Научная статья на тему 'Элементы предмета энергосервисного договора: теория и законодательство'

Элементы предмета энергосервисного договора: теория и законодательство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ ДОГОВОР / ENERGY EFFICIENCY / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY SAVING / ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ / CONTRACT FOR PROVISION OF SERVICES / ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА / SUBJECT OF THE CONTRACT / ENERGY SERVICE CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тиховская Полина Геннадьевна

Объектом исследования является предмет энергосервисного договора. Целью исследования является выявление элементов, составляющих предмет данного договора, их характеристика. В исследовании применены следующие методы: формально-юридический, анализа и синтеза. Результаты исследования включают в себя авторское определение предмета энергосервисного договора, описание его элементов и их характеристику. Полученные результаты могут быть использованы в юридической практике, для разработки учебных курсов в сфере энергоэффективности, а также в дальнейших правовых исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Elements of the Subject of Energy Service Contract

The research deals with the subject of energy service contract. The aim of the research is to identify the elements of the contract subject and their characteristics. The research is based on the following methods: formal legal method and general analysis and synthesis. The research results include the author's definition of the subject of the energy service contract, as well as the description of the subject elements and their characteristics. The research output can be used in legal practice. It can also be implemented while developing the educational courses in the field of energy efficiency and further legal research.

Текст научной работы на тему «Элементы предмета энергосервисного договора: теория и законодательство»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 3 (56). С. 104-111.

УДК 347.4

DOI 10.25513/1990-5173.2018.3.104-111

ЭЛЕМЕНТЫ ПРЕДМЕТА ЭНЕРГОСЕРВИСНОГО ДОГОВОРА: ТЕОРИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

THE ELEMENTS OF THE SUBJECT OF ENERGY SERVICE CONTRACT П. Г. ТИХОВСКАЯ (P. G. TIKHOVSKAYA)

Объектом исследования является предмет энергосервисного договора. Целью исследования является выявление элементов, составляющих предмет данного договора, их характеристика. В исследовании применены следующие методы: формально-юридический, анализа и синтеза. Результаты исследования включают в себя авторское определение предмета энергосервисного договора, описание его элементов и их характеристику. Полученные результаты могут быть использованы в юридической практике, для разработки учебных курсов в сфере энергоэффективности, а также в дальнейших правовых исследованиях.

Ключевые слова: энергосервисный договор; энергоэффективность; энергосбережение; договор возмездного оказания услуг; предмет договора.

The research deals with the subject of energy service contract. The aim of the research is to identify the elements of the contract subject and their characteristics. The research is based on the following methods: formal legal method and general analysis and synthesis. The research results include the author's definition of the subject of the energy service contract, as well as the description of the subject elements and their characteristics. The research output can be used in legal practice. It can also be implemented while developing the educational courses in the field of energy efficiency and further legal research.

Key words: energy service contract; energy efficiency; energy saving; contract for provision of services; subject of the contract.

Нормативное регулирование энергосервисного договора осуществляется прежде всего посредством Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ [1] (далее -Закон об энергосбережении). Полагаем, что нормы данного закона об энергосервисном договоре должны обладать достаточностью и полнотой, отражать особенности предмета договора и выступать в качестве «lex generalis» по отношению к правилам, закреплённым в иных нормативных актах, регулирующих данный договор.

В настоящей статье мы будем исходить из того, что предмет договора включает в себя основное действие, определяющее направленность договора и объект, в отноше-

нии которого действие осуществляется [2]; а также из того, что предмет энергосервисного договора соответствует модели возмездного оказания услуг.

