УДК 808.5:81'355
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
© 2009 Н.В.Сидорова
Самарский государственный университет путей сообщения
Статья поступила в редакцию 19.11.2009
В статье автор поднимает вопрос о недостаточно высоком уровне овладения учащимися нормами орфоэпической культуры. В качестве одного из способов решения этой проблемы предлагается использование в процессе обучения элективного курса «Совершенствование орфоэпической культуры учащихся в старших классах». Автор в рамках данного курса представляет систему работы по повышению орфоэпической культуры учащихся.
Ключевые слова: элективный курс, профильное обучение, орфоэпия, произношение, анкетирование, орфоэпические нормы, акцентологические нормы, нормативные словари.
В новых экономических условиях российское общество предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности любого специалиста. Изменения во многих сферах жизни нашей страны не могут не отражаться на состоянии образования. В соответствии с требованиями быстро меняющейся действительности выпускники образовательных учреждений должны обладать не только определенным уровнем знаний, но и навыком самостоятельного мышления, умением быстро адаптироваться и использовать свой творческий потенциал. Этому способствует реформирование образования, одним из направлений которого является организация профильного обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Более того, в настоящее время разработана новая концепция профильного обучения, предполагающего специализацию в предметной подготовке учащихся в соответствии с их интересами и ориентацией на будущую профессию в условиях элективных курсов.
В рамках профильного обучения создаются и апробируются различные элективные курсы ре-чеведческой направленности, так как в последние годы значительно усилилось внимание к русскому языку, стилистике, риторике. Педагоги видят необходимость в углублении лингвистических знаний учащихся, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике. Важным аспектом лингвистического образования можно считать орфоэпическую культуру, помогающую совершенствовать произносительную и акцентологическую культуру учащихся.
Сидорова Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы школы № 64, соискатель кафедры инженерной педагогики и культуры делового общения. E-mail: [email protected]
Правильное, литературное произношение -важный показатель общего культурного уровня человека. В условиях колебания и обновления произносительных норм, размывания их границ под влиянием разговорных, просторечных, жаргонных и иноязычных вариантов наблюдается рост интереса читателей к разного рода словарям, справочникам и пособиям, дающим верные ориентиры и помогающим овладеть действительно непростыми нормами русской устной литературной речи. В связи с этим актуальным и востребованным можно считать элективный курс «Совершенствование орфоэпической культуры учащихся в старших классах».
Курс помогает воспитать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. В рамках проведения этого курса предполагается расширение знаний учащихся о произносительных и акцентологических нормах с целью предостережения от использования вариантов, лежащих за пределами норм литературного языка. Общеизвестно, что правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, - одно из главных коммуникативных свойств, так как именно правильность речи обусловливает ее понятность адресату, ее единство. Чтобы устное выступление имело успех, оно должно быть выразительным, а выразительность достигается четким и ясным произношением, правильной интонацией. Важную роль при этом играют нормативное произношение и ударение. Ошибки произношения отвлекают слушателей от содержания выступления, затрудняя тем самым общение, уменьшая степень воздействия на аудиторию.
Вопросы обучения правильной устной речи -это серьезная проблема, причем не только предмета «русский язык», но и всех остальных школьных предметов, так как в повседневной
1608
жизни людей устное общение преобладает над письменным. По мнению социологов, на него приходится до 70% времени. Задача учителей-словесников - воспитать у школьников эстетические критерии правильной речи, чтобы нарушения орфоэпических норм воспринимались так же остро, как орфографические ошибки.
Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, лексика носителей языка засоряется заимствованиями, профессионализмами и арготизмами. Речь, звучащая на радио и телевидении в значительной мере влияет на представление о правильной литературной речи. При этом нельзя сказать, что она всегда безукоризненна и нормативна, поэтому для воспитания собственной произносительной культуры необходимо учиться критически оценивать звучащую речь.
Основная цель элективного курса - повысить культуру устной речи учащихся через освоение основных особенностей произносительных стилей и овладение основными орфоэпическими нормами русского языка. Минимум теоретических знаний, приобретаемых учащимися в процессе освоения курса, включает в себя: усвоение основных орфоэпических норм современного русского языка, знание истории развития норм орфоэпии, причин отступления от них, знание фонетической природы ударения, его разновидностей и функций.
