Научная статья на тему 'Электронная форма учебника как инструмент организации современного урока'

Электронная форма учебника как инструмент организации современного урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3287
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА УЧЕБНИКА / КОМФОРТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева М.Г.

В статье рассматривается роль электронной формы учебника как инновационного инструмента в процессе организации проведения современного урока в условиях введения федерального перечня учебников, отвечающих требованиям ФГОС второго поколения; выявлены преимущества и недостатки электронной формы учебника с позиции учителя и обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронная форма учебника как инструмент организации современного урока»

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

М. Г. Сергеева

ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА УЧЕБНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА*

В статье рассматривается роль электронной формы учебника как инновационного инструмента в процессе организации проведения современного урока в условиях введения федерального перечня учебников, отвечающих требованиям ФГОС второго поколения; выявлены преимущества и недостатки электронной формы учебника с позиции учителя и обучающегося.

Ключевые слова: электронная форма учебника, комфортность образовательной среды, индивидуализация обучения.

Нормативное обоснование использования в учебно-образовательном процессе электронных форм учебников изложено в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования Федерального перечня учебников...». Учебник, включенный в Федеральный перечень, должен обязательно быть представлен в электронной форме. Формулируется определение электронной формы учебника. Под ней понимается электронное издание, которое соответствует печатной версии учебника по содержанию, структуре и оформлению (в частности, художественному), а также содержит элементы расширяющего и дополняющего характера: интерактивные ссылки и мультимедийную составляющую. В пунктах 3 (подпункт «б») и 17 (подпункты «17.2» и «17.3») перечислены требования, предъявляемые к учебникам электронного формата. Соблюдение каждого из них является необходимым для включения как печатной, так и электронной формы учебника в действующий Федеральный перечень [1].

Весной 2015 г. на заседании научно-методического совета Министерства образования и науки РФ были озвучены результаты, полученные в ходе экспертизы электронных форм рассмотренных изданий. По поводу ряда учебников, опубликованных издательствами «Ассоциация XXI век» и «Мнемозина», эксперты пришли к выводу, что при использовании электронных версий у родителей может возникнуть потребность в дополнительных финансовых средствах. Таким образом, было решено, что электронные формы этих учебников должны пройти дополнительную экспертизу в Российской академии образования до середины июня 2015 г. На заседании совета первый заместитель министра образования и науки Наталья Владимировна Третьяк отметила, что после официального приобретения

© Сергеева М. Г., 2017

* Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 гг. («Обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды» - проект № 27. 6122.2017/БЧ).

любой формы учебника педагоги, родители и учащиеся должны иметь к ней доступ, не требующий дополнительных затрат с чьей-либо стороны.

Электронная форма учебника

В наши дни модернизационные процессы в области образования имеют непосредственное отношение к электронному обучению как к типу организации учебно-воспитательной деятельности, развивающемуся наиболее высокими темпами. Сейчас создается и внедряется в школьную практику значительное количество электронных учебников. Они превращаются в одну из основных составляющих информационной среды современной школы и являются главным средством выполнения требований ФГОС нового поколения.

Являясь неотъемлемой частью образовательной системы, издательство «Просвещение» учитывает актуальные тенденции её развития и предлагает своей целевой аудитории новое электронное издание - электронную форму учебника (ЭФУ).

Электронная форма учебника представляет собой действенный инструмент обучения, позволяющий педагогу не только сделать занятие ярким и увлекательным, но и получить оперативную информацию об успехах каждого конкретного учащегося и выставить оценку в журнал (бумажный или электронный).

Преимущества ЭФУ:

• наличие индивидуальных образовательных векторов (траекторий);

• расширение информационного пространства с помощью применения медиаобъектов интерактивного характера;

• создание условий для самоконтроля знаний, умений и компетенций;

• вырабатывание навыков обращения с разными источниками и видами информации;

• поддержка технологии, обеспечивающей загрузку и обновление электронной формы учебника в автоматическом режиме и в подходящее время по технически надежным каналам связи [2].

