Научная статья на тему 'Энергоаудит как фактор реализации стратегии энергосбережения в РФ'

Энергоаудит как фактор реализации стратегии энергосбережения в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY EFFICIENCY / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ENERGY SAVING / ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТ / ENERGY MANAGEMENT / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ (АУДИТ) / ENERGY AUDIT / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рейшахрит Елена Ильинична, Лемешева Виктория Валерьевна

Кратко изложены этапы реализации стратегии энергоэффективности РФ и изучены проблемы становления профессионального рынка энергоаудиторских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY AUDIT AS A FACTOR OF ENERGY SAVING STRATEGY IMPLEMENTATION IN RUSSIAN FEDERATION

The author briefly reviews stages of energy efficiency strategy implementation in Russian Federation and analyzes challenges of the professional energy auditing service market development.

Текст научной работы на тему «Энергоаудит как фактор реализации стратегии энергосбережения в РФ»

© Е.И. Рсйшахрит, В.В. Лемешева, 2013

УДК 65.053+621.311

Е.И. Рейшахрит, В.В. Лемешева

ЭНЕРГОАУДИТ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РФ

Кратко изложены этапы реализации стратегии энергоэффективности РФ и изучены проблемы становления профессионального рынка энергоаудиторских услуг. Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, энергоменеджмент, энергетическое обследование (аудит), саморегулируемые организации

Сегодня внимание большинства ученых и политиков приковано к вопросам не только поддержания экономического роста, обеспечения благосостояния, но и к проблемам рационального использования энергетических ресурсов. Современное промышленное общество расходует огромное количество энергетических ресурсов, что вызывает серьезные опасения, поскольку грозит истощением запасов нашей планеты.

Государства-члены Евросоюза и другие страны-члены Международного Энергетического Агентства, приняли энергоэффективность как одну из основных составляющих своей общей энергетической политики. В 1998 году вступил в силу Протокол к Энергетической Хартии, в статье 1 которого заявлено, что одной из основных целей является «содействие политике в области энергетической эффективности, соответствующей устойчивому развитию». На саммите «Группы восьми» в Санкт-Петербурге, состоявшемся в 2006 году, лидеры восьми промышленно развитых стран приняли План действий «Глобальная энергетическая безопасность», в котором была закреплена договоренность о наращивании усилий, направленных на повышение энергоэффективности.

В России формирование долгосрочной энергетической политики ведется с начала 90-х гг. прошлого века. В соответствии с новыми задачами и приоритетами развития страны в ноябре 2009 года правительство РФ ввело в действие новую Энергетическую стратегию России на период до 2030 года.

Принятый закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №261-ФЗ от 23.11.2009г. ставит целью создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а приоритетным направлением в ближайшие десятилетия является рациональное использование и экономия энергии.

Сегодня в России практически сформирована нормативная правовая база в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и начался этап практической реализации намеченного курса [1].

На этом этапе ключевое место отводится правильной организации управления энергопотреблением, то есть энергоменеджменту. Совершенствование энергоменеджмента за ру-

бежом и в нашей стране привело к созданию национальных стандартов по управлению энергией. С 2007 г. началась разработка международного стандарта ISO 50001 "Системы управления энергией (Энергоменеджмент). Требования. Рекомендации к использованию". Этот стандарт обобщает опыт использования соответствующих национальных стандартов.

Для каждого хозяйствующего субъекта структура системы энергоменеджмента уникальна. Однако Европейский стандарт подразумевает обязательное наличие в системе таких элементов как: энергополитика, идентификация и анализ энергоаспектов, идентификация энерготребований, энергоцели, показатели и программы, ресурсы, роли, ответственность и полномочия, понимание, обучение и компетентность и др.

Одним из основных инструментов энергоменеджмента является систематический комплексный анализ оценки энергоэффективности и мониторинг состояния энергосистем предприятия на основании энергетического обследования.

Энергетическое обследование (аудит) - это сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте. Такое определение дает ФЗ N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...».

В современной литературе энергоаудит трактуется как:

1) техническое инспектирование энергогенерирования и энергопо-

требления предприятия с целью определения возможности экономии энергии и предоставление помощи предприятию в осуществлении мероприятий, которые обеспечивают экономию энергоресурсов на практике [2];

2) независимое всестороннее обследование энергетических систем и оборудования с целью определения:

их фактического состояния и соответствия действующим нормативам;

резервов энергосбережения и повышения энергоэффективности;

программы энергосберегающих мероприятий, включая:

- сокращение расходования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);

- повышение энергоэффективности и надежности энергооборудования и систем;

- замещение потребления дорогих или дефицитных видов ТЭР;

- вовлечение в хозяйственный оборот вторичных и возобновляемых источников энергии.

Результаты энергоаудита в конечном итоге преследуют цель повышения энергоэффективности производства, что весьма актуально в сложившихся условиях мировых цен на энергоносители и глубокого финансового, энергетического и экологического кризисов.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим энергетический аудит в РФ является ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности......

Полномочия по определению порядков и сроков проведения энергетических обследований организаций возложены на Министерство энергетики РФ.

Распоряжением Сводного департамента государственной энергетической политики Министерства энергетики РФ от 16.01.2009 г. №02-011 «О совершенствовании деятельности в области организации проведения

энергообследований (энергоаудита). координатором по обеспечению деятельности в области энергоресурсосбережения назначена организация АРИЭ Межрегиональная ассоциация «Энергоэффективность и нормирование» (МАЭН). Этим же документом определены требования для энергоаудиторских организаций, допущенных к проведению энергоаудита:

1. «Порядок подготовки проведения и оформления результатов энергетических обследований (энергоаудитов) в соответствии с требованиями Системы добровольной сертификации РИЭР», утвержденными МАЭН 05.06.2007 г.;

2.«Требования к организациям, осуществляющим энергетические обследования (энергоаудит)», утвержденными МАЭН 04.02.2008 г.

