Научная статья на тему 'Электронная библиотека вуза'

Электронная библиотека вуза Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1116
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Доманова Александра Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронная библиотека вуза»

А.П. ДОМАНОВА, зав. библиотекой

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса носит многоаспектный характер, в котором одно из важнейших звеньев принадлежит библиотеке.

ЮРГУЭС уже длительное время занимается внедрением современных библиотечных технологий, у нас разработана и реализована автоматизированная система управления библиотечными процессами, библиотека успешно позиционирует себя в едином информационном пространстве университетского комплекса.

Сведения о студентах из приемной комиссии поступают в единую базу читателей библиотеки. Электронная карта сотрудника и студента выполняет различные функции, в том числе дает право пользоваться библиотекой. В вузе реализована многофункциональная электронная система документооборота, поэтому сотрудники библиотеки, занимающиеся ее комплектованием, обслуживанием, информированием о различных ресурсах, имеют доступ к учебным планам, кафедральной нагрузке, УМКД и другим учебнометодическим документам. Это значительно упрощает решение многих организационных вопросов: не надо оформлять читательский билет для сотрудников и студентов, вносить в базу библиотеки персональные данные пользователей, выяснять на кафедре, кто в каком семестре изучает конкретную дисциплину, ведет лекционный курс (а без этого не решишь многие вопросы, связанные с книгообеспеченностью учебного процесса).

На каждой кафедре из числа преподавателей назначены референты, которые поддерживают с библиотекой постоянные контакты, решают многие вопросы, связанные с комплектовани-

Электронная библиотека вуза

ем библиотеки новыми изданиями и электронными ресурсами, с изъятием из фондов устаревших материалов.

Библиотека вуза накопила значительный опыт использования информационных технологий. Внедрение библиотечных информационных технологий началось и продолжается на основе программы МАРК SQL (в настоящее время версия 1.10 MARC 21). В настоящее время функционируют модули: администратор, каталогизация, комплектование, поиск, абонемент, в стадии внедрения - книгообес-печенность.

Автоматизация библиотечных процессов осуществлялась поэтапно. Начиналась она традиционно - с создания каталогов книг и статей. Опыт работы по информатизации библиотечных процессов показал, что останавливаться на этом этапе нельзя. В итоге более четко был выстроен библиотечный процесс, не стало повторяющихся операций, оптимизирована структура библиотеки.

Комплектование библиотечного фонда осуществляется на основе заявок кафедр. Кафедры, лаборатории в локальном и сетевом режиме имеют доступ к библиотечным каталогам. В

настоящее время функционирует около 70 точек доступа в различных структурных подразделениях вуза. Можно получить доступ к каталогам и через Интернет. Это позволяет всем желающим, в том числе студентам, обучающимся заочно (дистанционно), не приходя в библиотеку, выяснить, есть ли интересующие их издания в библиотеке, в каком количестве, в каком структурном подразделении библиотеки находятся в настоящий момент, какова книгообеспеченность дисциплины в целом, пользуются учебники спросом или нет. Кафедральные заказы обрабатываются, и заявки передаются в издательства в автоматизированном режиме или выставляются на котировки, конкурсы. По мере выполнения издательствами и другими поставщиками заказов в модуле «Комплектование» делаются необходимые отметки о поступлении изданий, и все сведения автоматически перебрасываются в модуль «Каталогизация», тем самым исключается необходимость выполнять одни и те же операции дважды.

При обработке литературы очень широко используются различные средства автоматизации. Все поступающие документы штрих-кодируются. Содержание штрих-кода задается библиотекой самостоятельно, на его основе анализируется состояние фонда по разным параметрам (научная литература, учебная, наличие грифов, носитель информации и др.). На издания, направляемые в читальные залы, наклеиваются магнитные этикетки, имеется электронная система контроля за движением библиотечного фонда. Это исключает несанкционированный вынос книг из читальных залов, где доступ к фонду открыт.

Большие изменения произошли и в организации обслуживания пользователей. Уже около пяти лет функционирует единая библиотечно-информационная сеть, в структуру которой входят все филиалы библиотеки, в том

числе расположенные в общежитиях и удаленных корпусах вуза. Выдача книг и других документов организуется в автоматизированном режиме. Процесс прохождения книги от заказа, получения ее на руки и до возврата в библиотеку полностью автоматизирован.

В настоящее время в библиотеке действует система электронного заказа. Читатель, проведя поиск в электронном каталоге, получает достаточную информацию о том, какие издания по интересующему его вопросу имеются в библиотеке, за каким пунктом книговыдачи они закреплены, каково состояние экземпляра (на полке, за читателем, срок возврата). С учетом полученной информации, читатель решает, где и когда ему удобнее взять книгу. Заказ передается в соответствующее подразделение библиотеки. При необходимости заказываемая книга бронируется на один день.

