Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности'

Эмоциональный интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6023
904
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РЕФЛЕКСИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / REFLECTION / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутеева Валентина Петровна, Юлина Галина Николаевна, Рабаданова Разият Сулайбановна

В статье акцентируется внимание на необходимости развития эмоционального интеллекта как важнейшего качества профессиональной компетентности будущего специалиста, проявляющегося в личностно-ориентированной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional Intelligence as a Base of Success in Professional Activity

The attention on necessity of development of emotional intelligence as the most important quality of professional competence of the future specialist, manifested in the personality-oriented activities, is emphasized in the article.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

эмоциональный интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности

В статье акцентируется внимание на необходимости развития эмоционального интеллекта как важнейшего качества профессиональной компетентности будущего специалиста, проявляющегося в личностно-ориентиро-ванной деятельности.

Сегодня любая сфера деятельности требует всё более высокого качества подготовки специалистов, которые должны обладать общей культурой, уметь ориентироваться в различных технологиях и применять их, а также стремиться к достижению вершин в сфере своего труда. Чтобы быть востребованным, специалист должен быть профессионально компетентным, а не просто «наполненным» различной информацией, оторванной от практики. Реагируя на эти изменения, вузы всё больше вовлекаются в проведение исследований, совместных с промышленными предприятиями, в решение социально-экономических задач, организацию международного сотрудничества в различных сферах. Наиболее отчётливо это проявляется в инновационной деятельности вузов, направленной на обеспечение самоактуализации и самореализации внутренних резервов становления и развития студента как субъекта профессиональной компетентности.

Корни понятия «профессиональная ком-

Р.С. Рабаданова

Ключевые слова:

профессиональная компетентность, эмоциональный интеллект, рефлексия, самореализация

59

петентность» появились в период античности и, поступательно подпи-тываясь сущностным наполнением, дошли до совершенного терминологического оформления.

Этапы этого восхождения обозначены в выделенной Платоном высшей ступени обучения, идеалах Аристотеля, связанных с высшим образованием на базе сочетания широкого общего образования с изучением профессии, воплощении в средневековых университетах идеи организации профессионального образования на рационалистической основе, развитии в новое время принципа реализма высшей школы, преобразовании в XVIII-XIX вв. лучших светских профессиональных школ в вузы, в становлении современной системы многоуровнего высшего образования. Эти исторические изменения свидетельствуют о поиске подходов к решению сложной и многоаспектной проблемы выпуска вузами конкурентоспособных, профессионально компетентных специалистов.

Психолого-педагогической теорией и практикой накоплен богатый научный фонд идей, концепцией, моделей личностей в профессиональной деятельности специалиста, наработан опыт создания условий их внедрения (Ю.В. Варданян, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, В.А.Ситаров и др.)

Анализ литературы по данной проблеме позволяет определить профессиональную компетентность специалиста как уровень сформи-рованности системы психических свойств и состояний, который отражает единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности и способности (то есть умения и возможности) производить необходимые для этого действия.

Профессиональная компетентность проявляется в личностно ориентированной деятельности, эффективность которой зависит не только от знаний специалиста, но и от владения им приемами данной деятельности. Она обусловлена также личностными особенностями -устойчивой системой отношений к окружающему миру и самому себе, необходимым уровнем развития эмоционального интеллекта.

В последнее время термин emotional intelligenee - эмоциональный интеллект пользуется всё возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует чёткого определения этого понятия. Впервые обозначение EQ - коэффициент эмоциональности (emotional guotinent) , по аналогии с JQ - коэффициентом интеллекта, ввёл в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар, который определяет эмоцио-

нальный интеллект как набор когнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлениями внешней среды. А другой американский учёный Дэниэль Гоулман считает, что эмоциональный интеллект - это способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействий с другими.

Однако высокий уровень EQ сам по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе, но он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха. Ведь профессионализм - это всего лишь один из компонентов компетентности. В то время как под «компетентностью» понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки специалиста для выполнения деятельности в определённых областях (компетенциях). Компетентность так же, как и компетенция, включает в себя компетентный (познавательный), мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты. Компетентность - это ситуативная категория, поскольку выражается в конкретных профессиональных проблемных ситуациях. Поэтому определённый уровень EQ необходим для обучения конкретным компетенциям, связанными с эмоциями. Например, способность понять, что чувствует другой человек, даёт возможность развивать такие компетенции, как способность влиять на других людей, воодушевлять их и т.п.

Людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции, как инициативность, способность работать в стрессовой ситуации, ответственность. Дэниэль Гоулман на основе исследований доказывает, что коэффициент интеллекта влияет на успешность деятельности человека с вероятностью от 4 до 25 %. Однако для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, необходимы способности другого рода, связанные с пониманием эмоций и управлением ими. В США стало популярным такое высказывание: «Благодаря JQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ - делаете карьеру».

Исследования убедительно доказывают, что наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Именно человек с высоким эмоциональным интеллектом принимает правильные решения, эффективно действует в критических ситуациях, лучше управляет своими подчинёнными, что соответственно способствует их

росту по служебной лестнице.

Ещё за сто лет до новой эры философ Паблиус Сирие сказал о необходимости управления своими чувствами, пока чувства не начали управлять человеком. О взаимосвязи сфер говорили Аристотель и Платон. Известны также высказывания нашего отечественного психолога Л.С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта, но по-настоящему проблема эмоций активное внимание привлекла в последние годы. Это объясняется, в первую очередь, тем, что на основе традиционных тестов интеллекта оказалось невозможно предсказать успешность деятельности. Кроме того, многие компании всё больше внимания уделяют управлению нематериальными активами наряду с материальными. В бизнесе рациональная и аффективная сферы деятельности традиционно разделились, но тем не менее «эмоциональный интеллект» подразумевает как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать более эффективно.

