Научная статья на тему 'ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА'

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ / ПОЛЕ КУЛЬТУРЫ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАННОСТЬ / ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ / МУДРОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ЗНАК КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шамсутдинова М.Ф.

Цель урока-размышления по этике – заложить основы космического мировоззрения в понятия «культура и духовность». Новые подходы к изучению Культуры, пониманию эволюционной роли и закономерностей ее формирования даны в творческом наследии Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, в трудах академиков Л.В. Шапошниковой, Ш.А. Амонашвили, Д.С. Лихачева. Ученые рассматривает Культуру с принципиально новых позиций – как энергетическое поле (Ауру) Планеты. В его упругом пространстве формируется и успешно развивается цивилизация. Чем же отличается Культура от цивилизации, что есть интеллигентность, как разбудить спящую мудрость, чтобы дойти от человека разумного – к Чело-Веку духовному, а значит стать носителем Культуры? В Учении Живой Этики, в Письмах Е.И. Рерих, духовно развитый человек характеризуется прежде всего признанием Высшего начала как определяющего для всей жизни; потому важно показать пути самосовершенствования личности при взаимосвязи понятий « Человек – Планета – Космос », а также какую роль играют воспитание и образование в формировании духовной культуры подрастающего поколения и подвести студентов к выводу, что космическое мышление есть основа Культуры. Знамя Мира – символ Культуры и нового космического мышления, Знак Культуры означает: Наука, Искусство, Этика в кольце Культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

© Шамсутдинова М.Ф.

Местная общественная организация книголюбов «Содружество «Белые лебеди», г. Уфа

Цель урока-размышления по этике - заложить основы космического мировоззрения в понятия «культура и духовность». Новые подходы к изучению Культуры, пониманию эволюционной роли и закономерностей ее формирования даны в творческом наследии Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, в трудах академиков Л.В. Шапошниковой, Ш.А. Амонашвили, Д.С. Лихачева. Ученые рассматривает Культуру с принципиально новых позиций - как энергетическое поле (Ауру) Планеты. В его упругом пространстве формируется и успешно развивается цивилизация. Чем же отличается Культура от цивилизации, что есть интеллигентность, как разбудить спящую мудрость, чтобы дойти от человека разумного -к Чело-Веку духовному, а значит стать носителем Культуры? В Учении Живой Этики, в Письмах Е.И. Рерих, духовно развитый человек характеризуется прежде всего признанием Высшего начала как определяющего для всей жизни; потому важно показать пути самосовершенствования личности при взаимосвязи понятий «Человек - Планета -Космос», а также какую роль играют воспитание и образование в формировании духовной культуры подрастающего поколения и подвести студентов к выводу, что космическое мышление есть основа Культуры. Знамя Мира - символ Культуры и нового космического мышления, Знак Культуры означает: Наука, Искусство, Этика в кольце Культуры.

Ключевые слова космическое мышление, цивилизованность, поле культуры, воспитание, образованность, интеллигентность, мудрость, духовность, Знак Культуры.

- Зачем Бог сотворил человека? - спросил молодой ангел у своего наставника.

- Чтобы он мыслил, - ответил наставник.

- Зачем человеку мыслить?

- Чтобы творил он Культуру.

- Что есть Культура?

- Она есть Путь к Богу.

- Зачем человеку Путь к Богу?

- Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом.

Ш.А. Амонашвили «В чаше ребенка сияет зародыш зерна Культуры»

Космическое содержание Культуры.

Культура - это основа нашей жизни и нашей эволюции, и без нее человек не может найти выход из многочисленных кризисов современности, развиваться и оставаться человеком, как таковым. Ибо Культура не есть не-

что внешнее, она - в человеке, это его главная составляющая, возникающая и формирующаяся вместе с ним.

Все несовершенства внешнего мира - от перекосов во внутреннем мире, от невнимания к нему, иными словами, - от бескультурья, невежества.

Новые подходы изучению Культуры, пониманию эволюционной роли и закономерностей ее формирования мы находим в творческом наследии Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, а также в трудах академиков Л.В. Шапошниковой, Ш.А. Амонашвили, Д.С. Лихачева.

