Научная статья на тему 'Энергосбережение и энергосберегающие технологии: перспективы инновационного развития'

Энергосбережение и энергосберегающие технологии: перспективы инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
908
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИННОВАЦИИ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / INNOVATIONS / ENERGY-SAVINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ачкасов И. А., Пушкарь Т. А.

В статье рассмотрен зарубежный опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Проанализированы современные проблемы и перспективы инновационного развития систем энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ачкасов И. А., Пушкарь Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAVING AND ENERGY SAVING TECHNOLOGY: PROSPECTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Foreign experience of reformation of housing and communal services is considered in the article. Modern problems and prospects of innovative development of the systems of energy-savings are analysed in housing and communal services.

Текст научной работы на тему «Энергосбережение и энергосберегающие технологии: перспективы инновационного развития»

-----------------□ □--------------------

У статті розглянутий зарубіжний досвід реформування житлово-комунального господарства. Проаналізовані сучасні проблеми і перспективи інноваційного розвитку систем енергозбереження в житлово-комунальному господарстві.

Ключові слова: житлово-комунальне господарство, інновації, енергозбереження.

□-----------------------------------□

В статье рассмотрен зарубежный опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Проанализированы современные проблемы и перспективы инновационного развития систем энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, инновации, энергосбережение.

□-----------------------------------□

Foreign experience of reformation of housing and communal services is considered in the article. Modern problems and prospects of innovative development of the systems of energy-savings are analysed in housing and communal services.

Keywords: housing and communal services, innovations, energy-savings. -----------------□ □--------------------

УДК 69.059:332

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

И. А. Ачкасов

Кандидат технических наук, доцент Кафедра управления проектами в городском хозяйстве и строительстве* Контактный тел.: 097-372-04-43 Е-таП: [email protected]

Т. А. Пушкарь

Кандидат экономических наук, доцент Кафедра экономики предприятий городского хозяйства* Контактный тел.: 067-906-92-56 Е-таМ: [email protected]

*Харьковская национальная академия городского хозяйства ул. Революции, 12, г. Харьков, Украина, 60002

вступление

Анализ проблем функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства показывает, что первоочередными задачами в отрасли является решение проблем роста стоимости жилищно-коммунальных услуг в контексте модернизации и развития инфраструктуры ЖКХ путем внедрения комплекса инвестиционных проектов. Существует острая необходимость поиска путей разработки и оптимизации программ модернизации, строительства и развития жилищно-коммунальных предприятий как комплекса взаимосвязанных инвестиционных проектов.

Исследование состояния предприятий жилищнокоммунального хозяйства показало значительный рост расходов на предприятиях, что обусловлено общими тенденциями роста стоимости энергоносителей.

Постановка проблемы

Резкий рост цен на энергоносители на фоне высокой энергоемкости отечественной промышленности, в том числе и ЖКХ, заметно снизил конкурентоспособность украинских товаров и услуг, стал одним из факторов снижения эффективности экспорта продукции и услуг как неэнергетических секторов экономики из-за резкого роста издержек производства.

При такой высокой доле энергетических издержек украинскому жилищно-коммунальному хозяйству трудно конкурировать с другими фирмами на рынке. Интерес к энергосбережению у компаний-производителей услуг возникает только в условиях высоких и растущих цен на

энергоносители, либо при ограничениях на их получение. Доля энергетической составляющей в себестоимости ЖКУ в Украине выше в настоящее время в полтора-два и более раз.

Одним из приоритетных направлений реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства является внедрение энергосберегающих технологий. Однако большинство научных исследований в области энерго- и ресурсосбережения касаются вопросов повышения энергоэффективности в промышленности и других отраслях материального производства. Поэтому проведение научных исследований по вопросам внедрения энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве является актуальным.

