Научная статья на тему 'Электронные ресурсы детских библиотек по продвижению государственных символов РФ'

Электронные ресурсы детских библиотек по продвижению государственных символов РФ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
550
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / СОЗДАНИЕ / ДЕТСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ / ОПЫТ РАБОТЫ / РОССИЯ / CHILDREN''S LIBRARIES / ELECTRONIC RESOURCES / CREATING / STATE SYMBOLS / EXPERIENCE / RUSSIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барейчева Р. М., Иванова Д. В.

В статье говорится о значении краеведческой информации в воспитании гражданственности и патриотизма. Раскрывается деятельность библиотек по продвижению книг о государственных символах России и своего края. Основное внимание уделено электронным мультимедийным изданиям. Отмечается, что в настоящее время многие детские и юношеские библиотеки создают собственные электронные ресурсы, посвященные своему краю, его символам и атрибутам, и размещают эти ресурсы на страницах своих сайтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic resources of children''s libraries in promoting of state symbols of Russia

The article considers the role of the local lore in the citizenship and patriotism. The activity of libraries in promotion of the literature on state symbols of the Russian Federation and the region is revealed. The focus is on electronic multimedia publications. The characteristic of e-resources with the descriptions of navigation on the example of two libraries (Ryazan Paustovsky regional youth library and Altai Krupskaya regional children's library) is given. In the Appendix to the article presents the list of electronic resources, partially or completely devoted to the state symbolism is presented. It is noted that currently many children and youth library create their own electronic resources which is dedicated to its region, its symbols and attributes, and place these resources on the pages of their sites. As an example, it was examined the site of the Sverdlovsk regional library for children and youth and Orenburg regional multi-ethnic children's library.

Текст научной работы на тему «Электронные ресурсы детских библиотек по продвижению государственных символов РФ»

УДК 027.6

Р.М.Барейчева, Д.В.Иванова

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ РФ

В статье говорится о значении краеведческой информации в воспитании гражданственности и патриотизма. Раскрывается деятельность библиотек по продвижению книг о государственных символах России и своего края. Основное внимание уделено электронным мультимедийным изданиям. Отмечается, что в настоящее время многие детские и юношеские библиотеки создают собственные электронные ресурсы, посвященные своему краю, его символам и атрибутам, и размещают эти ресурсы на страницах своих сайтов.

Ключевые слова: электронные ресурсы, создание, детские библиотеки, государственные символы, опыт работы, Россия

Bareycheva R.M., Ivanova D.V "ELECTRONIC RESOURCES OF CHILDREN'S LIBRARIES IN PROMOTING OF STATE SYMBOLS OF RUSSIA

The article considers the role of the local lore in the citizenship and patriotism. The activity of libraries in promotion of the literature on state symbols of the Russian Federation and the region is revealed.

The focus is on electronic multimedia publications. The characteristic of e-resources with the descriptions of navigation on the example of two libraries (Ryazan Paustovsky regional youth library and Altai Krupskaya regional children's library) is given. In the Appendix to the article presents the list of electronic resources, partially or completely devoted to the state symbolism is presented.

It is noted that currently many children and youth library create their own electronic resources which is dedicated to its region, its symbols and attributes, and place these resources on the pages of their sites. As an example, it was examined the site of the Sverdlovsk regional library for children and youth and Orenburg regional multi-ethnic children's library.

Ключевые слова: electronic resources, creating, children's libraries, State symbols, experience, Russia

Создание эффективной системы патриотического воспитания - необходимое условие развития любой страны. Для России решение этой проблемы особенно важно, т.к. современное общество находится на перепутье ценностных ориентиров. По высказыванию В.Ключевского, у каждого поколения могут быть свои идеалы, и жалко то поколение, у которого нет никаких. Пренебрежение историческим опытом приводит к тому, что все больше появляется «Иванов, не помнящих родства», не знающих исторического прошлого своей страны, края, в котором живут, истории своей семьи. У Академика Д.Лихачева есть высказывание: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Это очень точно прослеженная цепочка процесса воспитания гражданственности и патриотизма. Любовь к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. отсутствие корней в родной местности, родной стране приводит к появлению людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. Интерес к истории страны, края не возникает сам по себе. Его нужно пробуждать и развивать.

В России патриотическому воспитанию на государственном уровне стали активно уделять внимание с конца ХХ века. В частности, именно тогда была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» [1 ]. Библиотеки, аккумулирующие в своих фондах прошлое, настоящее и будущее, непосредственно причастные к воспитанию патриотического сознания на основании данного и последующих документов, стали активно разрабатывать собственные программы, основные акценты в которых делались на работу с военно-патриотической литературой, освещающей в основном события Великой Отечественной войны и некоторые события героического прошлого страны, а также на краеведение, в рамках которого организовывались краеведческие экспедиции для создания летописи своего края (например, Тюмени), изучение истории семьи, в том числе в зеркале истории страны, составление родословной.

В деле патриотического воспитания, в формировании любви, привязанности, уважения к Родине большое значение имеют символы российской государственности. В библиотеках ведется активное продвижение книг о государственных символах России и своего края, организуются выставки, беседы, лектории, создаются библиографические дайджесты: «Государственный гимн Российской Федерации», «Государственный флаг Российской Федерации», «Государственный герб Российской Федерации» (г.Самара), а также электронные мультимедийные издания, посвященные государственной символике страны и своего региона. Так, например, Рязанская областная юношеская библиотека им. К.Г.Паустовского создала электронные ресурсы «Символика Рязанской области» и «Государственная символика Российской Федерации» [прил.1: №11, №3].

ЦЗР

Символика Рязанской области

Ш Символика: понятия

Символы Рязанской области

ЯН Символика муниципальных образований Рязанской области (районы)

ЙН Символика муниципальных образований Рязанской области (города)

Создание гербов т Источники информации Сведения о диске О составителях Ш Видео

Рис.1 основное меню электронного диска (ЭД) «Символика Рязанской области» (прил.1: №11)

Bfc Мш В П'«. ним*™ В Й(Я а ■»«. МН сМК D«*E» 1» в «»■ «л

Символы Ршшшекой области

ta »► ста„„#

Рис. 2 меню одного из разделов ЭД «Символика Рязанской области» (прил.1: № 11)

Электронный диск «Символика Рязанской области» представляет собой собранный воедино материал о флаге, гербе и другой атрибутике власти не только самой области, но и ее районов, городов в историческом и современном ракурсах.

Каждый раздел сопровождается официальными документами и публикациями, благодаря знакомству с которыми можно расширить и углубить информацию, полученную от создателей диска.

Для удобства пользователей на странице каждого раздела присутствует меню, с помощью которого можно перемещаться по ресурсу по шагам или же перейти в любой другой раздел электронного издания.

ji*

Вверх

Флаг Рязанской области

Описание:

Фляг Рязанской области представляет собой полотншце состоящее из трех полос белого, золотисто-желт от о и красного цветов в соотношений 1:2:1 Б центре средней полосы размещена фигура князя с герба Рязанской области.

Автор флага - художник М.К Шелковенко.

Цветовая гамма флага основана на цветах герба области: гербовый щит Рязанской области имеет золотое поле, на котором помещена фигура Рязанского князя. Поэтому золотой цвет стал и основным цветом флага. Кроме того, желтый - это цвет ротных знамен Рязанских полков, узаконенный еще Петром I. Рязанский герб дополнен также самой древней достоверно известной рязанской эмблемой - идущим белым конем - н традиционным российским знаком статуса - красной великокняжеской короной, знаком засл\тп - красной орденской лентой. Так к основному золотому цвету добавились дополнительные - красный и белый.

Кроме того, в качестве одного из вариантов флага председателем Рязанской областной Думы, первым секретарем Рязанского обкома КПРФ Владимиром Федоткпным предлагался флаг РСФСР - красное полотнпще с синей полосой у древка.

