Научная статья на тему 'Электронная коммерция: состояние, особенности, проблемы и перспективы развития в России'

Электронная коммерция: состояние, особенности, проблемы и перспективы развития в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1303
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / РОССИЙСКИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ТОВАРНЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мантрова Алена Анатольевна, Демченко Лариса Ивановна

Торговля в сети Интернет обосновалась не как отдельная отрасль, а как совокупность взаимодействующих факторов, образующих целый коммерческий комплекс. Электронная коммерция активно проникла в экономику всех стран развитого и развивающегося сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронная коммерция: состояние, особенности, проблемы и перспективы развития в России»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

Мантрова Алена Анатольевна

студентка Оренбургского филиала «РЭУ им Г.В.Плеханова»

alenchi -mantrova@mail. ru Научный руководитель: Демченко Лариса Ивановна к. т. н., доцент кафедры коммерции и маркетинга Оренбургского филиала ФГБОУ ВПО «РЭУ им Г.В.Плеханова»

г.Оренбург, РФ Е-mail: l-demchenko@mail.ru

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ: СОСТОЯНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Аннотация

Торговля в сети Интернет обосновалась не как отдельная отрасль, а как совокупность взаимодействующих факторов, образующих целый коммерческий комплекс. Электронная коммерция активно проникла в экономику всех стран развитого и развивающегося сектора.

Ключевые слова

Информационные технологии, электронная коммерция, Интернет-торговля, российский электронный

товарный рынок

Современный уровень развития информационных технологий и связей позволяет ускорять процессы воспроизводства в обществе: изменять технологии общения потребителя с производителем, определять нишу предприятия и целевую аудиторию для продавца, предопределять своевременное производство и поставку на рынок востребованных товаров, совершенствовать систему и ускорять процессы распределения. Эти цели достигаются с помощью электронной коммерции, и степень их достижения зависит от уровня её развития на потребительском рынке.

Преимущества перехода физического рынка в рынок электронный заключаются в следующем:

1. совершенствуются, становясь всё более надёжными, программные продукты, создаваемые для проведения коммерческих сделок;

2. сокращаются издержки обращения в цепочке поставок товаров;

3. убедившись в удобстве и экономии времени и денег, уже действующие клиенты убеждают других людей в положительном эффекте от деятельности на такого рода рынке.

Как и на физическом рынке, на рынке электронном действуют законы спроса и предложения, сам рынок представляет собой совокупность участников торгово-посреднических отношений, однако закономерности развития электронного рынка отличаются от рынка традиционного.

С зарождением и в начале развития электронной торговли существовало предположение о том, что такого вида рынок уберёт все границы между его участниками и принимать решение о покупке станет гораздо легче, сократиться время на выбор товара и затраты самого покупателя по его приобретению. Действительность несколько отдалена от выстроенных ранее прогнозов. Интернет хотя и снижает косвенные и трансакционные издержки, однако для вхождения на рынок необходимы некоторые навыки и соответствующий уровень доходов.

Развитие электронного коммерческого рынка предполагает наличие целевой аудитории, обладающей достаточным уровнем образования и оборудованием с соответствующими характеристиками. Следует отметить, что в определенной мере этот факт является недостатком для российского рынка. В РФ четко прослеживается ситуация: пользование средствами Интернет и средствами автоматизации физическими лицами зависит напрямую от их уровня знаний в сфере информационных технологий.

Следует отметить, что участники рынка, являющиеся продавцами, могут быть как непосредственно чисто электронными компаниями, то есть электронными являются не только способы связи с покупателями,

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

то так же и сама продукции и вся деятельность представляют собой продукт электронных технологий (чистая электронная коммерция). Например, продажа программных продуктов (продажа антивирусных программ). Есть компании, которые лишь прибегают к средствам и способам электронной коммерции, совмещая её с чисто физическими процессами (продажа бытовой техники с использованием фирменных сайтов, при этом погрузка, доставка, складирование и т. д. - это процессы физические).

Неоспорим тот факт, что в процессе своей деятельности любое предприятие сталкивается с необходимостью вовлечения в коммерческие процессы электронных продуктов современного образца. Создание и продвижение сайта компании является для многих необходимым условием существования и поддержания положения предприятия на электронном товарном рынке.

Каждый из участников, принимающих решение о привлечении электронных средств продажи должен осознавать всю ответственность. Специалисты, отвечающие за сбалансированность электронных и физических процессов на торговом предприятии должны обладать высокой корпоративной культурой, так как вовлечение организации в электронную коммерцию подразумевает под собой оперативный отклик в сторону потребителей.

Как уже отмечалось ранее, развитие электронной коммерции немыслимо без достаточного уровня образования пользователей и владения техническими средствами. Несложно установить соответствие уровня Интернет-активности и процента Интернет-пользователей. Исследования показали [3, с. 14], что Россия занимает вторую позицию в рейтинге развивающихся стран Европы по уровню пользования сетью Интернет, значит, основной посыл для развития электронного товарного рынка в России в настоящее время имеется.

По итогам 2014 г. объём Интернет-торговли в России составил 683 млрд. руб., на рынке присутствуют более 40 тыс. интернет-магазинов. Наиболее крупными сегментами являются «Бытовая техника и электроника», а среди форматов - гипермаркеты. Наибольшее количество запросов в поисковике Yandex приходится на «Купонные скидки». [2, с. 6]

В среднем в России по данным за 2014 год было сделано 195 млн. покупок включая трансграничные, что составляет 7,7 покупок в год на одного покупателя.

