Научная статья на тему 'Энергетическая модель никель-водородных аккумуляторов'

Энергетическая модель никель-водородных аккумуляторов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
421
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Лукьяненко М. В.

Проведен анализ существующих математических моделей химических источников тока. Предложена методика моделирования никель-водородных аккумуляторов. Разработана энергетическая модель никель-водородных аккумуляторов, применяемых в системах электроснабжения космических аппаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Лукьяненко М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENERGY MODEL OF NICKEL-HYDROGEN STORAGE BATTERY

Analysis of existing mathematical models of chemical power sources is performed. Method of modeling of nickel-hydrogen storage battery is proposed. Energy model of nickel-hydrogen storage battery which is used in power systems of spaceships is developed.

Текст научной работы на тему «Энергетическая модель никель-водородных аккумуляторов»

УДК 629.78.064.5:621.355

М. В. Лукьяненко

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

Проведен анализ существующих математических моделей химических источников тока. Предложена методика моделирования никелъ-водородных аккумуляторов. Разработана энергетическая модель никелъ-водород-ных аккумуляторов, применяемых в системах электроснабжения космических аппаратов.

Аккумуляторные батареи (АБ), предназначенные для работы в составе системы электроснабжения (СЭС) космических аппаратов (КА), должны удовлетворять ряду требований, из которых основными являются высокая надежность, длительный срок службы (не менее 15 лет), высокое значение удельной энергии, малый ресурсный спад удельных характеристик при числе циклов заряд-разряд (до 4 • 103), достаточно широкий интервал рабочих температур (0.. .40 °С), механическая прочность (стойкость к перегрузкам в сочетании с виброперегрузками, имеющими место на этапе выведения КА на орбиту), возможность работы как при отсутствии силы тяжести, так и при любой пространственной ориентации, минимальный саморазряд, малое внутреннее сопротивление и т. д.

В настоящее время благодаря высокой удельной энергии и большому циклическому ресурсу основное место среди химических источников тока (ХИТ) для космических программ прочно завоевали никель-водородные аккумуляторы (НВА). По сравнению с другими электрохимическими системами эти аккумуляторы имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при их исследовании, эксплуатации и математическом моделировании:

- наличие двух неразделенных активных газов (кислорода и водорода) в общем объеме, что создает при перезаряде и смене полюсов потенциальную возможность инициирования внутри НВА взрывоопасной кислородно-водородной смеси;

-высокая удельная энергия (55.60 Вт • ч / кг), которая получается за счет применения разнополярных электродов несоизмеримых толщин. Водородный электрод является лишь местом токообразующей реакции, а не хранителем активной массы - водорода;

- высокая концентрация энергии в малом объеме сопровождается повышенным тепловыделением в единице объема. Повышенная температура существенно снижает ресурс работы НВА, емкость и энергию, отдаваемую на разряде в нагрузку;

- заряженный НВА термодинамически нестабилен, т. е. при хранении в заряженном состоянии емкость теряется за счет саморазряда. Эти потери реализуются в виде дополнительного внутреннего тепловыделения. Величина саморазряда в значительной степени зависит от температуры НВА, нелинейно увеличиваясь при ее повышении. Это свойство НВА мало сказывается при постоянном циклировании аккумулятора, однако оно должно учитываться при перерывах в работе и оценке теплового режима НВА в батарее;

- при заряде НВА в изохронно-изотермических условиях (примерно до 80 % номинальной емкости) наблюдается линейная зависимость между давлением в аккумуляторе и степенью заряженности. Эта уникальная осо-

бенность НВА позволяет непосредственно по тензомет-рическим показаниям определять текущую степень за-ряженности аккумулятора;

- тепловыделение НВА и связанные с ним токовые потери на побочные реакции при заряде, потери энергии на заряде и разряде, КПД по емкости и по энергии, степень заряженности и другие характеристики существенно нелинейно зависят от условий циклирования (токов заряда-разряда, температуры, степени заряженности);

- при сообщении НВА полной зарядной емкости давление газа внутри корпуса достигает максимального значения и в процессе дальнейшего заряда (перезаряда) давление стабилизируется. Это свойство НВА, допускающего длительный перезаряд, используется для упрощения схемы контроля степени заряженности, но при этом вся избыточная энергия перезаряда превращается в тепло, т. е. заряд идет с нулевым КПД и температура аккумулятора повышается. Такой режим работы НВА в принципе не является аварийным, но он крайне не желателен.

