Элементы проблемного обучения как модель эффективного формирования правовых компетенций востребованного специалиста Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

Научная статья на тему 'Элементы проблемного обучения как модель эффективного формирования правовых компетенций востребованного специалиста' по специальности 'Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Журнал
Выпуск № Приложение 1 /
Коды
  • ГРНТИ: 43 — Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук
  • УДK: 5

Статистика по статье
  • 48
    читатели
  • 21
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Научная статья по специальности "Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук" из научного журнала "Историческая и социально-образовательная мысль", ГОЛИК А.М.

 
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Элементы проблемного обучения как модель эффективного формирования правовых компетенций востребованного специалиста". Научная статья по специальности "Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук"

Голик А.М.,
преподаватель спецдисциплин землеустроительного отделения ГБПОУ КК ПСХК, г. Краснодар, Россия
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК МОДЕЛЬ
ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОСТРЕБОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Результатом образования квалифицированного специалиста в области землеустройства должны быть знания выпускника и овладение такими способностями, как осуществление поиска, оценки и анализа информации, необходимой для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, умение действовать в производственных условиях, организовывать собственную деятельность.
Важным условием при формировании профессиональных компетенции востребованного специалиста в области правового регулирования отношений при проведении землеустройства является приобретение значительных правовых умений и знаний в земельном законодательстве Российской Федерации. Учебный процесс на сегодняшний день организуется таким образом, что обучающиеся учатся мыслить критически, находить законодательно обоснованные решения в сложных правовых проблемах, на основе грамотного анализа поставленных правовых ситуаций.
Методика обучения земельному законодательству в профессиональной деятельности специалиста-землеустроителя включает в себя специфические особенности и закономерности при обучении, что позволяет наилучшими средствами и методами усваивать содержание той или иной профессиональной компетенции, овладевать практическим опытом в решении профессиональных задач.
Решение проблемных правовых задач достаточно широко распространено при профессиональном обучении квалифицированных специалистов. Чаще всего данная методика используется на практических занятиях в рамках изучения профессиональных модулей с главной целью - научить студентов переносить полученные ранее теоретические знания в условия, максимально приближенные к производственным, с целью применения их на практике. Ее применение помогает развивать аналитическое мышление обучающихся, формирует у них способность поиска решений
для выхода из конфликтных или нестандартных правовых ситуаций в области земельных правоотношений [1, с. 134-136].
Методика проблемного обучения представляется несколькими уровнями: проблемная задача, проблемный урок, проблемная ситуация, проблемный вопрос. При проблемном обучении единицей содержания является проблемная задача, а содержание данной методики - система правовых проблемных задач. Проблемная задача чаще всего состоит из трех компонентов: условия (данные ситуации), требование (вопрос) и искомое (решение).
Результативность использования методики проблемного обучения заключается в том, что в поиске грамотного решения задач подобного вида у обучающихся формируется критическое, диалектическое и творческое мышление. Таким образом, возникает логическая связь между поставленными практическими и теоретическими правовыми проблемами в области земельных отношений. Взаимосвязь с практикой и использованием существующего жизненного опыта обучающихся при использовании данной технологии представляется как источник формирования правовых компетенций, равно как область использования приобретенных способов решения правовых трудностей в будущей практической профессиональной деятельности.
Для практических занятий такого типа характерна высокая эмоциональная активность обучающихся. Самостоятельная мыслительная активность поискового характера порождает индивидуальную позицию студентов, создает личностный, неравнодушный взгляд на изучаемый учебный материал. Проблематичные правовые ситуации дают возможность приблизить учебную деятельность профессионального образования к естественному процессу познания [3, с. 20-23].
Практические методы преподавания в области правового регулирования отношений при проведении землеустройства базируются на практической деятельности учащихся. К ним относят решения правовых задач и работу с источниками правовой информации.
Процесс методики анализа определенных правовых ситуаций содержит этапы:
1) внедрение в изучаемую задачу (важность, сложность и значимость ее решения);
2) постановка проблемы (формируется основной характер проблемы и поиски ее решения);
3) групповая работа обучающихся над поставленной ситуацией;
4) дискуссия между студентами (рассмотрение и анализ точек зрения, обсуждение выводов, вырабатывание целостного подхода к задачам, подбор наилучшего ответа для данной правовой ситуации);
5) окончательная беседа (подведение результатов решения вопроса).
Работа обучающихся с источниками правовой информации -важнейший элемент обучения. Используются следующие методы работы: решение проблемных правовых задач путем работы с различными юридическими источниками в области земельных правоотношений (Земельный, Гражданский, Лесной, Водный, Градостроительный и Уголовный кодексы РФ, Федеральные и краевые законы).
В преподавании мною используется частично-поисковой метод, в котором создается проблемная ситуация, разрешаемая обучающимися с помощью преподавателя. То есть преподаватель подсказывает первый шаг или задает необходимое направление для решения конкретной правовой проблемы, но обучающиеся в основном продумывают ответ самостоятельно. Для некоторых практических занятий результативнее использовать поисковый метод, в котором обучающиеся самостоятельно, без существенной помощи преподавателя, усваивают и закрепляют полученные правовые знания. Задача преподавателя в данном случае - стимулировать студентов на познавательную активность, направить их деятельность на грамотную постановку проблемы [2, с. 84-90].
Таким образом, на сегодняшний день технология проблемного обучения является одной из ведущих педагогических технологий. Она позволяет организовать эффективное обучение студентов, при котором преподаватель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной деятельности с закреплением правовых компетенций будущего специалиста.
Список использованной литературы
1. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: Уч. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Педагогика, 1987. - 156 с.
3. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
© Голик А.М., 2016

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх