Научная статья на тему 'Эмиграция казачества из России и ее последствия'

Эмиграция казачества из России и ее последствия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2055
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМИГРАЦИЯ / КАЗАЧЕСТВО / РОССИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / EMIGRATION / COSSACKS / RUSSIA / THE RUSSIAN CIVIL WAR / POLITICO-MILITARY CONSEQUENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пеньковский Дмитрий Дмитриевич

В статье предпринята попытка анализа эмиграции казачества из России в годы Гражданской войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Emigration of Cossacks from Russia and Its Consequences

The article makes an attempt of the analysis of the Cossack emigration from Russia during the Russian Civil War.

Текст научной работы на тему «Эмиграция казачества из России и ее последствия»

Эмиграция казачества из России и ее последствия

Д. Д. Пеньковский (Национальный институт бизнеса, г. Москва)

В статье предпринята попытка анализа эмиграции казачества из России в годы Гражданской войны. Ключевые слова: эмиграция, казачество, Россия, Гражданская война, военно-политические последствия.

Крупнейшая драма XX столетия — Гражданская война в России на протяжении более чем восьми десятилетий привлекает внимание ученых, политиков и различных исследователей. Эта война, длившаяся несколько лет, вылилась в вооруженную борьбу между различными группами населения и имела в своей основе глубокие социальные, национальные и политические корни. В условиях сложнейшего социально-политического конфликта, начавшегося в стране после Октябрьской революции и в ходе Гражданской войны, часть казачества встала на сторону Белого движения, часть выступила на стороне красных, а определенная часть выжидала. Чем ближе к казачьим областям подходила Гражданская война, тем сильнее обострялся раскол среди казачества. Это было связано с тем, что среди казачества в это время уже было серьезное социально-экономическое и политическое расслоение. Наряду с богатыми и зажиточными казаками, вставшими на сторону белых, были и бедные, которые больше поддерживали советскую власть. Колебания казаков усугублялись еще и тем, что большевики проводили усиленную агитацию и имели более четкую программу действий в деревне в отличие от белых. Все это выражалось в пассивном участии значительной части казачества в боевых действиях в составе белых войск вдали от своих регионов. Серьезной проблемой для консолидации казаков были их сепаратизм и стремление к широкой автономности.

В конечном итоге эта война вылилась в острейший социально-политический и военный конфликт и затронула все сферы жизни казачества. Гражданская война прошла лавиной через жизни многих сотен тысяч казаков. В результате значительная часть казачества осталась верна идее борьбы с красными, проявила преданность долгу, верность данной ца-

рю присяге и начала вместе с белыми войсками отходить к границам. Этому способствовала политика большевиков по отношению к казачеству, которая становилась все более жесткой. Зарождавшийся в России тоталитарный политический режим не хотел иметь в лице свободолюбивого казачества противника своих преобразований как в политической, экономической, так и в военной сферах. Фактически Белое движение первым столкнулось в полном объеме с советским тоталитаризмом. Проводя политику ликвидации казачества как социального слоя, большевики осуществили ряд мер в виде массовых репрессий и государственного террора против казаков. С 1918 г. советское руководство взяло курс на постепенное устранение казачества с политической, экономической и военной арен.

Большевиками был принят ряд жестких документов, направленных на ущемление и искоренение казачества. Были реализованы меры по физическому уничтожению части казачества, размыванию его экономической базы и выселению неугодных казаков из привычных мест проживания. Для этих целей была создана сеть концентрационных лагерей и начала формироваться общая система тюрем. Проведение большевиками политики расказачивания давало возможность сломать исторически сложившееся казачье самоуправление, особенности жизни казачьего сообщества, ущемить права казаков на землю, лесные угодья и другие привилегии. Многие казачьи районы были переданы другим областям, некоторые станицы разграблены или сожжены, а сопротивлявшиеся этому станичники были арестованы или высланы на Север. Можно сделать вывод, что расказачивание было целенаправленной политикой большевистского руководства по отношению к казачеству в годы Гражданской войны и сталинской коллективиза-

ции, которая была направлена в значительной степени на истребление казаков и их растворение в крестьянской массе. Расказачивание проявилось в виде насильственных политических, социально-экономических и физических действий, направленных на ликвидацию сословных и этнических черт казачества.

Место казачества в антибольшевистском лагере, его поведение в годы Гражданской войны определялись не только особенностями его менталитета, но и массовыми репрессиями, которые развернула против него советская власть. Все это в конечном итоге заставило часть казачества принять решение встать на сторону белых.

