Научная статья на тему 'Электронные сервисы сопровождения процесса обучения'

Электронные сервисы сопровождения процесса обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ / СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / E-LEARNING / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / LEARNING PROCESS / ELECTRONIC SERVICES / SUPPORT THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Г. В., Кожевина М. С.

В статье описывается необходимость организации электронных сервисов, обеспечивающих сопровождение и поддержку субъектов в процессе обучения, учитывающих многообразие возможных вариантов взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC SERVICES SUPPORT LEARNING PROCESS

The article describes the need for electronic services, providing maintenance and support actors in the learning process, taking into account the variety of possible options for interaction.

Текст научной работы на тему «Электронные сервисы сопровождения процесса обучения»

сравнительно недавно ученическое сообщество и преподаватели по достоинству начали оценивать инновационные IT-приложения, например, Google Groups, Microsoft Office Web Apps, Amazon EC2.

К настоящему времени можно выделить следующие основные сервис-предоставляющие технологии (модели) cloud computing: "Инфраструктура как сервис" ("Infrastructure as a Service" или "IaaS"), "Платформа как сервис" ("Platform as a Service", "PaaS"), "Программное обеспечение как сервис" ("Software as a Service" или "SaaS").

Нам представляется, что наиболее эффективным и простым способом внедрения преимуществ и возможностей облачных технологий в учебный процесс, является использование концепции SaaS - программное обеспечение как сервис, поскольку не требуются дополнительные затраты на установку, настройку и обслуживание программного обеспечения, как при использовании IaaS и PaaS; предоставляется возможность пользоваться программным обеспечением как услугой и делать это удаленно через Интернет, причем большинство SaaS-решений можно противопоставить традиционным аналогам. Концепция SaaS позволяет не покупать программный продукт, а просто временно воспользоваться им при возникновении потребности.

В настоящей работе предлагается подход к организации образовательного процесса с использованием инструментов облачных технологий. В частности, решение для создания, представления и управления электронным контентом для дистанционного обучения с возможностью построения авторского учебного курса и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Успех дистанционного обучения во многом зависит от используемых технологий, от возможностей, предоставляемых оболочками для создания электронных курсов. Оболочка для создания дистанционных курсов должна предоставлять оптимальный набор инструментов как для преподавателя, так и для учащегося, который обеспечивал бы успешное выполнение всех этапов обучения: создание и размещение контента преподавателем, управление и доставка контента студентам, организация и планирование занятий.

Одним из немногих инструментов облачных технологий, соответствующих этим требованиям, является невероятно полезный и простой в использовании облачный сервис Movenote [3], позволяющий реализовать создание и представление контента для электронного обучения.

Приложение позволяет обучащимся просматривать текстовые документы, фотографии, слайды и презентации, а также получить звуковое и, что чрезвычайно важно, визуальное сопровождение. Несомненно эффективность лекции, презентации во многом определяется повествованием - интонация преподавателя, мимика, общее взаимодействие с аудиторией является ключевым в представлении материала.

И, если мы хотим сопроводить слайды и презентации аудио-визуальным повествованием и объяснениями, сохранить человеческий фактор презентаций во время обмена информацией, то Movenote, безусловно, стоит попробовать.

Приложением можно пользоваться через Google Drive и Gmail или, если нет аккаунта Google, пройти простую процедуру регистрации. Для этого можно воспользоваться аккаунтом социальных сетей. Работой можно поделиться в социальных сетях, получить ссылку и код для встраивания на странички сайтов и блогов.

Степень доступности приложения увеличивается за счет того, что сервис Movenote поддерживается разными по классу устройствами - от персональных компьютеров до мобильных телефонов. Записи, сделанные на сервисе, могут быть просмотрены на любом устройстве с возможностью воспроизведения видео.

