Научная статья на тему 'Энвайронментальная философия и экологическая культура'

Энвайронментальная философия и экологическая культура Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
627
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНВАЙРОНМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЧЕЛОВЕК / ПРИРОДА / ENVIRONMENTAL PHILOSOPHY / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL CRISIS / MAN / NATURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алилова Калимат М.

Целью исследования было изучение экологических проблем, связанных со снижением культуры, значения философии в преодолении частнонаучных и личных интересов, одностороннего подхода человека в его отношении к природе. Показана, как философия может участвовать в формировании экологической культуры, в способности формировать у человека новое экологическое сознание, а экологическая культура призвана противостоять технократическим стереотипам, а ход истории был направлен на то, чтобы биосфера не осталась безлюдной. Обсуждение. На основе анализа литературных источников в работе использован метод социокультурного и социоприродного подхода, основанного на возможности философии внести в культуру новую жизнь, новые экологические ценности, новые экологические принципы. Для решения этих задач энвайронметальная философия вырабатывает новые теории. Представители разных культур, этносов, наций, религий должны научиться сосуществовать друг с другом. Именно философия должна научить сближению между народами и создать новые возможности для осмысления и улучшения экологической ситуации. Культурное развитие позволяет оценить уровень овладения человеком природы, себя, окружающий мир. Экологическая культура это способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания и понимания. Философия говорит о том, что нельзя отдаляться от природы и превозноситься над ней, и это будет разрушать культуру. Рациональные учения склонны ставить человека выше других живых существ, поэтому синтез философии с культурой может иметь позитивный экологический смысл. Заключение. Полученные результаты могут быть рекомендованы к применению на практике в школах, начиная с младших классов, а также в средних специальных учебных заведениях и ВУЗах. Необходимо работать с мотивацией и ценностями людей, развивать общую и экологическую культуру. Только культурный человек может перейти от удовлетворения своих материальных потребностей к удовлетворению потребностей души и реализовать стратегию устойчивого развития, поэтому связи энвайронментальной философии с экологической культурой заслуживает дальнейшего изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL PHILOSOPHY AND ECOLOGICAL CULTURE

Aim. The aim of the research is to study environmental problems related to the decline of culture, the importance of philosophy in overcoming private and personal interests as well as the unilateral approach of man in his relationship to nature. The study shows how philosophy can participate in the formation of ecological culture, a new ecological consciousness in man, while ecological culture is called upon to resist technocratic stereotypes and the course of history was aimed at preventing the biosphere from becoming deserted. Discussion. On the basis of the analysis of literary sources, we used the method of socio-cultural and socio-natural approaches based on the possibility of philosophy to introduce a new life into culture, new ecological values and new ecological principles. To solve these problems, environmental philosophy develops new theories. Representatives of different cultures, ethnic groups, nations, religions must learn to coexist with each other. We consider philosophy as a means of teaching rapprochement between peoples and creating new opportunities for understanding and improving the environmental situation. Cultural development makes it possible to assess the level of a man’s knowledge of nature, himself and the world around him. Ecological culture is a way of connecting man with nature on the basis of deeper knowledge and understanding. Philosophy says that you cannot move away from nature and be lauded over it since this will destroy culture. Rational doctrines tend to put a person above other living beings so the synthesis of philosophy with culture can have a positive ecological meaning. Conclusion. The findings obtained can be recommended for practical use in schools, starting from primary school, as well as in secondary special educational institutions and universities. It is necessary to work on the motivation and values of people, develop a common and ecological culture. Only a cultured person can move from satisfying his material needs to meeting the needs of the soul thus implementing a sustainable development strategy. Therefore the links between environmental philosophy and environmental culture deserve further study.

