Научная статья на тему 'Электронный музыкальный инструмент как важный элемент культуры в искусстве исполнительского мастерства'

Электронный музыкальный инструмент как важный элемент культуры в искусстве исполнительского мастерства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
166
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ / MUSICAL ARTICULATION / АРХИТЕКТУРА СИНТЕЗАТОРА / ARCHITECTURE SYNTHESIZER / СИНТЕЗАТОР / SYNTHESIZER / СИНТЕЗ ЗВУКА / SOUND SYNTHESIS / ЭЛЕКТРОННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хомутская Н.Ю.

В статье рассмотрены наиболее актуальные темы проекции элементов современной культуры исполнительского мастерства на совершенно новый электронный музыкальный инструмент клавишный синтезатор. Существование современной киноиндустрии, а также музыкальный «продакшн» невозможны сегодня без использования цифровых и аналоговых систем звуковых обработок. Алгоритмы создания новых звуков и их библиотек раскрывают творческие возможности и сотрудничество среди специалистов музыки и кино. Синтез звука проявляет себя как важнейший компонент в работе с тембрами и позволяет добиться появления новых красок и характера, звуковых эффектов. Синтезатор изменяет мышление современного музыканта и добавляет новое видение в культуру нового музыкального исполнительского мастерства. В статье анализируются основные возможности электронного музыкального инструмента в искусстве исполнительского мастерства как важного элемента современной музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Хомутская Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT AS AN IMPORTANT ELEMENT OF CULTURE OF PERFORMING SCALE IN THE ENVIRONMENT OF MODERN MUSICAL CREATIVITY

The article deals with the most important topics of projection to a completely new electronic musical instrument a synthesizer. The modern film industry, as well as musical production, cannot exist without digital and analog sound processing systems. Algorithms for creating new sounds and their libraries reveal creative opportunities and cooperation among music and film professionals. Synthesis of sound manifests itself as the most important element in working with timbres allow achieving new colors and character, sound effects. The synthesizer changes the thinking of the modern musician and adds a new vision to the culture of the new musical performing skills.

Текст научной работы на тему «Электронный музыкальный инструмент как важный элемент культуры в искусстве исполнительского мастерства»

13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Tvorcheskij proekt v processe obucheniya informatike studentov-muzykantov (v usloviyah pedagogicheskogo vuza). Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; 3 (86): 214 - 221.

14. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

15. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; 6. Available at:http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

16. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

17. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.

Статья поступила в редакцию 30.01.18

УДК 372.878

Khomutskaya N.Yu., senior lecturer, State budgetary educational institution of additional education for children "Children's Art

School District Krasnoselsky" (St. Petersburg, Russia), E-mail: n_khomutskaya@mail.ru

ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT AS AN IMPORTANT ELEMENT OF CULTURE OF PERFORMING SCALE IN THE ENVIRONMENT OF MODERN MUSICAL CREATIVITY. The article deals with the most important topics of projection to a completely new electronic musical instrument - a synthesizer. The modern film industry, as well as musical production, cannot exist without digital and analog sound processing systems. Algorithms for creating new sounds and their libraries reveal creative opportunities and cooperation among music and film professionals. Synthesis of sound manifests itself as the most important element in working with timbres allow achieving new colors and character, sound effects. The synthesizer changes the thinking of the modern musician and adds a new vision to the culture of the new musical performing skills.

Key words: Information Technology, musical education, musical articulation, architecture synthesizer, synthesizer, sound synthesis, electronic musical instrument.

Н.Ю. Хомутская, преподаватель ГБОУДОД «ДШИ Красносельского района», г. Санкт-Петербург,

E-mail: n_khomutskaya@mail.ru

ЭЛЕКТРОННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ В ИСКУССТВЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА

В статье рассмотрены наиболее актуальные темы проекции элементов современной культуры исполнительского мастерства на совершенно новый электронный музыкальный инструмент - клавишный синтезатор. Существование современной киноиндустрии, а также музыкальный «продакшн» невозможны сегодня без использования цифровых и аналоговых систем звуковых обработок. Алгоритмы создания новых звуков и их библиотек раскрывают творческие возможности и сотрудничество среди специалистов музыки и кино. Синтез звука проявляет себя как важнейший компонент в работе с тембрами и позволяет добиться появления новых красок и характера, звуковых эффектов. Синтезатор изменяет мышление современного музыканта и добавляет новое видение в культуру нового музыкального исполнительского мастерства. В статье анализируются основные возможности электронного музыкального инструмента в искусстве исполнительского мастерства как важного элемента современной музыкальной культуры.