В рамках проведения данного курса среди учащихся 9 - 11 классов было проведено анкетирование. Школьникам предлагалось ответить на вопросы анкеты, целью которой было определить уровень знаний учащихся об орфоэпии и их отношение к собственному произношению и произношению окружающих. Также в качестве диагностирующего контроля были проведены орфоэпические диктанты. В качестве примера приведем некоторые из них:
- агент, августовский, аристократия, агония, баллотироваться, баловать, библиотека, буржуазия, безудержный, бескорыстный, бытие, воспринять, гектар, грушевый, группировать, госпитальный, демократия, донельзя, договор, диспансер;
- деятельность, дозвониться, давнишний, джинсовый, документ, договоренность, заговор, завидно, задолго, зимовщик, заржаветь, звонить, издавна, искра, исподволь, иначе, изобретение, изредка, исповедь, инцидент;
- пепелище, плесневеть, принудить, позвонишь, премировать, приобретение, простыня, похороны, процент, псевдоним, первообразный, пережитое, правы - права, ржаветь, разомкнутый, сантиметр, сироты, соболезнование, сажень;
- характерный (поступок), ходатайствовать, хозяева, христианин, черпать, шасси, языковый (паштет), щавель, грубо - грубы - груба, эксперт, юродивый, цеховой, шофер, еретик, продан - продано - проданы - продана.
Результаты исследований указывают на невысокий уровень владения орфоэпической культурой учащимися, что и делает правомерным обращение к этой теме. Диагностика орфоэпических норм позволяет представить картину состояния культуры речи школьников в отдельных ее характеристиках, определить способы совершенствования речи. Это необходимый этап изучения вопроса, после которого открываются перспективы дальнейшей работы.
Весь материал курса «Совершенствование орфоэпической культуры учащихся в старших классах» представлен следующими разделами: «Орфоэпия как раздел языкознания», «Орфоэпические нормы. Типичные ошибки и способы их предупреждения», «Особенности сценического произношения», «Акцентологические нормы. Типичные ошибки в постановке ударения и способы их предупреждения».
В разделе «Орфоэпия как раздел языкознания» рассматривается объем понятия орфоэпии, который и на данном этапе не является абсолютно установившимся. Так, одни ученые-лингвисты понимают орфоэпию как совокупность норм произношения, другие относят к этому разделу языкознания и нормы ударения, интонации и правила образования некоторых грамматических норм. Наряду с этим учащиеся знакомятся с историческим аспектом изучения русской орфоэпии. Прослеживается развитие произносительных норм, которые сформировались в окончательном виде во второй половине XIX века на основе московского говора, обращается внимание на труды исследователей указанной темы. Особое внимание необходимо уделить практической значимости орфоэпии: неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла высказывания, заставляют его обращать больше внимания на внешнюю, звуковую сторону речи и тем самым препятствуют общению.
Изучение раздела «Орфоэпические нормы. Типичные ошибки и способы их предупреждения» начинается с рассмотрения вопроса орфоэпической нормы и ее вариантности. При этом особо подчеркивается важность правильности речи, то есть соблюдения норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца. Известно, что русский литературный язык, как и любой другой, обладает определенным набором нормативных указаний, принятых не только в словоупотреблении, образовании грамматических форм, но и в произношении. Учащиеся знакомятся с орфоэпическими нормами в процессе изучения следующих тем: «Основные нормы произношения в области гласных звуков», «Основные нормы произношения в области согласных звуков», «Произ-
1609
ношение некоторых грамматических форм», «Произношение заимствованных слов». Необходимо также уделить внимание вопросу о причинах отступлений от орфоэпических норм. Следует отметить, что для носителей русского языка отступления от литературного произношения имеют, как правило, два источника -письмо и родной говор. И если все реже приходится говорить о влиянии диалектных произносительных особенностей, то побуквенное произношение продолжает достаточно сильно сказываться на произношении отдельных слов.
В разделе «Особенности сценического произношения» представлены темы «Русское сценическое произношение» и «Изобразительно-выразительная роль произношения», которые самым непосредственным образом связаны между собой. Всякий человек использует язык не только в качестве средства передачи информации, но с его помощью при необходимости создает комический эффект или вызывает у слушающего эстетическое чувство, дает возможность насладиться самой формой высказывания. В современной русской речи существует множество приемов орфоэпической игры, в основе которой могут лежать: явления разных подсистем национального языка (просторечие и диалект), акцент, псевдолитературное произношение, детская речь и др. Надо отметить, что владение этими приемами особенно важно для представителей театрального искусства. Для драматического театра живое слово является основным средством воздействия на зрителей. Поэтому культуре устной речи в театре уделяется большое внимание. Именно сценическая речь в течение нескольких десятилетий служила образцом, а сценическое произношение считалось эталоном.
При изучении темы «Дикторские информационные передачи телевидения и радио» учащиеся наблюдают за произносительными особенностями в речи дикторов, что способствует воспитанию орфоэпической культуры. Но в связи с тем, что в последнее время во многих информационных программах телевидения и радио чаще выступают комментаторы, речь которых, к сожалению, не всегда является эталоном, целесообразно на первых порах сосредоточиться на речи дикторов. На втором этапе работы можно приступить и к анализу речи комментаторов с точки зрения соблюдения ими норм произношения и ударения.
