

По мнению А.И. Болдырева (1990), основным фоном, на котором развертывается пароксизмальная и психопатологическая симптоматика, у детей, так же, как и у взрослых, являются астенические состояния как следствие перенесенных органических поражений головного мозга. На втором месте по встречаемости у детей находятся нарушения психического развития с задержкой и различной степенью умственной отсталости, которые также обусловлены органическим поражением головного мозга. Третью группу психических расстройств составляют девиантные формы поведения. Значительный удельный вес имеют аффективные расстройства [9].

Оо81гош е! а1 (2010) отмечают, что дети с эпилепсией показывают более низкие ре-

зультаты по сравнению с детьми, не имеющими данного заболевания, по таким параметрам, как поведение, внимание, время реакции, пространственная ориентация, академические навыки [49].

По данным различных авторов, более чем у 60% пациентов с эпилепсией наблюдаются расстройства интеллектуаль-но-мнестических процессов [12, 14]. Д.Н. Исаев указывает, что легкое снижение интеллекта наблюдается у 20-25%, выраженное слабоумие - у 9-10%, грубые нарушения интеллекта - у 1% больных эпилепсией детей [16, с. 294]. При нетипичных изменениях психики может быть органическая грубая деменция, проявляющаяся утратой знаний, навыков, а иногда речи и способности себя обслужить, что нередко приводит к беспомощности и необходимости постоянного ухода [16].

Однако у некоторых страдающих эпилепсией детей нарушения психики либо совсем не обнаруживаются, либо малозаметны при ненаправленной беседе [4, 9, 17, 18]. В отношении вопроса о причинах различной скорости нарастания эпилептических изменений психики и эпилептического слабоумия нет единого мнения.

По мнению ряда исследователей, в изменении психики ребенка важную роль играет возраст манифестации заболевания [4, 21]. Его негативная роль на первом году жизни проявляется в тяжелых психических нарушениях в последующем в 53% случаев. При начале заболевания до 6 месяцев интеллектуальные нарушения наблюдаются в 65% случаев, от 6 месяцев до 2 лет - в 49%, от 2 до 4 лет - в 34%, от 4 до 7 лет - в 22%, от 7 до 15 лет - в 12% случаев [21, с. 144].

Связь более раннего начала эпилепсии с более выраженным нарушением интеллектуального развития и способности к обучению отметили Dikmen et al. (1977) [36], Strauss et al. (1995) [51], Helmstaedter (2005) [41], Cormack et al. (2007) [33].

Исследования G. Glosser et al. (1997) показали, что появление регулярных приступов эпилепсии в раннем детстве в тече-

ние критического периода созревания нейронов представляет наибольший риск для когнитивного развития ребенка [40].

По мнению Т.Ю. Гогберашвили (2009) [13], нарушения высших психических функций у детей при парциальных формах эпилепсии, возникающих при поражении коры головного мозга, могут быть описаны в виде сочетания ряда нейропсихологических синдромов. Первый вариант - специфический мета-синдром, характеризующийся наличием в его структуре ведущего по степени выраженности синдрома, связанного с определенным очагом, и развивающийся при манифестации заболевания после трехлетнего возраста. Второй вариант - неспецифический метасиндром, характеризующийся отсутствием в его структуре ведущего синдрома и развивающийся при начале заболевания до трехлетнего возраста. Данные результаты также говорят о диффузности и, следовательно, большей степени тотальности нарушений психических функций у детей с ранним началом приступов.

При этом Т.Ю. Аскоченская (1990) [2], Oostrom et al. (2003) [48], Berg et al. (2005) [31], McNelis et al. (2005) [47], Hermann et al. (2006) [44] отмечают академические трудности у детей, больных эпилепсией, уже на ранних этапах заболевания.

Было высказано предположение о том, что пароксизмальные состояния оказывают наибольшее отрицательное влияние на психические функции, находящиеся в момент начала приступов в сензитивном периоде развития. При начале приступов до актуализации сензитивного периода в развитии той или иной функции возможны некоторые компенсаторные изменения в деятельности головного мозга, подготавливающие более благоприятную почву для будущего интенсивного развития данной функции даже на фоне продолжающихся эпилептических приступов [26]. Таким образом, поднимается проблема реализации динамического подхода к изучению нарушения психических функций при эпилепсии в детском возрасте.

Было показано, что наиболее раннее начало приступов (до трех лет) сочетается с нарушениями развития слухового восприятия, кратковременной речевой памяти, визуального линейного мышления и сопряжено с моторной неловкостью, то есть сопровождается патологией функций, наиболее интенсивно развивающихся в этот период. При длительном течении заболевания у детей дошкольного возраста отмечаются нарушения развития кинестетического праксиса, а также речевых функций и связанных с речью форм мышления. Количество приступов является наиболее значимым (по сравнению с возрастом начала и длительностью течения заболевания) фактором, определяющим количественно-качественные параметры психического дизонтогенеза детей дошкольного возраста. Значительное количество пароксизмов в анамнезе сопряжено с тотальным нарушением развития психических функций [27] .

Ряд исследователей, рассматривая факторы, значимые для возникновения патологии развития психики при эпилепсии, не ограничивается выделением единичных параметров.

Так, по мнению Д.Н. Исаева (2007), развитию стойких психических расстройств у больных эпилепсией детей способствуют раннее начало припадков, частые и продолжительные генерализованные судорожные припадки, течение болезни с эпилептическими статусами, органические поражения ЦНС (центральной нервной системы), предшествующие эпилепсии [17].

В качестве прогностически неблагоприятных признаков при эпилепсии выделяются раннее начало болезни, наличие малых припадков, преобладание больших эпилептических припадков над абортивными, склонность их к серийности, наличие эпилептических статусов, глубокое нарушение сознания в послеприпадочном периоде, частота и тяжесть сумеречных состояний в межприступном периоде, возникновение припадков и днем, и ночью [24].