Сведения об издательстве «Просвещение»

В настоящее время электронные формы учебников, предлагаемые издательством «Просвещение», внедряются в учебно-воспитательный процесс более чем в 200 школах из 18 регионов нашей страны.

Кроме того, более 900 школ из 54 регионов реализуют данные ЭФУ в тестовом режиме.

Причины, по которым школы выбирают именно издательство «Просвещение»:

• взаимодействие с региональными партнёрами и поставщиками оборудования;

• снабжение учебных заведений электронной формой учебника;

• поддержка внедрения и оказание методической помощи по аспектам реализации ФГОС в контексте применения ЭФУ;

• организация очных и дистанционных семинаров обучающего характера;

• работа с учителями с целью подготовки сотрудников, способных пользоваться ЭФУ;

• теоретико-методологическая основа: статьи и материалы, способствующие внедрению открытых уроков в образовательный процесс [3].

Минимальные технические условия, позволяющие работать с ЭФУ:

• ноутбук, рабочая станция (любая) или мобильное устройство (телефон, планшет);

• наиболее востребованные и эффективные операционные системы (Windows 7 и выше, iOS 5 и выше, Android 4.1 и выше);

• наличие браузера, снабженного поддержкой HTML5, и широкополосного доступа в Интернет с минимальной скоростью 10 Мб/с. Следует отметить, что сетевой доступ нужен только при первичном использовании ЭФУ, чтобы: 1) загрузить издания на устройство; 2) проверить лицензию.

Электронные формы учебников являются образовательным контентом, материалы которого можно разделить на три группы:

- материалы, предназначенные именно для этих учебников;

- материалы, почерпнутые из сети Интернет (при этом уделяется внимание их информационной безопасности и возрастной специфике учащихся младших классов);

- материалы, разработанные самим педагогом и прикрепляемые к учебнику (различные файлы, заметки, закладки с быстрым переходом).

Чтобы войти в систему, необходимо ввести собственные логин и пароль. Преимуществом электронного учебника является то, что доступ к нему осуществляется с любого компьютера или мобильного устройства. Однако есть и недостаток: использование всех функций возможно лишь при подключении к Интернету. Посредством персонального компьютера, планшета или ноутбука школьник может пользоваться ЭФУ самостоятельно, задействуя различные ресурсы (интерактивные и мультимедийные), а также материалы сайтов, которые рекомендуются учащимся. Это благоприятствует расширению информационного пространства детей и подростков, формированию дисциплинарных и междисциплинарных умений, совершенствованию навыков самоконтроля и самопроверки, созданию более качественных творческих и исследовательских проектов. Сочетание традиционных образовательных методов с применением мультимедийных ресурсов позволяет достигать запланированных результатов с большей эффективностью. При таком подходе возникают новые возможности для использования разных по степени трудности заданий, учета потребностей и уровня подготовки школьников, формирования индивидуальной образовательной траектории для каждого из них. Задания следует предлагать не только для выполнения на занятии, но и в качестве домашней работы. Следовательно, ЭФУ приносит существенную пользу всем субъектам учебно-воспитательного процесса: дает возможность принимать более активное участие в интеллектуально-творческих мероприятиях, способствует оптимизации обучения, позволяет задействовать современные форматы для представления учебного материала, а также создает условия для налаживания системной, оперативно реализуемой «обратной связи», определяющей уровень освоения школьниками определенных сведений [4].

В электронном учебнике материал подается в виде системы с учетом современного уровня научных достижений, может включать разноуровневые элементы, иллюстрационные и анимационные фрагменты, мультимедийную составляющую. Подобный учебник позволяет сделать методы и формы работы в ходе занятия более разнообразными, осуществить оперативный контроль и оценку результатов, повысить уровень мотивации учащихся. Кроме того, ЭФУ имеет небольшой объем и, следовательно, удобен для транспортации. При этом на одном электронном носителе достаточно места для всех учебников, предусмотренных программой. Таким образом, налицо польза для здоровья детей: исчезнут или станут весьма редкими случаи детского сколиоза. Кроме того, в условиях дистанционного обучения ЭФУ является оптимальной формой учебника (при наличии высокоскоростного Интернета). Среди недостатков ЭФУ следует отметить нагрузку на психику и зрение. Однако она является относительно низкой за счет продуманной