Ключевые слова: информационные технологии; музыкальное образование; музыкальная артикуляция; архитектура синтезатора; синтезатор; синтез звука; электронный музыкальный инструмент.

Музыкальное творчество XXI столетия настраивает практически каждого музыканта на сложный, интеграционный алгоритм работы посредством масштабного и быстро прогрессирующего роста и развития информационных технологий. На рабочем столе современного музыканта находится заранее подготовленная информационная система в виде: компьютера с программным обеспечением (нотно-издательские системы, виртуальная студия, аудио редактор, аудио интерфейс, звукоусилительная аппаратура, коммутационные провода, средства ввода информации). Среда взаимодействия и алгоритм создания такого рабочего пространства не имеют технологических границ, и, тем самым, мотивируют современного музыканта быть информационно гибким к инновационным разработкам [1]. Практически невозможно определить объём итоговых знаний музыканта в силу постоянного прогресса, создания новых разработок, изменяющихся структур и инновационных пространств. В ряду бесконечного разнообразия как акустических, так и электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [2] стоит отметить уже сформировавшуюся и достаточно популярную категорию инструментов, таких как клавишный синтезатор. Учитывая современные тенденции развития музыкальной индустрии и стремление к объединению арт пространств от видео инсталляций до перфомансов, смешению всех стилей временных искусств, появляется ряд новых и постоянно изменяющихся задач, которые должны разрабатываться в едином информационном пространстве и учитывать определенные параметры новых техник как при работе с современными синтезаторами, так и в процессе новых разработок. Клавишный синтезатор - это абсолютно новый, с ярко выраженной подачей

звука инструмент, работающий по принципу синтеза звука с помощью звуковых генераторов. В основе своей этот инструмент может звучать посредством появления тока в электрической сети, а управление этим звуком происходит с помощью осцилляторов, генераторов огибающих, фильтра и блока эффектов [3; 4]. Невозможно повторить и создать похожий тембр в силу индивидуальности управления процессом звукообразования. Такой способ работы со звуком открывает новые возможности проявления выразительности музыкального языка, новые краски, неограниченные возможности. Синтезаторы можно условно определить в три отдельные категории (учитывая характеристики их архитектур):

1) монофонические и полифонические синтезаторы;

2) программные и виртуальные синтезаторы;

3) аналоговые и цифровые синтезаторы.

Аппаратные синтезаторы могут быть выполнены в виде звуковых модулей, с различными видами клавиатур, а также гибридные версии. Стоит отметить, что наличие клавиатуры не оставляет право на определённые родственные связи с такими инструментами как фортепиано, орган или аккордеон, имеющих схожие по визуальному представлению клавиатуры. Клавиатура у синтезатора - это лишь средство управления, ориентированная на традиционный способ игры. Техника исполнения на клавишном синтезаторе будет изменяться при выборе или создании тембра, исходя из его музыкальной природы, а звукоизвлече-ние и имитация технически будут отличаться от фортепианной техники [5]. Историческая лента в сравнении с традиционными классическими инструментами достаточно коротка, но стоит

отметить тот факт, что синтезаторы - это инструменты нового аналого-цифрового пространства, и скорость прогрессирования этой области деятельности человека позволяет сократить временную разницу в процессе вхождения данного инструмента в музыкальное сценическое искусство, и ЭМИ скоро займет своё достойное место как в образовательной среде, так и в профессиональной деятельности (см., например, работы [6; 7; 8; 9; 10]).

