Научная статья на тему 'Энергосберегающая технология шлифования коленчатых валов при ремонте двигателей'

Энергосберегающая технология шлифования коленчатых валов при ремонте двигателей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
141
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЛИФОВАНИЕ / ЭНЕРГИЯ / ТЕРМОДИНАМИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ / GRINDING / ENERGY / THERMODYNAMICS / TECHNOLOGY / CRANKSHAFT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Коршунов В. Я., Новиков Д. А.

Предложена методика оценки энергетической эффективности процессов абразивной обработки деталей двигателей и рассмотрены пути её повышения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Коршунов В. Я., Новиков Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method for evaluation of energy efficiency processes abrasive processing engine parts and examine ways to improve it.

Текст научной работы на тему «Энергосберегающая технология шлифования коленчатых валов при ремонте двигателей»

При помощи маслонасоса 3 масло прокачивают через бак с установленным в нём СВЧ нагревателем. При этом очищаемое гидравлическое масло практически не взаимодействует с электромагнитным излучением, а нагреву подвергается только вода, содержащаяся в нём. Далее масло через распылитель 4 поступает в вакуумный бак. где распыляется до состояния тумана и идет активное отделение паров воды. Вакуумным насосом 6 пары воды отсасываются из вакуумного бака и конденсируются в ловушке 5. Гидравлическое масло, накопившееся на дне вакуумного бака. при помощи выходного насоса 10 направляется в фильтр 9. заполненный адсорбером. Обезвоженное масло проходит через фильтр тонкой очистки 8, где очищается от мелких абразивных частиц и пыли. Очищенное масло через выходной трубопровод 7 направляется к потребителю.

Список литературы

1. Корбачевский А.. Полохов И Т. Загрязнения в рабочей жидкости и их влияние на износ оборудования. Hydac Intemetional. 2001г.

2. Ащеулов A.B.. Шсншов B.C. Производство надёжных гидрофицированных машин: Учебное пособие. B.C. М.: Современное машиностроение, 2006.

3. http://localshot.ru.

4. http://impcdia.ru.

5. http://iii-patcnt mfo.ru.

УДК 621.824.3 : 621.923 : 629.083

ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ШЛИФОВАНИЯ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ПРИ РЕМОНТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ

Коршунов В.Я., д.т.н., профессор. Новиков, Д.А., аспирант ФГБОУ ВПО «Брянская ГСХА »

Предложена методика оценки энергетической эффективности процессов абразивной обработки деталей двигателей и рассмотрены пути сё повышения.

Ключевые слова: шлифование, энергия, термодинамика. технология, коленчатый вал.

The method for evaluation of energy efficiency processes abrasive processing engine parts and examine ways to improve it.

Keywords: grinding, energy, themiodynamics. technology, crankshaft.

В последние годы Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросу повышения энергетической эффективности производств в промышленности, сельском хозяйстве и ЖКХ [1. 2]. Исходя из выше сказанного, проблема разработки энергосберегающих технологий при шлифовании деталей двигателей, является в настоящее время весьма акту альной.

В настоящее время для оценки энергетической эффективности процесса шлифования, используются два критерия. Первый - удельная работа а) [31, которая представляет собой отношение мощности шлифования W (Вт) к производительности обработки V мм7с. Данный критерий эффективности записывается в виде

а) = у, Дж/мм3.

(1)

= 100%,

w

(2)

Второй - термодинамический критерий, коэффициент полезного действия процесса шлифования (КПД), который был предложен профессором Коршуновым В Я [4.5]. КПД (т|га) процесса шлифования записывается в виде

где 11е - скорость накопления материалом в процессе шлифования упругой энергии дефектов. Дж/мм\

КПД является более универсальным критерием оценки энергетической эффективности процессов абразивной обработки, чем удельная работа со. Так как КПД показывает не только общую энергию шлифования со. но и насколько эффективно расходуется энергия, подводимая к парс деталь-абразивный круг. т.е. какая доля энергии идёт собственно на разрушения 1 мм материала детали.

На основе КПД была получена формула для расчёта производительности процесса шлифования V при заданной мощности \Ь\

Vm = nK"7':'6tV,MM3/c

(3)

Здесь Ди. = и. - иео - ито, Дж/мм3, (4)

где ПКи - произведение поправочных коэффициентов на прогнозируемые технологические условия шлифования (режимы обработки, способ и режимы правки круга, тип СОТС и др.). которые повышают величину КПД; Ди* - критическая величины изменения плотности внутренней энергии; и* - критическая величина плотности внутренней энергии, равная энтальпии плавления Не; исо - начальный уровень упругой энергии дефектов; иго - начальный уровень тепловой составляющей внутренней энергии.

Теоретический и экспериментальный анализ изменения КПД (г|ш) процесса шлифования от мощности обработки № [6| позволил получить довольно сложную зависимость, которая представлена на рисунке 1.

Рису нок I - Зависимость коэффициента полезного действия (т|ш ) процесса шлифования деталей

от мощности обработки (IV)

Из полу ченной зависимости т|ш = (У^") видно. что на участке АВ КПД увеличивается с ростом мощности шлифования и в точке В достигает своего максимума (Пш тах) При дальнейшем у величении мощности (режимов обработки) значение КПД начинает резко падать и в точке С достигает своего нулевого значения Это говорит о том. что процесс шлифования практически прекращается.

Данну ю зависимость, на наш взгляд, можно объяснить тем. что в точке В напряжение в зоне контакта шлифовального круга с деталью достигает величины равной пределу прочности абразивных зёрен ою и у же не крут шлифу ет деталь, а деталь начинает снимать поверхностный слой абразивного круга. Поэтому величина ою различных марок абразива и значение мощности процесса шлифования являются ограничениями при разработке энергосберегающих технологий.

Предварительные расчеты с учетом величины ою показали, что при шлифовании абразивным крутом сырых сталей НУ 1600.. 2200

максимальное значение т|ш. та.ч ~ 12...14 %, при шлифовании закаленных сталей ИКС 52.. 62 г|га шах. ~ 6...Х %, при обработки серых чугунов Г|ш „их. -22...25 %.

Полученные теоретические и экспериментальные резу льтаты были использованы для разработки энергосберегающей технологии при шлифовании коленчатых валов двигателя марки Д-240 из стали 45 твёрдостью НЯС 52...58. с учётом существу ющей технологии Шейки коленчатого вала обрабатывались с диаметра с1„ = 75 мм. до с1к— 74,32 мм. нсцилнндричность по чертежу не более 0.03 мм на длине 100 мм. шероховатость поверхности = 0.62 мкм.

Проведённые расчёты показали, что величина КПД операции шлифования шейки коленчатого вала на существу ющих режимах составила всего 2,1%.

За счёт изменения технологических у словий операции шлифования - замены степени твёрдости крута с С2 на СМ1. увеличение режимов правки (5прпп, 8поп п п ) в 1.5 раза смены

Эмульсии на более современную марку СОТС -Укринол, величина КПД увеличилась до 6,4%, что в свою очередь привело к росту производительности съёма металла с 24 мм3/с до 68,7 мм3/с и соответственно снижению удельной работы шлифования с 191,2 Дж/мм3 до 65,8 Дж/мм3 при обработке одной шейки коленчатого вала.

В процессе разработки энергосберегающих технологий при шлифовании шеек коленчатых валов необходимо использовать более универсальный термодинамический критерий эффективности - КПД. Для достижения максимального значения КПД необходимо прогнозировать наиболее рациональные технологические условия абразивной обработки шеек коленчатых валов (режимы обработки, марку абразивного круга, тип правящего инструмента и режимы правки, тип и расход СОТС). Повышение КПД ведёт к снижению энергозатрат и соответственно к повышению производительности процесса шлифования деталей.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ №588 от 15 июня 1998 г. «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России».

2. Постановление Правительства РФ №1225 от 31.12.2009 г. «О программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

3. Маслов E.H. Теория шлифования материалов / E.H. Маслов,- М.: Машиностроение, 1974-362 с.

4. Коршунов В.Я. Исследование эффективности и качества процесса шлифования металлов и правки абразивных кругов / В.Я. Коршунов // Проблемы совершенствования управления качеством продукции в промышленности: Тез. Докл. на Респуб. Межотраслевой научно-производственной конф.

- Ташкент: 1978. - С. 99 - 100..

5. Коршунов В.Я. Термодинамический метод прогнозирования рациональных условий эксплуатации алмазно-абразивного инструмента / В.Я. Коршунов, В.Н. Подураев, В.В. Федоров // Изв. вузов. Машиностроение. - 1981,- № 2 - С. 120 - 121.

6. Коршунов В.Я. Оптимизация технологических условий абразивной обработки по КПД / В.Я. Коршунов // Станки и инструмент.

- 1990. -№5.-С. 17-20.

УДК 629.33.004.62: 621.891

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИЗНОСА ОБРАЗЦОВ НА МАШИНЕ ТРЕНИЯ МИ-1М

Гончаров П.Н., инженер, Коршунов В.Я., д.т.н., профессор ФГБОУВПО «Брянская ГСХА»

Разработана методика проведения экспериментальных исследований износа образцов различной твердости на машине трения МИ-1М.

Ключевые слова: трение, износ, долговечность, машина трения, точение, методика испытаний.

The technique of experimental research of samples of different hardness wear on friction machine MI-1M.

Keywords: friction, wear, durability, friction machine, turning, testing methodology.

Повышение надежности тракторов и различных сельскохозяйственных машин является одной из актуальных проблем современного сельскохозяйственного машиностроения и ремонтного производства. Главной причиной выхода из строя сельхозмашин является износ подвижных сопряжений и рабочих органов под влиянием сил трения.

Для повышения долговечности деталей машин используют различные технологии упрочнения: термическая и механическая обработка, поверхностно-пластическое деформирование, легирование, обработка лучом лазера, и т.д.

В данной работе определение величины износа поверхностного слоя образцов после механической обработки (точения) осуществлялось на

основе экспериментальных исследований, которые проводились на универсальной машине трения МИ-1М.

Машина позволяет проводить испытания материалов при трении качения по схеме контакта «вал - вал», при трении скольжения по схеме «вал - частичный вкладыш», «вал - втулка». Износ образцов измеряется путем их периодического взвешивания, замером электронным штангенциркулем с ценой деления 0,001мм, либо с использованием датчиков (индикаторов) перемещения.

Методика проведения экспериментальных исследований износостойкости поверхностного слоя деталей после механической обработки должна отвечать следующим требованиям:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.