Научная статья на тему 'Energy accumulating material application as an alternate fuel for gas-turbine installations'

Energy accumulating material application as an alternate fuel for gas-turbine installations Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
82
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА ДЛЯ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК / ЭНЕРГОАККУМУЛИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / КОНДЕНСИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ СГОРАНИЯ / ALTERNATE FUELS FOR GAS-TURBINE INSTALLATIONS / ENERGY ACCUMULATING MATERIALS / CONDENSED COMBUSTION PRODUCTS

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Kustarev Y., Kuznetsov V., Ascheulnikov E., Rodkin K.

This article deals with the possibility of energy accumulative matters (EAM) usage as an alternative fuel for gas-turbine engines and plants. Ternary alloys of Si, Al and Fe are examined as industrial EAM. Combustion heat and adiabatic temperatures of EAM burning are estimated in superheated steam at variable oxidizer ratios. The composition of condensed combustion product is estimated at variable fractional composition of EAM.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Energy accumulating material application as an alternate fuel for gas-turbine installations»

В заключение хотелось бы отметить, что разработанная турбовентиляторная система охлаждения могла бы быть использована, в первую очередь, на тяжелых и сверхтяжелых карьерных самосвалах, магистральных тягачах, средних и мощных тракторах. Использование турбовентиляторной системы охлаждения на тракторах позволило бы использовать нетрадиционную компоновку силового агрегата и элементов системы охлаждения с целью оптимального местоположения центра масс машины при работе. По-видимому, турбовентиляторное охлаждение также могло бы оказаться целесообразным для дизелей с воздушным охлаждением.

Литература

1. Woschni Gerhard, Bergbauer Frantz. Verbesserung von Kraftstoffverbrauch und Betriebsverhalten von Verbrennungsmotoren durch Turbocompounding. MTZ: Motortechnische Zeitschrift, 1990, 51, №3.cc.108-116.

2. Мамедов В. Турбокомпаундный дизель. «Основные средства», №9, 2001.

3. Мамедов В. Volvo FH12T. «Основные средства», №1, 2002.

4. Давыдков Б.Н., Малова И.Ю., Кирин И.В., Рыбин Ю.Д., Остапенко С.П. Расчетно-экспериментальное исследование тракторного дизеля с газотурбинным наддувом и дополнительной силовой турбиной. - В кн.: Исследование рабочих процессов тракторных дизелей. - М.: НАТИ, 1980, с. 38-47.

5. Кустарев Ю.С., Костюков А.В., Андреенков А.А. Турбовентилятор системы охлаждения турбопоршневого двигателя. Материалы IX Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей», секция «Двигатели внутреннего сгорания». Владимир: ВлГУ, 2003, с. 141143.

Применение энергоаккумулирующих веществ в качестве альтернативного

топлива для газотурбинных установок

Посвящается 40-летию кафедры «Транспортные ГТД» МГТУ «МАМИ» д.т.н., проф. Кустарев Ю.С., доц. Кузнецов В.В., доц. Ащеульников Е.К., Родькин К.П.

МГТУ «МАМИ»

В течение длительного времени на транспорте и в энергетике идет активный поиск альтернативных топлив для тепловых силовых и энергоустановок. Особое внимание при этом уделяется водороду как экологически чистому топливу. Однако использование водорода в качестве топлива сталкивается с серьезными проблемами, среди которых одной из важнейших для транспорта является проблема хранения водорода на борту автомобиля.

Как известно, водород может храниться в баллонах в газообразном или в жидком состоянии, а также в гидридах некоторых металлов. Анализ показывает [1], что в любом случае система хранения водорода на транспортном средстве получается весьма громоздкой и очень тяжелой - в несколько, а то и в десятки раз тяжелее обычной сейчас системы топливопита-ния транспортных двигателей, не говоря уже о более высокой пожаро- и взрывоопасности. Не случайно в настоящее время интенсивно развиваются работы в направлении использования обычного жидкого углеводородного топлива с незначительными (~5 % масс.) добавками водорода. Несмотря на определенные достоинства, это, конечно, можно рассматривать лишь как промежуточный этап в осуществлении задачи перевода энергетики на новые виды топлива.

