ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
И. Ю. Курганова, педагог-психолог ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональноэнергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Эмоциональное выгорание — это характерное явление для тех профессиональных ниш, где присутствует постоянный эмоциональный человеческий контакт. Педагоги подвержены ему в полной мере, но они, к сожалению, часто даже не соотносят появившиеся симптомы с данным явлением. Не отдавая себе отчет о происходящем сгорании, они подвергаются самым разнообразным рискам: необратимым изменениям характера, ухудшению или потере здоровья, разрушению личных отношений, внезапному желанию уйти из профессии, потеряв накопленный опыт, статус, интерес.
Не секрет, что работа педагога часто становится причиной сверхстресса, то есть стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека. В этой ситуации наибольшую опасность для психики представляют чувства неизвестности, неопределенности и беспомощности, так характерные для современных преподавателей. Следствием повышенной напряженности педагогического труда нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления в адрес обучающихся.
Итак, симптомы эмоционального выгорания:
• усталость и утомление, неспособность восстановиться за ночь или выходные дни;
• напряжение, постоянная тревожность, пе-ревозбужденность, невозможность переключиться с мыслей о работе, трудности в засыпании, неглубокий сон;
• частое раздражение и трудно скрываемое негативное отношение к обучающимся, коллегам, урокам, переменам, шуму;
• стремление даже творческую работу делать однообразно, стереотипно;
• сопротивление любым переменам и нововведениям;
• апатия, пессимизм, цинизм, пассивность, ощущение собственной некомпетентности, бессмысленности и бесперспективности работы;
• стремление к компенсации после рабочего дня через переедание, употребление алкоголя, частое курение, бездумный просмотр всех подряд телепередач.
Если считать симптомы незначительными или само собой разумеющимися, то они непременно начнут свою разрушительную работу. Часто устранить их просто отдыхом — каникулами или летним отпуском — не получается. Необходимо разобраться в причинах, вызывающих сгорание, и устранить их.
Причины могут быть как социальные (низкая зарплата, отсутствие должного уважения к педагогическому труду, почасовая перегрузка, большое количество внеурочной работы), так и психологические, с которыми я предлагаю разобраться.
Одна из них, безусловно, стресс. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с переживанием хронических стрессов, склонны около 73 % педагогов.
Стресс — это напряженное состояние организма, возникающее как защитная реакция на любые, в том числе негативные, раздражители. Само по себе напряжение или возбуждение не несет отрицательного воздействия на человека, скорее наоборот, какой-то уровень возбуждения нам даже необходим. Но напряжение долговременное, постоянное, не спадающее, однозначно приносит психике и всему организму только вред.
Есть три эмоциональных источника стресса. К ним относятся:
• страх и тревога;
• раздражение;
• чувство вины.
Страх и тревога возникают, когда нам что-то угрожает. Преподаватель, находящийся в постоянном страхе за жизнь и здоровье обучающихся (например, в какой-нибудь поездке), боится за свою жизнь тоже, потому что в случае возникновения непредвиденных ситуаций и его собственная налаженная жизнь может оказаться под серьезной угрозой. Тревога тоже частый спутник эмоциональной жизни педагога. Боязнь не справиться с ситуацией, оказаться некомпетентным, критически оцененным, непризнанным, — все это может быть неистощимым источником постоянного беспокойства.
Нередко преподаватели склонны к тому, чтобы предъявлять к себе и окружающим очень высокие требования, и естественная неспособность всегда им соответствовать также приводит к постоянной тревоге и проистекающему из нее стрессу. Многие считают тревогу своим партнером в профессиональном росте, необходимым условием для стимуляции собственного развития. На мой взгляд, это типичное заблуждение, потому что тревога забирает огромное количество сил, энергии, здоровья. А интерес к профессии и жизни может являться значительно более эффективным и безопасным стимулятором для самосовершенствования.
Еще Фридрих Перлз в свое время совершенно правильно заметил: чем жестче характер, тем сильнее невроз. Сильный характер, так почитаемый в народе, обычно не приносит счастья. Его обладатели совершенно неадаптивны, поскольку всегда реагируют на раздражители однотипными реакциями. У человека с сильным характером некоторые части личности просто отрезаны, забыты, «закисают» от бездействия. Человечностью, чуткостью, слабостью педагог может добиться иногда лучших результатов, чем железной волей, строгостью, жесткостью и силой. Более того, у женщин необходимость все время проявлять стойкость, держать удар, управлять чужой волей может привести к плачевным последствиям: отторжению собственной женской части, и как следствие — к психосоматическим болезням женской сферы, осложнениям в личных отношениях. Чтобы избавиться от напряжения и раздражения, нужно позволить себе быть разным.