Политика советского руководства и ход боевых действий стали основными причинами эмиграции почти 2 млн человек из России в 20-30-х годах прошлого века. В их числе эмигрировали из страны в эти годы почти триста тысяч казаков и членов их семей

Гражданская война в России проходила с невиданной жестокостью с обеих сторон, что привело к гибели миллионов жителей страны. Многие казаки под напором этой жестокости не захотели рисковать своей жизнью, отказались принять новую власть и эмигрировали. В результате эмиграции многие казачьи войска потеряли свыше 50% своего мужского населения, особенно на Дону и Урале. До 20% своего состава потеряли амурские и уссурийские казаки.

Массовая эмиграция казаков из России проходила в составе белых войск в разных местах, в разное время на завершающем этапе Гражданской войны и после нее. Осенью 1920 г. состоялась первая крупная волна эмиграции казаков из черноморских портов в Турцию, Болгарию, Сербию, а также сухопутным путем в Польшу и ряд других стран Европы. Анализ показывает, что по сравнению с эмиграцией с северо-запада России при эвакуации из черноморских портов белых войск казаков в их составе было достаточно много. Это было связано с тем, что Гражданская война прокатилась по самым густонаселенным казачьим регионам Дона, Кубани, Волги и Терека, где проживало к 1914 г. около 2 млн казаков. Одних только донских казаков и казачек эмигри-

ровало за границу до 100 тыс. человек и примерно столько же с Кубани, Терека и Волги.

До этого крупная волна эмиграции казачества происходила из Приуралья и Оренбуржья в начале 1920 г. Из 150 тыс. казаков с женщинами и детьми после боев и тяжелейшего перехода пустынь Центральной Азии к моменту пересечения туркмено-китайской границы осталось всего 30 тыс. человек.

Третья крупная волна эмиграции казачества происходила из Забайкалья, Приамурья и Приморья. По данным современных исследователей, в Китай, Монголию и Персию эмигрировали около 0,5 млн человек, из них около 50 тыс. казаков и членов их семей. В 1920-1930-е годы к ним добавились еще 50 тыс. казаков, бежавших из России от репрессий.

В обстановке национального кризиса, вызванного Гражданской войной, безумия и массового психоза, уничтожающих все святое, эмигрировавшие за границу белые войска сохранили для потомков честь России и ее доброе имя. Белоэмигрантами за границей было создано уникальное Русское зарубежье, в которое казаки внесли свой самобытный колорит и своеобразие. Большинство казаков, оказавшихся в эмиграции, в силу своего менталитета и социокультурных традиций считали себя хранителями и носителями своей самобытной культуры и быта. Это в полной мере проявилось за границей, где казаки старались компактно поселиться и организовать казачьи станицы. Большинство казачьих образований создали свои клубы, музеи, ансамбли песни и танца, а также выстроили православные храмы. Настоящими центрами этого своеобразного казачьего зарубежья стали Белград и Париж в Европе, Харбин — в Азии.

Радикальнейшие социальные, экономические, политические перемены, смена места жительства и всего жизненного уклада, крушение привычных жизненных устоев, вживание в новую микросреду принесла эмиграция всем, кто убыл за границу в 20-30-х годах прошлого столетия. Казачество после прибытия за границу вынуждено было адаптироваться в иной среде, но при этом оно стремилось сохранить свой национально-культурный облик

и образ жизни. Ситуация потребовала от казаков приспособления к новой социальноэкономической, политической и этнокультурной реальности. Более успешно этот процесс шел в Болгарии, Югославии, Польше, Чехословакии и некоторых других странах, близких по вере и славянским корням, а также в районах компактного поселения в Китае.

Необходимо отметить, что эмиграция казачества в Китай и Монголию имела определенные отличия по сравнению с аналогичными процессами, происходившими в Европе. Это было связано с тем, что казаки шли не на пустое место. Наличие имевшихся компактных мест поселения русских в Харбине, в зоне КВЖД и Трехречье, живших по своим дореволюционным традициям, не могло не привлечь эмигрантов. В отличие от Западной Европы там проще было найти работу, жилье, имелась целая сеть православных церквей. Например, в Трехречье казаки сумели поселиться компактно в нескольких десятках станиц и деревень и устроить свою жизнь. Многим давала работу и жилье КВЖД. Все это позволяло казакам быстрее адаптироваться, сохранить язык, веру и обычаи. Приложив свой труд, интеллект, упорство и умение, казаки способствовали определенному развитию этого уголка Азии. Кроме того, если из европейской части России во время сталинской коллективизации в 1920-1930-х годах лишь немногие могли уйти за границу, то из Сибири и Дальнего Востока убежали от коллективизации и репрессий в страны Азии десятки тысяч казаков.