Одно из новшеств - электронный читательский формуляр, в котором фиксируется информация о выдаче и возврате литературы во всех структурных подразделениях. Согласие читателя получать услуги в режиме электронного читательского формуляра подтверждается его подписью (при регистрации в качестве читателя, при первом посещении библиотеки).

Наличие библиотеки, укомплектованной традиционными бумажными изданиями, на современном этапе не решает проблем методического обеспечения учебного процесса. Поэтому серьезное внимание уделяется электронным ресурсам. Параллельно с созданием библиографических баз данных (каталогов) решается вопрос о расширении возможностей поиска необходимых документов и материалов, в том числе и полнотекстовых, через различные информационно-поисковые системы, Интернет. А внедрение в учебный процесс технологий дистанционного обучения, необходимость

работать с электронными ресурсами в правовом поле заставили всерьез задуматься о расширении функций и завершении формирования собственной электронной библиотеки. На этом этапе пришлось решать различные проблемы: технические, организационные, юридические.

Следует отметить, что технические вопросы в вузе решаются без особых затруднений. Современная техника в библиотеке представлена в нужном количестве. В настоящее время имеется 107 компьютеров. Все они включены в университетскую сеть, имеют выход в Интернет. 52 из них находятся в постоянном распоряжении пользователей, остальные задействованы при обслуживании читателей и для выполнения сотрудниками других технологических операций.

Сложности организационного и юридического характера были сняты после разработки «Положения об электронной библиотеке». В соответствии с этим положением, утвержденным на заседании Ученого совета, библиотеке поручено регистрировать все издаваемые в университете учебнометодические материалы, включая учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД), их электронные версии, а также электронные учебные пособия. Для этого введена регистрационная карта, заполняя которую авторы сами определяют условия доступа к электронному аналогу или изданию.

Все эти материалы обязательно проходят ре-дакционно-из-дательскую обработку и, поступая в библиотеку из издательства в элек-

тронном виде, составляют основу для создания электронной библиотеки.

Многие авторы включают в состав электронной библиотеки и электронные версии учебно-методических материалов, изданных по собственной инициативе, за пределами вуза. И в этом случае мы просим оформить разрешение на доступ, заполнив ту же регистрационную карту. Режимы доступа в этом случае могут быть различными. Нередко автор соглашается предоставить доступ к электронной версии только в локальной сети вуза.

Внедрение дистанционных технологий в учебный процесс показало, что наличие отдельных учебно-методических материалов недостаточно для его обеспечения. Студентам, обучающимся дистанционно, необходим комплект учебно-методических разработок. Однако стали возникать проблемы, связанные с поиском необходимой информации, с ее полнотой, систематизацией. Поэтому ректоратом было принято решение передавать в библиотеку учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД). Разработан и утвержден стандарт вуза (СТО), «Учебно-методический комплекс дисциплины» (УМКД), в котором дан перечень требований к учебно-методическим материалам, включаемым в УМКД.

В настоящее время электронная библиотека ЮРГУЭС представляет со-

бой хранилище полнотекстовых материалов, к которому разработан поисковый web-интерфейс. Для пользователей библиотеки предоставляется доступ ко всем файлам, хранящимся на сервере. Если же пользователь не зарегистрирован в качестве читателя, он может просмотреть только библиографическое описание электронного ресурса. Система определяет, зарегистрирован ли пользователь в этом качестве, сравнивая вводимые им в поля идентификационные данные (фамилия, имя, отчество, штрих-код читательского билета) со сведениями из базы данных читателей библиотеки (система МАРК SQL).

В настоящее время ЭБ университета содержит более 4327 различных документов, которые постоянно обновляются. Анализ числа обращений к библиотеке говорит о ее востребованности. К услугам ее пользователей и внешние электронные ресурсы, доступ к которым библиотека предоставляет бесплатно в качестве члена корпорации (корпорация МАРС - межрегио-

нальная роспись статей), а также на основе заключенных договоров. В их числе: виртуальный читальный зал диссертаций, «Интегрум», Статистика России и стран СНГ, иностранные базы данных компании EBSCO, «Консультант-Плюс» и др.

В библиотеке созданы все условия для работы с электронными ресурсами: к услугам пользователей пять электронных читальных залов, оснащенных современными компьютерами. Структура ЭБ позволяет приблизить библиотечные услуги к пользователям, существенно расширить возможности библиотечно-информационного обслуживания.

Оценивая в целом место библиотеки в системе методического обеспечения изучаемых дисциплин, следует отметить: с внедрением информационных технологий появилась возможность активно использовать как современные, так и традиционные формы обслуживания, создать более комфортные условия для работы и читателей, и сотрудников библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.