Научная статья на тему 'Электронный учебно-методический модуль как средство обучения по педагогике и психологии в профессиональной подготовке студентов медицинских специальностей'

Электронный учебно-методический модуль как средство обучения по педагогике и психологии в профессиональной подготовке студентов медицинских специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулаева Хадижат Сулеймановна, Абдулаева Патимат Зулкиплиевна

В статье показаны роль и место электронных средств обучения курсу «Педагогика» в профессиональной подготовке студентов медицинских и педагогических вузов. В качестве электронного средства обучения рассматривается электронный учебно-методический модуль «История педагогической мысли» курса «Педагогика и психология». Апробация показала его эффективность, о чем свидетельствуют результаты дифференциального зачета по данному курсу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулаева Хадижат Сулеймановна, Абдулаева Патимат Зулкиплиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный учебно-методический модуль как средство обучения по педагогике и психологии в профессиональной подготовке студентов медицинских специальностей»

Раздел V. ПЕДАГОГИКА, ПРАВО, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ

Х.С. Абдулаева П.З. Абдулаева

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация: в статье показаны роль и место электронных средств обучения курсу «Педагогика» в профессиональной подготовке студентов медицинских и педагогических вузов. В качестве электронного средства обучения рассматривается электронный учебно-методический модуль «<История педагогической мысли» курса «Педагогика и психология». Апробация показала его эффективность, о чем свидетельствуют результаты дифференциального зачета по данному курсу

Ключевые слова: электронные средства обучения, электронный учебно-методический модуль, воспитание, образование.

Подготовка студентов медицинского вуза возможна только в условиях гуманизации и гуманитаризации профессионального образования. Поэтому в медицинских вузах предусмотрено изучение ряда гуманитарных дисциплин. Одним из таких гуманитарных дисциплин является педагогика, которая в отличие от других научных отраслей имеет свой вечный, строго зафиксированный предмет - воспитание.

По ФГОС ВПО нового поколения «Педагогика и психология» включена в блок «Психолого-педагогические дисциплины» и изучается на 1 курсе стоматологического факультета, на 2 курсе лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов и на 3 курсе фармацевтического и высше-сестринского факультетов. Становление врача-педагога как специалиста, формирование его мировоззрения и профессиональных качеств немыслимо без глубокого освоения богатейшего историко-педагогического наследия. Мы разделяем точку зрения многих ученых-педагогов, считающих, что сущность процесса или явления лучше раскрывается в историческом развитии. Действительно, на общем фоне истории педагогики многие педагогические понятия становятся особенно близки и понимаемы [2].

Поэтому опыт и предшествующие педагогические теории помогут более обстоятельно уяснить теоретические и методические основы воспитания. Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) все глубже и глубже проникают в жизнь людей, тем самым являясь неотъемлемой частью жизни современного человека. ИКТ можно рассматри-

© Абдулаева Х.С., Абдулаева П.З., 2014

вать как разновидность гуманитарных технологий. В контексте гуманитарных технологий человек выступает как своеобразная знаковая система, высокоинформативная и открытая для контактов, что облегчает актуализацию индивидуально-личностных смыслов, выступающих в этом случае в качестве преобразующего и преобразуемого начала [5].

Информационные и коммуникационные технологии, как и все гуманитарные технологии, в педагогике направлены на личность обучающегося. А основными их формирующими инструментами являются влияние, проектирование, консультирование, обучение, управление. Иными словами, преподаватель создает инициативу в пространстве перспективы, а обучающийся выбирает линию поведения, и делать это ему тем легче и интереснее, чем более перспективным он ощущает это следование и те выгоды и преимущества, которые оно приносит.

Нами на основе модульной технологии разработана программа курса «Педагогика и психология» для вышеуказанных факультетов, где важное место занимает модуль «История педагогической мысли», включающая подборку биографических сведений об известных педагогах как зарубежных, так и российских, изречения и мысли выдающихся мыслителей, педагогов о воспитании и образовании [1]. Основными целями модуля являются:

- освоение студентами основных педагогических учений, с целью повышения общей и педагогической культуры;

- формирование целостного представления о развитии педагогической мысли в мировой и отечественной истории педагогики.

Выделим основные задачи данного модуля:

- обеспечить знанием студентов медвуза путями развития педагогической мысли в Западных странах;

- сформировать у студентов представление о теоретических основах и практическом применении процесса развития образования и воспитания в России.

Необходим поиск новых технологий, методик обучения педагогике, которые требуют активного использования современных средств информационных и коммуникационных технологий, в частности электронных средств обучения. Сегодня перед учеными стоят новые задачи - совершенствование программно-методического обеспечения процесса коммуникативной подготовки будущих специалистов. Одним из способов решения таких задач является внедрение в образовательную практику электронных средств обучения. В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов все чаще используются электронные средства обучения. Это связано с тем, что в условиях модернизации образования меняется содержательная часть учебников и учебных пособий, вводятся новые носители информации. Авторы работы [3] определяют электронные средства обучения как учебное средство, реализующие возможности информационных и коммуникационных технологий и ориентированное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением современных средств ИКТ, осуществление обратной связи с пользователем, автоматизация процессов контроля и организационного управления учебным заведением.

Одним из электронных средств обучения является электронный учебно-методический модуль (ЭУММ). Электронный учебно-методический модуль - электронное средство обучения, содержащее графическую, текстовую, цифровую, музыкальную, видео-, фото и другую информацию, направленное на реализацию целей задач современного образования.