навигации (интерактивного оглавления, заметок и закладок онлайн, удобной системы поиска по слову, словосочетанию, названию темы и т. п.) и возможности регулировать размер текста в зависимости от ширины экрана и собственных особенностей. Кроме того, следует указать на проблемы, связанные с финансовым фактором: некоторые семьи не имеют возможности купить компьютер, а кабинеты многих школ не оборудованы для использования значительного количества гаджетов... В целом слабые стороны, на наш взгляд, почти полностью компенсируются сильными, и, таким образом, мы выступаем за использование электронных учебников в наших школах. Учащиеся не должны отставать от научно-технического прогресса.

В зависимости от преобладающего способа восприятия можно выделить следующие преимущества ЭФУ [5]:

- для визуалов: видеофрагменты, галерея фотографий, текстовые сведения;

- для аудиалов: видеофрагменты и звуковое сопровождение;

- для кинестетиков: ссылки и задания интерактивного типа.

«Все течет, все изменяется». Это изречение, принадлежащее древнегреческому философу Гераклиту, жившему в У1-У вв. до н. э., не утратило своей актуальности. Со времен появления человечества менялись те способы, с помощью которых представители уходящих поколений пытались донести свой опыт и мудрость предков до племени «младого, незнакомого». Даже бумажный учебник, такой «банальный» и привычный, прошел несколько этапов эволюции, продолжавшейся несколько столетий. Но на рубеже тысячелетий произошли радикальные изменения: появилась электронная книга, способная вместить в себя несколько залов библиотеки классического формата, заполненной бумажными книгами.

ЭФУ - это очередной этап эволюции, принципиально новый путь передачи знаний от одного поколения другому. Поскольку данная форма учебника появилась относительно недавно, она имеет право на некоторые недостатки, среди которых и достаточно высокая стоимость, и наличие расхождений с требованиями СанПиН, и пассивный контакт педагога и учащихся на уроке, и отсутствие условий для постоянного контроля над выполнением школьниками того или иного задания. Кроме того, мы пришли к выводу, что ни одну из изученных нами ЭФУ нельзя назвать достаточным образовательным средством. Однако, на наш взгляд, все перечисленные недостатки можно устранить. Мы полагаем, что в будущем появятся электронные учебники, для использования которых будут применяться устройства, не причиняющие ущерба здоровью учащихся и образующие единую систему с компьютером учителя (при наличии условий для внесения изменений со стороны педагога с учетом возможностей и потребностей определенного класса или группы). Кроме того, государство в итоге найдет средства для того, чтобы подобными изданиями были обеспечены все учащиеся без исключения. Ведь преимущества ЭФУ неоспоримы. Систематизируем их еще раз:

1) интерактивный характер, яркость, вариативность при изложении учебного материала;

2) значительный диапазон возможностей для получения нужных сведений, предполагающего не только пролистывание страниц, но и реализацию разных методов поиска требуемой информации;

3) наличие возможности и дать учащимся знания, и проверить, насколько они усвоены (при этом все ученики, находящиеся в классе, смогут проверить себя одновременно даже без участия педагога);

4) дополнительная мотивация для учащихся, поскольку в процессе использования ЭФУ они опираются на актуальные для них сведения и возможности.

В нашей стране появляется большое количество учебников нового типа - ЭФУ. Хочется надеяться, что будущее именно за ними, однако потенциал традиционных, бумажных учебников также еще не исчерпан. Очевидно, они еще смогут нам послужить. Многие из этих изданий уже имеют электронные приложения, значительно облегчающие и обогащающие работу учителей начальных классов.

Для работы с ЭФУ достаточно тех умений, которыми обладает средний пользователь мобильного или настольного компьютера (установка различных программ, взаимодействие с ключевыми, регулярно применяемыми приложениями, деятельность в сети Интернет).

