Научная статья на тему 'Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала'

Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1918
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ОТНОШЕНИЕ К ДРУГОМУ / БУДУЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛ / КАНАЛЫ ЭМПАТИИ / EMPATHY / ATTITUDE TO OTHER PERSONS / FUTURE PROFESSIONAL / CANALS OF EMPATHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бражникова Антонина Николаевна, Зюзя Анна Алексеевна

В результате теоретико-эмпирического исследования показано, что эмпатия как, безусловно, положительное отношение к другому, является одной из составляющих нравственности человека. Описаны результаты эмпирического исследования, позволившие установить, что будущие профессионалы обладают ограниченным диапазоном эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Empathy as one of the components of morality of the future professional

As a result of the theoretical-empirical study, there was shown that empathy as, unconditionally, positive attitude to other person is one of the components of human morality. The results of depicted empirical study proved the fact that future professionals possess limited diapason of emotional sensitivity and empathic perception.

Текст научной работы на тему «Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала»

УДК 159.922 ЭМПАТИЯ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ НРАВСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА

Антонина Николаевна Бражникова, кандидат психологических наук, доцент,

Анна Алексеевна Зюзя, кандидат педагогических наук, доцент,

Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского (БГУ)

Аннотация

В результате теоретико-эмпирического исследования показано, что эмпатия как, безусловно, положительное отношение к другому, является одной из составляющих нравственности человека. Описаны результаты эмпирического исследования, позволившие установить, что будущие профессионалы обладают ограниченным диапазоном эмоциональной отзывчивости и эмпатическо-го восприятия.

Ключевые слова: эмпатия, отношение к другому, будущий профессионал, каналы эмпатии.

EMPATHY AS ONE OF THE COMPONENTS OF MORALITY OF THE FUTURE

PROFESSIONAL

Antonina Nikolaevna Brazhnikova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,

Anna Alekseevna Zuzya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Bryansk State University named after the academic Petrovsky

Annotation

As a result of the theoretical-empirical study, there was shown that empathy as, unconditionally, positive attitude to other person is one of the components of human morality. The results of depicted empirical study proved the fact that future professionals possess limited diapason of emotional sensitivity and empathic perception.

Keywords: empathy, attitude to other persons, future professional, canals of empathy.

В современной психологической науке эмпатия изучается в различных аспектах и направлениях. Рассматриваются вопросы затрагивающие: 1) природу эмпатии как психического явления; 2) связь эмпатии с эгоистическими и альтруистическими тенденциями в поведении человека; 3) роль заражения, индукции, условных рефлексов, интуиции в проявлении эмпатпи; 4) формы проявления эмпатии и способы их фиксации; 5) функции эмпатии в воспитании и развитии личности. В связи с этим существуют и различные трактовки самого понятия «эмпатия».

Многими отечественными и зарубежными психологами эмпатия характеризуется как, безусловно, положительное отношение к другому. А. К. Бохарт, проведя сравнение представлений об эмпатии, разработанных в рамках ряда психотерапевтических школ, пришел к выводу, что термином «эмпатия» обозначается группа родственных понятий, в ряду которых большое внимание уделяется отношениям к другому (объекту эмпатии). Эмпатия в таком случае понимается как совокупность отношений признания, помощи, теплоты, понимания, близости, безусловной позитивности в адрес партнера по общению [2, С. 27-29.]. С определением эмпатии как, безусловно, положительного отношения к другому соглашается В . В. Знаков. Он также считает, что эмпатия раскрывается через положительное отношение к другому, предполагающее признание целостности его личности. Вместе с тем В.В. Знаков подчеркивает, что эмпатическое отношение может включать негативную или нейтральную реакцию субъекта на то, что его партнер по общению переживает и чувствует в данный момент [4.]. Эмпатия рассматривается как эмоциональная особенность человека, которая играет большую роль в отношениях между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания между ними так же в исследованиях Ильина Е.П. [5, С. 365-370]. Эмпатия в форме сочувствия приводит к актуализации отношений теплоты, доверия, заботы, открытости, поддержки в адрес объ-

екта эмпатии, представлена в концепции Гавриловой Т.П. [3, С140-180]. Следовательно, эмпатия, как, безусловно, положительное отношение к другому, исключающее насилие и содержащее любовь, доверие, уважение к другому, может выступать существенным фактором, способствующим проявлению и развитию нравственных характеристик личности.

Нравственность человека обладает сложным многогранным содержанием, однако без эмпатии, «этой поразительной способности даже не с «полуслова», а скорее с «полувзгляда» понять друг друга. Без устойчивости и безграничности отношений теплоты, доверия, заботы, открытости, поддержки не мыслимы ни альтруистические поступки, ни борьба за справедливость, ни многие великие чувства, ни сама нравственность [6, с. 28.].

Особый интерес, на наш взгляд представляет исследование эмпатии у будущих специалистов, ибо эмпатия является не только важным средством адаптации в профессионально-образовательной среде, способствует сбалансированности межличностных отношений всех субъектов учебно-воспитательного процесса, развитию базовых компетентностей, социально-профессиональных компетенций, ключевых квалификаций, но и как, безусловно, положительное отношение к другому отражает нравственность будущего профессионала. Более того, психика молодых людей отличается особой пластичностью, и данный возраст является сенситивным для формирования нравственных характеристик личности, в частности эмпатии.