Текст научной работы на тему «Энвайронментальная философия и экологическая культура»

Краткие сообщения / Brief reports Обзорная статья / Review article УДК504.03-029:1

DOI: 10.18470/1992-1098-2017-3-153-158

ЭНВАЙРОНМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Калимат М. Алилова

Дагестанский государственный университет народного хозяйства,

Махачкала, Россия, kalimat2@mail.ru

Резюме. Целью исследования было изучение экологических проблем, связанных со снижением культуры, значения философии в преодолении частнонаучных и личных интересов, одностороннего подхода человека в его отношении к природе. Показана, как философия может участвовать в формировании экологической культуры, в способности формировать у человека новое экологическое сознание, а экологическая культура призвана противостоять технократическим стереотипам, а ход истории был направлен на то, чтобы биосфера не осталась безлюдной. Обсуждение. На основе анализа литературных источников в работе использован метод социокультурного и социоприродного подхода, основанного на возможности философии внести в культуру новую жизнь, новые экологические ценности, новые экологические принципы. Для решения этих задач энвайронметальная философия вырабатывает новые теории. Представители разных культур, этносов, наций, религий должны научиться сосуществовать друг с другом. Именно философия должна научить сближению между народами и создать новые возможности для осмысления и улучшения экологической ситуации. Культурное развитие позволяет оценить уровень овладения человеком природы, себя, окружающий мир. Экологическая культура - это способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания и понимания. Философия говорит о том, что нельзя отдаляться от природы и превозноситься над ней, и это будет разрушать культуру. Рациональные учения склонны ставить человека выше других живых существ, поэтому синтез философии с культурой может иметь позитивный экологический смысл. Заключение. Полученные результаты могут быть рекомендованы к применению на практике в школах, начиная с младших классов, а также в средних специальных учебных заведениях и ВУЗах. Необходимо работать с мотивацией и ценностями людей, развивать общую и экологическую культуру. Только культурный человек может перейти от удовлетворения своих материальных потребностей к удовлетворению потребностей души и реализовать стратегию устойчивого развития, поэтому связи энвайронментальной философии с экологической культурой заслуживает дальнейшего изучения.

Ключевые слова: энвайронментальная философия, экологическая культура, экологический кризис, человек, природа.

Формат цитирования: Алилова К.М. Энвайронментальная философия и экологическая культура // Юг России: экология, развитие. 2017. Т.12, N3. C.153-158. DOI: 10.18470/1992-1098-2017-3-153-158

ENVIRONMENTAL PHILOSOPHY AND ECOLOGICAL CULTURE

Kalimat M. Alilova

Dagestan State University of People's Economy, Makhachkala, Russia, kalimat2@mail.ru

Abstract. Aim. The aim of the research is to study environmental problems related to the decline of culture, the importance of philosophy in overcoming private and personal interests as well as the unilateral approach of man in his relationship to nature. The study shows how philosophy can participate in the formation of ecological culture, a new ecological consciousness in man, while ecological culture is called upon to resist technocratic stereotypes and the course of history was aimed at preventing the biosphere from becoming deserted. Discussion. On the basis of the analysis of literary sources, we used the method of socio-cultural and socio-natural

Gibif^

mm

approaches based on the possibility of philosophy to introduce a new life into culture, new ecological values and new ecological principles. To solve these problems, environmental philosophy develops new theories. Representatives of different cultures, ethnic groups, nations, religions must learn to coexist with each other. We consider philosophy as a means of teaching rapprochement between peoples and creating new opportunities for understanding and improving the environmental situation. Cultural development makes it possible to assess the level of a man's knowledge of nature, himself and the world around him. Ecological culture is a way of connecting man with nature on the basis of deeper knowledge and understanding. Philosophy says that you cannot move away from nature and be lauded over it since this will destroy culture. Rational doctrines tend to put a person above other living beings so the synthesis of philosophy with culture can have a positive ecological meaning. Conclusion. The findings obtained can be recommended for practical use in schools, starting from primary school, as well as in secondary special educational institutions and universities. It is necessary to work on the motivation and values of people, develop a common and ecological culture. Only a cultured person can move from satisfying his material needs to meeting the needs of the soul thus implementing a sustainable development strategy. Therefore the links between environmental philosophy and environmental culture deserve further study.

Keywords: environmental philosophy, ecological culture, ecological crisis, man, nature.

For citation: Alilova K.M. Environmental philosophy and ecological culture. South of Russia: ecology, development. 2017, vol. 12, no. 3, pp. 153-158. (In Russian) DOI: 10.18470/1992-1098-2017-3-153-158

Основа всякой культуры прежде всего - в самом человеке.