Достоинствами и особенностями приложения являются:

- бесплатность;

- интеграция с Google;

- поддержка PowerPoint и разных видов изображений;

- возможность редактирования материала;

- возможность просмотра статистики посещений;

- возможность оценки представленного материала и отправки коментария;

- возможность скачать готовый ролик, как целым файлом, так и отдельно презентацию в формате PDF.

Movenote может рассматриваться и как альтернатива индивидуального обучения, что дает реальную возможность наиболее полно учитывать индивидуальные особенности одаренного ребенка и его образовательные потребности.

Приложение может использоваться как самостоятельно для организации электронных обучающих ресурсов, так и в качестве дополнения к среде дистанционного обучения, в частности Moodle.

Результаты работы позволяют сделать следующие выводы:

- качественно иной уровень получения современных знаний - учащиеся получают возможность находиться в процессе обучения в любое время и в любом месте, где есть Интернет;

- более эффективный обучающий процесс;

- возможность построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося;

- возможность быстро создавать, адаптировать и размещать образовательный контент;

- возможность для учащихся осуществлять обратную связь с преподавателем путем оценки и комментирования предлагаемых им образовательных сервисов;

- высокий уровень индивидуализации электронной образовательной среды.

По-настоящему эффективными могут быть только простые решения !

Литература

1. http://csrc.nist.gov/publications/nistpubs/800-145/SP800-145.pdf (дата обращения 15.11.2014).

2. http://www.intuit.ru/studies/courses/12160/1166/info (дата обращения 15.11.2014).

3. https://www.movenote.com

References

1. http://csrc.nist.gov/publications/nistpubs/800-145/SP800-145.pdf (data obrashhenija 15.11.2014).

2. http://www.intuit.ru/studies/courses/12160/1166/info (data obrashhenija 15.11.2014).

3. https://www.movenote.com

Александрова Г.В.1, Кожевина М.С.2 1,2Магистрант, Сибирский федеральный университет ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье описывается необходимость организации электронных сервисов, обеспечивающих сопровождение и поддержку субъектов в процессе обучения, учитывающих многообразие возможных вариантов взаимодействия.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, процесс обучения, электронные сервисы, сопровождение учебного процесса.

11

Alexandrova G.V.1, Kozhevina M.S.2

1,2Magister, Siberian Federal University ELECTRONIC SERVICES SUPPORT LEARNING PROCESS

Abstract

The article describes the need for electronic services, providing maintenance and support actors in the learning process, taking into account the variety ofpossible options for interaction.

Keywords: e-learning, distance education technologies, learning process, electronic services, support the learning process.

В настоящее время все сферы жизнедеятельности современного человека охвачены массовым внедрением информационных технологий. Благодаря маленькому мобильному коммуникатору с доступом к сети Интернет, можно решить внушительный список различных задач: от просмотра любимого сериала, до проведения делового совещания с коллегами из различных уголков света, находясь при этом в любом месте. Количество подобных ситуаций, как собственно, и возможностей управлениями ими, вряд ли можно предположить. Однако с уверенностью можно сказать, что задачи, решение которых нельзя упростить с применением ИКТ, в ближайшее время можно будет пересчитать по пальцам одной руки.

Актуальность такой тенденции особа высока для поколения, погружение которого в цифровую среду является естественным процессом. Авторы Теории поколений Вильям Штраус и Нейл Хоув определяют его как поколение Y - люди, родившиеся в среднем в период с 1981 по 2003 год. Большая часть представителей данного поколения находятся сейчас на разных ступенях получения образования. И как бы парадоксально это не звучало, именно в сфере образования получение услуг и управление ими посредством использования ИКТ проработано меньше всего.

Законодательно с недавних пор право использования ИКТ при реализации учебного процесса определено в рамках применения электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий1(ДОТ). Оба подхода предусматривают специфичную организацию образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу, обработку, хранение информации, направленных на обеспечение взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

В современных условиях взаимодействие субъектов учебного процесса можно рассматривать как многоплановый и полиморфный процесс, учитывающий различные вариации (рис 1.)

