Актуальные проблемы педагогики
Е.Ю. Костин
Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения
статья раскрывает состояние эмоционального выгорания у педагогов в контексте профиля профессиональной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. сделаны выводы о связи длительности профессиональной деятельности, ее субъективных и предметных условий с возникновением и генезом состояния эмоционального выгорания.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональное выгорание, психическое здоровье, причины эмоционального выгорания, фазы развития синдрома эмоционального выгорания, способы профилактики эмоционального выгорания.
В условии преобразований, происходящих в российском обществе, особую актуальность приобретает эффективность профессиональной деятельности, в том числе в сфере образования. Для того чтобы обеспечить и поддерживать высокий уровень деятельности педагогического персонала в образовательных учреждениях, необходимо обратить внимание на такой психологический аспект, как эмоциональное выгорание педагогов разных категорий, работающих с детьми, а именно дошкольниками.
Педагогическая деятельность сопряжена с большим количеством различных воздействий в системе «педагог-ребенок», особенно эмоционально «выгорают» педагоги, другие специалисты, работающие с детьми с повышенной степенью возбудимости и с иными нарушениями эмоциональной сферы.
Синдром эмоционального выгорания формируется как реакция организма, на который продолжительно влияют профессиональные стрессы, что в первую очередь связано с работой, условиями профессиональной деятельности, а также социальной средой. Наше исследование подтверждает, что в случае появления синдрома эмоционального выгорания педагогический процесс, в котором участвуют и педагоги, и дети, становится малоэффективным и приблизительно у одной третьи педагогических работников нарушается качество выполнения ими профессиональных обязанностей. Наше утверждение, основанное на опытно-экспериментальной деятельности, сводится к тому, что утрата эмоциональной, когнитивной
и физической энергии снижает удовлетворение исполнением работы, а также частично влияет на исчезновение психологической защиты педагога в проявлении эмоций в случаях психотравмирующих воздействий, как следствие, вырабатывается стереотип эмоционального, профессионального поведения, негативно сказывающийся на эффективности работы.
Такие психологи, как В.В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, О.И. Бабич, К.А. Дубиницкая и др., рассматривают и иные подходы к обозначенной нами проблеме и определяют выгорание как функциональный стереотип, позволяющий дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда это обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать такое явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов [3].
С нашей точки зрения, проблема синдрома эмоционального выгорания наиболее объективно исследована в работах американского психиатра Н. Frendenberger, социального психолога К. Maslac, в которых названные ученые определяют эмоциональное выгорание как физическое и эмоциональное истощение и утрату полноценного восприятия окружающей действительности, в том числе и в профессиональной деятельности. отечественные ученые Е.Е. Алексеева, О.И. Бабич, В.Н. Феофанов, Т.В. Редина придают определенное значение проявлению эмоционального выгорания, связанного с профессиональной деятельностью, и в то же время указывают на значимость такого фактора, как социальная среда, что означает необходимость рассмотрения проблемы во взаимосвязи профессиональной деятельности, в данном случае - педагогической, и влияния социальной среды [1; 2; 5].
Г лавной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к синдрому эмоционального выгорания.
Педагог дошкольного образовательного учреждения имеет особый профессиональный статус, связанный со значительной ответственностью за здоровье, развитие и формирование личности ребенка, и как следствие -большим напряжением в работе, что сказывается на эмоциональной сфере.
Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и поэтому с увеличением стажа многие педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
В.В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [3]. Ученый выделяет три фазы формирования выгорания. Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.
Фаза напряжения: нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу): человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Фаза истощения: сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов [Там же].
В качестве основных симптомов эмоционального выгорания Е. Малер выделяет: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонницу; негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины [2].
По нашим наблюдениям, имеется несколько факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:
- специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
- организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса; неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка.
К внутренним факторам, способствующим возникновению синдрома эмоционального выгорания, относят:
- коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
- ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких; материальные затруднения; плохие взаимоотношения между супругами; отсутствие нормальных жилищных условий; недостаток внимания, уделяемого домочадцами; неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.
Среди воспитателей дошкольных учреждений эмоциональному выгоранию наиболее подвержены люди старшего возраста и работающие с детьми с отклонениями в развитии. Педагоги-воспитатели в большей степени проявляют негативизм в профессиональной деятельности, больше устают, падает заинтересованность в работе, и как следствие возникают ситуации:
- взаимодействия с воспитанниками, связанные с нарушением дисциплины, конфликтными ситуациями между детьми;
- взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций; перегруженность общественными делами; неправильное распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования и новации;
- взаимодействия с родителями воспитанников, вызванные расхождением в оценке ребенка педагогом и родителями, снижением внимания со стороны родителей к воспитанию детей, индивидуальной конфликтностью и тревожностью родителей.
Среди причин, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей, исследователи ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. В таких ситуациях неоценимая роль педагога-психолога, который должен проводить работу по преодолению страха ошибок, повышению уверен-
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
ности, по предупреждению возникновения неконтролируемых ситуаций. Поскольку педагоги стремятся все делать с высокой степенью ответственности, недостаток времени не позволяет чаще всего в полном объеме выполнить спланированное ранее и именно это приводит их к эмоциональной и физической перегрузке. Педагог-психолог должен оказывать помощь в формировании у воспитателей способности правильно планировать свою деятельность.
В экспериментальной работе нами замечены несколько групп педаго-гов-дошкольников, сходных по определенным критериям эмоционального выгорания. Критериями определения таких групп являются личностные особенности педагогов, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: высокий уровень эмоциональной лабильности, высокий самоконтроль при подавлении отрицательных эмоций, мотивация своего поведения, повышенная тревога и депрессивные реакции, завышенная/заниженная самооценка, понимание своей роли в социуме, недостаточное умение управлять переживаниями.
В нашем исследовании наиболее эффективными оказались следующие способы профилактики синдрома эмоционального выгорания:
- рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- переключаться с одного вида деятельности на другой;
- относиться к конфликтам на работе более спокойно, принимая ситуацию как частный случай;
- не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Использование упомянутых рекомендаций снижает уровень синдрома эмоционального выгорания и приводит к более эффективной, творческой работе педагога с детьми.
Библиографический список
1. Алексеева Е.Е. Психологический тренинг профилактики эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов // Дошкольная педагогика. 2010. № 10. С. 52-57.
2. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: Дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007.
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999.
4. Молчанова Л.Н. Профиль деятельности и состояние психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2011. № 3. С. 90-98.
5. Редина Т.В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2010.