Научная статья на тему 'Эмоционально-личностная характеристика сотрудников правоохранительных органов'

Эмоционально-личностная характеристика сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
742
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / СОТРУДНИКИ ОВД / LAW ENFORCEMENT BODIES'' OFFICERS / PERSONALITY TRAITS / EMOTIONAL STABILITY / ADVERSE MENTAL STATES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кириленко Дмитрий Николаевич

В статье представлены результаты комплексного психологического тестирования 234 сотрудников ОВД со стажем работы 1-5 лет по 16-FLO и опроснику Айзенка с точки зрения статистически разного уровня показателей эмоциональной устойчивости (факторы Qз/С). Показано, как по данному критерию сотрудники различаются в показателях смелости, тревожности, фрустрированности и активности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional and personal characteristics of the law enforcement bodies'' officers

The article presents results of the complex psychological testing involving 234 employees of the law enforcement bodies with 1 to 5 years of work experience according to the 16-FLO and Eysenck Personality Questionnaire in the context of the various emotional stability levels (factors Q3/C). It is shown that according to this criterion the officers differs in their personal characteristics of courage, anxiety, frustration and activity.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-личностная характеристика сотрудников правоохранительных органов»

УДК 159.922; 159.95 Кириленко Дмитрий Николаевич

аспирант Краснодарского университета

МВД России

dom-hors@mail.ru

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Kirilenko Dmitry Nikolaevich

PhD student of the Psychology and Educational Science Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia dom-hors@mail.ru

EMOTIONAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF THE LAW ENFORCEMENT BODIES' OFFICERS

Аннотация:

В статье представлены результаты комплексного психологического тестирования 234 сотрудников ОВД со стажем работы 1-5 лет по 16-FLO и опроснику Айзенка с точки зрения статистически разного уровня показателей эмоциональной устойчивости (факторы Qз/С). Показано, как по данному критерию сотрудники различаются в показателях смелости, тревожности, фрустрированности и активности личности.

Ключевые слова:

свойства личности, эмоциональная устойчивость, неблагоприятные психические состояния, сотрудники ОВД.

Summary:

The article presents results of the complex psychological testing involving 234 employees of the law enforcement bodies with 1 to 5 years of work experience according to the 16-FLO and Eysenck Personality Questionnaire in the context of the various emotional stability levels (factors Q3/C). It is shown that according to this criterion the officers differs in their personal characteristics of courage, anxiety, frustration and activity.

Keywords:

personality traits, emotional stability, adverse mental states, law enforcement bodies' officers.

Введение. Важность сохранения эмоциональной устойчивости в усложненных условиях деятельности сотрудников ОВД при развитии психоэмоционального напряжения не вызывает сомнений. Однако должный уровень самообладания, как хорошо известно, обеспечен далеко не у каждого сотрудника.

Известно, что физиологический механизм эмоций выражается в выбросе в кровь гормонов, изменяющих ее химический состав и влияющих соответствующим образом на состояние организма. В эндокринную систему входит большое количество желез. От того, какие из них по данной команде выделяют свой секрет, зависит развитие эмоциональных реакций по тому или иному направлению. Эмоциональный фон деятельности и склонность к зоне доминирующих эмоций определяют характер психовегетативных реакций: повышение или понижение психического тонуса. В свою очередь, это может превращаться из положительного фактора в отрицательный и наоборот. Такие противоречия объясняются тем, что чаще всего это состояние выражается в форме двух типов напряженности: возбудимого и тормозного. В частности, отрицательное эмоциональное состояние возникает в связи с неблагоприятным прогнозом вероятности достижения цели. Например, тревога развивается при низкой вероятности избегания нежелательного воздействия, а фрустрация - при низкой вероятности достижения желаемой цели [1].

В стрессогенных условиях профессиональной деятельности возникает психическая напряженность (перенапряжение) вследствие личной и общественной значимости результата, неопределенности ситуации, физиологического стресса, конфликтных эмоций: аффекта, агрессивности, фрустрации. Это состояние требует подключения запасных функциональных систем.

