Научная статья на тему 'Эндотелин-1 при сепсисе и остром повреждении легких'

Эндотелин-1 при сепсисе и остром повреждении легких Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
201
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ВНЕСОСУДИСТАЯ ВОДА ЛЕГКИХ / ОСТРОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЛЕГКИХ / ОТЕК ЛЕГКИХ / ТРАНСПУЛЬМОНАЛЬНАЯ ТЕРМОДИЛЮЦИЯ / ЭНДОТЕЛИН-1 / EXTRAHVASCULAR PULMONARY FLUID / ACUTE LUNG DAMAGE / PULMONARY EDEMA / TRANSPULMONARY THERMODILUTION / ENDOTHELINH1

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Кузьков В. В., Киров М. Ю., Совершаев -м А., Суборов Е. В., Ленькин А. И.

Проведено проспективное обсервационное исследование, целью которого было измерение концентрации эндотелина-1 (ЭТ-1) в плазме крови и оценка содержания внесосудистой воды легких (ВСВЛ) у пациентов, госпитализированных в отделение реанимации и интенсивной терапии. Показано, что ЭТ-1 является одним из основных медиаторов тяжелого сепсиса и может принимать участие в формировании сепсисиндуцированного отека легких. Определение концентрации ЭТ-1 в плазме было выполнено в отделении биохимии Университета Тромсе (Норвегия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Кузьков В. В., Киров М. Ю., Совершаев -м А., Суборов Е. В., Ленькин А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENDOTHELINE1 BY SEPSIS AND ACUTE LUNG DAMAGE

The prospective observational study has been carried out. The goal of it was to measure concentration of endothelinH1 (ETH1) in blood plasma and to evaluate content of pulmonary extraHvascular fluid (LEVF) in patients hospitalized in the departments of resuscitation and intensive care. It has been shown that ETH1 is one of the main mediators of serious sepsis and can participate in formation of sepsisHinduced pulmonary edema. Determination of ETH1 concentration in plasma was carried out at the Department of Biochemistry Tromsø University.

Текст научной работы на тему «Эндотелин-1 при сепсисе и остром повреждении легких»

УДК 577.1 12.5:[616.94:616.24]

ЭНДОТЕЛИН-1 ПРИ СЕПСИСЕ И ОСТРОМ ПОВРЕЖДЕНИИ ЛЕГКИХ

© 2005 г. В. В. Кузьков, М. Ю. Киров, *М. А. Совершаев, Е. В. Суборов, А. И. Ленькин, *В. Н. Куклин,

Э. В. Недашковский, *Л. Я. Бьертнес

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск 'Университет Тромсе, Норвегия

Проведено проспективное обсервационное исследование, целью которого было измерение концентрации эндотелина-1 (ЭТ-1) в плазме крови и оценка содержания внесосудистой воды легких (ВСВЛ) у пациентов, госпитализированных в отделение реанимации и интенсивной терапии. Показано, что ЭТ-1 является одним из основных медиаторов тяжелого сепсиса и может принимать участие в формировании сепсисиндуциро-ванного отека легких. Определение концентрации ЭТ-1 в плазме было выполнено в отделении биохимии Университета Тромсе (Норвегия). Ключевые слова: внесосудистая вода легких, острое поражение легких, отек легких, транспульмональная термодилюция, эндотелин-1.

Эндотелин-1 (ЭТ-1) является полипептидом, состоящим из 21 аминокислоты. Впервые описанный в 1988 году M. Yanagisawa [23], он остается наиболее изученным представителем семейства эндотели-нов и продолжает вызывать оживленный интерес исследователей. На сегодняшний день это самый мощный из известных эндогенных вазоконстрикторов, который принимает также активное участие в разнообразных физиологических и патологических процессах [2, 14, 23]. Эндотоксин, цитокины, тромбин и другие вещества, в избытке образующиеся при синдроме системного воспалительного ответа (ССВО), стимулируют продукцию ЭТ-1 эндотелиальными и эпителиальными клетками легких [10, 14]. В связи с тем, что легкие в значительной мере отвечают за синтез и клиренс ЭТ-1, его содержание в них нарастает быстрее, чем в других органах [9, 18]. Избыточное поступление и выработка ЭТ-1 приводят к развитию легочной гипертензии и, возможно, к нарушению микрососудистой проницаемости, которые в свою очередь способствуют развитию острого повреждения легких [11, 20]. Вовлеченный в сложные взаимодействия медиаторов и цитокинов воспаления, ЭТ-1 может вносить свой вклад в развитие острого повреждения легких (ОПЛ) и наиболее тяжелой его формы — острого респираторного дистресс-синдрома (ОРДС).

