Научная статья на тему 'Эмигрантский период творчества В. В. Зеньковского'

Эмигрантский период творчества В. В. Зеньковского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
451
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмигрантский период творчества В. В. Зеньковского»

ИДЕИ, КОНЦЕПЦИИ, ПОЛИТИКА

В.М.Летцев

ЭМИГРАНТСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА В.В.ЗЕНЬКОВСКОГО

ЛЕТЦЕВ

Виктор

Михайлович,

Кандидат

психологических

наук,

старший научный

сотрудник

Института

психологии

им. Г. С. Костюка

АПН Украины

Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) - христианский философ, психолог, педагог, богослов - является одной из значительнейших фигур русского религиозно-философского Ренессанса ХХ столетия, видным церковным и общественным деятелем первой эмиграции1. В последние годы своего творческого пути, благодаря фундаментальным трудам по истории русской философии, он приобретает широкую известность и в зарубежных ученых кругах. Революционные события в России начала века, затем вынужденный отъезд, а фактически - изгнание, ставшее уделом большинства крупных российских философов той поры2, прихотливо изменили дотоле ровную линию его судьбы, наложили незримую печать избранничества на всю последующую его деятельность.

Дореволюционный период творческого пути

Родился В.В.Зеньковский 4(16) июля 1881 года в г. Проскурове (ныне Хмельницкий) на Подолье в семье педагогов. Внук священника и сын учителя, состоявшего также церковным старостой, он с детства был религиозным ребенком. Посещая с отцом церковь, он рано соприкоснулся с церковной жизнью, с богослужением. В 1892 году он поступает в гимназию в Киеве. В гимназические годы у него пробуждается мировоззренческий интерес, появляется, по его словам, «потребность серьезного чтения». В эти же годы он переживает, и очень остро, кризис своей детской веры.

По его воспоминаниям, «читая Белинского и скорбя о том, что он не поклоняется Христу», он открывал существенное несовпадение христианского миропонимания, которое сложилось у него, и бытующего «современного» взгляда на вещи. В 5 классе гимназии он «с увлечением и запоем» прочитывает всего Писарева (6 томов) и - окончательно утрачивает веру в Бога. «Новое цельное мировоззрение в духе упрощенного натурализма», позаимствованное юношей-Зеньковским у Писарева, стало для него (как впрочем для многих в те годы) некой «новой верой». Лишь через несколько лет, после ряда событий, начнется в нем возвращение к религиозному мироотношению.

Уже в 7-м классе гимназии В.В.Зень-ковский начинает «заниматься философскими вопросами». Решающее влияние на него тогда оказали две книги: «Основные моменты в развитии новой философии» Н.Я.Грота (1894) и «Очерк психологии, основанной на опыте» Х. Геффдинга (1896). Вкупе они, как он вспоминал, «навсегда определили тот интерес к общим вопросам», который проявился у него уже при чтении Белинского и Писарева. Приблизительно в тот же период он знакомится с 2-х томным трудом Ф.А.Ланге «История материализма» (1866). Прочтя «с чрезвычайным вниманием» оба тома, он буквально прозревает. «С глаз моих, -пишет он, - спала чешуя, вся относительность безапелляционных утверждений Писарева (и тех, кого он излагал) стала выясняться передо мной со всей силой...». С этого времени он начинает всерьез заниматься философией и психологией, его атеизм постепенно отступает, чтобы вскоре «исчезнуть бесследно». «Веры еще не было, - напишет он, - но открылась возможность ее»3.

В 1900 году В.В.Зеньковский оканчивает гимназию и поступает в киевский Университет св. Владимира на естественное отделение физико-математического факультета. Занимаясь естественными

науками (электрохимией, электрофизиологией растений и т. п.), В.В. Зеньковский значительную долю своего времени отдает также изучению философии и психологии. Вдумчивое знакомство с Кантом (сначала в рецепции Ф.Ланге и Ф.Пауль-сена), а также с близкими Канту мыслителями, приводит в 1902 году к «перелому» в его философских воззрениях. С этого момента начинается напряженная мыслительная работа над вырабатыванием новой системы взглядов, приведшая его, в итоге, к построению «христианской философии».

В 1902 году, стремясь к систематическим и углубленным занятиям философией и психологией, В.В.Зеньковский становится участником Психологической Семинарии Г.И.Челпанова4. Последующие годы были едва ли не самыми интенсивными в становлении В.В.Зеньковского-ученого. Под руководством Г. И. Челпано-ва он усиленно занимается психологией, выступает с докладами, пишет и публикует свои работы. Результатом его психологических штудий стали статьи: «Современное состояние психофизической проблемы» (1905), «По поводу исследования Бине о памяти» (1905), «Новый труд по вопросу об ассоциации идей (А.Нечаев. Ассоциация сходства)» (1906) и некоторые другие. Последняя работа публикуется в авторитетнейшем журнале «Вопросы философии и психологии».

Годы учебы в университете были, однако, для будущего мыслителя не только годами профессионального становления, интенсивной интеллектуальной работы, но и годами напряженных духовных исканий. В эти годы происходит его «окончательное возвращение» в Церковь. Прологом к началу «религиозного пробуждения» стало знакомство В.В.Зеньковского с перепиской Гоголя, поразившей его подлинностью и глубиной религиозных пе-реживаний5. Непосредственным же толчком к нему послужил «знаменательный», по определению Зеньковского, разговор

его с В.Н.Лашнюковым (известным в кругах религиозной интеллигенции киевским журналистом), происшедший на Пасху 1903 года6. Разговор этот шел «о значении и смысле Пасхи», о реальности Воскресения Христа... После откровенной беседы, обнаружившей довольно поверхностное знание христианства В.В.Зеньковским, он прежде всего обратился к «Апологетике» тогдашнего университетского профессора богословия П.Я.Светлова. Изучение Светлова, как он свидетельствовал поздней, открыло ему «всю сложность и глубину религиозно-философских и религиозно-исторических проблем христианства». С осени 1903 года, он приступает к «более систематическим занятиям по философии и истории религии». «Почти каждый день, -вспоминает В.В. Зеньковский, - я бывал в Публичной библиотеке, где брал книги по интересовавшим меня вопросам .изучая как современную христианскую литературу так и сочинения отцов Церкви»7. Позднее он так формулировал итоги своих религиозных штудий: «Новый мир открылся передо мной. Я не только принял в себя умом всю истинность и силу христианства, не только в чтении Св. Отцов проникся тайною церковного разума, но я без колебаний принял центральность религиозной сферы, центральность для мировоз-8

зрения, для души» .

К 1906-1907 годам, как свидетельствует Зеньковский, у него окончательно сложилось религиозно-философское мировоззрение. Особую роль в этом становлении он отводил Вл. Соловьеву, который имел на него в этот период «громадное влияние», такого же революционного характера, как в свое время Писарев. «Соловьев,-пишет В.В. Зеньковский, - впервые во мне разбудил потребность в законченном, всеохватывающем философском синтезе»9. Не менее сильным впечатлением этого периода стала для него книга В.И.Несмелова «Наука о человеке», которую он и впоследствии очень высоко це-

Здесь важно отметить также, что «религиозное пробуждение» и мировоззренческое становление В. В. Зеньковского происходили в атмосфере общего религиозно-философского подъема в России начала ХХ века, позднее вошедшего в историю как «Русский религиозно-философский ренессанс»11. В эти годы в Москве, Петербурге, а затем и Киеве начали появляться религиозно-философские общества12, стала возникать религиозно-философская печать13. Процесс этот был отмечен также широким поворотом в академических и университетских кругах от позитивизма и материализма к философскому идеализму14.

В 1906-1907 годах, не ослабляя интенсивности своих университетских занятий, В. В. Зеньковский активно участвовал в различных общественных проектах и инициативах. К этому времени он уже знаком с Н.Бердяевым, часто встречается и интенсивно общается с С.Булгаковым15, у него также «сложились тесные знакомства» с профессорами Киевской Духовной Академии, особенно с П. П. Кудрявцевым и В.И.Экземплярским. Именно в кругу этого общения рождается идея создания Киевского Религиозно-философского общества (осенью 1905 г.; окончательно общество сформировалось в начале 1908 г. и просуществовало до 1917 г.). Первым председателем Общества стал П. П. Кудрявцев. В. В. Зеньковский, все еще студент университета, становится товарищем Председателя (с 1911 - Председателем),

что свидетельствует о его высоком авто-

16

ритете в данном кругу .

В 1909 году, получив золотую медаль за курсовое сочинение (по классической филологии) и выдержав на отлично все заключительные испытания, Зеньковский оканчивает полный курс историко-филологического факультета университета с дипломом 1 степени. Постановлением факультета, он оставлен при университете для подготовки к профессорско-преподавательской деятельности. С января сле-

дующего, 1910 г. он - профессорский стипендиат по кафедре философии17, и главным его занятием становится систематическая подготовка к магистерскому экзамену. Об основательности и интенсивности его ученых штудий в этот период свидетельствуют как отчет о занятиях за 1910 год18, так и его печатные труды. В эти годы он подготавливает и публикует две большие работы, положившие начало углубленному изучению им феномена личности, а именно, «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике» (1911) и «Проблема бессмертия у Л.Н.Толстого» (1912). Центральной проблемой обеих статей является анализ соотношения особенного и общего, индивидуального и универсального в личности человека. Обе работы, написанные почти одновременно, свидетельствуют о решительном выдвижении понятия личности в центр его мировоззренческих интересов19.

