Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы как инструмент формирования образовательного пространства'

Электронные образовательные ресурсы как инструмент формирования образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5132
749
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / IT-ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION SPACE / INFORMATION TECHNOLOGY IN EDUCATION / INFORMATION RESOURCES / INFORMATION SOCIETY / IT-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевко Н. Р., Турутина Е. Э.

Современные электронные ресурсы облегчили жизнь многим людям нашей страны независимо от статуса и рода деятельности. Электронные образовательные ресурсы являются новым важным компонентом образовательной деятельности. Создатели электронных средств обучения должны учитывать необходимость активного использования компьютерной техники в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS AN INSTRUMENT OF FORMING AN EDUCATIONAL SPACE

Modern electronic resources facilitated the lives of many people in our country irrespective of their status and activities. Electronic educational resources are a major new component of educational activities. The creators of electronic means of education should take into account the necessity of active use of computer equipment in educational process.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы как инструмент формирования образовательного пространства»

our lives. The author presents the problems of introduction and prospects of developing electronic government in the Republic of Tatarstan, there are some statistics that characterize the effectiveness of the introduction of high technologies in the provision of public services in electronic form.

УДК 00.007

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА

Шевко Н.Р. - к.э.н.; Турутина Е.Э. - к.п.н.

Казанский юридический институт МВД России, e-mail: nailya-shevko@rambler.ru

Ключевые слова: информационное пространство, информационные технологии в образовании, информационные ресурсы, информационное общество, IT-технологии,

Keywords: information space, information technology in education, information resources, information society, IT-technologies.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Современное образовательное учреждение стремится к интеграции в высокотехнологичную среду.

Информационные технологии, применяемые в образовании, относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней. Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией. Благодаря внедрению ИТ в образовании создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса: от сокращения времени на поиск и доступ к необходимой информации, ускорения обновления содержания образования до повышения уровня индивидуализации образования, его личностной ориентации.

С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий привело к тому, что информационная среда образовательной системы представляет собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и в различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные и инновационные технологии.

В настоящее время информационные технологии используются в образовательном процессе в следующих направлениях:

• при подготовке и проведении занятий;

• для создания авторских мультимедийных пособий;

• в рамках индивидуальной и групповой научной деятельности обучаемых;

• в управлении образовательным процессом.

Можно выделить три уровня информационных объектов, которые могут быть использованы в образовательном процессе. Это, прежде всего, информация, полученная из Интернета, во-вторых, это ресурсы доступные в электронном пространстве и, в-третьих, это программные средства, разработанные непосредственно самим преподавателем.

Электронные средства учебного назначения получили широкое распространение за счет исчерпывающего использования информации и коммуникационных технологий для обучения. В процессе обучения используются различные источники массовой информации, такие как радио, телевидение, компьютер и Интернет. В результате появляются мультимедиа ресурсы, которые содержат текстовую, аудиальную, видео и графическую информацию.

Среди положительных влияний электронных технологий для средств обучения можно выделить наличие большого разнообразия образовательных ресурсов, улучшение возможностей индивидуального обучения, возможность большего контроля процесса обучения со стороны преподавателя, более широкий охват аудитории, большая гибкость предлагаемых учебных материалов, а также снижение стоимости образовательных услуг. В качестве отрицательных сторон обычно выделяют меньшую мотивацию обучающегося ввиду отсутствия личного контакта с преподавателем во время занятий, что может компенсироваться глубоким и увлекающим электронным образовательным ресурсом.

Наиболее разработанным направлением информатизации образования является применение электронного образовательного ресурса (ЭОР) непосредственно в учебном процессе. Понятие ЭОР является устоявшимся понятием. В отличие от образовательных ресурсов в целом, ЭОР можно определить как средство, к которому обращаются с целью получения образования, как ресурс, содержащий информацию образовательного характера [1]. Понятие ЭОР включает в себя учебную, методическую, справочную, организационную и другую информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса, представленную в цифровом виде.

В настоящее время существует множество определений понятия электронные (цифровые) образовательные ресурсы, но в большинстве из них не затронуто такое важное понятие, как методические рекомендации. На наш взгляд, это важная составляющая любого образовательного ресурса, ведь с помощью методических рекомендаций преподавателю проще ориентироваться в многообразии электронных образовательных

ресурсов. Учебный материал должен быть структурирован в ней таким образом, чтобы сформировать у обучаемого личный тезаурус научно-предметных знаний, развить навыки владения профессиональными приемами, методами и способами их применения.

Одной из новых возможностей для обучения является «самообразование». Термин «самообразование» означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении. Самообразование позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации [2]. В последнее время наиболее близким по значению и сути данного определения является так называемое «дистанционное образование» [3].

Главной проблемой развития самообразования является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что обучаемые - это не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения. Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.

Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого обучаемого и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого обучаемого в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.

Несмотря на неоспоримые достоинства, применение электронных обучающих средств не лишено определенных недостатков. В их числе недостатки, вызванные специфическими особенностями работы с информацией на электронных носителях (чтение с экрана менее удобно, чем с листа бумаги, вызывает повышенную утомляемость органов зрения, требует наличия соответствующих технических средств и т.д.). Гораздо более существенны недостатки, вызванные погрешностями в написании электронных учебников. Такая ситуация возникла вследствие того, что процесс интенсивного создания электронных учебников начался сравнительно недавно, и во многом он протекает стихийно, поэтому в

коллектив разработчиков программных продуктов учебного назначения не всегда входят специалисты в области педагогики и психологии, эргономики, медицины и т.д.

За последнее десятилетие в мире произошла очередная информационная революция - компьютерная революция. Компьютеры основательно вошли в нашу жизнь [4]. Многие сферы деятельности человека невозможно представить без применения современных информационных технологий, средств компьютерной техники. Информационные технологии в работе современных специалистов (педагогов, врачей, инженеров, менеджеров и т.д.) сегодня приобретают особое значение [5]. В этой ситуации возникает вопрос, как на мониторе максимально удобно и эффективно представить нужную вам информацию для другого человека, чтобы облегчить его общение с компьютером, привлечь его внимание, заинтересовать. Здесь очень большую помощь могут оказать современные мультимедиа технологии.

Известно, что человек большую часть информации воспринимает органами зрения (~80%), и органами слуха (~15%) (это давно замечено и эффективно используется в кино и на телевидении). Мультимедиа технологии позволяют воздействовать одновременно на эти важнейшие органы чувств человека. Сопровождая динамический визуальный ряд (слайд-шоу, анимацию, видео) звуком, мы можем рассчитывать на большее внимание со стороны человека. Следовательно, мультимедиа технологии позволяют представлять информацию в максимально эффективном виде.

В результате развития электронных технологий стали улучшаться и электронные ресурсы. Первые Интернет-ресурсы были текстовыми и не во многом выигрывали у книг в печатно-бумажном формате. С появлением и использованием мультимедии в электронных учебниках, электронные ресурсы нового поколения помогают и улучшают учебную деятельность в системе образования [6]. Современные информационные ресурсы, применяемые в образовании реализуют невиданные ранее возможности и широчайший спектр практических занятий и аттестации знаний, умений, компетенций в среде виртуальной реальности с адекватным представлением изучаемых объектов и процессов, моделированием профессиональных ситуаций. При сравнении учебной образовательной деятельности 1980-х годов и современности разница очевидна. Если в прежней, «аналоговой» высшей школе практические занятия сводились в основном к лабораторным работам, то современные цифровые технологии обеспечивают другими новыми площадками для экспериментов, исследований.