При все большем соприкосновении науки с тонкими энергиями далее рассматривать Культуру как явление чисто земное будет все более проблематичным. Погружаясь в глубины ее причин, мы выходим на существование тех энергетических связей, потоков и соединений, которые свидетельствуют о взаимодействии человека с Высшими структурами, о его космической природе и космичности его эволюции, идущей в русле единых, пронизывающих все уровни бытия законов. Современный историк, философ, заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН и РАКЦ Л.В. Шапошникова рассматривает Культуру с принципиально новых позиций - как энергетическое поле (Аура) Планеты, подмечая при этом тонкие механизмы его сложения и законы развития. В его упругом пространстве формируется и успешно развивается цивилизация.

Энергетика Культурного поля.

Какое она имеет значение? Наша Планета находится на новом эволюционном витке. К Земле приближаются новые мощные космические энергии, в этих энергиях заложено и созидание и разрушение. Новый эволюционный виток мы можем одолеть только с помощью тех энергий, которые нам сейчас дает Космос для обмена. И от того, насколько упруго поле нашей Культуры, зависит как раз качество этой энергии.

Если, предположим, это энергетическое поле Культуры разрушено, оно не обладает единством, то такого рода энергия может быть разрушительной, потому что именно поле Культуры является тем проводником и тем громоотводом, который необходим для того, чтобы космическая энергия получила и проявила эту созидательность.

Вот если мы возьмем и сравним с молнией. Молния может и давать определенную энергию и может быть разрушительной. Когда стоит громоотвод, по этому громоотводу уходит разрушительная энергия в землю. Таким громоотводом, проводящим на планету эти энергии, является само поле Культуры. Если мы его не наработаем, то только мы одни будем виноваты в том, что приблизившаяся энергия оказалась для нас разрушительной, и у нас нет такого поля, которое бы смогло провести эту энергию. И, предположим, человек тоже обладает таким полем, это не абстрактное поле, оно персонифицировано в нас самих. И если у человека нет этой проводящей системы, Культуры, которая принимает новую энергию и может ее направить

на созидание, то, конечно, этот человек тоже может быть разрушен. Это очень важно понять, осознать.

Культура неотъемлема от тонкой энергетики человека, его духа, и рассматривается как важнейший устой эволюции и самого человека, и Планеты в целом. Именно самоорганизующаяся система Духа человека обладает высочайшей и высоковибрационной энергетикой, благодаря чему в Космосе происходят энерго-информационные обменные процессы. Именно в тонко энергетической природе духа сосредоточено космическое содержание Культуры, которая возникает благодаря энергоинформационному обмену между человеком и более высокими духовными структурами.

Это два первых важнейших момента, говорящих о космичности явления Культуры, о связях в единой структуре Человек - Планета - Космос.

Энергетическое поле Культуры, «если определять его с позиций энергетического мировоззрения и природных законов, есть пространственный Магнит, ритм которого звучит в унисон с Космическим Магнитом. Сам же Космический Магнит представляет собой сложнейшую энергетическую структуру, объединяющую Космический Разум и Сердце, в которой заключена основная творческая сила Космоса, и ее ритмы управляют не только созиданием и разрушением миров, но и космической эволюцией самого человека. Эти ритмы наиболее ярко проявляются в энергетическом поле Культуры. Нарушение таких ритмов или их ослабление замедляет нашу эволюцию или останавливает ее на какое-то мгновение перед обратным ходом в сторону инволюции.

Космическое мышление - основа Культуры.

Мыслить, думать - суть духовной жизни. Мышление рождает мысли, мыслеформы, мыслеобразы. Они бывают светлые и тёмные, добрые и злые, радостные и грустные, высшего духовного плана и низшего духовного плана. Постоянное, неугасимое, непрерывное мышление людей - поколения за поколениями - населяет пространство огромным количеством мыслеформ и мыслеобразов разного качества и рода, создает Ноосферу планеты.

В своей работе «Космическое мышление и новая система познания» Л.В. Шапошникова обосновала то, что на данном этапе своего развития человечество переживает формирование четвертого вида мышления - космического, который представляет качественно новый вид по сравнению с тремя предыдущими - мифологическим, религиозным и научным мышлением. «... Каждый вид мышления формировался в недрах предыдущего и затем складывался как господствующее направление, - отмечает автор. - В космизме ХХ века мы имеем не частное направление, а начало общего процесса замены одного вида глобального мышления другим». Автор оценивает космическое мышление, или космизм, как синтетический и полноценный вид мышления, не являющийся частью научного. Будучи намного шире в своих концепциях, он включает лучшие стороны мышления научного в свое про-

странство. Академик Л.В. Шапошникова отмечает, что возникновение в конце XIX - начале XX века космического мышления - результат Духовной революции в России, а сам процесс его формирования будет продолжаться довольно длительное время.