Эмоциональная напряженность обычно рассматривается применительно к стадии дистресса, дезорганизующего деятельность. Действительно, эмоциональный стресс возникает при угрозе, опасности, обиде, неожиданных помехах, личностной значимости деятельности. Однако в структуре стресса напряженность соответствует другой стадии - резистентности, поскольку в стадии дистресса никаких «напряжений» эмоций уже нет. Наступает эмоциональное безразличие.

Эмоциональный стресс возникает в экстремальных для личности ситуациях, то есть в угрожающих образу «Я», а не жизненно опасных. Характеристики трехфазной модели развития эмоционального возбуждения и напряжения достаточно хорошо исследованы [2; 3]:

- стадия тревоги - чувство внутреннего напряжения, связанное с ожиданием угрожающих событий (тревога чаще не проецируется вовне - тревога за свое здоровье, за работу, за правильное выполнение действий). На этой стадии энергетическая мобилизация выше покоя; доминируют стенические эмоции, состояние так называемой «боевой готовности»;

- стадия резистентности - сопротивляемости (психической напряженности). Еще сильнее повышается энергетическая мобилизация, включаются резервные возможности. При стенических эмоциях возможен высокий результат - состояние «боевой готовности»; при астенических - состояние «лихорадки»;

- стадия истощения - падение энергетической мобилизации, прекращение сопротивления влиянию стрессогенных факторов. Доминируют астенические эмоции вплоть до отказа от деятельности; снижение силы мотивации, волевой активности и чувства ответственности - состояние «апатии».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом, эмоциональная напряженность входит составной частью в сложный комплекс адаптации как приспособительной реакции к определенным условиям психических и физических нагрузок в процессе деятельности. Путем мобилизации регуляторных механизмов создается оптимальный уровень функционирования организма, который способствует использованию его ресурсов в соответствии с требованиями проблемной ситуации. Вместе с тем, механизм эмоциональной регуляции имеет индивидуальные пределы, превышение которых сопровождается частичной или общей дезинтеграцией функций организма, ведущей к нарушению действий [4].

Поэтому для практического решения проблемы психологического сопровождения сотрудников ОВД важно вовремя распознать отличие сужения сознания и психической астении при эмоциональном напряжении от угнетения интеллектуальных функций при сохранении и даже повышении энергетических ресурсов, когда происходит переход из стадии резистентности в стадию истощения адаптационных возможностей. Только в этом случае наблюдаются три вида дезорганизации психической деятельности [5]: 1) эмоционально-сенсорные нарушения; 2) эмоционально-моторные нарушения; 3) эмоционально-ассоциативные (интеллектуальные) нарушения.

Наряду с неблагоприятными эмоциями возникновению эмоционального стресса способствуют аналогичные им качества личности: тревожность, ригидность, агрессивность, фрустрация. В частности, корреляционный и полимодальный анализ взаимосвязи между тревогой и успешностью деятельности выявил, что когнитивная тревожность имеет линейную отрицательную связь с результатом, а соматический вид тревоги находится во взаимосвязи с результатом по типу перевернутой «и» [6].

Методика. В исследовании приняли участие 234 сотрудников ОВД со стажем работы 1-5 лет. Использовался тест свойств личности 16-П_0 и опросник неблагоприятных психических состояний по Айзенку. Данные анализировались с точки зрения статистически разного уровня показателей эмоциональной устойчивости (отношение факторов Оз/С - «самоконтроль»/«сила “Я”»).

Результаты. Исходным положением явилось понимание отношения Оз/С ниже (Хср.-а) как эмоциональную неустойчивость, поскольку здесь показатель самоконтроля меньше силы «Я» и вряд ли личность в полной мере может совладать со своими эмоциями вследствие лабильности настроения и интересов. Аналогично отношение выше (Хср. + а) тоже указывает на эмоциональную неустойчивость, так как высокий самоконтроль при низкой силе «Я» сочетается с точностью выполнения социальных требований с внутренним конфликтом. Таким образом, эмоционально устойчивые сотрудники находятся в диапазоне статистически среднего (Хср. ± а). В таблице 1 достоверно представлены различные показатели сотрудников с разным уровнем эмоциональной устойчивости при р < 0,05 р < 0,001.

