Научная статья на тему 'Электронная научная библиотека «Медиаобразование»: начало пути'

Электронная научная библиотека «Медиаобразование»: начало пути Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров А. В., Новикова / Левицкая А.А.

В одной из наших предыдущих статей [Федоров, 2008] мы подробно рассказали читателям о целях и задачах создания электронной научной библиотеки «Медиаобразование». http://edu.of.ru/medialibrary В течение 2008 года наши планы стали реализовываться в практической плоскости. Так на портале Министерства образования и науки Российской федерации нами был создан сайт Электронная научная библиотека «Медиаобразование» (), который постепенно наполняется полнотекстовыми публикациями ведущих российских медиапедагогов. Нами были созданы следующие разделы полнотекстовой электронной библиотеки: «Документы, постановления, рекомендации, ссылки », «Словарь терминов: медиаобразование, медиапедагогика, медиаграмотность, медиакомпетентность », «Медиаобразование российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики », «Монографии », «Учебные пособия », «Учебные программы », «Сборники научных трудов », «Авторефераты диссертаций», «Статьи», «Russian Open Media Literacy Education Library».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронная научная библиотека «Медиаобразование»: начало пути»

Практика медиаобразования

Электронная научная библиотека «Медиаобразование»:

начало пути *

А.В. Федоров,

доктор педагогических наук, профессор,

А.А.Новикова, кандидат педагогических наук, доцент

* Данная статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, проект N 08-06-12103 в - «Подготовка и создание электронной научной библиотеки «Медиаобразование»).

В одной из наших предыдущих статей [Федоров, 2008] мы подробно рассказали читателям о целях и задачах создания электронной научной библиотеки «Медиаобразование». В течение 2008 года наши планы стали реализовываться в практической плоскости. Так на портале Министерства образования и науки Российской федерации нами был создан сайт Электронная научная библиотека «Медиаобразование»

(http://edu.of.ru/medialibrary), который постепенно наполняется полнотекстовыми публикациями ведущих российских медиапедагогов.

Нами были созданы следующие разделы полнотекстовой электронной библиотеки: «Документы, постановления, рекомендации, ссылки», «Словарь терминов: медиаобразование, медиапедагогика, медиаграмотность, медиакомпетентность», «Медиаобразование - российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики», «Монографии», «Учебные пособия», «Учебные программы», «Сборники научных трудов», «Авторефераты диссертаций», «Статьи», «Russian Open Media Literacy Education Library».

В разделе «Документы, постановления, рекомендации, ссылки» читатели могут найти базовые документы, касающиеся тематики медиаобразования, медиаграмотности, разработанные ЮНЕСКО и Советом Европы: Грюнвальдскую декларацию по медиаобразованию (ЮНЕСКО, 1982), Рекомендации по медиаобразованию Совета Европы (2000), 12 рекомендаций по медиаобразованию (ЮНЕСКО, 2007) и др. Большинство из данных официальных документов впервые переведены на русский язык участниками нашего проекта.

Кроме того, в данном разделе можно найти и полные тексты важных рекомендаций медиаобразовательного характера, разработанные в России: Декларацию Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и координационного совета Всероссийской конференции по медиаобразованию (2004), Решение Межрегионального «круглого стола» «Медиаобразование: проблемы и перспективы» (2004), информацию о вузовской специализации "Медиаобразование" 03.13.30 (введенной Министерством образования и

науки РФ с 2002 года), «Положение о школьной медиатеке» (1994), «Типовое положение о медиацентре» (2001). В данном разделе содержаться также адреса наиболее значимых российских и зарубежных сайтов по проблемам медиаобразования, медиаграмотности, медиапедагогики, медиакомпетентности.

