Научная статья на тему 'Эмоциональные нарушения у детей, оставшихся без попечения родителей'

Эмоциональные нарушения у детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
604
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмоциональные нарушения у детей, оставшихся без попечения родителей»

Суицидология и аддиктология

состояниями. При органической патологии, структура психической адаптации, обусловленная соматическими симптомами, характеризуется реакцией приспособления и влиянием прошлых психотравмирующих ситуаций.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Н.С. Можаров, А.В. Кожанов,

В.О. Мещеряков, В.К. Карадута

Волгоградский ГМУ, г. Волгоград

E-mail авторов: n-mozharov@mail.ru

В последнее время отмечается рост числа детей, находящихся в социально опасном положении, увеличение социального сиротства, девиантного поведения детей. Воспитание в условиях государственных сиротских учреждений, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - этапы, травмирующие психику ребенка.

Самое драматичное последствие социального сиротства - это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы.

Большинство детей, поступающих в приют, как правило, испытывают дефицит позитивного развивающего общения со взрослыми. Отчужденное отношение близких к ребенку порождает у него чувство страха, состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения.

У детей, воспитывающихся вне семьи, искажается процесс становления «Я-концепции», вследствие материнской депривации, дети часто оказываются полностью лишенной «позитивного содержания» и поэтому становится крайне уязвимы и защищает себя с помощью агрессии и враждебности к другим людям.

Возникновению агрессивных реакций способствуют дефекты в становлении самоидентичности: неустойчивость, спутанность, противоречивость и неопределенность «Я - концепции», что порождает постоянное переживание глубокого эмоционального дискомфорта. Дети, растущие вне семьи, часто испытывают дефицит социального признания собственной ценности со стороны окружающих, что затрудняет нормальное развитие их личности. Некоторое дети склоны проявлять немотивированные приступы жестокости, и это в ряде случаев может быть проявлением неправильно ориентированной

поисковой активности. К этой позиции близка концепция немецкого психотерапевта Г. Амона. Он полагает, что всякий человек рождается с потенциалом, так называемой конструктивной агрессивности, то есть стремлением освоить и изменить окружающий мир, творчески реализовать себя. При нормальном развитии конструктивная агрессивность ведет к творчеству и гармоническому совершенствованию человека. При дефектном воспитании конструктивная агрессивность преобразуется в деструктивную, поскольку вне зависимости от знака - положительного или отрицательного - потенциал агрессии должен найти выход для сохранения физического и психического здоровья.

Агрессивная реакция по своей сути - это реакция борьбы, за выживание, попытке ребёнка изменить положение вещей. Она складывается из неудовлетворённости, протеста, злости или явного насилия. Всё это совершенно нормально. Агрессия в ряде случаев, безусловно, предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности. Если же гнев и возмущение ребенка постоянно подавляются, они могут накапливаться и проявляться нередко лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до истинных причин, поскольку агрессивность уже выливается в иные формы поведения, психосоматические симптомы или становиться причиной различных заболеваний (например, ревматического артрита, крапивницы, прыщей, псориаза, язвы желудка, эпилепсии, мигрени, гипертонии).

Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть мягким и воспитанным ребенком, а спустя минуту начать кричать, драться со сверстниками. Процесс, как правило, постепенный. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Просто ребенок не в состоянии пока выразить свои истинные чувства никаким другим способом, кроме того, который он избирает. Он делает то единственно возможное, что может себе представить, чтобы продолжить борьбу за выживание в окружающем мире.

Вместе с тем, наблюдая за агрессивным ребенком, можно определить, направленность его реакций (на кого он нападает, в каких обстоятельствах и как часто это случается без какой-либо провокации). Внимательные наблюдения помогут взрослым вы-

Том 16, № 3, 2014 Тюменский медицинский журнал

43

Суицидология и аддиктология

явить тревожные симптомы о назревающей атаке со стороны данного ребенка.

Другой компонент агрессии, это гнев. Причиной гнева чаще всего являются физические или психологические препятствия, мешающие удовлетворению потребности или достижению цели действий, замыслов человека. Этими препятствиями могут быть физические преграды, общественные правила и законы, собственные слабости. Но гнев могут вызывать и оскорбления личностного достоинства, повседневные страдания, прерывание “цикла” получения удовольствия, принуждения и наказания.

Состояние человека в гневе можно описать словами поэта В. Высоцкого: “Я сейчас взорвусь как триста тонн тротила. Во мне заряд немыслимого зла...” - кровь “закипает”, лицо “полыхает”, мышцы напрягаются, появляется желание напасть на источник гнева.