Флаг Рязанской области [Электронный ресурс]. - Электрон, дан -1.1. [199-]. - Режим доступа: http://geralcWca.ru/symt)ols/665 . - Загл. с экрана

Малый герб Рязанской области (изображен на флаге)

Описание:

Малый герб Рязанской области представляет собой щпт с золотым полем, в центре которого фигур;! князя в зеленой, украшенной золотом и опушенной черным собольим мехом шапке и в зеленом одеянии, с накинутою на плечах червленой епанчей и в чеовлены^апогах^нязщете

Рис. 3. одна из страниц ЭД «Символика Рязанской области» (прил.1: № 11)

1ЧЖКЧ™

- с « -

Второй электронный ресурс «Государственная символика Российской Федерации» выполнен в том же стиле, при этом составители улучшили его дизайн и навигацию [прил.1: №3].

Рис.4. Главная страница ЭД «Государственная

символика Российской Федера-ции» (прил.1: № 3)

Ресурс «Государственная символика Рос-сийской Федерации» снабжен доступными сред-ствами навигации, которыми может восполь-зоваться даже начинающий пользователь. Ме-ню обеспечивает возможность знакомст-ва с электронным ресурсом в любой после-довательности.

* и

- е 1 -

Г|§|рмм1гтмя ДОЕНИИ

^имн ¿Ё^Ьлаг

^ Сведен!

Ни

«3

Документы Министерства

С^Н Тексты ЙН Аудио ] Видео Разное

Допо.

Рис.5 основное меню электронного диска (ЭД) «Государственная символика Российской Федерации» (прил.1: №3) Имеется терминологический словарик.

Содержится подробная информация с иллюстрациями обо всех гербах в истории России.

СЕ

Рис. 6. одна из страниц ЭД «Государственная символика Российской Федерации» (прил.1: № 3)

То же самое с флагами и гимнами. Информация о гимне включает имя автора текста и музыки, текст гимна, ноты. Есть возможность прослушать гимн в разном исполнении (официальном, эстрадном и т. д.), посмотреть видеоматериалы об истории российского флага и гимна ведущих телекомпаний России.

Информация о современных государственных символах сопровождается сведениями о законах, на основе которых они введены. Имеются полезные ссылки на сайты с краткой аннотацией их содержания. Приведены интересные цитаты о государственных символах, дополнительная литература и многое другое.

Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К. Крупской предваряет свой диск «Душа России в символах ее» следующими словами:

Рис.7 Главная страница ЭД «Душа России в символах ее» (прил.1: № 5)

«Символы России... Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы - луга, поля («поле, русское поле..», леса («березы, березы.»), кому-то на ум придут поднадоевшие,

но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи ...».

В отличие от предыдущих электронных ресурсов, диск «Душа России в символах ее» помимо государственной символики России включает информацию о символике Алтайского края.

Рис. 8 основное меню электронного диска (ЭД) «Душа России в символах ее» (прил.1: №5) Государственная символика представлена официальными символами президентской власти, флагом Российской Федерации, приводятся описание и история происхождения первого в истории человечества флага. Государственный гимн дается с нотами.

<Государственная символика

Рис. 9. меню одного из разделов ЭД «Душа России в символах ее» (прил.1: № 5)

Символы России на диске представлены в разном виде: музыкальные символы, сувениры, старинные города Земли Русской и т. д. Имеются звуковое и видеоизображение.

Рис. 10. Партитура Государственного Гимна РФ на ЭД «Душа России в символах ее» (прил.1: № 5)

Малая Родина - Алтайский край представлена в отдельном разделе, куда включены такие подразделы, как «Барнаул - столица Алтайского края», «Культурная жизнь Алтая», «Знаменитые люди Алтая», «Золотые уголки Алтая», «Начало горного дела Алтая», «Алтай - душа малой Родины», каждый из которых также делится на более мелкие темы.