В литературе практически со времени принятия закона об энергосбережении обозначился подход, согласно которому предмет энергосервисного договора «должен конструироваться по модели договора возмездного оказания услуг, в котором профессиональный исполнитель может достичь определённый нематериальный результат и берёт на себя такое обязательство» (Е. Г. Шаблова) [3]. Под «профессионализмом» исполнителя понимается наличие определённой его квалификации; его деятельность осуществляется «по нормируемым правилам под контролем государственных органов и при наличии государственных гарантий их деятельности,

© Тиховская П. Г., 2018

причём соответствие результатов... носит нормативный характер» [4]. О принадлежности энергосервисного договора к институту оказания услуг говорят О. А. Городов [5] и А. И. Васильченко [6]. Складывающаяся судебная практика, в свою очередь, также придерживается данного подхода [7]. Однако не все исследователи относят энергосервисный договор к договору, направленному на оказание услуг. Следует отметить работы С. В. Матиящук [8] и Е. Ю. Матвеевой [9]. Изложение взглядов названных и других авторов выходит за пределы настоящей статьи, однако они, безусловно, заслуживают внимания.

С одной стороны, нормативная модель договора оказания услуг не предусматривает результата: согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) [10] предметом договора выступают «действия» или «деятельность» исполнителя; также согласно ст. 128 ГК РФ отличительной характеристикой при разграничении работ и услуг является результат, и таковой предполагается только для работ [11]. С другой стороны, и это широко известно, доктрина и практика признают, что договор оказания услуг может предусматривать достижение исполнителем нематериального результата. Однако единство мнений о правовой природе результата отсутствует. Согласно одному из доктри-нальных подходов результат должен быть гарантирован, если услуга оказывается профессиональным исполнителем [12]. С этих позиций в настоящей статье рассматривается энергосервисный договор, о чём сказано выше.

Нормативная модель предмета энергосервисного договора раскрывается через дефиниции «энергосбережение» и «энергоэффективность». Так, предметом данного договора является «осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком» (ст. 2, п. 1, ст. 19) [13].

В литературе изложено, что предпочтительной является характеристика услуги через понятие «совокупность действий», которая, в свою очередь, выступает не самоцелью, а средством удовлетворения потребности заказчика [14]. Услугу следует понимать

через комплекс действий, направленных на решение конкретной задачи [15].

Деятельность исполнителя энергосервисного договора, согласно ст. 2 Закона об энергосбережении, выражается следующей формулой: «реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер». Понятие «мера по энергосбережению» законодательно не установлено. В общелингвистическом смысле «мера» и «мероприятие» являются синонимами, означая средство для осуществления чего-либо [16]. Постановление Правительства РФ в сфере закупок [17] указывает на необходимость согласования сторонами перечня мероприятий, которые обязан выполнить исполнитель, с подробным техническим описанием каждого из них. На практике проекты контрактов включают в себя перечни энергосберегающих мероприятий, которые должны выполняться в соответствии с техническим заданием [18].

В исследованиях [19] и в подзаконных нормативных актах отмечается, что мероприятия осуществляются исполнителем на принадлежащем заказчику объекте. В частности, постановление Правительства РФ [20] указывает, что перечень мероприятий в определённых случаях может формироваться на основании данных об объекте заказчика. На практике в условия контракта включаются такие сведения, в том числе, например, данные о режиме работы, о количестве и типе светильников, установленной мощности (Вт) и т. д. [21].

Таким образом, объект воздействия исполнителя, позволяющий отграничить от других видов услуг [22] энергосервисные услуги, включает в себя ресурсопотребление заказчика на определённом объекте (имуществе).

Отметим, что Классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) помещает энергосервис в подгруппу «71.12.8. Деятельность по предоставлению инженерно-технических консультаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности», т. е. относит к классу в сфере «архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа» [23]. Это свидетельствует о том, что деятельность исполнителя энергосервиса связана с системой ре-

сурсоснабжения на объекте (недвижимости), что само по себе возражений не вызывает, хотя, на наш взгляд, ограничивает сферу энергосервиса инженерно-техническим направлением.

Снижение объёма ресурса выражается посредством понятия «экономия». Закон данное понятие специально не раскрывает, но толкование норм статей 2 и 19 позволяет установить, что под экономией понимается «уменьшение объёма используемых энергоресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования» [24].

Также нормативная модель договора включает в себя условие о величине экономии ресурса в натуральном и стоимостном выражении (п. 2 ст. 19) [25]. Следует согласиться с Л. И. Шевченко в том, что это условие относится к числу объективно существенных [26], поскольку если стороны не договорились о показателях экономии, то, в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ, данное обстоятельство должно повлечь за собой признание договора незаключённым.