Особенный интерес для учащихся представляет заключительный этап работы над этой темой - конкурс на лучшего ведущего теленовостей. Школьники получают задание подготовить свое выступление по одной из предложенных тем: «Новости политики», «Экономический об-
зор», «Заметки об искусстве» и др. Учитель предоставляет список слов, которые могут использоваться учащимися. Наиболее подготовленные ученики самостоятельно отбирают материал, вызывающий затруднения с точки зрения произношения. Непременным условием правильно выполненного задания должно стать соблюдение орфоэпических и акцентологических норм в процессе выступления. В ходе выполнения этого задания учащимися были подготовлены тексты, некоторые из них приводятся ниже:
1) «Если зайти в библиотеку и открыть каталог об искусстве, то вам любой эксперт скажет, что можно совершить экскурс в историю. Тут и акрополь - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, служившая гражданам во время войны. И амфора - античный сосуд из глины с узким горлом и двумя ручками. Если перейти к истории нашей страны, то здесь была развита иконопись. С помощью икон священники совершали таинство крещения и другие. Сами иконы для верующих до сих пор являются фетишем - предметом, наделенным сверхъестественными свойствами...».
2) «На днях был произведен арест руководства крупной компании, владеющей нефтепроводом. Валовой оборот этой компании составил несколько миллиардов евро. В связи с этим их акции резко упали в цене. Исследования определенных служб показали, что нефть данной компании продавалась втридорога.».
3) «В городском музее открыта выставка древнегреческой культуры. В частности, особого внимания заслуживает недавно найденная при раскопках акрополя амфора. Эксперты оценивают ее стоимость в один миллион долларов. Отличительная особенность находки состоит в том, что амфора расписана иконописью и практически не имеет повреждений. Данное изделие включено в каталог самых древних находок. Посетители выставки проведут незабываемый досуг и смогут совершить экскурс в культуру древних народов мира. »
Материал, рассматриваемый в разделе «Акцентологические нормы. Типичные ошибки в постановке ударения и способы их предупреждения», традиционно вызывает у учащихся наибольшие трудности в силу того, что правила постановки ударения составляют один из наименее изученных и нормированных разделов теории русского языка. Действительно, нормализация русского ударения долгое время оставалась нерешенным вопросом. Но в последние десятилетия появились серьезные теоретические исследования в области исторической и современной акцентологии (работы Р.И.Аванесова, В.В.Колесова, В.Л.Воронцовой и др.), благодаря чему тенденции постановки ударения получили научное объяснение. В настоящее время издано немало словарей и справочников, регламентирующих современное русское ударение. В рамках данного курса учащиеся не только знакомятся с особенностями орфоэпических словарей, но и включаются в активную работу с ними в поисках
1610
лингвистического материала, необходимого для решения поставленных перед ними задач. Это позволит расширить лингвистический кругозор обучаемых, будет способствовать формированию навыков работы со справочной литературой.
К сожалению, обучающиеся очень неохотно прибегают к помощи словарей данного типа. Если произнесение слова вызывает затруднение, то 56% опрошенных учащихся произносят его так, как им кажется более правильным; 18% - о правильном варианте произношения спросят у учителя русского языка, 26% - обратятся к словарям. Интересен тот факт, что 25% учащихся никогда не обращаются к словарям для проверки правильности произношения и выбора места ударения в словах. 67% делают это изредка, и только 8% школьников регулярно сверяют произношение со словарем. В связи с этим становится очевидной необходимость активизации работы с орфоэпическими словарями и справочниками. В школьную практику целесообразно вводить разнообразные упражнения, способствующие формированию орфоэпических умений и навыков. Некоторые из них предлагаются ниже:
1) С помощью орфоэпического словаря объясните произношение следующих слов: атеизм, лассо, музей, счет, ритор, укупоренный, эгоистический.
2) Произнесите данные слова, делая акцент на мягкости-твердости согласного перед [э]: антитеза, академия, атеист, девиз, дельта, декорация, декрет, интервью, кашне, метрополитен, конкретный, крейсер, модель, музей, неологизм, отель, партер, пресса, пюре, теннис, термос, текст, энергия.
3) Расставьте ударения в данных слова, пользуясь словарями-справочниками: аристократия, баловать, дозвониться, донельзя, заржаветь, каталог, коклюш, красивее, мастерски, намерение, обеспечение, облегчить, осведомить, сливовый, торты, туфля, принудить, ходатайствовать, черпать, шавель; медикаменты, монолог, намерение, недоимка, набело, надолго, некролог, ненависть, обеспечение, озлобленный, оптовый, облегчить, одновременный, обострить, осведомиться, отчасти, памятуя, партер, приданое, пахота.
