УДК 338.482.22-637.85 : (470.67) Гусенова Джамиля Адамкадиевна
кандидат философских наук,
доцент кафедры социологии и философии
Дагестанского государственного университета
ЭНОТУРИЗМ В ДАГЕСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ [1]
Gusenova Dzhamilya Adamkadievna
PhD, Assistant Professor of the Philosophy and Social Science Department, Dagestan State University
WINE TOURISM IN DAGESTAN: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS [1]
Аннотация:
С целью развития виноделия и виноградарства в Республике Дагестан все чаще рассматривается возможность разработки винных туров и развитие винного кластера. В этой статье мы рассматриваем возможности и проблемы, возникающие на пути реализации соответствующих республиканских целевых программ по развитию виноградарства. В частности, отмечается, что сделано для поднятия отрасли, дается сравнение с успехами в этом направлении соседнего Краснодарского края. В контексте положительных условий предлагается учитывать и фактор исламизации, радикализации Республики Дагестан, в перспективе способный существенно повлиять на данные процессы в сторону полного отказа от виноделия.
Ключевые слова:
винный туризм, туристские ресурсы, виноделие, виноградарство, агротуризм, Дагестан.
Summary:
In order to develop wine-making and viticulture in the Republic of Dagestan it is increasingly considered the possibility of elaboration of enotourism and a wine cluster. The article deals with possibilities and problems arising when the respective Republican special-purpose programs on the viticulture development are implemented. In particular, the author states what measures have been undertaken for revival of the industry, and compares the results with success of the Krasnodar Krai in this field. The author suggests to take into account the factor of Islam and radicalism spreading in the Republic of Dagestan, which in prospect may impact substantially these processes towards complete refusal of the wine-making.
Keywords:
wine tourism, tourist resources, wine-making, viticulture, agro-tourism, Dagestan.
В последнее время в Дагестане все чаще на разных уровнях государственной власти и в академических кругах обсуждается вопрос о необходимости развития в регионе энотуризма (винного туризма). Впервые публично эту идею озвучил в 2008 г. президент Союза виноградарей и виноделов России В. Логинов на встрече с президентом РД М.Г. Алиевым. Инициатива была направлена на поднятие престижа и увеличение доходов от реализации высококачественных видов вина. Виноделие действительно может стать точкой роста дагестанской экономики, поскольку, например, по закону доходы с акцизов на сухое вино остаются в регионе, в отличие от алкогольной продукции. Однако если говорить об энотуризме, как нам представляется, его развитие сдерживают ряд существенных факторов, влияющих в той или иной степени на успешность этого мероприятия. Об этом и пойдет речь в данной статье.
Во многих странах успешно развивающиеся винные кластеры становятся точками роста, своеобразными локомотивами экономического развития. Ярким примером бурного развития кластера может быть виноделие Новой Зеландии, где экспорт вина в 2011 г. составил до 154 млн л на сумму $ 1 094 млн. Это стало возможным благодаря эффективной экономической политике новозеландского правительства, развитой институциональной инфраструктуре, а также вследствие эффективной самоорганизации виноделов, умело сочетающих в своей деятельности конкуренцию и кооперацию.
Дагестан также имеет возможность развивать у себя винный туризм, тем боле, что исторического опыта у дагестанцев больше, чем у новозеландских виноделов. Южный Дагестан можно назвать родиной отечественного виноделия. Самой древней из обнаруженных в районе Дербента культур винограда чуть более 2 000 лет, тогда как на остальной территории России окультуренная лоза появилась лишь в XVN-XVШ вв. На протяжении многих веков виноделие выполняло роль связующего элемента торговых и социально-экономических отношений местных народностей: от Семендера до Аварии. С момента установления тесных экономических и политических связей с Россией, дагестанское виноделие находилось под пристальным вниманием российской аристократии. По указу Петра I, в Дербенте были расширены площади виноградника, построены винодельня и винохранилище, а при Екатерине I для повышения качества вина привлекли даже венгерского мастера-винодела Туркус. В Геджухе (в Дарвагчайской долине) графом Воронцовым-Дашковым был заложен виноградник и построены знаменитые винные подвалы, вино «Каберне»
из которого в 1900 г. получило в Париже высшую награду - Гран-при. С 1730 г. после основания крепости Кизляр казачьи станицы также становятся крупными в регионе центрами виноградарства и виноделия. С конца XIX в. виноградники стали закладывать и в предгорной зоне: в Кайтаг-ском, Табасаранском, Каякентском и Хасавюртовском округах. Сегодня эти же районы, включая и Магарамкентский, демонстрируют наибольший рост развития, где уже в 2014 г. ожидается, за счет расширения посевных площадей, урожай в 500 тыс. т продукции.