Анализ исследований и публикаций, посвященных теме статьи

Вопросы реформировния жилищно-комунального хозяйства на протяжении многих лет находятся в центре исследований ведущих специалистов Украины и СНГ [1]. В рамках научных исследований Харьковской национальной академии городского хозяйства давно и плодотворно разрабатываются напрвления формирования новых эффективных условий функционирования жилищно-коммунального хозяйства Украины, а так же управления проектами создания механизма формирования, внедрения и функционирования энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальных хозяйствах и строительных организациях г. Харькова, Харьковской области [2—5]. Так же актуальными остаются вопросы реформирования

3

коммунальной сферы в странах мира и, прежде всего, в странах с переходной экономикой [6, 7].

Постановка задач и основной материал исследований

Многие республики бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы, так называемые страны с переходными экономиками, накопили достаточный опыт реформирования и развития жилищно-коммунальной отрасли.

Следует отметить, что состояние жилищно-коммунального комплекса этих стран в дореформенный период характеризовалось жестким государственным регулированием всех жилищных отношений и доминированием государственной собственности.

Финансовый и технологический кризис в коммунальной отрасли в странах с переходной экономикой привел к необходимости поиска выхода из сложившейся ситуации, что нашло отражение в разработке программ реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса.

Основные цели разработанных программ реформирования жилищно-коммунальной отрасли — повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Для достижения поставленных целей предполагалось решение следующих основных задач: финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;сни-жение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг; формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ); обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.

Несмотря на одинаковые провозглашенные цели и задачи реформирования ЖКК, страны с переходной экономикой по-разному подходили к достижению поставленных целей.

В общем комплексе проблем рыночных преобразований, в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), жилищный сектор поначалу оказался на периферии реформ. С одной стороны, это объяснялось тем, что все внимание было сосредоточено на приоритетных задачах либерализации экономики, создании многоукладных форм собственности, рынка труда, капитала и прочих структур, адекватных рынку.

На пути реформ ЖКХ во всех странах встречаются трудности и противоречия экономического и морально-психологического характера. В частности, несмотря на снижение инвестиций в жилищное строительство, требования к качеству возводимого жилья намного повысились и ужесточились, что еще более уменьшило чисто количественное возрастание жилого фонда.

Положение на рынке коммунальных услуг в странах ЦВЕ, при наличии некоторых общих черт, в то же время заметно различается. В Болгарии был взят курс на посте-

пенное повышение тарифов. Сразу же был введен двойной тариф на электроэнергию (ночной в два раза ниже дневного). Однако в первый же год дневной тариф вырос в 4,8 раза, а ночной — в 5,6 раза.

В Венгрии тарифы на энергию, газ и другие виды топлива за 1991—2001 гг. повысились в 14 раз, наибольший рост произошел в первой половине 90-х годов. В последние два-три года индекс тарифов на ЖКУ был ниже общего индекса потребительских цен. В целом за годы трансформации резко подорожала холодная вода, заметно повысились тарифы на другие виды услуг.

В Польше динамика тарифов на ЖКУ, как и в других странах, была высокой. В отличие от других стран здесь раньше были введены более либеральные правила установления тарифов. В 2001 г. 1 кВт-ч электроэнергии по дневному тарифу обходился населению в 18,5 раза дороже, чем в 1990 г., 1 м3 воды — в 17,2, 1 м3 натурального газа — в 62,5 раза. Центральное отопление за это время подорожало в 44 раза.

В Чехии тарифы на коммунальные услуги росли не такими высокими темпами, как в других странах региона. Однако и это не избавляет население от трудностей с оплатой ЖКУ Особенно это проявилось в 2003 г. накануне вступления страны в Европейский Союз (ЕС).

Реформы в сфере ЖКУ заметно усложнили материальное положение граждан этих стран. В большинстве стран темпы роста тарифов на основные виды коммунальных услуг были галопирующими. И хотя в последние годы ситуация стала выправляться, резкий спад уровня жизни еще не преодолен. У определенной категории граждан периодически возникают сложности с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Ее доля в текущих расходах домохозяйств везде увеличилась.

В итоге в семейных бюджетах жителей стран Восточной и Центральной Европы ЖКУ занимают теперь второе место после продовольствия, изменив, таким образом, всю структуру расходов на личное потребление.

