Научная статья на тему 'Элитарная и массовая культура'

Элитарная и массовая культура Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10804
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР / ТИПЫ РЕЧЕВЫХ КУЛЬТУР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Файль Ю. А.

В понимании культуры в лингвистической науке наметилось несколько основных направлений: 1) к. форма общения ее субъектов; 2) к. совокупность всех форм деятельности (деятельностный подход); 3) к. как система создания, хранения, использования и передачи информации (трансляционный подход); 4) к. как характеристика самого человека, как форма внутренней детерминации личности (личностный подход); 5) к. как совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человеком (ценностный подход); 6) к. как система, основанная на выявлении типологических сходств и различий (типологический подход). Основываясь на типологическом подходе, принято различать традиционную, элитарную и массовую культуру.Элитарная культура это высокая культура, создаваемая высокообразованной частью общества, профессиональными творцами. Элитарная культура включает изящное искусство, классическую музыку, художественную литературу. Элитарная культура рассчитана только на подготовленного зрителя, слушателя, читателя.Массовая культура является общедоступной, она может быть интернациональной и национальной. Время ее широкого распространения — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех слоев общества разных возрастов и уровня образования. Ярким примером массовой культуры является популярные эстрадные песни.Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная. Продукты массовой культуры удовлетворяют сиюминутные запросы людей, быстро теряют свою актуальность и выходят в тираж.Продукты элитарной культуры остаются образцовыми вне времени.Существуют разные культурно-речевые показатели принадлежности человека к той или иной языковой (национальной) и речевой (внутринациональной) культуре. Среди внутринациональных типов русской речевой культуры, действующих в сфере литературного языка выделяются: элитарная (образцовая, эталонная, немассовая), среднелитературная, литературно-разговорная, фамильярно-разговорная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элитарная и массовая культура»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2014. Volume 4. Issue 5

Ю: 2014-05-81-^3218 Тезис

Файль Ю.А.

Элитарная и массовая культура

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии Научный руководитель: д.ф.н., профессор Кочеткова Т. В.

В понимании культуры в лингвистической науке наметилось несколько основных направлений: 1) к. - форма общения ее субъектов; 2) к. - совокупность всех форм деятельности (деятельностный подход); 3) к. как система создания, хранения, использования и передачи информации (трансляционный подход); 4) к. как характеристика самого человека, как форма внутренней детерминации личности (личностный подход); 5) к. как совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человеком (ценностный подход); 6) к. как система, основанная на выявлении типологических сходств и различий (типологический подход).

Основываясь на типологическом подходе, принято различать традиционную, элитарную и массовую культуру.

Элитарная культура - это высокая культура, создаваемая высокообразованной частью общества, профессиональными творцами. Элитарная культура включает изящное искусство, классическую музыку, художественную литературу. Элитарная культура рассчитана только на подготовленного зрителя, слушателя, читателя.

Массовая культура является общедоступной, она может быть интернациональной и национальной. Время ее широкого распространения — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех слоев общества разных возрастов и уровня образования. Ярким примером массовой культуры является популярные эстрадные песни.

Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная. Продукты массовой культуры удовлетворяют сиюминутные запросы людей, быстро теряют свою актуальность и выходят в тираж.

Продукты элитарной культуры остаются образцовыми вне времени.

Существуют разные культурно-речевые показатели принадлежности человека к той или иной языковой (национальной) и речевой (внутринациональной) культуре. Среди внутринациональных типов русской речевой культуры, действующих в сфере литературного языка выделяются: элитарная (образцовая, эталонная, немассовая), среднелитературная, литературно-разговорная, фамильярно-разговорная.

Ключевые слова: элитарная культура, массовая культура, типология культур, типы речевых культур

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.