Научная статья на тему 'Эмоциональное состояние как фактор успешности учебной и профессиональной деятельности обучающихся'

Эмоциональное состояние как фактор успешности учебной и профессиональной деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2652
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ АСПИРАНТУРЫ / EMOTIONS / EMOTIONAL STATE DIAGNOSTIC / CRITERIA FOR EVALUATING THE QUALITATIVE RESEARCH OF EMOTIONAL COMFORT / SOCIO-PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF POSTGRADUATE STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулакова Анна Борисовна, Королева Ирина Александровна

В статье раскрыта роль эмоциональной составляющей в учебном и профессиональном становлении обучающихся. Представлен опыт проведения диагностики эмоциональных состояний на примере аспирантов ИСЭРТ РАН, рассмотрены и проанализированы результаты исследования в период 2009 – 2013 гг. Выявлены меры, способствующие оптимизации эмоционального комфорта испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кулакова Анна Борисовна, Королева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional state as the factor promoting successful educational and professional activities of students

The article reveals the role of the emotional component in the educational and professional growth of students. It describes the experience in the diagnostic of emotional states in the case of ISEDT RAS post-graduate students. The survey results for the 2009 – 2013 period are reviewed and analyzed. The measures facilitating the optimization of the emotional comfort of test subjects are discovered.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное состояние как фактор успешности учебной и профессиональной деятельности обучающихся»

Гуманитарные науки

© Кулакова А.Б., Королева И.А.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье раскрыта роль эмоциональной составляющей в учебном и профессиональном становлении обучающихся. Представлен опыт проведения диагностики эмоциональных состояний на примере аспирантов ИСЭРТРАН, рассмотрены и проанализированы результаты исследования в период 2009 - 2013 гг. Выявлены меры, способствующие оптимизации эмоционального комфорта испытуемых.

Эмоции, диагностика эмоционального состояния, критерии качественного анализа эмоционального комфорта, социально-психологическое сопровождение обучающихся аспирантуры.

В век научно-технического прогресса и цифровых технологий, когда качество общения претерпевает значительные изменения в силу подмены непосредственного контакта в различных сферах деятельности опосредованными коммуникациями, эмоциональные переживания для человека сохраняют свою необходимость и целесообразность как один из источников обогащения внутреннего мира личности и познания окружающей действительности [10]. Именно разнообразие эмоциональных проявлений человека, их интенсивность, глубина и

продолжительность позволяют преобразовывать окружающую среду в субъективное индивидуальное пространство, которое будет неповторимым и единственным.

В связи с этим эмоции как особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами личности, выполняют ряд существенных функций в жизнедеятельности каждого индивида. Анализ имеющихся в психологии исследований позволил выделить представленные в таблице 1 функции [8].

Таблица 1. Функции эмоций и их характеристика

Функции эмоций Характеристика

Отражательная Выражается в обобщённой оценке событий.

Побудительная (стимулирующая) Любое эмоциональное переживание содержит более или менее чёткий образ предмета, способного удовлетворить актуальные потребности человека, направления его поиска и собственное пристрастное отношение к нему.

Подкрепляющая Сильнее и надолго запоминаются те значимые события, которые вызывают наиболее сильную эмоциональную реакцию.

Переключательная Проявляет себя при выборе мотивов, когда, например, возникает противоречие между естественным для человека инстинктом самосохранения и чувством долга. В этом случае решающим в проблеме выбора будет привлекательность мотива и его личностная значимость.

Приспособительная Проявляется, когда индивиду необходимо установить значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей.

Коммуникативная Эмоции и способы их внешнего выражения несут в себе информацию о психическом и физическом состояниях человека.

Исходя из многоаспектности представленных функций, следует сделать вывод о том, что эмоции являются одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека, которые способны оказывать влияние на организацию и продуктивность его деятельности, быть движущей силой в достижении поставленных целей.

