Научная статья на тему 'Энергоэффективная система предпусковой тепловой подготовки дизеля машинно-тракторного агрегата'

Энергоэффективная система предпусковой тепловой подготовки дизеля машинно-тракторного агрегата Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
444
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Ключевые слова
АККУМУЛЯТОР ФАЗОВОГО ПЕРЕХОДА / ДИЗЕЛЬ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА / ПРЕДПУСКОВАЯ ТЕПЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВ / РАСХОД ТОПЛИВА / СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ / ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ / ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР / ТЕПЛОЕМКОСТЬ / ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ / DIESEL ENGINE AND TRACTOR UNIT / PRE-HEAT HEAT PREPARATION / HEAT ACCUMULATOR / FUEL CONSUMPTION / PREHEATING / CONNECTION DIAGRAM / THERMAL ENERGY / PHASE TRANSITION BATTERY / HEAT CARRIER / HEAT CAPACITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Габдрафиков Фаниль Закариевич, Галиакберов Урал Сагитович, Гиндуллин Вадим Маратович

Введение: в статье приведены результаты исследований автономной системы предпусковой тепловой подготовки дизеля машинно-тракторного агрегата и влияние ее на продолжительность и расход топлива. Установлена эффективная схема подключения данной системы к двигателю. Материалы и методы: автономная система представляет собой тепловой аккумулятор фазового перехода. Его действие основано на накоплении тепловой энергии в процессе работы двигателя, ее сохранении и в дальнейшем использовании для предпускового подогрева дизеля машинно-тракторного агрегата. Результаты: эффективность системы предпусковой тепловой подготовки дизеля машинно-тракторного агрегата достигается за счет сокращения времени разогрева до оптимальной использованием предварительно аккумулированной тепловой энергии самого двигателя и существенной экономии топлива, особенно при отрицательных температурах окружающей среды. Обсуждение: в процессе исследований были использованы как теоретические, так и экспериментальные методы. При теоретических исследованиях точность полученных результатов достигнута подбором доказанных исходных данных и сравнением экспериментальных и расчетных значений. Экспериментальные исследования путем выбора современных средств и методов измерений, учета погрешностей, проверки и тарировки приборов и выдерживанием требований соответствующих стандартов. Заключение: разработанная система предпусковой тепловой подготовки дизеля машинно-тракторного агрегата эффективно обеспечивает накопление в процессе работы тепловой энергии самого двигателя, хранение ее в период остановки и вторичное использование для подогрева перед запуском и тем самым позволяет сократить время разогрева дизеля до оптимального теплового режима и, как следствие, повысить эффективность самого двигателя, снизив расходы топлива до 25,9 % на запуск и его прогрев.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Габдрафиков Фаниль Закариевич, Галиакберов Урал Сагитович, Гиндуллин Вадим Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ntroduction: the article presents the results of investigations of the autonomous system of pre-start thermal preparation of the diesel engine of the machine-tractor unit and their effect on fuel consumption. In addition, optimal points of connection for this system have been selected. Materials and methods: the autonomous system is a thermal phase transition battery. Its action is based on the accumulation of thermal energy during engine operation, its conservation and further use for pre-heating the diesel engine-tractor unit. Results: the efficiency of the diesel pre-start thermal preparation system of the machine-tractor unit is achieved by reducing the warm-up time to the optimum, using the pre-accumulated thermal energy of the engine itself and significantly saving fuel, especially at negative ambient temperatures. Discussion: in the process of research, both theoretical and experimental methods were used. In theoretical studies, the accuracy of the results obtained is achieved by selecting the proven initial data and by comparing the experimental and calculated values. Experimental studies by choosing modern means and methods of measurement, accounting for errors, checking and calibrating devices and maintaining the requirements of the relevant standards. Conclusions: the developed system of pre-start thermal preparation of the diesel engine of the machine-tractor unit effectively ensures the accumulation in the process of operation of the thermal energy of the engine itself, storage during the stoppage period and secondary use for heating before start-up, thereby reducing the time for heating the diesel engine to the optimum thermal regime and, efficiency of the engine itself, reducing fuel costs by up to 25,9 % for start-up and its warm-up.

Текст научной работы на тему «Энергоэффективная система предпусковой тепловой подготовки дизеля машинно-тракторного агрегата»

05.20.01 УДК 62-521

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ПРЕДПУСКОВОЙ ТЕПЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗЕЛЯ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА

© 2017

Фаниль Закариевич Габдрафиков, доктор технических наук, профессор кафедры «Теплоэнергетика и физика» Урал Сагитович Галиакберов, аспирант кафедры «Теплоэнергетика и физика» Вадим Маратович Гиндуллин, аспирант кафедры «Теплоэнергетика и физика»

ФГБОУВОБГАУ, Уфа (Россия)

Аннотация

Введение: в статье приведены результаты исследований автономной системы предпусковой тепловой подготовки дизеля машинно-тракторного агрегата и влияние ее на продолжительность и расход топлива. Установлена эффективная схема подключения данной системы к двигателю.

