Научная статья на тему 'Электронный учебник как фактор активизации самостоятельной работы студентов педагогического вуза'

Электронный учебник как фактор активизации самостоятельной работы студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корниенко Ольга Анатольевна

Статья посвящена проблемам организации самостоятельной работы студентов (СРС), являющейся основным компонентом научной организации труда в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корниенко Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный учебник как фактор активизации самостоятельной работы студентов педагогического вуза»

расширение областей и рост объемов исследований. Однако даже значительные объемы исследований по отдельным регионам не дают уверенности в достаточном отражении многообразия условий и в возможности непосредственного использования этих материалов в других районах округа. В любом случае, чтобы добиться оптимальных решений в учебной или другой деятельности, необходимо учитывать условия и особенности, характерные именно для данного региона и даже отдельных административных образований.

Потребности личности, запросы общества и государства, а также работающий механизм конкуренции рынка труда, соответствующие изменяющейся социокультурной и экономической ситуации в стране, существенно активизировали исследования по ряду направлений. Однако явно просматривается недостаточность внимания педагогической общественности и научных школ к решению проблем развития личности в новых социально-экономических условиях в различные периоды жизни детей, особенно дошкольного возраста, а также коррекционной педагогики и организации социально-культурной деятельности. Отмеченная недостаточность внимания к некоторым ресурсам научного потенциала системы образования может быть устранена при стимулировании этих исследований. Но, лишь тесное взаимодействие научных школ (интеграция усилий) способно оказать действенное влияние на рост научного потенциала. Особая роль в этом отводится научно-педагогическим центрам, как средоточию крупных ученых, область научных интересов которых охватывает полный спектр или значительную часть направлений исследований в образовании. Вырабатываемые ими на основе обобщающих исследований межрегиональные стратегические направления совершенствования образования, должны координировать научно -педагогическую деятельность в регионах.

Итак, наблюдаемый рост числа диссертационных работ - явление, безусловно, положительное. Теоретические результаты массовых исследований и практические разработки, естественно, способствуют накоплению информации по реформированию образования. Безусловно, межрегиональное взаимодействие, взаимообмен опытом и использование накапливаемой в научных школах научно-педагогической информации будет способствовать росту научного потенциала реформирования образования, как информационного, так и кадрового. Однако необходимо подчеркнуть, что только результаты всестороннего объективного анализа и синтеза материалов информационного пространства НКР, направленных на раскрытие множества проблем и задач совершенствования образования, позволят координировать научно-педагогическую деятельность и принимать обоснованные решения на разных уровнях управления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Кирюшина О.Н. Методологические основы научно-педагогических исследований // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. № 2. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. С. 205-210.

О.А. Корниенко

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Главной задачей современного педагогического вуза является формирование целостной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, нацелена на саморазвитие и самообразование в течение всей профессиональной деятельности. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда [2].

Выход в решении задачи - научить студентов учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.

В педагогике это положение не ново. Педагоги прошлого неоднократно отмечали, что, несмотря на огромную роль преподавателя, основные цели образования достигаются, прежде всего, как результат собственных усилий обучающихся. Так Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором учащие (педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.

Одна из главных целей воспитания состоит в переводе человека из объекта в субъект деятельности и управления. Это значит, что в результате воспитания человек должен приобрести навыки самообразования и самореализации личности. Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. В этом смысле самостоятельность может быть понята и как свойство личности, и как критерий его зрелости в той или другой области социальной практики. В области познавательной деятельности можно говорить о научной самостоятельности [1].

Организация самостоятельной работы студентов (СРС) как компонент научной организации труда в вузе регулируется определенными принципами, а ее успешность обеспечивается некоторыми факторами, оказывающими влияние на учебный процесс. К принципам организации А.Г. Молибог относит следующие: регламентацию всех самостоятельных заданий по объему и по времени; обеспечение условий самостоятельной работы студентов и управление этой работой. Выделяются две группы факторов: организационные и методические. Группа организационных факторов включает бюджет времени, учебную литературу и учебно-лабораторную базу. В методические факторы входят планирование, обучение методам и управление самостоятельной работой студентов [5].

Одним из условий методически правильно организации СРС является рациональное распределение объемов аудиторной и самостоятельной работы по отдельной дисциплине. В процессе обучения, как известно, функция непосредственной передачи преподавателем знаний должна последовательно уменьшаться, а доля самостоятельности студентов в овладении знаний - соответственно расти. Рекомендуемое соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном потенциале этого вида учебной деятельности. Рассмотрим количество часов, выделенное в учебном плане специальности 050202.65 «Информатика» и «Информатика» с дополнительной специальностью «Иностранный язык» по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе». Данная дисциплина была введена в государственный образовательный стандарт с 2000 года, и занимает 100 часов учебной нагрузки, из которых на самостоятельное изучение предмета отводилось 46 часов. Соотношение аудиторной и самостоятельной нагрузки составило 1 :2,2, что ниже мировых стандартов и, тем не менее, требует от преподавателя методической организации СРС.