Целью статьи является исследование эмпатии как одной из составляющих нравственности будущего профессионала.

МЕТОДИКА И ЕЕ ОПИСАНИЕ

В исследовании приняли участие 369 студентов и учащихся первых курсов, а именно 127 студентов Брянского государственного университета, 123 студента колледжей и 119 учащихся профессионального училищ, из них 191 девушка и 178 юношей.

Нами была использована методика эмпатических способностей В.В. Бойко [1], которая позволяет выявить как основной показатель уровня эмпатии, так и значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Значимость конкретного параметра в структуре эмпатии выражают шесть шкал: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный капал эмпатии, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии. Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6.

По критерию ведущего компонента эмпатии: В. В. Бойко выделяет виды эмпатии: 1) рациональная эмпатия, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому, интенсивной аналитической переработки информации о нем; 2) эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств); 3) интуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне [1, С. 114-150.].

Каналы эмпатии, представленные во всем многообразии их взаимосвязей выполняют вспомогательную роль в единой системе, основного показателя уровня эмпатии, показателем которого выступает сумма баллов, получаемая в результате сложения единичных баллов, набранных за каждый ответ испытуемого, совпавший с ключом. Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов, и отражают: 30 баллов и выше -очень высокий уровень эмпатии; 22^29 - средний уровень, 15^21 - заниженный, менее 14 баллов - очень низкий. Следует отметить, что лишь высокий уровень эмпатии отражает, безусловно, положительное отношение к другому и характеризует высоконравственного человека.

Данные методики эмпатических способностей В.В. Бойко, были подвергнуты дисперсионному анализу (ANOVA).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования показали, что ведущим компонентом эмпатии у всей выборки испытуемых являются установки, способствующие или препятствующие эмпатии (М=3,271, D=1,823), указывающий на то, что диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия зависит в первую очередь от установок способствующие или препятствующие эмпатии. Далее идут идентификация в эмпатии (М=3,211, D=2,188), умение понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера и интуитивный канал эмпатии (М=3,091, D=2,691), позволяющий человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся на подсознании. Средние значения немного менее трех баллов, имеет рациональный канал эмпатии (М=2,964, D=1,511), определяющий направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. Немного ниже оказались средние показатели по шкале проникающая способность в эмпатию (М=2,890, D= 1,397) позволяющей создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. И наименее значимым каналом в структуре эмпатии у обследуемой выборки оказался эмоциональный канал эмпатии (М=2,697, D=2,112).

Результаты исследования основного показателя эмпатии свидетельствуют о заниженном уровне эмпатии (М=18,066, при D=15,652), у обследуемой выборки испытуемых. В свою очередь наблюдаются некоторые различия в показателях основного уровня эмпатии между студентами колледжей, учащимися профессиональных училищ г. Брянска и Брянского государственного университета. Наименьший средний балл (М=17,333) показали учащиеся профессиональных училищ, несколько выше (М=18,136) - студенты Брянского государственного университета и наибольший средний балл (18,773) имеют студенты колледжей.

Дальнейшие диагностические процедуры позволили определить: зависит ли уровень развития эмпатии от системы получения профессионального образования (начальная, средняя, высшая). В данном случае фактор получения профессионального образования имеет три градации: 1- вуз, 2 - колледжи, 3 - профессиональные училища. Результаты однофакторного дисперсионного анализа методики диагностики эмпатии представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты однофакторного дисперсионного анализа методики _____________________диагностики эмпатии________________________________

Дисперсионный анализ

Источник вариации 55 аг М5 F Р-Значение F критическое

Между группами 9,636 2 4,818 0,342 0,711 3,020

Внутри групп 5166,169 366 14,115

Итого 5175,805 368

Примечание: SS - сумма квадратов, df - число степеней свободы, MS - средние квадраты F - фактическое значение, Р-значение, вероятность ошибки а, F критическое - предельное значение.

Из таблицы 1 видно, что полученная нами величина ^(0,342), не превышает Fкрum.(3,020). Следовательно, незначительные различия в показателях общего уровня эмпатии в различных учебных заведениях носят случайный характер, другими словами система получения профессионального образования (высшее, среднее, начальное) не влияют на проявление эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия молодыми людьми. Полагаем, что на общий уровень эмпатии влияет ряд других факторов: индивидуально-психологические особенности личности, семья, опыт взаимоотношений приобретенный в школе, общественных организациях, а также в неформальных объединениях, половые различия и т.д.

В этой связи для нас представляет интерес показатель основного уровня эмпатии среди юношей (178) и девушек (191) обследуемой выборки. Полученные данные свидетельствуют о том, что средние значения общего уровня эмпатии у девушек (М=19,483, при D=17,575) выше, чем у юношей (М=14,805 при D=14,601). При этом, 44,93% девушек показали заниженный уровень эмпатии, 39,32% - средний и 15,75% - очень низкий. Наибольший процент юношей (51,42) показали очень низкий уровень эмпатиии, заниженный (45,73) и средний (2,85). Полагаем, что половые различия в показателях общего уровня эмпатии связаны скорее с врожденной чувствительностью и отзывчивостью у девушек и сдержанностью и невозмутимостью у юношей.