Математическое моделирование СЭС КА предъявляет повышенные требования к математической модели применяемого в ней химического источника тока в силу особой специфики функционирования КА в космосе. В первую очередь, это автономный режим работы КА на орбите, широкие границы изменений условий функционирования (температуры, разнообразия сеансных расписаний нагрузок, условий охлаждения, режимов полета, параметров орбиты, мощности нагрузки, большого числа циклов и др.), высокие требования к надежности и долговечности КА.

Несмотря на довольно большое количество разработанных математических моделей ХИТ, многие из них имеют ограниченное применение и малопригодны для математического описания ХИТ как элементов СЭС КА в связи со следующими условиями:

- они в основном ограничиваются описанием только разрядных характеристик ХИТ, хотя условия заряда оказывают существенное влияние на зарядные характеристики и циклы заряда-разряда необходимо рассматривать как единое целое;

- используется ограниченный экспериментальный материал, когда описываются внешние характеристики ХИТ в функции емкости при нескольких фиксированных значениях температуры (обычно 20...25 °С) и токов заряда-разряда, что не позволяет рассчитывать характеристики ХИТ при плавном изменении температуры в процессе циклирования, так как в них исследуются только частные режимы циклирования ХИТ;

- формулы, описывающие зарядно-разрядные характеристики ХИТ различных электрохимических систем, носят полуэмпирический характер, что затрудняет рас-

пространение полученного математического описания на широкую область изменения нескольких рабочих параметров, так как методики определения эмпирических коэффициентов сложны и недостаточно подробно описаны в литературе;

- в этих моделях обычно рассматриваются зависимости электрических и других характеристик от сообщенной или отданной в нагрузку емкости, хотя разработчиков СЭС КА больше интересуют зависимости по энергии, так как при решении задач энергобаланса СЭС КА приходится рассматривать распределение потоков энергии между первичным (солнечной батареей) и вторичным (аккумуляторной батареей) источниками электроэнергии и нагрузкой в соответствии с сеансным расписанием.

Для решения задач, стоящих перед разработчиками СЭС КА, необходима энергетическая модель ХИТ, позволяющая рассчитывать текущее энергетическое состояние источника при циклировании по произвольным частным и предельным циклам при известных условиях конвективного или радиационного теплообмена. Поскольку ХИТ любой электрохимической системы является сложным, существенно нелинейным, многопараметрическим объектом и многие его внешние характеристики взаимосвязаны и взаимозависимы, то необходимо применять комплексный подход к моделированию всех внешних характеристик ХИТ как функции определенного набора параметров. Это может значительно сократить время и затраты на проведение экспериментов и математическое моделирование в целом.

При разработке энергетической модели НВА авторы исходили из того, что для аккумулятора как преобразователя энергии, подводимой к нему на заряде, в энергию активных масс электродного блока и обратно в электроэнергию в процессе разряда (рис. 1), будет выполняться закон сохранения энергии:

№-№-№-№-№ =0, (1)

3 з.т р .т р ост 7 4 '

где Wз - энергия, получаемая от зарядного устройства; Wз т - энергия тепловых потерь на заряде; Wр т - энергия тепловых потерь на разряде; Wр - энергия, отдаваемая в нагрузку; W - остаточная энергия.

Qv = | Ь йт , 0

W =/(Г, I),

пет 4 а7 п'?

(4)

(5)

Рис. 1. Распределение потоков энергии в цикле заряд-разряд

Формализованную с точки зрения электрохимии энергетическую модель НВА можно записать в виде системы:

Q„ % О, т,

гермоконтеинера: тепловы-

(2)

(3)

где из - напряжение на аккумуляторе в процессе заряда; ир - напряжение на аккумуляторе в процессе разряда; / - ток заряда; 1р - ток разряда; N т - мощность тепловых потерь на заряде; Ир т - мощность тепловых потерь на разряде; Qз - зарядная емкость; Qр - разрядная емкость; Г - температура аккумулятора; тз - время заряда; тр -время разряда.