В марте 1912 года В.В.Зеньковский успешно сдает магистерский экзамен и, став магистрантом по кафедре философии, приступает к написанию диссертации на тему «Проблема психической причинности». В том же году он получает должность приват-доцента Университета Св. Владимира и с осени 1912/13 учебного года приступает к чтению лекций по психологии и философии. Затем, в 1913 году он отправляется за границу для завершения работы над магистерской диссертацией. Два лета, 1913 и 1914 гг., он проводит в Германии, Италии, Австрии, работая в заграничных библиотеках. В 1914 г., накануне объявления войны, он спешно возвращается домой, завершает работу над диссертацией, и в конце 1914 г. ее текст выходит из печати в Киеве. 5 апреля 1915 г. в Москве, на заседании Совета Историко-Филологического Факультета Московского университета, состоялась ее успешная защита20 (официальными оппонентами были Г. И. Челпанов и В .Н. Ивановский, частным оппонентом выступил приват-доцент Г.Г.Шпет)21.

Осенью 1915 г., вскоре после защиты диссертации, В.В.Зеньковский был назначен исполняющим должность экстраординарного профессора по кафедре философии историко-философского факультета киевского Университета Св. Владимира. С 1916 г., он - экстраординарный профессор той же кафедры, которую и продолжал занимать до конца 1919 года (т.е. до вынужденной эмиграции).

Одним из важных событий данного периода стало издание в Киеве с 1916 г. журнала «Христианская мысль», как периодического органа Киевского Религиозно-философского общества (основателем и редактором журнала стал В .И. Экземплярский)22. Журнал, созданный при непосредственном участии Зень-ковского, выходил вплоть до 1918 г. и стал одним из самых значительных религиозно-философских изданий России начала ХХ столетия.

Годы революционных событий в России и Украине (1917-1919) были для В.В.Зеньковского годами активной деятельности на церковно-общественном и политическом поприще. 29 апреля 1918 года в Украине произошел «Гетманский переворот»23. В ходе формирования правительства П.П.Скоропадского, В.В.Зень-ковский, будучи к тому времени достаточно известным церковно-общественным деятелем, получает неожиданное для него самого предложение стать Министром Исповеданий. После трудных размышлений, серьёзных колебаний он соглашается «поработать на пользу мира и устроения церковного». Деятельность его на этом посту продолжалась пять месяцев и была достаточно плодотворной. В октябре 1918 года, в связи со сменой кабинета, Зеньков-ский ушел в отставку со своего поста24.

К этому времени «общерусская трагедия», как именует В.В.Зеньковский революционные события тех лет, развертывалась «со страшной быстротой». Киев несколько раз переходил из рук в руки раз-

ных властей, и В.В.Зеньковский вынужден был неоднократно (как бывший министр враждебного большевикам правительства) покидать город при вступлении в него большевиков. В конце концов, в критическую минуту, когда возникла явная угроза для его жизни, он принимает решение уехать из Киева. Сначала он попадает в Одессу, но когда и Одесса пала под натиском большевиков (26 января 1920 года), он решает покинуть Россию. Как оказалось, навсегда.25

Первые годы изгнания: Белград и Прага

Перебравшись в Европу, В.В.Зеньков-ский в феврале 1920 года оказывается в Белграде, где и проводит первые три года своего эмигрантского существования. Вживание в новую обстановку, налаживание связей с людьми было поначалу очень трудным и сложным. Неожиданно для себя он столкнулся с крайне неблагосклонным и даже враждебным отношением к себе целого ряда людей. Если в профессорской среде причиной такого отношения к В.В.Зеньковскому была его мнимая «левизна», то в русской церковной среде ему не могли простить деятельности в качестве Министра Исповеданий в Украинском правительстве. «Я вообще, - напишет он с горечью об этом времени, -

чувствовал себя в русской среде «изго-

ем»»26.

Тем не менее, надо было искать себе место в этой «другой» жизни. Приглашение пойти в «преподаватели русской литературы в Сараевский Кадетский Корпус» Зеньковский твердо отклоняет - «уж очень было грустно, - вспоминает он, -расстаться с университетской "карьерой"». Вскоре, однако, благодаря протекции Сербского Патриарха Варнавы, который узнал его на одной из лекций на церковные темы, Зеньковский получает приглашение в Белградский университет сразу на два факультета, богословский и фи-

лософский27. В июне 1920 г. он, в качестве «гонорарного профессора», начинает читать лекции на философском факультете Белградского университета. Здесь им читаются курсы психологии детства, экспериментальной психологии, психотехники, педагогической психологии. Несколько позднее, с осени 1921 г., на православном богословском факультете университета он начинает читать обшую психологию, логику и теорию познания, историю древней и новой философии, этику28. Понемногу налаживаются и личные отношения, испорченные во время политической «карьеры», восстанавливаются прежние и складываются новые связи и знакомства.

В новой, довольно непростой эмигрантской ситуации Зеньковский не утрачивает и своего общественного темперамента, немалой способности и склонности к общественным инициативам. «Наблюдая духовное состояние русских и их обычную беспомощность в удовлетворении самых насущных нужд», он становится инициатором создания общества «попечения о духовных нуждах эмиграции», а также организатором и секретарем «объединения русских ученых в Югославии»29. Летом 1920 г. в городке Земуне близ Белграда он принимает самое живое участие в организации Религиозно-Философского Общества, становится в нем товарищем председателя.

И все же самой крупной и долговременной, самой дорогой его сердцу и самой плодотворной инициативой В. В. Зень-ковского явилась его активность по созданию Русского Христианского Студенческого Движения за рубежом. С этим движением, по его словам, связана была «совсем новая страница» в его жизни. Осенью 1921 г. в Белграде он впервые сближается с русской студенческой христианской молодежью, посещая православный религиозно-философский кружок, который создали его слушатели -студенты богословского факультета университета (Н.Зернов, Н.Афанасьев, Н.Те-

рещенко, Г.Троянов, Д.Клепинин и др.). «Я очень охотно посещал кружок, - вспоминает Зеньковский, - и на всю жизнь полюбил молодежь и религиозную работу с ней, - это было начало действительно нового периода моей жизни»30. Именно в этом общении рождается у него тот опыт работы с молодежью, который впоследствии был положен им в основание Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД), бессменным председателем которого Зеньковский оставался до конца жизни.

Живя постоянно в Белграде, Зеньков-ский, однако, часто бывает по разным делам в других европейских столицах - в Варшаве, Берлине, Вене, Праге, служивших центрами интеллектуальной и политической жизни эмиграции. Здесь он встречается со многими деятелями, обсуждает различные инициативы. Интеллектуальные силы русской эмиграции, оказавшиеся рассредоточенными, раздробленными, стремились к объединению. Обладая и чутьем и вкусом к «собиранию» людей, Зеньковский осенью 1922 года становится инициатором Съезда русских философов, который проходит в Берлине31. В том же году в Берлине состоялось и первое заседание «нового религиозно-философского кружка», на котором он сделал доклад «О религиозных исканиях в русской философской литературе». Проблематика богословского и философского анализа русской культуры рассматривается и в серии лекций под общим названием «Критика европейской культуры у русских мыслителей». Лекции были прочитаны им по предложению сербской писательницы Исидоры Секулич также в 1922 году. На их основе первоначально была выпущена небольшая книжка по-сербски (перевод Ис. Секулич, Загреб, 1922); позднее расширенный ее вариант под названием «Русские мыслители и Европа» был опубликован по-русски (YMCA Press, 1926)32.

Размышления о путях выхода из кризиса секуляризованной культуры и убеждение в том, что «православие таит в себе ключ» для решения самых сложных проблем современности, рождают у Зеньков-ского инициативу по изданию сборника «Православие и культура», который выходит под его редакцией и с его предисловием в 1923 году в Берлине33. В сборнике отчетливо и ясно ставится задача «оцерковления» культуры, творчества, жизни, задача построения всей культуры на началах православия. Эта задача, как подчеркивает философ, «меньше всего предполагает внешний синтез свободно создавшегося миропонимания и православного сознания, но имеет в виду орга-

34

ническое и внутреннее их единство» .

В годы пребывания в Сербии В.В.Зеньковский возобновляет и свои академические труды. Продолжая заниматься психологией, он пишет большую книгу «Психология детства» (1923). Обозревая и суммируя обширный научный материал по психологии детства и анализируя основные направления детской психологии автор, в пятнадцати главах, дает всеохватный анализ детской личности, детской души. Здесь же он предлагает свою классификацию психологических дисциплин. Книга вызвала большой интерес в научных кругах и выдержала целый ряд изданий. Немногим позднее он издает еще один психологический труд - «Курс общей психологии» (1925), вобравший в себя многолетний опыт его исследовательской и преподавательской работы в этой области.