Переживание гнева характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. Чувство уверенности в себе при гневе значительно выше, чем при любой другой эмоции.

Обычно гневу предшествуют ощущение полного провала и несостоятельности, чувства предательства, разочарованности, обиды, несправедливости и несовершенства окружающего мира. При этом часто появляются мысли разрушительного содержания, агрессивные и мстительные желания.

Иногда именно поэтому ребенка выражающего свой гнев воспринимают как агрессивного. Действительно, в гневе он может разбить тарелку или ударить другого ребенка. На самом же деле очень часто агрессивное поведение - это не только проявление гнева, но и отражение реальной ситуации, в которой оказался ребенок.

Американский психолог В. Оклендер отмечает, что ребенком, который обнаруживает деструктивное поведение, движет чувство гнева, отверженности, незащищенности, тревоги, обиды и часто неспособность к четкому восприятию своей личности. У него также часто отмечается низкая самооценка. Он неспособен или не хочет, или боится выразить то, что чувствует, потому что если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что должен сохранить ту же линию поведения, что это путь, способствующий выживанию.

Это происходит примерно так. Психика ребенка с неудовлетворенной потребностью пытается использовать все средства необходимые для достижения равновесия. Ребенок может просто высвободить энергию гнева, выразив ее каким-либо образом.

Ребенок может прибегнуть к так называемой “ретрофлексии” гнева, тогда он будет делать с собой то, что хотел бы сделать с другими. Он может

биться головой об стену, выдергивать себе волосы, “душить” себя приступами астмы, “сжигать” свой желудок до тех пор, пока не появится язва, напрягать мышцы до судорог, головной боли, резей в животе.

Ребенок может прибегнуть к так называемой “дефлексии” гнева, т.е. ни при каких обстоятельствах не выражать подлинного чувства. Механизм таков: возникающий гнев спустя некоторое время забывается, но его энергия остается и должна быть выражена. Ребенок выталкивает ее и проявляет агрессивность. Его состояние немного улучшается, но ненадолго. Поскольку момент хорошего самочувствия быстро проходит, он снова и снова пытается вернуть его, постоянно повторяя агрессивные действия.

Некоторые дети проецируют свой гнев на других, представляя себе, что все остальные гневаются на них или, что это другие, а не они сами, злые. Ребенок может также выразить гнев телесно через ночное недержание мочи или через сдерживание работы кишечника.

Взрослые часто считают, что нарушения поведения у ребенка связано с его внутренними побуждениями, с каким-то внутренним стремлением к агрессии. Однако именно проблемы, связанные с его окружением, а не внутренние трудности, провоцируют ребенка. У него часто просто не достает способности справиться с окружением, которое возбуждает в нем чувства страха и гнева. Он не знает, как справиться и что нужно сделать с чувствами, которые порождает в нем это враждебное окружение. Когда ребенок пристает к кому-нибудь, он делает это потому, что не знает, что еще он может сделать.

В первую очередь стоит разобраться с эмоциями, на основе которых возникает агрессия. Как правило, в какой-то степени придется признать, что именно присутствие гнева в его эмоциональном состоянии, побудило ребенка к таким действиям. Это может быть желание доставить такую же боль, какую он переживает сам. Может быть, ребенком руководит потребность испытать приятное чувство своего превосходства над взрослыми или сверстниками. Иногда дети ведут себя агрессивно из-за того, что в гневе не знают более мягкого способа для выражения своих чувств.

На базе Специализированного Учреждения «Детский православный приют - Дом милосердия» имени Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Федоровны проводилось исследование агрессивного поведения подростков, воспитывающихся вне дома.

Первый этап, - диагностика. В нее вошли: «Несуществующее животное», Графическая методика «Кактус», тест Айзенка «Самооценка психических состояний», Цветовой тест Люшера.

44

Тюменский медицинский журнал Том 16, № 3, 2014

Суицидология и аддиктология

Результаты оценивания рисунков показали, что 33% подростков имеют высокий уровень агрессии, 46% средний уровень агрессии, 21% низкий уровень агрессии. Рисункам с высоким уровнем агрессии присуще: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападений, наличие иголок, особенно их большое количество, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии. На рисунках со средним и низким уровнем агрессии отсутствуют символы прямой агрессии, такие как, зубы, когти, меньшим количеством иголок.