Согласно Федеральному закону №261-ФЗ, проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образования;

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4) организации, осуществляющие производство и транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» обязывает перечисленных лиц к проведению первичного энергоаудита до конца 2012 года с последующим обследованием один раз в 5 лет

В соответствии с требованиями закона деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетических обследований должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007г. №315-Ф3. На сегодняшний день существуют следующие варианты получения энергоаудиторской организацией права проведения энергетических обследований [3]:

1. Вступление в члены некоммерческих партнерств, создаваемых энергоаудиторским сообществом;

2. Создание некоммерческого партнерства совместно с другими энергоаудиторскими организациями.

Саморегулируемые организации -некоммерческие организации, созданные в определенных целях, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров или рынка произведенных товаров либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

В саморегулируемой организации (СРО) в области энергетического обследования в качестве членов должны состоять [4]:

- либо не менее чем 25 субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели и юридические лица);

- либо не менее чем 40 субъектов профессиональной деятельности (физические лица, занимающиеся частной практикой);

- либо объединение до 15 субъектов предпринимательской деятельности и до 10 субъектов профессиональной деятельности.

В штате юридического лица, претендующего на членство в такой организации, должно состоять не менее 4-х специалистов, а у индивидуального предпринимателя не менее 1-го, получивших знания в указанной области,

Кроме того, для приобретения некоммерческой организацией статуса СРО необходимо создать компенсационный фонд для обеспечения имущественной ответственности членов СРО в области энергетического обследования перед потребителями услуг. Компенсационный фонд формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не менее чем 3 тысячи рублей в отношении каждого члена.

Организация должна быть внесена в Единый реестр организаций, допущенных к проведению энергетических обследований. Энергетические обследования проводятся организациями, прошедшими процедуры сертификации в системе РИЭР или и внесенными в Реестр организаций, допущенных к проведению энергоаудита (на 10.03.2010 г. в Реестре РИЭР зарегистрировано 133 организации, в Реестре - 8 организаций). Срок действия сертификата устанавливается на период от 1 года до

3-х лет в зависимости от эффективности деятельности организации-энергоаудитора [5].

К проведению энергоаудита привлекаются специалисты, прошедшие профессиональное обучение и квалификационную аттестацию в качестве энергоаудиторов. Специалисты-энергоаудиторы должны быть аттестованы с присвоением статуса «специалист-энергоаудитор» и выдачей сертификата соответствия системы РИЭР или сроком действия на 3 года.

Обучение в области подготовки (переподготовки) специалистов-

энергоаудиторов осуществляют учебно-методические центры. В соответствии с письмом Минэнерго РФ от 03.03.2010г. №АВ-1655/02 базовым центром по подготовке, повышению квалификации, аттестации и сертификации специалистов и координации процесса создания системы отраслевых и региональных центров обучения в области энергоэффективности, энергосбережения и энергоаудита является Корпоративный Энергетический Университет (КЭУ).

Следует акцентировать внимание на том, что потенциальный объём заказов на проведение только обязательного энергообследования многократно превышает и, в ближайшем будущем будет превышать возможности действующих в настоящее время квалифицированных энергоаудиторов. Такая ситуация обостряется еще больше, если учесть жесткие временные рамки и пожелания ряда регионов начать программу энергосбережения с проведения энергетических обследований жилищного фонда.

На сегодняшний день в России нет ни одной саморегулируемой организации по энергоаудиту, есть лишь некоммерческие партнерства. Одной из причин задержки создания сети СРО является отсутствие до сих пор ут-

вержденного Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

Анализ ситуации с компаниями, которые потенциально могут осуществлять энергоаудит в Республике Коми и северо-восточном регионе, выявил 4 компании: ООО «Коми Республиканский центр новых технологий и энергосбережений»; ООО «Центр сертификации и энергосбережения»; ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Онего-Печёрском регионе»; ГОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет». Однако информация о членстве этих организаций в каком-либо некоммерческом партнерстве энергоаудиторов отсутствует. Следовательно, согласно закону №261-Ф3 вышеперечисленные организации не вправе осуществлять энергетические обследования, что еще больше обостряет ситуацию, учи-

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

2. Информационное письмо Ассоциации рационального использования энергоресурсов «МАЭН» №15 от 17.12.2009г.

3. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009г. №261-Ф3.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

тывая предстоящий объем обследования более 20 тыс. бюджетных организаций республики.

В ближайшее время спрос на данного рода услуги по стране будет только расти. По мнению авторитетных экспертов, общее количество только бюджетных организаций, которые в соответствии с 3аконом РФ обязаны провести первое энергетическое обследование до конца 2012 года, колеблется от 100 до 400 тысяч.

Следовательно, для успешной реализации текущего этапа стратегии энергосбережения необходимо

- ускорить процедуру утверждения Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;

- создать систему профессиональных участников рынка энергоаудита, отвечающих всем требованиям законодательства РФ и международным стандартам в области энергоэффективности.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. Требования к организациям, осуществляющим энергетические обследования (энергоаудит), утвержденные АРИЭР «МАЭН» 21.09.2009 г.

5. Порядок подготовки проведения и оформления результатов энергетических обследований в соответствии с требованиями Системы добровольной сертификации организаций в области рационального использования энергоресурсов, утвержденный АРИЭР «МАЭН» 05.06.2007 г.

Рейшахрит Елена Ильинична - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономических и гуманитарных дисциплин, E-mail: fspggi@vorkuta.com Лемешева Виктория Валерьевна - старший преподаватель, E-mail: fspggi@vorkuta.com Филиал Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета) «Воркутинский горный институт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.