Духовность - это мышление высшего порядка, познающее деятельность природы посредством непосредственного слияния разума с высшими принципами. Духовность - это перевоплощающася сущность человека. Это ценность, превыше которой нет ничего на Земле.

Великие мыслители, которые несли в себе нарождающийся новый мир, его новую энергетику, закладывали основы нового космического мышления. Это и крупнейшие ученые: К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, П.А. Флоренский, выдающиеся философы: В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков; известнейшие деятели литературы и искусства: А.А. Блок, Ф.И. Тютчев, Д.С. Мережковский, Н.К. Рерих, М.К. Чюрленис, А.Н. Скрябин и многие другие. Они есть субъективные двигатели Культуры, Космос одухотворен и космические воздействия все равно идут от субъектов Космоса. В сложном энергетическом явлении, которое мы называем Культурой, творчество играет главную роль.

Возникнув или сложившись, Культура не умирает, ибо в ее основе лежит энергетика духа. И даже если исчезают ее конкретные носители, ее материальные формы, то она остается в своем энергетическом пространстве, которое есть источник для дальнейшего культурного развития. Планета держит на себе невидимые поля Культуры, чтобы потом их проявить в сужденные им сроки. Энергетика таких полей выплескивает в нужное время проявленные формы как бы забытой Культуры. Вступая во взаимодействие с такими полями, мы вновь наполняемся энергетикой того прошлого, которое не потеряло своей жизнеспособности и без которого невозможно наше будущее.

Культура и цивилизация.

Мы часто путаем слово «культура» и слово «цивилизация». На самом же деле, это два разных понятия. Любое явление, которое существует у нас на планете, мы должны рассматривать с точки зрения взаимодействия Духа и Материи. И когда мы осмысливаем такие понятия, как Культура и цивилизация, то мы должны понять, что Культура - это явление Духа, а цивилизация - это явление материи. Если Культура - это система Духа самого, то цивилизация система обустройства нашей жизни, нашего быта.

И источники возникновения Культуры и цивилизации совершенно разные. Рерих Н.К. пишет: «До сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова «культура» цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень «cult» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как «цивилизация» в корне своем имеет гражданственное, общественное, строение жизни». Это четкое определение, которое дает нам возможность понять разницу между этими двумя понятиями.

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты» - пишет Н.К. Рерих в статье «Культура есть почитание Света».

Культура первична по отношению к цивилизации - явлению преходящему, подверженному разрушениям.

«В истории человечества, - пишет академик Л.В. Шапошникова, - возникали и складывались различные типы цивилизаций. Их характер определялся в первую очередь уровнем взаимодействия с Культурой, ибо сама цивилизация возникает в энергетическом поле Культуры».

Во многих случаях ранние цивилизации создавались и развивались вместе с Культурой и активно взаимодействовали с ней (Эпоха Ренессанса, Эпоха Возрождения). При этом эпохи не являлись неожиданно, а углубленно подготавливались лучшими мыслителями. Иногда цивилизация отдалялась от Культуры или приближалась к ней, но никогда на протяжении последних двух тысячелетий, да и ранее, не существовала отдельно от нее.

Полный отход цивилизации от Культуры - особенность лишь XX века, стоявшего на пороге новых эволюционных изменений в жизни Планеты Кризис мира не материальный, но именно духовный. Мир может быть исцелен только духовным обновлением.

Цивилизация вытеснила Культуру. Она подменила культуру развлекательной индустрией, на базе которой возникает «массовая культура», призванная обслуживать материю общества, а не питать его дух. Она потакает низким чувствам и инстинктам человеческого тела, убивает его энергетику, мешает развитию гармонии духа и материи, затрудняя человеку дальнейшее эволюционное восхождение. И, как неминуемое следствие пренебрежения к культуре, сам человек стал терять духовные силы, начали огрубляться высшие творческие способности, смыслы жизни стали размываться, понимание нравственных законов - деградировать, общественная мораль - оскудевать, а законы государств стали расходиться или даже противоречить законам эволюции. Недостаток культурных энергий обусловил возникновение природных и социальных болезней.