С точки зрения безопасности положение казаков в Монголии и Северном Китае несколько отличалось от положения тех, кто перебрался в Европу. Оно было более опасным из-за постоянной угрозы вторжения красных войск и конфликтов, связанных с СССР. К тому же в Европе болгарки, сербиянки, словачки, чешки, полячки, женщины других национальностей охотно выходили замуж за казаков. Но китайцы вне зоны компактных русских поселений часто относились к этому неодобрительно и не разрешали китаянкам выходить замуж за русских. Из-за этого часть холостых мужчин вынуждены были позже уехать в другие страны.

Пройдя сложнейший первый этап адаптации за границей, казаки-эмигранты смогли более или менее устроиться, осели в разных странах. Все хотели отдохнуть, прийти в себя после многих лет мытарств за границей, борьбы и лишений первых лет эмигрантской жизни. Поступавшая информация о жизни в СССР, репрессиях, которые там шли в отношении казачества, заставляла многих казаков утверждаться в мысли, что они сделали правильный выбор, эмигрировав за границу. В 1920-1930-х годах эмигранты жили, не зная почти никаких притеснений, достаточно свободно перемещались из страны в страну. Они не имели паспортов, не платили налогов, почти не имели контроля за своей личной и общественной жизнью, жили, как хотели, воспитывали детей, учили их в своих или иностранных школах. Но постепенно микросреда стран пребывания все больше стала их захватывать и налагать определенные обязанности. Во многих местах эмигранты начали изучать язык страны проживания, участвовать в общественно-политической жизни этих государств.

Начавшаяся Вторая мировая война внесла серьезные коррективы в жизнь многих каза-ков-эмигрантов. Десятки тысяч казаков, осевших в Западной Европе и Азии, вынуждены были вновь менять место жительства и заново обустраивать свою жизнь. Однако делать это им было уже проще, так как был накоплен богатый опыт адаптации в других странах в 1920-1930 годы.

Эмиграция казачества за границу имела для России определенные военно-политические последствия. В стране начала меняться геополитическая ситуация. Из пространственных связей и отношений на глобальном и региональном уровнях выпала такая составляющая, как казачество, которое во всей истории России играло большую роль в политических процессах и явлениях, в их пространственном взаимодействии. Активно участвуя в стратегических мероприятиях российского государства, казачество способствовало расширению политического влияния, особенно на юге и востоке России. Однако в связи с политикой, проводимой советской властью, казачество было фактически устранено от этих процессов. Была

разорвана связующая роль казаков между Западом и Востоком. Выбытие нескольких сотен тысяч казаков особенно чувствовалось в пограничных районах Сибири и Дальнего Востока. Казачество стало отходить от участия в охране государственной границы. Это заставило руководство страны менять стратегическую линию в проведении пограничной политики, особенно в вопросах осуществления пограничного режима, организации необходимых мер по охране и защите территориальной целостности государства.

Изменения в проведении политической линии, выбытие нескольких десятков тысяч избирателей из пределов России породили ряд других серьезных проблем, связанных с тем, что в казачьих регионах стали исчезать самобытная политическая обстановка и демократичность при выборах.

Казачество как политическая группа играло определенную консолидирующую роль в российском обществе и государстве. Утрата самобытных традиций и обычаев самоуправления казаков, их влияния на решение актуальных политических и других проблем способствовали уменьшению влияния казачества на общественную жизнь. В казачьих регионах России стало исчезать самоуправление, так как уже не проводились казачьи круги, не было прямых выборов казачьих органов, не избирались атаманы, а вводились сельсоветы и другие стандартные для всей страны органы советской власти. Резко снизилось влияние казаков на решение актуальных политических, этнических и территориальных проблем, особенно на Северном Кавказе. Это было связано с тем, что многие казаки просто были выселены оттуда, а вместо них заселились представители местных кавказских народов, которые стремились овладеть как можно большим пространством. Утрачен был опыт парламентаризма, накопленный на Дону, Кубани и в ряде других регионов. По всей России было запрещено создание казачьих союзов и объединений, в казачьих регионах, как и везде, была введена единая система власти во главе с партией большевиков.

Казачество как политическая составляющая была частично утрачена в России, но не

была полностью потеряна. Казаки за границей не затерялись на политическом поле принявших их стран и проявили свою политическую активность. Они создали в Русском зарубежье свои союзы и объединения военно-политической и социально-экономической направленности. В подавляющем большинстве эти союза и объединения в политическом отношении были направлены против Советской России, которая в их лице получила непримиримых врагов. Их создание было реакцией казаков на поражение в Гражданской войне и на проблемы, связанные с пребыванием за границей. Огромную консолидирующую роль в деятельности казачьих союзов и объединений сыграл Русский общевоинский союз, который направлял и координировал основную часть антибольшевистской составляющей их деятельности.