В следующем разделе размещены полные тексты всех номеров журнала «Медиаобразование» (2005-2008), который с 2005 выходит в печатном и электронном вариантах при поддержке МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», Московского бюро ЮНЕСКО и Администрации Главы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Это первый в России журнал, полностью посвященный медиаобразовательной тематике, в котором печатались и продолжают печататься такие известные ученые, медиапедагоги, как Л.М.Баженова (Институт художественного образования РАО), О.А.Баранов (Тверской государственный университет), Б.Бахмайер (Кассельский университет), А.А.Журин (Институт общего среднего образования РАО), Н.Б.Кириллова (Уральский государственный университет), С.Г.Корконосенко (Санкт-Петербургский государственный университет), А.П.Короченский (Белгородский государственный университет), С.Н.Пензин (Воронежский государственный университет), Г.А.Поличко (Государственный университет управления), К.Э.Разлогов (Российский институт культурологии), Н.Ф.Хилько (Омский государственный университет), И.А.Фатеева (Челябинский государственный университет), М.А.Фоминова (Московский институт открытого образования), А.В.Шариков (Высшая школа экономики, Москва) и др.

По мере выхода в свет очередных журналов «Медиаобразование», предполагается дальнейшее пополнение данного раздела.

Раздел «Монографии» в 2008 году наполнился полными текстами следующих 23-х изданий, касающихся тематики медиаобразования (в России и в зарубежных странах):

Баранов О.А. Тверская школа кинообразования: к 50-летию. Таганрог: Изд-во НП «Центр развития личности», 2008. 214 с.

Баранов О. А. Экран становится другом: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1979. 96 с.

Левшина И.С. Подросток и экран. М.: Педагогика, 1989. 176 с.

Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале кинопрессы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 200 с.

Пензин С.Н. Кино - воспитатель молодежи. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1975. 128 с.

Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. 176 с.

Пензин С.Н. Кино как средство воспитания. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1973. 152 с.

Рабинович Ю.М. Кино, литература и вся моя жизнь. Курган: Периодика, 1991. 120 с. Рыжих Н.П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 188 с. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 160 с.

Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. М., 1989. 362 с.

Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. Челябинск: Изд-во Челябинск. гос. ун-та, 2007. 270 с.

Федоров А.В., Новикова А.А., Колесниченко В.Л., Каруна И.А. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 256 а Федоров А.В. , Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития Таганрог: Познание, 2002. 266 с.

Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 314 с.

Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. 238 а

Федоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 228 с.

Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 414 с.

Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 270 с.

Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Новикова А.А., Федорцова С.С. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.Н.Усова. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 183 с.

Федоров А. В., Челышева И. В., Новикова А. А. и др. Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А.В.Федорова). Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педагог. ин-та, 2007. 212 с.

Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире (по результатам социологического исследования). М.: Юнпресс, 1999.

Как видно из списка помимо новых изданий сюда включены тексты монографий прошлых лет. Однако работы О.А.Баранова, И.С.Левшиной, С.Н.Пензина, Ю.М.Рабиновича, Ю.Н.Усова, изданные в 70-х - 80-х годах прошлого века имеют не только историко-педагогическое значение. Пытливый читатель и сейчас сможет найти в них немало интересного - и в теории и в практике медиапедагогики, кинообразования. В 2009 году библиотека будет пополнена новыми текстами - как недавних, так и прошлых лет.

В раздел «Учебные пособия» на сегодняшний день включено около 20 полных текстов следующих публикаций ведущих медиапедагогов России: Баженова Л.М. В мире экранных искусств. М.: ВИПК, 1992. 73 с.

Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2005. 188 с.

Баранов О.А. Художественный кинематограф в работе средней школы. Калинин: Изд-во КГУ, 1977. 82 с.

Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. Тамбов: Изд-во Тамб. унта, 1999. 147 с.

Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование» / Отв. ред. А.В.Федоров. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 162 с.

Новикова А. А. Медиаобразование на занятиях по английскому языку. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 52 с.

Пензин С.Н. Анализ фильма. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. 31 с. Пензин С.Н. Кино и современность. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. 14 с. Пензин С.Н. Основы киноискусства. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. 47 с. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. Курган, 1999, 114 с. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. М.: БуЯ-Аргус, 1995. 224 с.

Усов Ю.Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. Таллин: Министерство просвещения, 1980. 125 с. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. М.: Новая школа, 1993. 90 с.

Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003 124 с.

Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 с.

Черкашин Е. А. Роль самодеятельного молодежного кинотеатра в воспитании учащихся средних профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1987. 64 с.

Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М: Проект Гармония, 1999. 216 с.

Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения. М.: Изд-во Министерства образования РФ, 2001.128 с.

