Научная статья на тему 'Электронные таблицы как инструмент бюджетирования'

Электронные таблицы как инструмент бюджетирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ / СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / БЮДЖЕТ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНФОРМАЦИЯ. / SPREADSHEETS / BUDGETING SYSTEM / BUDGET / ENTERPRISE / INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дурнов В. А.

В настоящее время в Российской Федерации основой для построения системы бюджетирования на предприятиях являются электронные таблицы. Особого внимания в данном вопросе заслуживает анализ достоинств и недостатков электронных таблиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC SPREADSHEET AS A TOOL IN BUDGETING SYSTEM

Electronic spreadsheets form the basis for budgeting system at enterprises in the Russian Federation now. The author argues that special attention should be paid to advantages and disadvantages of the electronic spreadsheets.

Текст научной работы на тему «Электронные таблицы как инструмент бюджетирования»

♦---------------------------------------------------

налога на зачет в предстоящем году уплаченного НДС не поступило в налоговый орган, то последние вправе считать, что налогоплательщик принял решение не пользоваться такой льготой.

Теперь следует уточнить некоторые специальные положения, касающиеся основных элементов единого сельскохозяйственного налога.

Налогоплательщиками единого налога должны являться предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства и предприятия, являющиеся производителями сельскохозяйственной продукции и реализующие эту продукцию, включая продукты ее переработки, при условии, что в общей валовой выручке этих налогоплательщиков доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50%.

Необходимо, видимо, признать справедливым решение российских законодателей, которые поддержали решение о том, чтобы исключить из числа платель-

щиков единого налога сельскохозяйственные предприятия индустриального типа - птицефабрики, тепличные комбинаты, животноводческие комплексы и другие подобные предприятия, попадающие в перечень сельскохозяйственных предприятий индустриального типа.

Следует определить перечень налогов, которые должны учитываться при расчете ставки единого налога. К таковым целесообразно отнести следующие налоги, сборы и платежи с доходов и других объектов налогообложения, непосредственно связанных с сельскохозяйственной деятельностью:

1) налог на прибыль;

2) НДФЛ (без той его части, которая удерживается с наемных работников налоговым агентом у источника выплаты доходов);

3) единый социальный налог;

4) налог на добавленную стоимость;

5) земельный налог

УДК 336.143 В.А. Дурное

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ КАК ИНСТРУМЕНТ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

В настоящее время в Российской Федерации основой для построения системы бюджетирования на предприятиях являются электронные таблицы. Особого внимания в данном вопросе заслуживает анализ достоинств и недостатков электронных таблиц.

Кпючееые слоеа: электронные таблицы, система бюджетирования, бюджет, предприятие, информация.

МЛ. йигпоу

ELECTRONIC SPREADSHEET AS A TOOL IN BUDGETING SYSTEM

Electronic spreadsheets form the basis for budgeting system at enterprises in the Russian Federation now. The author argues that special attention should be paid to advantages and disadvantages of the electronic spreadsheets. The key words: spreadsheets, budgeting system, budget, enterprise, information.

Бюджет - это набор взаимосвязанных планов, выраженных в финансовых или(и) натуральных показателях, для предприятия в целом или его подразделений на определенный промежуток времени. Бюджет в современных условиях стал неотъемлемой частью практически любой организации. Он может быть более и менее формализован, различен по объемам, степени проработки и детализации.

Бюджетирование - процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования. Основной целью построения системы бюджетирования является эффективная организация процесса управления деятельностью предприятия и его структурных подразделений посредством планирования, контроля статей доходов и расходов и анализа финансово-экономических показателей. Система бюджетирования в первую очередь необходима для принятия своевременных, качественных, обоснованных управленческих решений, следовательно она должна обеспечивать руководство информацией, отвечающей современным требованиям: прозрачности, логичности, полноты, существенности, достоверности, своевременности. Эти требования к качеству информации могут быть достигнуты только при помощи современных информационных технологий.

Рассмотрим основной инструмент бюджетирования, применяемый сегодня на российских предприятиях, -электронные таблицы, проанализируем их основные минусы и плюсы, выясним, почему несмотря на большое количество современных программ бюджетирования они остаются невероятно популярными.

Электронная таблица - это интерактивная компьютерная программа, основное рабочее поле которой состоит из набора строк и столбцов. С помощью формул можно выполнять вычисления, в которых используются значения, содержащиеся в ячейках, можно копировать и перемещать ячейки, а также изменять содержащиеся в них формулы.

В нашей реальности практически синонимом понятия «электронные таблицы» стало слово «excel». Microsoft Excel - это программный продукт, который относится к категории электронных таблиц. У Microsoft Excel существуют конкуренты, такие как Lotus 1-2-3 и Qqattro Pro, но они в нашей стране непопулярны.