Затруднение в деятельности преподавателей по организации СРС в учебном процессе состоит в том, что многие учебно-методические пособия не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной активности студентов, их самостоятельности. В них, в основном, дано содержание учебного материала, недостаточное количество заданий, требующих самостоятельного наблюдения примеров; нахождения сходства и различия между сопоставляемыми явлениями; раскрытия существенных признаков, характеризующих сущность понятий, правил, законов; формулирования новых выводов. Правила, законы, выводы часто даются в готовом виде и требуют только заучивания. Поэтому важно обеспечить студентов такими учебно-методическими материалами (учебными программами, учебниками, учебными пособиями, методическими рекомендациями и т.п.) в которых были бы реализованы следующие принципы: научность; доступность; системность [3].

Традиционная функция любой учебной книги - образовательная, обязательной представляется систематизирующая функция: учебный материал должен быть строго и последовательно систематизирован и структурирован, а также должна быть реализована функция контроля и самоконтроля. Современный учебник должен содержать комплекс вопросов и заданий, чтобы преподаватель мог проконтролировать, оценить и скорректировать деятельность студентов, а, те, в свою очередь, самостоятельно проверить качество усвоения учебного материала.

Особый интерес для нас представляет самостоятельная работа со специальной литературой, Интернет-источниками, образовательными порталами, электронными журналами.

Основной формой получения знаний, вплоть до самого последнего времени, была книга. Конечно же, и сейчас вряд ли кто возьмется оспаривать роль этого источника знаний в процессе образования, но возникла новая форма представления знаний и информации - компьютерный гипертекст. Традиционной письменной коммуникации - линейному письму, свойственны монологичность, замкнутость, довлеющий характер, явное представление излагаемого содержания. Новой формой нелинейной письменной коммуникации стал электронный (компьютеризированный) гипертекст, который послужил основой для создания электронного учебника. По определению Зай-нутдиновой Л.Х., «Электронный учебник (ЭУ) - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи» [4].

Учебник, в классическом понимании, это книга, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки. Следовательно, учебник как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно:

• учебный материал излагается из определенной области знаний;

• этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры;

• материал в учебниках излагается систематически, т.е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника.

Электронные учебники, используемые для организации СРС, должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены, а также взаимосвязаны между собой. Подготовленный к электронному изданию в виде электронного учебника предметный материал должен отвечать следующим требованиям:

• четкая структуризация предметного материала (по разделам, темам, параграфам) и определенный порядок изучения его компонентов;

• сложность и глубина структуризации предметного материала;

• наличие рекомендаций по изучению дисциплины;

• компактность представленного информационного материала;

• краткость и ясность в изложении основных моментов;

• наличие внутренних (например, словарь терминов) и внешних (например, на какую-либо используемую программу) ссылок между элементами учебного материала;

графическое оформление и наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки, видео- и аудиовставки и др.);

• включение промежуточного и текущего контроля знаний и т.д. [9].

Электронный учебник, предназначенный для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построенный на гипертекстовой основе, позволяет работать по индивидуальной образовательной траектории, определять удобный темп работы с учебником, реализовывать способ изложения материала, соответствующий психофизиологическим особенностям обучающегося [8].

Основная особенность электронного учебного пособия состоит в сочетании необходимого теоретического материала с большим числом разнообразных, тщательно подобранных ссылок на печатные издания и источники в сети Интернет, наличии тестов самоконтроля, каждый из которых сопровождается комментариями, мультимедийными компонентами.

Он должен содержать тщательно структурированный учебный материал, предоставляемый в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения. В электронном учебнике может быть предусмотрена возможность протоколирования действий обучаемого для их дальнейшего анализа преподавателем.

С точки зрения роли педагога в процессе обучения с использованием электронного учебника, их можно классифицировать следующим образом:

1. Учебники для самообразования, преподаватель не требуется ни на каких этапах освоения знаний.

2. Учебники, требующие частичного присутствия педагога, в частности, для определения направления учебной деятельности, проверки и корректировки ее результатов.

3. Учебники, требующие полного включения педагога в учебный процесс, начиная с подачи нового материала, заканчивая проверкой результатов [10].

Работа с ЭУ по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» предполагает первый из перечисленных режимов работы: самообразование, когда присутствие преподавателя не требуется. Изложение теоретического материала сопровождается достаточным количеством ссылок на учебную литературу, Интернет-ссылок на научные публикации. Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям потребуют от студентов самостоятельного прочтения, осмысления и анализа рекомендованного учебного материала. Контроль и коррекция ошибочных действий осуществляется в аудитории самим преподавателем и одногруппниками, в ходе обсуждения заявленной темы и вопросов семинарском занятии.