Тематика данных учебных пособий довольно разнообразно и посвящена дидактическим аспектам медиаобразования, кинообразования, создания телекоммуникационных образовательных проектов, работы киноклубов и медицентров. В 2009 году данный раздел пополнится новыми учебными пособиями современных авторов.

Раздел «Учебные программы» содержит 26 полный текстов медиаобразовательных программ для студентов и школьников:

• Программа «Медиаобразование» для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы;

• Программа дополнительного образования школьников «Медиа»;

• Программа кружка (в школе, в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах) «Медиаобразование старшеклассников на материале кинопрессы»;

• Программа спецкурса для вузов «История развития медиаобразования в России»;

• Программа учебного курса «История кино»;

• Программа учебного курса «Основы экранной культуры» для школьников 9-11 классов общеобразовательной школы»;

• Программа учебного курса «Медиаобразование в системе работы учителя мировой художественной культуры»;

• Программа учебного курса для вузов «Введение в кинопедагогику: основы кинематографической грамотности»;

• Программа учебного курса для вузов «История медиаобразования»;

• Программа учебного курса для вузов «Теории медиа и медиаобразования»;

• Программа учебного курса для вузов «Технология медиаобразования в школе и вузе»;

• Программа учебного курса для педагогических вузов «Насилие на экране и реабилитационные возможности медиаобразования»;

• Программа учебного курса для школьников 10 класса «Основы экранной культуры»;

• Программа учебного курса для школьников 8 класса «Основы экранной культуры»;

• Программа учебного курса для школьников 9 класса «Основы экранной культуры»;

• Программа учебного спецкурса «Медиаобразование и медиакомпетентность в зарубежных странах»;

• Программа учебного спецкурса для вузов «История медиакультуры»;

• Программа учебного спецкурса для вузов «Основы медиакомпетентности»;

• Программа учебного спецкурса для вузов «Основы медиаобразования»;

• Программа учебного спецкурса для вузов «Дистанционное образование и информационные технологии»;

• Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование в западных странах»;

• Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование на материале рекламы»;

• Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность»;

• Программа учебного спецкурса для вузов «Организация и проведение научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования»;

• Программа учебного спецкурса для вузов «Развитие критического мышления аудитории в процессе медиаобразования»;

• Программа учебного спецкурса для вузов «Социология медиакультуры».

Часть из этих программ (преимущественно для педагогических вузов) разработана членами нашего коллектива. В 2009 году будет продолжено

наполнение данного раздела новыми текстами учебных программ по медиаобразованию.

Раздел «Сборники научных трудов» пока не велик: Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент / Ред. А.В.Федоров. М., 2002. Медиаобразование в педагогических вузах . Таганрог, 2003 124 с.

Проблемы современной кинопедагогики / Под ред. П. А. Черняева, И. С. Левшиной. М.: Изд-во Ассоциации деятелей кинообразования РФ, 1993. 120 с.

Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка / Под общей ред. А.В.Шарикова. М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. 166 с.

Но в 2009 году мы рассчитывает дополнить его новыми сборниками статей российских медиапедагогов.

Гордость нашего проекта - уникальная полнотекстовая коллекция авторефератов кандидатских и докторских диссертаций по тематике медиаобразования, медиаграмотности, медиакомпетентности,

кинообразования:

• Баканов Р.П. Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2006.

• Божков Ю. И. Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 1984.

• Бурнашев А.Э. Педагогические условия формирования у студентов-гуманитариев информационной грамотности аудиовизуальными средствами. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Якутск, 2007.

• Бухаркина М. Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 1994.

• Виноградова О.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения на продвинутом этапе специализированного вуза. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 2003.

• Возчиков В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества. Автореф. дис. ... докт. философ. наук. СПб, 2007.

• Воронцов Г.Д. Информологический подход к развитию профессиональной компетентности педагога в процессе постдипломного образования. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. СПб, 2006.

• Гавриченков А.Н. Создание и использование учебной видеозаписи для повышения квалификации учителей. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 1997.

• Гура В.В. Культурологический подход как теоретико-методологическая основа гуманизации информационных технологий обучения. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Ростов, 1994.

• Гура В.В. Педагогические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. Автореф. дис. ... докт. педаг. наук. Ростов, 2007.