В жилищной сфере наиболее эффективной схемой признана та, которая базируется на комплексном подходе — соединении принципов администрирования и самоорганизации с размежеванием функций заказчика, управляющего и подрядчика. Если в жилом доме уже созданы общество совладельцев дома, домовой комитет или этот дом является ведомственным и имеет собственника, то эти структуры могут оформить с управляющим, или привычнее — управдомом, отношения делегированного управления. В ином случае эту функцию должен выполнять орган местного самоуправления. Для этого необходимо на конкурсных началах заключить договоры делегированного управления каждым отдельным жилым домом с субъектами управленческой деятельности. Такие договоры действуют до создания в доме общества совладельцев или аналогичной структуры.

Проблемы энергосбережения — проблемы основной составляющей тарифов на коммунальные услуги. В странах СНГ имеется определенный опыт внедрения региональных (местных) фондов энергосбережения. Приоритет в реализации того или иного проекта отдается, прежде всего, его экономическим показателям — значению чистой нынешней стоимости, уровню внутренней нормы рентабельности, периоду окупаемости. С учетом этого и создаются механизм энергосбережения, системы независимого энергетического аудита для более рационального использования топливно-энергетических ресурсов

Е

и повышения эффективности субъектов хозяйствования. Затраты на энергетический аудит в установленных объемах относятся на себестоимость товара (продукции, услуги), что делает невозможным любую двузначность по налогообложению заказчиков энергетического аудита.

В настоящее время недостаточно внимания уделяется обоснованию необходимости энергосбережения с позиции инновационного развития. Зачастую мероприятия по энергосбережению на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства связаны лишь с установлением учета потребления энергетических ресурсов и ремонтом имеющегося энергоемкого оборудования.

Кроме того, существуют иные трудности по реализации энергосберегающих мероприятий в ЖКХ. Одна из важнейших задач промышленной энергетики заключается в обеспечении наименьших возможных расходов на потребление энергии при поддержании качества продукции на уровне, соответствующем требованиям рынка, и сохранении безопасных и удобных условий работы персонала.

В любой другой стране стремительный рост энергоемкости стал бы предметом самого тщательного анализа и причиной реализации комплекса мер по нейтрализации и поворота вспять такой негативной тенденции. В Украине же этого не произошло. Правительство Украины крайне мало внимания уделяет проблемам потребления энергии и управлению инновационным развитием в промышленном и жилищно-коммунальном секторе, который все еще остается крупнейшим потребителем энергии.

Таким образом, в условиях недостаточности финансовых ресурсов, роста тарифов на энергетические ресурсы и отсутствия мотивации предприятий ЖКХ в реализации мероприятий по активному снижению затрат на энергию, становится необходимым осуществлять инновационные преобразования для достижения целей и задач энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Анализ проблем энергосбережения невозможен без рассмотрения энергосбережения с позиции системного подхода. Под системой энергосбережения понимается совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, в числе которых органы государственного и муниципального управления, научные учреждения, производители и потребители энергетических ресурсов, финансово-кредитные учреждения, инвесторы, специализированные энергосберегающие компании, функционирующих на различных уровнях. Координация этих частей оказывает весомое влияние на процесс энергосбережения и на осуществление инновационно-инвестиционной деятельности в промышленности, которая проявляется как результат различия интересов участвующих в инновационном процессе энергосбережения субъектов (производителей и потребителей энергетических ресурсов) и предполагает реализацию общей функции — разрешение имеющихся противоречий посредством отрицания устаревших форм и методов хозяйствований, формирования и утверждения новых.

При систематизировании основных факторов, определяющих недостаточную эффективность работы систем энергосбережения, целесообразно рассмотреть их функционирование на государственном, региональном и корпоративном уровнях.

Анализ систем энергосбережения на государственном уровне позволил выделить следующие их недостатки:

1. Низкая степень осознания руководством страны роли энергосбережения в развитии украинской экономики, а именно:

■ непонимание руководством страны экономических эффектов, стоящих за энергосбережением;

■ практическое отсутствие целенаправленного государственного воздействия на энергосбережение и его финансовой поддержки.