Рис.11. краеведческие разделы в основном меню ЭД «Душа России в символах ее» ((прил.1: №5)

В данной статье нами рассмотрен опыт создания электронных ресурсов, посвященных государственной символике, только двух библиотек, однако это не означает, что этим он ограничивается. В приложении к статье дан список электронных ресурсов, частично или полностью посвященных государственной символике, но говорить о его исчерпывающей полноте нельзя по следующим причинам. Во-первых, такая цель в публикации не ставилась. Во-вторых, до настоящего времени учет данных материалов в нашей стране отсутствует. Российская государственная детская библиотека получает от библиотек их электронные ресурсы, но не в полном объеме и не всегда с указанием библиографических данных, что сказалось на оформлении списка. Кроме того, в настоящее время многие детские и юношеские библиотеки создают собственные электронные ресурсы, посвященные своему краю, его символам и атрибутам, и размещают эти ресурсы на страницах своих сайтов. Примером могут служить сайты Свердловской областной библиотеки для детей и юношества,

Еи^д^дяашад^^дз^и^^^швд - та

Дайл правка Вид Журнал Закладки Инструменты Справка

|Д Libray.Ru \ БиблиоНеЬ (Каталог библи... | & Свердловская областная Библиотека ... * | + |

^ЬеепЬоок.ги;у0иг.д;каеуеЬеп1е^1_у_коЬогот_ту_гЫует;21ЭД У : " С? 1.[Д- 5оод1е />] * И

Ё> Яндекс ^ Почта ¡Ж] Лента новостей © Карты Маркет Новости Словари © Видео Музыка Щ Диск Щ Часто посещаемые ® Начальная страница @ Mal.Ru

Рис.12. главная страница сайта Свердловской областной библиотеки для детей и юношества Оренбургской областной полиэтнической детской библиотеки и ряда других [прил.1 №10].

сладки Инструменты Справка

1Л Library. Ru \ Б иблиоМ* (Каталог биб. пи... Оренбуржье образ многоликий х | + |

Dodb.ru/orenburjie вте |В - Google fi\ * ft

,Я Яндекс D Почта s Лента новостей Q Карты © Маркет £> Новости g> Словари Q Видео Ш Музыка @ Диск Щ Часто по,

'JV

Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека

О НДС АФИША КНИЖНЫЕ НОВИНКИ КОЛЛЕГАМ МУЛЬТИМЕДИА ФОНДЫ И КАТАЛОГИ

ГЕРБ

Анатолий ПРУСС,

РЕЖИМ РАБОТЫ

Понедельник - пят

Суббота с 9-00 до 17-00 воскресенье - выходной день

Последняя пятница каждого месяца -санитарный день тел. 7749-83

Рис. 13. главная страница сайта Оренбургской областной полиэтнической детской библиотеки

Мультимедийные издания воздействуют на пользователя одновременно как на читателя, зрителя и слушателя через преподнесение графической, аудиальной (звуковой) и визуальной информации. Это дает большой эмоциональный заряд. В последние годы в обществе ведутся споры о возможности полного вытеснения «книжной» культуры и традиционной книги как способа общения и коммуникации новыми информационными технологиями. Однако, как показывает опыт работы библиотек, стоит говорить о разграничении их зон действия и взаимодополнении друг друга.

По данным социологических исследований, количество читателей в детских библиотеках постоянно увеличивается, однако читают дети все меньше. Книга из жизни ребенка постепенно вытесняется телевидением, видео, компьютерными играми, наиболее привлекательными для ребенка, что определяет необходимость их использовать для привлечения к чтению. По высказыванию директора Библиотеки Конгресса США Джеймса Биллингтона, электронные ресурсы не приведут к устареванию печатных изданий, «скорее они станут «электронным крючком», который притянет людей к книгам» [2].

Новые технологии не отменяют «традиционные» источники информации, но стимулируют их развитие в соответствии с требованиями времени и научно-технического прогресса. Разработка электронных мультимедийных продуктов, в которых существует возможность физической деформации текста -гипертекста, нелинейность чтения, включение аудио- и видеоэффектов, озвучивание текста компьютером и т.д., открывает огромные возможности в деле продвижения государственной символики, гражданского образования и патриотического воспитания.