Клинические исследования выявили, что у больных с ОПЛ и ОРДС концентрация ЭТ-1 в плазме имеет достоверную отрицательную корреляцию с сердечным индексом и индексом оксигенации (PaO2/FiO2). Напротив, положительная корреляция наблюдается с давлением в легочной артерии и индексом соотношения сопротивлений в легочной и системной циркуляции [8, 9]. Кроме того, при ряде критических ситуаций повышение концентрации ЭТ-1 может быть маркером неблагоприятного исхода заболевания [13, 15]. Однако, согласно изученным нами литературным данным, взаимосвязь между изменением плазменной концентрации ЭТ-1, накоплением внесосудистой воды легких (ВСВЛ) и ухудшением общего состояния у больных с ОПЛ не была исследована.

Одним из ключевых признаков ОПЛ при сепсисе является повышение проницаемости сосудистого русла легких и накопление ВСВЛ с развитием интерстициального отека [4, 5]. Тем не менее роль ЭТ-1 в развитии некардиогенного отека легких при сепсисе остается невыясненной. В связи с этим целью нашего исследования было изучение концентрации циркулирующего в плазме венозной крови ЭТ-1 у пациентов различных групп. Дополнительно были исследованы роль медиатора при сепсисиндуцированном ОПЛ и возможный вклад ЭТ-1 в процесс накопления ВСВЛ.

Методика

В проспективное обсервационное исследование было включено 66 взрослых пациентов (средний возраст (51,9 ± 1,9) года; 36 мужчин и 30 женщин), госпитализированных за период 2002 — 2004 годов в отделение реанимации и интенсивной терапии МУ «Первая городская клиническая больница» г. Архангельска. В соответствии с утвержденными на конференции обществ ACCP/SCCM [5] международными критериями обследуемые были распределены в следующие группы: пациенты с ССВО неинфекционной этиологии (n = 11, группа ССВО), пациенты с сепсисом без органной дисфункции (n = 10, группа С), больные с тяжелым сепсисом (n = 45, группа ТС).

Группа ССВО представлена пациентами с тяжелой сочетанной травмой, неинфекционными заболеваниями ЖКТ (кровотечение, ущемление грыжи), а также нарушениями метаболического и токсического генеза. В состав группы ТС были включены больные с септическим шоком и/или сепсисиндуцированным ОПЛ. Концентрация ЭТ-1 в плазме крови была определена у всех пациентов, включенных в исследование, а также у здоровых добровольцев (ЗД), не имеющих в анамнезе заболеваний сердечно-сосудистой или дыхательной системы (n = 14, группа ЗД; средний возраст (34,7 ±3,1) года).

В группах С и ТС концентрация ЭТ-1 в плазме крови определялась на первые, третьи, пятые и седьмые сутки с момента госпитализации. В группах ССВО и ЗД измерение ЭТ-1 производили однократно в первые сутки исследования. Для определения плазменной концентрации ЭТ-1 венозная кровь забиралась в пробирки с консервантом (EDTA) и центрифугировалась при 3000xg\ После центрифугирования отделенная плазма немедленно замораживалась при —50 °С. Для количественного анализа содержания ЭТ-1 был использован иммунофлюоресцентный метод (стандартный набор реактивов QuantiGlo QET00; R&D Systems, США). Определение концентрации ЭТ-1 в плазме было выполнено в отделении биохимии Университета Тромсе. Суммарно выполнено 207 измерений.

У 18 пациентов группы ТС с диагностированным септическим шоком, осложненным ОПЛ/ОРДС, проводилось измерение содержания жидкости в интер-стиции легких (индекс внесосудистой воды легких — ИВСВЛ), а также мониторинг показателей центральной и легочной гемодинамики методом транспульмональной изолированной термодилюции (монитор PiCCO, Pulsion Medical Systems, Мюнхен, Германия).

Для статистического анализа данных мы использовали t-тест Стьюдента и %2-тест. Нормальность распределения данных подтверждена в тесте Колмогорова-Смирнова; данные представлены как среднее ± стандартная ошибка среднего (M ± m). Значение p < 0,05 рассматривалось как статистически значимое.