При этом необходимо отметить значимость эмоционального состояния личности в любой сфере деятельности, которой занимается индивид, в том числе учебной, профессиональной. Особенностям эмоционального состояния обучающихся в последние десятилетия посвящены научные труды и практическая деятельность таких исследователей, как Д.Г. Бадмаева, С.А. Гапонова, А.Н. Пичугина, Г.Г. Буторина, С. В. Велиева, О.А. Слепичева, Г. Степанова, А.М. Федосеева, А.Б. Хромова, Е.Е. Чернухина, А.М. Щетинина и др.

Изучение работ по данному вопросу и осознание важности эмоций как одного из ключевых процессов жизнедеятельности человека подводят к мысли о необходимости систематической и целенаправленной деятельности по исследованию эмоционального состояния обучающихся во время учебного процесса. В образовательных учреждениях существует необходимость разработки про-

грамм по социально-психологическому сопровождению обучающихся в учебном процессе, в ходе реализации которых будет уделено внимание и эмоциональной составляющей.

Рассмотрим опыт деятельности в этом направлении на примере аспирантуры Института социально-экономического развития территорий РАН в г. Вологде (далее - ИСЭРТ РАН). Аспирантура входит в состав Научно-образовательного центра (далее - НОЦ ИСЭРТ РАН) и является третьей ступенью в структуре подготовки высококвалифицированных кад-ров в области экономики. Работа НОЦ ИСЭРТ РАН включает в себя организацию учебной, научноисследовательской и внеучебной деятельности аспирантов. Обучение в аспирантуре осуществляется по специальностям, связанным с исследовательской работой в области экономики, управления финансами, применением экономико-математических методов в региональном хозяйствовании. Оно проводится в очной и заочной формах, а также в форме соискательства [2].

В рамках учебных дисциплин для аспирантов организуются занятия по экономике, английскому языку, философии и т. д. Внеучебная деятельность включает в себя участие в конкурсах научных работ

регионального и международного уровней; ведение исследовательской деятельности; различные мероприятия, такие как Час аспиранта, творческие семинары, научные семинары-дискуссии, экскурсии на предприятия города; осуществление социально-психологического сопровождения и поддержки обучающихся [2].

Последний аспект реализуется через деятельность социально-психологической группы (далее - СПГ), существующей с 2003 года. Её цель - формирование и развитие благоприятных социально-психологических условий для осуществления успешной учебной и профессиональной деятельности обучающихся аспирантуры [3].

Для достижения поставленной цели СПГ выполняет ряд задач:

- способствовать формированию и развитию профессионально важных качеств личности;

- оказывать содействие саморазвитию аспирантов на основе интеллектуализации, гуманизации и фундаментализа-ции содержания управления профессиональным образованием;

- помогать личностному, интеллектуальному и профессиональному становлению и развитию аспирантов ИСЭРТ РАН;

- определять психоэмоциональное состояние, мотивационную сферу обучающихся с помощью психологических диагностик и осуществлять их коррекцию на основании полученных результатов;

- развивать навыки эффективного общения, публичного выступления, защиты от манипуляций, создавать благоприятный социально-психологический климат в учебных и рабочих коллективах.

Основная деятельность группы социально-психологического сопровождения аспирантов, направленная на решение поставленных задач, осуществляется в ходе системной реализации диагностического, развивающего и про-филактико-просветительского направлений (рис. 1):

В рамках диагностического направления специалисты группы социально-психологического сопровождения выявляют особенности эмоционального состояния аспирантов в ходе трудового и учебного процессов. Необходимость в учёте эмоциональной составляющей в работе с аспирантами обоснована тем, что совмещение учебной и профессиональной деятельности для обучающихся аспирантуры предполагает повышенную нагрузку, ответственность и организованность, а также другие качества и умения, необходимые для эффективного роста и развития в научном сообществе.

В ходе реализации данной работы специалистами СПГ используются такие методики, как «Самочувствие. Активность. Настроение» (автор В.А. Доскин), цветовой тест эмоциональных состояний (модификация теста М. Люшера).

Рис. 1. Система социально-психологического сопровождения аспирантов в учебном и профессиональном становлении

С 2009 года в цикл диагностических исследований аспирантов ИСЭРТ РАН была введена диагностика качественного анализа эмоционального комфорта аспирантов, которая наиболее точно отражает специфику профессиональной и учебной деятельности аспиранта ИСЭРТ РАН.