Материалы и методы: автономная система представляет собой тепловой аккумулятор фазового перехода. Его действие основано на накоплении тепловой энергии в процессе работы двигателя, ее сохранении и в дальнейшем использовании для предпускового подогрева дизеля машинно-тракторного агрегата. Результаты: эффективность системы предпусковой тепловой подготовки дизеля машинно-тракторного агрегата достигается за счет сокращения времени разогрева до оптимальной использованием предварительно аккумулированной тепловой энергии самого двигателя и существенной экономии топлива, особенно при отрицательных температурах окружающей среды.

Обсуждение: в процессе исследований были использованы как теоретические, так и экспериментальные методы. При теоретических исследованиях точность полученных результатов достигнута подбором доказанных исходных данных и сравнением экспериментальных и расчетных значений. Экспериментальные исследования - путем выбора современных средств и методов измерений, учета погрешностей, проверки и тарировки приборов и выдерживанием требований соответствующих стандартов.

Заключение: разработанная система предпусковой тепловой подготовки дизеля машинно-тракторного агрегата эффективно обеспечивает накопление в процессе работы тепловой энергии самого двигателя, хранение ее в период остановки и вторичное использование для подогрева перед запуском и тем самым позволяет сократить время разогрева дизеля до оптимального теплового режима и, как следствие, повысить эффективность самого двигателя, снизив расходы топлива до 25,9 % на запуск и его прогрев.

Ключевые слова: аккумулятор фазового перехода,дизель машинно-тракторного агрегата, предпусковая тепловая подготовка, предпусковой подогрев, расход топлива, схема подключения, тепловая энергия, тепловой аккумулятор, теплоемкость, теплоноситель.

Для цитирования: Габдрафиков Ф. З., Галиакберов У. С., Гиндуллин В. М. Энергоэффективная система предпусковой тепловой подготовки дизеля машинно-тракторного агрегата // Вестник НГИЭИ. 2017. № 11 (78). С.82-91.

ENERGY EFFICIENT PREVIOUS HEAT TRAINING SYSTEM OF THE ENGINE

© 2017

Fanil Zakarievich Gabdrafikov, Dr. Sci. (Engineering), Professor of the Chair of Heat Engineering and physics Ural Sagitovich Galiakberov, postgraduate of the Chair of Heat Engineering and physics Vadim Maratovich Gindullin, postgraduate of the Chair of Heat Engineering and physics

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Bashkir State Agrarian University», Ufa, Russia

Abstract

Introduction: the article presents the results of investigations of the autonomous system of pre-start thermal preparation of the diesel engine of the machine-tractor unit and their effect on fuel consumption. In addition, optimal points of connection for this system have been selected.

Materials and methods: the autonomous system is a thermal phase transition battery. Its action is based on the accumulation of thermal energy during engine operation, its conservation and further use for pre-heating the diesel engine-tractor unit.

Results: the efficiency of the diesel pre-start thermal preparation system of the machine-tractor unit is achieved by reducing the warm-up time to the optimum, using the pre-accumulated thermal energy of the engine itself and significantly saving fuel, especially at negative ambient temperatures.

Discussion: in the process of research, both theoretical and experimental methods were used. In theoretical studies, the accuracy of the results obtained is achieved by selecting the proven initial data and by comparing the experimental and calculated values. Experimental studies - by choosing modern means and methods of measurement, accounting for errors, checking and calibrating devices and maintaining the requirements of the relevant standards. Conclusions: the developed system of pre-start thermal preparation of the diesel engine of the machine-tractor unit effectively ensures the accumulation in the process of operation of the thermal energy of the engine itself, storage during the stoppage period and secondary use for heating before start-up, thereby reducing the time for heating the diesel engine to the optimum thermal regime and, efficiency of the engine itself, reducing fuel costs by up to 25,9 % for startup and its warm-up.

Keywords: diesel engine and tractor unit, pre-heat heat preparation, heat accumulator, fuel consumption, preheating, connection diagram, thermal energy, phase transition battery, heat carrier, heat capacity.

For citation: Gabdrafikov F. Z., Galiakberov U. S., Gindullin V. M. Energy efficient previous heat training system of the engine // Bulletin NGIEI. 2017. № 11 (78). P. 82-91.

Введение

В условиях реальной эксплуатации дизели машинно-тракторных агрегатов (МТА) работают практически круглый год, причем значительное время в условиях низких температур окружающей среды.

Эффективность эксплуатации дизелей МТА в таких условиях во многом определяется их тепловым состоянием. В процессе эксплуатации, до начала принятия нагрузки, дизель должен пройти тепловую подготовку, чтобы установился рабочий диапазон температур, что требует значительных затрат топлива и времени, особенно в условиях низких температур [1; 2].

Из-за затрудненности запуска двигателя в условиях низких температур окружающей среды и необходимости длительного периода разогрева до оптимальной температуры существенно повышается расход топлива и, как следствие, снижается эксплуатационная эффективность дизеля МТА.

Известны различные способы и технические средства предпусковой подготовки дизельного двигателя. Однако они требуют больших дополнительных расходов средств, топлива и энергии. В целом, как показал анализ в предприятиях агропромышленного комплекса, предпусковая тепловая подготовка дизелей МТА находится еще на очень низком уровне. Практикуемый простой подогрев моторного масла, впрыскиваемого топлива или воздуха требует значительных затрат и при низких температурах не обеспечивает качественной тепловой подготовки,

а в ряде случаев ведет и к повышенному износу двигателя [4; 6].

Получившие наибольшее распространение электрические подогреватели требуют наличия сети и больших затрат энергии [3]. Принцип их действия основан на нагреве охлаждающей жидкости с помощью электронагревательного элемента. Охлаждающая жидкость циркулирует благодаря термосифонной конвекции либо дополнительно установленному циркуляционному насосу. Так же распространение в России получили зарубежные системы подогрева двигателей компаний DEFA(Норвегия), Calix (Швеция) и отечественной компании «Лидер». Несмотря на широкое применение подобных систем, они имеют целый ряд существенных недостатков: неавтономность, пожароопасность, опасность поражения электрическим током, большой расход электроэнергии.

Применяются в качестве систем предпусковой тепловой подготовки (ПТП) двигателя и автономные подогреватели (Webasto, Eberspacher, Тепло-стар, ПЖД и др.) [19]. В этом случае после запуска подогревателя по команде блока управления топливный насос подает топливо из бака трактора в камеру сгорания. В процессе сгорания топлива внутри подогревателя выделяется теплота, которая передается через стенки теплообменника охлаждающей жидкости дизеля. Далее циркуляционный насос прокачивает охлаждающую жидкость по малому контуру системы охлаждения двигателя, прогревая его [20].

На дизелях отечественных тракторов автономные подогреватели пока не нашли широкого применения из-за их высокой стоимости. Большим недостатком также является пожароопасность, большой расход топлива, сложность монтажа, потребление энергии бортовой сети МТА [17].

Материалы и методы

Нами была разработана энергоэффективная система предпусковой тепловой подготовки (ЭС11ТП) дизелей МТА, практически не требующая дополнительных затрат энергии [5; 10; 11]. Она представляет собой тепловой аккумулятор фазового перехода. Его действие основано на накоплении тепловой энергии самого двигателя во время работы, в ее сохранении в период выключения двигателя и в дальнейшем использовании для предпускового подогрева двигателя.

Системы предпускового подогрева, основанные на принципе аккумулирования теплоты, выпускает также канадская фирма Centaurи и российская «Автотерм». Однако наш способ предпускового подогрева двигателя позволяет повысить эффективность использования теплового аккумулятора благодаря коррекции расхода теплоносителя в зависимости от теплоемкости материалов двигателя, его температуры и окружающей среды.

В качестве теплоаккумулирующего материала (ТАМ) в тепловом аккумуляторе были использованы, как накапливающие теплоту за счет процесса плавления, кристаллогидраты различных водно-солевых систем.

При использовании в качестве ТАМа к кристаллогидратам и их солям предъявляются очень высокие требования [22]:

- удобная из эксплуатационных условий температура плавления;

- низкая стоимость;

- высокие энтальпия фазового перехода и плотность;

- высокая теплопроводность в твердой и жидкой фазах (хорошие теплообменные свойства);

- высокая теплоемкость в твердой и жидкой фазах (если кроме энергии фазового перехода, используется: изменение внутренней энергии, обусловленное увеличением или уменьшением температуры ТАМа);

- отсутствие тенденции к расслоению, температурная стабильность;

- отсутствие возможности: переохлаждения при кристаллизации и перегрева при плавлении;

- низкое термическое расширение и незначительное изменение объема при плавлении;

- слабая химическая активность по отношению к конструкционным материалам, применяемым для изготовления теплообменного оборудования;

- безопасность.

Исходя из эксплуатационной эффективности и безопасности, и как наиболее полно отвечающим представленным выше требованиям нами был использован для дальнейших исследований тригидрат ацетата натрия.

Принципиальная схема ЭСПТ П дизеля с тепловым аккумулятором фазового перехода на основе тригидрата ацетата натрия представлена на рисунке 1.

Система функционирует следующим образом.

В режиме зарядки, при достижении двигателем рабочего теплового режима, датчик температуры 3, расположенный на термостате 5, подает сигнал на электронный блок 8, который после обработки сигнала подает импульс на гидрораспределительный клапан 12, тем самым направляя поток горячей охлаждающей жидкости, создаваемый штатным насосом 7, через тепловой аккумулятор 10. Процесс зарядки продолжается до тех пор, пока показания датчика температуры 3 на выходе из головки блока 4 двигателя 1 не сравняется с показаниями датчика температуры 3 внутри теплового аккумулятора 10. В случае повышения значения температуры двигателя возможно увеличение расхода охлаждающей жидкости через тепловой аккумулятор 10 за счет дополнительно установленного электрического насоса 2 или же регулирование температуры происходит в штатном режиме посредством радиатора охлаждения 6.