Однако при использовании формализованной эмпирической модели как в процессе эксперимента, так и в дальнейшем, при штатных условиях эксплуатации, измеряется и контролируется одна и та же величина - температура корпуса аккумулятора, поэтому принятое допущение, при котором температура корпуса приравнивается к температуре аккумулятора вообще, остается справедливым лишь для ограниченных условий теплообмена. Под этим следует подразумевать, что теплообмен может осуществляться либо за счет принудительной циркуляции газа-теплоносителя внутри гермоконтейнера КА:

/ ч

Ыт = тС—^ + ^а(та -Т0), либо при теплообмене а т

только излучением, например при установке аккумуляторной батареи вне

Ыт = тС -~Т + о ( - тр4 ) , где N - мощность деления на заряде и разряде; С - удельная теплоемкость аккумулятора; т - масса аккумулятора; Т - температура окружающей среды (газа-теплоносителя); а - удельный коэффициент теплоотдачи; F - площадь теплоотдачи; о - коэффициент лучеиспускания; Гр - равновесная температура аккумулятора (при расположении вне гермоконтейнера).

Энергетическая модель НВА, как всякая эмпирическая модель, справедлива только в тех границах, для которых она составлена, поэтому при проведении экспериментальных исследований указанные границы задавались таким образом, чтобы осуществлялось перекрытие факторного пространства, а сами исследования проводились методом планирования эксперимента.

Во время экспериментов факторам (первичным параметрам, в данном случае току заряда-разряда и температуре) последовательно задавались различные сочетания значений, а получающиеся при этом в установившихся режимах значения выходного параметра (напряжения заряда-разряда и мощности тепловыделения) фиксировались. Поскольку определение функции отклика в общем случае велось при неполном знании механизма явления, а аналитического описания при этом, естественно, не имелось, то пришлось ограничиться представлением функции отклика полиномом третьей степени. Хотя полиномиальная форма не является наилучшей, но по сравнению с моделью, основанной на схеме замещения [1], формализованная энергетическая модель имеет принципиальные преимущества:

- она позволяет осуществлять определение текущего состояния НВА при его работе как по полным, так и по частным циклам;

- выражения, описывающие потери текущей мощности и тепловыделения на заряде и разряде, позволяют ко-

Т

0

личественно оценить ту часть тепловой нагрузки на систему терморегулирования (СТР) КА, которая приходится на аккумуляторную батарею, что, с учетом ее значительного вклада в общее тепловыделение, дает возможность обоснованно выбрать технические характеристики СТР.

Следует отметить, что моделирование энергетических, а значит, и тепловых процессов, сопровождающих работу АБ при ее циклировании с произвольной глубиной, является важнейшей задачей при разработке СЭС КА [2].

Моделирование текущего состояния НВА сводится к нахождению остаточной энергии W при известной потребной энергии разряда Wр, обусловленной нагрузкой, и вычисленной в зависимости от режима работы энергией тепловых потерь на разряде Wр т (см. рис. 1). Это можно сделать в том случае, если известна полезная запасенная в аккумуляторе энергия W , которая, в свою очередь, является разностью между энергией, подводимой от зарядного устройства, W и энергией тепловых потерь на заряде W . Текущая величина W может изменяться в пределах W < W < W . Максимальная

А ост п птах

полезная энергия W обусловлена количеством активА птах '

ных масс электродного блока НВА. Следовательно, величина W в пределе может стремиться к W, т. е. после того как исчерпается возможность преобразования энергии в результате физико-химической реакции в активных массах (режим перезаряда), вся подводимая от зарядного устройства энергия будет выделяться в аккумуляторе в виде тепла W .

Отмеченные выше предельные режимы работы не имеют места в реальных условиях эксплуатации НВА и приведены здесь исключительно для иллюстрации физических закономерностей при их работе. Так, например, величина W ограничена допустимым минимальным на-

пряжением на одном аккумуляторе при заряде (0,5.. .0,6 В). Режим бесконечно большого перезаряда (когда W т ^ Wп), являясь энергетически неэффективным, может привести к взрыву НВА, так как даже при заряде до номинальной емкости его корпус испытывает избыточное давление порядка 110.120 атм.