Рис. 1. Взаимодействие субъектов учебного процесса

Очевидно, в образовательном процессе создается ситуация множественности планов и форм взаимодействия субъектов учебного процесса, а в условиях внедрения технологий ЭО и ДОТ появляются и дополнительные механизмы реализации, что усложняет общую схему.

Данная проблема позволяет нам сосредоточить свое внимание на организации соответствующих сервисов (электронных сервисов), обеспечивающих сопровождение и поддержку субъектов в процессе обучения, учитывающих многообразие возможных вариантов взаимодействия.

На российском рынке не так давно слово «сервис» обозначало только техническую поддержку оборудования или программного обеспечения. Это направление деятельности не играло самостоятельной роли и выступало в качестве дополнения, нередко декоративного. Так было в середине девяностых прошлого века.

«Сегодня, в эпоху высоких технологий, качественное обслуживание становится важным, как никогда. Чем больше мы сталкиваемся с высокими технологиями, тем больше хотим высоких отношений» - утверждает консультант организации Del Monte Джон Нейсбитт, ставя тем самым знак равенства между этими понятиями и наводя на мысль о том, что высоты в общении, обслуживании потребителей в условиях современного информационного общества можно добиться «высокими технологиями», которые делают уверенные шаги в развитии и совершенствовании.

Прелести организации электронных сервисов осознали многие организации, осуществляющие самую разнообразную деятельность.

Сфера образования не стала исключением. Здесь также используют электронные сервисы, зачастую, как комплекс средств для интерактивного взаимодействия административного персонала, педагогических работников с одной стороны и учащихся, родственников, родителей и различных органов с другой стороны. И это лишь малый перечень возможностей, которые может сочетать в себе хорошо организованный сервис.

Для того чтоб сервис был востребованным, как отмечено в журнале Electrical Contractor, необходимы следующие условия:

1. Участие руководства. Это главная предпосылка для успеха в повышении уровня оказания услуг. Не стоит прибегать к громким лозунгам, если высшее руководство не верит в индивидуальный подход к каждому субъекту.

2. Все слова и поступки сотрудников, участвующих в работе должны свидетельствовать об их приверженности заявленному принципу со стороны руководства.

1 Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. [1]

12

3. Достаточное финансирование. В этом случае организация и руководство должны понимать, что организация качественного сервиса, особенно электронного, многофункционального, потребует внушительных финансовых затрат и возможное дополнительное привлечение кадрового резерва.

4. Заметное улучшение качества обслуживания. В этом смысле сервисное улучшение, как следствие, потребителями воспринимается как улучшение непосредственного продукта их потребления.

5. Обучение. Сотрудники, участвующие в вопросах организации сопровождения и поддержки, должны обучаются тому, как реализовать стратегию сервиса, отвечающую конкретным нуждам и запросам конкретных потребителей.

6. Участие всех сотрудников. Каждый сотрудник должен понимать, что его работа влияет на восприятие потребителем качества сервиса и даже качества продукта, При этом неважно, как далеко он находится от участия в организации сервисного обслуживания линии фронта и непосредственного общения с клиентами.

При учете специфики учебного процесса, особенно, с применением технологий ЭО и ДОТ к организации электронных сервисов сопровождения учебного процесса необходимо также учесть условия, охватывающие такие позиции как: организация доступности сервисов субъектам учебного процесса; ориентация на личность и деятельность субъектов процесса обучения; представление перечня сервисов в достаточном объеме, с ориентацией текущих процессов образовательной организации, исключающей разрозненность на уровне данных информационных систем университета; централизованное автоматизированное управление обучением, быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного и иного контента, единую платформу для решения основных задач в рамках планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации, персонализацию учебного контента и возможность его многократного использования, широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.