Исследование Ба81епаи е! а1. (2009) [38] показало, что 27% детей могут обнаруживать нейропсихологический дефицит в процессе или около начала первого эпилептического приступа. Риск возникновения познавательных нарушений может увеличиться на 40% у детей с многократными эпилептическими приступами, которые имеют симптоматическую или криптоген-ную этиологию, находящихся на антиэпилептическом лечении и имеющих патологические изменения ЭЭГ [38].

Т. Беоииа, Е. Яои^-Регег (2005) выделили пять основных моментов, которые могут объяснить когнитивные и поведенческие проблемы у детей при эпилепсии: патология головного мозга, эпилептоген-ное повреждение, эпилепсия (как основа электрофизиологической дисфункции), лекарственные препараты, психосоциальные факторы [35].

Ранее о важной роли воздействия социально-психологических факторов на психическое развитие детей с судорожными пароксизмами говорили А.И. Болдырев (1990) [9], Л.О. Бадалян (2001) [4], В.А. Карлов (2002) [19]. По данным Ооэ^ош е! а1. (2010) [49], больные эпилепсией дети из неблагополучных семей имеют более низкий уровень развития учебных навыков, пространственной ориентации, а также проблемы с поведением. Особое значение Ооэ^ош е! а! (2010) придают таким психосоциальным факторам, как сопровождающие болезненный процесс переживания больными чувств страха и стыда, оказывающие влияние на их действия и восприятие.

Значимую роль в определении степени тяжести и картины нарушений психической деятельности у больных эпилепсией играет локализация очага эпилептиформ-ной активности. Так, наиболее значительные изменения психики исследователи отмечают при левополушарной форме эпилепсии [21, 25, 46]. При этом самые тяжелые интеллектуальные, мнестические и речевые расстройства обнаруживаются при височных очагах в левом полушарии мозга

[46]. увеличении доли генерализованных поражений головного мозга с вовлечением в патологический процесс лобно-височных структур [24].

Hermann et al. (1997) доказали, что у больных эпилепсией детей наличие синдрома медиальной височной эпилепсии связано со значительным снижением зрительно-пространственных функций, школьной успеваемости и интеллекта в целом [43].

Н.Н. Заваденко (2005) отмечает, что при эпилепсии могут наблюдаться гиперактивность и дефицит внимания (чаще при локально обусловленных формах). Автор указывает на то, что гиперактивность наблюдается у 30% больных при височной эпилепсии со сложными парциальными приступами, при лобной эпилепсии с локализацией эпилептического очага в орби-то-фронтальной области [15, с. 177].

У детей с эпилепсией, имеющих локус эпилептической активности в теменно-за-тылочных отделах головного мозга, наблюдаются нарушения конструктивного прак-сиса и зрительно-пространственного гно-зиса, а также трудности в обучении чтению и письму [25].

Исследования Л.И. Вассермана (2011) продемонстрировали, что нарушение счетных операций, конструктивного праксиса, трудности идентификации и воспроизведения ритмических структур значимо чаще соотносятся с очаговыми пароксиз-мальными изменениями ЭЭГ в височно-те-менной области левого полушария и ви-сочно-лобно-центральной области правой гемисферы [10].

Факторами, значимыми для возникновения нарушений речи при эпилепсии у детей, по мнению Л.А. Троицкой (2009), являются дебют заболевания в возрасте до 1 года, наличие правосторонних парциальных припадков и лобнодолевая локализация эпилептического очага [25].

Нужно подчеркнуть, что ранее другие ученые отмечали, что характеризующаяся нарушениями экспрессивной речи дисфазия

развития проявляется пароксизмальной активностью на ЭЭГ с эпилептическим очагом в области нижней лобной доли или в височ-но-теменной области левого полушария [29], а нарушения таких характеристик речи, как высота, ритм и интонация, наблюдаются у больных с правосторонним височным очагом эпилептической активности [50].

Не менее интересны результаты, полученные в процессе эмпирического исследования Т.Ю. Аскоченской (1990) [2]. Она пришла к выводу о том, что изменение речевой доминантности полушарий мозга у детей с эпилепсией встречается с большей частотой, чем у здоровых детей [2]. При наличии правостороннего очага изменение речевого доминирования связано с улучшением слухоречевой памяти, а левостороннего - с ее ухудшением [3].

Исследование слухоречевой памяти у детей с эпилепсией, проведенное Л.А. Троицкой (2009), выявив ее недостаточность уже на ранних стадиях заболевания, установило, что при наличии очага эпилепти-формной активности в левом полушарии и срединных структурах головного мозга по мере течения заболевания у больных нарастают нарушения вербально-логической памяти; в обоих случаях становятся выраженными дефекты регуляции и контроля мнестической деятельности [25].

Более позднее исследование Л.И. Вас-сермана (2011) продемонстрировало, что расстройства слухоречевой памяти, экспрессивной и импрессивной речи у больных эпилепсией достоверно коррелируют с поражением левого полушария или обоих полушарий, тогда как нарушения зрительной памяти на невербализуемые объекты взаимосвязаны с преимущественным поражением правого полушария у правору-ких больных [10].

Однако, по мнению Ые1ш81ае&ег е! а1. (2009), связь снижения словесной памяти с локализацией очага эпилептической активности в левом полушарии появляется только в зрелом возрасте, когда полушар-ная специализация становится полной [42].

Следовательно, в настоящий момент в науке складывается недостаточно четкая картина, позволяющая связать нарушения отдельных психических функций с определенной локализацией очага эпилепти-формной активности у детей. В то же время существуют результаты эмпирических исследований, раскрывающие нарушения высших психических функций, общие для различных типов локализации очага эпи-лептиформной активности.