4) От данных глаголов образуйте формы единственного числа мужского и женского рода прошедшего времени. При необходимости обратитесь к орфоэпическому словарю. Объясните, почему изменяется место ударения. Понять, задать, спать, закупорить, принять, базироваться, блокировать, группировать, облегчить, ходатайствовать.1
5) Произведите сравнительный анализ 5 словарных статей с использованием орфоэпических словарей, изданных в разное время: а) Агеенко Ф.Л., За-рва М.В. Словарь для работников радио и телевидения. - М., 1984; б) Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. - М., 2005; в) Резни-ченко И.Л. Словарь ударений русского языка. - М., 2004.
1 Янченко В.Д., Костина Г.А. Упражнения по предупреждению акцентологических ошибок в речи // Русский язык в школе. - 2007. - № 3. - С. 39.
6) По орфоэпическому словарю определите правильное, неправильное, допустимое произношение и ударение в следующих словах. Благословлённый -благословенный, вдохновлённый - вдохновенный, сеченый, афера - афёра, варёный - вареный, томленый, благонадёжность - благонадежность, вёдро-ведро, увлекшийся, бытие - бытиё, планёр - планер, киоскер - киоскёр, ёрничать, никчёмный, маневры - манёвры, углубленный2.
Учащимся можно предложить вести собственные орфоэпические словарики. Заметив в речи окружающих или в своей речи произносительную ошибку, обучающийся справляется о правильности произношения этого слова в орфоэпическом словаре и заносит его в свой словарик. Для лучшего запоминания таких слов можно предложить учащимся заучивать стихотворные строки, где нормативный вариант произношения поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминаются. Например:
Ты открой энциклопедию - найдешь слово ортопедия,
Есть еще там - агрономия и, конечно, гастрономия. Их не путай с астрономией! В рифмы мы играем - слова запоминаем. Рифма к слову ария? Легко! Ветеринария. А к слову апатия? Легко! Аристократия.3
Учащиеся могут самостоятельно придумать рифмованные двустишия, которые помогут в процессе работы запомнить случаи постановки ударения в словах. В качестве примера можно привести следующие двустишия. Данный вид деятельности позволяет учащимся творчески подойти к вопросу освоения и применения на практике акцентологических норм: На кровати у меня
Накрахмаленная простыня. (Дима X.)
Детей не надо баловать:
Конфет не надо им давать. (Максим В.)
Я искал, найти не смог
Слишком толстый каталог. (Сережа К.)
Я соскучился, малыш,
Жду, когда ты позвонишь. (Данил Ш.)
Хоть Никита невелик,
Знает точно алфавит. (Женя А.)
Во дворце - апартаменты, Банты, статуи и ленты. Теплятся угли в камине, Таинство идет за ними. (Богдан И.)
2 Гац И.Ю. Работа с новыми словарями на уроках развития речи // Русский язык в школе. - 2006. - № 1. -С. 16.
3 Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. - Самара: 2005. - С. 10.
1611
На заключительном этапе элективного курса учащиеся получат представление об основных тенденциях в развитии русской орфоэпии. Современные орфоэпические нормы уже во многом отличаются от норм XIX века. Если говорить о ведущих тенденциях в развитии современного литературного произношения, то можно выделить среди них самые, на наш взгляд, важные. Первая тенденция - упрощение сложных орфоэпических правил, вторая - определенная нивелировка всех диалектных произносительных особенностей, прогрессирующая под влиянием средств массовой информации. Третья - сближение образцового произношения с написанием, объясняющееся тем, что литературный язык усваивается через письменную речь.
Программа курса представляет собой расширенный, углубленный вариант изучения вопросов, связанных с культурой устной речи, и включает темы, не нашедшие отражения в действующих базовых программах, но необходимые для речевой подготовки учащихся. Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной речи, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала. Умение говорить орфоэпически грамотно - необходимое условие в жизни общества, особенно на современном этапе, когда возрастает роль звучащего слова, когда востребованность специалистов зависит от наличия у них грамотной речи.
ELECTIVE COURSE AS METHOD OF IMPROVING ORTHOEPICAL CULTURE OF STUDENTS
© 2009 N.V.Sidorova°
Samara State University of Transport
This article considers a problem of shortage of mastery of high school students with norms of orthoepical culture. An example of solving this problem is elective course «Improving orthoepical culture of high school students» in the process teaching. According to this course the author shows the system of improving orthoepical culture of high school students.
Key word: elective course, professional teaching, orthoepie, pronunciation, questionnaires, orthoepical norms, accentological norms, normative dictionaries.
o
Sidorova Natalya Vasilevna, Post-graduate Student of Engineering Pedagogics and Culture of Business Department, Teacher of Russian and Literature, School № 64. E-mail: sidorova971 @mail.ru
1612