Более подробно остановимся на анализе эмоционального состояния обучающихся аспирантуры в период 2009 -2013 гг. по методике качественного анализа эмоционального комфорта аспирантов (метод анкетирования).

Цель исследования состоит в отслеживании уровня эмоционального комфорта обучающихся аспирантуры для профилактики стрессовых ситуаций, способных отрицательно влиять на их трудовую и учебную деятельность.

Анкета, по которой проводится исследование, выявляет эмоциональное отношение респондентов к следующим составляющим: работа, учёба, взаимоотношения с научным руководителем, коллегами и руководителем отдела. Испытуемым предлагалось оценить утвержде-

ния о своём эмоциональном состоянии по 10-балльной шкале (от 1 - «крайне негативное» до 10 баллов - «максимально положительное»).

Ежегодное проведение исследования позволяет сделать вывод о степени эмоционального комфорта аспирантов и выявить сферу возможных трудностей, с которыми они сталкиваются. Для получения более достоверной информации исследование проводится анонимно.

Динамика общего показателя эмоционального состояния аспирантов, изменяющаяся незначительно (в диапазоне от

7,4 до 9,6 балла), свидетельствует о стабильном эмоциональном фоне обучения и работы испытуемых. Наиболее высокие показатели эмоционального комфорта (от 8,6 до 9,6 балла) были отмечены в отношении с коллегами, что отражает благоприятный психологический климат в ИСЭРТ РАН на протяжении нескольких лет (рис. 2).

Проследим динамику показателей по каждому из пяти представленных аспектов в анализируемый период.

Рис. 2. Динамика эмоционального состояния аспирантов в период 2009 - 2013 гг.

10

6 -

4 -

2 -

Эмоциональное Эмоциональное

отношение к учёбе отношение к работе

Эмоциональный комфорт с руководителем отдела

Эмоциональный комфорт с коллегами

9 9 9,1

Эмоциональный комфорт с научным руководителем

□ 2009 г. 02010 г. I 2011г. П2012г. 02013 г.

8

0

1. Рассматривая результаты эмоционального отношения к учёбе, следует отметить положительную тенденцию в росте показателей на 0,7 балла (с 7,5 до 8,2 балла) к 2013 году. Данный факт свидетельствует о том, что качественный уровень учебно-профессиональной подготовки аспирантов в течение последних лет постепенно увеличивался, повышая эмоциональный комфорт испытуемых в образовательном процессе.

2. Анализ количественных показателей эмоционального отношения к работе говорит об увеличении степени эмоционального комфорта аспирантов к 2013 году на 1,1 балла (с 7,4 до 8,5 балла). Причиной такого распределения является улучшение условий трудовой деятельности обучающихся аспирантуры ИСЭРТ РАН (предоставление комфортабельных рабочих мест, необходимых материальнотехнических ресурсов и др.).

3. Уровень эмоционального комфорта в отношениях с руководителем отдела увеличивается к 2013 году на 0,8 балла (с 8,3 до 9,1 балла). Рост показателей по данному компоненту доказывает, что взаимодействие между начальником и подчинённым носит характер сотрудничества, тем самым делая взаимодействие более благоприятным с эмоциональной точки зрения.

4. Наиболее высокие результаты эмоционального комфорта были выявлены в отношении с коллегами на протяжении всего рассматриваемого периода, их диапазон составил от 8,6 до 9,6 балла. Наличие этих показателей подтверждает, что психологическая атмосфера в научных отделах ИСЭРТ РАН благоприятная и способствует успешной реализации аспирантов в учебной и профессиональной деятельности. Положительная тенденция роста показателей к 2013 году сохраняется и составляет 1 балл.

5. Обосновывая количественные показатели эмоционального комфорта с научным руководителем, следует отметить, что к 2013 году они увеличились на

0,5 балла (с 8,6 до 9,1 балла). Это характеризует сотрудничество аспирантов с научными координаторами как стабильное.