2. Слабость нормативно-правовой базы:

■ отсутствие конкретных законов;

■ слабая проработанность нормативно-правовой базы;

■ отсутствие сформированной системы стандартов и нормативов для критериальной оценки уровня энергоэффективности процессов, продукции, технологий, услуг.

3. Слабость государственных органов управления энергосбережением:

■ отсутствие специализированного органа управления энергосбережением с определением его прав и ответственности.

4. Слабая финансовая поддержка деятельности по повышению эффективности использования энергии:

■ низкий уровень бюджетного финансирования программ энергосбережения;

■ недостаточность рычагов государственной поддержки формирования целевых источников финансирования реализации энергосберегающих программ и мероприятий;

■ отсутствие достаточных собственных средств у хозяйствующих субъектов, усугубленное кризисом неплатежей; отсутствие финансовых ресурсов (фондов) для целей энергосбережения и (или) льготного кредитования.

5. Неразвитость механизмов стимулирования энергосбережения:

■ отсутствие системы экономического воздействия на потребителей энергетических ресурсов с целью повышения их заинтересованности в энергосбережении, достижении и улучшении нормативных показателей энергоэффективности;

■ отсутствие механизмов заинтересованности потребителей энергоресурсов в повышении энергетической эффективности;

■ несовершенство цен и тарифов на энергоресурсы;

■ слабое использование ценового (тарифного) регулирования;

■ отсутствие механизма заинтересованности субъектов в энергосбережении.

На региональном уровне системы энергосбережения ситуация осложняется тем, что монопольное положение энергоснабжающих организаций создает иллюзию возможности дальнейшего повышения тарифов, что, в свою очередь, неизбежно вызовет дальнейший рост цен на производимые услуги предприятий-потребителей электроэнергии и тепла [8].

Если рабочим инструментом стратегического планирования энергетики являются региональные стратегические планы, для их успешной реализации необходимо достижение и, главное, поддержание в течение длительного времени (не менее десяти ближайших лет, по прошествии которых можно будет рассчитывать на появление в отрасли эффективных регуляторов рыночного характера) надлежащего баланса интересов всех основных участников, для чего необходимы структуры, обладающие достаточным потенциалом как экономического, так и административного регулирования, а таковыми в на стоящее время и в обозримом будущем являются региональные администрации и региональных энергетических компаний (РЭК).

3

Отсутствие долгосрочного баланса интересов основных участников, достижимого только в формате региональной стратегии, в условиях неминуемого роста тарифов вследствие вынужденного привлечения значительных объемов инвестиций, обострит конфликт интересов участников и резко снизит инвестиционную привлекательность энергетики региона для инвесторов.

Кроме того, региональные стратегические планы реформирования энергетики могут стать действенным инструментом контроля за реализацией реформы в регионах в рамках необходимого усиления в отрасли государственного регулирования, в том числе и с целью внедрения рыночных механизмов хозяйствования, как основы повышения отраслевой эффективности.

В отличие от вышеизложенных систем энергосбережения система корпоративного уровня проходит в настоящее время процесс становления.

На многих предприятиях ЖКХ решению проблемы повышения эффективности использования энергоресурсов уделяется определенное внимание, и сама по себе эта проблема не является новой. Тем не менее, характерной чертой реализации энергосберегающей политики в промышленности все еще остается эмпирический подход к определению наиболее значимых и экономически эффективных энергосберегающих мероприятий. Достигнутые успехи внедрения энергосберегающих технологий сочетаются с большими затратами.

Основной причиной такого положения является недостаточная разработанность методов достижения целей и задач инновационных преобразований при реализации энергосберегающих мероприятий. В большинстве случаев реализуется проект, рациональный только с точки зрения поддержания технологического процесса. При этом, как правило, отсутствуют строго обоснованные оценки эффективности инвестиций в энергосберегающие проекты и рационального распределения инвестиционных ресурсов энергосбережения.