Весной 1923 года в Праге под председательством Зеньковского состоялся Общеэмигрантский педагогический съезд, на котором было принято решение о создании Педагогического Бюро по делам зарубежной русской школы. Председателем Бюро был избран Зеньковский. Необходимость постоянного присутствия в Праге, возникшая в этой связи, побудила его принять сделанное ему ранее предложе-

ние занять кафедру экспериментальной и детской психологии в только что организованном в Праге Высшем Педагогическом институте. Благодаря основанной в

1922 г. президентом Чехословакии Тома-шем Масариком «Русской акции», Прага в эти годы стала одним из ведущих центров научной жизни русской эмиграции, настоящей «столицей науки и образования Русского Зарубежья»35. Переезд В.В.Зень-ковского в Прагу состоялся в марте

1923 года.

В Праге в полной мере развернулся организаторский и педагогический талант Зеньковского. Помимо руководства кафедрой в Педагогическом Институте, он ведет большую работу в Педагогическом бюро, которое функционировало как центр исследований и сбора материалов по вопросам воспитания и образования. При его активном участии, в течение ряда лет выходит «Бюллетень педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы заграницей», а также журнал «Русская школа за рубежом». В этих изданиях В.В. Зеньковский публикует и свои статьи, посвященные насущным проблемам теоретической и практической педагогики: «О педагогическом интеллектуализме» (1923); «Предпосылки строительства новой школы» (1923); «Педагогика и психология» (1924); «Воспитательные проблемы в школе» (1925) и другие. Ряд его статей по педагогике выходят и в других изданиях. В 1925 году по инициативе Педагогического Бюро и под редакцией В.В.Зеньковского выходит уникальный сборник «Дети эмиграции», в котором дается анализ более 2400 детских сочинений на тему «Мои воспоминания с 1917 года». Эти сочинения были собраны во всех русских школах за рубежом и содержали драгоценные детские («правдивые и непосредственные») свидетельства о трагических событиях, которые им пришлось пережить в революционной России. В сборнике помещена и аналитическая статья В. В. Зень-ковского «Детская душа в наши дни».

Несомненно, весьма знаменательным, многое определившим в многотрудной судьбе мыслителя, становится состоявшийся по его инициативе в 1923 году Съезд русской православной молодежи, положивший начало Русскому Студенческому Христианскому Движению. Съезд этот, прошедший с большим воодушевле-нием36 1-7 октября 1923 года в Пшерове (Чехословакия) и названный позднее «Пшеровской пятидесятницей», единодушно избирает В. В. Зеньковского своим председателем. Председателем РСХД он оставался до самой своей кончины. Работа с молодежью стала для него подлинным христианским служением37.

Данный период биографии В. В. Зень-ковского отмечен также еще одним важным событием, а именно, возобновлением деятельности Братства св. Софии, возникшего в революционные годы в Петрограде. Полагая, что религиозное движение среди молодежи нуждается в авторитетном наставничестве, Зеньковский предложил своим единомышленникам создать «объединение профессоров, связанных с Церковью», которое было бы одновременно и «совещанием» и инстанцией, служащей для проведения в студенческое движение профессорского влияния. Первое «профессорское собрание», состоялось во время съезда в Пшерове; на нем присутствовали о. Сергий Булгаков, П.И.Новго-родцев, Н.А.Бердяев, А.В.Карташев и В.В.Зень-ковский. По предложению А.В.Карташева было решено не создавать нового общества, а восстановить заграницей деятельность братства св. Софии, учрежденного в России в 1918 году и утвержденного патриархом Тихоном (из членов братства на собрании присутствовали А. В. Карташев и Н. О. Лосский). В результате собрание приняло решение именоваться «отделением Всероссийского Братства во имя св. Софии»38. Председателем Братства был избран о. С. Булгаков, секретарем -В. В. Зеньковский, в члены братства вошли также Г.Трубецкой, С.Л.Франк, Н.О.Лос-

ский, Г.В.Флоровский, Г.В.Вернадский, П.А.Остроухов, П.Б.Струве. Митрополит Евлогий - Предстоятель Русских Церквей в Западной Европе - благословил его устав и деятельность. Братство просуществовало вплоть до Второй мировой войны, эволюционировав постепенно в «церков-но-общественный центр»39.

Таким образом, пражский период жизни В.В. Зеньковского был отдан по преимуществу организационно-педагогической, преподавательской и церковно-общественной деятельности. «Три новых дела, - писал он об этом периоде, - ведение Педагогического Бюро, лекции в Педагогическом Институте и ведение Русского Студенческого Христианского Движения, заполнили меня совершенно. Я не бросал научной работы, но мое время и моя душа были преимущественно отданы этим делам».40

Париж и Богословский Институт преп. Сергия Радонежского

В хронике духовной и культурной жизни эмиграции 1925 год был отмечен сразу несколькими знаменательными событиями. Первым из них, имеющим выдающееся значение для судеб русской культуры, а равно и для творческого пути В.В. Зеньковского, явилось открытие весною этого года Православного Богословского Института в Париже41. Зеньковский принимал активное участие в обсуждении

42

и реализации этого проекта . С осени 1925 года, с началом первого учебного семестра в институте, он становится его преподавателем, продолжая при этом возглавлять кафедру в Педагогическом институте в Праге. Завершение его профессорства в Праге и последующий переезд в Париж станет еще одним, на этот раз последним, географическим перемещением в его биографии.

Другим, не менее значительным событием явился выход в сентябре 1925 года в Париже первого номера органа русской

религиозной мысли «Путь», редактируемого Н.А.Бердяевым при участии Б.П.Вышеславцева и Т.Г.Кульмана. В числе постоянных сотрудников журнала были: Н.С.Арсеньев, С.С.Безобразов, прот. С. Булгаков, И. П. Демидов, Б. К. Зайцев, А.В.Ельчанинов, П.К.Иванов, В.Н.Ильин, Л.П.Карсавин, А.В.Карташев, Н.О.Лос-ский, кн. Г.Н.Трубецкой, кн. Н.С.Трубецкой, Г.В.Флоровский, С.Л.Франк, прот. С.Четвериков. К работе журнала привлекались также французские и немецкие корреспонденты (Ж.Маритен, П.Тиллих, Л. Жилле и др.). Основной задачей журнала, как подчеркивалось в его программной редакционной статье, выдвигалось сохранение преемственности русской духовной культуры. Объявляя себя связанным с традициями «русской творческой религиозной мысли», журнал стремился к тому, чтобы быть «выразителем духовных и религиозных задач русской эмиграции»43. С первого же номера Зеньковский становится сотрудником и неизменным автором «Пути». В течение 16 лет выхода журнала (1925-1940) он опубликовал на его страницах более 30 статей и рецензий.

В 1926 году, чешское правительство прекращает субсидию, выдававшуюся им Русскому Педагогическому Институту в Праге, и В.В.Зеньковский, воспользовавшись предоставленной ему с помощью ИМКА Рокфеллеровской стипендией, отправляется в Америку «со специальной целью - изучить постановку религиозного воспитания в Америке». 9 месяцев, с осени 1926 до лета 1927 г., он проводит в США, при Иельском университете, изучая вопросы религиозного воспитания44. Летом 1927 года он возвращается в Европу и поселяется в Париже45. Вся его дальнейшая научная деятельность связана теперь с Парижским Свято-Сергиевским Богословским институтом, профессором которого он будет оставаться до самой своей кончины, в разные годы занимая кафедры философии, психологии, апологетики и истории религий46. С 1927 г. он становит-

ся также руководителем созданного им при Богословском институте Религиозно-Педагогического Кабинета (РПК)47. Деятельность Кабинета в организационном и теоретико-педагогическом плане строилась им аналогично работе Педагогического Бюро в Праге. В то же время, Зень-ковский ставит перед Религиозно-педагогическим кабинетом гораздо более сложную и объемную задачу - разработку основных вопросов теории и практики религиозного воспитания и образования, то есть фактически создание основ современной религиозной педагогики. В свете этой задачи, Кабинет должен был стать также информационным центром, отслеживающим и изучающим развитие педагогики во всем мире, в том числе, и в Советском Союзе.

С самого основания Религиозно-педагогический кабинет осуществлял также и издательскую деятельность. Множество статей и книг В.В.Зеньковского по педагогике и психологии увидели свет благодаря изданиям РПК. Среди них статьи: «Церковь и школа» (1927), «О руководителях юношеских организаций» (1927); «О религиозном воспитании в семье».

(1928); «О национальном воспитании»

(1929) и некоторые другие. Целый ряд статей и книг Зеньковского, посвященных проблемам религиозной педагогики и психологии, выходят также в других изданиях. Это статьи: «Религиозное движение среди русской молодежи за границей» (1925); «Факты и размышления (о психологии современной молодежи)» (1927); «Проблема школьного воспитания в эмиграции» (1929) и др.

Наряду с анализом текущих вопросов педагогики и образования

В.В.Зеньковский в 20-е годы напряженно трудится над выработкой принципов религиозной педагогики. Традициям отечественной религиозной педагогики посвящена его статья «Об Ушинском» (1926). Христианский взгляд на проблемы пола (изложенный с учетом новых философ-

ских и психологических исследований этой проблемы) нашел отражение в брошюре «Беседы с юношеством о вопросах пола» (1929). Самой широкой постановке проблем воспитания и образования посвящена брошюра «Дар свободы» (1933).