«Цивилизация должна входить в мир не сама по себе, а через Культуру. Она облагородит цивилизацию, сделает ее чуткой, любящей, отзывчивой. Освободит ее от суррогатов Культуры, от всего ложного. Не цивилизация, а Культура должна властвовать в нашей жизни». Отрицая Культуру, заменяя ее технократией, мы отвергаем эволюцию и нарушаем Космический закон» [Амонашвили Ш.А. В чаше ребенка сияет зародыш зерна Культуры].

Как стать носителем Культуры?

Культура воспитывается Культурою. Наш великий соотечественник мыслитель, художник, гуманист, подвижник культуры Н.К. Рерих так определил ступени совершенствования человека на пути к высокой внутренней Культуре: Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует мудрость, утонченность и сознание синтеза, духовность, которое завершается принятием понятия Культуры. В принципе Культура заложена в нас на нашем внутреннем уровне, и этот внутренний уровень, практически, и формирует Культуру, как таковую.

Что есть интеллигентность?

«Помните всегда, - призывал великий индийский писатель Р. Тагор, -что лишь от скудоумия набрасываются на величие, которого не могут достичь. А оскверняя все великое и доброе, человек лишь доказывает свое ничтожество».

Не каждый образованный человек является интеллигентным. «Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно... Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, а интеллигентность - созданием нового и со знанием старого как нового», - пишет академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном».

Интеллигентность должна быть связана с воспитанием вкуса прежде всего как действенного в жизни начала. «Когда мы предлагаем этику как школьный предмет, - пишет Е.И. Рерих - как предмет наиболее увлекательный, обширный, тем самым предлагаем и преобразование вкуса как защиту от безобразия». Именно преобразованию вкуса посвящены книги Живой Этики.

Интеллигентность не только в знаниях, отмечает академик Д.С. Лихачев, а в способностях понимать другого. Он проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, нести ауру доброжелательности, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя окурками или руганью, дурными идеями (это тот же мусор, и еще какой!) А также в почитании отца и матери, которое понимается очень широко - как почитание всего нашего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей великой современности - нашей культуры.

Еще две главные особенности. Наша интеллигенция сначала думает о Родине, а потом о себе (Л.Н. Толстой, Н.К. Рерих, А.И. Солженицын, А.И. Сахаров), интеллигенция формирует общественное мнение, к его авторитету прислушиваются и народ, и власть предержащие вынуждены считаться с ней. Великий русский философ А.Ф. Лосев определил истинного интеллигента как человека высокого сознания несущего в себе идею «интересов че-

ловеческого благоденствия», Общего Блага. Объективный и природный исторический процесс формирует в социальной сфере идеологию, которая создает интеллигенцию в ее высоком и истинном значении этого слова. Отношение человека или целого народа к Общему Благу является критерием, которым и измеряется качество сознания как такового.

Как разбудить спящую мудрость?

Слову мудрость в жизни нередко мы придаем бытийное значение, как опыт, практический ум, что не имеет отношения к подлинной мудрости, как эволюционному явлению. Так материалист, при самом развитом интеллекте, но отрицающий всякую духовность, всякую возможность существования в Мирах Высших, он может быть вполне интеллигентным, оказывающим помощь другим людям, думающим о Родине, но не является мудрецом.

Из чего складывается путь к мудрости и каким образом человек может достичь состояния мудрости?

Рерих Е.И. отмечает: «Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может называться носителем культуры. Культура есть синтез, Культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь. Но кто осознал основы Бытия» [Письма Е.И. Рерих. Т. 2].

Знание истины - это ещё не мудрость. Чтобы стать мудрецом, нужно уметь соединить знание с любовью к миру, стремлением к Общему Благу и нравственным совершенством.

Без контакта с Высшим мудрость не может сложиться, не может проявить себя. Ведь Мудрость - это проявление инобытия или материи высшего состояния и измерения. «Поверх воли, основанной на житейском опыте, выявляется иная глубокая мудрость, таившаяся в глубинах сознания... Две сущности в человеке - разум и мудрость. Это две ступени познания, причем Мудрость - высшая», - отмечает академик Л.В. Шапошникова.

