Научная статья на тему 'Электронные сми: понятие и особенности'

Электронные сми: понятие и особенности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
10345
1486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казакова А. В.

Электронные издания являются одними из наиболее востребованных средств массовой информации. Несмотря на это, на сегодняшний день нет точного определения понятия «Интернет-СМИ». Поэтому целью статьи является анализ существующих значений термина, а также особенностей электронных изданий, как разновидности СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные сми: понятие и особенности»

ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ

© Казакова А.В.*

Киевский национальный университет культуры и искусств, Украина, г. Киев

Электронные издания являются одними из наиболее востребованных средств массовой информации. Несмотря на это, на сегодняшний день нет точного определения понятия «Интернет-СМИ». Поэтому целью статьи является анализ существующих значений термина, а также особенностей электронных изданий, как разновидности СМИ.

Попытки дать определение термину «электронные СМИ» предпринимаются уже достаточно давно, И.М. Чинуков в своей научной статье «Электронные издания: определения, классификация» обратился именно к этой проблематике. Исследователь отметил, что первое официальное определение было зафиксировано в международном стандарте ISO 9707 1991 года: «документ, который публикуется в печатном виде и доступен для потребителей (в том числе выдаются файлы данных и прикладное программное обеспечение)». Тем не менее, со временем понятие «электронное издание» получило ряд новых характеристик. Современное значение термина должно включать в себя именно электронную форму печатного издания, или средства массовой информации, созданного непосредственно в сети Интернет [1].

На сегодняшний день в Украине нет официального определения термину «электронные СМИ», что значительно усложняет деятельность подобных средств информации. Афанасьева Е.А. отмечает, что Интернет издания в основном придерживаются требований, которые созданы для печатной прессы. Но согласно функциям, которые выполняют современные электронные СМИ и их особенностей, стоит дать собственное определение этому понятию.

Электронные СМИ - электронный ресурс, созданный с целью выполнения функций средства массовой информации, пользуется авторитетом среди определенной аудитории.

Следует отметить, что многие ученые к электронным СМИ причисляют не только веб-сайты, но и телевидение и радиовещание.

Следует отметить, что первые электронные СМИ имели лишь текстовое наполнение, поскольку Интернет-технологии еще не имели ресурсов для передачи изображений, аудио и видео файлов. Лишь в 2000 году появились сетевые издания, в которых текст сопровождался изображениями. Иллюстрации стали революцией в области Интернет-контента поскольку они привлекали внимание и значительно увеличивали возможности рекламодателей. В 2005-2006 годах, с появлением сети «YouTube» возможным стало до-

* Студент факультета Издательского дела и редактирования.

полнение электронных текстовых публикаций и видео файлами, что способствовало улучшению качества сообщения [2].

Электронные СМИ имеют массу преимуществ по сравнению с печатными. Прежде всего - периодичность, или регулярность обновления контента может в каждом разделе или рубрике осуществляться автономно, в разные промежутки времени. Например, информация может обновляться по мере поступления сведений, а не в зависимости от выпуска издания. Поэтому новости появляются практически в режиме реального времени [3]. Принципиальным отличием электронных СМИ от печатных необходимо считать интерактивность сетевых изданий, в которых пользователь получил возможность читать текст с помощью гиперссылок, приобщаться к созданию текстов и т.д. [4, с. 11].

Машкова С.Г. в своей книге «Интернет-журналистика» остановила свое внимание на особенностях восприятия аудиторией электронных сообщений. В связи с тем, что любая новость в сети может быть легко размещена, резко обозначилась проблема низкого качества публикаций в Интернете. СМИ, действующие в конкурентной среде, должны, прежде всего, соблюдать следующие требования при обнародовании информации: оперативность, точность в передаче деталей, грамотность.

Одним из важных факторов конкурентоспособности любого СМИ следует считать уровень профессионализма издания, то есть наличие в штате профессиональных журналистов. Репутация компании и источников информации стали важнейшими факторами, которые обеспечивают высокую популярность электронного издания среди читателей.