В этих условиях вполне естествен увеличивающийся интерес еще к одной возможности использования водорода в качестве топлива, а именно, с помощью т.н. «энергоаккумулирующих веществ» (ЭАВ) [2, 3]. Эти вещества позволяют получать водород из воды и тут же его сжигать в камере сгорания теплового двигателя без промежуточного хранения. Способ обладает несомненными достоинствами в отношении безопасности. Объемная энергоемкость ЭАВ значительно выше, чем при указанных выше способах хранения водорода. Выполненный в свое время экономический анализ опытного производства ЭАВ в промышленных условиях свидетельствует, что стоимость удельной энергии промышленного ЭАВ примерно

вдвое ниже, чем у обычного жидкого углеводородного топлива.

Согласно определению, энергоаккумулирующие вещества - это многократно восстанавливаемые из некоторых природных и искусственных соединений вещества, при определенных условиях отдающие аккумулированную в них энергию [1]. Примером таких веществ могут служить кремний, алюминий и другие элементы, соединения которых широко распространены в природе. В частности, окислы этих элементов в больших количествах содержатся и в зольно-шлаковых отвалах угольных ТЭЦ. По разработанной промышленной технологии такие окислы могут быть восстановлены и получен сплав алюминия и кремния, т.е. ЭАВ.

Схема дальнейшего применения ЭАВ на примере алюминия следующая.

Вначале алюминий при наличии катализатора подвергают реакции с водой

2 А1 + 3Н 20-> А1203 + Н 2 + Q1

Реакция идет с большим выделением тепла Q1 = 15174 кДж/кгА1 и образованием 0,111 кг водорода на 1 кг исходного алюминия.

Затем полученный водород поступает в камеру сгорания теплового двигателя и сжигается в потоке воздуха

2 Н 2 + О2-> Н 2О + Q1

При этой реакции вода образуется в виде пара с выделением Q2 = 121112 кДж/кгН. В пересчете на 1 кг исходного алюминия выделяется Q2' = 13457 кДж/кгА1.

Таким образом, общая теплотворная способность ЭАВ в форме алюминия составляет Q = Q1 + Q2' = 28631 кДж/кгА1, причем при первой реакции выделяется примерно половина располагаемого тепла (~53 %).

Здесь проявляется особенность технического применения ЭАВ в качества топлива, заключающаяся в необходимости иметь два, энергетически примерно равноценных последовательных устройства: реактор для получения водорода из воды с помощью ЭАВ и собственно камеру сгорания, работающую на полученном водороде. Для таких условий использования топлива наиболее приспособленными оказываются струйные машины - газотурбинные двигатели, в которых относительно просто можно осуществить непрерывное протекание рабочего тела через последовательно расположенные реактор и камеру сгорания.

Однако большие тепловыделения в зоне реакции ЭАВ с водой сопровождаются значительным ростом температуры (до 3000 К [1]), недопустимым для конструкционных материалов реактора. Реактор требует интенсивного охлаждения. В ряде работ рассматривалось охлаждение реактора избыточной водой, «балластной водой». Расчеты показывают, что для обеспечения приемлемой температуры (до 1000 К) количество балластной воды должно превышать стехиометрическое (необходимое для реакции ЭАВ с водой) количество воды в несколько раз (и даже в десятки раз). При этом из реактора в камеру сгорания поступает уже не только водород, но смесь водорода с большим количеством перегретого водяного пара. Причем и далее в проточную часть двигателя поступает большое количество водяного пара.

Эта идея использования ЭАВ в качестве альтернативного топлива для ГТД негласно предполагает, что сам газотурбинный двигатель относительно просто конвертируется с обычного углеводородного топлива на энергоаккумулирующие вещества. К сожалению, это не так. Выполненное расчетное проектирование показало, что в условиях использования для охлаждения реактора балластной воды, проточная часть ГТД существенно изменяется, т.е. по существу требуется заново проектировать газотурбинный двигатель. Большая разница в количестве и составе рабочего тела, проходящего через компрессор и ступени турбин, требует больших изменений проточной части компрессора, турбин, чисел оборотов валов, замены редуктора. Учитывая, что необходимы также новые камера сгорания, система питания, ясно, что речь идет по существу о проектировании нового газотурбинного двигателя специально для работы на энергоаккумулирующих веществах.

Поскольку главной причиной изменений является использование балластной воды, естественно возникает вопрос о замене ее другим охлаждающим агентом - воздухом, т. е. рабочим телом обычного ГТД.

Для решения этой задачи необходимо разработать водородный реактор с воздушным

охлаждением и его системы.

Состав рабочей смеси Gn/GsaB

Рис. 1. Термодинамические параметры процесса горения трехкомпонентного ЭАВ в

водяном паре.