Таким образом, анализ динамики результатов эмоционального состояния аспирантов в период 2009 - 2013 гг. выявил, что положительная тенденция в постепенном росте показателей эмоционального комфорта аспирантов по всем исследуемым компонентам является стабильной, это позволяет прогнозировать благоприятную психологическую атмосферу в дальнейшем.

С целью корректировки социальнопсихологической работы по оптимизации эмоционального состояния аспирантов ИСЭРТ РАН уделим особое внимание результатам диагностики, полученным в 2013 году.

Общий показатель эмоционального комфорта аспирантов всех курсов к 2013 году находится в диапазоне от 7,7 до 10 баллов (рис. 3). Это свидетельствует о благоприятном эмоциональном состоянии испытуемых в процессе учебной и профессиональной деятельности. Залогом положительного психологического климата в организации явилась сфера общения с коллегами (от 9,1 до 10 баллов).

Диапазон показателей в отношении к учёбе, работе, научному руководителю и начальнику отдела варьируется от 7,7 до

9,4 балла, что свидетельствует о благоприятном и равномерном эмоциональном отношении аспирантов ко всем процессам деятельности ИСЭРТ РАН.

Анализ количественных показателей выявил постепенное повышение эмоционального комфорта от младшего курса к старшему. Разница показателей по компонентам «эмоциональное отношение к

Рис. 3. Эмоциональное состояние аспирантов всех курсов в 2013 г.

10

7,7

8,1 8,1

8,4

8,6

7,9

9,5

9,8

10

9,4

9,1

9 3 9,4

9

Эмоциональное Эмоциональное Эмоциональный Эмоциональный Эмоциональный

отношение к учёбе отношение к работе комфорт комфорт комфорт

с руководителем с коллегами с научным

отдела руководителем

□ Ікурс □ II курс □ III курс ПІУкурс

8

6

4

2

0

учёбе» составляет 13%, «эмоциональное отношение к работе» - 6, «эмоциональный комфорт с руководителем отдела» - 5, «эмоциональный комфорт с коллегами»

- 2%.

Данное распределение свидетельствует о том, что по мере прохождения адаптационного периода первокурсниками, установления сотруднических отношений в коллективе аспиранты чувствуют себя более уверенно и спокойно, что положительно влияет на их эмоциональное состояние. На IV курсе аспирантуры тенденция благоприятного эмоционального комфорта сохраняется за исключением компонента «эмоциональный комфорт с научным руководителем» (разница между I и IV курсами составляет 8%), что объясняется более тесным сотрудничеством ввиду приближения окончания обучения и подготовки к защите кандидатской диссертации. Работа на данном этапе характеризуется, как правило, эмоциональным напряжением, переживаниями и повышенной нагрузкой.

В целом полученные результаты свидетельствуют о том, что эмоциональное состояние аспирантов имеет тенденцию постепенно улучшаться к старшим курсам. Этому во многом способствовали развивающие занятия, проводимые группой социально-психологического сопровождения. Их направленность заключается в поддержании оптимального эмоционального фона (табл. 2).

Наряду с развивающими занятиями для аспирантов проводятся и другие мероприятия, которые также ориентированы на создание общего эмоционального фона («Посвящение в аспиранты», информирование на «Часе аспиранта», размещение рекомендаций по снижению эмоционального напряжения на сайте Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН и т. д.).

Картина по эмоциональному комфорту аспирантов всех курсов в 2013 году является благоприятной, что является залогом успешной учебной и трудовой деятельности.

Таблица 2. Развивающие психологические занятия с аспирантами I - IV курсов

Название Цель Месяц проведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целеполагание как залог эффективной деятельности Актуализация образа будущего, формирование навыков целепола-гания Сентябрь

Техники и способы бесконфликтного поведения Знакомство с теорией конфликта и выработка навыков индивидуального реагирования в конфликтных ситуациях Октябрь

Конструктивное общение: модель ассер-тивного поведения Освоение методик ассертивного поведения и их практическое применение, формирование конструктивной модели поведения Ноябрь

Способы быстрого реагирования в нестандартных ситуациях Формирование навыков быстрого реагирования в нестандартных ситуациях Декабрь