Результат теста Айзенка «Самооценка психических состояний» выявил высокий уровень тревожности у 40% подростков, высокий уровень фрустрации у 46 % подростков , высокий уровень агрессивности у 40% подростков и высокий уровень ригидности у 33% подростков.

Результаты, полученные при проведении Цветового теста Люшера, подтвердили результаты, полученные из предыдущих диагностик. То есть подростки с высоким уровнем агрессивного поведения отдают предпочтение таким цветам, которые характеризуются неустойчивым эмоциональным состоянием, агрессией, эмоциями гнева, высокой активностью, тревожностью. Наиболее предпочитаемые цвета этих детей - черный, красный, фиолетовый. Менее предпочитаемые цвета - серый, синий, желтый.

Подростки с менее выраженным агрессивным поведением, предпочитают выбирать цвета, которые характеризуются повышенным самоконтролем, высокой самооценкой, энтузиазмом, эмоциональной устойчивостью, потребностью в общении, активностью в достижении поставленных целей. Наиболее предпочитаемые цвета - желтый, синий, зеленый, серый. Менее предпочитаемые - черный, коричневый, фиолетовый.

Анализ результатов диагностик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого подростка. Но у одних агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других активный, ярко выраженный. Но любое агрессивное поведение можно предотвратить, или уменьшить частоту его проявлений путем научения подростков конструктивным способам выражения агрессии, изменением психосоматического состояния в ситуации проявления гнева. Все это осуществляется в процессе проведения психокоррекционных упражнений с детьми.

Второй этап - психокоррекционная работа. Она состояла из цикла занятий (16 занятий, групповая интерактивная арт-терапия) с фотографией как одной из форм терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно.

Интерактивная арт-терапевтическая группа имеет свои особенности и отличия от вербальных

групп, являясь альтернативным (по отношению к речи) средством выражения переживаний и предоставляя значительные возможности для выбора изобразительного материалов, художественная экспрессия позволяет участникам группы постепенно ослабить сознательный контроль над процессом творчества, что делает их изобразительную деятельность и общение друг с другом более свободным.

Создание визуальных образов напоминает технику «свободных ассоциаций» и работу со сновидениями, оно может вести к проявлению забытых или вытесненных переживаний и сопровождается катарсисом. В контексте групповой работы это предполагает взаимное раскрытие участников и их освобождение от психотравмирующих переживаний.

Визуальные образы наполнены символическим смыслом, который может быть осознан как их авторами, так и другими участниками группы. Символическая экспрессия, в отличие от обыденной речи, позволяет передавать тонкие и сложные переживания. Использование при этом некоторых материалов вызывает регрессивные переживания и сопровождается взаимной идентификацией участников группы. Изобразительная работа участников группы находится в центре их взаимодействия. Отказ ведущего от интерпретаций изобразительной продукции участников группы и их стимулирование к рассказу о связанных с собственной и чужой продукцией чувствах и ассоциациях и нахождению общих тем ведет к раскрытию внутреннего потенциала группы.

Получаемый в ходе арт-терапевтических сессий опыт творческой деятельности представляет большую ценность. Экспериментирование с изобразительными материалами тесно связано с научением, построением новых отношений с окружающими и раскрытием творческих возможностей даже тех участников группы, которые привыкли считать себя лишенными каких-либо способностей.

Проводимая психокоррекционная программа была направлена на актуализацию и выражение различных, в том числе сложных или негативных чувств, их осознание и интеграцию (эмоциональное развитие), развитие самоконтроля, раскрытие творческих способностей и ресурсов личности, получение нового опыта, актуализацию и проявление латентных потребностей и свойств личности, безопасное самораскрытие, укрепление образа «Я», исследование систем отношений, актуализаци и разрешение внутриличностных конфликтов.

Участникам группы предлагалось:

- создать серию фотоснимков, на которых будут представлены предметы с диаметрально противоположными внешними или внутренними характеристиками, либо те, которые вызывают противоположные чувства, дополняя их текстами (сочинениями), создать плакат;

Том 16, № 3, 2014 Тюменский медицинский журнал

45

Суицидология и аддиктология

- создать серию снимков на тему какого-либо религиозного или светского праздника, а когда снимки будут напечатаны - определенным образом организовать их в пространстве или, дополняя их текстами, создать плакат, инсталляцию или миниальбом-книжку;

- создать серию фотоснимков, связанных с различными природными явлениями (стихиями) - землей, водой, воздухом и огнем, когда снимки будут напечатаны - определенным образом организовать их в пространстве или, дополняя их текстами, создать плакат, инсталляцию или мини-альбом-книжку;

- создать серию фотоснимков с изображением самих себя и своих знакомых, и создание плаката или мини-альбома-книжки на данную тему.