В советское время дагестанское виноградарство и виноделие являлось локомотивом республиканской экономики. Почти на 70 тыс. га насаждений здесь собирали порядка 380 тыс. т. винограда. В отрасли были заняты около 100 тыс. селян (7 % всего населения республики и 10 % сельских жителей). Однако уже в 80-х гг., в периоды войн и правительственной борьбы с алкоголизмом, отрасль сильно пострадала, сократившись почти на 2/3 площадей посаженных виноградников. С 1984 по 2010 г. площадь насаждений под виноградниками сократилась на 69,4 %, составив 16,8 тыс. га. В 2011 г. виноградари Дагестана - а их осталось 5-6 тыс. работающих - собрали всего 140 тыс. т урожая.
В поддержку отрасли, 24 декабря 2010 г. правительство РД постановлением № 485 утвердило республиканскую целевую программу «Развитие виноградарства и виноделия в Республике Дагестан на 2011-2020 годы» [2]. В документе предусматривается большой набор мероприятий, направленных на «оздоровление» этой отрасли экономики республики через увеличение вдвое до 2020 г. наиболее востребованного винного материала: коньячных (3 350 тыс. дал - в 2011 г. / 6 650 тыс. дал - в 2020 г.), шампанских (1120/2250), столовых (800/1550), крепких (120/280), десертных (100/200). К числу этих мероприятий отнесли: увеличение посадочного материала, строительство специализированных холодильников, мелиоративные работы, расширение уже имеющихся производственных площадей («Кизлярский коньячный завод» ДЗИВ, ГУП «Геджух», ГУП «Манаскентский» и т.д.), строительство в Сергокалинском районе завода по производству вина и коньяков из собственного сырья, строительство предприятия по производству ликерных вин вблизи бархана «Сары-Кум». Последнее, очевидно, будет выступать единым туристским комплексом с памятником природы, самым высоким отдельно стоящим барханом в Европе «Сары-Кумом».
Однако заметим, что развитие само по себе, как некий процесс установочных, строительных и монтажных работ должно по Программе завершиться к 2016 г., а в остальной период предполагается заниматься лишь дополнительными посадками винограда, а также научноисследовательскими и опытно-конструкторскими работами. Это само по себе делает данную Программу рассчитанной не на 9 лет интенсивного развития отрасли, а фактически на 5 лет - с 2011 по 2016 г.
Ближайший конкурент, в лице 34 консолидированных винодельческих предприятий Краснодарского края уже в первые 8 месяцев 2013 г. произвели 13,7 млн дал виноматериала, тогда как в Дагестане к 2019 г. достижение такого объема лишь планируется. Все эти цифры наглядно демонстрируют уровень развития этого сегмента экономики и относятся к винному туризму с точки зрения готовности отрасли не только к производственному циклу, но и его аттрактивным мероприятиям.
Тем не менее, руководство страны старается поддержать отрасль. Так, в 2012 г. в основные винокуренные регионы южного Дагестана для поддержки виноградарства и виноделия из федерального бюджета было вложено 147,6 млн руб. При этом сами производители на треть увеличили площади под посадку. В 2013 г. завершено оснащение 800 га посевов системой капельного орошения для повышения урожайности, до этого орошение виноградников осуществлялось вручную. Потому пока крупнейшее в Дагестане винодельческое предприятие ДЗИВ работает не более чем на 40 % своих возможностей.
Необходимым условием возрождения отрасли виноделы считают и борьбу с фальсификатом, составляющим до 80 % всех продаж алкоголя. Качественное вино не может конкурировать по цене с дешевым суррогатом. Простой пример: закупочная стоимость 1 кг винограда предприятиями составляет 15 руб. Себестоимость 1 л сырья для виноделов при соблюдении всех санитарных норм и технологий исчисляется в 24-25 руб. при рентабельности в 25-30 %. К тому же сегодня производителям предлагается некачественный фальсификат: виноградное сусло по цене 10 руб. за 1 л, «сухие вина» в «тетрапаках» - по 30-60 руб., «шампанское» - 50 руб.
