УДК 371, 373
А. А. Веряев, А. А. Ушаков
ЭЛЕМЕНТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ)
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье предлагается анализ мотивационного обеспечения дистанционной поддержки школьного образования и организационные формы осуществления сетевого взаимодействия в школе (на примере образовательных учреждений Алтайского края).
Ключевые слова: мотивационное обеспечение, дистанционное образование, организационные формы осуществления сетевого взаимодействия.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений организуется для достижения основных целевых установок, которые стоят перед учреждениями - школами, вузами. Центральными из них являются цели в области организации педагогического процесса и в организации научных исследований. В статье речь пойдет только об организации учебного процесса, при этом в первую очередь наши рассуждения относятся к сетевому характеру организации учебного процесса внутри образовательного учреждения - средней общеобразовательной школы, хотя многое из сказанного транслируется на межшкольное взаимодействие и на сетевое взаимодействие в высшей школе.
Когда педагогический процесс в целом отлажен, осуществляется на системной уроне, следует ожидать возможности совершенствования его на отдельных направлениях. В этом случае актуальным становятся рассуждения о «модернизации» образования, поиске и отработке «болевых» или прорывных точек развития в системе образования. Оставим в стороне вопрос о системности организации педагогического процесса в современной средней школе и большинстве высших учебных заведений и отметим, что организация сетевого взаимодействия в системах «вуз - вуз», «школа - вуз», «школа - школа», «обучающиеся - образовательное учреждение» является одним из таких прорывных направлений в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Организация сетевого внутришкольного взаимодействия между учащимися и педагогами (в условиях, когда учащиеся и педагоги видятся и общаются почти ежедневно) фактически означает организацию дистанционной формы обучения и воспитания в школе [1].
Остановимся на двух важных вопросах - мотивационном обеспечении сетевого взаимодействия или дистанционного обучения в школе и организационных формах такого взаимодействия.
Подчеркнем еще раз, что речь идет о дистанционном образовании, интегрированном в традиционный учебный процесс общеобразовательной школы. Предполагается, что учитель-предметник нач-
нет использовать в своей педагогической деятельности дистанционные технологии.
Первый и самый главный (с нашей точки зрения) вопрос, на который следует ответить: «Зачем ему это нужно?», «Что это использование может дать такого, что учитель будет заинтересован в выполнении дополнительной работы, помимо проведения уроков, за которую ему не платят?»
Таким образом, необходимо привести аргументы по обоснованию и стимулированию дистанционной образовательной деятельности учителя. Поскольку педагоги разные, с различными собственными оценками ценностей, их ранжированием, для них могут оказаться значимыми аргументы, которые не являются первыми в списке стимулов. Начнем составлять такой список.
1. Законодательная база не является жестко фиксированной. В любой момент времени могут появиться нормативные документы, в которых зарплата учителя напрямую будет зависеть от использования им в своей практике дистанционных технологий обучения. В настоящее время у администрации школы имеется возможность влиять на указанный процесс, поддержать внедрение дистанционных технологий через стимулирующую часть заработной платы. Ее можно сделать зависящей от того, практикует педагог одновременное использование контактной и дистанционной формы обучения или нет. Это вопрос, решаемый на муниципальном уровне и на уровне учебного заведения. Данный мотивационный аргумент фиксирует мотив внешний. Есть и внутренние мотивы, работающие «внутри» самой педагогической деятельности.
2. Предположим, педагог по складу характера, подходам к образовательной деятельности, своим профессиональным амбициям является новатором, пионером, ему интересно опробовать новые технологии, экспериментировать, быть лидером в коллективе. Он с удовольствием начнет привлекать Интернет, электронную почту для дополнительного общения со школьниками, разнообразит формы взаимодействия с учащимися и их родителями. Если у педагога развита рефлексия, он может отслеживать эффективность процесса, делать выводы, формулиро-
вать закономерности и т. д. Это может дать материал для публикаций, научной работы, который можно предъявлять педагогическому сообществу, посылать на конференции и т. п. Все это работает на будущую аттестацию педагога, саморазвитие, самосовершенствование, укрепляет авторитет в коллективе.
3. Представим ситуацию, когда ребенок по болезни пропустил занятие. С ним нужно заниматься дополнительно, объяснить материал, передать домашнее задание и т. п. Сделать это можно, например, следующим образом: при работе в классе с интерактивной доской можно полностью запротоколировать занятие в формате, поддерживаемом программным обеспечением для интерактивной доски и послать его по электронной почте (или через другие сервисы школьной информационной системы) учащимся, пропустившим занятие. Экономия времени педагога и эффективность данной формы совместного использования интерактивной доски и дистанционных форм взаимодействия очевидны. При отсутствии интерактивной доски рассылочный материал готовится отдельно либо используются презентации и другие цифровые материалы, использованные на уроке, и также посылается тем, кто пропустил занятия.