Таблица 1 - Показатели свойств личности и психических состояний сотрудников ОВД с разным уровнем эмоциональной устойчивости ^±ш)

Показатели Эмоциональная устойчивость Оз/С

Выше 1,25 п = 79 Ниже 0,83 п = 27 0,83 - 1,25 п = 128

Эмоциональная устойчивость 1,56 ± 0,04 0,74 ± 0,02 1,02 ± 0,01

Свойства личности (максимальный показатель 10 стенов)

Экспрессивность 5,04 ± 0,19 6,15 ± 0,39 5,27 ± 0,15

Супер-Эго 6,56 ± 0,20 5,78 ± 0,37 6,70 ± 0,14

Смелость 6,54 ± 0,24 6,93 ± 0,38 7,73 ± 0,16

Личностная тревожность 5,39 ± 0,25 4,89 ± 0,34 3,93 ± 0,18

Самодостаточность 4,00 ± 0,23 4,78 ± 0,36 4,00 ± 0,16

Фрустрированность 4,06 ± 0,21 3,85 ± 0,26 2,98 ± 0,13

Эмоциональная напряженность 3,78 ± 0,23 3,50 ± 0,30 2,01 ± 0,15

Экстраверсия 6,28 ± 0,24 6,88 ± 0,42 6,98 ± 0,17

Сенситивность 5,74 ± 0,19 6,60 ± 0,28 6,40 ± 0,13

Активность личности 3,41 ± 0,14 3,75 ± 0,19 4,49 ± 0,11

Психические состояния (максимальный показатель 20 баллов)

Тревожность 3,39 ± 0,37 2,36 ± 0,47 2,48 ± 0,24

Фрустрация 4,84 ± 0,35 3,59 ± 0,45 3,88 ± 0,25

Эмоциональная ригидность 8,47 ± 0,37 6,91 ± 0,47 7,53 ± 0,29

Согласно полученным данным, эмоционально устойчивые отличаются от эмоционально неустойчивых с низкой силой «Я» более выраженными показателями смелости (1 = 4,10), экстравертированности (1 = 2,31), сенситивности (1 = 2,87) и активности личности (1 = 6,01). Менее выражены у них показатели эмоциональной напряженности (1 = -6,48), эмоциональной ригидности (1=-2,01), а также тревожности и фрустриро-ванности как личностной, так и эмоциональной (1 = -4,48, 1 = -4,44 и 1 = -2,10, 1 = -2,21).

У эмоционально устойчивых сотрудников по сравнению с эмоционально неустойчивыми с низким самоконтролем лучше показатели смелости (1 = 1,96), супер-Эго (1 = 2,31), активности личности (1 = 3,41). При этом у них меньше показатели экспрессивности (1 = -2,11), личностной тревожности (1 = -2,49) и фрустрированности (1 = -3,01), самодостаточности (1 = -2,00), эмоциональной напряженности (1 = -4,51) и стремления к лидерству (1 = -3,70).

Общей особенностью эмоционально устойчивых является отличие от эмоционально неустойчивых обеих категорий в том, что они более смелые, с высокой активностью личности и менее тревожны и фрустрированы.

Резюме. Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения и структуры свойств личности. Проблема формирования эмоциональной устойчивости как способности к самообладанию (способность преодолевать эмоциональную напряженность) изучалась применительно к деятельности представителей различных экстремальных профессий [7; 8]. Общей чертой таких работ является разработка экспресс-методик универсальной «скорой помощи», которая направлена на освоение навыков мышечной релаксации, специальных дыхательных техник, управление мимикой и эмоциями.

Однако автор считает, что в системе психологического сопровождения обучение сотрудников ОВД способности к самообладанию должно осуществляться не вообще, а с использованием тех методик, которые адекватны уровню эмоциональной устойчивости и треку корреляций данного показателя с другими свойствами личности в этом уровне.

Ссылки:

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987.

2. Вяткин Б.А. Психологические факторы соревновательного стресса. Пермь, 1974. С. 78.

3. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.

4. Морган У.П., Эликсон К.А. Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 155-161.

5. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. М., 1996. № 4. С. 63.

6. Burton D. Do anxious swimmers swim slower reexamine the elusive anxiety performing relationship // Journal of sport and exercise psychology. 1988. № 1. Р. 45-61.

7. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001. 260 с.

8. Бодров В.А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.