Основная задача библиотеки - содействовать реализации права ребенка на доступ к информации и знаниям, научить пользоваться ею в процессе учебы и самообразования, тем самым способствовать воспитанию достойного гражданина своей страны, следовательно, формированию любви к родному краю. Современные библиотеки становятся информационными центрами, «гибридными» библиотеками, предоставляющими доступ не только к традиционным фондам, но и к электронным ресурсам. Детская библиотека при этом оказывает помощь в выборе информационных ресурсов, как печатных, так и электронных, а также создает собственные ресурсы, коллекции ссылок, рекомендательную библиографическую информацию и т.д. Очень важно, чтобы данные ресурсы были доступны и библиотекарям, и самим читателям.

1. Патриотическое воспитание:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

нормативные 1.

Patrioticheskoe vospitanie: normativnye pravovye

правовые документы. - М.:ТЦ Сфера, 2005. (Правовая библиотека образования). - С.60 - 65.

2. ВагЬ М. Man on mission /М.ВагЬ //America West. -1977. - МагсЬ - Р. 78 - 85.

dokumenty. - M. :TC Sfera, obrazovanija). - S.60 - 65.

2005. (Pravovaja biblioteka

2. Vag'' M. Man on mission /M.Vag'' //America West. -1977. - Magsh. - R. 78 - 85.

Приложение 1: Список электронных ресурсов, частично или полностью посвященных государственной символике

1. Виртуальная Библиотека Государственной Символики / Нижегор. гос. обл. дет. б-ка [Электронный ресурс]. - Н.Новгород: НГОДБ, 2007. -1 электрон. опт. диск.

2. Герои земли Рязанской / ГУК «Рязанская областная юношеская библиотекаим. К.Г. Паустовского» [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (469 Мб). - Рязань, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с экрана

3. Государственная символика Российской Федерации / ГУК «Рязанская областная юношеская библиотека им. К.Г. Паустовского» [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (240 Мб). -Рязань, 2004. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с экрана.

4. 4. 29 июня - День партизан и подпольщиков/ Брянская областная детская библиотека

5. «Душа России в символах ее»/ Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К. Крупской

6. Российская государственная символика и государственные символы

Карачаево-Черкесской Республики/ Карачаево-Черкесская республиканская детская библиотека им. С.П. Никулина

7. Российская провинция. Пензенская область/ Пензенская областная юношеская библиотека

8. Русь изначальная/ Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых

9. Рязанцы - Герои Советского Союза (1941-1945 гг.) / ГУК «Рязанская областная юношеская библиотека им. К.Г. Паустовского» [Электронный ресурс]. -Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (265 Мб). - Рязань, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с экрана_

10. Сайты: http://www.oodb.ru/ Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека. http://www.teenbook.ru/ Свердловская областная библиотека для детей и юношества

11. Символика Рязанской области / ГУК «Рязанская областная юношеская библиотека им. К.Г. Паустовского» [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (379 Мб). - Рязань, 2004. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с экрана.

12. Служение Отечеству: правитель, полководец, дипломат Александр Невский [Электронный ресурс] / Нижегор. гос. обл. дет. б-ка; подбор материалов Т.В. Пантюхова, Л.В. Сускина. - Н. Новгород: НГОДБ, 2010. - 1 электрон. опт. диск. - Систем. требования: Windows XP и выше, RAM 1024x768, DVD-ROM, QuickTime.

13. Спасители Отечества [Электронный ресурс] /Нижегор. гос. обл. дет. б-ка;

подбор материалов Л.В. Сускина. - Н. Новгород: НГОДБ, 2008. -1 электрон. опт. диск. - Систем. требования: Windows 2000/XP, Adobe Flash Player, звуковая карта, разрешение экрана 1024x768.

14. Тамбов: век нынешний, век минувший... 370-летию Тамбова посвящается/ Тамбовская областная детская библиотека

15. Тамбовский край на карте России/ Тамбовская областная детская библиотека

16. Эхо войны/ Липецкая областная детская библиотека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.