Именно расширение сознания ведёт к Мудрости. Огненное зерно духа или монада в развитии не нуждается и остается в своей «стихийной цельности» неизменным... В человеке сознание есть «эго» или, то, что мы считаем «я».

Мудрость открывает себя постепенно, соответствуя уровню сознания и способности вмещения самого человека. Можно кратко сформулировать этот сложный процесс - «Разбудить Спящую Мудрость». Только Мудрец достигает расширенного космического сознания, которое и становиться источником Истинного и Реального Знания.

Что значит утончение и сознание синтеза в развитии личности?

Мыслители Востока считают, что Культура достигается внутренним устремлением к совершенству, сознательной работой по формированию высоких качеств характера, таких как самоконтроль, альтруизм, служение, чистота, вера, правдивость, преданность. Через рост этих качеств в человеке проявляется исконный Свет Знания и Красоты.

Общественному и индивидуальному развитию служит культура, в которой сочетаются психофизиологические, социально-исторические и природ-но-космические начала человека и запечатлевается опыт высших творческих достижений многих поколений.

Отнюдь не уютный быт, столь желанный для невежественных обывателей, заботящихся только о пропитании, воспроизводстве потомства и комфорте для семьи, но высшее надземное Бытие - истинная Родина Духа, устремлением к которой возможно открывать в себе суть человеческой природы. Неотъемлемой частью Культуры такие высокоэнергетические явления человеческого духа, как сердечность и любовь. Без этих качеств, утверждает Н.К. Рерих, нет культурного человека.

Пространство Культуры насыщено вдохновляющими энергиями, через действенную сопричастность которым реализуются духовные возможности и формируются внутренние творческие качества: «... Если мы дерзаем произносить слово Культура, значит, прежде всего мы ответственны за качество. Корень слова Культура есть высшее служение совершенствованию, но это и есть наше обязательство по отношению к бытию».

От человека разумного - к Чело-Веку духовному

На грани двух эпох, изжившей себя и уходящей эпохи технократизма, и наступающей эпохи Сердца и Духовности, происходит переоценка ценностей, ведётся обновление образовательной сферы в сторону духовности, гуманизации, поиска систем по развитию личности. Этот период стыка эпох, -когда уходящая эпоха не хочет уходить и чувствует в себе силы, а наступающая ещё не успела набрать силы, - сложен и противоречив.

Наше время характеризуется тем, что интеллект человека развился до космических высот, а развитие сердечности осталось на уровне каменного века. А новые энергии идущие из Космоса способны будут воспринять только высоко духовные люди, обладающие высокой нравственностью.

Важно уберечь Ноосферу от загрязнения тёмными, злыми мыслефор-мами и мыслеобразами, обогатить её светлыми и добрыми детищами человеческого мышления. Человек ответствен за свои мысли.

«Человеческое сознание есть тот волшебный ларец, куда складываются все духовные достижения, все сокровища, которые найдут применение в дальнейшей жизни, в следующих воплощениях. Человеку не приходится начинать свои труды и свои испытания с каждой новой жизнью, ибо, рождаясь вновь, он приносит с собой весь запас своей опытности и все свои прежние достижения, которые ему необходимо лишь вспомнить и возобновить» [Клизовский Н. «Основы миропонимания Новой эпохи»].

В глубинах человеческого сознания изначально «уже сияет зерно культуры». Рано или поздно это зерно прорастет, и потому каждый человек уже несет в себе частицу общечеловеческой культуры. В этом «огненном зерне духа» заложен импульс духовной эволюции. «Сущность человека стремить-

ся к усовершенствованию, но ... только опытом прежних существований накопляется то качество, которое называется культурою» [Надземное: 373].

В целом на этом эволюционном пути огромное значение приобретает принцип утончения и одухотворения сознания человека на основе формирования высокой Культуры, устремления человека к Знанию, Добру и Красоте. Рерих Н.К., подчеркивая значение составных элементов Культуры, писал: «. расцвет искусства и знания одухотворяет достоинство личности человеческой» [Рерих Н.К. Об искусстве]. И добавлял: «Культура, так тесно связанная с духовностью, прежде всего выражается в изысканном, многообразном творчестве» [Рерих Н.К. Твердыня пламенная]. В то же время он отмечал: «Каждое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение».