Принципиально важным является то, что эмоциональный интеллект позволяет регулировать свое поведение, реализовать намеченную цель, достичь желаемого результата. Осуществляя свою цель, человек действует по плану, который развертывается в виде ряда мыслей и представлений и реализуется посредством движений определенной силы, скорости, размаха, согласованности, точности. При выполнении движений, отдельных действий и мыслительных операций, связанных с обдумыванием того, что как и в каком порядке следует делать, появляется сосредоточение, напряженное внимание к процессу деятельности. Одновременно человек переживает те или иные эмоции: беспокойство и неудовольствие из-за возникших препятствий и затруднений, удовольствие от исполнения желаний, трудового подъема и утомления, а также радость от самого труда.

Эмоциональный интеллект представляет собой сложное образование. Его развитие, осуществляется в процессе формирования личности в целом и зависит от того, какой личностный смысл имеет данная ситуация, данная деятельность и какую позицию в ней занимает личность.

Известно, что в экстремальных ситуациях личность переживает эмоциональное напряжение, часто проявляющееся как чувство трево-

62

ги, то есть ожидания возможной неприятности, опасения, что она может произойти.

Например, перед экзаменом некоторые студенты находятся в состояниях подавленности, импульсивности, беспокойства по поводу возможного его исхода. Проявление данного состояния различны: у одних это лишь слабое опасение, у других оно принимает форму паники, но и в том и в другом случае студент ощущает волнение, хотя для него может и не быть никаких реальных причин. И чем ярче выражено беспокойство, тем больше вероятность неадекватного поведения на экзамене и получения оценки, не соответствующей реальным знаниям студена. Однако уровень тревоги и беспокойства тесно связаны с уверенностью в себе, в своих знаниях. Чрезмерно высокий уровень снижает эффективность любой деятельности и в критических ситуациях может проявляться в виде такого личностного свойства, как выраженная склонность к эмоциональному стрессу.

Эмоции выполняют отражательно-оценочную и регулятивные функции и служат показателями отношения человека к данному предмету, явлению.

Крупнейший отечественный психофизиолог П.В. Симанов считал, что эмоции выступают универсальной мерой значимости, своеобразной «валютой мозга». Он акцентировал внимание на том, что взаимоотношения с людьми образуют особую систему прав и обязанностей и представляют собой элементы других более содержательных отношений. Великий педагог В.А. Сухомлинский отводил чувствам существенную роль, подчеркивая, что социализация основывается на богатстве, полноценности, эмоциональной жизни. Поэтому мы убеждены, что в условиях социальных перемен задача формирования у будущего специалиста таких чувств, как ответственность за свое дело и слово, справедливость, уважение к себе и окружающим стоит на одном из первых мест.

Неслучайно результаты нашего исследования показывают, что студенты к числу важнейших качеств, которыми, на их взгляд, должен обладать молодой специалист, относят: умение общаться с людьми; коммуникабельность; уравновешенность; отзывчивость; уверенность в себе, инициативность, предприимчивость и другие. Причем эти личностные качества ценятся не ниже интеллектуально-деловых, которые, по мнению респондентов, остро необходимы современному молодому специалисту.

Среди качеств, которые должны характеризовать выпускника вуза, большинство студентов называют профессионализм (79%), а также всестороннее развитие личности (67,8%). Высоко ценят юноши и девушки интеллектуальные качества (65,2%): ум, эрудицию, способность к творческому мышлению, стремление к самосовершенствованию, четкую логику, способность предвидеть результаты труда. Реже (20%), называют качества, присущие деловому человеку: решительность, принципиальность, самообладание, смелость. Можно предположить, что в глазах студентов молодой специалист представляет довольно привлекательный тип всесторонне развитого человека.

Исходя из задач, которые призван решать выпускник вуза, его функции и сложности деятельности, современное общество предъявляет высокие требования к качествам личности молодого специалиста, его психическим особенностям.

Однако анализ данных исследований свидетельствует о том, что высшая школа еще не формирует в достаточной степени для будущей профессиональной деятельности такие важнейшие компетенции, как: способность работать в команде; способность к организации и планированию; способность адаптироваться к новым реалиям в жизни; понимание культур и обычаев других народов: способность общаться со специалистами из других областей.

Настораживает тот факт, что приверженность к этическим ценностям оценивается будущими специалистами как совершенно не значимая. А ведь политика международной открытости вузов должна предусматривать включение мобильности в учебный процесс каждого успешного студента и обеспечивать надлежащие качества этой мобильности за счет: способности работать в международной среде; принятие различий в обычаях и культуре; способность к рефлексии и др.

Поэтому основной вывод, который можно сделать из анализа материала исследования, следующий. Для эффективной деятельности организациям, предприятиям требуются сегодня, с учетом сложившейся ситуации на рынке труда, ответственные, инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к профессиональной самореализации, мотивированные на постоянный карьерный рост.

Следовательно, существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, что открывает реальную возможность оптимизации взаимоотношений через глубокое сознание эмоциональных процессов и

64

состояний, возникающих между людьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта можно рассматривать как необходимый компонент профессиональной компетентности специалиста и как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом. Поэтому многое в этом плане делается не только на специальных учебных занятиях, но и на психологическом кружке «Инсайт», при индивидуальном психологическом консультировании студентов в институте ИСГТ МГУТУ имени К.Г. Разумовского. Мы полагаем, что создание необходимых профессионально-образовательных условий вузовскими преподавателями будет способствовать развитию эмоционального интеллекта будущего специалиста.

— Литература —

1. Гришанова Н.А. Компетентностный подход в профессиональном обучении взрослых: Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2008.

3. Деревянко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинго-вых группах // Психологический журнал. - 2008. - №2.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.