Главная идея электронной формы обучения - предоставление учащимся возможности осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации. В ЭФУ включены источники, создающие условия для организации деятельности следующего рода: работы с ресурсами информационного типа, выполнения упражнений практической направленности и лабораторных заданий (включая опыты и наблюдения), конструирования, технического моделирования и многого другого. В обязанности учителя, безусловно, входит стимулирование учащихся к самостоятельному поиску материалов с применением ЭФУ. Только педагог сможет значительно повысить уровень интеллектуальной активности детей, создавая благоприятные условия для их самостоятельной деятельности вне зависимости от формата учебника.

Встает вопрос: не станут ли электронные учебники фактором, отвлекающим школьников от образовательного процесса? Подобных факторов в современной школе существует великое множество: от мобильных устройств, принесенных на урок, до проплывающих за окном облаками. Учитель как специалист, владеющий определенными педагогическими методами и приемами, должен организовать интенсивную интеллектуальную деятельность учеников с применением ЭФУ, вызвать у них интерес к изучаемому предмету, повысить мотивацию (как, впрочем, и на обычном уроке). Информационно-коммуникационные технологии и электронные учебники являются лишь инструментами, средствами достижения определенного результата в области образования. Принесут ли они пользу и не причинят ли вреда, зависит от самого педагога, от его профессиональных и личностных качеств.

Используя электронный учебник, учитель может давать задания, которые предлагались и при работе с традиционным бумажным учебником. Сейчас при помощи устройств, применяемых для воспроизведения ЭФУ, можно не только просматривать сведения, но и делать записи на экране. Следовательно, все методы и приемы, помогающие учителю при работе с бумажным учебником, применимы и в отношении его электронного формата, но при этом дополняются новыми (учитывающими программные средства и технологический потенциал ЭФУ). По сравнению с печатной формой электронная отличается следующими преимуществами: 1) компактностью; 2) удобством в использовании (интерактивное оглавление, настройки изображения, поиск по ключевым словам и т. д.); 3) большей наглядностью и широтой материала (благодаря мультимедийным объектам); 4) лучшими условиями для погружения обучающихся в информационно-образовательную среду, создаваемую с помощью новых информационно-коммуникационных технологий, и реализации современных форм индивидуальной деятельности учащихся, включающей в себя исследовательский элемент.

Следует отличать ЭФУ от цифровой копии учебника, представляющей собой точную копию бумажного учебника, сохраненную в формате pdf. В отличие от ЭФУ (реализованной в формате EPUB 3) в цифровой копии отсутствуют электронные образовательные ресурсы и дополнительные навигационные инструменты.

Физические лица могут приобрести данную копию для любых устройств у компании «Литрес», сотрудничающей с издательством «Просвещение». Приобретенная цифровая копии учебника привязывается к устройству, на которое было произведено скачивание (исключительно для компьютера), либо к учетной записи Adobe ID. Использование цифровой копии учебника является бессрочным.

Наличие индивидуальной образовательной траектории является отражением идеи индивидуализации, суть которой заключается в учете в образовательном процессе, во всех его методах и формах, личностных особенностей обучающихся. Безусловно, при организации учебной деятельности с применением ЭФУ следует учитывать индивидуальный темп, с которым работает каждый ребенок, определенные этапы представления учебного материала и различные формы его освоения. Развитие содержания печатного учебника за счет интерактивной и мультимедийной составляющих, тестовых заданий и виртуальных лабораторий формирует все необходимые условия для индивидуализации образовательного процесса.

Опираясь на ресурсы ЭФУ, учащийся изучает материал в собственном темпе, занимается созданием образовательного продукта, выстраивает свой путь в учебе, учитывая личностные особенности. В данной ситуации педагог уже не может, не имеет профессионального права продолжать обучать своих подопечных в рамках традиционной классно-урочной системы, когда перед освоением нового материала школьники находятся на одной стадии. Теперь для каждого учащегося понадобится индивидуальный образовательный маршрут.