Режим хранения. Тепловой аккумулятор фазового перехода за счет свойств его вещества и хорошей тепловой изоляции корпуса способен сохранять тепло до 72 часов и более. При режиме хранения гидрораспределительный клапан 12 закрывает канал, идущий к тепловому аккумулятору 10, тем самым исключая явление термосифонной конвекции. (В настоящее время ведутся исследования по оптимизации аккумулятора и увеличению длительности сохранения тепла).

Режим разрядки. Система переходит на режим разрядки перед пуском двигателя после длительной стоянки. Перед пуском двигателя электронный блок 8 подает сигнал на электрический насос 2 и гидрораспределитель 12, тем самым начинается циркуляция охлаждающей жидкости в системе до тех пор, пока температура на выходе из теплового аккумулятора 10 не станет равной температуре на выходе из головки блока 4 двигателя 1. Электронный блок управления 8 способен изменять расход теплоносителя для более эффективного за-

бора тепла из теплового аккумулятора 10 в зависимости от сигнала, получаемого с датчика температуры окружающей среды 9. Так же накопленную

теплоту можно использовать для обогрева кабины трактора, направив тепловой поток в радиатор ото-пителя салона 11 [4].

■ соединительные шланги----электрические проЬода

Рис. 1. Принципиальная схема системы тепловой подготовки двигателя: 1 - двигатель, 2 - электрический

насос системы охлаждения; 3 - датчики температуры, 4 - головка блока цилиндров; 5 - термостат, 6 - радиатор системы охлаждения двигателя; 7 - штатный циркуляционный насос, 8 - электронный блок управления системой; 9 - датчик температуры наружного воздуха; 10 - тепловой аккумулятор; 11 - радиатор отопления салона; 12 - гидрораспределительный клапан / Fig. 1. The concept of thermal preparation of the engine: 1 - engine, 2 - electric coolant pump; 3 - temperature sensors, 4 - cylinder; 5 - the thermostat 6 - the radiator of the cooling system of the engine; 7 - staffing the circulation pump, 8 - electronic control unit; 9 - the gauge of temperature of external air; 10 - heat accumulator 11 - heater; 12 - hydrographically valve

Нами были проведены исследования по выявлению эффективной схемы подвода теплоты к водяной рубашке дизельного двигателя. Предварительно в программной среде SoПdWorks была создана трехмерная модель двигателя (за прототип был принят дизель Д -243) с различными схемами подключения теплоносителя к двигателю.

Для оценки адекватности созданной модели были проведены сравнительные испытания прогрева на трехмерной модели и непосредственно на двигателе.

Для проведения лабораторных испытаний была собрана установка на базе трактора МТЗ-82 с дизелем Д-243. В лабораторной установке использовались циркуляционный насос 75.3780.11.03 производства ООО «Авторитм», аналогово-цифровой преобразователь ZET210 фирмы ZetLab, расходомер СГВ-15 ООО ПКФ «БЕТАР», хромель-копелевые термопары, электронагреватель 1,6 кВт.

Результаты Результаты проведенных лабораторных испытаний с оценкой температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель (1), на выходе из него (2) и температура воздуха внутри цилиндров (3) приведены на рисунке 2.

Из обобщенного анализа с наложением друг на друга результатов имитации на трехмерной компьютерной модели в программной среде SolidWorksи лабораторных испытаний непосредственно на двигателе было установлено, что характер изменения теплового состояния при прогреве созданной трехмерной модели двигателя соответствует с достаточной точностью (3-5 %) изменению теплового состояния при прогреве реального двигателя при лабораторных испытаниях.

Полученные данные свидетельствуют о высокой достоверности результатов имитационных исследований на созданной трехмерной модели и поэтому дальнейшие исследования были проведены в программной среде SolidWorks.

Изменение средней температуры воздуха внутри цилиндров двигателя при имитационных и лабораторных испытаниях при одинаковом законе изменения заметно отличаются по величине (возможно влияние излучения с поверхности стенок цилиндров на датчики температуры при их близком расположении к стенкам цилиндров и неточность расположения датчиков температуры внутри цилиндров при лабораторных испытаниях).

Т, Г

60

50

30

20

1 /Г 2 3

/ ¡^ 1 +- ^^

.Л---\—

ГГ1"""

/y / * is ^ r

О

5

10

15

20

25

30 t мин

Рис. 2. Зависимость температуры теплоносителя от длительности прогрева двигателя: 1 - на входе; 2 - на выходе; 3 - средняя температура воздуха внутри цилиндров двигателя; тонкие линии -результаты имитационных испытаний; толстые - результаты лабораторных испытаний / Fig. 2. The dependence of coolant temperature on the duration of engine warm-up: 1 - input; 2 - output; 3 - average air temperature inside the engine cylinders; thin lines - results of simulation tests; thick - the results of laboratory tests

Дальнейшие исследования были проведены для оценки эффективности прогрева дизельного двигателя в зависимости от схемы подключения системы предпусковой тепловой подготовки.

Конструкция рассматриваемого дизельного двигателя позволяет выбрать несколько точек подключения (точки A, B, C, D, E, рисунок 3). В качестве возможных схем подключения были рассмотрены следующие варианты: C-B, B-C, A-C, C-A, A-D, D-A, B-E, E-B. Другие комбинации не рассматривались из-за малой величины циркулирующего кольца.

