Научная статья на тему 'Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения'

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7621
1150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРИЧИНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ФАЗЫ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING-OUT / EMOTIONAL BURNING-OUT / PSYCHIC HEALTH / REASONS FOR EMOTIONAL BURNING-OUT / PHASES OF DEVELOPMENT OF THE SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING-OUT / WAYS OF PREVENTION OF EMOTIONAL BURNING-OUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костин Евгений Юрьевич

Статья раскрывает состояние эмоционального выгорания у педагогов в контексте профиля профессиональной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сделаны выводы о связи длительности профессиональной деятельности, ее субъективных и предметных условий с возникновением и генезом состояния эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL BURNING-OUT IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF PRE-SCHOOL TEACHERS

The article describes the condition of emotional burning-out of pre-school teachers in the context of their professional activity. The author comes to the conclusions on the connection between the length of the professional activity, its subjective and objective conditions with the appearance and genesis of the state of emotional burning-out.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения»

Актуальные проблемы педагогики

Е.Ю. Костин

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения

статья раскрывает состояние эмоционального выгорания у педагогов в контексте профиля профессиональной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. сделаны выводы о связи длительности профессиональной деятельности, ее субъективных и предметных условий с возникновением и генезом состояния эмоционального выгорания.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональное выгорание, психическое здоровье, причины эмоционального выгорания, фазы развития синдрома эмоционального выгорания, способы профилактики эмоционального выгорания.

В условии преобразований, происходящих в российском обществе, особую актуальность приобретает эффективность профессиональной деятельности, в том числе в сфере образования. Для того чтобы обеспечить и поддерживать высокий уровень деятельности педагогического персонала в образовательных учреждениях, необходимо обратить внимание на такой психологический аспект, как эмоциональное выгорание педагогов разных категорий, работающих с детьми, а именно дошкольниками.

Педагогическая деятельность сопряжена с большим количеством различных воздействий в системе «педагог-ребенок», особенно эмоционально «выгорают» педагоги, другие специалисты, работающие с детьми с повышенной степенью возбудимости и с иными нарушениями эмоциональной сферы.

Синдром эмоционального выгорания формируется как реакция организма, на который продолжительно влияют профессиональные стрессы, что в первую очередь связано с работой, условиями профессиональной деятельности, а также социальной средой. Наше исследование подтверждает, что в случае появления синдрома эмоционального выгорания педагогический процесс, в котором участвуют и педагоги, и дети, становится малоэффективным и приблизительно у одной третьи педагогических работников нарушается качество выполнения ими профессиональных обязанностей. Наше утверждение, основанное на опытно-экспериментальной деятельности, сводится к тому, что утрата эмоциональной, когнитивной

и физической энергии снижает удовлетворение исполнением работы, а также частично влияет на исчезновение психологической защиты педагога в проявлении эмоций в случаях психотравмирующих воздействий, как следствие, вырабатывается стереотип эмоционального, профессионального поведения, негативно сказывающийся на эффективности работы.

Такие психологи, как В.В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, О.И. Бабич, К.А. Дубиницкая и др., рассматривают и иные подходы к обозначенной нами проблеме и определяют выгорание как функциональный стереотип, позволяющий дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда это обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать такое явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов [3].

С нашей точки зрения, проблема синдрома эмоционального выгорания наиболее объективно исследована в работах американского психиатра Н. Frendenberger, социального психолога К. Maslac, в которых названные ученые определяют эмоциональное выгорание как физическое и эмоциональное истощение и утрату полноценного восприятия окружающей действительности, в том числе и в профессиональной деятельности. отечественные ученые Е.Е. Алексеева, О.И. Бабич, В.Н. Феофанов, Т.В. Редина придают определенное значение проявлению эмоционального выгорания, связанного с профессиональной деятельностью, и в то же время указывают на значимость такого фактора, как социальная среда, что означает необходимость рассмотрения проблемы во взаимосвязи профессиональной деятельности, в данном случае - педагогической, и влияния социальной среды [1; 2; 5].

Г лавной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к синдрому эмоционального выгорания.

Педагог дошкольного образовательного учреждения имеет особый профессиональный статус, связанный со значительной ответственностью за здоровье, развитие и формирование личности ребенка, и как следствие -большим напряжением в работе, что сказывается на эмоциональной сфере.

Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и поэтому с увеличением стажа многие педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

В.В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [3]. Ученый выделяет три фазы формирования выгорания. Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.

Фаза напряжения: нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу): человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.

Фаза истощения: сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов [Там же].

В качестве основных симптомов эмоционального выгорания Е. Малер выделяет: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонницу; негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины [2].

По нашим наблюдениям, имеется несколько факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:

- специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);

- организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса; неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка.

К внутренним факторам, способствующим возникновению синдрома эмоционального выгорания, относят:

- коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;

- ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких; материальные затруднения; плохие взаимоотношения между супругами; отсутствие нормальных жилищных условий; недостаток внимания, уделяемого домочадцами; неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.

Среди воспитателей дошкольных учреждений эмоциональному выгоранию наиболее подвержены люди старшего возраста и работающие с детьми с отклонениями в развитии. Педагоги-воспитатели в большей степени проявляют негативизм в профессиональной деятельности, больше устают, падает заинтересованность в работе, и как следствие возникают ситуации:

- взаимодействия с воспитанниками, связанные с нарушением дисциплины, конфликтными ситуациями между детьми;

- взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций; перегруженность общественными делами; неправильное распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования и новации;

- взаимодействия с родителями воспитанников, вызванные расхождением в оценке ребенка педагогом и родителями, снижением внимания со стороны родителей к воспитанию детей, индивидуальной конфликтностью и тревожностью родителей.

Среди причин, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей, исследователи ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. В таких ситуациях неоценимая роль педагога-психолога, который должен проводить работу по преодолению страха ошибок, повышению уверен-

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

ности, по предупреждению возникновения неконтролируемых ситуаций. Поскольку педагоги стремятся все делать с высокой степенью ответственности, недостаток времени не позволяет чаще всего в полном объеме выполнить спланированное ранее и именно это приводит их к эмоциональной и физической перегрузке. Педагог-психолог должен оказывать помощь в формировании у воспитателей способности правильно планировать свою деятельность.

В экспериментальной работе нами замечены несколько групп педаго-гов-дошкольников, сходных по определенным критериям эмоционального выгорания. Критериями определения таких групп являются личностные особенности педагогов, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: высокий уровень эмоциональной лабильности, высокий самоконтроль при подавлении отрицательных эмоций, мотивация своего поведения, повышенная тревога и депрессивные реакции, завышенная/заниженная самооценка, понимание своей роли в социуме, недостаточное умение управлять переживаниями.

В нашем исследовании наиболее эффективными оказались следующие способы профилактики синдрома эмоционального выгорания:

- рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

- переключаться с одного вида деятельности на другой;

- относиться к конфликтам на работе более спокойно, принимая ситуацию как частный случай;

- не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Использование упомянутых рекомендаций снижает уровень синдрома эмоционального выгорания и приводит к более эффективной, творческой работе педагога с детьми.

Библиографический список

1. Алексеева Е.Е. Психологический тренинг профилактики эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов // Дошкольная педагогика. 2010. № 10. С. 52-57.

2. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: Дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007.

3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999.

4. Молчанова Л.Н. Профиль деятельности и состояние психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2011. № 3. С. 90-98.

5. Редина Т.В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.