Так, в работе А.Н. Алехина, Н.Г. Туровской (2013) [1] показано, что выявление эпилептиформной активности на ЭЭГ с высокой степенью вероятности сочетается с нарушениями кинестетического и динамического праксиса. При этом с патологией динамического праксиса одинаково коррелирует любая локализация очага эпилептиформной активности на ЭЭГ. Нарушения данной функции усугубляются по мере увеличения количества приступов в анамнезе. В ситуации локализованной эпилептиформной активности у больных детей также наблюдаются дифференцированные (зависящие от локализации очага) нарушения высших психических функций.

И.А. Нагорская (2014) [22] пришла к выводу о том, что структура нарушений психических функций при резистентных формах височной и лобной симптоматической эпилепсии у детей имеет неспецифический характер, обнаруживающийся в несоответствии выраженности выявляемой симптоматики локализации эпилептического очага. Неспецифичность симптоматики нарастает при переходе от менее тяжелых к более тяжелым фармакорези-стентным формам симптоматической фокальной эпилепсии. При этом наблюдается преобладание выраженности симптоматики, связанной с нарушениями функций третьего блока мозга (произвольная регуляция, серийная организация деятельности).

С указанными выше данными согласуются результаты исследования Hermann et al. (2006). Они обратили внимание на то, что

у детей с эпилепсией, не имеющих проблем с успеваемостью, выявляется только нарушение управляющих функций и снижение скорости психомоторных реакций. Данные нарушения, как указывают авторы, являются общими для всех видов эпилепсии и не зависят от особенностей локализации очага эпилептической активности [44].

Таким образом, полученные в последние годы сведения позволяют предположить наличие некоего общего для различных форм эпилепсии механизма, вовлекающего в процесс патологического развития лобные доли коры больших полушарий головного мозга и возможно в целом отделы мозга, отвечающие за функционирование двигательного анализатора. Следовательно, актуальным становится изучение особенностей психического дизонтогенеза при эпилепсии с учетом системного характера развития, функционирования и нарушения психики.

Сейчас все больше внимания уделяется изучению изменений психики больных эпилепсией детей с учетом характера приступов.

Нарушения когнитивных функций встречаются как при парциальных, так и при генерализованных формах эпилепсии. Характер когнитивного «эпилептического» дефицита может быть приобретенным, флуктуирующим, прогрессирующим, хроническим и деградирующим (приводящим к развитию деменции) [5, 28].

В.И. Гузевой (2008) [14] установлено, что более значимые когнитивные нарушения - повышенная утомляемость, снижение уровня активного внимания и умственной работоспособности; поздняя включаемость в работу; высокий уровень ригидности и агрессивности - отмечаются при генерализованных эпилептических приступах. В то же время показатели кратковременной и долговременной памяти, нарушение интеллектуальных функций одинаково выражены как при парциальных, так и при генерализованных приступах.

Среди верифицированных форм эпилепсии первое место по частоте интеллек-туально-мнестических изменений, как указывал В.А. Карлов (1990) [18], занимает височная эпилепсия, второе - диэнцефальная эпилепсия и последнее - первично-генерализованная эпилепсия. В.А. Карлов также отмечал, что при вторично-генерализованной эпилепсии изменения личности встречаются в 6 раз чаще, чем при первично-генерализованной эпилепсии.

Исследования Л.А. Троицкой (2009) выявили, что в группе детей с нарушениями речи выявляются следующие формы парциальной эпилепсии: симптоматическая - в 85% случаев, идиопатическая ро-ландическая - в 2% случаев, криптогенная - в 6,5% случаев [25].

Более выраженные нарушения психики при симптоматической (генерализованной и парциальной) эпилепсии можно объяснить наличием у больных преморбидной церебральной органической патологии, которая нередко и является причиной приступов. Так, еще В.А. Карлов (1990) установил, что неврологическая симптоматика диагностируется у 85% больных вторично-генерализованной эпилепсией. Однако он же нашел, что и у больных первично-генерализованной эпилепсией в 50% случаев можно идентифицировать латентное органическое поражение головного мозга [18].

Важно помнить, что и в детском возрасте эпилепсия в большинстве случаев развивается на фоне более или менее выраженных остаточных явлений раннего органического поражения головного мозга [9, 20]. Поэтому нарушения психики у больных эпилепсией детей могут возникать не только вследствие приступов, но и из-за предшествующей мозговой патологии. В связи с этим перед исследователями встает проблема разграничения влияния на психический онтогенез преморбидной церебральной органической недостаточности и собственно эпилептических пароксизмов, а также учет их взаимовлияния. Не случай-

ными в этой связи являются исследования последних лет, в которых результаты изучения детей с эпилепсией сопоставляются с результатами изучения детей с диффузными и локальными органическими поражениями головного мозга другого генеза [22, 25, 26].

Исследования В.И. Гузевой (2008) показали, что повышенная утомляемость, снижение уровня активного внимания и умственной работоспособности примерно с равной частотой встречаются как при симптоматической генерализованной, так и при идиопатической эпилепсии, в то время как при симптоматической парциальной эпилепсии этот показатель сравнительно ниже [14].

Однако В.М. Блейхер (2002) [8] считал, что одним из дифференциально-диагностических критериев разграничения идиопатической и симптоматической эпи-лепсий является наличие повышенной истощаемости психической деятельности. При идиопатической эпилепсии повышенная истощаемость психической деятельности и вызванные ею колебания работоспособности, по мнению автора, как правило, отсутствуют [8].

В последних исследованиях было установлено, что судорожные пароксизмы способствуют усугублению повышенной исто-щаемости психической деятельности у детей с преморбидной церебральной органической патологией [1]. Данные результаты подтверждают возможность церебрасте-нических состояний как при симптоматической, так и идиопатической эпилепсии.

Прогностически неблагоприятными, по данным почти всех авторов, ввиду грубых органических поражений головного мозга, задержки психического развития, выраженного слабоумия, неврологических изменений и особой структуры приступов (пропульсивные, миоклонические, астатические), резистентных к терапии, являются формы эпилепсии у детей, протекающие с синдромами Веста и Гасто - Леннокса [9]. Отклонения в нервно-психическом разви-

тии у детей, страдающих Вест-синдромом, наблюдаются в 60% случаев [11].