• Гутова И.Н. Использование кино как комплексного средства воспитания младших школьников. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 1988.

• Дейкина А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Барнаул, 2000.

• Доржиева Л.Б. Формирование гражданственности школьников в процессе деятельности детской прессы. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Улан-Удэ, 2006.

• Дорофеева М.Г. Влияние опыта кинозрителя на литературное развитие школьника. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. СПб, 2000.

• Жилавская И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Жмырова Е.Ю. «Киноискусство как средство воспитания толерантности учащейся молодежи». Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Тамбов, 2008.

• Журин А.А. Интеграция медиаобразования с курсом химии. Автореф. дис. ... докт. педаг. наук. М., 2004.

• Залагаев Д.В. Развитие медиаграмотности учащийся в процессе обучения информатике. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Омск, 2005.

• Захарова О.А. Информационно-коммуникативная компетентность гос. служащих в условиях современных социокультурных изменений. Автореф. дис. ... канд. культурол. М., 2007.

• Змановская Н.В. Формирование медиаобразованности будущих учителей. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Красноярск, 2004.

• Иванова Л.А. Формирование медиакоммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка). Диссертация ... канд. педаг. наук. Иркутск, 1999.

• Иванова Л.А. Формирование медиакоммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка). Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Иркутск, 1999.

• Иванова С.М. Воспитание полноценного восприятия киноискусства младшими подростками: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1978.

• Кириллова Н.Б. Социально-эстетическая эффективность киноискусства как фактора воспитания молодежи. Автореф. дис. ... канд. искусств. М., 1983.

• Ковшарова Т.В. Формирование медиаобразованности старшеклассников в эколого-информационном педагогическом пространстве урока. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Чита, 2006.

• Колесниченко В.Л. Становление и развитие медиаобразования в Канаде. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Ростов, 2007.

• Коновалова Н.А. Развитие медиакультуры студентов педагогического вуза. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Вологда, 2004.

• Короткова А.В. Формирование имиджа семьи под влиянием средств массовой информации (социологический аспект). Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007.

• Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Автореф. дис. ... докт. филол. наук. СПб, 2003.

• Кузнецова Т.С. Дополнительная учебная информация как средство организации учителем образовательной среды. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. СПб, 2005.

• Кутькина О. П. Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Барнаул, 2006.

• Левшина И. С. Воспитание школьников средствами художественного кино: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1974.

• Леготина Н. А. Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Курган, 2004.

• Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде. Автореф. дис. ... докт. наук. Ростов, 2007.

• Малобицкая З. С. Киноискусство как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся старших классов. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Алма-Ата, 1979. 23 с.

• Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Иркутск, 2008.

• Мантуленко В.В. Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школа. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Самара, 2007. 20 с.

• Мурюкина Е.В. Формирование медиакультуры старшеклассников (на материале кинопрессы). Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Белгород, 2005.

• Новикова А. А. Теория и история развития медиаобразования в США: 1960-2000. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Таганрог, 2000.

• Огольцова Н.Н. Мультимедийные проекты как средство повышения квалификации педагогов. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Новокузнецк, 2007.

• Павлычева Е. Д. Влияние электронных масс-медиа на социальную идентификацию подростков. Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2006.

• Палаева Л. И. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школы. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 2005.

• Панарина Т. В. Гражданская социализация студентов в условиях медийного культурно-образовательного пространства морской академии Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Ростов, 2006.

• Пензин С. Н. Некоторые проблемы теории и практики телевизионной пропаганды киноискусства: Дис. . канд. искусств. М., 1967.

• Перова М.В. Трансформация педагогической системы под влиянием информационно-коммуникационных технологий. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Ростов, 2007.

• Полевой В.Л. Исследование эффективности методов построения и применения учебных фильмов для активизации познавательной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1975.

• Поличко Г.А. Межпредметные связи литературного курса и факультатива по основам киноискусства как средство эстетического развития старшеклассников. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 1987.

• Росляк Р.В. Становление кинообразования на Украине (вторая половина 10-х -начало 30-х годов XX века). Автореф. дис. ... канд. искусств. Киев, 2004.

• Рыжих Н. П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Ростов, 2006.