Все вышесказанное определяет ЭУ, как средство: расширения функциональных возможностей средств обучения, обеспечивая активный диалог с обучаемыми, выводя их на личностный уровень саморазвития;

• реализации дифференцированного подхода при опоре на индивидуальные возможности обучаемых, темпы продвижения в учебе, обеспечивая опережающее изучение учебного курса;

• содействия трансформации объяснительно-иллюстративного метода преподавания в средство познания научной теории самими студентами, становясь базой для формирования их мировоззрения и творческого мышления;

• усиления свойств психологического характера - возможности развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей студентов, закладывая прочную мотивационную основу учения;

• обеспечения интеграции предметных знаний, гуманизации и гуманитаризации естественнонаучного образования. Учебник должен создавать базу для прочных предметных и специальных знаний, связанных с информатизацией экономики, внедрением компьютеров в образование и производство [7].

В современных условиях информатизации общества проблема самостоятельности переходит на качественно новый уровень.

Таким образом, использование в учебном процессе средств информационных технологий, в том числе электронных учебников, ведет к пересмотру методов и форм обучения в вузе, к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения. Применение ППС в образовательном процессе изменяет деятельность преподавателя и студента. Студент получает возможность оперировать большим количеством разнообразной информации, самостоятельно контролировать свою учебную деятельности. Преподаватель также освобождается от рутинных операций, получает возможность отслеживать динамику обучения и развития студента.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 376 с.

2.Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1978.

3.Данилов Д.А. Педагогическое обеспечение высшего профессионального образования: мат-лы Рес-публ. науч.-практ. конф. Октемцы, 2000.

4. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников. Астрахань: ООО «ЦНТЭП», 1999.

5.Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Минск: Высшая школа, 1975.

6.Пичкуренко Е.А. Учебник нового поколения в структуре профессиональной подготовки учителей: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2006. 272 с.

7.Федоров И. Главное условие качественного образования - наука, но никак не наукообразие // Школьное обозрение. 2002. № 1. С. 42-43.

8.Христочевский С.А. Базовые элементы электронных учебников и мультимедийных энциклопедий. Системы и средства информатики. М.: Наука. Физматлит, 2003. Вып.9.

9.Чугунова И.В. Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности студентов. Режим доступа: http://e-Пb.gasu.ш/konf/mt/arcЫv/2005/3/шdex.html

Е.А. Кривилева

РОЛЬ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА

Увеличение масштабов и сложностей социальных и экономических преобразований повышает требования к профессиональному самоопределению будущих абитуриентов, способных быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. Возникает необходимость научить будущих студентов принимать решения, использовать информацию и коммуникативные технологии, критически мыслить, разрешать конфликты, ориентироваться на рынке труда.

Психология и педагогика имеет богатый опыт в теории профессионального самоопределения и профориентации учащихся. Теоретическое обоснование педагогических аспектов профессионального самоопределения исследовано в работах В. Аванесова, А. Алексюка, В. Бондаря, Н. Ничкало и других. Значительную роль в исследовании этой проблемы играют работы по вопросам психологии личности и психологии труда (Г. Бал, И. Бех, Г. Костюк). Ряд авторов, исследуя процесс профессионального становления будущего специалиста, опирается на развитие профессиональных представлений (В. Брагина, Г. Белокрылова, В. Обносов).

Целью данной статьи является обоснование сущности самоопределения и ее роли в профессиональном становлении будущего экономиста.

Согласно словарю Н. Приходько, самоопределение личности - это самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, моральных норм, будущей профессии и условий жизни [3].

Профессиональное самоопределение - это сложный и многомерный процесс. Сложный -поскольку включает осознанное и добровольное самовоспитание, коррекцию и реализацию профессиональных перспектив, которые определяют выбор профессии, получение профессионального образования и дальнейшее самоусовершенствование в этой профессиональной деятельности. Многомерный, потому что его целесообразно рассматривать с разных психолого -педагогических позиций:

- как ряд задач, которые ставит общество перед профессиональным образованием;

- как процесс поэтапного принятия личностных решений, с помощью которых индивид формирует баланс между собственными потребностями и реалиями разделения труда в обществе;

- как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность [1].

Можно выделить следующие показатели профессионального самоопределения:

- информированность учащихся о существенных сторонах, обстоятельствах, основаниях выбора профессии;

- сформированность интересов и склонностей;

- появление новых качественных сочетаний способностей;

- возникновение специфических отношений с родителями, однокурсниками, представителями различных профессий;

- образование новых качественных факторов в самосознании;

- построение личностных профессиональных планов.

Успешность и продуктивность профессионального самоопределения предполагает изменения тех представлений о себе, которые стали препятствием для самореализации. Консервативная самодостаточность, ригидность (негибкость) оказывают отрицательное влияние на этот процесс. В то же время относительная легкость изменения представлений о себе может привести к невозмож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.