А. И. Васильченко предмет энергосервисного договора формулирует следующим образом: это комплекс действий, направленных на установление и поддержание режима экономного использования энергоресурсов на объекте заказчика; экономия выступает полезным эффектом деятельности исполнителя, только после её возникновения исполнитель вправе требовать оплаты услуг [27].

Подход, где экономия имеет ключевое значение для квалификации договора как энергосервисного, поддержан судебной практикой. В одном из дел суд исходил из того, что факт достижения экономии означает надлежащее оказание услуги и порождает обязанность эту услугу оплатить [28]. В другом споре суды пришли к выводу, что услуги по энергосервису считаются оказанными, поскольку экономия ресурсов в спорный период соответствовала договорным плановым показателям, а факт её достижения подтверждается справками о потреблении энергоресурса по приборам учёта и счетами-фактурами, выставленными энергоснабжающей организацией заказчику [29]. При этом причинно-следственная связь между действиями исполнителя и полученной экономией судом презюмировалась [30]. В другом споре суд

пришёл к выводу, что договор не являлся энергосервисным, указав: «исполнитель не принимал на себя обязательство по контролю и приведению уровня потребления энергетических ресурсов к определённым значениям... таким образом, данный договор... направлен на урегулирование отношений по закупке и установке оборудования» [31]. При выяснении судом вопроса о том, является ли договор поименованным или нет, принимается во внимание «предмет договора, действительное содержание прав и обязанностей сторон...» [32]. В приведённом деле суд опирался не столько на дефиницию, предусмотренную действующим Законом об энергосбережении, сколько на нормы, устанавливающие иные существенные условия договора, а также на нормативные акты в сфере государственных или муниципальных закупок.

Отметим, что Постановление Правительства РФ [33], утверждающее требования к условиям энергосервисного контракта, предписывает сторонам согласовать условие о размере экономии энергоресурса, которая должна обеспечиваться исполнителем в результате.

В то же время результатом деятельности исполнителя является не любая экономия, а только такая, которая достигнута при сохранении «полезного эффекта от использования энергоресурса», на что прямо указывает норма-дефиниция, раскрывающая понятие «энергосбережение» [34], и на что пока, как видится, не обращено должного внимания на практике.

Рассматриваемый «полезный эффект от использования энергетических ресурсов» следует отличать от «полезного эффекта», возникающего в результате оказания услуг, в том числе энергосервисных, поскольку в данном случае речь идёт о полезном эффекте - «благе» (условно назовём его так), получаемом заказчиком от потребления энергоресурса и, следовательно, принадлежащем заказчику вне зависимости от заключения энергосервисного договора.

Понятие «полезный эффект от использования энергоресурсов» в законе не раскрывается, приведены только примеры - «объём произведённой продукции, выполненных работ, оказанных услуг» (ст. 2) [35]. Стоит отметить, что в понятийном аппарате в сфере

энергоснабжения - это относительно новый термин. Аналогичные определения содержатся в ГОСТе «Системы энергетического менеджмента» [36] и в ранее действующей Директиве 2006/32/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза [37]. Директива 2012/27/ЕС в определении «энергоэффективность» закрепляет такие же «эффекты» от потребления ресурса: товары, работа, услуги, энергия [38].

Данные «эффекты» неразрывно связаны с деятельностью самого заказчика, именно по этой причине на такой «эффект» исполнитель воздействует не прямо, а опосредованно.

Закон об энергосбережении не обязывает стороны согласовывать показатель полезного эффекта от потребления ресурса при заключении договора, в отличие от условия о планируемой экономии. Полагаем, что договорному условию о показателе полезного эффекта от потребления энергоресурса следует законодательно придать силу объективно-существенного. Содержание данного условия зависит от двух основных факторов: 1) от вида энергоресурса, потребляемого заказчиком, 2) от вида деятельности заказчика или выпускаемой им продукции.