Антуан де Сент-Экзюпери

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня особое значение приобретают проблемы, связанные с культурными изменениями, которые происходят под влиянием экологических проблем. Идея защиты окружающей среды во всей мировой культуре сегодня стала господствующей. Обращение философии к экологической проблематике обусловлено не столько и не только широким интересом к данному феномену (от журналистики до науки), но пониманием того, что энвай-ронментальные процессы влекут за собой изменения в сфере сознания от обыден-

ных, ментальных представлений до экзистенциальных ориентиров. Важно, что экологические проблемы человечества будет решать молодое поколение, которые должны выработать у себя ноосферное мышление. Поэтому очень важно воспитывать у молодежи способность оценивать результаты деятельности людей по сохранению среды обитания. В этом может и должна помочь философия, которая может позволить широко смотреть на эту проблему.

ОБСУЖДЕНИЕ

У древних китайцев существовало проклятие: «Чтоб ты жил в эпоху перемен». Сейчас мы живем как раз в такое время перемен, когда завершает существование и развитие один тип человека, где развенчивается миф о его всесилии и складываются условия для образования другого типа человека - разумно относящегося не просто к окружающей среде, а к Природе как к своему дому. Поэтому уже сегодня нужно говорить о формировании

человека грядущей культуры и цивилизации.

В связи с крайне опасной экологической ситуацией Президент Российской Федерации В.В. Путин 5 января 2016 г. подписал указ о проведении в 2017 году в РФ Года экологии. Это делается «в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности» [1].

Известный русский ученый H.H. Моисеев говорил об «экологическом императиве», связав его с категорическим императивом И. Канта, который говорил: «Две вещи не перестают приводить меня в изумление: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас", имея ввиду Вселенную, являющуюся неисчерпаемым объектом изучения. Экологическая проблема имеет свои глубинные корни в системах мировоззренческого плана, которые и представляют интерес для философии [2].

Важнейшая задача экологической культуры - это личная ответственность каждого человека за планету.

Экологическая проблема на сегодняшний день является одной из важнейших глобальных проблем человечества. Начало XXI века проходит под усиленным вниманием к вопросам культуры при изучении взаимодействия общества и природной среды, рассматривается социальные последствия научно-технической революции, возможность перехода биосферы в ноосферу и различные сценарии будущего человечества. Человек не должен забывать, что он природное существо. Но он не только природное, но и общественное существо, «одушевленная сила природы». Он обладает сознанием и волей, способностью противостоять природе, воздействовать на природную среду, использовать природные силы в своих интересах [3]. По этому поводу французский философ Поль Гольбах писал: «Человек - дело рук природы, он существует в природе, он подчинен ее законам, откуда следует требование: никогда не отделять законов физического мира от законов духовного мира» [4].

Культура - это термин, обозначающий нравственные, моральные и материальные ценности, навыки, знания, обычаи и традиции, которые создаются в процессе эволюции. Экологическая культура - это часть общечеловеческой культуры основа общей культуры, выражающая характер и качественный уровень отношений между природой и обществом. Это определяется в системе духовных ценностей, во всех

видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием и преобразованием природы. Природа и культура противоположны друг другу, но, тем не менее, содержат тождество. А замечательные слова великого французского писателя А. Экзюпери, вынесенные в эпиграф, можно применить ко всем типам культур, в том числе и к экологической. Каждый человек должен воспитывать в себе экологическую культуру, если он, конечно, хочет, чтобы жизнь на земле продолжалась.

Источник человеческой культуры всегда определялся тем, что человек находился в гармоничных отношениях с природой, обращая внимание на свойственные ей явления, законы и старался воплощать их в материальные и духовные ценности. Поэтому, наверное, можно ввести в обиход такие термины как «энвайронмен-тальная культура» и «энвайронментальное образование».

Экология, вероятно, первой обратилась к вопросам, которые ранее изучались в истории и теории культуры, так как вопросы адаптации человека в окружающей среде и изменение ее для своих материальных и духовных потребностей - это проблемы и экологии, и культуры, при этом философия исследует уровень единства человека и природы, выразителем «целого», т.е. всего мира. Поэтому «экологическое сознание» (наверное, можно сказать «энвайронментальное сознание»), включает в себя не только отношение к природе, но и к обществу в целом, друг к другу, знанию, труду, т.е. справедливость, трудолюбие, честность и т.д.