Интенсивная разработка педагогических проблем подводит постепенно Зень-ковского к написанию итоговых трудов по педагогике. Так возникают краткое исследование по истории педагогических идей в России «Русская педагогика в ХХ веке» (1933) и фундаментальная работа «Проблема воспитания в свете христианской антропологии» (1934). В этом контексте следует упомянуть также курс лекций по педагогике, прочитанный Зеньковским в Свято-Сергиевском институте, но опубликованный в 1996 году48. Нет сомнения, что вся совокупность трудов Зеньковского по педагогике и педагогической психологии киевского, пражского и парижского периодов, включающая такие основополагающие труды как «Психология детства» и «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», позволяет говорить о фундаментальном вкладе автора в детскую психологию и педагогику. К сожалению, этот вклад пребывает сегодня практически невостребованным.

В период интенсивной разработки В.В.Зеньковским своей педагогической системы, в сфере его интересов остаются и фундаментальные проблемы психологии. Об этом свидетельствует целый ряд его статей. В первую очередь, сюда следует отнести статьи «Автономия и теоно-мия» (1926), где ставится вопрос о необходимости построения «теономической психологии» и «Об иерархическом строе души» (1929), где Зеньковский, опираясь на свои предыдущие философско-психо-логические разработки, ставит и решает сложнейшую для научной психологии проблему «пневматологического обоснования психики». Целый ряд принципиальных психологических проблем обсуждается им также в статье «О значении во-

ображения в духовной жизни» (1932). В книге «Проблема воспитания в свете христианской антропологии» он вновь обращается к вопросам становления и развития детской психики, рассматривая это развитие как «феноменологию духа» в смысле «ступеней его раскрытия в эмпирической жизни человека». В педагогических и психологических работах данного периода остается неизменным внимание В.В.Зеньковского к проблеме личности. Она по-прежнему в центре его теоретических интересов и разработок. Почти в каждой работе им затрагиваются те или иные аспекты личностной проблематики, уточняются и углубляются ключевые моменты его персонологической концепции в целом.

«Приверженность темам психоло-гии»49 сохранялась у Зеньковского вплоть до середины 30-х годов, когда главный его интерес переместился в сторону богословия. В то же время, обращался ли он впоследствии к темам педагогики или же к проблемам антропологии, - он всегда, по его словам, в «известном смысле», оставался «верен своим изначальным [т.е. психологическим - В.Л.] интересам»50.

Говоря о психологической доминанте творчества Зеньковского, существовавшей до середины 30-х годов, следует подчеркнуть, что речь здесь идет о психологии философской, метафизической, всегда выводящей личность за пределы субъективности, за пределы ее эмпирического горизонта. В то же время, психология метафизическая, с центральной для нее темой личности, не может обойтись без постановки и решения ключевых антропологических проблем. Неудовлетворенность существующими общими подходами к человеческой реальности подводит философа к необходимости всесторонней, систематической разработки вопросов антропологии. В конце 20-х - начале 30-х годов он пишет ряд работ, либо непосредственно посвященных проблемам антропологии, либо имеющих принципиальное ме-

тодологическое значение для их решения. К ним относятся статьи: «Автономия и теономия» (1926), «Свобода и соборность» (1926), «О чуде» (1929), «Преодоление платонизма и проблема софийности мира» (1930), «Философия религиозного опыта» (на нем. яз.) (1930), «Об образе Божием в Человеке» (1931), «Дар свободы» (1933) и др. С середины 30-х годов разработка антропологической проблематики делается систематической.

Первая систематизация своих антропологических идей осуществлена Зень-ковским в книге «Проблема воспитания в свете христианской антропологии» (1934), две большие главы которой посвящены целиком изложению основ христианской антропологии. Антропологические построения автора предстают здесь как раскрытие и современная православная трактовка двух важнейших тем христианской антропологии: темы об образе Божием в Человеке (вносящем начало личности в человеческую природу) и темы первородной греховности Человека (вносящей раздвоенность и искаженность в его изначальную целостность). Ключевым в его постановке проблемы является утверждение о необходимости софиологического истолкования природы человека. «Только на почве софиологии, - подчеркивает В. В. Зеньковский, - может быть развита система христианской антропологии»51.

На первый план Зеньковский выдвигает начало личности, как основное выражение образа Божия в человеке. Именно личность, с ее стремлением к свободе и одновременно, с ее ограниченностью и умален-ностью, оказывается средоточной темой его антропологии. Как он специально подчеркивает, без адекватной разработки учения о личности, являющегося, по его словам, «труднейшим вопросом философской антропологии», не может быть развито и учение о человеке как эмпирическом и сверхэмпирическом существе.

Во все последующие годы антропологическая тема сохраняет для

В.В.Зеньковского важность и значимость. Об этом говорят не только его вышедшие книги и статьи, но также и замыслы будущих работ, которыми он делится в своих мемуарах. К ряду важнейших пунктов христианской антропологии он обращается в статье «Единство личности и проблема перевоплощения» (1935). Проблеме зла посвящена его статья «Зло в человеке» (1938). В том же 1938 г. выходит и статья «Проблема философской антропологии». Далее, множество раз он затрагивает и обсуждает проблемы антропологии в своей фундаментальной «Истории русской философии» (1948-1950), о которой речь будет ниже. Несколько статей, излагающих основы православной антропологии В.В. Зеньковский публикует в Германии на немецком языке: это, в частности, «Образ человека в Восточной Церкви» (1953) и «Основы православной антропологии» (1953). О сохраняющемся внимании к антропологической теме в последующие годы свидетельствует большой доклад «Основные течения в философской антропологии нашего времени», прочитанный им на общем собрании Русской Академической Группы в США52. В планы мыслителя, в последние годы жизни напряженно работавшего над «Основами христианской философии», входило написание отдельного тома этого труда, который он намеревался всецело посвятить христианской антропологии. Уже в самые заключительные годы его пути, как пишет он в своих мемуарах, у него был «план большой книги по философской антропологии (2-й том ее предполагалось отдать трактовке проблем психологии»)53. Остается лишь сожалеть, что этим планам не суждено было осуществиться.

Таким образом, можно констатировать, что антропологическая тема, в совокупности с темой личности, являющейся ее стержнем, ядром, проходит через все творчество Зеньковского. Будучи глубоко сопряженной со всеми основными темами этого творчества, она является внутрен-

ним связующим полюсом самых разнообразных исследований и разработок мыслителя. Потому мы убеждены, что к нему самому, без всякой натяжки, можно отнести его суждение об «антропоцентризме мысли», в котором он усматривал суть русского философствования54.

Начало 30-х годов следует считать не только временем обращения

В.В.Зеньковского к проблемам христианской антропологии, но и временем его поворота к систематической разработке философско-богословской проблематики в целом, включая проблемы гносеологии, онтологии, космологии. Завершением этой работы почти через 30 лет станет его фундаментальный труд «Основы христианской философии». Исходной же и рубежной в этом отношении является статья «Преодоление платонизма и проблема софийности мира» (1930), посвященная критическому рассмотрению софиологии - одного из ведущих направлений русской философии со времени Вл. Соловьева. Существо статьи составляет отрицание новейших философских построений, идущих путем полного или частичного «отождествления софийной основы мира с Абсолютом». Софийная основа мира -утверждает в противовес этому Зеньков-ский - не есть Абсолют, она сама держится Абсолютом. Именно в силу этого она и может быть конкретной основой реального многообразия в мире. Это последнее замечание философа является ключевым для понимания его софийной антропологии. Развивая в своей статье концепцию софиологического дуализма, Зеньковский проводит четкое различение «тварного» и «нетварного» мира идей (т. е. Софии твар-ной и нетварной), утверждая тем самым тварный характер софийной основы мира. «Тварность или нетварность софийной основы мира, - подчеркивает он, - есть основная проблема софиологии мира»55. Эта же проблема, считает он, встает и в системе антропологии, где учение об образе Божием вносит новую тему, не вме-

стимую в учение о софийности мира. Со-фийность мира, по утверждению Зеньков-ского, достигает своего внутреннего «самосвечения» в человеке. С другой стороны, признание софийности мира впервые только и объясняет человека, раскрывая иерархичность и в нем и в мире. Человек носит в себе тайну времени и сверхвременности, ограниченности и бесконечности. Именно поэтому, как находит философ, нельзя понять человека в рамках натурализма.

Линия софиологического дуализма, проводимая Зеньковским, позволила ему, не отказываясь от софиологического учения и, напротив, используя его, преодолеть отрицательные следствия метафизики всеединства и родственных ей концепций, открыв, тем самым, пути для подлинно персоналистических построений в антропологии. В целом, данная статья явилась поворотным пунктом и прологом для целого ряда богословских построений, развернутых им в «Основах христианской философии».

В 30-е и 40-е годы Зеньковский напряженно трудится над разработкой различных аспектов христианской философии. Помимо названных ранее статей, относящихся к этой проблематике, он в эти годы публикует статьи: «Проблема Космоса в христианстве» (1937), «Основные принципы христианской космологии» (1942), «Об участии Бога в жизни мира» (1948), «Судьба Халкидонских определений» (1953), «Знание и вера» (1954), «Современные учения о разуме» (1957). Все они могут рассматриваться как своего рода подготовительные штудии к «Основам христианской философии».