Цель, с которой стороны должны согласовать данное условие, - это установление количественных показателей нематериального результата услуг, наряду с экономией ресурса, ввиду того, что исполнитель энергосервиса обязан обеспечить либо сохранение эффекта от потребления ресурса, либо его увеличение. Характеристики данного «эффекта» сторонам следует использовать в целях оценки достижения исполнителем запланированного результата энергосервисной услуги (из чего должна вытекать обязанность заказчика предоставлять исполнителю соответствующую информацию).

Технические нормы закрепляют группу терминов в области показателей эффективности использования ресурсов (п. 12 разд. А.1) [39], из числа которых для характеристики деятельности исполнителя, как представляется, некоторые могли бы быть полезны. Под показателем энергоэффективности понимается абсолютная, удельная или относительная величина потребления или потерь энергетических ресурсов для продукции любого назначения или технологического процесса

(п. 22 разд. А.1.3) [40]. Под энергоёмкостью производства продукции подразумевается величина потребления ресурса «на основные и вспомогательные технологические процессы изготовления продукции, выполнение работ, оказание услуг на базе заданной технологической системы» (п. 27 разд. А.1.3) [41]; кроме того, энергоёмкость произведённой продукции считается одним из показателей энергоёмкости хозяйственной деятельности в целом [42]. В качестве показателей может быть использован удельный расход энергии или топлива на количество произведённой продукции [43] или удельное увеличении полезного эффекта, приходящегося на единицу потребляемого ресурса [44]. Отметим, что Закон об энергосбережении упоминает об удельной величине расхода энергоресурсов, но только применительно к зданиям, строениям, сооружениям (пп. 1 п. 2 ст. 11) [45].

Полезный эффект от потребления ресурса, очевидно, следует отличать от «режимов и условий использования» энергоресурсов, названных также в Законе об энергосбережении. К ним отнесён температурный режим, уровень освещённости, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений (пп. 1 п. 3 ст. 19) [46]. Исполнитель услуг обязан обеспечивать такие «режимы и условия», исключительно если эта обязанность установлена условиями договора, и только в период исполнения договора (пп. 1 п. 3 ст. 19) [47]. Обязанность обеспечивать уровень освещённости и иные условия предоставления коммунальных услуг при выполнении энергосервисного договора предусмотрена рекомендательными нормами в сфере энергосервиса в отношении общего имущества в многоквартирном доме (п. 11) [48].

В одном из судебных споров заказчик потребовал от исполнителя энергосервисного контракта привести уровень освещённости на объектах к нормативным значениям по ГОСТу, указав, что в результате исполнения договора освещённость дорог не соответствует обязательным требованиям. В удовлетворении исковых требований было отказано в том числе и потому, что запланированная экономия достигнута при том, что «сторонами условие об уровне освещённости в дого-

воре не согласовывалось, исполнитель не принимал на себя обязательство по контролю и приведению уровня освещённости к определённым значениям» [49].

Таким образом, по действующему законодательству, во-первых, обязанность исполнителя обеспечить режимы и условия потребления ресурсов относится исключительно к процессу оказания услуги, а не к результату. Во-вторых, как справедливо сказано М. И. Брагинским, «не может считаться конститутивным признаком договора то, что предусмотрено нормой диспозитивной или факультативной» [50]. Однако в то же время такие «режимы и условия» характеризуют состояние объекта воздействия при оказании услуги, то ресурсопотребление заказчика. Следовательно, соблюдение обязательных требований к режимам и условиям ресурсопотребления является неотъемлемой частью деятельности исполнителя, а соответствующая его обязанность должна закрепляться императивной нормой закона.

Кроме того, правовое регулирование рассматриваемого договорного условия целесообразно осуществлять также посредством рекомендательных методик оказания услуг, которые могли бы быть разработаны профессиональными ассоциациями, создаваемыми в форме саморегулируемых организаций (далее - СРО) в сфере энергосервиса, созданными на добровольной основе (ст. 123.8 ГК РФ, п. 1 ст. 5 Федерального закона РФ «О саморегулируемых организациях» [51]).

