ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»
www.apriori-journal.ru
УДК 159.9
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРА*
Деревянко Юлия Петровна
канд. психол. наук [email protected]
Каторгина Светлана Сергеевна
студент [email protected] Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
Аннотация. Данная статья посвящена одной из актуальнейших проблем психологии - компьютерной зависимости. Нами описаны особенности эмоционально-волевой сферы личности студентов с разным уровнем зависимости от компьютера.
Ключевые слова: студент, компьютерная зависимость; эмоционально-волевая сфера личности.
EMOTIONAL AND STRONG-WILLED SPHERE OF THE IDENTITY OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVEL OF COMPUTER ADDICTION
Derevyanko Yulia Petrovna
candidate of psychology sciences
Katorgina Svetlana Sergeevna
student
Belgorod state national research university, Belgorod
Abstract. This article is devoted to one of the most actual problems of psychology - computer addiction. We described features of the emotional and strong-willed sphere of the identity of students with different level of computer addiction.
Key words: student, computer addiction; emotional and strong-willed sphere of the personality.
№ 1. 2013
* Выполнено при поддержке Гранта МО № 6.3342.2011.
1
Современная Россия неизбежно входит в мировое информационное сообщество, что, с одной стороны, повышает уровень культурного и научно-технического развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, а с другой - порождает актуальную проблему зависимости от компьютера.
За рубежом с точки зрения различных психологических направлений и школ эта проблема изучается более 20 лет: предпосылки и стадии развития компьютерной зависимости были описаны К. Янг; диагностические критерии зависимости - И. Голдбергом; физические и психологические симптомы зависимости - М. Орзак. В России проблема зависимости от компьютера начала изучаться только в последнее десятилетие:
A.Е. Войскунским разработаны критерии компьютерной зависимости;
B.Д. Менделевичем описана типология зависимых от компьютера личностей; И.В. Чудовой, А.Е. Жичкиной, Н.А. Кузнецовой, А.Ю. Егоровым и др. исследованы особенности личности зависимых от компьютера пользователей (А.Ю. Егоров, 2005).
Следует отметить, что в связи со значительным образовательным уровнем и динамичным социальным поведением пристрастие к компьютеру и замещение реальной жизни виртуальной чаще характерно для студенчества.
Эмоционально-волевая сфера в юности развивается активно. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей создают оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус (Е.П. Ильин, 2001). Так, основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье» (К. Изард, 2007) . В то же время, юность - это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве (Х. Ремшидт, 1994). Проблемам в развитии эмоционально-волевой сферы посвящено значительное коли-
2
чество работ отечественных специалистов: И.Ю. Захаров, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, В.С. Юркевич.
Однако на сегодняшний день недостаточно изученными остаются особенности эмоционально-волевой сферы личности студентов с разным уровнем зависимости от компьютера. Решение данной проблемы необходимо для оптимизации психологической и педагогической работы, а также для предупреждения и профилактики развития зависимости от компьютера студентов, характеризующихся низкой самооценкой, высоким уровнем агрессии, депрессии, личностной и ситуативной тревожности.
Знание особенностей эмоционально-волевой сферы личности студентов будет способствовать ориентации педагогических коллективов на изменения, их этической готовности, позитивности восприятия условий инновационной деятельности.
В исследовании приняли участие студенты в количестве 66 человек в возрасте от 18 до 24 лет: 1-я группа - испытуемые с отсутствием риска развития компьютерной зависимости; 2-я группа - испытуемые на стадии увлечённости; 3-я группа - испытуемые с риском развития компьютерной зависимости.
Анализ структурных особенностей эмоционально-волевой сферы позволил определить некоторые значимые различия в выделенных нами группах. Так, испытуемые 1-ой и 2-ой группы (испытуемые с отсутствием риска развития компьютерной зависимости и испытуемые на стадии увлечённости) характеризуются как люди уступчивые, податливые, но иногда настойчивые и упорные; они не всегда правильно и адекватно ведут себя в стрессовой ситуации; иногда они умеют сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие; уверены и довольны собой, правильно сопоставляют собственные возможности и способности, чувствуют себя сильными и достойными успеха.
Испытуемые 3-ей группы (с риском развития компьютерной зависимости) отличаются тем, что не склонны к преодолению различных трудностей на пути к цели, что проявляется в неумении владеть собой,
3
сдерживать свои чувства, в импульсивных и необдуманных действиях; часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой; не способны принимать ответственные решения и брать на себя обязательства, что формирует пассивную позицию, приводит к снижению уровня самооценки, отчуждению от окружающих и погружению в депрессию; склонны воспринимать и интерпретировать поведение других людей как враждебное, что приводит к формированию потенциально агрессивного восприятия и потенциальной агрессивной интерпретации как устойчивых особенностей мировосприятия и миропонимания.
Таким образом, установлены различия в содержательных особенностях эмоционально-волевой сферы личности студентов с разным уровнем зависимости от компьютера, что, на наш взгляд, является поводом для более детального изучения проблемы зависимости от компьютера.
Список использованных источников
1. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. СПб., 2007. С. 21-23.
2. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости // Аддиктология. 2005. № 1. С. 65-77.
3. Изард К. Психология эмоций. СПб., 2007. 287 с.
4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. 752 с.
5. Ремшидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994. 319 с.
Впервые данная статья была опубликована в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции «Современная наука: тенденции развития» (26 марта 2013 г., Краснодар).