Во второй половине 30-х годов жизнь философа принимает более регулярное, упорядоченное течение. Занятия равномерно распределяются между преподаванием в Богословском институте, научной работой, руководством Религиозно-Педа-гогогическим кабинетом и председательством в РСХД. Это движение, которому

Зеньковский всегда отдавал много сил и времени, стало в конце тридцатых годов, к немалому его огорчению, заметно ослабевать, однако он по-прежнему находился в курсе всех дел и неизменно участвовал в съездах.

В сентябре 1939 года начинается Вторая мировая война. Начало ее ознаменовалось для В.В.Зеньковского довольно драматическим личным событием. За день до официального объявления войны французские власти неожиданно арестовывают его и отправляют в Центральную тюрьму в Париже. (Причиной, предположительно, могла быть политическая деятельность брата философа, проживавшего в Праге). В одиночной камере, без предъявления каких-либо обвинений, он провел 40 дней, после чего был отправлен в лагерь Верне на юге Франции. Арест и пребывание в лагере длились более года (14 месяцев) и лишь благодаря случайным обстоятельствам философ был переведен в Париж, где его затем освободили и он смог вернуться к обычной деятельности56. Именно во время заключения у него окончательно созрела давняя мысль о принятии священства, и в марте 1942 г. митрополит Евлогий рукоположил его в священный сан. Став священником, В.В.Зеньковский был причислен к клиру Введенской церкви. Служил он, - как вспоминает профессор Сергиевского института, известный богослов С.Верхов-ской, - «отлично, благоговейно и просто, в лучших традициях русского духовенст-ва»57.

В 1944 году, после кончины о. С. Булгакова, В. В. Зеньковского избирают деканом Богословского института. К прочим его трудам и общественным служениям добавляется еще одна ответственная обязанность. Она была тем более ответственной, что по причине болезни митрополита Евлогия (ректора Института), до вступления в должность ректора еп. Кассиана (Безобразова) в 1947 г., Зеньковский фактически управлял Институтом. В целом,

роль его в создании и работе Богословского Института поистине трудно переоценить; хотя он, как пишет С.Верхов-ской, «не был главным его основателем, но быстро стал одним из его "столпов".»58.

Среди важнейших начинаний В.В.Зень-ковского в послевоенные годы были также Высшие Женские Богословские Курсы, которые он создал в 1949 году с помощью группы православных женщин. Курсы просуществовали 20 лет. До самой кончины о. Василий Зеньковский «был их защитником и главным вдохновителем».

Главные труды жизни: «История русской философии», «Основы христианской философии»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на непомерную общественную нагрузку, философ никогда не оставлял научных занятий. В середине 40-х годов он приступает к написанию самого знаменитого из своих трудов - «Истории русской философии», которая подвела итог его штудий по русской философии более чем за 30 лет59. Внешним поводом к созданию этого произведения стало предложение, сделанное ему А. Шмеманом и К.Андрониковым, тогдашними студентами его в Богословском Институте: подготовить для затеянного ими издания лекций институтских профессоров курс его лекций по истории русской философии60. В.В.Зеньковский принялся за эту работу с «большим удовольствием», ибо написать историю русской философии было его давней мечтой61. «С 1910 г., - пишет он, -я собирал материалы для этой работы, не оставлял ее и тогда, когда очутился загра-ницей»62. Когда работа по подготовке лекций уже началась, появилась идея издания более объемной книги для иноязычного читателя. В результате серии переговоров с французскими издателями, проведенных К. Андрониковым, был заключен договор и В.В.Зеньковский начал писать свою книгу для французского чи-

тателя, чем, по его словам, и должны быть объясняемы некоторые ее особенности.

Работа над книгой, охватывающей три с лишним столетия развития философской мысли в России и обнимающей почти 120 персоналий, длилась около 4 лет. По признанию автора, он «очень устал от этой работы», причем не столько по причине огромных массивов материала, который требовалось обработать (работа по первоисточникам всегда была твердым принципом Зеньковского), сколько по причине сложностей с добыванием книг в условиях эмиграции. В результате, первый том «Истории русской философии» (объемом 469 с.) был подготовлен и издан в Париже в 1948 году, второй (объемом 477 с.) увидел свет там же в 1950 году.

Придавая огромное значение историко-философскому знанию, и шире - истории мысли, для философского познания вообще, В. В. Зеньковский одну из задач своего труда видел в том, чтобы «познакомить читателей с историей русской философии ... во всей полноте относящегося сюда материала». Вместе с тем, полнота поданного материала, по его мнению, приобретает смысл лишь при условии «внутренней диалектической связности и исторической последовательности» его изложения. Обе эти задачи были вполне реализованы автором в его труде. «История русской философии» явилась блестящим и закономерным итогом развития историко-философской линии творчества мыслителя. В то же время, труд В.В.Зеньковского стал итоговым также и для всей русской историографии первой половины ХХ столетия. Эта работа, охватив максимум философских персоналий, явно или сокрыто вобрала в себя все ключевые темы русской философии за несколько столетий ее развития, а также (что не менее важно) подытожила центральные темы русского религиозно-философского возрождения ХХ века.

О выдающемся значении данного труда для историко-философского знания

говорилось неоднократно63. Нам важно, однако, особо отметить его самостоятельное философское значение. Заведомо очевидно, что в подходах и оценках, в конкретном анализе русского философствования полностью сказался собственный опыт Зеньковского как оригинального философа; без такого опыта создание подобного труда было бы едва ли возможно. В то же время, нельзя не видеть, что «История русской философии» - это еще и труд философа, мыслящего проблемно и руководствующегося определенными принципиальными критериями. Зеньков-ский стремится не только обнаружить «тупики» и «договорить» ключевые темы русской философии, «дорешать» основную ее проблематику, - но и, в ходе анализа, обнажить подлинные устремления русской мысли, наметить и прочертить дальнейшие линии ее развития в перспективе построения истинной (православной) «системы христианской философии». Необходимо указать и на то внимание, которое автор уделяет теме персонализма. Как правило, в разбираемых учениях он стремится осветить данный аспект. При анализе философских систем ХХ в. и, в частности, философов, следующих в русле метафизики всеединства, Зеньковский четко вскрывает имперсоналистические тенденции этого направления, постоянно указывая на мнимость персоналистиче-ских построений в рамках этих систем.

В 1948 г. за монографию «История русской философии» В.В.Зеньковский получает степень доктора философии64. Первым печатным откликом на его книгу стала рецензия С.Л.Франка, опубликованная в «Новом журнале» в 1949 году65. Через некоторое время появился отклик Д. Чижевского66. Вскоре по выходе книги последовали ее переводы на ряд европейских языков. Выпущенный труд стал заметным явлением философской мысли ХХ столетия и принес автору широкую известность в ученом мире, во многом

изменив к нему отношение даже знавших его людей...

Реакция на «Историю русской философии» В.В.Зеньковского со стороны официальных советских «философов» была крайне негативной и весьма раздра-женной67. На бестолковые и беспомощные, но по-хамски крикливые и самоуверенные «рецензии» Зеньковский ответил сначала выступлением на радиостанции «Освобождение» (Мюнхен), а затем статьей «Кто фальсифицирует историю русской философии?»68, в которой он, не без легкой иронии, дал краткий ответ своим критикам - «воинствующим материалистам», показав, кто на самом деле «извращает» факты и «фальсифицирует» историю русской философии. Вслед за этим он публикует и специальную работу под названием «О мнимом материализме русской науки и философии» (1956), где развернуто и аргументированно дезавуирует базовую мифологему советских идеологов и историков философии о преимущественно якобы материалистическом характере русской науки и философии и показывает «философскую мизерность бессмысленной идеи «диалектического материализма»».

В последующие годы Зеньковский не раз возвращался к историко-философской теме - к уточнению характеристик, данных им отечественным мыслителям, к оценке различных черт и особенностей русской мысли. Свой капитальный труд он рассматривал всего лишь как «прола-гающий пути» для дальнейшего всестороннего изучения последней. Особенно это касалось второго тома, над которым ему удалось поработать гораздо меньше, чем он бы хотел, и в котором рассматривались системы мыслителей «еще действующих». Выделению и анализу идеи, центральной и определяющей для всего последующего развития русской мысли, посвящена его статья «Идея всеединства Владимира Соловьева» (1955). Тому же мыслителю посвящена и другая поздняя

работа, «Эстетические воззрения Вл.Со-ловьева» (1956). Общая оценка антропологических построений С.Л. Франка дается в статье «Учение С.Л.Франка о человеке» (1954). В следующем, 1955 г. появляются статьи «Вышеславцев как философ» и «Черты утопизма в истории русской мысли» (1955).

В начале 50-х годов Зеньковский пишет ряд статей, в которых рассматриваются наиболее общие проблемы современной культуры в свете православного видения ее задач. В 1952 году он публикует также небольшую брошюру «Наша эпоха», где, по его словам, «в очень сгущенной форме» дается «философский анализ современности и ее основных течений». К этой статье примыкают по идеям и содержанию работы: «Окамененное нечувствие (у истоков агрессивного безбожия)» (1951) и «Проблемы культуры в русском богословии (о разнородных исторических процессах и задачах христианства в мире)» (1952).