В ходе работы группы происходит представление работ и их обсуждение:

- какие ассоциации вызывают различные элементы фотографий, цвета;

- зачитывание отдельных фрагментов текстов либо все произведение;

- обсуждение наиболее важных проблем группы.

Третий этап - контрольный эксперимент. В него вошли Цветовой тест Люшера и анкетирование воспитателей.

Проанализировав полученные результаты и сравнив их с имеющимися данными первичной диагностики можно сделать выводы о наметившихся позитивных изменениях в проявлении агрессивного поведения подростков. Цветовые выборки агрессивных детей изменились. Более предпочитаемыми цветами стали желтый, зеленый, синий. Это свидетельствует о том, что изменился характер проявления агрессивного поведения детей в процессе коррекционной работы, улучшилось эмоциональное состояние детей.

Литература:

1. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Медицинское издательство, 1984.

2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, по- мощь. - СПб.: Союз, 2002.

3. Можаров Н.С. Особенности эмоциональной сферы детей, оставшихся без попечения родителей // Академический журнал Западной Сибири. - 2014. - Том 10, № 3 (52). - С. 11-12.

4. Можаров Н.С., Седова О.С. Психологические особенности подростков, воспитывающиеся в условиях ПНИ // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2014. - № 20. - С. 56-58.

5. Можаров Н.С., Тараканова Е.А., Поплавская О.В. Склонность к аутоагрессивному поведению у детей, с перинатальным поражением центральной нервной системы // Тюменский медицинский журнал. - 2013. - Том 15, № 1. - С. 35-36.

6. Можаров Н.С., Тараканова Е.А., Оруджев Н.Я., Кожанов А.В. Факторы, определяющие формирование девиантного поведения // В сб,- Актуальные проблемы психологии и психиатрии Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -2013. - С. 129-131.

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ ПАРОКСИЗМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Л.М. Павленко

Городская клиническая больница № 5, г. Челябинск E-mail автора: kolmogorova_v@mail.ru

Невротические, связанные со стрессом и сома-тоформные расстройства (F4 по МКБ-10) нередко протекают в форме пароксизмальных состояний [2, 4]. На сегодняшний день не существует единой типологии, - состояний [1, 5]. Известно, что в патогенезе психогенных пароксизмальных расстройств принимают участие как генетические и средовые факторы, так и дисфункциональные церебральные, которые обусловливают запуск целого комплекса разнообразных патологических механизмов [3].

Цель исследования: выявление нейрофизиологических характеристик при пароксизмальных состояниях невротического регистра и их соответствия клинико-психопатологическим особенностям этих расстройств.

Материал и методы.

Обследовано 25 больных (16 женщин и 9 мужчин, в возрасте от 20 до 45 лет).

Исследовались больные с психогенными пароксизмальными расстройствами в соответствии с МКБ-10 рубрика F4. В процессе исследования анализировались клинические показатели, особенности пароксизма; а также осуществлялось компьютерное электроэнцефалографическое картирование головного мозга с помощью 19-канальной ЭЭГ системы Neurosoft, унифицированной по европейским стандартам. Оценивались частотно-амплитудные и топографические характеристики альфа-ритма, а также локализация и представленность медленных ритмов.

Результаты и обсуждение.

При проведении электроэнцефалографического исследования больных неврозами с пароксизмальными состояниями, было выделено три группы больных. В первую группу вошло 8 больных, у которых на ЭЭГ регистрировался средне- или высокоамплитудный (от 30 до 90 мкВ) альфа-ритм; со слабо выраженной реакцией на закрытие и открытие глаз; сглаженными зональными различиями, слабым или парадоксальным усилением альфа-ритма при фотостимуляции. При гипервентиляции регистрировалось увеличение дезорганизованности основного ритма в виде увеличения плотности медленных волн преимущественно в тета-диапазоне до 12%, по амплитуде не превышающих основной ритм. В клинической картине у таких больных была астеническая, астено-ипохондрическая симптоматика с вегетативным компонентом. У второй группы больных (n=7) регистрировалась средне амплитудная ЭЭГ с доминирующим альфа-ритмом в фоновой

46

Тюменский медицинский журнал Том 16, № 3, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.