При выполнении имитационных исследований в программной среде SoHdWorks были заданы следующие условия: на входе в рубашку охлажде-

ния - расход теплоносителя Q = 0,4 кг/с, начальная температура теплоносителя +80 °С, начальные значения температуры всего двигателя и окружающей среды -20 °С, на выходе - атмосферное давление 101 325 Па. Тепловой поток с поверхности смоделированного нагревателя составлял 1,6 кВт. Для повышения точности расчета также учитывались теплообмен с окружающей средой и шероховатость поверхности. Материалы деталей двигателя соответствуют аналогам. Продолжительность теплового воздействия составила пять минут. В 3D-модели двигателя поршни расположили на одном уровне, соответствующем половине его хода. Аналогичные условия были созданы и при лабораторных испытаниях непосредственно на двигателе.

Рис. 3. Принципиальная схема двигателя Д-243: 1 - блок цилиндров; 2 - головка блока; 3 - термостат; 4 - циркуляционный насос; 5 - радиатор системы охлаждения; 6 - радиатор отопителя кабины; точки A, B, C, D, Е - места подключения теплоносителя / Fig. 3. Schematic diagram of engine D-243: 1 - the block of cylinders; 2 - head; 3 - thermostat; 4 - circulation pump; 5 - radiator; 6 - a radiator of a heater of a cabin; the points A, B, C, D, E at the connection points of coolant

Обсуждение

По результатам проведенных сравнительных исследований различными вариантами подключения предпускового подогревателя были установлены изменения температуры стенки гильзы каждого цилиндра.

Зависимость изменения средней температуры стенки гильзы цилиндров по схеме подключения теплоносителя к двигателю C-B представлена на рисунке 4.

Наиболее эффективным по времени и равномерности прогрева оказалось подключение тепло-

носителя по схеме C-B (вход - в блоке цилиндров у циркуляционного насоса, выход - в головке блока цилиндров со стороны термостата). Разница температур между цилиндрами не превышала два градуса на протяжении всего испытания.

Использование теплового аккумулятора для предпускового подогрева двигателя аккумулированием и вторичным использованием тепловой энергии самого двигателя подключением по оптимальной схеме показало высокую эффективность.

Рис. 4. Зависимость изменения средней температуры стенки гильзы цилиндров от времени прогрева по схеме подключения C-B / Fig. 4. The dependence of the change in the average wall temperature of the cylinder liners warm-up time for the connection diagram C-B

Рис. 5. Зависимость температуры двигателя: а) и расхода топлива б) от времени прогрева двигателя: точка 1 - время разогрева до рабочей температуры ОЖ с предпусковым подогревом; точка 2 - время разогрева без предпускового подогрева / Fig. 5. The temperature of the engine: a) fuel consumption b) warm-up time of the engine: point 1 - warm-up time to operating temperature with the coolant pre-heating; point 2 - the warm-up time without pre-heating

Заключение

Необходимость тепловой подготовки дизеля МТА актуальна в любое время года из-за необходимости прогрева до оптимальной температуры, однако наибольший эффект достигается в холодный период года. Проведенные исследования влияния предпусковой тепловой подготовки дизеля МТА при значениях температур окружающей среды -20 °С позволили выявить значительное сокращение продолжительности тепловой подготовки дизеля МТА и существенное снижение расхода топлива на его прогрев. Так, продолжительность прогрева двигателя снизилась на 5,3 мин., при этом система тепловой подготовки была включена только на 2 мин. Расход топлива на прогрев двигателя без тепловой подготовки составила 455 гр., а при использовании

тепловой подготовки снизился на 118 гр., что ниже на 25,9 %.

Энергоэффективность системы предпусковой тепловой подготовки дизеля достигается использованием тепловой энергии самого двигателя без каких-либо дополнительных затрат топлива и другой энергии.

В целом следует отметить, что разработанная система предпусковой тепловой подготовки дизеля по оптимальной схеме подключения надежно обеспечивает накопление, хранение и вторичное использование тепловой энергии самого двигателя, позволяет заметно сократить время разогрева дизеля до оптимального теплового режима и, как следствие, повысить эффективность самого двигателя, снизив расходы топлива на запуск и его прогрев до 25,9 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Габдрафиков Ф. З. Основы теплотехники : учебное пособие. Уфа : Башкирский ГАУ, 2011. 160 с.

2. Габдрафиков Ф. З. Возможные направления повышения эксплуатационных показателей дизелей машино - тракторных агрегатов // Вестник Башкирского государственного агрегата университета, 2006. № 7. С.48-52.

3. Сураганов Г. И. Предпусковая подготовка двигателя зимой // Автомобильный транспорт. № 3. 1987. С. 28-31.

4. Габдрафиков Ф. З., Шарифуллин Ф. А. Топливный насос с повышенной интенсивностью впрыска // Техника в сельском хозяйстве, 2012. № 3. С 25-26.

5. Габдрафиков Ф. З., Абраров М. А., Абраров И. А., Галиакберов У. С. Устройство предпусковой тепловой подготовки двигателя внутреннего сгорания. [Текст]: пат. 2576603 Рос. Федерация: МПК 51 F01N 19/10, заявка 10.12.2014; опубл. 10.01.2016.