Наиболее популярными на российском электронном рынке являются товары из категории «Одежда для взрослых» (по количеству заказов), как свидетельствуют данные таблицы 1. Это вполне закономерно, так как доля онлайн - покупателей в возрасте от 18 до 64 лет составляет примерно четверть (26%).

Таблица 1

Данные о ТОП-5 товарных категорий в структуре заказов Интернет-покупателями (данные по количеству заказов), % [4, с. 12]

Товарная категория Доля от всего рынка Интернет-торговли Доля кроссбордера в категории Доля во внутрироссийских заказах

Одежда для взрослых 22,3 49 15,8

Телефоны, планшеты, электроника 12,3 31 11,8

Бытовая техника и для дома 7,6 4 10,2

Товары для детей 9,9 28 10

Ноутбуки, компьютеры и комплектующие 6,5 21 7,2

Однако, если оценивать долю категорий товаров в денежном выражении, то в 2014 году крупнейшим сегментом Интернет-торговли стал сегмент «Бытовая техника и электроника». Ёмкость данного сегмента составила 159,6 млрд. руб. (23,4% от всего рынка). Учитывая тот факт, что существует высокая зависимость от импорта товаров и увеличение объёма продаж на вторичном рынке, можно предположить, что доля названного сегмента в ближайшее время будет подвержена уменьшению.

По данным областной статистики объемы электронной торговли в Оренбургской области в 2014г. выросли по сравнению с 2013 г. в 4,47 раз. Лидерами продаж в сети являются три компании: М -Видео (телеаппаратура); СпортМастер (мужская, женская, детская одежда), Строй Сити Трейд (строительные материалы).

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

На электронном рынке России действуют зарубежные организации, причём срок их существования солиден, более 10 лет. Например, такие компании, как Groupon, Otto Group, La Redoute, Yves Rocher, KupiVIP, Lamoda, Ozon. Это говорит о том, что на российском рынке Интернет-торговли созданы благоприятные условия для коммерческой деятельности зарубежных организаций.

В условиях кризиса на физическом товарном рынке происходят значительные структурные изменения: средние предприятия укрупняются в результате слияния или поглощения, микропредприятия под натиском конкурентной борьбы вовсе уходят с рынка. Проблемы розничной торговли на физическом рынке могут быть решены путём их перехода на электронный рынок. Известно, что содержание розничного Интернет-магазина более выгодно, чем содержание розничного магазина на физическом рынке.

Одной из самых существенных особенностей электронного товарного рынка является то, что барьеры для входа достаточно низки, а значит и конкуренция здесь более совершенна.

Российский рынок Интернет-торговли подвержен действию некоторых негативных факторов. Одним из самых значимых является коррупция. Практический опыт показал, что большая часть действующих на территории страны интернет-магазинов не регистрируются и уклоняются от уплаты налогов, что влечёт за собой недополучение государством значительных сумм налоговых выплат.

Основными причинами отказа от онлайн-покупок является невозможность личного контакта с товаром и часто длительный срок ожидания покупки. Возврат товара несоответствующего ожиданиям покупателя осуществляется им самостоятельно и за счёт собственных средств.

Из тенденций присущих электронному рынку России можно выделить:

- консолидация отдельных сегментов;

- рост мобильной рекламы;

- увеличение количества необходимых программных продуктов для осуществления деятельности на электронном рынке;

- ежегодный рост числа Интернет-магазинов;

- концентрация большого числа Интернет-активности в Центральном федеральном округе;

- сдерживание развития Интернет-торговли по причине недостатка квалифицированных кадров;

- распространение электронных форм расчётов за покупки, однако большое число расчётов по сделкам происходит в наличной форме;

- традиционный способ доставки покупок через почту России. Курьерская доставка слабо развита, так как этот способ более дорогой и не всегда удобен для покупателя.

В настоящее время значительная часть проблемных направлений Интернет-торговли стоит на пути разрешения. Так всё больше потенциальных покупателей становятся вовлечёнными в Интернет - процессы. Все больше клиентов разных возрастных категорий вполне готовы к тому, чтобы менять свои покупательские привычки и отдавать предпочтение Интернет - магазинам.

На сегодня электронная коммерция, как разновидность коммерческой деятельности, является достаточно эффективным способом продвижения товаров от производителя до конечного потребителя во всём мире. Различные области экономики постепенно осваивают электронный рынок и вовлекаются в Интернет-процессы. Следует понимать, что покупатель в ближайшей перспективе не отойдёт от физического рынка, а электронный рынок является его дополнением. Онлайн-торговля позволяет экономить значительные средства всем участникам электронного товарного рынка. Список использованной литературы:

1 Брагин, Л. А. Организация розничной торговли в сети Интернет: учебное пособие / Л. А. Брагин, Т. В. Панкина. - М: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М - 2014. - 120 с.

2 J'son & Partners Consulting: атлас интернет-торговли: прогноз сегментов в 2015-2018 гг. / Пресс-релиз URL: http://www.pcweek.ru - 2014. - 10с

3 Интернет-торговля в России: Руководство к успешным инвестициям и проектам (Краткая версия) / И. Айзен, C. Бай и др. - East-West Didital News (EWDN). - 2015. - 104 с.

4 Интернет-торговля в России 2014 год: годовой отчёт / Ф. Вирин, Б. Овчинников и др. - Пресс-релиз URL: http://www.datainsight.ru - 2015. - 166 с.

© Мантрова А. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.