В XXI веке человечество должно перейти от удовлетворения материальных потребностей (что, конечно, также важно, но в разумных пределах) на удовлетворение потребностей души. Для этого человеку нужен немалый уровень культуры и образования.

Человечество ищет пути эффективных переходов к трансляции культурно-образовательных идеалов техногенной цивилизации ХХ века к антропогенной цивилизации XXI века, которая может со-

стояться только благодаря иной парадигме образования, создающей новый человеческий потенциал. Образование не акт приобщения к космополитическим, вселенским, наднациональным константам духовности, а постепенное восхождение к вершинам общечеловеческих ценностей

[5].

Человек, этнос, природа и исторический процесс взаимосвязаны. Бережное отношение человека к природе начинается с бережного отношения к родным местам, родной земле и своему дому. Все это поможет человеку осознать себя частью целого - Природы. Для этого в человеке необходимо с детских лет воспитывать уважение и любовь к ней.

Киргизский и русский писатель Ч. Айтматов как-то писал, что: «В традициях кочевнической культуры испокон веков заложен культ почитания Природы и составляющих ее сил, бережное и уважительное отношение к окружающей среде, от которой зависело все существование кочевника, воспитывалось с молоком матери из поколения в поколение. Сегодня становится очевидным, что истинными причинами экологического кризиса является именно забвение наших традиций бережного отношения к Природе» [6]. Такая же ситуация сложилась и в Дагестане, где уважительное отношение к природе это часть общей культуры горских народов, складывающаяся на протяжении веков. Природа Дагестана уникальна и разнообразна. Курбанов М.Ж. в своей статье «Забота о природе» пишет, что процветание Дагестана напрямую связано с сохранением его территориальной целостности, природного и культурного богатства, обеспечением благоприятной среды обитания и экологической безопасности, высоким интеллектуальным и духовно-нравственным потенциалом граждан. В Дагестане во все времена охраняли лесные массивы, отдельные деревья, животных, водные ресурсы. Об этом свидетельствуют фольклор, легенды народов нашей республики. Многие животные и птицы, колодцы, даже отдельные деревья в горах считались священными. Об этом утвер-

ждают фольклор, легенды народов. В ауле Заза Хивского района к дереву Чанлар-так люди приносили жертвоприношения, прося о помощи. Цумадинцы говорят: «Весной и летом, когда деревья качаются в лесу, это они молятся, и срубить их грешно». В Кайтагском, Дахадаевском, Цумадин-ском, Цунтинском и др. районах Дагестана берегут многочисленные ценные, лечебные источники воды. В преданиях селений Кунки, Худуц Дахадаевского, с. Варсит Кайтагского, Ретлоб, Гунзиб Цунтинского районов сказано: «С того, кто срубит дерево в охраняемом лесу, загрязнит стиркой воду в колодце, будет пасти скот на запрещенных землях, лесах, взыскивается штраф в размере 1-3 овец, 2-4 мерок зерна». У урахинского джамаата был большой лес Начзала-илала. Тот, кто срубит в этом лесу хотя бы несколько деревьев, подвергался штрафу в размере одного быка.

Для охраны водных объектов (родники, источники, ключи) им присваивали имена религиозного, патриотического, антропонимического характера. Так, например, «Дарман-су» в с. Гильяр Мага-рамкентского района, «Нур-булах» (святой источник) в с. Захит Хивского района.

С давних пор в районах Дагестана сохранились названия родников. Им присваивались имена первооткрывателей или выдающихся людей местности. Родники передавались по наследству, за ними ухаживали потомки. Такой прекрасный родник имеется в с. Кунки Дахадаевского района в местности Магьира. На память по умершему брату Рабдану Курбан-Кади построил над ним красивый арочный колодец. За ним ухаживают сельчане, потомки, близкие Курбана-Кади. В этом ауле мама встречает сына привстав, воспитывает сына, любящего свою природу и свой край. Отцу достаточно хмуро взглянуть на сына и старшему брату разок поругать младшего, чтобы тот никогда не нарушал заветы старших по охране природы. Здесь не подают руку тому, кто испортит красоту родной земли.