Результаты исследования

Основные характеристики пациентов (возраст, пол, тяжесть состояния, которая оценивалась по шкалам SAPS II и SOFA, бактериальные посевы, 28-дневная летальность) представлены в таблице. Согласно результатам оценки по шкалам SAPS II и SOFA, наибольшей тяжестью отличалось состояние больных группы ТС. Соответственно в этой же группе наблюдался наибольший уровень летальности (см. таблицу).

Клинические характеристики пациентов по группам

Характеристика ССВО (n = 11) Сепсис (n = 10) Тяжелый сепсис (n=45)

Возраст, лет 49,5±6,0 43,4±4,1 55,1 ±2,18

Пол (М/Ж) 2/9 5/5 29/16

SAPS II, день 1-й, балл 29,3±7,2 27,4±1,7* 55,1±2,5

SOFA, день 1-й, балл — 3,0±0,7* 10,0±0,6

Первичная патология (терапевтическая/ хирургическая) 5/6 5/5 20/25

Исходное нарушение:

патология легких Нет 4 20

патология почек Нет 1 5

патология органов ЖКТ Нет 4 18

мягкие ткани 5 1 2

множественная травма 3 Нет Нет

метаболические/интоксикации 3 Нет Нет

обширное вмешательство

Положительные результаты посевов Нет 4 (40 %) 30 (67 %)

Летальность 2 (18 %) 0 (0 %)* 27 (60 %)

Примечание. * — p < 0,05 между группами С и ТС.

В первые сутки исследования плазменная концентрация ЭТ-1 в группе ТС была на 160 % выше, чем в группе ЗД (р = 0,0001) и на 120 % выше, чем в группе С (р = 0,002) (рис. 1). К седьмым суткам исследования этот показатель в группе ТС снизился на 57 % (р < 0,004 по сравнению с первыми сутками) (рис. 2). На протяжении первых пяти суток исследования концентрация ЭТ-1 в группе ТС была выше по сравнению с группой С (р < 0,02).

ЗД ССВО с тс

Рис. 1. Плазменная концентрация эндотелина-1 в группах пациентов в первый день исследования Примечания: * — р < 0,01 между группами ЗД и ТС; | — р < 0,01 между группами С и ТС.

В группе ТС, где проводился инвазивный мониторинг гемодинамики, не было выявлено корреляции между концентрацией ЭТ-1 и исследованными пока-

зателями (ИВСВЛ, сердечный выброс и периферическое сосудистое сопротивление).

Рис. 2. Динамика концентрации эндотелина-1 в группах пациентов с сепсисом и тяжелым сепсисом Примечания: * — р < 0,05 в группе ТС при сравнении с днем 1; f — р < 0,05 между группами Си ТС.

В группе ТС повышение ИВСВЛ (> 7 мл/кг) было отмечено у 11 (63 %) пациентов с ОПЛ. В первые сутки исследования содержание ЭТ-1 в плазме было достоверно выше в подгруппе больных ТС с ИВСВЛ > 7 мл/кг (принятая верхняя граница нормальных значений) по сравнению с больными, у которых ИВСВЛ был ниже 7 мл/кг (рис. 3).

ИВСВЛ < 7 мл/кг ИВСВЛ > 7мл/кг

Рис. 3. Концентрация эндотелина-1 и индекс внесосудистой воды легких

Примечание. * — р < 0,01 при сравнении подгрупп пациентов с ИВСВЛ < 7 мл/кг и ИВСВЛ > 7 мл/кг.

Следует отметить, что на пятые сутки исследования у пациентов, которые впоследствии имели неблагоприятный исход, наблюдалась тенденция к повторному пиковому повышению концентрации ЭТ-1. В группе ТС выявлена отрицательная корреляция между концентрацией ЭТ-1 и индексом оксигенации Ра02/ FiO2 (п = 18; г = -0,49; р = 0,04) (данные не представлены).

Обсуждение результатов

Полученные нами данные свидетельствуют о значимом повышении концентрации в плазме крови ЭТ-1 при таких состояниях, как ССВО, сепсис и тяжелый

сепсис. Наблюдавшаяся динамика плазменной концентрации ЭТ-1 в группах С и ТС может отражать постепенное уменьшение синтеза этого медиатора в ходе септического процесса. Эти результаты соответствуют данным, полученным другими исследователями [3,

13, 17, 22].