Другими факторами, способствующими эмоциональному сгоранию, могут являться:
• жесткие временные рамки;
• высокий темп работы;
• отсутствие определенности и стабильности;
• постоянные и резкие перемены;
• отсутствие элементарного комфорта: холод, теснота, шум, неудобные помещения, недостаток простейших пособий.
Условия работы педагогов далеко не комфортные. Здесь имеется в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка
на зрительный, слуховой и голосовой аппараты. Речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть всегда в форме, невозможность выбора обучающихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т. д. При таких условиях может накапливаться нервно-психическое напряжение.
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности. Существует 3 основные стадии синдрома:
1-я стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание
каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена ли нужная запись в документацию, задан ли планируемый вопрос, получен ли ответ).
Обычно мы к этому относимся легко, называя такие явления «девичьей памятью», «склерозом». Появляется приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; становится мало положительных эмоций.
В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста 1-я стадия может формироваться в течение 3-5 лет.
На 2-й стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении: возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!», появляется некоторая отстраненность в отношениях с коллегами, неделя длится нескончаемо, нарастает апатия к концу недели, появляются устойчивые соматические симптомы (головные боли по вечерам, «мертвый сон» без сновидений); повышается раздражительность (человек заводится с пол-оборота). Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.
3-я стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется
в его душе. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.
Следует подчеркнуть, что феномен эмоционального выгорания тесно связан со стрессом и несет вероятность того, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Прогнозируются разного рода психосоматические отклонения (заболевания внутренних органов и систем).
Предлагаю тест, с помощью которого вы можете сами определить, присутствует ли хронический педагогический стресс в вашей жизни.
Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» (И. Ю. Курганова)
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.
1. Характерно ли для вас заниматься несколькими делами сразу (звонить, поддерживать разговор, проверять тетради, смотреть телевизор)?
2. Испытываете ли вы во время отдыха чувство вины от сознания, что не все дела завершены?
3. Когда говорят другие люди, возникает ли у вас желание прервать их, закончить фразу или каким-либо еще способом ускорить беседу?
4. Пытаетесь ли вы направить разговор в русло собственных интересов, вместо того, чтобы проявить желание выслушать других людей?
5. Решая какую-либо задачу, стремитесь ли вы закончить ее как можно скорее, чтобы иметь возможность перейти к следующей работе?
6. Ощущаете ли вы, что постоянно не успеваете?
7. Предпочитаете ли вы в большей степени иметь, нежели быть (т. е. обладать чем-либо или испытывать себя)?
8. Торопливы ли вы в обычной жизни (в еде, разговоре, ходьбе и т. д.)?
9. Вызывает ли у вас раздражение вид слоняющихся без дела людей?
10. Характерно ли для вас состояние физического напряжения?
11. При участии в каком-либо деле вас больше интересует результат или удовольствие от процесса?
1 2. Трудно ли вам посмеяться над собой?
1 3. Трудно ли вам передать часть своих полномочий и обязанностей другим?
1 4. Считаете ли вы почти невозможным, присутствуя на совещании, собрании, не выступить на нем?
15. Заставляете ли вы тех, за кого отвечаете (детей, подчиненных, близких), стремиться к достижению поставленных вами целей, не слишком интересуясь тем, чего они хотят сами?
Подсчет результатов: за один ответ «да» начисляйте себе 1 балл.
Менее 6 баллов — самое время взяться за профилактику.
6-10 баллов — пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит — и здоровья.
Более 10 баллов — внимание! У вас выражены проявления стресса коронарного типа.
И в завершение я предлагаю вам способ противостояния стрессам с помощью позитивного мышления и психической саморегуляции:
1. Уменьшите уровень притязаний. Это неизбежно снизит вероятность возникновения стресса и наоборот. Жить нужно по способностям и средствам.
2. Научитесь без каких-либо условий понимать, а лучше уважать или любить всех, начиная с себя.
3. Если вы не можете изменить трудную для вас ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить свое отношение к ней.
4. Уменьшите свою зависимость от внешних оценок. Жить по совести — значит реже попадать в стресс.
5. Оценивайте свою жизнь не по тому, чего у вас нет, а по тому, что у вас есть.
6. Сама по себе жизнь в целом ни хороша, ни плоха. Она объективна. Хорошей или плохой нашу жизнь во многом делает ваше восприятие ее. Жизнь такова, какова она есть. Если хочешь быть счастливым — будь им.
7. Не слишком увязайте в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нем ничего не изменишь. Не погружайтесь слишком в мечты о будущем. Его еще нет. Получайте максимальное удовольствие от жизни здесь и сейчас.
8. Научитесь использовать конструктивное начало в любой проблеме, с которой вы сталкиваетесь: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...»
9. Укрепление физического здоровья — важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле — здоровый дух.
Если эти рекомендации не устранили ваш стресс и не облегчили жизнь, то, скорее всего, она действительно тяжела. Но все ваши беды и печали носят временный характер. Все они пройдут.