4. Существуют такие виды работ, которые полезны в учебном процессе, но не подходящие для их реализации на очном уроке в классе. Например, практически невозможно вести в классе так называемый интернет-урок, предполагающий одновременную работу учащихся в сети. Причиной невозможности использования на уроке сети в режиме on-line для всего класса может являться отсутствие технических возможностей: необходимого количества компьютеров, достаточной ширины канала для подключения к сети Интернет. Такие виды работ могут выполняться учащимися дома. Некоторые проблемы могут быть связаны с самой спецификой работ. В качестве примера можно привести составление ментальных карт, лент времени. Часто для выполнения данных работ требуется время, несопоставимое со временем урока.
5. При активном использовании в школе электронных носителей информации у учителя возникает проблема проверки домашних заданий учащихся, выполненных на компьютере. Учителю будет поступать на проверку большое число рефератов, текстов, презентаций, других материалов в цифровой форме. Первый этап проверки должен состоять в использовании сервисов сети под названием «Антиплагиат». Они бесплатны, при работе с ними идет обращение к поисковым системам сети Интернет. Требуются, таким образом, дистанционные формы
работы с информационными ресурсами, сданными учащимися. Есть проблема и со сдачей электронных материалов учителю. Представьте очередь учащихся с флешками к персональному компьютеру учителя-предметника, который при этом еще должен проверить каждый носитель на наличие вирусов. Это очень серьезная проблема с нерациональной тратой учебного времени на уроке. Решается она посредством дистанционной пересылки выполненного на почтовый ящик педагога, который существует в школьной информационной системе. Это намного проще и, самое главное, быстрее копирования материалов непосредственно в классе. Таким образом, у учителя-предметника при использовании дистанционных технологий приема домашних заданий не занимается перерыв между уроками и не тратится драгоценное время собственно урока.
6. В дополнение к вышесказанному необходимо отметить сам факт того, что с течением времени в школе возрастет номенклатура работ (учебных заданий), которые делаются не на бумаге, а на компьютере. При этом часто является нерациональным трансформировать результаты работы учащихся в бумажную форму представления. Пример такого задания: представление линейного теста в виде гипертекста или выстраивание линейного текста из гипертекста. Такого рода работы в современной школе не практикуются, но они чрезвычайно полезны. Более привычный пример: презентации, которые подготавливают учащиеся к уроку. Или типичный пример с урока информатики: учащиеся набирают тексты программ, однако они почти никогда не переносятся на бумагу. Вывод: в школе уже существуют элементы электронного документооборота, многие операции с электронными документами не воспроизводимы на бумаге. Наступило время, когда нужно учесть данные факты в общем подходе к организации учебного процесса и разработка концепции внедрения элементов дистанционного образования, реализация концепции являются шагами в данном направлении.
7. Усиление самостоятельной работы в школах и вузах [2] инициирует работу с массивами литературных источников, источников в Интернете. Существует множество работ, которые могут выполняться учащимся с использованием ресурсов сети и при дистанционной поддержке учителя: подготовка рефератов, исследовательская деятельность и отчеты по ней, сочинений, изложений. Кроме механизма общения и передачи материалов, наиболее очевидное решение - электронная почта информационной системы «Сетевой город»1, нужно реализовать механизм хранения материалов в «Сетевом
1 В Алтайском крае созданы благоприятные условия для внедрения дистанционных технологий в образование. Так, элементы дистанционного обучения уже используются в 277 школах региона. Очень важно, что все общеобразовательные учреждения подключены к систе-
городе», можно рекомендовать использование модуля «Портфолио проектов».
8. Очень эффективны такие формы работы, как дистанционная олимпиада, телекоммуникационный проект, телемост и т. д. Конечный результат работы в рамках этих организационных форм обосновывает дистанционные формы работы с учащимися.
9. Общение с родителями иногда может быть удобнее вести дистанционно, с использованием технологий электронной почты, скайпа. Некоторым родителям бывает сложно прийти в школу из-за занятости, иногда требуется предварительное согласование повестки родительского собрания и т. д., в этом случае помогут дистанционные технологии.
Отметим, что дистанционные технологии могут влиять на учебный процесс двояко: с одной стороны мы имеем непосредственно осуществляемое дистанционное взаимодействие «ученик - учитель». Именно это прямое влияние дистанционных (сетевых) образовательных технологий в первую очередь и рассматривается в данной работе. Но с другой стороны не менее важным является опосредованное влияние дистанционных технологий на школьный учебный процесс.