Такой порядок сохранился до наших дней, но в период перестройки эти тради-

Gibif^

mm

ции разрушились. Их возрождение надо осуществлять с учетом современных эт-нополитических, культурных, социально-экономических особенностей. Если не остановить хищническое отношение к природе, то могут начаться необратимые негативные процессы, мы можем потерять богатство, красоту и уникальность природы Дагестанского горного края [7].

У народов Дагестана всегда культивировали любовь к родному краю и природе традиционными методами и средствами воспитания. Главное - внушить молодежи, что природа создана не для разрушения, а для созидания и возможности жить.

По нашему мнению, положительный экологический опыт, возникший в последние годы в Дагестане, заслуживает внимания. Это говорит о формирования новой национальной идентичности, первого шага к ноосферному сознанию. Например, народы нашей многонациональной республики, дают имена природоохранным объектам, что говорит о бережном отношение к окружающей природе. Например, такие названия, как "Святой лес" в селе Буркихан Агульского района, "Святой

сад" в селе Биркей Дербентского района, "Мечетский лес" (от слова "мечеть") и т.д.

В Дагестане экологическая культура должна основываться изначально на национальной культуре и родном языке. Народные знания о природе определяются в результате знания законов природы, основанных на наблюдениях и опыте практической деятельности. Переход из поколения в поколение трудовых навыков, духовности как приоритета экологической и общей культуры, горцы на протяжении веков обеспечивали рациональное природопользование, сознательно и разумно относясь к использованию природных богатств своей родной земли.

В настоящее время существует потребность по-новому определить образ мира и место человека в нем с тем, чтобы увязать мышление и видение человека, знание и этику. В этом может помочь философия, которая может соотнести образование с другими формами жизни, культурой, трансцендентным и имманентным [8]. Через такую философию нужно попытаться вдохнуть в культуру новую жизнь, внести в него экологические ценности, новые экологические принципы.

Учитывая современную экологическую ситуацию на Земле отношение к природе невозможно без учета культурологического фактора, т.е. природу необходимо считать особой, духовной, эстетической ценностью. Этот подход приводит нас к нравственно-экологическому императиву академика Н.Н. Моисеева. Суть этой парадигмы состоит в признании ряда моральных запретов, вытекающих из необходимости предотвратить экологическую катастрофу, губительной для всех жителей Земли. Это отказ от рациональной парадигмы культуры и замена ее нравственной парадигмой, когда человек отвечает за результаты всей социокультурной деятельности [9].

Человек это часть природы, который находится во взаимосвязи с ней. Она основа существования человеческой цивилизации. В работе "Анти-Дюринге" Ф. Энгельс писал, что сам человек - продукт

природы, развивающийся в определенной среде и вместе с ней. В связи с этим, академик В.И. Вернадский высказал идею о необходимости единого философско-методологического подхода к проблеме взаимоотношения природы и общества.

Представители разных культур, этносов, наций, религий должны научиться сосуществовать друг с другом. Именно философия должна научить сближению между народами и создать новые возможности для осмысления и улучшения экологической культурны, а, следовательно, и экологической ситуации.

Данную работу хочется закончить словами российского экономиста, эколога, государственного деятеля В.И. Данилова-Данильяна: «Культура не может произрастать без экологической культуры, а экологическая культура вовсе не может состояться в условиях бескультурья».

mm

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Заседание Совета Безопасности 20 ноября 2013 г. Вступительное слово Президента РФ В. Путина. URL: htt://news-kremlin.ru/news/19655. (дата обращения: 06.02.2017).

2. Моисеев Н.Н. На пути к нравственному императиву // Экология и жизнь. 1998. N1. 9 с.

3. Вебер А. Человечество и экологический императив // Свободная мысль. 2009. N9. С. 77-92.

4. Гольбах П. Система природы. Или о законах мира физического и мира духовного. М.: Госиздат, 1924. 616 с.

5. Салов Е., Салова С. Коэволюция науки и нравственности // Свободная мысль-ХХ1. 2004, N 12. С. 143-150.