Комфортность ЭФУ для школьников обеспечивается за счет следующих факторов:

• повышенной наглядности учебного материала благодаря применению интерактивных и иллюстративных мультимедийных элементов;

• несложность доступа к необходимому учебному материалу в связи с наличием средств навигации, интерактивного оглавления, системы ссылок на внешние ресурсы и электронные объекты, а также поиска по ключевым словам и словосочетаниям;

• условия для проверки и самопроверки полученных знаний с оперативно предоставляемой информацией о достигнутом результате и возможностью обратиться к плохо закрепленному материалу еще раз или несколько раз;

• индивидуализация представления материала в визуальном формате: настройка шрифта, яркости и контрастности;

• электронное устройство, снабженное комплектом ЭФУ по всем учебным дисциплинам, гораздо меньше и легче, чем комплект традиционных (бумажных) учебников.

Следует отметить, что ЭФУ полностью соответствует печатной форме. Таким образом, учитель может планировать занятие так же, как и прежде, следуя методическим рекомендациям, относящимся к использованию печатного учебника.

Важно иметь в виду, что педагог задействует электронные образовательные ресурсы (ЭОР) не только ради иллюстративного материала, но и для интенсивной познавательной деятельности, для работы над образовательным продуктом вместе с учащимися. Педагог выбирает ресурсы, позволяющие выстроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы школьники не просто наблюдали за ним, а принимали в нем активное участие. В рамках подобной деятельности каждый ребенок может пойти своим собственным путем, получая в итоге индивидуальный результат, который впоследствии можно сравнить с результатами одноклассников и устроить небольшое обсуждение. Ресурсы, предоставляемые ЭФУ, помогают

подбирать факты и аргументы, необходимые для устного общения в виде дискуссий и дебатов.

ЭФУ удобен для педагога благодаря следующим условиям:

• Значительному количеству доступных ЭОР и их непосредственной связи с текстом учебника, которые позволяют педагогу не выполнять самостоятельный выбор дополнительных сведений и иллюстративного материала наглядного характера.

• Существенному числу ЭОР (практических и контрольно-измерительных), способствующих более активному тренингу по выполнению заданий и оперативному контролю полученных знаний с проверкой результата в автоматическом режиме.

• Разработанной в рамках ЭФУ системе закладок, дающих возможность пользователям (как педагогам, так и школьникам) оставлять на полях заметки, сопровождаемые личными комментариями, вопросами и т. п. Посредством данных заметок можно осуществлять обмен информацией между детьми (при работе в коллективе) или между учителем и ребенком, а также выбирать материал для конкретного занятия без значительных затруднений.

• Возможности апробирования новых разновидностей образовательной деятельности, базирующихся на самостоятельной и включающей исследовательский элемент работе учащихся с материалом.

• Наличию условий для индивидуализации учебного процесса с учетом потребностей и потенциала групп школьников (и даже отдельных учащихся) с различным уровнем подготовки.

В реальной педагогической практике учитель не обращается к бумажному учебнику в течение всего занятия. Использование электронного учебника также не подразумевает постоянной работы с ним: учащиеся могут задействовать ЭФУ на отдельных стадиях урока, чтобы решить учебные задачи, поставленные педагогом.

Кроме того, существует гибридная модель работы с ЭФУ, когда в школе дети используют электронную форму учебника, а дома - печатную. Например, на занятиях по химии и физике учащиеся выполняют виртуальные лабораторные работы в ЭФУ, прорабатывая материал вместе с педагогом. А после уроков закрепляют освоенную тему, делают домашнее задание и занимаются созданием учебных проектов на основе традиционных учебников.

Не следует абсолютизировать роль современных технологий в образовательном процессе. Скорее, нужно стремиться к правильному сочетанию действенных традиционных и новаторских приемов. Профессионализм учителя состоит в умелом подборе технологий и их разумном использовании. Подобный подход позволяет не только сохранить многообразие педагогических методов, но и увеличить данный диапазон, обращаясь к современным формам подачи учебного материала.