Действительно, педагогу необходимо готовиться к занятиям, продумывать ход уроков, их содержание, использовать цифровые ресурсы, которые он сам не изготавливал и т. п. Что для этих целей традиционно использовал учитель? Конечно же, учебник, методическую литературу, информацию, почерпнутую на методических объединениях, старый багаж знаний, полученных при обучении в вузе (как правило, педагогическом). В дополнение к сказанному и имея в виду дистанционные технологии, что может делать учитель сегодня? Очень многое: обращаться к федеральным хранилищам цифровых образовательных ресурсов, скачивать оттуда конструктивные фрагменты будущего собственного учебного процесса; сопоставлять материал из разных методических пособий, учебников, полученных из сети Интернет в электронном виде; использовать видеоматериал, презентационный сделанный коллегами, причем не только собственного региона, но и других регионов России; обсуждать учебный процесс в форумах, сообществах единомышленников и пр.
В проекте внедрения элементов дистанционного образования, объектом внимания которого является процесс взаимодействия учителя и ученика, можно предложить следующие виды работ:
1) используя коммуникационные средства АИС «Сетевой город», осуществлять дистанционное кон-
сультирование учащихся по темам, изучаемым на очных уроках;
2) дистанционное сопровождение домашних заданий. Передача задания учащимся и получение результата с помощью сервисов школьной информационной системы;
3) проверка знаний учащихся с помощью модуля тестирования информационной системы. Тестирование может проходить и в классе, при наличии мобильного компьютерного класса, это также можно считать сетевым или дистанционным взаимодействием, если для данного вида работ используются сервисы, доступные из глобальной сети. Одним из результатов проекта внедрения дистанционных технологий является создание гибкой модели обучения. Например, тестирование, запланированное как форма работы на уроке, в случае необходимости может быть перенесено в домашнее задание. В результате появляется возможность изучения учебного материала в полной дистанционной форме, что может быть использовано в ситуации отмены очных занятий из-за карантина, погодных условий и т. д.;
4) создание электронных портфолио учащихся и учителей общеобразовательного учреждения;
5) использование модуля «Учебный курс» АИС «Сетевой город» для создания заданий для дистанционного обучения;
6) создание внутришкольной библиотеки цифровых образовательных ресурсов для использования на очных и дистанционных занятиях с учащимися, в том числе для домашней работы.
Данный список видов деятельности может быть расширен, учитель, внедряющий элементы дистанционного обучения, сам решает, какая форма работы наиболее эффективна на его уроках.
Дистанционные образовательные технологии давно завоевали право на существование в системе образования, преимущественно высшего. В большинстве работ, написанных по дистанционным технологиям обучения, авторы явно не предполагали автономность системы ДО и ее «законченность» в получении результата в рамках данной технологии. Лишь в небольшом числе работ рассматривается использование дистанционных технологий в качестве дополнения к традиционным формам обучения. Именно в таком контексте следует рассматривать роль дистанционных технологий в общеобразовательной школе, которая никогда полностью не перейдет только на дистанционный способ обучения.
ме (АИС) «Сетевой город. Образование», в которой в том числе реализуется ведение электронных журналов и дневников, публикация и доступ и образовательному контенту, автоматизированные средства контроля знаний, создание дистанционных учебных курсов и тестов.
Список литературы
1. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/5457/nns-p.pdf
2. Осетрин К. Е., Пьяных Е. Г. Информационные технологии в организации самостоятельной работы студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 210-213.
Веряев А. А., доктор педагогических наук, профессор.
Алтайская государственная педагогическая академия.
Ул. Молодежная, 55, Барнаул, Алтайский край, Россия, 656031.
E-mail: [email protected]
Ушаков А. А., аспирант.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования.
Пр. Социалистический, 60, Барнаул, Алтайский край, Россия, 656049.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 21.04.2012.
A. A. Veryaev, A. A. Ushakov
THE ELEMENTS OF DISTANT TRAINING (NETWORKING)
IN LEARNING AT GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS
The paper presents the analysis of motivational provision of remote support of school education and organizational forms of networking in the school (data: educational institutions of Altay Territory).
Key words: motivational provision, distant education, organizational forms of networking.
Veryaev A. A.
Altay State Pedagogical Academy.
Ul. Molodezhnaja, 55, Barnaul, Altaysky kray, Russia, 656031.
E-mail: [email protected]
Ushakov A. A.
Altay Territory Institute of Professional Development of Teachers.
Pr. Sozialistichesky, 60, Barnaul, Altaysky kray, Russia, 656049.
E-mail: [email protected]