Исследователями было отмечено, что при симптоматической форме Вест-синдрома психомоторное развитие детей страдает обычно с рождения, при криптогенной - с момента начала приступов. С возрастом приступы младенческих спазмов наблюдаются все реже и к трем годам обычно прекращаются, однако задержка психического развития, как правило, остается, а приступы в большинстве случаев замещаются припадками других типов [19].

Снижение интеллекта при синдроме Гасто - Леннокса не достигает тяжелой степени, а интеллектуальный дефицит констатируется с раннего возраста, предшествуя заболеванию (симптоматические формы) или развивается сразу после появления приступов (криптогенные формы) [23].

Симптоматическая парциальная эпилепсия, как правило, также характеризуется снижением интеллекта. У большинства больных симптоматической височной эпилепсией с возрастом диагностируются стойкие нарушения психики, проявляющиеся преимущественно интеллекту-ально-мнестическими или эмоционально-личностными расстройствами. Если расстройства памяти при данной форме эпилепсии имеют выраженный характер, то сохранность интеллекта зависит главным образом от характера структурных изменений в мозгу. Значительно нарушается социальная адаптация больных и при симптоматической лобной эпилепсии [23].

Наиболее полно на сегодняшний день представлены данные изучения особенностей познавательной деятельности детей, больных доброкачественной эпилепсией с центротемпоральными спайками. Результаты зарубежных и отечественных исследований продемонстрировали нейропси-хологический дефицит, проблемы с обучаемостью и тонкие когнитивные нарушения у детей с роландической эпилепсией [6, 32, 34, 39 и др.].

Однако, по мнению С.В. Балканской с соавт. (2008) [6], выявленные особенности психофизиологических функций у детей с роландической эпилепсией свидетельствуют в большей степени о нейро-динамических нарушениях (повышенная утомляемость, снижение работоспособности, замедление темпа и подвижности психических процессов, снижение мотивации на познавательную деятельность, неустойчивое произвольное внимание, ухудшение восприятия, внимания, памяти, психомоторной деятельности). Замедление и нарушение подвижности реакций, по их мнению, характеризуют недостаточность систем самоконтроля и тормозных механизмов.

При миоклонической эпилепсии подросткового и юношеского возраста (про-пульсивная эпилепсия Янца) интеллект обычно нормален, хотя есть указания на возможность эмоциональной лабильности, астенических проявлений, инфантильности [19].

У большинства больных с детской аб-сансной эпилепсией нервно-психический статус и интеллект остаются нормальными. Тем не менее синдром гиперактивности и/или дефицита внимания наблюдается у 30-50% детей с данной формой эпилепсии, что значительно превышает популяцион-ную частоту, равную 5-7%. У большинства пациентов имеются трудности в обучении, которые, как и поведенческие особенности, могут быть вызваны разными причинами: и самими приступами, и влиянием антиконвульсантов, и психологическими изменениями, наблюдающимися у родителей пациентов [7].

Таким образом, анализ и обобщение результатов клинико-психологических исследований показывают, что нарушения психического развития детей с эпилептическими пароксизмами детерминированы сложным взаимодействием биологических и социально-психологических факторов, которые включают в себя преморбидную церебральную органическую патологию,

эпилептогенное повреждение мозга, фармакотерапию, особенности социальной ситуации развития (в том числе реакцию ребенка и его социального окружения на болезнь).

Ряд ученых придерживается многофакторного подхода в определении параметров, оказывающих наиболее выраженное патологическое воздействие на развитие психики при эпилепсии. Большинство исследователей убеждено в том, что развитию грубых психических расстройств способствуют раннее начало, высокая частота и продолжительность, симптоматический и криптогенный характер эпилептических пароксизмов. Наиболее значимыми из этиопатогенетических параметров заболевания, по мнению большинства специалистов, являются возраст начала приступов и характер течения заболевания (например, частота приступов).

Отдельные современные исследования посвящены изучению проблемы зависимости картины психического онтогенеза больных эпилепсией детей от сочетания момента начала приступов с хронологией сензитивных периодов в развитии психических функций. Однако решение этого вопроса требует дальнейшего проведения научных исследований в данной области.

Установлена связь между нарушением психических процессов и локализацией очага эпилептиформной активности. Наиболее тяжелые интеллектуальные, мнести-ческие и речевые расстройства обнаруживаются при височных очагах в левом полушарии мозга. К сожалению, в настоящий момент в науке складывается недостаточно четкая картина, позволяющая связать нарушения отдельных психических функций у детей с определенной локализацией очага эпилептиформной активности.

Обращают на себя внимание исследования, выявившие общие неспецифические нарушения психических функций, не зависящие от локализации эпилептиформ-ной активности. Данные нарушения затрагивают, в первую очередь, функции про-

граммирования и серийной организации деятельности. Складывается впечатление о наличии некоего общего для различных форм эпилепсии механизма, вовлекающего в процесс патологического развития лобные доли коры больших полушарий головного мозга и, возможно, в целом отделы мозга, отвечающие за функционирование двигательного анализатора. Дальнейшие выявление и изучение общих закономерностей и механизмов нарушения психического онтогенеза при эпилепсии дадут возможность определить единую стратегию оказания психологической помощи больным детям.

Обнаружение специфики влияния эпилептических пароксизмов на психическое развитие актуально и в связи с тем, что в детском возрасте эпилепсия в большинстве случаев развивается на фоне более или менее выраженных остаточных явлений раннего органического поражения головного мозга. В настоящий момент перед исследователями встает проблема разграничения влияния на психическое развитие церебральной органической патологии неэпилептического генеза (в том числе, ре-зидуального характера) и собственно эпилептических пароксизмов, а также учет их взаимовлияния.