Академик Ш.А. Амонашвили вспоминает, как он обратился с вопросом к детям: «Я не знаю, не знают психологи, не знают и другие ученые, как возникают те способности, которые называют талантливостью, ваши способности. Может, у кого-нибудь есть ответ?»

Одиннадцатилетний мальчик Андрюша - юный скрипач, ответил: «Я полагаю, что душа человека изначально была чистым листом бумаги, а потом жизнь создала на этой бумаге какую-то картину, что-то наложила, а потом еще другая жизнь наложила свои краски, создав другую картину на этом же листе, так было еще и еще. И так долго-долго». Мальчик давал объяснение не в двух словах, а разворачивал теорию.

Именно опытом прежних существований кристаллизуется то качество, которое называется образом, нашим образом. Каждый из нас от рождения вынашивает его в себе.

В религиях говорится, что человек создан по образу и подобию Бога. Каждый из нас вынашивает возможность стать богочеловеком. Этот образ уже заложен в нас. Каждый имеет такую возможность.

Если во мне заложен образ человека, я стану именно человеком. Этот образ гарантирует мне то, что я им стану. Но вместе с тем, как говорит В.А. Су-хомлинский, «ты человеком родился, но Человеком еще и должен стать».

Является ли образование основой Культуры?

Академик РАО Ш.А. Амонашвили пишет: «Источник духовной жизни человек несет в себе от рождения, как главное качество духа, однако это качество может быть более или менее совершенным. Отсюда исключительная необходимость развивать, воспитывать, образовывать духовную жизнь ребенка».

Конечно, без образования недостижима культурность. Но что же лежит в основе самой природы просвещения, постижения знаний, в чем залог развития и обогащения личности? Попытайтесь вместо слова «культура» человека вставить слово «образ» его - и все будет в порядке, вставить слово «дар» - тоже искажений смысла не последует.

Образ - это сущность, которую рационально нельзя объяснить. Это вроде не проявленной фотопленки. Ее можно хранить долго, и образ будет на ней храниться. Но если потом все же проявить эту пленку, то можно получить то, что было на ней запечатлено. То же касается образа, существующего внутри ребенка.

Дети рисуют. Это не руки, это талант, духовная способность рисует, а руки подчиняются. Потому что сила творчества заключена не в самих руках художника, а в его духовном мире. Силой обладает образ, который требует выражения.

Возьмите семя любого растения. Мы знаем, что именно там заключен образ этого растения, его судьба заключена там. Проявится ли этот образ, состоится ли его судьба - зависит от того, как будет посажено зернышко, как будут его поливать. Будет ли оно посажено своевременно, своевременно ли будет организован за ним уход и обеспечит ли такой уход полное раскрытие заложенного образа?

Если нужные условия соблюдены не будут, то и полное раскрытие образа не состоится, отмечает академик Ш.А. Амонашвили, если в человеке есть изначальный образ, то он обладает способностью к движению. Это не пассивная, а движущаяся реальность. Внутри образа как бы заложен компас, указывающий, в каком направлении двигаться, и сила-будильник, которая обеспечивает это движение. То есть образ несет в себе энергию, необходимую для его пробуждения, раскрытия. Отсюда следует, что ребенок может помочь нам в своем воспитании.

В душе и сердце ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания; чувство красоты; стремление к самопознанию и саморазвитию, понимание беспредельности; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; служение планетарной и космической эволюции; чувства заботы и сострадания, радости и восхищения; сознания жизни, смерти и бессмертия .

Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа начинает жить, создает свой мир, творит и притягивает новые образы. В этом духовном мире высшие знания будут одухотворены, умножены и возвращены людям в виде результатов познавательного труда, творчества, общения, созидания нравственных и культурных ценностей. А также в виде плодов физического труда, в виде любви к ближнему, к Родине, в виде смелости и геройства.

Всё это оказывает влияние на обновляющее движение в образовательной сфере, оно отразилось и в определении целей, задач и содержания Школы Жизни педагога - новатора Ш.А. Амонашвили.