Таким образом, данные методики диагностики эмпатических способностей В.В. Бойко свидетельствуют о заниженном уровне эмпатии исследуемой выборки испытуемых, преобладании низкого уровня эмпатии у юношей. В ряде исследований [2,3 и др.] доказано, что субъекты, имеющие низкий уровень развития эмпатии предпочитают эгоистические стратегии взаимодействия с другими, включающие использование окружающих в собственных целях и ухудшающие общение и взаимодействие между людьми. И если уровень развития эмпатии соответствует примитивному уровню (субъект не способен к эмоциональному отклику на переживания других, не приводит к актуализации отношений теплоты, доверия, заботы, открытости, поддержки в адрес объекта эмпатии), то эмпатия скорее отражает негативное отношение к другому. Следовательно, возникает необходимость уже на начальном этапе профессиональной подготовки, формировать у будущих специалистов нравственный мотив в пользу другого человека, умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, то есть культивировать развитие эмпатических способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмпатия как безусловно, положительное отношение к другому означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нём, когда объектом эмоциональной восприимчивости индивида становятся переживания других людей, безотносительно к собственному благополучию. Заложенное в эмпатии умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, и отражает уровень нравственного развития человека. В свою очередь, неподдельный интерес, понимание значимости и ценности личности другого, не допускающие отчужденности и безразличия в адрес переживаний другого, выступают важнейшими характеристиками нравственности человека.

Для будущего профессионала характерен заниженный уровень эмпатии, свидетельствующий об ограниченном диапазоне эмоциональной отзывчивости и эмпатическо-го восприятия. Незначительные различия в показателях общего уровня эмпатии в различных учебных заведениях носят случайный характер и фактор получения профессионального образования (начальная, средняя, высшая) не влияет на уровень развития эмпатии. Существенные половые различия в показателях общего уровня эмпатии обследуемой выборки связаны скорее с врожденной чувствительностью и отзывчивостью у женщин и сдержанностью и невозмутимостью у мужчин, а также генетической предрасположенностью женщины стремиться к дружелюбию, согласию, и с пониманием относиться к проблемам другого человека.

Исследование эмпатии как одной из составляющих нравственности человека на начальном этапе профессиональной подготовки, позволит в условиях возрастания социальной ответственности систем профессионального образования в целом и коллектива каждого учебного заведении за личностное развитие будущего специалиста, разработать пути и способы повышения нравственного развития будущего профессионала в образовательной среде профессионального учебного заведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М. : Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. - 472 с.

2. Бохард, А. К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологии / А.К. Бохард // Иностранная психология. - 1993. -№ 1. - С. 27-29.

3. Гаврилова, Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии / Т.П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. -Краснодар : Изд-во Кубанского ун-та, 1979. - С. 10-11.

4. Знаков, В. В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков - М. : Изд-во Инта психологии РАН, 1994. - 240 с.

5. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 752 с.

6. Мельник, Е.В. Эмпатия как фактор успешной профессиональной деятельности / Е. В. Мельник // Психологическая безопасность, устойчивость, пстихотравма : сб. науч. ст. по материалам Первого междунар. форума. - СПб. : Книжный Дом, 2006. - С. 231232.

7. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М. : Прогресс, 1994. - 480 с.

Контактная информация: anb5262@mail.ru

УДК 343.95

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Антон Михайлович Бузунов, адъюнкт, старший лейтенант милиции, Санкт-Петербургский Университет МВД России (СПб УМВД РФ)

Аннотация

В статье содержится описание технологии принципиальных переговоров, которая характеризуется как технология переговоров без поражения. Описываются принципы данной технологии и приводятся практические рекомендации по ее применению. Уделяется внимание переговорам, как эффективному разрешению конфликтов. Применение технологии принципиальных переговоров при переговорах с лицами, захватившими заложников, приводит к их успешному завершению в 100% случаев.

Ключевые слова: технология принципиальных переговоров, переговоры, позиционный торг, конфликт.

TECHNOLOGY OF THE PRINCIPLE NEGOTIATIONS AS EFFECTIVE TOOL OF

CONFLICT RESOLUTION

Anton Mikhailovich Buzunov, the graduated in a military academy, senior lieutenant, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation

The article describes the technology of principled negotiation, which is characterized as a technology of negotiations without defeat. There were described the principles of given technology and practical guidelines on its application were presented. Attention is paid to the negotiations as an effective conflict resolution tool. Application of technology of principled negotiations at negotiations with the persons who have taken hostages, leads to their successful end in 100% of cases.

Keywords: technology principled negotiation, negotiations, positional bargaining, conflict.

Переговоры являются неотъемлемой частью ежедневного человеческого взаимодействия. Предметом переговоров может выступать что угодно - это может быть место, куда супруги хотят поехать отдыхать, или это может быть цена на приобретение основ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.