Однако не только слабая урожайность сдерживает развитие отрасли, но и «ползучая кле-рикализация» [3, с. 11] дагестанского общества. Усиление роли ислама в Дагестане весьма ощутимо. Как отмечает М.Я. Яхьяев, «в настоящее время влияние исламского фундаментализма в республике нарастает, в то время как традиционный ислам уступает свои позиции. Все еще преобладающий в республике традиционалистский тип религиозного сознания верующих, согласно проведенным социологическим опросам и исследованиям, в последние шесть-семь
лет стал явно тяготеть к фундаментализму. Речь идет о том, что все большее количество людей хотело бы жить в исламском государстве, основывающемся на идеологических предпочтениях салафитов и сакральных законах шариата» [4].
Степени влияния религии на популярность алкогольной продукции наглядно продемонстрировал АМ Соловьев, который в своем исследовании показал, что по количеству потребляемого алкоголя мусульманские государства занимают низовые позиции рейтинга. Исключение составляют: Азербайджан (6,94 л), Турция - 1,48 л (здесь, возможно, играет фактор больших потоков туристов в эту страну), Египет - 0,10 л, Алжир - 0,03 л, Кувейт и Иран - 0,00 л [5, с. 102]. Оболочку религиозности этим террористическим группировкам придает избирательное оперирование к нормам ислама, публично озвучиваемое и обосновываемое некоторыми положениями религиозных источников, в числе которых, пресловутые «джихад» и «борьба с алкоголем». В таких условиях достаточно проблематичным становится говорить не только о развитии винного туризма, но и обо всей экономики в целом.
Эта «борьба» с алкоголем в Дагестане в последние 3 года вылилась в откровенный рэкет в виде так называемого «налога на джихад», взимаемого с предпринимателей, занимающихся производством и реализацией алкогольно-винодельческой продукции. Так, анализируя новостные ленты информационного агентства Interfax, нами выявлена следующая динамика фактов террористических атак на крупные продуктовые магазины, торгующие алкоголем: 2009 г. -1 магазин; 2010 г. - 2; 2011 г. - 11; 2012 г. - 5. Попавшие в открытую статистику подрывы продовольственных магазинов - это лишь небольшая часть тех коммерческих точек, подвергавшихся вымогательствам и попавших в СMИ. Большинство случаев выпадает из информационного поля, потому с уверенностью можно умножать эти цифра в разы. Добавим ко всему информационный фон, сформировавшийся вокруг республики, который негативно сказывается на общем имидже Дагестана и отпугивает потенциальных туристов и инвесторов.
Кроме того, для развития винного туризма в Дагестане необходима соответствующая инфраструктура, поскольку, как подчеркивают С.Р. Ердавлетов, АМ Артемьев и У.Т. Кошкинбаев, «в большинстве случаев туристы, посещающие винодельческие хозяйства, больше денег тратят на ночлег, питание, спортивно-рекреационную деятельность, чем на дегустацию вина и покупку нескольких бутылок вина домой» [6, с. 78]. К сожалению, в республике существует большая проблема с качеством обслуживания и уровнем комфортабельности средств размещения, потому не менее значимым является и обустройство гостиничного сектора.
Следует признать, что винный туризм в Дагестане не сможет существовать в ближне-срочной перспективе самостоятельно, как отдельное направление - только лишь как часть винного кластера при условии завоевания широкого рынка потребителей, готовых приехать в неспокойную мусульманскую республику за качественным продуктом. Здесь важен экономический акцент, который будет сделан и на который ляжет вся концепция маркетинговых решений: будет ли это частью туристского кластера, как например, самодостаточные горнолыжные курорты и санатории, или винный туризм в Дагестане следует рассматривать в ключе аграрного туризма, или гастрономического.
Ссылки и примечания:
1. Работа выполнена в рамках «Программы стратегического развития ДГУ». Проект 18-С Проект MM-15/2.
2. Республиканская целевая программа «Развитие виноградарства и виноделия в Республике Дагестан на 2011-2020 годы». URL: http://mcxrd.ru/data/docs/progs/1292448509.html (дата обращения: 12.09.2013).
3. Яхьяев M^. Mесто и роль ислама в социокультурной интеграции дагестанского общества // Исламоведение. 2013. № 3.
4. Там же. С. 12.
5. Соловьев АМ Производство и оборот алкогольной продукции в мире // Проблемы прогнозирования. 2010. № 4.
6. Ердавлетов С.Р., Артемьев АМ, Кошкинбаев У.Т. Энотуризм как фактор регионального и локального развития // Географический вестник. № 4. 2011.