Влияние эмоций на организацию учебной и трудовой деятельности Определение ведущих модальностей участников занятия, знакомство с разнообразными способами выражения эмоций, формирование понятия «эмоциональный этикет» Февраль

Управление эмоциями в рабочей деятельности Март

Саморегуляция как способ сохранения психического здоровья Выработка способов снятия эмоционального напряжения (музыко-терапия) Апрель

Манипуляции в общении. Выработка за-щиты от них Формирование навыков распознавания манипулятивного поведения людей и выработка механизмов защиты от него Май

Я - руководитель? Осознание своего потенциала Развитие навыков и умений, необходимых для эффективного руководства Июнь

Таблица 3. Публикации аспирантов в 2009 - 2012 гг.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Численность аспирантов, чел. 44 42 39 33

Публикации, всего, ед. 76 77 129 167

Из них в рецензируемых журналах, ед. 9 8 11 22

Показателями, подтверждающими высокую эффективность научной деятельности аспирантов, выступают, в первую очередь, их публикационная активность и количество защит диссертационных работ. Так, в период 2009 - 2012 гг. количество опубликованных статей возросло в 2,2 раза (с 76 до 167), из них в рецензируемые журналы - в 2,4 раза (с 9 до 22; табл. 3).

При положительной динамике публикационной и в целом учебной деятельности, к сожалению, приходится отмечать, что к заключительному этапу обучения в аспирантуре - защите диссертационных работ - подходит меньшее количество обучающихся, чем можно было предполагать. За рассматриваемый период количество защит диссертационных работ аспирантов составило 11. По сравнению с 2009 (2 защиты) в 2012 году состоялось 4 защиты.

Вместе с тем заметим, что на состояние данных показателей влияют часто меняющиеся нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру защиты, её усложнение, а также сокращение количества диссертационных советов. Перечисленные факторы снижают мотивацию диссертантов, вследствие чего степень заинтересованности в защите падает, несмотря на положительный эмоциональный фон в целом.

С учётом перечисленных моментов поддержание эмоциональной составляющей обучения в аспирантуре становится особенно важным в условиях современного образовательного процесса. Эмоциональное состояние играет существенную роль в реализации учебной и трудовой деятельности, и поэтому его отслеживание у обучающихся в образовательных учреждениях является необходимым.

Исследование эмоциональной сферы аспирантов в период 2009 - 2013 гг. показало, что с эмоциональной точки зрения отношение испытуемых ко всем исследуемым компонентам является равномерным, благоприятным, что создаёт стабильную и положительную атмосферу в организации и способствует полноценному раскрытию научного и трудового потенциала его сотрудников.

Таким образом, проведение комплекса мероприятий положительно отражается на эмоциональном состоянии обучающихся аспирантуры в трудовом и учебном процессах. Ввиду этого целесообразным представляется дальнейшее развитие и совершенствование направлений работы по социально-психологическому сопровождению аспирантов, расширение их методической и практической основ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 2006. -С. 190-202.

2. Егорихина, С.Ю. Подготовка научных кадров для экономики региона (из опыта работы аспирантуры ИСЭРТ РАН) [Текст] / С.Ю. Егорихина, Н.Н. Подволоцкая // Проблемы развития территории. - 2012. - № 4(60). - С. 123-132.

3. Леонидова, Г.В. Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления [Текст] / Г.В. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.

- 2011. - № 1. - С. 90-100.

4. Леонидова, Г.В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства: монография [Текст] / Г.В. Леонидова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 272 с.

5. Поярова, Т.А. Психология индивидуальных различий [Текст] / Т.А. Поярова. -Вологда, 2001. - С. 55-66.

6. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Рейковский. -М., 1979. - С. 261-301.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - Т. 2 [Текст] / С.Л. Рубинштейн. -СПб: «Питер», 1998. - С. 551-586.

8. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия». - 2001. - 336 с.

9. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., 2002. - 365 с.

10. Яньшин, П.В. Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания [Текст] / П.В Яньшин // Вопросы психологии. - 2000. -№ 3. - С. 128-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.