• Сидорова Е.В. Развитие информационной компетентности учителя как условие эффективного решения профессиональных задач. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. СПб, 2006.

• Симаков В.Д. Педагогический потенциал детского видеотворчества. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 2008.

• Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в условиях непрерывного образования. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 2007.

• Сморчкова В.П. Формирование коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 2007.

• Соколова Н.Ю. Использование компонентов медиаобразования при изучении квантовой физики. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 2004.

• Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Ростов, 2005.

• Стрельников В.Н. Медиафакультет как форма внедрения компьютерных технологий в процессе подготовки библиотечно-информационных специалистов. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 2002.

• Тавровская М.В. Развитие эстетического потенциала образовательной среды средствами информационных технологий. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Ростов, 2007.

• Тарасов К.А. Насилие в произведениях аудиовизуальной культуры: отображение, воздействие, социальное регулирование (на материале киноискусства). Автореф. дис. ... докт. искусств. М., 2006..

• Тарасов К.А. Эффект воздействия насилия в художественных фильмах на подрастающее поколение. Автореф. дис. ... канд. искусств. М., 2000.

• Усов Ю.Н. (1989). Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Автореф. дис. ... докт. педаг. наук. М., 1989.

• Федоров А.В. Система подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео). Автореф. дис. ... докт. педаг. наук. М., 1993.

• Федотовская Е.И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 2005.

• Фоминова М.Н. Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 2001.

• Фрайфельд Е.Б. Художественный фильм как средство профессионально-личностного развития студентов при изучении иностранного языка в высшей школе. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Н.Новгород, 2006.

• Хилько Н.Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере. Автореф. дис. ... докт. педаг. наук. М., 2007.

• Хилько Н.Ф. Развитие способностей к фототворчеству подростков и юношества в процессе художественной любительской деятельности. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 1999.

• Худолеева Е.И. Педагогические проблемы медиаобразования в ФРГ и в России на современном этапе (конец XX - начало XXI вв.). Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Владивосток, 2006.

• Чабанянц М.Б. Криминологические аспекты влияния насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации на агрессивное поведение несовершеннолетних. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002.

• Челышева И.В. Основные этапы развития медиаобразования в России. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Воронеж, 2002.

• Черкашин Е.А. Научно-популярный фильм об искусстве как средство формирования художественных интересов старшеклассников. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 1989. 16 с.

• Чикирис А.Г. Телевизионное вещание: Формирование зрительского восприятия. Автореф. дис. ... канд. искусств. М., 2007.

• Шеремет А.Н. Интернет как средство массовой коммуникации: социологический анализ. Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2004.

• Яковлева Н.Н. Формирование эстетических оценок у подростков средствами киноискусства. Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Минск, 1989.

К концу 2008 года нами собраны и оцифрованы свыше 70 авторефератов по тематике медиаобразования. На сегодняшний день - это самая обширная электронная коллекция авторефератов диссертаций по медиаобразованию не только в России, но и в мире. Помимо авторефератов последних лет, в коллекцию вошли редчайшие экземпляры авторефератов классиков российского медиаобразования - 60-х - 70-х годов (И.С.Левшиной, С.Н.Пензина и др.).

Специальный раздел нашей электронной библиотеки - Russian Open Media Literacy Education Library содержит несколько российских книг по медиапедагогики на английском языке (Fedorov, A. (2008). On Media Education. Moscow: ICOS UNESCO 'Information for All', Fedorov, A. (2007). Media Education: Sociology Surveys и др.).

В стадии подбора материала и систематизации находится один из важных разделов электронной библиотеки - «Статьи». Он обещает быть самым наполненным по числу текстов, т.к. с 60-х годов прошлого века до наших дней на русском языке уже издано несколько сотен статьей по проблемам медиаобразования. Работа над оцифровкой статей и размещение их на сайте - одна из главных задач нашего проекта в 2009 году.

В заключение отметим, что для расширения читательской аудитории создаваемой нами электронной научной библиотеки «Медиаобразование» ее материалы дублируются нами в библиотечном разделе официального сайта Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (http://www.edu.of.ru/mediaeducation/default.asp7ob no=823).

Примечания

Федоров А.В. Подготовка электронной научной библиотеки «Медиаобразование» // Медиаобразование. 2008. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.