Сегодня электронные таблицы являются основой бюджетирования как на небольших предприятиях, так и на крупных, имеющих сложную сеть филиалов и дочерних обществ. Для малого бизнеса электронные таблицы незаменимы, так как их простота, популярность, гибкость, доступность оставляют мало шансов другим

программным продуктам. На крупных предприятиях они также могут быть полезны, если предприятие только начинает строить свою систему бюджетирования. Однако по мере того, как в процесс бюджетирования вовлекаются новые подразделения, усложняется методология и растет объем информации, электронные таблицы быстро достигают предела своих возможностей и возникает необходимость использования более функциональных и современных систем бюджетирования.

Рассмотрим основные недостатки, присущие электронным таблицам. Условно их можно разделить на 2 группы. Во-первых, это проблемы, связанные с функциональными и программными возможностями электронных таблиц:

1) слабые возможности электронных таблиц при разделении прав доступа к информации. В построенной с помощью электронных таблиц системе бюджетирования крайне тяжело управлять правами доступа пользователей. В случае если в процесс бюджетирования вовлечено больше количество пользователей, то для каждого приходится создавать отдельный набор таблиц, в результате образуется громоздкая система файлов, которая требует значительных затрат на поддержание работоспособности;

2) отсутствие контроля ссылочной целостности данных. В системе электронных таблиц существует сложная система ссылок и связей. Если в ячейке оказывается не соответствующая установленному формату информация, то это приводит к ошибке во всей системе информации, на поиск которой может уйти большое количество времени;

3) отсутствие контроля изменений данных. В электронных таблицах так называемая «защита от дурака» практически отсутствует Система электронных таблиц является очень хрупкой, серьезные повреждения ей могут нанести как действия неопытных пользователей, так и неаккуратные действия специалистов. Используя электронные таблицы, практически невозможно идентифицировать или проконтролировать пользователей, работающих с данными;

4) проблема перевода данных в различные единицы. При переводе больших объемов данных из одних единиц в другие за счет округления искажается результат. В конечном итоге при большом объеме информации это может привести к значительному искажению результата;

5) отсутствие механизма контроля версий, что может привести к изменению данных, например в случае консолидации различных версий бюджетов;

6) проблемы реализации бюджетной модели. Все бюджетные модели, построенные в электронных таблицах, не используют ссылок на динамически изменяющиеся справочные данные. Они создаются в отдельных ячейках. В случае изменений в номенклатуре переработка бюджетной модели потребует значительных затрат;

7) мультивалютность. В Excel необходимо создавать специальные таблицы или вести учет в разных валютах, что влечет за собой дублирование ввода данных - это существенно усложняет процесс бюджетирования.

Все вышеперечисленные недостатки крайне негативно сказываются на всем процессе бюджетирования:

они значительно удлиняют его во времени и усложняют Чем больше в системе центров ответственности, чем больше людей в ней работает, тем больше труда необходимо для поддержания столь громоздкой системы в действии. И более того, с каждым новым созданным файлом, центром ответственности, новым человеком, который включается в эту систему риск возникновения серьезных ошибок значительно возрастает. Обеспечение возрастающих требований к управленческой информации влечет неэффективные затраты времени и труда специалистов.

Ко второй группе относятся проблемы, которые актуальны для любой системы бюджетирования, но в электронных таблицах они значительно усугубляются. К ним относятся:

1) отсутствие транспарентности в управлении затратами. Практика показывает, что при использовании Ехсе1-бланков в крупных компаниях потребность в ресурсах определяется ориентировочно, и бюджетные показатели значительно агрегируются. На предприятиях, входящих в состав общества, затраты, как производственные, так и управленческие, в системе Ехсе1-бланк «рассчитывают» весьма приблизительно. Утвержденные нормы использования ресурсов, применимые к целевому товарному выпуску, только в некоторых случаях совпадают с валовым выпуском. Данный дисбаланс производственники всегда готовы объяснить тем, что линейная математика не отвечает реальному положению дел, так как не отражает наличие заделов производства (запасы незавершенного производства) и длительность производственных операций. Но если выполнить расчет с включением всех параметров технологического процесса, то во многих случаях инициируется пересмотр технологических норм, при этом обычно пересматриваются нормы, а не сама производственная программа. Причина такого положения дел заключается в том, что производство планируется по факту предыдущих периодов посредством применения натурального интеллекта в чистом виде с элементами аппроксимации. Завышение утвержденных норм над научно обоснованным объясняется изношенностью оборудования, недостаточным уровнем финансирования и прочими объективными обстоятельствами, однако оперативный контроль часто выявляет нецелевое использование ресурсов;

2) низкая мотивация на снижение себестоимости продукции. Освоение бюджетных средств является важной задачей менеджеров предприятий. Если по бюджетной статье сложилась экономия, то «выбить» по ней финансирование на следующий горизонт планирования будет весьма проблематично, поэтому «освоение» производится всеми доступными способами. В данном феномене кроется основной недостаток бюджетирования как системы планирования, а система Ехсе1-бланк значительно усиливает негативное влияние этого явления. Контроль над достоверностью предоставляемых фактических данных исполнения бюджета осуществляется соотнесением их с основными показателями бухгалтерской отчетности, что явно дает широкие возможности экономической службе предприятия в «правильной» трактовке затрат Акционеры холдинга оценивают эффективность управления бизнес-единицами с закрытыми глазами.