В системе целей и задач Школы Жизни в качестве основной цели, которой должна следовать школа в целом, личностно-гуманная педагогика рисует перед собой облик Благородного Человека, Благородной Личности, Бла-

городного Гражданина. Какие бы качества Благородного Человека ни вкладывал учитель в это понятие, он не сможет сбиться с толку (как это могло произойти в отношении иных понятий, вроде «Новый Человек»). И родителям понятен смысл Благородного Человека, ибо в нём родительский идеал прослеживается более ярко, чем в таких понятиях, как «Хороший человек», «Воспитанный человек», «Образованный человек», ибо вековые идеалы общества в сознании людей рисуют многогранную картину благородных граждан.

Следует только сожалеть, что традиционная школа, а также многие инновационные школы недооценивают значение духовной жизни в человеке, и ребенок предоставлен самому себе в сотворении своего духовного мира и образа жизни в нем. Это есть величайшая трудность для ребенка, иона редко увенчивается успехом.

Действительный образовательный процесс, строящийся на началах гуманно-личностного подхода, есть, в первую очередь, процесс образования души и сердца ребенка, развития и образования в нем умения духовной жизни.

Учитель - двигатель Культуры.

Сердцем космической эволюции человечества академик РАЕН Л.В. Шапошникова называет Культуру, отмечая при этом ее связь с таким древнейшим явлением, как Учитель, понимая ее в самом широком смысле. В древности он выступал в качестве мудреца - культурного героя, а современной теории познания Учитель является одним из космических субъектов Иерархов, влияющих на эволюционные процессы.

Это космическая цепь «Учитель - ученик» представляет многочисленные звенья, переходящими одно в другое и уходящими в Беспредельность. Эта цепь имеет и свою земную часть - своих земных учителей (великих ученых-мыслителей, мудрецов, художников, композиторов, религиозных подвижников) и земных учеников - носителей культуры человечества.

Учителя и всегда играют важнейшую и определяющую роль в формировании и развитии Культуры как стержневой основы эволюции человека. Они являются ее двигателями наряду с объективными, природными закономерностями формирования Культуры, действующими на уровне регулярных процессов энергообмена.

Воспитание Культуры есть судьбы учителя. Школа Жизни служит осуществлению этой основной цели. Воспитание - питание возвышенным и утонченным. Как происходит «вос-питание» души? Какие силы питают душу, помогают «восполнять» и пробуждать ее духовные накопления? Смысл, сущность работы, заключается в том, чтобы всеми своими образовательными средствами способствовать становлению, развитию, воспитанию в Ребёнке Благородного Человека путём выявления его личностных качеств.

В Живой Этике говорится, что иные мамы счастливо угадывают особые задатки ребенка, интуитивно чувствуют то направление, в котором следует

его развивать, чтобы наиболее полно раскрыть его внутренний потенциал. Если это происходит, если полностью выявляются положительные черты характера (который ни в коем случае нельзя ломать, иначе ломается и судьба человека), то и воспитание будет иметь благие результаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитель - понятие духовное.

Учитель есть соработник у Бога, отмечает академик Ш.А. Амонашви-ли. Его помощник в творении Человека. Если он не будет сажать и поливать с чувством и пониманием глубокой ответственности и с такими же глубокими знаниями и творчеством, - как и в какую почву сажать, как поливать и лелеять, - то зерно духа не получит нужного развития, жизнь и судьба Ребёнка будут искажены, миссия его будет погублена.

Учитель Школы Жизни несёт служение - перед Планетой и Вселенной, перед Прошлым, Настоящим и Будущим, перед Ребёнком и Человечеством, перед Творцом.

Учитель Школы Жизни в полной мере осознаёт свою Миссию: способствовать духовному восхождению человечества и Человека, выживанию и спасению жизни на Земле.

Поэтому пришло время обратить самое пристальное внимание на положение учительства в стране, на повышение его статуса в обществе. Прискорбно видеть унижение учителя. Может ли человек, униженный и утеснённый, указать на красоту окружающего мира и расширить мысли маленьких слушателей? Можно ли поручить детей человеку удручённому? Можно ли забыть, какое излучение даёт горе? Так народ, забыв учителя, забыл своё будущее.

Так и хочется привести слова великого русского мыслителя, философа, художника Н.К. Рериха: «Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботиться об учителях будущего поколения, но - знак невежества. Нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны».