6. Габдрафиков Ф. З., Абраров М. А., Абраров И. А. Исследование способов предпускового подогрева дизельного двигателя // Техника в сельском хозяйстве, 2014. № 6. С. 21-22.

7. Картошкин А. П. Технологические жидкости для автотракторной техники : справочник. Москва : Академия, 2012. 236 с.

8. Вашуркин И. О. Обоснование параметров и методика конструирования системы утилизации тепла в приводе мобильной землеройной машины : Автореф. СПб., СПбИСИ. 1993. 27 с.

9. Габдрафиков Ф. З., Абраров И. А. Системы предпусковой тепловой подготовки автотракторных дизелей // В сборнике: Роль науки в инновационном развитии АПК. Уфа, БашГАУ. 2012 г. С. 103-105.

10. Габдрафиков Ф. З., Галиакберов У. С. Способы повышения энергоэффективности тепловой энергетической установки автономным подогревом // В сборнике: Актуальные проблемы энергообеспечения предприятий. Уфа, БашГАУ. 2016. С. 160-165.

11. Габдрафиков Ф. З., Гиндуллин В. М., Галиакберов У. С. Способы повышения энергоэффективности дизельного двигателя предпусковым подогревом // В сборнике: Совершенствование конструкции, эксплуатации и технического сервиса автотракторной и сельскохозяйственной техники. Уфа, БашГАУ. 2016. С. 73-78.

12. Школьникова В. М. Горючие, смазочные материалы : Энциклопедический толковый словарь-справочник // Под ред. В. М. Школьникова. ООО «Издательский центр «Техинформ», 2007. 736 с.

13. ГОСТ 20000-88 «Дизели тракторные и комбайновые. Общие технические условия». М. : ИПК «Издательство стандартов», 1997. 14 с.

14. ГОСТ 19677-87 «Тракторы сельскохозяйственные. Общие технические условия». М. : ИПК «Издательство стандартов», 1997. 6 с.

15. ГОСТ Р 54120-2010 «Двигатели автомобильные. Пусковые качества. Технические требования». М. : ИПК «Издательство стандартов», 2010. 8 с.

16. Гулин С. Д., Шульгин В. В., Яковлев С. А. Математическая модель процесса сохранения накоплен-ной-теплоты двигателя внутреннего сгорания в тепловом аккумуляторе // Известия высших учебных заведений. Строительство, 1999. № 1. С. 123-126.

17. Николаев В. А. Определение количества тепла, необходимого для подогрева двигателя зимой // Автомобильный транспорт. 1970. № 7. С. 29-30.

18. Петриченко Р. М. Система жидкостного охлаждения быстроходных двигателей внутреннего сгорания. Л. : Машиностроение. 1985. 224 с.

19. Семёнов Н. В. Эксплуатация автомобилей, в условиях низких температур. М. : Транспорт. 1993.

190 с.

20. Взоров Б. А., Адамович А. В., Арабян А. Г. и др. Тракторные дизели : Справочник / Под общ. ред. Б. А. Взорова. М. : Машиностроение, 1981. 535 с.

21. Шульгин В. В. Теория и практика применения в автотранспортных средствах тепловых аккумуляторов фазового перехода : Автореф. докт. техн. наук. СПб., СПбГПУ. 2004. 35 с.

22. Шульгин В. В. Тепловые аккумуляторы автотранспортных средств. СПб. «Изд-во Политехнического университета». 2005. 268 с.

23. Галиакберов У. С., Гиндуллин В. М. Система предпусковой тепловой подготовки дизельной энергетической установки // Всероссийская научно-практическая конференция «Современные тенденции решения проблем в инженерных сетях населенных пунктов. Актуальные проблемы рационального использования ресурсов» в рамках весеннего форума строительства и ЖКХ.

24. Габдрафиков Ф. З., Галиакберов У. С. Предпусковая тепловая подготовка автотракторных дизелей // Sciences of Europe. 2017. № 14 (14). C. 72-77.

25. Габдрафиков Ф. З., Галиакберов У. С., Гиндуллин В. М. Энергоэффективная система предпускового подогрева дизельного двигателя // Norwegian Journal of development of the International Science. 2017. № 8. Part 2. С. 45-50.

Дата поступления статьи в редакцию 21.08. 2017, принята к публикации 23.10.2017.

Информация об авторах: Габдрафиков Фаниль Закариевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Теплоэнергетика и физика»

Адрес: Башкирский государственный аграрный университет, 450001 Россия, Уфа, ул E-mail: gabdrafikov@mail.ru SPIN-код: 3300-8572

Галиакберов Урал Сагитович, аспирант кафедры «Теплоэнергетика и физика» Адрес: Башкирский государственный аграрный университет, 450001 Россия, Уфа, ул E-mail: gaursa01@mail.ru SPIN-код: 3694-2920

Гиндуллин Вадим Маратович, аспирант кафедры «Теплоэнергетика и физика» Адрес: Башкирский государственный аграрный университет, 450001 Россия, Уфа, ул E-mail: Vadim_g01@mail.ru SPIN-код: 7028-1180

Заявленный вклад авторов:

Габдрафиков Фаниль Закариевич: научное руководство, общее руководство проектом, осуществление критического анализа и доработка текста, анализ и дополнение текста статьи.