Возможные варианты электронного учебника

1. Смешанный вариант e-ink электронного учебника

В данном варианте печатные версии учебников и других изданий, в которых цвет играет ключевую роль, реализуются как обычно, а в качестве ЭФУ задействуется электронная книга с экраном e-ink. В нее загружаются все учебники, предусмотренные школьной программой, и дополнительная литература. Для использования в качестве ЭФУ больше всего подходят электронные издания широкой диагонали, от 8 дюймов (например, Pocket Book Ink Pad 840 или еще современнее). Применять электронные издания, имеющие меньшую диагональ, не рекомендуется, однако при отсутствии выбора можно положиться на достаточно

экономичные 6-дюймовые книги (например, PocketBook Basic Touch 624 или подобные).

2. Полный вариант e-ink электронного учебника

В данном варианте все ЭФУ и дополнительная литература помещены в электронную книгу, имеющую цветной экран e-ink. На данный момент технологии, по которым производятся экраны e-ink, не создают условий для воспроизводства яркой, живой цветовой гаммы. Кроме того, подобные электронные книги, например PocketBook Color Lux (PB801), в среднем, стоят довольно дорого, поэтому большинство родителей не могут их себе позволить. Безусловно, можно подождать, пока снизятся цены или улучшится цветопередача, но в ближайшем будущем в данной сфере не предвидится никаких радикальных изменений.

3. Полный вариант TFT электронного учебника

В данном варианте все ЭФУ и дополнительная литература помещены в планшет, непременно снабженный мощной батареей (более 4500 мАч) и, по возможности, широким экраном. Воспроизведение всех цветов на экранах планшетов осуществляется на высоком уровне, однако сама технология TFT не является полезной для детского зрения. Кроме того, в настоящее время существует совсем немного планшетов большой диагонали, способных функционировать на одном заряде даже при наличии мощной батареи (которая к тому же постепенно стареет).

В таком случае можно попробовать использовать, например, не очень дорогой планшет Digma Optima 10.1 3G. Безусловно, применение широко известных моделей планшетов (таких, как Apple, Samsung, Asus и т. д.) более желательно, чем дешевых бюджетных моделей, однако у многих семей нет возможности их купить. Кроме того, стоит помнить, что чем ценнее приобретенное вами устройство, тем оно привлекательнее для воров... Хорошей альтернативой является использование смартфона широкой диагонали, снабженного качественной батареей, например Keneksi Crystal.

Как правило, лицензия на использование ЭФУ выдается на 1 год или на 5 лет.

Переходя из одного учебного заведения в другое, ребенок возвращает в школьную библиотеку свои печатные книги, после чего они обычно выдаются другому учащемуся. То же самое и с ЭФУ: когда ученик уходит из школы, его лицензия прерывается и передается новому пользователю (педагогу или учащемуся).

Подводя итог, нужно констатировать, что ЭФУ обязательно внесут существенные изменения в стиль и методику педагогической деятельности. Роль педагога в образовательном процессе станет другой: учащийся и учитель будут участвовать в нем на равных правах, а интерактивные функции, выполняемые учебником, поспособствуют индивидуализации данного процесса. Методики взаимодействия с ЭФУ уделяют особое внимание самостоятельному получению, обдумыванию и закреплению информации учащимся при поддержке педагога. Также следует отметить, что со временем ЭФУ будет интегрирована в школьную электронную среду и привязана к журналу и дневнику. Это сделает выставление оценок более удобным и снизит объем рутинных обязанностей, возложенных на учителя.

Примечания

1. Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Схемы понимания, объяснения и предсказания педагогической реальности : монография. Курск : Региональный финансово-экономический институт, 2015. 190 с.

2. Сергеева М. Г. Непрерывное экономическое образование в условиях паритетности образования и экономики в обновляющейся России // ЭТАП: Экономическая Теория. Анализ. Практика. 2011. № 5. С. 117-128.

3. Сергеева М. Г. Имитационные методы профессионального обучения : монография. М. : ИТИП РАО, 2007. 188 с.

4. Сергеева М. Г. Маркетинговая служба как инструмент рынка труда и рынка образовательных услуг // Alma mater. 2011. № 11. С. 60-67.

5. Сергеева М. Г. Методические аспекты исследования рынка образовательных услуг при подготовке конкурентоспособного специалиста // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 6(62). С. 92-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.