Рабочий процесс в пароводородном реакторе отличается исключительной сложностью и многообразием протекающих в нем физико-химических процессов. На основе упрощенной математической модели равновесной термодинамической системы и с использованием методов расчета [4, 5] были выполнены термодинамические расчеты и анализ горения ЭАВ в среде перегретого водяного пара. В качестве модельного ЭАВ задавался сплав следующего состава: Si - 60 %, Al - 35 %, Fe - 5 %, примерно соответствующий ЭАВ из отходов Канско-Ачинских углей.

Изменение рабочей температуры в зоне реакции и количество выделяющегося тепла при изменении соотношения расхода водяного пара и ЭАВ приведены на рисунке 1. Максимальная температура горения исследуемого трехкомпонентного ЭАВ в водяном паре достигается при соотношении Оп/Оэав, равном примерно 1,1, и составляет 2750 К. Сравнение с результатами расчета горения такого же ЭАВ в воздухе (при стехиометрическом составе исходного рабочего тела) показывает, что в водяном паре температура горения снижается примерно на 380 К. Однако при этом снижается и количество выделяемого тепла. Но не следует забывать, что газ, получаемый в реакторе, сам по себе является высококалорийным топливом, при сжигании которого в камере сгорания может быть дополнительно получено значительное количество теплоты. Рабочая температура в зоне реакции реактора определяет его теплонапряженность. Снижения температуры можно достичь обогащением или обеднением состава рабочей смеси ЭАВ и водяного пара. Однако обогащение смеси явно нецелесообразно ввиду неполного сгорания ЭАВ.

Ввиду многообразия определяющих факторов были приведены исследования полноты сгорания порошкообразных ЭАВ в воздушном потоке. В качестве важной системы реактора была спроектирована и испытана цилиндрическая форкамера сгорания, предназначенная для создания высокотемпературной среды на входе в реактор.

Исследование продуктов сгорания проводилось на наличие в них остаточного количества металлической фазы. Металлическая фаза на алюминий и кремний определялась методом беспламенной атомно-абсорбционной спектроскопии на спектрометре В-305 Perkin Elmer. Контрольный анализ состава промышленного ЭАВ показал: Si - 63,5 % масс.; Al - 22 % масс.; Fe - 7 % масс.; Ca - 2,5 % масс.; Mg ~ 1 % масс.; Ti ~ 1 % масс.; оксиды проч. металлов МеХО - 3 % масс.

Некоторые результаты исследований продуктов сгорания приведены в таблице 1, откуда следует, что существенное влияние на полноту сгорания ЭАВ оказывает дисперсность порошкообразных ЭАВ. Этого следовало ожидать. Поэтому в качестве топлива для тепловых двигателей желательно использовать мелкодисперсные порошки ЭАВ, во всяком случае с размером частиц до 50 мкм. Обращает на себя внимание содержание в продуктах сгорания значительного количества металлического кремния, особенно при больших размерах частиц исходного порошка ЭАВ. В связи с этим было проведено специальное исследование модельного ЭАВ, состоящего из смесей мелкодисперсных порошков кремния и алюминия. Резуль-

таты анализа продуктов сгорания этих смесей различного состава представлены в таблице 2.

Таблица 1

Фракционный состав ЭАВ, мкм Состав продуктов сгорания ЭАВ, % масс.

Ме МехО Мех

А1 Бе

5 - 20 2,6 1 1,5 94,9 Следы

20 - 50 3 2 1,3 93,7

50 - 100 4,1 2,8 1,5 91,6

100 - 150 7 3,6 2 87,4

150 - 200 15,2 5,1 3 76,7

Таблица 2

Результаты анализа продуктов сгорания образцов смесей Л1 и 81

Состав материала, % Б1, % масс А1, % масс

А1 - 100 нет нет

А1 - 75/Б1 - 25 0,35 нет

А1 - 65/Б1 - 35 0,6 нет

А1 - 50/Б1 - 50 0,8 нет

А1 - 35/Б1 - 65 0,95 нет

А1 - 30/Б1 - 70 1,2 нет

А1 - 25/Б1 - 75 1,5 нет

Результаты исследований показали, что в пробах продуктов сгорания смесей порошков алюминия и кремния с повышением содержания кремния в исходном ЭАВ увеличивается содержание металлической составляющей кремния в продуктах сгорания. Это явление может объясняться термической диссоциацией содержащегося в продуктах сгорания монооксида кремния с образованием, при ее охлаждении ниже 1100 °С, некоторого количества металлического кремния.