Галиакберов Урал Сагитович: сбор данных и доказательств, проведение экспериментов, оформление результатов исследований, подготовка текста статьи.

Гиндуллин Вадим Маратович: проведение экспериментов, обеспечение ресурсами, решение организационных и технических вопросов исследования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

. 50 лет Октября, 34

. 50 лет Октября, 34

. 50 лет Октября, 34

REFERENCES

1. Gabdrafikov F. Z. Osnovyi teplotehniki: uchebnoe posobie [Basics of heat engineering: a tutorial]. Ufa: Bashkirskiy GAU, 2011, 160 p.

2. Gabdrafikov F. Z. Vozmozhnyie napravleniya povyisheniya ekspluatatsionnyih pokazateley dizeley mashino - traktornyih agregatov [Possible directions for improving the performance of diesel engines of machine-tractor units],

Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo agregata universiteta [Bulletin of the Bashkir state Assembly University], 2006, No. 7, pp. 48-52.

3. Suraganov G. I. Predpuskovaya podgotovka dvigatelya zimoy [Engine pre-start preparation in winter], Av-tomobilnyiy transport [Road transport]. No. 3, 1987, pp. 28-31.

4. Gabdrafikov F. Z., Sharifullin F. A. Toplivnyj nasos s povyshennoj intensivnost'yu vpryska [The fuel pump with the raised intensity of injection], Tekhnika v sel'skom hozyajstve [Equipment in agriculture]. 2012, No. 3, pp.25-26.

5. Gabdrafikov F. Z., Abrarov M. A., Abrarov I. A., Galiakberov U. S. Ustroystvo predpuskovoy teplovoy podgotovki dvigatelya vnutrennego sgoraniya [Pre-start thermal preparation of the internal combustion engine] : pat. 2576603 Ros, Federatsiya: MPK 51 F01N 19/10, zayavka 10.12.2014, opubl. 10.01.2016.

6. Gabdrafikov F. Z., Abrarov M. A., Abrarov I. A. Issledovanie sposobov predpuskovogo podogreva dizelno-go dvigatelya [Study of preheating methods for a diesel engine], Tehnika v selskom hozyaystve [Equipment in agriculture], 2014, No. 6, pp. 21-22.

7. Kartoshkin A. P. Tehnologicheskie zhidkosti dlya avtotraktornoy tehniki [Technological liquids for automotive engineering], spravochnik, Moscow, Akademiya, 2012, 236 p.

8. Vashurkin I. O. Obosnovanie parametrov i metodika konstruirovaniya sistemy utilizacii tepla v privode mo-bil'noj zemlerojnoj mashiny [Justification of the parameters and methodology for designing a heat recovery system in a mobile earth-moving machine drive], Thesis, Saint-Petersburg: SPbISI, 1993, 27 p.

9. Gabdrafikov F. Z., Abrarov I. A. Sistemy predpuskovoj teplovoj podgotovki avtotraktornyh dizelej [Pre-start thermal preparation systems for automotive diesel engines]. Materialy Vseros. nauch.-prakticheskoj konferencii «Rol' nauki v innovacionnom razvitii APK» [In the book: the Role of science in innovative development of agriculture]. Ufa, BashGAU, 2012. pp. 103-105.

10. Gabdrafikov F. Z., Galiakberov U. S. Sposoby povyshenija jenergojeffektivnosti teplovoj jenergeticheskoj ustanovki avtonomnym podogrevom [Ways of increase of efficiency of thermal power plant of Autonomous heating] V sbornike: Aktual'nye problemy jenergoobespechenija predprijatij [In the book: Actual problems of energy supply of enterprises], Ufa, BashGAU. 2016. pp. 160-165.

11. Gabdrafikov F. Z., Gindullin V. M., Galiakberov U. S. Sposoby povyshenija jenergojeffektivnosti dizel'no-go dvigatelja predpuskovym podogrevom [Ways to improve the efficiency of the diesel engine pre-heating], V sbornike: Sovershenstvovanie konstrukcii, jekspluatacii i tehnicheskogo servisa avtotraktornoj i sel'skohozjajstvennoj tehniki [In the book: improving the design, operation and maintenance of automotive and agricultural equipment]. Ufa, BashGAU. 2016. pp. 73-78.

12. Shkol'nikova V. M. Goryuchie, smazochnye materialy [Combustible, lubricating materials: Encyclopaedic explanatory dictionary-reference]. Ehnciklopedicheskij tolkovyj slovar'-spravochnik, pod red. V. M. Shkol'nikova, OOO «Publ. "Tekhinform"», 2007. 736 p.

13. GOST 20000-88 «Dizeli traktornye i kombajnovye. Obshchie tekhnicheskie usloviya» [Diesel tractors and combine harvesters. General specifications], Moscow: IPK «Izdatel'stvo standartov», 1997, 14 p.