С понятием «полезный эффект от использования ресурса» связан и такой результат деятельности исполнителя, как повышение энергоэффективности (ст. 2, ст. 19), под которым понимается показатель отношения полезного эффекта к затратам ресурса (ст. 2) [52]. Так, результатом деятельности исполнителя может являться не только экономия энергоресурса, но и повышение энергоэффективности, при котором потребление энергоресурса сохраняется на прежнем уровне, при этом возрастает полезный эффект от ресурсопотребления.

Факт достижения результата может устанавливаться посредством вычислений, основанных, к примеру, на показателях энергоёмкости произведённой заказчиком продукции.

Исследователь А. А. Тупикина рассматривает понятие «энергоэффективность» как категорию объемлющую энергосбережение, поскольку энергосбережение направлено исключительно на сокращение потребления ресурсов, в то время как энергоэффективность подразумевает более широкий круг мероприятий [53].

С. Б. Сиваев отмечает, что группа договоров «энергосервисные перфоманс-контракты», применяемые в мировой практике, характеризуется тем, что, помимо экономии, результатом деятельности исполнителя может являться повышение энергоэффективности; исполнитель гарантирует достижение определённого уровня её параметров, а стороны при заключении договора согласовывают «методы измерения и контроля энергоэффективности» или «в контракты... включается положение о том, как будут проходить измерения и контроль энергоэффективности проекта» [54].

На то, что повышение энергоэффективности выступает таким же возможным результатом услуги, как и снижение потребления ресурса, указывает дефиниция «энергетическая услуга» (energy service), закреплённая в Директиве 2012/27/ЕС. Эта услуга связана с «проверяемым, измеряемым или оцениваемым повышением энергоэффективности или экономией первичной энергии» [55]. В Законе об энергосбережении говорится, что деятельность исполнителя направлена на энергосбережение и повышение энергоэффективности. В свете сказанного использование законодателем союза «или» внесло бы большую ясность и более соответствовало бы как сложившейся зарубежной практике, так и сути энергосервисного договора. Исходя из сказанного, в законе необходимо закрепить право сторон выбрать один из двух вариантов нематериального результата услуги: сокращение потребления энергоресурса или повышение энергоэффективности. В каждом случае сторонами согласовывается соответствующий целевой показатель.

Таким образом, результат оказания услуг не следует ограничивать только экономией ресурса в смысле уменьшения его объёма.

Ещё одним результатом действий исполнителя может быть следующее: на объекте заказчика создаются комфортные условия

энергопотребления, такие условия могут быть согласованы сторонами при заключении договора. Так, на панельной дискуссии в рамках «ИННОПРОМ-2014» экспертами было высказано мнение, что, помимо денежной экономии, результатами энергосервиса для заказчика могут быть и нематериальные (но экономически ценные) результаты. Например, улучшение условий труда работников на предприятии в результате переоборудования производства или проведения ремонта здания, а также снижение влияния факторов, вредных для здоровья работников, вследствие замены устаревшего оборудования на более совершенное, экологическое и т. д. [56]. Перечень условий, которые стороны энергосервисного договора могут согласовать, не является закрытым (пп. 1 п. 3 ст. 19 [57], ст. 421 ГК РФ [58]). Названный нематериальный результат стороны вправе согласовать в договоре. Полагаем, подобный результат деятельности исполнителя должен быть формализован в определённых показателях; соответствующие методики могут быть разработаны профессиональными СРО.

Сделаем выводы. Предмет энергосервисного договора включает в себя следующие элементы: деятельность исполнителя, а также нематериальный результат, к которому она приводит.

Деятельность выражается в виде согласованной сторонами системы мероприятий. Она характеризуется комплексным объектом воздействия, включающим в себя ресурсопотребление заказчика и полезный эффект от ресурсопотребления. Воздействие исполнителя на потребление энергоресурса, в свою очередь, неразрывно связано с определённым в договоре недвижимым или движимым имуществом (объектом), принадлежащим заказчику.

Результат является комплексным и включает в себя:

1. Достижение установленных сторонами значений потребления энергоресурса заказчиком, в том числе его сокращение.