Эксперименты по исследованию воспламенения и горения ЭАВ промышленного состава проводились в воздушном потоке в цилиндрической форкамере диаметром 78 мм длиной 500 мм. Фракционный состав, масс.: 5 - 20 мкм - 20 %; 25 - 50 мкм - 30 %; 50 - 100 мкм -30 %; 100 - 150 мкм - 10 %; 150 - 200 мкм - 10 %. Определялся коэффициент полноты сгорания ЭАВ в зависимости от скорости входа окислителя в камеру сгорания '0 и коэффициента избытка окислителя. Результаты экспериментов представлены на рисунке 2.

1 -

0,9 -

к

« 0,8 -

о

О 0,7 -

те

£о,в-

о

"=0,5-

0,4 -

1 1,5 2 2,5

Коэффициент избытка окислителя

Рис. 2.

Скорость вылета частиц ЭАВ из форсунки для всех опытов составляла 17 м/с. Зонд пробоотборника вводился на глубину до 35 мм. Максимальная полнота сгорания наблюдалась при коэффициенте избытка окислителя, равном примерно 1,5, и при высоких, до '0 = 15 м/с, скоростях подачи окислителя в рабочую зону камеры сгорания.

Выводы

Проведенные исследования свидетельствуют о возможности и целесообразности использования энергоаккумулирующих веществ в качестве альтернативного топлива для тепловых, в частности для газотурбинных двигателей.

Целесообразно применять мелкодисперсные порошкообразные ЭАВ, главным образом, сплавы кремния и алюминия. Желательно с минимальным количеством железа.

Перспективными представляются дальнейшие исследования горения ЭАВ в среде перегретого водяного пара.

Литература

1. Варшавский И.Л. Энергоаккумулирующие вещества и их использование. - Киев: Наукова думка, 1980. - 240 с.

2. Grönert H. Verminderte Umweltbelastung mit Aluminium als regenerierbaren Energieträger. Fössilbefeuerte Kraftwerke// Brennst.-Wärme-Kraft. - 1988,- 41, № 7-8, S. 364-369.

3. Weber R. Prototyp-Brenner Heizt mit Aluminium als Energiequelle. - VDI Nachrichten, 1991, № 2, - S.19.

4. Синярев Г.Б., Слынько Л.Е., Трусов Б.Г. Принципы и метод определения параметров равновесного состояния. - Тр. МВТУ, 1978, № 268, С. 4-21.

5. Трусов Б.Г. Термодинамический метод анализа высокотемпературных состояний и процессов и его практическая реализация. - М.: МВТУ.-1984.

Моделирование процессов управления продольным движением автомобиля с

помощью аналитических автоматов

к.т.н., проф. Лепешкин А.В., Катанаев Н.К., Драгунов С.С.

МГТУ «МАМИ»

Описание движения автомобиля может рассматриваться как в детерминированной, так и в вероятностной постановке. Если предполагается, что автомобиль является детерминированным объектом, то в условиях отсутствия возмущающих воздействий от внешней среды, его состояние должно полностью определяться поступающим на его вход заданием. В качестве задания может выступать скорость движения, траектория движения, либо другие формы движения с дополнительными критериями качества. Для достижения цели к объекту включается управляющее устройство, с помощью которого формируется управляющее воздействие. Управляющее устройство в совокупности с автомобилем образует систему управления.

Методология построения устройства управления обсуждалась неоднократно. Одним из теоретических направлений является описание управляющего устройства как оператора с обратной передаточной функцией объекта управления. Оно имеет весомое математическое обоснование, и его суть сводится к следующему. Пусть объект управления имеет передаточную функцию Wo (S) вида

W0 (s) = , (1)

Do(s) ()

De (S)

где: eV ' - оператор по входу e;

D°(S) - собственный оператор объекта управления;

S = d / dt _

оператор Лапласа (алгебраизированный оператор дифференцирования).

Надлежит определить передаточную функцию Жу) устройства управления из предположения, что оно абсолютно точно отследит заданнуюУз траекторию (действительная

траектория у должна быть равна заданной Уз). В этом случае в соответствии с алгоритмической схемой (рис. 1) можно записать

у = Жу (У)* Ж (У)* уз (2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Условие (Уз = У) может быть выполнено лишь в том случае, когда произведение пере-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.