Методики игры на ЭМИ представляют ряд совершенно новых блоков знаний, которые в сумме для исполнителя представляют некую завершенную систему музыкального содержания и технического характера. Постоянное взаимодействие с частотными, модуляционными характеристиками, алгоритмами искажения тона, сдвиг тона по высоте, с пространственными и динамическими обработками, работа над музыкальной артикуляцией, все это - тома наук по элементарной физике, чертежным схемам, электронике, и базис музыкальных наук по инструментоведению, акустике помещений, звукорежиссуре [11; 12; 13; 14; 15]. В достижении высокопрофессиональных результатов современному музыканту необходимо расширять диапазон знаний, использовать технические и программные средства, работающих совместно для выполнения одной или нескольких схожих задач, создав программно-аппаратный музыкальный комплекс, позволяющий масштабировать исполнительские возможности и выбор управления музыкальной инсталляцией [16; 17; 18]. Современные синтезаторы лаконично переходят из сольной среды в среду коллективного музицирования, а также в сферу театральных представлений и киноиндустрии. Это инструменты нового поколения,

Библиографический список

которые не имеют ограничений по природе работы со звуком, через них раскрывается индивидуальность исполнителя. Интеграция, например, клавишного синтезатора с виртуальной студией подключает проекцию музыкального программинга, работу с MIDI технологиями, что позволяет работать сразу в нескольких художественных направлениях. Каждый вид синтеза звука интегрирует ряд сложных и в тоже время интересных задач: это поиск необычного звучания, ориентированный на слуховое воображение исследователя, это возможность архивации библиотек и вклад в электронную палитру мира звуков, это эксперименты и создание электронных схем и коммутаций, вследствие чего рождение новых электронных музыкальных инструментов. Предназначение синтезатора и его финальный масштаб - это работа над собственной библиотекой звуков, рождение новых тембров, это настоящая искусство, сопряженное с искусством алхимика, необъятные просторы музыкального творчества и величайший вклад в культуру нового исполнительского мастерства. Масштабы технологического прогресса и перспективы развития музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [19; 20; 21] плотно развиваются в поле интерактивного творчества, позволяя тем самым раскрыть творческие потенциал не только профессиональных музыкантов, но и всех, кто любит музыку [22]. Синтезатор -это инструмент будущего музыканта-исполнителя, инструмент свободно программируемый, передающий всю палитру звукового дизайна и приглашающий слушателя в интересное, принципиально новое музыкальное путешествие; это важнейший элемент культуры исполнительского искусства

1. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 2: Музыкальные синтезаторы: учебное пособие. Допущено УМО по направлениям педагогического образования. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

2. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. В сборнике: Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург. Составители: И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова, 2017: 95 - 108.

3. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 145 - 148.

4. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

5. A Comprehensive Guide By David Crombie. THE COMPLETE SYNTHESIZER: 1984: 75 - 78.

6. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.

7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.

8. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.

9. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педагогический журнал. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.

10. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Музыка и кибернетика. Музыка и время. 2016; 11: 25 - 32.

11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Информационные технологии в музыке. Том 4: Музыка, математика, информатика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Педагогическое образование. Российский государственный университет имени А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013.

12. Горбунова И.Б. Архитектоника звука: монография. Санкт-Петербург, 2014.

13. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Том 2: Лаборатория звука: учебное пособие. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016.

14. Брянцев М.М., Горбунова И.Б. Синтез информатики, музыкознания и акустики в современной творческой, педагогической и научно-исследовательской практике. Региональная информатика - 2008: материалы XI Санкт-Петербургской Международной конференции. 2008: 202 - 203.

15. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.

16. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.

17. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.

18. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

19. Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.

20. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. Санкт-Петербург, 2016: 224 - 228.

21. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 63. № 2: 206 - 210.

22. Хомутская Н.Ю. Проблемы инвестирования в разработке методики преподавания исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном синтезаторе в процессе преподавания курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Современное музыкальное образование - 2015: материалы межд. Научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 392 - 394.

References

1. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. T. 2: Muzykal'nye sintezatory: uchebnoe posobie. Dopuscheno UMO po napravleniyam pedagogicheskogo obrazovaniya. SPb: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2010.

2. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. V sbornike: 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya ipraktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg. Sostaviteli: I.B. Gorbunova, K.B. Davletova, 2017: 95 - 108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.