Когнитивное снижение у детей при эпилепсии может иметь различную степень выраженности, вплоть до глубокой интеллектуальной неполноценности. Ряд эпилептических синдромов (Вест-синдром, синдром Гасто - Леннокса и др.) сопровождается выраженным нарушением психического онтогенеза; негативное воздействие других синдромов (например, миоклонической эпилепсии подросткового и юношеского возраста) на психические функции может быть незначительным. Следует отметить некоторые разногласия в описании картины нарушения психических функций при разных по этиологическому признаку формах эпилепсии.

Следовательно, актуальным на современном этапе представляется изучение

как общих механизмов и закономерностей влияния эпилептических пароксизмов на развивающийся мозг ребенка, так и особенностей психического развития детей с различными формами и характером течения эпилепсии. Раскрытие указанных особенностей и закономерностей должно осуществляться параллельно с познанием общих законов нормального и патологического психического онтогенеза, с опорой на системно-динамический анализ полученных в ходе исследований результатов.

Заключение

Подводя итог анализу и обобщению результатов научных исследований, посвященных изучению особенностей психического развития детей с эпилепсией, можно сделать следующие выводы.

1. Нарушения психического развития детей с эпилептическими пароксизмами детерминированы сложным взаимодействием биологических и социально-психологических факторов. Развитию грубых психических расстройств способствуют раннее начало, высокая частота и продолжительность в анамнезе, симптоматический и криптоген-ный характер эпилептических пароксизмов.

2. В настоящий момент в науке складывается недостаточно четкая картина, позволяющая связать нарушения отдельных психических функций у детей с определенной локализацией очага эпилептифор-мной активности. При этом установлены неспецифические нарушения психических функций, не зависящие от локализации эпилептиформной активности и затрагивающие функции программирования и серийной организации деятельности.

3. Современные исследования должны быть направлены на обнаружение как особенностей психического развития детей с различными формами и характером течения эпилепсии, так и общих механизмов и закономерностей влияния эпилептических пароксизмов на развивающийся мозг ребенка на основе системно-динамического

подхода (в том числе с учетом хронологии

сензитивных периодов в развитии психики).

Литература

1. Алехин А.Н., Туровская Н.Г. Дети с парок-сизмальными состояниями в анамнезе: Структура нарушений психического развития и мишени психокоррекционного воздействия // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2013. - № 3(47). - С. 124-126.

2. Аскоченская Т.Ю. Нарушения психических процессов в начальной стадии эпилепсии у детей: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Аскоченская Т.Ю., Фомичев С.И. Функциональная асимметрия мозга при эпилепсии у детей // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1987. - № 10. -С. 1484-1486.

4. Бадалян Л.О. Невропатология: учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2001.

5. Балканская С.В. Когнитивные аспекты эпилепсии в детском возрасте // Проблемы детской неврологии / Под ред. Г.Я. Хулупа, Г.Г. Шанько. - Минск: Харвест, 2006. - С. 62-70.

6. Балканская С.В., Кузенкова Л.М., Студе-никин В.М., Маслова О.И. Роландическая эпилепсия у детей: коррекция когнитивных нарушений // Вопросы современной педиатрии. - 2008. - Том 7. - № 5. - С. 34-38.

7. Белоусова Е.Д., Ермаков А.Ю. Детская аб-сансная эпилепсия // Лечащий врач. -2004. - № 1. - С. 4-8.

8. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

9. Болдырев А.И. Эпилепсия у детей и подростков. - М.: Медицина, 1990.

10. Вассерман Л.И. Психодиагностика при эпилепсии // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. -2011. - № 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 17.02.2015).

11. Войтенко Р.М. Детская социальная психиатрия. - СПб.: МЕДЕЯ, 2008.

12. Воронкова К.В. Фокальные формы эпилепсии у детей: интеллектуальное развитие и варианты нарушений высших психических функций: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2002.

13. Гогберашвили Т.Ю. Синдромы нарушения высших психических функций у детей с парциальными формами эпилепсии: Авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010.

14. Гузева В.И., Белаш В.О., Гузева В.В., Окемба Ибарра Элеонора Анастази. Особенности когнитивных функций у детей с эпилепсией // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2008. - № 9. - С. 24-28.

15. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2005.

16. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб.: Речь, 2003.

17. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для вузов. - СПб.: СпецЛит,

2007.

18. Карлов В.А. Эпилепсия. - М.: Медицина, 1990.

19. Карлов В.А., Фрейдкова Н.В. Детская эпилепсия // Психопатология детского возраста: хрестоматия / Составители А.Ю. Егоров, Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - С. 153-162.

20. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Медицина, 1995.

21. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие. - СПб.: Питер,

2008.

22. Нагорская И.А. Нейропсихологические синдромы у детей и подростков, страдающих фармакорезистентными формами фокальной симптоматической эпилепсии: Авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2014.

23. Петрухин А.С. Неврология детского возраста. - М.: Медицина, 2004.

24. Психиатрия: учебник / М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев. - М.: МЕДпресс-информ, 2002.

25. Троицкая Л.А. Особенности эмоциональной сферы и познавательной деятельности у детей и подростков в норме и при патологии ЦНС: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 2009.

26. Туровская Н.Г. Психическое развитие детей дошкольного возраста с судорожными пароксизмальными состояниями: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2013.

27. Туровская Н.Г. Судорожные пароксизмы как фактор нарушения психического развития детей с преморбидной церебральной органической патологией // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2014. - № 4(52). - С. 91-94.

28. Эпилепсия в нейропедиатрии (коллективная монография) / Под ред. Студеникина В.М. - М.: Династия, 2011.