Наступившая Новая Эпоха требует поднять учителя на такую высоту, на которой он ещё никогда не стоял. Ведь от этого зависит процветание России и повышение благосостояния её народа, так как учитель является истинным воспитателем народа, его будущих поколений. Но важно отметить и другое: Культура образования не зависит от времени, от обстоятельств, от условий жизни, она зависит только от совести учителя.

В защиту Культуры.

«Николая Константиновича Рериха отличало одно замечательное свойство, - пишет Л.В. Шапошникова в своей статье «Актуальность Пакта Рериха в современном мире». - Его мысль, по-философски глубокая, всегда переходила в действие. Когда он осознал эволюционное значение Культуры как опоры эволюции, то понял, что Культуру надо не только развивать, как

устой Космической эволюции человечества, но и надо ее защищать» [Культура и время», 2005, № 4].

15 апреля 1935 года, когда Пакт Рериха о защите культурных ценностей в период военных действий и в мирное время был подписан главами ряда государств, Пакт налагал обязательства не только на государства, его подписавшие, но и на общество в целом. Пакт Рериха имел широкий характер и был рассчитан в какой-то мере на массовое движение в защиту Культуры.

Рерих утверждал, что «общественное начало должно лежать в основе общего дела. Трудно переоценить важность этой мысли. Сама культура, будучи пространством свободного творчества, имеет общественные и народные корни. Культура создается обществом и для общества. «Кроме правительственных распоряжений, - писал Н.К. Рерих в связи с Пактом, - именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение».

Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира. Три малых круга в большом, знаменующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности, символизирующие космический закон культурной преемственности. Академик Н.К. Рерих дал определение Знака Культуры: Это Знание, Любовь Красота в кольце Культуры. Также Наука, Искусство, Этика в кольце Культуры.

Знамена Мира, международный знак эволюции, вывешены по всему миру там, где защищается Культура. «Умейте с достоинством отвечать всем невеждам и разрушителям Культуры! Сейчас нужно понять Знамя Мира и Культуры как величайший символ», - писала Е.И. Рерих.

Знамя Мира - символ Культуры и нового космического мышления - ведет нас вперед, к новому Миру высокой духовности, расширенного сознания и процветающей Культуры».

Выводы:

1.Идеи правят миром. Ноосферу Планеты создают мыслеформы и мыслеобразы разного качества и рода. Культура согласно космическому мировоззрению - Ноосфера - энергетическое поле планеты. В его упругом пространстве формируется и успешно развивается цивилизация. Если Культура - это система Духа самого, то Цивилизация - это система обустройства нашей жизни.

2. Культура есть почитание Света. Свет Культуры в ее высоком понимании является основой совершенствования человека. Ибо Свет затаенный внутри каждого проявляется в меру открытия и осознания сопричастности души к культуре. Неиссякаемый Источник духовных возможностей находится внутри нас. Способность к восприятию Культуры будет знаком Новой Эпохи.

3. Существуют две основных закономерности формирования Культуры, которые имеют между собой тесную связь. Это - объективные закономер-

ности: они действуют на уровне регулярных процессов энергообмена, и субъективные, где можно наблюдать сознательное участие субъектов космической эволюции - культурных героев, Учителей, мудрецов и великих мыслителей разных эпох.

4. Учитель - носитель Культуры. Культура - путь воспитания и образования. Просвещение есть вещение оси, то есть пропитывание духовной оси (пр-ос-вещение) утонченными и возвышенными образами красоты и знания.

5. Ничто не может быть чище и возвышеннее, нежели стремиться к будущей стране Великой Культуры.

6. Духовность есть врата в будущее.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. В чаше ребенка сияет зародыш зерна Культуры. -М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2008. - 78 с.

2. Живая Этика - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. -224 с. - (Антология гуманной педагогики).

3. Клизовский Основы миропонимания Новой Эпохи. - М., 2010. - 300 с.

4. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Детская литература, 1989. - 238 с.

5. Письма Е.И. Рерих: в 2 т. Т. 2. - Новосибирск, 1993. - 340 с.

6. Рерих Н.К. Культура есть почитание Света. - М., 1994.

7. Рерих Н.К. Об искусстве. - М., 1994. - С. 50.

8. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. - Рига, 1991. - С. 103.

9. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века: Материалы Международной научно-общественной конференции. - М., 2004. - Т. 1. -С. 68-69.

10. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Кн. 3: Вселенная мастера. -МЦР, 2005. - 1088 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.