Одним из главных дел В.В.Зеньков-ского в эти годы по-прежнему является Богословский Институт. Будучи «одним из его "столпов"», В.В.Зеньковский пользуется неизменным уважением у коллег и студентов. Он читает многочисленные предметы: философию, психологию, педагогику, апологетику и историю религии. Все эти курсы, по свидетельству его бывшего студента в Богословском Институте С. Верховского, «были сравнительно краткими» и читал он их «быстро, почти что сухо»69. Краткость эта была, однако (как это можно видеть из его книг), краткостью выверенности и выразительной простоты. Достижению этих качеств он отдавал много сил. В лекциях он неизменно демонстрировал выработанный им «религиозный подход к философии и психологии». «Очень много времени и души», по словам самого Зеньковского, он отдавал также занятиям по истории религии и подготовке к лекциям по апологетике, которые ему удалось издать в 1957 году.

Деятельность В.В.Зеньковского в 50-е годы была отмечена также председательством в Епархиальном Совете (1953-1957) и неизменным председательством в РСХД. В 1953 году он совершил свое последнее путешествие в Соединенные Штаты, на общий съезд Движения.

Во второй половине 50-х гг. В.В.Зеньковский приступает к написанию давно намечавшихся «Основ христианской философии». Этот труд опирается едва ли не на все ранее им написанное; он как бы прорастал изнутри всего корпуса творчества мыслителя. Можно с уверенностью говорить, что замысел этой работы был в эскизе прочерчен автором уже в его магистерской диссертации «Проблема психической причинности» - недаром он так часто ссылается в своем труде на эту работу, указывая, что там проработан целый ряд затрагиваемых в «Основах» тем и проблем. Особенно это касается идеи причинности, являющейся по его выражению «сердцевиной метафизики». В целом же труд Зеньковского явился синтезом как собственных разработок мыслителя, так и критически воспринятых им построений русской религиозной философии Х1Х-ХХ вв. Так, непосредственно к «Основам христианской философии» примыкает, предвосхищая их, ряд статей, написанных Зень-ковским еще в 30-40-е годы. Помимо называвшихся выше, это статьи: «Проблема космоса в христианстве» (1937), «Основные принципы христианской космологии» (1942), «Об участии Бога в жизни мира» (1948). Предваряющими книгу разработками, иногда - вариантами глав будущей книги являются статьи «Судьба Халки-донских определений» (1953), «Знание и вера» (1954), «Современные учения о разуме» (1957). Весомый вклад в фундамент «Основ» внесла и «История русской философии», как это ясно показывает фраза из предисловия к «Основам»: «Всюду, где это уместно, - пишет Зеньковский, - я стремлюсь к тому, чтобы связать мои взгляды с исканиями и идеями русских

мыслителей»70. Этот труд является, таким образом, подытоживающим творческие обретения предшествующей русской мысли и подхватывающим ее последние

устремления71.

Задумывались «Основы христианской философии» как «философская трилогия», первая часть которой посвящена христианскому учению о знании, вторая - учению о мире, и третья - учению о человеке. Были завершены, однако, и вышли из печати (соответственно, в 1961 и 1964 гг.) только первые две части (вторая уже посмертно). Последнюю же часть, посвященную антропологии, философ так и не успел завершить. Тем не менее, разработка антропологической темы в других книгах и многочисленных статьях Зеньков-ского дает достаточно подробное представление о его взглядах на этот предмет. Потому следует согласиться с В.Саповым, отмечавшим72, что в целом философская система Зеньковского имеет завершенный

73

характер .

Построение христианской философии явилось основной задачей зрелого творчества В.В.Зеньковского. В ретроспективе, духовное становление и философское развитие мыслителя убедительно выстраиваются как его путь к созданию «Основ христианской философии». Таким образом, этот труд закономерно венчает все здание его философских построений.

Работа над довершением «Основ христианской философии» продолжалась все последние годы жизни мыслителя, и только тяжелая болезнь и последовавшая за ней смерть прервали эту работу. В эти последние годы Зеньковский много занимался также исследованиями русской литературы, написав ряд статей, анализирующих мировоззренческие искания русских писателей: «Миросозерцание И.С.Тургенева» (1958), «Л.Толстой как мыслитель (к диалектике его идейных исканий)» (1960), а также цикл статей с анализом философских мотивов в русской поэзии. Зеньковский последовательно сосредото-

чивает внимание на религиозных истоках творчества рассматриваемых авторов и на мотивах персонализма/имперсонализма, содержащихся в русской литературе. В 1960 году он завершает также работу над книгой о Гоголе, исследованием творчества которого он, с перерывами, занимался всю свою жизнь74. Это столь длительное и постоянное внимание к Гоголю не было ни случайным, ни периферийным. В лице Гоголя Зеньковский видел одного из основоположников идеи православной культуры, идеи, ставшей центральной и для него самого и многое объясняющей в его духовной биографии. 1961 год был для В.В.Зеньковского юбилейным, однако, «по скромности, - как вспоминает об этом В.Юрьев, - он отказался от всякого общественного празднования своего 80-летия и 50-летия научной деятельности...»75. Будучи все же уступчивым и не желая огорчить близких ему людей, он согласился, чтобы его юбилеи были отмечены в тесной среде Движения и церковного прихода.

Незадолго до смерти В.В.Зеньковский серьезно заболел. Настал час, как пишет Б. Зайцев, «когда ему, врачу духовному, пришлось отдаться в руки врачей плоти». Он оказался в Парижском госпитале Бо-жон. Во все время болезни за ним «верно ходили» его «духовные дети» Н.К.Рауш, Т.И.Смоленская, И.Б.Чеснокова, О.С.Субботина, А.В.Морозова76. Скончался о. Василий Зеньковский 5-го августа 1962 года в Париже и был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа. «Вестник РСХД» № 66-67 (1962), вышедший в год кончины о. Василия, был посвящен его памяти.

В 1984 г. был издан сборник «Памяти о. Василия Зеньковского», включивший как ранее публиковавшиеся воспоминания о нем, так и речи, произнесенные на вечере по случаю столетия со дня его рождения, который состоялся 17 апреля 1983 года в зале РСХД в Париже. Сборник явился первым шагом в изучении жизни и твор-

чества В. В. Зеньковского. Возможность изучения наследия мыслителя на его родине открылась совсем недавно. Начиная с 1991 г., в России стали переиздаваться его труды. Вскоре появился и ряд статей о нем в хрестоматийных и справочных изданиях. Однако детальное, углубленное исследование его творчества еще впереди.

В заключение очерка хочется привести замечательные слова Н.А.Струве, долгое время знавшего о. Василия Зеньковского. Он писал: «... О. Василий не любил гром-

ких слов. Прежде всего, он искал подлинности в мыслях и действиях. Ему было чуждо свойственное современному стилю несоответствие между громкими словами и реальностью. И озираясь назад, вспоминая те многочисленные доклады, поучения, проповеди, которые я слышал от о. Василия, мне кажется, что в них не было ни одного НЕ подлинного звука. Отец Василий был целиком подлинный человек. В этом красота его образа и жизни.

77

К этому он и нас зовет.» .

Примечания:

1 См.: Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. - М.: РОССПЭН, 1997. - С. 251-253; Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940) / Том I. Писатели русского зарубежья. - М.: РОССПЭН, 1997. -С. 177-179; Раев Марк. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919 - 1939: Пер. с англ. / Предисл. О.Казниной. - М.: Прогресс-Академия, 1994. - 296 с.; Аржаковский А.А. Журнал ПУТЬ (1925 - 1940): Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. - К.: Феникс, 2000. - 656 с.

2 См.: Хоружий С.С. Философский пароход // Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб: Алетейя, 1994. - С. 189-208.

3 Зеньковский В.В. Из моей жизни // Памяти отца Василия Зеньковского. - Париж: Р. С. Х. Д., 1984. - С. 86.

4 «Психологическая Семинария» при Киевском университете, из которой вышли Г.Г.Шпет,

B.В.Зеньковский, П.П.Блонский и др., была создана в 1897 г. по инициативе А.М.Гилярова. Знакомство В.В.Зеньковского с Г.И.Челпановым состоялось весной 1901 года, во время его учебы на втором курсе естественного отделения университета. С этого времени он уже (неофициально) участвовал в работе Семинарии. О «Психологической Семинарии» см.: Шурляков С. К истории философских обществ в Киеве (Киевские Религиозно-Философское и Научно-Философское общества) // Философская и социологическая мысль. - К., 1993. - №.7-8. - С. 147-186; Богданчиков

C. А. Научно-организационная деятельность Г.И.Челпанова // Вопросы психологии. - № 2. - М., 1998. - С. 126-135;

5 Благодаря изучению Гоголя, вспоминал Зеньковский, перед ним впервые открылся «мир русских религиозных исканий». См.: Зеньковский В.В. Из моей жизни // Памяти отца Василия Зеньковского. - Париж: Р. С. Х. Д., 1984. - С. 89.

6 См.: Зеньковский В.В. Из воспоминаний // Вестник РХД. - Париж, 1983. - № 139. - С. 110-114; Он же: Из моей жизни // Памяти отца Василия Зеньковского. - Париж: Р. С. Х. Д., 1984. - С. 89.