Эффективность электронного учебно-методического модуля, как и всех электронных дидактических комплексов, заключается в следующем:

Раздел V. Педагогика, право, психология, социология, филология, философия

1) даются указания, организующие действия студентов;

2) процесс познания основан на системе последовательно чередующихся, целенаправленных умственных и материальных действий;

3) знания не передаются в готовом виде, организуется активная мыслительная деятельность, развивается творческая активность и самостоятельность студентов;

4) повышается доступность обучения;

5) повышается темп изложения программного материала;

6) утомляемость студентов снижается, наблюдается повышенный интерес к занятию;

7) переключение сэкономленного времени на творческую деятельность, увеличение доли времени на самостоятельную работу;

8) создаются предпосылки создания (на начальном этапе работы преподавателя) и дальнейшего совершенствования учебно-материальной базы кабинета;

9) обеспечивается возможность целенаправленного педагогического воздействия на характер формируемых знаний, умений и навыков, на их ускоренное формирование, на выполнение разнохарактерных заданий, освоение рациональных форм организации учебного труда. Труд студентов становится более качественным и производительным, резко сокращаются сроки профессиональной адаптации выпускников в новых условиях самостоятельной трудовой жизни;

10) приближается теории к практике;

11) изменяется структура учебного занятия, соотношение между рассказом, беседой, объяснением и демонстрацией (показом) преподавателя;

12) изменяется характер деятельности студента на всем протяжении занятия. Происходит постоянный переход от словесного и текстового объяснения к модели - к динамическому плакату - к электрифицированному стенду - к учебному кино (или видеофильму) - к действующему приспособлению, инструменту, станку - к проверке знаний студентов с применением простых контролирующих устройств, компьютерной техники [4].

Комплексное и правильно организованное применение ЭУММ позволит преподавателю реализовать основную цель обучения в процессе коммуникативной подготовки студентов - обеспечить формирование личных и профессиональных коммуникативных качеств будущих специалистов и развитие у них умений и навыков, необходимых для компетентного общения.

Внедрение в процесс обучения электронных учебно-методических модулей обеспечивает ряд преимуществ:

- автоматизация хранения данных в любой необходимой форме;

- работа практически с неограниченным объемом данных.

ЭУММ «История педагогической мысли» представлен множеством иллюстраций, которые при традиционном обучении вызывает некоторые трудности их представления. Мы предлагаем одну из форм представления модуля, включающая разные приемы совместной работы преподавателя и студентов, когда преподаватель выступает в качестве наставника, стремящегося к общению с каждым студентом. Эффективно реализует сказанное использование электронных средств обучения при изучении данного модуля.

Достоинством электронных средств обучения является возможность использования в одной лекции фрагментов кинофильма, видеокадров, слайдов, графических изображений, иллюстраций. Мы считаем, что лекция с использованием электронных средств обучения -это не только набор слайдов как иллюстративного материала, но и прием обучения мастерст-

ву преподавателя. В меню ЭУММ включены пункты: лекции, практические занятия, литература, приложения.

Достоинством данного ЭУММ является удобство и простота спроектированного интерфейса, позволяющего привлечь внимание студентов к изучению модуля «История педагогической мысли», возможность смещения акцента в обучении на развитие каждого студента и успешное усвоение учебного материала. Тем самым электронные методические комплексы позволяют существенно повысить качество обучения и организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями. Эффективность использования ЭУММ «История педагогической мысли» показывает результаты дифференциального зачета.

Библиографический список

1. Абиева Э.Г. История педагогической мысли: Учебно-методическое пособие для студентов / Э.Г. Абиева [и др.]. - Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2009. - 14 с.

2. Основы общей и медицинской педагогики: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. / Н.И. Алиев [и др.]. - Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2011. - 19 с.

3. Агаханова Р. А. Условия формирования профессиональной компетентности студентов автомобильно-дорожного института на основе электронных средств обучения / Р.А. Агаханова, Т.Г. Ве-зиров // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2011. - № 1. - С. 21-27.

4. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие. - Ростов/н-Д.: Феникс, 2011. -544 с.

5. Хадикова Е.Н. Роль гуманитарных технологий в подготовке магистров направления «Педагогическое образование» / Е.Н. Хадикова, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. -2013. - № 6 (43).

А.В. Власов Ю.В. Жикривецкая

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВИКТИМНОСТИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация: в статье рассмотрены различные аспекты виктимности в динамической концепции преступности и преступного поведения.

Ключевые слова: виктимология, жертва, эгоцентричность, преступление, психосексуальные этапы развития, виктимность несовершеннолетних.

Термин «виктимология» в буквальном смысле означает «учение о жертве» (от лат. victima - жертва и греч. logos - учение) [1, с. 109]. Эта наука возникла в результате изучения жертв преступлений и изначально развивалась в рамках криминологии. Мысль о жертве как криминогенном факторе витала в воздухе. Обращение к жертве все более ясно представлялось необходимым в интересах борьбы с преступностью.

Установить ученого, которого можно было назвать единственным «отцом» или основоположником виктимологии в ее современном понимании, довольно трудно. Создание ее связывается с именами Ганса фон Гентига (1888-1974) и Бенджамина Мендельсона (1900-1998).

© Власов А.В., Жикривецкая Ю.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.