Проведенные исследования НВА типа НВ-40 в следующем диапазоне варьирования основных параметров: температура - 0.45 °С, ток заряда - 2.20 А, ток разряда - 4.28А, зарядная емкость - 0.60А • ч позволяют определить необходимые зависимости, которые для одного из режимов приведены на рис. 2.

Проведя анализ кривых (см. рис. 2) можно сделать вывод, что значительная величина и существенная нелинейность мощности тепловыделения, оказывающая большое влияние на эффективность эксплуатации НВА в составе СЭС КА, определяют целесообразность применения энергобалансной модели НВА [3].

Поскольку определение эффективности режима заряда при представлении Wзт в абсолютных величинах имеет малую наглядность, на рис. 3 зависимости мощности тепловыделения приведены в относительных единицах N / Р, где Р - мощность на выходе зарядного устройства.

Таким образом, по полученным экспериментальным кривым зарядно-разрядных характеристик можно с помощью численного интегрирования определить значения всех зависимых переменных (рис. 4, 5).

Рис. 3. Влияние режима заряда на эффективность использования энергии

1,0

иа( в ) 5

3

.5—'

1 -/3= 11 А; 1= 22,5 °С 2-1 = И А; /-45 °С 3 - /,= 11 А; /=0°С 4 - 2 А; Г - 22,5 °С 5-І = 20 А; і = 22,5 °С

Є 3(Ач)

Рис. 2. Зарядно-разрядный цикл: Л - мощность тепловыделения; W - энергия; п - КПД

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55

Рис. 4. Семейство зарядных характеристик НВА для некоторых режимов

Полиномиальная математическая модель НВА представляется следующей системой уравнений:

N3 т = a0 + a1 x3 + a2 x32 + a3 x33, a0 = 1,317 0 + 0,710 6xj + 0,644 0x2 + 0,093 3xtx2 +

+0,326 9x2 + 0,118 3x22 - 0,032 Ц3 - 0,032 4x3, al = 1,359 8 + 0,446x1 + 0,595 7x2 + 0,053 1xtx2 +

+0,232 6xf + 0,107 7x22 + 0,020 2xf - 0,010 9x3, a2 = 0,516 9 - 0,073 7x1 + 0,157 0x2 + 0,024 7x1 x2 --0,012 4x2 + 0,006 0x22 + 0,013 9x3 + 0,0016x3, a3 = 0,066 0 - 0,048 5xt + 0,002 2x2 - 0,003 1xtx2 --0,022 1xf - 0,006 4x22 + 0,000 Ц3 - 0,000 9x3,

U3 = b0 + bj x3 + b2 x32 + b3 x|, b0 = 1,567 3 - 0,023 2x1 + 0,022 0x2 + 0,0015xx2 --0,002 5x2 - 0,003 8x22 + 0,0011x3 + 0,000 3x23, b1 = 0,017 6 - 0,007 3xt - 0,007 0x2 + 0,0019xtx2 --0,002 5x2 - 0,000 1x22 + 0,000 8x? + 0,000 3x23, b2 = -0,005 4 + 0,000 4x1 - 0,000 6x2 + 0,000 1x1 x2 + +0,000 1x2 - 0,000 5x2 - 0,000 1x3, b3 = 0,000 3 + 0,000 4x1 + 0,000 3x2 - 0,000 2x1 x2 +

+0,000 1x2 + 0,000 2x22 + 0,000 1x23, где Xj = 0,125 4(ta- 22,5); x2=0,313 6(7 -11); x3=0,094 07(0з- 30); Np т = c0 + Cj x3 + c2 x32 + c3 x3, c0 = 5,813 7 - 0,414 0x1 +1,9613x2 - 0,090 6x1 x2 +

+0,200 2x2 + 0,005 4x22 + 0,040 9xf - 0,042 9x3, c1 = -0,5110 - 0,277 1x1 + 0,293 9x2 - 0,059 8x1 x2 + +0,124 9x2 - 0,000 7x22 + 0,028 2xf - 0,042 5x3, c2 = 0,212 3-0,012x + 0,055 6x2 + 0,003 0x1 x2 +

+0,015 9x2 + 0,003 1x22 + 0,006 7x3 + 0,0015 5x23, c3 = 0,137 2 + 0,330x1 -0,009 2x2 + 0,004 5x1 x2 --0,006 3x2 + 0,002 7x22 - 0,002 3x3 + 0,006 1x3,