6.Чингиз Айтматов. Лучшие цитаты. URL: http://icite.ru/2072/citaty/ajtmatov_chingiz/v_traditciyakh _kochevnicheskoj_kulturi#.WL2B8X1_eM8. (дата обращения: 06.02.2017).

7. Курбанов М.Ж. Забота о природе в наших традициях // Народы Дагестана. 2009. N6. 3 c.

8. Блинова Л.Н., Одногулова И.Л. Новое тысячелетие: духовные начала цивилизации и образования // Христианство и культура. К 2000-летию христианства. Астрахань, 2000. 166 с.

9. Оруджев Ф.Н. Этнокультурная составляющая как ментальная характеристика образования // Материалы Всероссийской конференции «Интеграция культур в смыслосозидающем образовании». Махачкала, 2002. 167 c.

REFERENCES

1. Zasedanie Soveta Bezopasnosti 20 noyabrya 2013 g. Vstupitel'noe slovo Prezidenta RF V. Putina [Security Council meeting November 20, 2013 Opening Remarks of Russian President Vladimir Putin]. Available at: http://news.kremlin.ru/news/19655 (accessed: 06.02.2017)

2. Moiseev N.N. Towards a moral imperative. Ekologi-ya i zhizn' [Ecology and Life]. 1998. no. 1. 9 p. (In Russian)

3. Weber A. Mankind and the ecological imperative. Svobodnaya mysl' [Free thought]. 2009. no. 9. pp. 7792. (In Russian)

4. Golbach P. Sistema prirody. Ili o zakonakh mira fizicheskogo i mira dukhovnogo [The system of nature. Or about the laws of the physical world and the spiritual world]. Moscow, Gosizdat Publ., 1924. 616 p.

5. Salov E., Salova S. Coevolution of science and morality. Svobodnaya mysl'-XXI [Free Thought-XXI]. 2004, no. 12. pp. 143-150.

6. Chingiz Aitmatov. Luchshie tsitaty [Chingiz Aitma-tov. The best quotes]. Available at:

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации Калимат М. Алилова - д.ф.н., профессор кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного университета народного хозяйства. 367000, Россия, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Атаева, 6. E-mail: kalimat2@mail.ru

Критерии авторства Калимат М. Алилова проанализировала данные, написала рукопись и несет ответственность при обнаружении плагиата и других неэтических проблем.

Конфликт интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 14.03.2017 Принята в печать 25.04.2017

http://icite.ru/2072/citaty/ajtmatov_chingiz/v_traditciyakh _kochevnicheskoj_kulturi#.WL2B8X1_eM8 (accessed: 06.02.2017)

7. Kurbanov M.Zh. Care of nature in our traditions. Narody Dagestana [The peoples of Dagestan]. 2009, no.6. 3 p. (In Russian)

8. Blinova L.N., Odnogulova I.L. New millennium: the spiritual foundations of civilization and education. In: Khristianstvo i kul'tura. K 2000-letiyu khristianstva [Christianity and culture. By the 2000 anniversary of Christianity]. Astrakhan, 2000. 166 p. (In Russian)

9. Orudzhev F.N. Etnokul'turnaya sostavlyayushchaya kak mental'naya kharakteristika obrazovaniya [Eth-nocultural component as a mental characteristic of education]. Materialy Vserossiiskoi konferentsii ««Inte-gratsiya kul'tur v smyslosozidayushchem obrazovanii». Makhachkala, 2002 [Materials of the All-Russian Conference "Integration of Cultures in the Meaningful Education", Makhachkala, 2002]. Makhachkala, 2002. 167 p. (In Russian)

AUTHOR INFORMATION Affiliations

Kalimat M. Alilova - Doctor of Philosophy, professor at the sub-department of Human Sciences of Dagestan State University of National Economy. 6 Atayeva st., Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000, Russia. E-mail: kalimat2@mail.ru Contribution

Kalimat M. Alilova, wrote the manuscript and is responsible for avoiding the plagiarism and other unethical issues.

Conflict of interest

The author declares no conflict of interest.

Received 14.03.2017 Accepted for publication 25.04.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.