Вначале многие эмигранты не очень активно участвовали в общественно-политической работе. Это было связано с переездами из одной страны в другую или недостаточной политической грамотностью. Затем ситуация стала меняться в лучшую сторону, так как многие казаки-эмигранты сумели прижиться в странах пребывания, нашли себе работу, жилье, решили другие социальные вопросы. У каза-ков-эмигрантов появился интерес к политической и общественной работе. Это стало возможным благодаря влиянию микросреды, в которой они находились, а также воздействию казачьих союзов и объединений, которые влияли на умонастроение казаков, поддерживали их в духе казачьего патриотизма и антисоветизма. При проведении этой работы они учитывали менталитет и социокультурные особенности казачества.

Союзы и объединения формировались как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы казаков различных казачьих войск в эмиграции. В первую очередь это было связано с решением острых социально-экономических проблем, стоявших перед казачеством в эмиграции.

Анализируя деятельность этих союзов и объединений, необходимо отметить, что их условно можно разделить на несколько основных групп. Первая группа ставила своей целью борьбу с большевизмом. Вторая группа

союзов и объединений занималась вопросами оказания социально-экономической помощи казакам-эмигрантам. Третья группа ставила целью сохранение культурного, православного и бытового наследия самобытного казачьего уклада жизни. Четвертая группа занималась вопросами работы с молодежью. Политический спектр союзов и объединений был также различным, от крайне правых, монархических, до профашистских и левацких. Иногда они враждовали друг с другом, но почти всех их объединяла ненависть к большевикам, действия которых, как они считали, были направлены на уничтожение русского народа, в том числе казачества, и русской православной культуры. Большой раскол в казачье движение вносили «самостийники», которые вели к изоляции казачества от других белоэмигрантов согласно своей идее создания отдельного образования «Казакия» на Юге России. Они считали, что казачество — это отдельный народ, которому нужно свое государство. Но при всем этом «самостийники» всегда придерживались антибольшевистского курса (Кириенко, 1996: 11-12).

Несмотря на эти проблемы, казачьи союзы и объединения активно использовали все имевшиеся возможности для проведения антибольшевистской политической линии в агитационно-массовой работе среди казаков. Они проводили большую и разноплановую работу по консолидации казачества путем организации различных совместных политических мероприятий, казачьих праздников и других акций. В странах Европы, Азии, Америки и в Австралии ими выпускались сотни газет и журналов, а в некоторых странах было организовано радиовещание.

Анализ показывает, что казачество было более активным в политическом отношении в Западной Европе, Китае и Австралии и менее активным в странах Латинской Америки, где в основном создавались филиалы уже существовавших союзов в Западной Европе и Азии.

В целом казачество оставило свой заметный след на политическом поле Русского зарубежья и сумело реализовать за границей в сложных условиях эмиграции свой боль-

шой политический потенциал, который быстро рос.

Казачество, имевшее огромный опыт мировой и Гражданской войн, вместе с другими представителями белоэмигрантов достаточно эффективно было использовано различными государствами мира для решения своих военных задач. Руководители этих государств знали, что казаки, как и многие члены Русской армии в эмиграции, были хорошо подготовлены в военном отношении, отличались стойкостью и бесстрашием на полях сражений, неприхотливостью, умением переносить все тяготы и лишения военной службы.

Советская власть своими жесткими действиями против казачества лишила Россию ее многих лучших защитников. За границу выехал цвет казачьей элиты в лице генералов, офицеров и атаманов. Были эвакуированы за границу вместе с преподавателями военные казачьи училища из Новочеркасска, Ростова, Екатеринодара, Владикавказа, Оренбурга, Иркутска и других городов. В результате руководству Советской России пришлось заново организовывать военные училища в этих регионах с целью подготовки военных кадров. Россия в преддверии Второй мировой войны потеряла десятки тысяч хорошо обученных, обстрелянных, прошедших две войны людей и получила в их лице непримиримых врагов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Кириенко, Ю. К. (1996) Казачество в эмиграции: споры о его судьбах (1921-1945 гг.) // Вопросы истории. № 10. С. 3-18.

THE EMIGRATION OF COSSACKS FROM RUSSIA AND ITS CONSEQUENCES D. D. Penkovskiy (The National Institute of Business, Moscow City) The article makes an attempt of the analysis of the Cossack emigration from Russia during the Russian Civil War.

Keywords: emigration, Cossacks, Russia, the Russian Civil War, politico-military consequences.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Kirienko, Iu. K. (1996) Kazachestvo v emigratsii: spory o ego sud’bakh (1921-1945 gg.) // Voprosy is-torii. № 10. S. 3-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.