Up = (l - d2a ){ - eXP [d3 (6 - QPK )]} + } eXP (-d5Q) ,

d1 = 1,243 7 + 0,034 9x1 - 0,273x2 + 0,001 5x1x2 --0,002 9x2 + 0,005 9x22 - 0,000 9x3 - 0,000 7*3, d2 = 0,002 1 -0,000 12x1 + 0,000 037x2 - 0,000 33^x2 + +0,000 59x2 + 0,000 03x3, d3 = 0,744 3 + 0,094 6x1 - 0,105 2x2 - 0,017 0хгx2 --0,014 7x? + 0,002 5x2 -0,025 9x3 -0,003 9x3, d4 = 0,228 2 - 0,0401xj - 0,003 0x2 - 0,003 2xjx2 --0,003 8x2 - 0,003 6x22 - 0,005 4x3 + 0,005 7x23, d5 = 0,604 3 + 0,159 6xj - 0,204 5x2 - 0,044 1xjx2 +

+0,008 2x2 - 0,004 6x22 - 0,020 4x3 + 0,017 4x23,

QpK = 40,790 6 - 0,698 5x1 + 0,167 4x2 + 0,613 7x1 x2 --1,360 2x2 - 0,027 7x2 - 0,240 4x3 + 0,128 4x3,

В систему уравнений входит конечная разрядная емкость Qр к, которая в описываемой серии экспериментов зависит от токовых и температурных режимов циклиро-вания и изменяется от 42,5 до 24,8 А • ч. Поскольку жесткой границы варьирования зарядной емкости установить нельзя, было составлено уравнение регрессии, по которому вычислялось значение конечной разрядной емкости ^ (рис- 6)-

Рис. 5. Семейство разрядных характеристик HBA для некоторых режимов

5 10 1? 20 25 30 35

Рис. 6. Зависимость конечной разрядной емкости от температурного и токового режимов: при t = 0°С (1); t = 6,5 °С (2); t = 14,5 °С (3); t = 25 °С (4); t = 38,5 °С (5); t = 45 °С (6)

Энергетическая циклограмма, поясняющая работу формализованной модели НВА, приведена на рис. 7.

где х1 = 0,125 4(ta- 22,5); х2=0,235(1 - 16); x3 =

5,б44

Qp . к (з - 30)

А 25 30 35 | 35 30 35’20 1|5 20 25 Зр 25 20 1р 10 15 20 25 30 35 V ирнд і. рщяд .і. ирш .і. рации і. мрид

* Ї II III IV w V

Рис. 7. Зарядно-разрядная энергетическая диаграмма

Таким образом, разработанная энергетическая модель НВА, описывающая параметры его текущего состояния при циклировании по произвольным предельным и частным циклам в условиях конвективного и радиационного теплообмена, позволяет производить расчет энергетического состояния НВА в СЭС КА и определять оптимальные режимы заряда. По результатам моделирова-

ния НВА определены алгоритмы управления зарядным током, максимизирующие КПД заряда, что позволяет дополнительно запасти на 10.15 % больше полезной энергии по сравнению с зарядом постоянным током, также выявлен диапазон температур (от 10 до 30 °С), в котором НВА обладает наилучшими характеристиками.

Библиографический список

1. Романов, В. В. Химические источники тока / В. В. Романов, Ю. М. Хашев. М. : Сов. радио, 1979. 268 с.

2. Системы электропитания космических аппаратов / Б. П. Соустин, В. И. Иванчура, А. И. Чернышев, Ш. Н. Исляев. Новосибирск : ВО «Наука», 1994. 318 с.

3. Энергобалансная модель никель-водородной аккумуляторной батареи / А. Н. Морозов, А. Н. Ловчиков, М. В. Лукьяненко, В. С. Кудряшов // Химические источники тока : сб. науч. тр. / Всесоюз. науч.-исслед. авиац. ин-т. Л., 1983. С. 91-94.

M. V. Lukyanenko

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE ENERGY MODEL OF NICKEL-HYDROGEN STORAGE BATTERY

Analysis of existing mathematical models of chemical power sources is performed. Method of modeling of nickel-hydrogen storage battery is proposed. Energy model of nickel-hydrogen storage battery which is used in power systems of spaceships is developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.