Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
133
ЭЛЕКТРОННОЕ ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
(ЭД-2)
© Кед А.П.* *, Личева Л.Л.*
Финансово-экономический институт Тюменского государственного университета, г. Тюмень
Статья посвящена технологии электронного таможенного декларирования, о важности которой подчеркивается в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. Проанализированы характерные особенности внедрения технологии электронного декларирования ЭД-1 и технологии электронного декларирования ЭД-2. Показана динамика количества таможенных деклараций в электронной форме (технология ЭД-2). Выявлена и обоснована необходимость перехода на технологию ЭД-2.
Ключевые слова: информационные таможенные технологии, электронное таможенное декларирование, информационно-техническое обеспечение, технология электронного декларирования ЭД-1, технология электронного декларирования ЭД-2, электронное декларирование с использованием сети Интернет, web-портал электронного декларирования, участник ВЭД, информационный таможенный оператор, Портал Электронного декларирования.
К основным современным информационным таможенным технологиям относится технология электронного таможенного декларирования (декларирование товаров в электронной форме).
В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. раздел IV «Основные стратегические направления развития таможенной службы Российской Федерации» включает пункт 8. «Совершенствование информационно-технического обеспечения», в котором подчеркивается, что в целях содействия развитию внешнеэкономической деятельности, минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с совершением таможенных операций, дальнейшему повышению качества таможенного администрирования необходимо проводить планомерную работу по развитию информационно-технического обеспечения таможенных органов [11].
В Стратегии так же подчеркивается, что совершенствованию информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов будет способствовать и развитие информационно-технического обеспечения технологии электронного декларирования.
* Доцент кафедры Математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике.
* Заведующий сектором электронного каталога библиотеки Финансово-экономического института.
134 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Электронное декларирование товаров (таможенное декларирование в электронной форме) - это представление (подача) декларации на товары и транспортные средства в таможенный орган в электронном виде по электронным каналам связи.
Применение технологии таможенного декларирования товаров в электронной форме в России происходило поэтапно, так как внедрение технологии электронного декларирования потребовало обновления технического и программного обеспечения таможенных органов.
Первоначально в России таможенное декларирование в электронной форме проводилось с использованием технологии ЭД-1 (электронное таможенное декларирование с подключением к ведомственной локально-вычислительной сети таможни).
Электронное таможенное декларирования было впервые экспериментально осуществлено 25 ноября 2002 г. на Каширском таможенном посту Московской западной таможни. Эксперимент продолжался на данном таможенном посту в течение 2-х лет (техническое и программное оснащение таможенного поста соответствовало необходимым требованиям для проведения декларирования товаров в электронной форме). Основной задачей эксперимента была отработка безбумажной технологии таможенных операций с применением электронной цифровой подписи и достижение значительного сокращения времени таможенных процедур.
В июле 2004 г. Приказ № 395 Государственного таможенного комитета РФ утвердил «Инструкцию о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» [5]. В данной Инструкции был учтён опыт, полученный в результате эксперимента по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, при декларации в электронной форме.
С июля 2004 г. начала действовать комплексная автоматизированная система электронного декларирования на Чертановском таможенном посту Московской западной таможни.
В течение нескольких лет технология электронного декларирования распространялась по территории Российской Федерации. Так, в 2005 г. в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, было включено 86 таможенных органов, в 2006 г. - 161 таможенный орган, в 2007 г. - 200 таможенных органов [12]. Доля таможенных деклараций в электронной форме от общего числа деклараций в 2007 г. составила - 3 %.
Но применение технологии электронного таможенного декларирования ЭД-1 было незначительным в виду сложной схемы подключения участников внешнеэкономической деятельности к сети таможенного органа и значительных финансовых затрат.
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
135
Повсеместное распространение сети Интернет в России позволило совершать электронное таможенное декларирование с использованием технологии ЭД-2 (электронное декларирование с использованием сети Интернет).
Применение данной технологии было регламентировано принятием Приказа ФТС от 24 января 2008 г. № 52 [7].
Данный Приказ утвердил:
- порядок предоставления технической документации, регламентирующей взаимодействие информационных систем таможенных органов и информационных систем, предназначенных для предоставления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме (определяет состав технической документации, а также условия и регламент её предоставления);
- порядок проведения испытаний программного обеспечения информационных систем, предназначенных для предоставления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме (определяет условия и последовательность проведения испытания);
- порядок подключения информационных систем, предназначенных для предоставления участниками внешнеэкономической деятельности таможенным органам в электронной форме с использованием информационно-вычислительных сетей общего пользования (определяет условия и последовательность подключения информационных систем).
По итогам 2008 г. было оформлено около 250 тысяч электронных грузовых деклараций, из них 34 электронных грузовых декларации с использованием международной сети «Интернет». Доля таможенных деклараций в электронной форме в 2008 г. составила 6 % от общего числа таможенных деклараций [13], а доля деклараций, оформленных с использование сети Интернет, составила примерно - 0,01 % от числа таможенных деклараций в электронной форме.
В 2009 г. продолжилось развитие технологии электронного декларирования товаров и транспортных средств. По итогам деятельности ФТС России в 2009 г. доля таможенных деклараций в электронной форме составила
8,7 % от общего числа оформленных деклараций. Более 5 тысяч участников внешнеэкономической деятельности использовали электронное таможенное декларирование [14].
Наиболее интенсивно применение технологии электронного декларирования ЭД-2 началось в 2010 г. ФТС России издает Приказ № 1331 от 14.07.2010 «О внесении изменений в Приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. № 395» [6], который предусматривает снятие ограничений на декларирование в электронной форме товаров, к которым применяются меры нетарифного регу-
136 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
лирования в виде лицензирования и (или) квотирования. Также в 2010 г. Решением Комиссии Таможенного союза № 494 была принята Инструкция о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа [8]. По итогам 2010 г. доля деклараций на товары, поданных и выпущенных в электронной форме составила более 23,3 % от общего числа деклараций, из них с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» - 16,1 % [15]. В 2010 г. все таможенные посты, уполномоченные принимать таможенные декларации, аттестованы на осуществление Интернет-декларирования.
В 2011 г. с применением перспективных информационных таможенных технологий было выпущено 88 % деклараций на товары в электронной форме, при этом доля электронных таможенных деклараций с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» составила 77,5 % (3,2 млн. деклараций) от общего числа поданных деклараций на товары [16].
В 2012 г. был введен в действие web-портал электронного декларирования [4], на котором участникам внешнеэкономической деятельности была предоставлена возможность сформировать в электронном виде декларации на товары и документы, на основании которых они заполнены, подписать их электронной подписью и направить их в таможенный орган через Интернет [17]. В 2012 г. декларации на товары, поданные в таможенные органы, в электронном виде через международную ассоциацию сетей «Интернет» составили 94,9 % (4,1 млн. электронных таможенных деклараций) от общего количества таможенных деклараций. Число участников ВЭД, применяющих электронную форму декларирования в 2012 г. составило 85,7 % от общего количества участников.
По итогам деятельности ФТС РФ за 2013 г. число участников ВЭД, применяющих электронную форму декларирования, составило 94 % (около 79 тыс. человек), от общего числа участников ВЭД, осуществляющих таможенное декларирование товаров [18]. В таможенные органы было подано более 4,4 млн. электронных деклараций на товары с использованием международной ассоциации сетей «Интернет», что составило около 98,6 % от общего количества деклараций на товары.
2013 г. был завершающим в проведении комплекса технических, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих введение с 1 января 2014 г. обязательного таможенного декларирования товаров в электронной форме на основе информационных технологий взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов с использованием информационно -коммуникационной сети «Интернет» [9]. Исключение будут составлять случаи, определённые Постановлением Правительства Российской Федерации № 1154 от 13.12.2013 г. «О перечне товаров, таможенных процедурах, а так же случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме». Исключения связаны со спецификой
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
137
информации о товаре (государственная тайна), спецификой таможенных процедур (уничтожение, отказ в пользу государства, специальная таможенная процедура) и рядом случаев (пересылка товаров в международных почтовых отправлениях, декларирование товаров отдельными категориями иностранных лиц и др.). Причем, в соответствие с Постановлением, право выбора формы декларирования остаётся за декларантом.
Динамика роста количества таможенных деклараций в электронном виде (технология ЭД-2) в период с 2010 по 2013 гг. показана на рисунке.
Рис. 1. Динамика количества таможенных деклараций в электронной форме (технология ЭД-2)
С 1 января 2014 г. в соответствии с федеральным законом № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [19] таможенное декларирование товаров производится в электронной форме. ФТС России ведёт постоянный мониторинг практики электронного декларирования. Как показывают официальные статистические данные, с начала 2014 г. по состоянию на 30 мая 2014 г., таможенными органами оформлено в электронной форме 99,91 % от общего декларационного массива [10].
Электронное таможенное декларирование с применением технологии ЭД-2 (электронное декларирование с использованием сети Интернет) может осуществляться участником ВЭД напрямую (самостоятельно декларантом), через информационного таможенного оператора, через Портал Электронного декларирования (edata.customs.ru). Документы должны быть представлены только в формализованном виде и иметь юридическую силу только при наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП, Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «Об электронной цифровой подписи», в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ данный документ был признан утратившим силу с 1 июля 2012 г., федеральным законом от 10.07.2012 № 108-ФЗ дата утраты силы перенесена на 1 июля 2013 г.) или электронной подписи (ЭП, Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об электронной подписи»).
138 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Переход на перспективные таможенные технологии повышает качество таможенного оформления и таможенного контроля, максимально упрощает и ускоряет процесс декларирования товаров.
Список литературы:
1. Афонин П.Н. Информационные таможенные технологии: учебник для вузов / П.Н. Афонин. - СПб.: Троицкий мост, 2012. - 352 с.
2. Кед А.П., Личева Л.Л. Современные информационные технологии в таможне (ЭД-1) // Перспективы развития информационных технологий. -2013. - № 15.
3. Малышенко Ю.В. Таможенное декларирование и предварительное информирование в электронной форме: учебное пособие / Ю. В. Малышенко. - СПб.: Интермедия, 2013. - 232 с.
4. Портал электронного декларирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edata.customs.ru/ed.
5. Приказ ГТК РФ от 30.03.2004 № 395 (ред. от 14.07.2010, с изм. от 22.12.2011) «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».
6. Приказ ГТК РФ от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».
7. Приказ ФТС РФ от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.2008 № 11201).
8. Решение Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 № 494 «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа».
9. С 1 января 2014 года Россия окончательно переходит на таможенное
декларирование в электронной форме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=18560:-1--2014------&catid=40:2011-01 -24-15-02-45.
10. Сведения о количестве деклараций на товары, поданных в электрон-
ной форме с января по май 2014 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=19483:
2014-&catid=419:2014-04-15-11-04-08&Itemid=1830&Itemid=2467.
11. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/in-dex.php?Itemid=2375&id=17220&option=com_content&view=article.
12. Таможенная служба в 2007 году [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article
&id=7995&Itemid=1845.
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
139
13. Таможенная служба в 2008 году [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article
&id=7995&Itemid=1845.
14. Таможенная служба в 2009 году [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article
&id=7995&Itemid=1845.
15. Таможенная служба в 2010 году [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article
&id=7995&Itemid=1845.
16. Таможенная служба в 2011 году [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article
&id=7995&Itemid=1845.
17. Таможенная служба в 2012 году [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article
&id=7995&Itemid=1845.
18. Таможенная служба в 2013 году [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article
&id=7995&Itemid=1845.
19. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. От 05.05.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
© Малышева Н.П.* *, Моисеенко С.Л.*
Брянская государственная инженерно-технологическая академия,
г. Брянск
Статья посвящена рассмотрению вопросов совершенствования экономического механизма лесного комплекса в части совершенствования взаимодействия государственных структур и отраслевого бизнеса.
Ключевые слова лесной сектор, лесное законодательство, приоритетные инвестиционные проекты, аренда участков лесного фонда.
Несовершенство лесного законодательства традиционно считают одной из основных причин низкоэффективного экономического механизма лесно-
* Доцент кафедры «Экономика и управление на предприятиях лесного комплекса и природопользования», кандидат экономических наук.
* Доцент кафедры «Экономика и управление на предприятиях лесного комплекса и природопользования», кандидат экономических наук.