29. Ardila A., Lopez M.V. Paroxysmal aphasia // Epilepsia. - 1988. - Vol. 29(5). - P. 630-634.

30. Austin J.K., Dunn D.W., Caffrey H.M. et al. Recurrent seizures and behavior problems in children with first recognized seizures: a prospective study // Epilepsia. - 2002. - Vol. 43(12). - P. 1564-1573.

31. Berg A.T., Smith S.N., Frobish D., Levy S.R., Testa F.M., Beckerman B. et al. Special education needs of children with newly diagnosed epilepsy // Dev. Med. Child Neurol.

- 2005. - Vol. 47(11). - P. 749-753.

32. Canavese C., Rigardetto R., Viano V., Vittorini R., Bassi B., Pieri I., Capizzi G. Are dyslexia and dyscalculia associated with Rolandic epilepsy? A short report on ten Italian patients // Epileptic Disord. - 2007. - Vol. 9(4). - P. 432-436.

33. Cormack F., Cross J.H., Isaacs E., Harkness W., Wright I., Vargha-Khadem F. et al. The development of intellectual abilities in pediatric temporal lobe epilepsy // Epilepsia. -2007. - Vol. 48(1). - P. 201-204.

34. Deltour L., Quaglino V., Barathon M., Broca A.D., Berquin P. Clinical evaluation of attentional processes in children with benign childhood epilepsy with centrotemporal spikes (BCECTS) // Epileptic Disord. - 2007.

- Vol. 9(4). - P. 424-431.

35. Deonna T., Roulet-Perez E. Cognitive and behavioural disorders of epileptic origin in children. - L.: Mac Keith Press, 2005.

36. Dikmen S., Matthews C.G., Harley J.P. Effect of early versus late onset of major motor epilepsy on cognitive-intellectual performance: further considerations // Epilepsia. - 1977. - Vol. 18(1). - P. 31-36.

37. Elger C.E., Helmstaedter C., Kurthen M. Chronic epilepsy and cognition // Lancet Neurol. - 2004. - Vol. 3(11). - P. 663-672.

38. Fastenau P.S., Johnson C.S., Perkins S.M. et al. Neuropsychological status at seizure onset in children: risk factors for early cognitive deficits // Neurology. - 2009. - Vol. 73(7). - P. 526-534.

39. Fonseca L.C., Tedrus G.M., Pacheco E.M., Berretta M.F., Campregher A.A., Costa D.M. Benign childhood epilepsy with centro-temporal spikes: correlation between clinical, cognitive and EEG aspects // Arq. Neuropsiquiatr. - 2007. - Vol. 65(3A). - P. 569-575.

40. Glosser G., Cole L.C., French J.A., Saykin A.J., Sperling M.R. Predictors of intellectual performance in adults with intractable temporal lobe epilepsy // Journ. Int. Neuropsychol. - 1997. - Vol. 3(3). - P. 252259.

41. Helmstaedter C. Effects of chronic temporal lobe epilepsy on memory function // In: Cognitive dysfunction in children with temporal lobe epilepsy / Eds: A. Arzimanoglou, A.P. Aldenkamp, H. Cross, M. Lassonde, S.L. Moshe, B. Schmitz. - France: John Libbey, 2005. - P. 13-30.

42. Helmstaedter C., Elger C.E. Chronic temporal lobe epilepsy: a neurodevelopmental or progressively dementing disease? // Brain. -2009. - Vol. 132(Pt. 10). - P. 2822-2830.

43. Hermann B.P., Seidenberg M., Schoenfeld J., Davies K. Neuropsychological characteristics of the syndrome of medial temporal lobe epilepsy // Arch. Neurol. - 1997. - Vol. 54(4). - P. 369-376.

44. Hermann B., Jones J., Sheth R., Dow C., Koehn M., Seidenberg M. Children with new-onset epilepsy: neuropsychological status and brain structure // Brain. - 2006. - Vol. 129(10). - P. 2609-2619.

45. Lassonde M., Sauerwein H.C., Jambaque I., Smith M.L., Helmstaedter C. Neuropsychology of childhood epilepsy: pre- and postsurgical assessment // Epileptic Disord. - 2000. - Vol. 2(1). - P. 3-13.

46. Lennox W.G., Lennox M.A. Epilepsy and related disorders. - Boston: Little, Brown and Co., 1960. - Volumes I and II. - 1168 p.

47. McNelis A.M., Johnson C.S., Huberty T.J., Austin J.K. Factors associated with academic achievement in children with recent-onset seizures // Seizure. - 2005. - Vol. 14(5). - P. 331-339.

48. Oostrom K.J., Smeets-Schouten A., Kruitwagen C.L.J.J., Jennekens-Schinkel A. & DuSECh. Not only a matter of epilepsy: early problems of cognition and behavior in children with «epilepsy only» - a prospective, longitudinal, controlled study starting at diagnosis // Pediatrics. - 2003. - Vol. 112(6). - P. 1338-1344.

49. Oostrom J.K., Born M.Ph., Serlie A.W., van der Molen H.T. The role of individual differences in the perceived job relatedness of a cognitive ability test and a multimedia situational judgment test // International Journal of Selection and Assessment. - 2010. - Vol. 18(4). - P. 394-406.

50. Perrine K., Kiolbasa T. Cognitive deficits in epilepsy and contribution to psychopathology // Neurology. - 1999. - Vol. 53(5 Suppl. 2). -S. 39-48.

51. Strauss E., Loring D., Chelune G., Hunter M., Hermann B., Perrine K. et al. Predicting cognitive impairment in epilepsy: findings from the Bozeman epilepsy consortium // Journ. Clin. Exp. Neuropsychol. - 1995. - Vol. 17(6). - P. 909-917.

52. Tuxhorn I., Wyllie E. Should cognitive assessment be performed on children newly diagnosed with epilepsy? // Expert Rev. Neurother. - 2010. - Vol. 10(6). - P. 839-842.