Инновационный потенциал энергосбережения в этом случаи рассматривается как совокупности ряда составляющих, каждая из которых вносит свою долю в общее инновационное развитие. Технологическая составляющая потенциала оценивается исходя из предположения, что весь существующий парк оборудования мгновенно заменяется на лучшие существующие образцы техники. Ее величина зависит не только от технологических, но и от географических факторов в зависимости от того, какие передовые технологии рассматриваются: отечественные или мировые. Здесь важна информированность о зарубежных технологиях и возможные ограничения их эффективного применения в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Украине. Естественно, оценка, сделанная на базе лучших мировых технологий, существенно выше прочих возможных оценок. Технологическая составляющая потенциала представляет лишь гипотетические возможности энергосбережения без учета ограничений, касающихся его реализации.

Выводы

Таким образом, в настоящее время системы энергосбережения государственного, регионального и корпоративного уровней не используют в должной мере имеющийся инновационный потенциал. Однако управление инновационным развитием систем энергосбережения

и внедрение ресурсосберегающих технологий возможно только путем создания эффективного экономико-организационного механизма хозяйствования, основанного на нормативно-правовой базе, использовании инновационного потенциала энергосбережения, четких гарантиях инвесторам и нетрадиционных методах финансирования.

Важнейшим фактором, определяющим не только размер, но и структуру потенциала энергосбережения, является структура экономики, которая, в свою очередь, является производной от социально-политической организации общества, от его целевых установок. В странах с плановой экономикой опережающими темпами развивалась тяжелая промышленность и оборонное машиностроение. Их доля в суммарном энергопотреблении постоянно возрастала. Применение энергоэффективных технологий именно в этих отраслях экономики формировало основу потенциала энергосбережения. Напротив, в развитых странах с рыночной экономикой основной потенциал накопился в сфере личного транспорта и жилищном секторе.

Одной из причин того, что реализуется такая низкая доля потенциала энергосбережения, является неразвитость системы управления. Главная задача системы управления энергосбережением на современном этапе — максимальное приближение финансовой составляющей потенциала к информационной, а последней — к рыночной.

Литература

1. Білоконь А. І. Контроль успішності проектів підвищення енергоефективності комунальної теплоенергетики [Текст] / А. І. Білоконь, І. В. Тріфонов, Є. Ю. Віютін // Вісник Придніпровської державної академії будівництва та архітектури. — Дн-вськ : ПДАБтаА, 2006. —№ 9. — С. 12—20.

2. Тітяєв В. В. Обгрунтування стратегії розвитку житлово-комунальних підприємств [Текст] / В. В. Тітяєв // Коммунальное хозяйство городов. — К. : Техніка. — № 98. — 2011. — С. 27—30.

3. Маляренко В. А. Шляхи підвищення ефективності комунальної енергетики [Текст] / В. А. Маляренко // Интегрированные технологии и энергосбережение. — № 3. — 2007. — С. 3—13.

4. Маляренко В. А Энергосбрежение и централизованное теплоснабжение в концепции развития коммунальной энергетики [Текст] / В. А. Маляренко // Энергосбережение. Энергетика. Энергоаудит. — № 3. — 2007. — С. 72—77.

5. Ковалевский Г. В. Новая система управления жилищно-коммунальным комплексом страны, региона, города [Текст] // Коммунальное хозяйство городов : Науч.-техн. сб. — Вып. 54. — К. : Техніка, 2007. — С. 132—133.

6. Перспективи енергозабезпечення України в контексті світових тенденцій [Текст] / за заг. наук. ред. А. Шевцова. — Д. : РФ НІСД, 2008. — 208 с.

7. Шидловський А. К. Особливості розвитку світової енергетики в ХХІ столітті та їх врахування при розробленні енергетичної стратегії України [Текст] / А. К. Шидловський // Енергоінформ. — 2004. — № 2(236). — С. 15—19.

8. Сніжко Ю. С. Удосконалення регіональної енергетики України в умовах економічної реформи [Текст] / Ю. С. Сніжко // Коммунальное хозяйство городов. — К. : Техніка. — № 98. — 2011. — С. 80—88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.