2. Сохранение или приумножение полезного эффекта от потребления энергоресурса заказчиком. Сторонами согласовываются текущие и целевые показатели такого «эффекта»; при этом должен учитываться вид энергоресурса, вид экономической деятельности заказчика, в том числе объёмы

выпускаемой им продукции, оказываемых услуг или выполняемых работ в абсолютных, относительных или удельных значениях.

Исходя из сказанного, мы предлагаем под предметом энергосервисного договора понимать деятельность исполнителя, направленную на ресурсопотребление и на согласованный сторонами эффект от потребления энергоресурса на объекте заказчика, результатом которой является достижение согласованных сторонами показателей потребления энергоресурса на объекте заказчика при сохранении или повышении согласованного сторонами полезного эффекта от потребления энергоресурса. Данный результат гарантируется профессиональным исполнителем, являющимся членом СРО в сфере энергосервисной деятельности, при этом деятельность исполнителя должна осуществляться по соответствующим стандартам правилам, а также при соблюдении установленных законодательством требований к режимам и условиям снабжения и потребления энергоресурсов, в том числе требований к его качеству.

1. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ // Российская газета - 2009. -27 нояб.

2. См.: Воробьева О. В. Составление договора: техника и приёмы. - М. : Юрайт, 2014. -С. 53. - (Серия: Профессиональные навыки юриста).

3. Шаблова Е. Г. Правовое регулирование отношений в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности // Вестник УрФУ Серия «Экономика и управление». - 2011. - № 1. - С. 131.

4. Шаблова Е. Г. Нематериальный результат и предмет договора возмездного оказания услуг // Российский юридический журнал. -2002. - № 2. - С. 58-59.

5. Городов О. А. Введение в энергетическое право : учебное пособие. - М. : Проспект, 2012. -С. 178.

6. Васильченко А. И. Энергосервисный договор : автореф. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2015. -С. 7.

7. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июня 2016 г. № Ф01-1469/2016 по делу № А28-2830/2015 // Электронное правосудие. Решения арбитражных судов : интернет-сайт. - URL: http://www.ras.

arbitr.ru (дата обращения: 27.12.2017); Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 июня 2015 г. № Ф10-1546/2015 по делу № А09-323/2014 // Электронное правосудие. Решения арбитражных судов : интернет-сайт. - URL: http://www.ras.arbitr.ru (дата обращения: 27.12.2017); Постановление Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 4 августа 2015 г. по делу № А46-1336/2015 // Электронное правосудие. Решения арбитражных судов : интернет-сайт. - URL: http://www.ras.arbitr.ru (дата обращения: 27.12.2017).

8. Матиящук С. В. Система договорных отношений по электро- и теплоснабжению в условиях развития когенерации : автореф. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2012. - 54 с.

9. Матвеева Е. Ю. Правовое регулирование энергосервисных контрактов в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд : автореф. ... канд. юрид. наук. - М., 2016. - 32 с.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Российская газета. -1996. - 6 февр.; Российская газета. - 1996. - 7 февр.; Российская газета. -1996. - 8 февр.; Российская газета. -1996. - 10 февр.; То же. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. - 1994. - 8 дек.; То же. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Шаблова Е. Г. Нематериальный результат и предмет договора возмездного оказания услуг.

13. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

14. См.: Шаблова Е. Г. Проблемы гражданско-правового регулирования отношений возмездного оказания услуг. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УРГУ-УПИ, 2004. - С. 72, 77.

15. См.: Жевняк О. В., Шаблова Е. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию услуг связи. - Екатеринбург : УрФУ, 2012. - 134 с.

16. См.: Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. Л. И. Скворцо-ва. - М., 2009. - С. 289-290.

17. О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота) : Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г.

№ 636 // СЗ РФ. - 2010. - Ст. 4488; То же. -Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

18. Закупка № 31705784474 // Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок : официальный сайт. - URL: http://www.zakupki.gov.ru (дата обращения: 27.12.2017).

19. См.: Васильченко А. И. Указ. соч.

20. О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота) : Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 636.

21. Закупка № 0119300026817000006 // Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок : сайт. - URL: http://www.zakupki.gov.ru (дата обращения: 27.12.2017).

22. См.: Жевняк О. В., Шаблова Е. Г. Указ. соч.

23. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) : утв. Приказом Росстандарта от 31 янв. 2014 № 14-ст. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

24. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

25. Там же.

26. Шевченко Л. И. Энергосервисные контракты, их правовая сущность и особенности формирования по законодательству о закупках // Современное право. - 2017. - № 2. - С. 51-55.

27. Васильченко А. И. Указ. соч. - С. 7, 9, 16.

28. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июня 2016 г. № Ф01-1469/2016 по делу № А28-2830/2015.

29. Постановление Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 4 августа 2015 г. по делу № А46-1336/2015.

30. Там же. - С. 9.

31. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2016 г. № 19АП-3447/2016 по делу № А48-5470/2015. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

32. Постановление Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договора и её пределах» // Вестник ВАС РФ. - 2014. - № 5; Высший Арбитражный Суд РФ : [сайт]. - URL: http://www.arbitr.ru (дата обращения: 29.10.2017).

33. О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены

лота) : Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 636.

34. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

35. Там же.

36. ГОСТ Р ИСО 50001-2012. Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению. - М., 2012 // Консорциум «Кодекс» : [сайт]. - URL: http://www.docs.cntd.ru (дата обращения: 29.12.2017).

37. Об энергетической эффективности и энергетических услугах и отмене Директивы Совета ЕС 93/76/ЕЭС : директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2006/32/ЕС от 5 апреля 2006 г. : утратила силу // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

38. Directive 2012/27/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 on energy efficiency, amending Directives 2009/125/EC and 2010/30/EU and repealing Directives 2004/8/EC and 2006/32/EC. - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content (дата обращения: 05.12.2017).

39. ГОСТ 31607-2012. Межгосударственный стандарт. Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения : введён в действие приказом Росстандар-та от 23 ноя. 2012 г. № 1107-ст. - М. : Стан-дартинформ, 2013. - Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. Там же.

41. Там же.

42. Щелоков Я. М., Данилов Н. И., Лисиенко В. Г. Энергетический анализ : учебное пособие / под ред. В. Г. Лисиенко. - Екатеринбург : УрФУ, РУО АИН им. А. М. Прохорова,

2013. - С. 17.

43. Данилов Н. И., Щелоков Я. М. Основы энергосбережения : учебник / под ред. Н. И. Данилова. - Екатеринбург : ГУСО «Институт энергосбережения», 2008. - С. 486.

44. Тупикина А. А. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности: история понятий // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. -

2014. - № 2 (27). - С. 94.

45. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

46. Там же.

47. Там же.

48. Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбе-

режение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме : Приказ Минстроя России от 8 сентября 2015 г. № 644/пр. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

49. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 июня 2015 г. № Ф10-1546/2015 по делу № А09-323/2014.

50. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 3. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М. : Статут, 2002. -1055 с. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

51. О саморегулируемых организациях : Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ // Парламентская газета. - 2007. - 11 дек.

52. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

53. Тупикина А. А. Указ. соч. - С. 94.

54. Сиваев С. Б. Создание и деятельность энергосервисных компаний и перфоманс-контрактов в России. Т. 1. Энергосервис и перфоманс контракты: возможности и проблемы их реализации в России / под ред. И. Г. Грицевич. -М., 2011. - С. 9-10 // Всемирный фонд дикой природы (WWF) : [сайт]. - URL: https://www.new.wwf.ru (дата обращения: 18.01.2018).

55. Directive 2012/27/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 on energy efficiency, amending Directives 2009/125/EC and 2010/30/EU and repealing Directives 2004/8/EC and 2006/32/EC

56. О данном результате действий, направленных на энергосбережение, говорилось на заседании, посвящённом энергоэффективности, где присутствовали эксперты в области энергетики, промышленности и энергосбережения, в рамках ИННОПРОМ-2014 - международной промышленной выставки, проходившей с 9 по 12 июля 2014 года в России (г. Екатеринбург). Участники дискуссии отметили, что данные «побочные» на первый взгляд эффекты от энергосбережения могут быть по праву признаны «основными» эффектами ввиду их высокой значимости для каждого человека и в конечном счёте для работы предприятия.

57. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

58. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.