В экспериментальных исследованиях было показано, что такие неспецифические медиаторы воспаления, как фактор некроза опухолей-альфа (TNF-a) и провоспалительные интерлейкины, могут стимулировать выработку ЭТ-1 при сепсисе. Вместе с тем синтез ЭТ-1 может нарастать при травматических поражениях, ожогах, тканевой ишемии, гипоксии и прочих стрессовых состояниях, имеющих неинфекционную этиологию [7, 18]. В нашем исследовании у ряда больных с ССВО на фоне тяжелой травмы и ожогов отмечалось значимое повышение концентрации ЭТ-1 по сравнению с больными с локализованными инфекционными процессами и сепсисом без органной дисфункции. Это может объясняться выраженной активацией эндотелия и повышением синтеза ЭТ-1 при ССВО, сопровождающимися развернутой картиной полиор-ганной недостаточности [3].

Основной находкой исследования стало выявление повышенной концентрации циркулирующего в плазме крови ЭТ-1 при параллельном увеличении содержания ВСВЛ и ухудшении оксигенации в группе больных с тяжелым сепсисом. Эта закономерность подтверждается данными других исследователей [13, 15]. В экспериментальных исследованиях на модели эндо-токсинстимулированного ОПЛ неселективная блокада рецепторов ЭТ-1 корригировала легочную гипертензию, улучшала газообмен и снижала содержание внесосудистой легочной воды [6, 12]. Эти данные также являются косвенным подтверждением вовлечения ЭТ-1 в патогенез острого повреждения легких.

В экспериментальных исследованиях было показано, что ЭТ-1 свойственен ультракороткий период по-лужизни (около 1 мин) и большой объем распределения — (34,9 ± 4,5) л/кг [1, 16]. При первом прохождении после внутривенного введения ЭТ-1 на 90 % адсорбируются легкими [22], что указывает на высокий и органоспецифичный метаболизм медиатора. Известно также, что ЭТ-1 секретируется эндотелием в направлении, противоположном сосудистому просвету (в интерстиций). Следовательно, концентрация данного пептида в тканях всегда выше, чем в плазме [19]. Данные факты могут частично объяснять отсутствие в нашем исследовании корреляции между плазменной концентрацией ЭТ-1 и ИВСВЛ при тяжелом сепсисе.

Таким образом, ЭТ-1 является одним из основных медиаторов тяжелого сепсиса и может принимать участие в формировании сепсисиндуцированного отека легких. Полученные результаты указывают на возможную прогностическую роль ЭТ-1 при тяжелом сепсисе и перспективность исследования эффективности блокаторов ЭТ-1 при осложнении этого критического состояния острым повреждением легких.

Список литературы

1. Anggard E. The fate of radioiodinated endothelin-1 and endothelin-3 in the rat / E. Anggard, S. Galton, G. Rae et al. // J. Cardiovasc. Pharmacol. — 1989. — Vol. 13. — P. S46—S49.

2. Battistini B. Growth regulatory properties of endothelins / B. Battistini, P Chailler, P D’Orleans-Juste et al. // Peptides. — 1993. — Vol. 14. — P 385—399.

3. Boldt J. Alterations in circulating vasoactive substances in the critically ill: A comparison between survivors and nonsurvivors / J. Boldt, T. Menges, D. Kuhn et al. // Intensive Care Med. — 1995. — Vol. 21. — P 218—225.

4. Bone R. C. American College of Chest Physicians/ Society of Critical Care Medicine Consensus Conference: definitions for sepsis and organ failures and guidelines for the use of innovative therapies in sepsis / R. С. Bone, R. A. Dalk, F. B. Cerra et al. // Crit. Care Med. — 1992.

— Vol. 20. — P 864—874.

5. Bone R. C. The pathogenesis of sepsis / R. C. Bone //

Ann. Intern. Med. — 1991. — Vol. 115. — P. 457—469.

6. Carpenter T. C. Endothelin receptor blockade decreases lung water in young rats exposed to viral infection and hypoxia / T. C. Carpenter, R. Kurt, K. R. Stenmark // Am. J. Physiol. Lung. Cell Mol. Physiol. — 2000. — Vol. 279.

— P L547—L554.

7. Cunningham M. E. Endothelin-1 and endothelin-4

stimulate monocyte production of cytokines / M. E. Cunningham, M. Huribal, R. J. Bala et al. // Crit.

Care Med. — 1997. — Vol. 25. — P 958—964.

8. Druml W. Endothelin-1 in adult respiratory distress syndrome / W. Druml, H. Steltzer, W Waldhausl et al. // Am. Rev. Respir. Dis. — 1993. — Vol. 148. — P 1 169—1 173.

9. Fagan K. A. Role of endothelin-1 in lung disease / K. A. Fagan, I. F. McMurtry, D. M. Rodman // Respir. Res.

— 2001. — Vol. 2. — P 90—101.