На основании представленных условий формируются задачи по определению платформы, обеспечивающей технологическую гибкость к встраиванию и перекомпоновке элементов, устранение разрозненности на уровне данных информационных систем университета и организация единой точки доступа для студентов, преподавателей и сотрудников к информационнообразовательным ресурсам и сервисам университета, перечень, содержание, режим и формы представления которых определяются на основе потребностей пользователей.

Литература

1 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.12 / URL: www.consultant.ru.

References

1 Rossijskaja Federacija. Zakony. Federal'nyj zakon № 273 «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii ot 29.12.12 / URL: www.consultant.ru.

Коробова НА1, Коробов А.С.2

'Аспирант; 2магистр Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г.

Екатеринбург)

ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ПОЖАРНОМ ДВОЕБОРЬЕ

Аннотация

В статье рассмотрено - Обоснование комплекса информативных показателей подготовленности спортсменов высокой квалификации в пожарном двоеборье. Приведены сравнительные таблицы.

Ключевые слова: физические качества и функциональные возможности спортсменов.

Korobov, N.A,1, Korobov, A.C.2

'Graduate student; 2master of the Ural Federal University named after first President of Russia B. N. Yeltsin in Yekaterinburg)

JUSTIFICATION OF THE COMPLEX OF INFORMATIVE INDICATORS OF PREPAREDNESS OF SPORTSMEN OF

HIGH QUALIFICATION IN THE FIRE BIATHLON

Abstract

The article considers the Justification of the complex of informative indicators ofpreparedness of sportsmen of high qualification in the fire biathlon. Comparative tables.

Keywords: physical quality and functionality of athletes.

Предпосылкой для наших исследований явилась фактическая информация о характеристиках соревновательной деятельности, физической подготовленности и корреляционной взаимосвязи различных сторон подготовленности спортсменов, а также состояние факторов, определяющих спортивные результаты в пожарно-прикладном спорте у спортсменов высокой квалификации. В пожарном двоеборье, как и в других видах многоборья, добиваются успехов спортсмены, имеющие, как правило, достаточно высокие результаты во всех без исключения видах, входящих в комплекс многоборья [16]. В этой спортивной дисциплине необходимо учитывать распределение спортивных результатов в отдельных видах пожарного двоеборья в числе характеристик соревновательной деятельности.

Изучение и обобщение данных специальной литературы по оценке одаренности и перспективности спортсменов, опрос ведущих тренеров Украины, а также результаты собственных исследований позволили определить широкий круг показателей, по которым целесообразно проводить оценку перспективных возможностей в двоеборье и индивидуальных видах в пожарноприкладном спорте.

Для обоснования комплекса информативных показателей, которые позволили бы всесторонне оценить перспективные возможности спортсменов, специализирующихся в пожарно-прикладном спорте, нами было выделено 24 показателя. Мы посчитали нецелесообразным сокращать их количество в связи с тем, что достижения в пределах видов двоеборья обусловливаются комплексом параметров, находящихся в сложной взаимокомпенсации.

Комплексное применение широкого круга информативных показателей с учетом значимости каждого из них для обеспечения высокого уровня в конкретной соревновательной деятельности способно привести к достоверным результатам данные наших исследований. Все отобранные показатели были объединены в четыре группы.

В первую группу вошли показатели, отражающие уровень развития специальных двигательных качеств. Эти показатели были отобраны так, чтобы наиболее полно охарактеризовать уровень специальной соревновательной подготовленности спортсменов в каждом виде.

Показатели второй группы дали характеристику о физических качествах спортсменов.

Показатели третьей группы охарактеризовали функциональные возможности спортсменов. В эту группу включены показатели, отражающие функциональный потенциал спортсменов и, в частности, работоспособность при физических нагрузках.

Показатели четвертой группы оценили морфологическую пригодность спортсменов-двоеборцев. В эту группу вошли традиционно используемые в практике антропометрические показатели, определяющие перспективность спортсменов с точки зрения их анатома-морфологических особенностей.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.