References

1. Alekhin AN, Turovskaya NG. Deti s parok-sizmal'nymi sostoyaniyami v anamneze: Struktura narusheniy psikhicheskogo razvi-tiya i misheni psikhokorrektsionnogo vozd-eystviya. Vestnik Volgogradskogo gosudarst-vennogo meditsinskogo universiteta 2013; 3(47):124-126 (in Russian).

2. Askochenskaya TYu. Narusheniya psikhich-eskikh protsessov v nachal'noy stadii epilepsii u detey: Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow 1990 (in Russian).

3. Askochenskaya TYu, Fomichev SI. Funkt-sional'naya asimmetriya mozga pri epilepsii u detey. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im SS Korsakova 1987; 10:1484-1486 (in Russian).

4. Badalyan LO. Nevropatologiya: uchebnik dlya studentov defektologicheskikh fakul'tetov vys-shikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. Moscow: Akademiya 2001. (in Russian).

5. Balkanskaya SV. Kognitivnyye aspekty epilep-sii v detskom vozraste. Problemy detskoy nev-

rologii. Pod red. GYa Khulupa, G.G. Shan'ko. - Minsk: Kharvest 2006: 62-70. (in Russian).

6. Balkanskaya SV, Kuzenkova LM, Studenikin VM, Maslova OI. Rolandicheskaya epilepsiya u detey: korrektsiya kognitivnykh narusheniy. Voprosy sovremennoy pediatrii 2008; 7(5):34-38 (in Russian).

7. Belousova YeD, Yermakov AYu. Detskaya ab-sansnaya epilepsiya. Lechashchiy vrach 2004; 1:4-8. (in Russian).

8. Bleykher VM, Kruk IV, Bokov SN. Klinich-eskaya patopsikhologiya: rukovodstvo dlya vrachey i klinicheskikh psikhologov. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo psikhologo-sotsi-al'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEK» 2002. (in Russian).

9. Boldyrev AI. Epilepsiya u detey i podrostkov. Moscow: Meditsina 1990. (in Russian).

10. Vasserman LI. Psikhodiagnostika pri epilepsii. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii: elektron-nyy nauchnyy zhurnal 2011; 1. URL: http:// medpsy.ru (Access: 17.02.2015) (in Russian).

11. Voytenko R.M. Detskaya sotsial'naya psikhi-atriya. St-Petersburg: MEDEYA 2008. (in Russian).

12. Voronkova KV. Fokal'nyye formy epilepsii u detey: intellektual'noye razvitiye i varianty narusheniy vysshikh psikhicheskikh funkt-siy: Avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Moscow 2002. (in Russian).

13. Gogberashvili TYu. Sindromy narusheniya vys-shikh psikhicheskikh funktsiy u detey s partsi-al'nymi formami epilepsii: Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow 2010 (in Russian).

14. Guzeva VI, Belash VO, Guzeva VV, Okemba Ibarra Eleonora Anastazi. Osobennosti kogni-tivnykh funktsiy u detey s epilepsiyey. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im SS Korsakova 2008; 9:24-28 (in Russian).

15. Zavadenko NN. Giperaktivnost' i defitsit vni-maniya v detskom vozraste: uchebnoye poso-biye dlya studentov vysshikh uchebnykh za-vedeniy. Moscow: Akademiya 2005. (in Russian).

16. Isayev DN. Umstvennaya otstalost' u detey i podrostkov. St-Petersburg: Rech' 2003. (in Russian).

17. Isayev DN. Psikhopatologiya detskogo vozras-ta: uchebnik dlya vuzov. St-Petersburg: Spet-sLit 2007. (in Russian).

18. Karlov VA. Epilepsiya. Moscow: Meditsina 1990 (in Russian).

19. Karlov VA, Freydkova NV. Detskaya epilepsi-ya. Psikhopatologiya detskogo vozrasta: khres-tomatiya. Sostaviteli AYu Yegorov, YeS Ivanov, DN Isayev. St-Petersburg: Didaktika Plyus 2002: 153-162 (in Russian).

20. Kovalev VV. Psikhiatriya detskogo vozrasta. Moscow: Meditsina 1995. (in Russian).

21. Mikadze YuV. Neyropsikhologiya detskogo vozrasta: uchebnoye posobiye. St-Petersburg: Piter 2008 (in Russian).

22. Nagorskaya IA. Neyropsikhologicheskiye sin-dromy u detey i podrostkov, stradayushchikh farmakorezistentnymi formami fokal'noy simp-tomaticheskoy epilepsii: Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow 2014 (in Russian).

23. Petrukhin AS. Nevrologiya detskogo vozrasta. Moscow: Meditsina 2004. (in Russian).

24. Psikhiatriya: uchebnik. MV Korkina, ND La-kosina, AYe Lichko, II Sergeyev. Moscow: MEDpress-inform 2002. (in Russian).

25. Troitskaya LA. Osobennosti emotsional'noy sfery i poznavatel'noy deyatel'nosti u detey i podrostkov v norme i pri patologii TSNS: Avtoref. dis. . dokt. psikhol. nauk. Moscow 2009 (in Russian).

26. Turovskaya NG. Psikhicheskoye razvitiye detey doshkol'nogo vozrasta s sudorozhnymi parok-sizmal'nymi sostoyaniyami: Dis. . kand. psik-hol. nauk. St-Petersburg 2013. (in Russian).

27. Turovskaya NG. Sudorozhnyye paroksizmy kak faktor narusheniya psikhicheskogo razviti-ya detey s premorbidnoy tserebral'noy organ-icheskoy patologiyey. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta 2014; 4(52):91-94 (in Russian).

28. Epilepsiya v neyropediatrii (kollektivnaya monografiya). Pod red Studenikina VM. Moscow: Dinastiya 2011 (in Russian).

29. Ardila A, Lopez MV. Paroxysmal aphasia. Epilepsia 1988; 29(5):630-634.

30. Austin JK, Dunn DW, Caffrey HM et al. Recurrent seizures and behavior problems in children with first recognized seizures: a prospective study. Epilepsia 2002; 43(12):1564-1573.