10. Filep J. G. Endothelin peptides: Biological actions and pathophysiological significance in the lung / J. G. Filep // Life Sci. — 1993. — Vol. 52. — P 119—133.

11. Helset E. Endothelin-1-induced increases in microvascular permeability in isolated, perfused rat lungs require leukocytes and plasma / E. Helset, J. Kjaeve, A. Hauge // Circ. Shock. — 1993. — Vol. 39. — P 15—20.

12. Kuklin V. N. Novel endothelin receptor antagonist attenuates endotoxin-induced lung injury in sheep / V N. Kuklin, M. Y. Kirov, O. V Evgenov et al. // Crit. Care Med. — 2004. — Vol. 32 — P 766—773.

13. Langleben D. Endothelin-1 in acute lung injury and the adult respiratory distress syndrome / D. Langleben, M. DeMarchie, D. Laporta et al. // Am. Rev. Respir. Dis.

— 1993. — Vol. 148. — P 1646—1650.

14. McMillen M. A. Endothelins: Polyfunctional cytokines / M. A. McMillen, B. E. Sumpio // J. Am. Coll. Surg. — 1995. — Vol. 180. — P 621—637.

15. Mitaka C. Circulating endothelin-1 concentrations in acute respiratory failure / C. Mitaka, Y. Hirata, T. Nagura et al. // Chest. — 1993. — Vol. 104. — P. 476—480.

16. Parker J. D. Human endothelin-1 clearance kinetics

revealed by a radiotracer technique / J. D. Parker, J. J. Thiessen, R. Reilly et al. // J. Pharmacol. Exp. Ther.

— 1999. — Vol. 289. — P. 261—265.

17. Sanai L. Endothelin production in sepsis and the adult respiratory distress syndrome / L. Sanai, W. G. Haynes, A. Mackenzie et al. // Intensive Care Med. — 1996. — Vol. 22. — P. 52—56.

18. Tschaikowsky K. Endothelin in septic patients: Effects on cardiovascular and renal function and its relationship to proinflammatory cytokines / K. Tschaikowsky, S. Sagner, N. Lehnert et al. // Crit. Care Med. — 20 0 0. — Vol. 28.

— P 1854—1860.

19. Wagner O. F. Polar secretion of endothelin-1 by cultured endothelial cells / O. F. Wagner, G. Christ, J. Wojta et al. // J. Biol. Chem. — 1992. — Vol. 267. — P 16066— 16068.

20. Wanecek M. The endothelin system in septic and endotoxin shock / M. Wanecek, E. Weitzberg, A. Rudehill et al. // Eur. J. Pharmacol. — 2000. — Vol. 407. — P 1 — 15.

21. Weitzberg E. Differences in vascular effects and removal of endothelin-1 in human lung, brain, and skeletal muscle / E. Weitzberg, G. Ahlborg, J. M. Lundberg // Clin. Physiol.

— 1993. — Vol. 13. — P. 653—662.

22. Weitzberg E. Elevated plasma levels of endothelin in patients with sepsis syndrome / E. Weitzberg, J. M. Lundberg, A. Rudehill // Circ. Shock. — 1991. — Vol. 33. — P. 222— 227.

23. Yanagisawa M. A novel potent vasoconstrictor peptide produced by vascular endothelial cells / M. Yanagisawa, H. Kurihara, S. Kimura et al. // Nature. — 1988. — Vol. 332. — P. 411—415.

ENDOTHELIN-1 BY SEPSIS AND ACUTE LUNG DAMAGE

V. V. Kuzkov, M. Yu. Kirov, *M. A. Sovershaev,

E. V. Suborov, A. I. Lenkin, *V. N. Kuklin,

E. V. Nedashkovsky, *L. Ya. Bjertnes

Northern State Medical University, Arkhangelsk *Troms0 University, Norway

The prospective observational study has been carried out. The goal of it was to measure concentration of endothelin-1 (ET-1) in blood plasma and to evaluate content of pulmonary extra-vascular fluid (LEVF) in patients hospitalized in the departments of resuscitation and intensive care. It has been shown that ET-1 is one of the main mediators of serious sepsis and can participate in formation of sepsis-induced pulmonary edema. Determination of ET-1 concentration in plasma was carried out at the Department of Biochemistry Tromsm University.

Key words: extra-vascular pulmonary fluid, acute lung damage, pulmonary edema, transpulmonary thermodilution, endothelin-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.