7 Зеньковский В. В. Из воспоминаний // Вестник РХД. - Париж, 1983. - № 139. - С. 115.

8 Зеньковский В.В. Из моей жизни // Памяти отца Василия Зеньковского. - Париж: Р. С. Х. Д., 1984. - С. 89.

9 Зеньковский В. В. Из воспоминаний // Вестник РХД. - Париж, 1983. - № 139. - С. 115.

10 В этом контексте следует упомянуть также имя Л.М.Лопатина, труды которого В.В.Зень-ковский в эти годы внимательно изучал.

11 См.: Зернов Н. Русское религиозное возрождение ХХ века / Пер. с англ. - 2-е изд. - Париж, 1991. - 368 с.; Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии.-М.: Канон, 1996. - С. 241416.

12 Соболев А.В. К истории религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева // Историко-философский ежегодник'92. - М.: Наука, 1994. - С. 102-114; Половинкин С.М. Религи-

озно-Философское общество в Санкт-Петербурге-Петрограде // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1995. - С. 442-445; Шурляков С. К истории философских обществ в Киеве (Киевские Религиозно-Философское и Научно-Философское общества) // Философская и социологическая мысль. - К., 1993. - № 7-8. - С. 147-186.

13 Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1995. - С. 182-191; Колеров М.А. Не мир, но меч. (Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех», 1902-1909). - Санкт-Петербург: Алетейя, 1996. - 373 с.

14 Колеров М.А. Сборник «Проблемы идеализма» [1902]. История и контекст. - М.: Три квадрата, 2002. - 224 с. (Серия: «Исследования по истории русской мысли»).

15 Местом общения и настоящим «интеллектуальным центром» (Н. Бердяев) был в Киеве дом Челпановых, там постоянно бывали Н.Бердяев, Л.Шестов, С.Н.Булгаков, Г.Г.Шпет, В.В.Зень-ковский и мн. др. (См.: Бердяев Н. А Памяти Георгия Ивановича Челпанова // Путь. № 50 (янв.-март-апрель). - Париж, 1936. - С. 56-57.

16 В 1914 году, оставаясь председателем Религиозно-философского общества, В.В. Зеньков-ский становится также прямым инициатором создания Киевского Научно-Философского общества. О создании и функционировании данных обществ см.: Шурляков С. К истории философских обществ в Киеве (Киевские Религиозно-Философское и Научно-Философское общества) // Философская и социологическая мысль.-1993.- № 7-8.- С. 147-186; См также Зеньковский В.В. Из моей жизни // Памяти отца Василия Зеньковского. - Париж: Р. С. Х. Д., 1984. - С. 94.

17 См.: З кшвських архiвiв: В.В.Зеньковський i Утверситет св. Володимира.: Публкащя М. Ткачук. // Магiстерiум. 1сторко-фшософсью студи. - К.: Стилос, 1998. - Вип. 1. - С. 112-122.

18 В отчете Зеньковским приведен список источников, проработанных им как в текущем году, так и в предыдущие годы, начиная со времени занятий в Семинарии Г.И.Челпанова (т.е. с 1901 года). Здесь, кроме трудов по платоноведению, кантоведению и языкознанию, связанных с университетскими курсами, которые он слушал студентом, содержится множество других трудов и специального, и общефилософского характера, указывающих на универсальные устремления их читателя. Не преувеличивая значения такой статистики, заметим все же, что с учетом библиографии, данной в печатных работах Зеньковского данного периода, список источников, привлеченных им для своих занятий, составит более двухсот названий на русском и иностранных языках. Надо также заметить, что это список не журнальных статей, а фундаментальных, часто многотомных трудов. В связи со сказанным, совершенно естественным прозвучит заключение

A.М.Гилярова, оставленное им на отчете В.В.Зеньковского. Он пишет: «Судя по отчету, его составитель обладает такими широкими сведениями, что, по-видимому, мог бы теперь же приступить к магистерскому экзамену». (См.: З кшвських архiвiв: В.В.Зеньковський i Утверситет св. Володимира.: Публкащя М. Ткачук. // Магiстерiум. 1сторко-фшософсью студи. - К.: Стилос, 1998. - Вип. 1. - С. 112-122).

19 Об определяющем значении темы личности для всего творчества В.В.Зеньковского см.: Летцев В.М. Личность как средоточие мировоззренческих исканий В. В. Зеньковского // Вопросы философии. - М., 2003. - № 12. - С. 140-146; расширенный вариант: Христианская интуиция личности как исходное основание персоналистической метафизики В.В. Зеньковского // Христианская мысль. - К., 2004. - № 1. - С. 88-94;

20 См.: К биографии В. В. Зеньковского (Публикация Ю.Н. Сухарева) // Начала. - 1993. - № 3. -С. 156-159.

21 Магистерская диссертация В.В.Зеньковского теми, кто заметил ее появление, была оценена по-разному. В отзыве Г.Г.Шпета прозвучало много едких и часто несправедливых слов, но такова была манера философского «задиры» и полемиста Шпета, который явно не любил религиозно настроенного диссертанта. Несколько позднее свой отзыв опубликовал и Г.И.Челпанов. Труд

B.В.Зеньковского был высоко оценен Э.Радловым, а впоследствии Б.Вышеславцевым и Б.Яко-венко. (См.: Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии // Введенский А. И., Лосев А.Ф., Рад-лов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии - Свердловск: Русская философия, 1991. - С. 171; Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. - М.: Республика, 1994. - С. 62, 64; Яковенко Б.В. Эд. Гуссерль и русская философия // Яковенко Б.В. Мощь философии. - СПб.: Наука, 2000. - С. 847).

22 См.: Шурляков С. К истории философских обществ в Киеве (Киевские Религиозно-Философское и Научно-Философское общества) // Философская и социологическая мысль.-1993.- № 7-8.-С.147-186.

23 См.:Ульяновський В. Церква в Украшськш держж^ 1917-1920 (Доба гетьманату П.Скоропадського). - Ктв, 1997.

24 История с вовлечением В.В.Зеньковского в политическую деятельность и участием его в правительстве гетмана П.Скоропадского довольно подробно описана им в записках под названием «Пять месяцев у власти (15 мая - 19 октября 1918 )». См.также: Ульяновський В. Церква в Украшськш державi 1917-1920 (Доба гетьманату П.Скоропадського). - Ктв, 1997. - С 147-169.

25 См.: Зеньковский В.В., протопресвитер. Пять месяцев у власти (15 мая - 19 октября 1918 г.): Воспоминания / Публикация текста и ред. М.А.Колерова. - Москва, 1995. - С. 40, 191.

26 Там же. С. 193.

27 См.: Зеньковский В.В. Очерк внутренней моей биографии // Вестник РСХД.- Париж - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 11; Зеньковский В.В. Из моей жизни // Памяти отца Василия Зеньковского. - Париж: Р. С. Х. Д., 1984. - С. 99.

28 См.:Зеньковский В.В. CURRICULUM VITAE (1922) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 1998 год. - Под редакцией М.А.Колерова. - М.: ОГИ, 1998. - С. 423 - 426, 425].

29 См.: Зеньковский В.В., протопресвитер. Пять месяцев у власти (15 мая - 19 октября 1918 г.): Воспоминания / Публикация текста и ред. М.А.Колерова. - Москва, 1995. - С.193.

30 См.: Зеньковский В.В. Очерк внутренней моей биографии // Вестник РСХД.- Париж - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 12.

31 К биографии В. В. Зеньковского (Публикация Ю.Н.Сухарева) // Начала. - 1993. - № 3. -С. 156-159.

32 Зеньковский В.В. Очерк внутренней моей биографии // Вестник РСХД.- Париж - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 12.

33 В предисловии В.В.Зеньковский пишет: «Сближение Православия и культуры, раскрытие культурных сил Православия, осияние исторического движения светом Православия - такова, по нашему убеждению, историческая тема нашей эпохи. Уяснению и выявлению этого да послужит настоящий первый сборник». См.: Православие и культура // Православие: Pro et contra / сост., вступ. ст., коммент. В.Ф.Федорова. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 257.

34 Прот. Василий Зеньковский. Идея православной культуры // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. - № 1 (23). - Москва, 2000. -С. 343.

35 См.: Раев Марк. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919-1939: Пер. с англ. / Предисл. О. Казниной. - М.: Прогресс-Академия, 1994. - С. 85.

36 «Это была Кана Галилейская или наша Пятидесятница», - писал об атмосфере съезда В.В.Зеньковский. См.: Зеньковский В.В. Зарождение РСХД в эмиграции (Из истории русских религиозных течений в эмиграции) // Вестник РХД. - Париж - Нью-Йорк - Москва. - 1993. -№ 168. - С. 30. «Съезд, на самом деле, - пишет Н.Струве, - был чем-то большим, нежели толчком к созданию организации». См.: Струве Н. «Пшеровская пятидесятница» // Там же. - С. 3^.

37 См.: Зеньковский В.В. Зарождение РСХД в эмиграции (Из истории русских религиозных течений в эмиграции) // Вестник РХД. - Париж - Нью-Йорк - Москва. - № 168, 177, 178, 181.