Заключение. Таким образом, в настоящее время в системе образования важное значение играет применение современных информационных технологий, внедрение современных электронных

образовательных ресурсов. Содержание электронных средств учебного назначения должно соответствовать ГОСТ и современным технологиям обучения. В рамках федеральных программ наше государство разрабатывает огромнейшее количество электронных Интернет-ресурсов, в том числе самых современных мультимедийно-интерактивных. Также немаловажное значение сыграло появление компьютеров и выход в Интернет практически у каждого жителя нашей страны, что значительно облегчило доступ к электронным ресурсам.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. 2. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 2009. 3. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы. Высш. образ. в России. - 2004. - № 3. С. 25. 4. Турутина Е.Э., Шевко Н.Р. Формирование информационно-коммуникационной компетентности сотрудников полиции: современная необходимость и перспектива (региональный аспект). // Вестник КЮИ МВД России (спецвыпуск). -Казань, 2013. С. 264. 5. Шевко Н.Р. Проблемы определения информационной компетентности на современном этапе. // Ученые записки КГАВМ. Т. 212. - Казань, 2012. С. 505. 6. Турутина Е.Э. Использование мультимедийных презентаций в учебной и профессиональной деятельности. Учебное пособие - Казань: КЮИ МВД РФ.- 2012.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Шевко Н.Р., Турутина Е.Э.

Резюме

Современные электронные ресурсы облегчили жизнь многим людям нашей страны независимо от статуса и рода деятельности. Электронные образовательные ресурсы являются новым важным компонентом образовательной деятельности. Создатели электронных средств обучения должны учитывать необходимость активного использования компьютерной техники в учебном процессе.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS AN INSTRUMENT OF FORMING

AN EDUCATIONAL SPACE

Shevko N.R., Turutina E.E.

Summary

Modern electronic resources facilitated the lives of many people in our country irrespective of their status and activities. Electronic educational

resources are a major new component of educational activities. The creators of electronic means of education should take into account the necessity of active use of computer equipment in educational process.

УДК 636.4.087:636.085.16

ОТКОРМОЧНЫЕ И МЯСНЫЕ КАЧЕСТВА СВИНЕЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИИ ЭКСТРАКТА ИЗ АМАРАНТА

Шилов В.Н. - к.б.н., доцент; Зарипова Л.П. - д.с.-х.н., профессор;

*Жарковский А.П. - директор; **Семина О.В. - аспирант

ФГБОУ ДПОС «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса»,

* ООО «Электрол Б»,

"Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности, г. Казань, e-mail: shilovvn@yandex.ru

Ключевые слова: Откорм, свиньи, экстракт, амарант, переваримость, продуктивность, качество мяса

Keywords: Fattening pigs, extract, amaranth, digestibility, efficiency, quality of meat

За исключительно ценные пищевые свойства эксперты ООН и ученые признали амарант перспективной культурой и включили его в число растений, которые составят основную базу питания населения планеты в XXI веке. Во всех частях растения содержится огромное количество биологически активных веществ, в том числе незаменимых аминокислот, ненасыщенных жирных кислот, флавоноидов, пектина, фенольных соединений, сквалена, беталаинов, растительных ферментов, витаминов, макро-, микроэлементов. Листья амаранта обладают высокой антибактериальной активностью [1, 2].

Материал и методы. С целью увеличения выхода биологически активных веществ, а также повышения питательной ценности и переваримости исходного растительного сырья проводили частичную деструкцию биополимеров и осуществляли переход питательных веществ в легко усвояемую растворимую форму. Для этого гранулированная травяная мука измельчается до размеров менее 3 мм. Для проведения гидролиза и экстракции в емкость заливается вода и засыпается травяная мука в соотношении 15:1. Затем в режиме рециркуляции, используя эффект кавитации, проводится эффективный гидролиз и экстракция высокобелкового растительного сырья. После проведения гидролиза и экстракции кормовая добавка «Экстрафит» отправляется потребителю.

Биологически активная добавка «Экстрафит» марки Б представляет собой пастообразный гидролизат, в состав которого входит: сухое вещество - 4-6 %; сырой протеин - 0,6-1,3 %; клетчатка - 0,7-1,2 %; жир -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.