Учитывая коммуникативные особенности среды, стиль изложения информации в сетевых СМИ несколько иной. Специфические черты «сетевого текста» определяются функционированием сети, как медиа среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора. Кроме того, поведение читателя электронных СМИ существенно отличается от аудитории традиционной прессы. Исследования показывают, что большинство посетителей веб-страниц предпочитают быстрое ознакомление с текстом. Причиной этому служит:

Во-первых, гипертекстовый характер среды и огромные массивы информации, из которых необходимо выбрать только то, что действительно нужно пользователю. Сеть представляет собой интерактивную среду, в которой, посетители переходят между различными блоками информации с помощью гиперссылок.

Во-вторых, это проблемы визуального восприятия информации Интернет-изданий. Известно, что чтение текста с экрана монитора происходит примерно на 25 % медленнее, чем в печатных СМИ. Поэтому подавляющая часть аудитории избегает больших по объему текстов [5, с. 22-23]. Следовательно, наиболее восприимчивой будет считаться короткая по объему информационная статья, отражающая актуальные события.

Журналистика

23

Преимущества создания Интернет-СМИ

1. Свобода выбора формы сообщения, а, следовательно, и возможность тонкой регуляции силы его эмоционального воздействия.

2. Возможность синтеза свойств телевидения, радио и прессы, в одном сообщении.

3. Отсутствие необходимости «перевода», явного или косвенного, визуальных сообщений в текстовой или аудио формах и, как следствие, уменьшение использования тропов, стилистических средств выразительности, которые журналистика заимствует из литературы.

4. Неограниченность объема. Электронное коммуникативное пространство в отличие от печатного или эфирного практически не ограничено. Здесь может быть размещено сколько угодно информации, объем которой не будет зависеть от рамок эфирного времени передачи или количества печатных знаков [5, с. 22].

5. Свобода эксперимента при создании новых журналистских жанров и синтеза существующих.

6. Легкость в иллюстрировании сообщения подборе аргументации, логической демонстрации, необязательно приводить факт, можно лишь дать на него ссылку [6].

Преимущества Интернет-СМИ для аудитории:

1. Интерактивность.

Каждый посетитель Интернет-издания имеет возможность самостоятельно решить, какую новость он желает прочитать [7].

2. Персональный подход.

Важная особенность Интернета - возможность общаться с каждым пользователем индивидуально. Сеть дает возможность учитывать индивидуальные особенности и характеристики каждого посетителя. В процессе передачи информационного сообщения конечному пользователю следует учитывать особенности его географического или социального положения, использовать то или иное шрифтовое или цветовое оформление в зависимости от его предпочтений [5, с. 20].

3. Удовлетворение потребностей аудитории.

С помощью электронных средств, Интернет-издание получило возможность не только проследить количество посетителей сайта, а получить информацию о посещении каждой публикации. Таким образом, электронные СМИ имеют возможность постоянно совершенствовать свою деятельность, а также представить аудитории наиболее актуальные и интересные новости.

4. Цена и скорость доступа.

Посетитель Интернет-издания бесплатно получает любую интересующую его информацию. Администрация электронного средства информации может предложить пользователю постоянно и бесплатно получать новости

из выбранного им ресурса. Таким образом, издание имеет возможность существенно увеличить свою аудиторию.

5. Постоянная связь с аудиторией.

Интернет-СМИ могут постоянно поддерживать связь со своей аудиторией. Для этого используются различные средства, включая электронную почту, рубрику «Вопросы и ответы». Кроме того, каждый посетитель может оставить комментарии под прочитанной им статьей, поставить ей оценку и т.д.

Список литературы:

1. Вуль В.А. Электронные издания: учебник / В.А. Вуль. - М.; СПб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2001. - 308 с.

2. Интернет-СМИ - особенности и преимущества [Электронный ресурс]. -2009-2012. - Режим доступа: http://nauka.relis.ru/16/0001/16001048.htm.

3. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве интернета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.evartist.narod.ru/text19/034.htm.

4. Машкова С.Г. Интернет-журналистика: учебное пособие / С.Г. Машкова. - Тамбов: Изд-во тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 80 с.

5. СМИ в интернете: специфика и перспективы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vishnyakov.pp.ru/proze/literature-12.htm.

6. Чикунов И.М. Электронные издания: определение, классификация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://it-claim.ru/Library/Books/ITS/ wwwbook/ist4b/its4/chikunov.htm.

7. Эволюция интернет-СМИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ocontent.ru/lectures/1.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.