38 См.: Зеньковский В.В. Зарождение РСХД в эмиграции (Из истории русских религиозных течений в эмиграции) // Вестник РХД. - Париж - Нью-Йорк - Москва. - 1993. - № 168. - С. 21.

39 Об истории создания и деятельности Братства см.: Братство Святой Софии: Материалы и документы. 1923-1939 / Сост. Н.А. Струве; - М.: Русский путь; YMCA-Press, 2000. - 336 с.

40 Зеньковский В.В. Очерк внутренней моей биографии // Вестник РСХД.- Париж - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 12.

41 В.В. Зеньковский назвал решение об учреждении Богословского института «без преувеличения, мистическим событием». См.: Зеньковский В.В., прот. Мое участие в РСХД // Вестник РХД. - № 177.- Париж - Нью-Йорк - Москва, I - II. - 1998. - С. 92.

42 Об истории основания и деятельности Православного Свято-Сергиевского Богословского института см.: Безобразов С. Русский Православный Богословский Институт в Париже // Путь. -

1925. - № 1. - С. 96-100; Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни: Воспоминания. -М.: Московский рабочий, 1994. - С. 409^15; Зернов Н. Русское религиозное возрождение ХХ в. / Пер. с англ.-2 изд. - Париж, 1991. - С. 241.; Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ - М., 1995. - С. 38-39; Озолин Николай, прот. К семидесятилетию русского православного Богословского института в Париже // Вестник РХД. - Париж - Нью-Йорк - Москва, - II-1996 / I-1997. - №2 174. - С. 258-273.

43 Об истории возникновения журнала и его духовной миссии см.: Раев Марк. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919 - 1939: Пер. с англ. / Предисл. О.Казниной. - М.: Прогресс-Академия, 1994. - С. 183-191; Абрамов А.И. «Путь» (№ 1-161) орган русской религиозной мысли при религиозно-философской академии в Париже // Путь. Орган русской религиозной мысли. Книга I (VI). - М.: Информ-Прогресс, 1992; Аржаковский А.А. Журнал ПУТЬ (19251940): Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. - К.: Феникс, 2000.

44 Об ИМКА и поездке В. В. Зеньковского в США см.: Зеньковский В.В., прот. Мое участие в РСХД // Вестник РХД. - № 178.- Париж - Нью-Йорк - Москва, - III-IV. - 1998. - С. 120-126; Раев Марк. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919-1939: Пер. с англ. / Предисл. О.Казниной. - М.: Прогресс-Академия, 1994. - С. 76, 163.

45 Зеньковский В.В. Очерк внутренней моей биографии // Вестник РСХД. - Париж - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 12.

46 См.: Бобринский Борис, протопресвитер. Протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский (1881 - 1962) // Протопресвитер В. В. Зеньковский. Педагогика. - Париж-Москва, 1996. - С. 7-8; Озолин Николай, прот. К семидесятилетию русского православного Богословского института в Париже // Вестник РХД. - Париж - Нью-Йорк - Москва, - II-1996 / I-1997. - № 174. - С. 258-273.

47 К биографии В. В. Зеньковского (Публикация Ю.Н. Сухарева) // Начала. - 1993. - №3. -С. 156-159.

48 Зеньковский В.В. Педагогика. - Париж-Москва, 1996. - 154 с.

49 Там же.

50 Зеньковский В.В. Из воспоминаний // Вестник РХД. - Париж, 1983. - № 139. - С. 108.

51 Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Школа-Пресс, 1996. - С. 62.

52 См.: Зеньковский В.В. Моим друзьям (выдержки) // Памяти отца Василия Зеньковского. -Париж: Р. С. Х. Д., 1984. - С. 111.

53 Там же. С. 108.

54 См.:Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. - Ленинград: Эго, 1991. - Т. I. -Ч. 1. - С. 16-17.

55 Зеньковский В.В. Преодоление платонизма и проблема софийности мира // Путь. - 1930. -№24. - С. 17 (курсив автора).

56 См.: Зеньковский В.В. Очерк внутренней моей биографии // Вестник РСХД.- Париж - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 13.

57 Верховской С. Памяти отца Василия Зеньковского. - Париж: Р.С.Х.Д., 1984. - С. 49.

58 Там же. С. 46.

59 Историей русской философии В.В.Зеньковский занимался еще в Киеве, уже тогда целенаправленно собирая материалы по истории мысли в России. Первыми опытами его в этой области следует считать доклад о философии П.Я.Чаадаева, сделанный им в Киевском Научно-философском обществе 6 ноября 1916 года, а также доклад о философии Г.С.Сковороды, прочитанный на заседании Украинского научного историко-филологического общества 2(15) ноября 1919 года. (См.: Ткачук М. Кшвський перюд творчост В.В.Зеньковського // Магiстерiум. 1сторико-фшософ-ськ студш. Вип. I. - К., 1998. - С. 28-37.) Общий взгляд на историю русской мысли ХГХ столетия представлен В.В.Зеньковским в статье «Россия и православие» (1915). Сюда же надо причислить его работу «Н.В.Гоголь в его религиозных исканиях» (1916). К киевскому периоду его творчества относятся также исследования Зеньковского, претворенные затем в серию лекций «Критика европейской культуры у русских мыслителей», прочитанных в Белграде в 1922 г. Длинный перечень статей и докладов на историко-философские темы, написанных и прочитанных Зеньковским еще до создания «Истории русской философии», свидетельствует о постоянном его интересе к истории русской мысли.

60 Предполагалось издать расширенный вариант лекций, прочитанных В.В.Зеньковским студентам четвертого курса Богословского института в 1946 году. (См.: Памяти отца Василия Зень-ковского. - Париж: Р.С.Х.Д., 1984. - С. 109).

61 Интересно, что план издания «Истории русской философии» существовал у В.В.Зеньков-ского еще в середине 20-х годов. Сразу после выхода в свет его книги «Русские мыслители и Европа», он получил от издательства Льва Цитрона (бывшего издателем его книги «Психология детства» и сборника под его редакцией «Православие и культура») предложение подготовить проект издания «Истории русской философии» в нескольких томах. Этот проект (намечалось издание в 3-х томах) был составлен В.В.Зеньковским с расчетом привлечь к написанию отдельных глав русских ученых, проживавших тогда заграницей (Е.В.Аничкова, Д.И.Чижевского, Е.В.Спекторского, Ф.В.Тарановского и др.) . Тогда этому плану не суждено было сбыться, но замысел его не угасал, чтобы неожиданно реализоваться в конце сороковых годов. (См.: Памяти отца Василия Зеньковского. - Париж: Р.С.Х.Д., 1984. - С. 108).

62 Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 тт. - Ленинград: Эго, 1991. - Т. I. - Ч. 1. -С. 9.

63 См. напр.: Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. - Ленинград: Эго, 1991. -Т. I. - Ч. 1. - С. 8; Ванчугов В. Очерк истории философии самобытно русской. - М.: РИЦ «ПИЛИГРИМ», 1994. - С. 297.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

64 Озолин Николай, прот. К семидесятилетию русского православного Богословского института в Париже // Вестник РХД. - Париж - Нью-Йорк - Москва, - 11-1996 / 1-1997. - № 174. -С. 270.

65 Франк С. Л. Прот. В.В. Зеньковский. История русской философии, т. 1 // Новый журнал. -1949. - № 22. - С. 224-248.

66 Чижевский Д. Три книги о русской философии (В. Зеньковский, Н.Лосский, А.Койре) // Новый журнал. - 1952. - № 30. - С. 279-287.

67 Малинин В., Тараканов Н., Щипанов И. Против современных буржуазных фальсификаторов истории русской философии // «Коммунист». - 1955. - № 10. - С. 62-76. Тараканов Н. Фальсификаторы истории русской философии // Вопросы философии. - М., 1955. - № 3.

68 Зеньковский В.В. Кто фальсифицирует историю русской философии // Вестник РСХД. -Париж, 1956. - № 39. - С. 30-35.

69 Верховской С. Отец Василий Зеньковский // Памяти отца Василия Зеньковского. - Париж: Р.С.Х.Д., 1984. - С. 46.

70 Зеньковский В.В. Основы христианской философии. - М.: Канон, 1997. - С. 7.

71 См. многочисленные ссылки на труды русских мыслителей и «Историю русской философии» в тексте «Основ христианской философии».

72 См.: Сапов В. Зеньковский Василий Васильевич // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1995. - С. 202-205.

73 Краткое, почти формульное описание своего философского учения (с характеристикой трех основных его составляющих: гносеологии, космологии, антропологии) В.В.Зеньковский дает в «Очерке моей философской системы», написанном в самый последний период своей жизни. (См.: Зеньковский В.В. Очерк моей философской системы // Вестник РСХД.- Париж - Нью-Йорк. -1962. - № 66-67. - С. 37-39).

74 См. предисловие к книге: Н.В.Гоголь (жизнь и творчество). - Париж: УМСА-РгеББ, 1961. -261 с.

75 Памяти отца Василия Зеньковского. - Париж: Р.С.Х.Д., 1984. - С. 36.

76 См.: Памяти отца Василия Зеньковского. - Париж: Р.С.Х.Д., 1984. - С. 21.

77 Памяти отца Василия Зеньковского. - Париж, 1984. - С. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.