14. GOST 19677-87 «Traktory sel'skohozyajstvennye. Obshchie tekhnicheskie usloviya» [Tractors agricultural. General specifications], Moscow: Publ. IPK «Izdatel'stvo standartov», 1997, 6 p.

15. GOST R 54120-2010 «Dvigateli avtomobil'nye. Puskovye kachestva. Tekhnicheskie trebovaniya» [Engines for automobiles. Starting qualities. Technical requirements], Moscow: IPK «Izdatel'stvo standartov», 2010. 8 p.

16. Gulin S. D., SHul'gin V. V., Yakovlev S. A. Matematicheskaya model' processa sohraneniya nakoplennoj teploty dvigatelya vnutrennego sgoraniya v teplovom akkumulyatore [Mathematical model of the process of saving the accumulated heat of an internal combustion engine in a thermal accumulator], Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Stroitel'stvo [News of higher educational institutions]. 1999, No. 1, pp. 123-126.

17. Nikolaev V. A. Opredeleniekolichestvatepla, neobhodimogodlyapodogrevadvigatelyazimoj [Determinatio-noftheamountofheatnecessarytowarmtheengineinwinter], Avtomobil'nyj transport [Road transport]. 1970, No. 7, pp.29-30.

18. Petrichenko R. M. Sistema zhidkostnogo ohlazhdeniya bystrohodnyh dvigatelej vnutrennego sgoraniya [The system of liquid cooling of high-speed internal combustion engines], Leningrad: Mashinostroenie, 1985, 224 p.

19. Semyonov N. V. Ehkspluataciya avtomobilej, v usloviyah nizkih temperature [Operation of cars, in conditions of low temperatures], Moscow, Transport, 1993, 190 p.

20. Vzorov B. A., Adamovich A. V., Arabyan A. G. i dr. Traktornye dizeli: Spravochnik [Tractor Diesels: Handbook], In Vzorova B. A. (ed.), Moscow: Mashinostroenie, 1981. 535 p.

21. SHul'gin V. V. Teoriya I praktika primeneniya v avtotransportnyh sredstvah teplovyh akkumulyatorov fa-zovogo perekhoda [Theory and practice of application in motorvehicles of thermal accumulators of a phase transition: Dr. Sci. (Ingineering) Thesis]. Saint-Petersburg, SPbGPU, 2004. 35 p.

22. SHul'gin V. V. Teplovye akkumulyatory avtotransportnyh sredstv [Heat accumulators of motor vehicles], Saint-Petersburg, «Publ. Politekhnicheskogo universiteta», 2005, 268 p.

23. Galiakberov U. S., Gindullin V. M. Sistema predpuskovoj teplovoj podgotovki dizel'noj ehnergeticheskoj ustanovki [Pre-start thermal preparation system for diesel power plant]. Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konfe-renciya «Sovremennye tendencii resheniya problem v inzhenernyh setyah naselennyh punktov. Aktual'nye problemy racional'nogo ispol'zovaniya resursov» v ramkah vesennego foruma stroitel'stva i ZHKH [All-Russian scientific-practical conference «Modern trends in the solution of problems in engineering networks of settlements. Topical issues of rational use of resources» in the spring of the forum of construction and housing].

24. Gabdrafikov F. Z., Galiakberov U. S. Predpuskovaya teplovaya podgotovka avtotraktornyh dizelej [Pre-start thermal preparation of autotractor diesels]. Sciences of Europe. 2017, No. 14 (14), pp. 72-77.

25. Gabdrafikov F. Z., Galiakberov U. S., Gindullin V. M. Ehnergoehffektivnaya sistema predpuskovogo po-dogreva dizel'nogo dvigatelya [Energy-efficient diesel engine preheating system], Norwegian Journal of development of the International Science. 2017, No. 8, Vol. 2, pp. 45-50.

Submitted 21.08.2017; revised 23.10.2017.

About the authors:

Fanil Z. Gabdrafikov, Dr. Sci. (Engineering), Professor of the Chair of Heat Engineering and physics Address: Bashkir State Agrarian University, 450001, Ufa, Russia, Prospect of October 34 E-mail: gabdrafikov@mail.ru SPIN-code: 3300-8572

Ural S. Galiakberov, postgraduate of the Chair of Heat Engineering and physics Address: Bashkir State Agrarian University, 450001, Ufa, Russia, Prospect of October 34 E-mail: gaursa01@mail.ru SPIN-code: 3694-2920

Vadim M. Gindullin, postgraduate of the Chair of Heat Engineering and physics Address: Bashkir State Agrarian University, 450001, Ufa, Russia, Prospect of October 34 E-mail: vadim_g01@mail.ru SPIN-code: 7028-1180

Contribution of the authors:

Fanil Z. Gabdrafikov: research supervision, managed the research project, critical analysis and revision of the text, analysing and supplementing the text.

Ural S. Galiakberov: collecting data and evidence, implementation of experiments, put results of the study, writing of the draft.

Vadim M. Gindullin: implementation of experiments, provision of resources, solved organizational and technical questions for the study.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.