31. Berg AT, Smith SN, Frobish D, Levy SR, Testa FM, Beckerman B et al. Special education needs of children with newly diagnosed epilepsy. Dev Med Child Neurol 2005; 47(11):749-753.

32. Canavese C, Rigardetto R, Viano V, Vittorini R, Bassi B, Pieri I, Capizzi G. Are dyslexia and dy-

scalculia associated with Rolandic epilepsy? A short report on ten Italian patients. Epileptic Disord 2007; 9(4):432-436.

33. Cormack F, Cross JH, Isaacs E, Harkness W, Wright I, Vargha-Khadem F et al. The development of intellectual abilities in pediatric temporal lobe epilepsy. Epilepsia 2007; 48(1):201-204.

34. Deltour L, Quaglino V, Barathon M, Broca AD, Berquin P. Clinical evaluation of attentional processes in children with benign childhood epilepsy with centrotemporal spikes (BCECTS). Epileptic Disord 2007; 9(4):424-431.

35. Deonna T, Roulet-Perez E. Cognitive and behavioural disorders of epileptic origin in children. London: Mac Keith Press 2005.

36. Dikmen S, Matthews CG, Harley JP. Effect of early versus late onset of major motor epilepsy on cognitive-intellectual performance: further considerations. Epilepsia 1977; 18(1):31-36.

37. Elger CE, Helmstaedter C, Kurthen M. Chronic epilepsy and cognition. Lancet Neurol 2004; 3(11):663-672.

38. Fastenau PS, Johnson CS, Perkins SM et al. Neuropsychological status at seizure onset in children: risk factors for early cognitive deficits. Neurology 2009; 73(7):526-534.

39. Fonseca LC, Tedrus GM, Pacheco EM, Ber-retta MF, Campregher AA, Costa DM. Benign childhood epilepsy with centro-temporal spikes: correlation between clinical, cognitive and EEG aspects. Arq Neuropsiquiatr 2007; 65(3A):569-575.

40. Glosser G, Cole LC, French JA, Saykin AJ, Sperling MR. Predictors of intellectual performance in adults with intractable temporal lobe epilepsy. Journ Int Neuropsychol 1997; 3(3):252-259.

41. Helmstaedter C. Effects of chronic temporal lobe epilepsy on memory function. In: Cognitive dysfunction in children with temporal lobe epilepsy. Eds: A Arzimanoglou, AP Al-denkamp, H Cross, M Lassonde, SL Moshe, B Schmitz. France: John Libbey 2005: 13-30.

42. Helmstaedter C, Elger CE. Chronic temporal lobe epilepsy: a neurodevelopmental or progressively dementing disease? Brain 2009; 132(Pt 10):2822-2830.

43. Hermann BP, Seidenberg M, Schoenfeld J, Da-vies K. Neuropsychological characteristics of the syndrome of medial temporal lobe epilepsy. Arch Neurol 1997; 54(4):369-376.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44. Hermann B, Jones J, Sheth R, Dow C, Koehn M, Seidenberg M. Children with new-onset epilepsy: neuropsychological status and brain structure. Brain 2006; 129(10):2609-2619.

45. Lassonde M, Sauerwein HC, Jambaque I, Smith ML, Helmstaedter C. Neuropsychology of childhood epilepsy: pre- and postsurgical assessment. Epileptic Disord 2000; 2(1):3-13.

46. Lennox WG, Lennox MA. Epilepsy and related disorders. Boston: Little, Brown and Co. 1960. Volumes I and II: 1168.

47. McNelis AM, Johnson CS, Huberty TJ, Austin JK. Factors associated with academic achievement in children with recent-onset seizures. Seizure 2005; 14(5):331-339.

48. Oostrom KJ, Smeets-Schouten A, Kruitwagen CLJJ, Jennekens-Schinkel A & DuSECh. Not only a matter of epilepsy: early problems of cognition and behavior in children with «epilepsy only» - a prospective, longitudinal, con-

trolled study starting at diagnosis. Pediatrics 2003; 112(6):1338-1344.

49. Oostrom JK, Born MPh, Serlie AW, van der Molen HT. The role of individual differences in the perceived job relatedness of a cognitive ability test and a multimedia situational judgment test. International Journal of Selection and Assessment 2010; 18(4):394-406.

50. Perrine K, Kiolbasa T. Cognitive deficits in epilepsy and contribution to psychopathology. Neurology 1999; 53(5 Suppl. 2):39-48.

51. Strauss E, Loring D, Chelune G, Hunter M, Hermann B, Perrine K et al. Predicting cognitive impairment in epilepsy: findings from the Bozeman epilepsy consortium. Journ Clin Exp Neuropsychol 1995; 17(6):909-917.

52. Tuxhorn I, Wyllie E. Should cognitive assessment be performed on children newly diagnosed with epilepsy? Expert Rev Neurother 2010; 10(6):839-842.

EPILEPSY AND DEVELOPMENTAL DISORDERS: A LITERATURE REVIEW

N.G. TUROVSKAYA

A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg; Volgograd State Medical University, Volgograd Region Children's Clinical Psychiatric Hospital, Volgograd

The article presents the systematization and generalization of scientific data on the effects of epilepsy on mental development. We analyze the importance of various factors in the mental development of children with epileptic paroxysms in anamnesis. We conclude that modern research should be aimed at identifying the features of mental development in children with different forms of epilepsy, and how epileptic paroxysms affect the child's developing brain on the basis of system-dynamic approach.

Keywords: epilepsy, etiopathogenesis, developmental disorders, mental functions, sensitive periods, system-dynamic approach to research.

Address:

Turovskaya Natalia,

Ph.D., Associate Professor,

Department of General and Clinical Psychology,

Volgograd State Medical University

E-mail: turovskayanata@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.