♦--------------------------------------------------

Если для устранения первой группы недостатков электронных таблиц может быть применено только одно решение - переход на более новые и современные инструменты бюджетирования (возможно совмещенные с теми же электронными таблицами), - то для решения второй группы проблем требуются гораздо более серьезные изменения, касающиеся не только инструмента бюджетирования, а на первых порах, возможно, и не столько инструмента, сколько общего подхода к планированию в организации. Рассмотрение этого вопроса требует отдельного исследования.

Анализа публикаций, посвященных использованию Excel в бюджетировании, показал, что наиболее популярной и универсальной является следующая схема.

Предприятие достаточно большое, в центральном офисе происходит только индикативное «бумажное» управление. Схема работы сводится к разработке некоторой системы Excel-файлов жесткой формы с защищенными ячейками, макросами и формулами подсчета. При их заполнении гарантируется целостность и непротиворечивость представленной информации. В некоторых компаниях в таблицах размещаются контрольные показатели, чтобы уже на этапе занесения прогнозной информации для структурных подразделений были определены лимиты. Затем файлы централизованно обрабатываются, формируется сводный бюджет. Руководителям приходится защищать свои бюджеты на бюджетном комитете. Фактические данные собираются в эти же или подобные формы, таким образом осуществляется контроль за исполнением бюджета.

Данная схема не соответствует ряду основных общепринятых требований к информации, а именно обеспечения финансовой прозрачности, полноты, своевременности, обоснованности. Бюджетирование должно выступать как инструмент управления затратами, их транспарентность и целесообразность - важные характеристики бюджета предприятия. Без оптимизации использования ресурсов невозможно качественное планирование деятельности предприятия. По нашему мнению, для бюджетирования на крупных и средних производственных предприятиях следует использовать специализированное программное обеспечение, максимально полно интегрированное с MS Excel.

Однако таблицы остаются невероятно популярными. Причин тому несколько:

1) цена. Программы инвестиционного анализа, такие как Oracle Financial Analyzer, Hyperion Pillar, Adaytum e.Planning, Bplan, КИС: Бюджетирование, Красный Директор, стоят от тысячи до нескольких десятков тысяч долларов. Возможно придется потратить от нескольких до десятков тысяч долларов на внедрение данных программ плюс обучение специалистов. В итоге получается значительная сумма, зависящая от программы, которую выбирает предприятие. Далеко не у каждого предприятия имеются необходимые для установки денежные средства. Кроме того, если есть отдаленные

структурные единицы, то тяжело будет обеспечить необходимую скорость передачи данных между отделениями, особенно если они находятся в районных центрах. Естественно, что при использовании электронных таблиц данные проблемы для предприятия не будут столь существенными;

2) простота освоения. Электронные таблицы гораздо проще в освоении, чем специализированные программы. Искусству работы с электронными таблицами обучают в школе, а по некоторым профессиям продолжают обучение в институте. Для начала работы с электронными таблицами достаточно простейших знаний о компьютере и желания научиться;

3) высокая гибкость. Электронные таблицы - это универсальный инструмент, с помощью которого можно построить любую систему бюджетирования или анализа за короткий период времени, не привлекая программистов. Достаточно набрать людей, разбирающихся в электронных таблицах, а их на рынке труда очень много;

4) доступность специалистов. Сегодня невозможно себе представить экономиста, который не знает, как работать с электронными таблицами.

Несмотря на значительные недостатки, присущие электронным таблицам, это относительно небольшое количество плюсов, к сожалению, значительно перекрывает их, по мнению руководителей, которые делают выбор в пользу электронных таблиц.

Электронные таблицы представляют широкие возможности при построении системы бюджетирования при минимальных затратах, особенно на начальном этапе. Они позволяют за небольшой промежуток времени создать систему бюджетирования, отвечающую современным требованиям, к сожалению, только на небольшом предприятии. На крупных предприятиях электронные таблицы могут использоваться в начале построения системы бюджетирования. Через некоторое время для обеспечения современных требований к информации требуется переход на другие системы.

Бюджетирование - это инструмент, с помощью которого можно оптимизировать, контролировать, анализировать доходы и расходы предприятия. Современные российские предприятия в большинстве своем используют устаревшие системы бюджетирования или работают без них. Бюджетирование на российских предприятиях так же остро нуждается в «модернизации», как и вся экономика. Использовать электронные таблицы как основу построения системы бюджетирования - то же, что использовать компьютер в качестве молотка.

1. Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях. М.: Финансы и статистика, 2007.

2. URL: www.cfin.ru

3. URL: www.ippnou.ru

4. URL: www.iteam.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.